рефераты скачать

МЕНЮ


Шпора к канд. минимуму по философии

единств. предметом достов знания считает объекты математики. Все др.

объекты исследов. касаются только фактов, кот не могут быть доказаны

логически, а выводятся исключ. из опыта.

Опыт однако понимается идеалистически. Действительность - поток

впечатлений. Причины, порожд. эти впечатления - непознаваемы. Мы не можем

даже знать сущ. ли внешний мир. Сущ впечатления наших чувств (ощущ) и

впечатл. внутренних деятельностей души (рефлексии) От этих 2 видов

первон. ощущ зависят идеи памяти и воображ. Ни одна идея не может быть

образована без предшеств. ей впечатления.

Отношение между причиной и действием не может быть выведено ни

интуитивно ни путем док-ва. Возможно причинная связь и сущ. Возможно, что

из 2 событий, след. одно за др. , предыд событие действительно причина, а

послед. - следствие. Но так это или не так - установить невозможно. Прич.

связь если и сущ - непознаваема. Однако люди склонны делать заключения от

наблюд. в прошлом действий к подобным же действиям этих объектов в буд.

(за весной следует лето) Они действуют исходя из уверенности, что та же

посл будет и будущем.

Почему люди действ подобным образом? это р-т привычки. Однако

действие привычки никогда не может превратить наше ожидание известного

порядка в достоверность истинного знания. - скептицизм. Поток наших

впечатлений все же не хаотичен. Впечатления не равноценны и этого вполне

достаточно для ориентации в мире.

В онтологии(уч о бытии) Юм отрицает сущ категории субстанции и сводит

идею субст. к идее совокупности отдельных качеств. В ф. религии он

ограничивается единственным допущением, будто причины порядка во

Вселенной имеют определенную аналогию с чел разумом. Отвергает всякое

богословие. Религия не может быть основой морали.

b 18----------

Догматизм, агностицизм, скептицизм и научное знание.

НАУКА — особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку

объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире

. ДОГМАТИЗМ (греч. мнение, положение, решение) — неизменный,

игнорирующий конкретные условия места и времени подход к тем или иным

проблемам, оперирование догмами. Догмами называют абстрактные, оторванные

от жизни положения, к-рые принимаются за непререкаемую истину и считаются

достаточной основой для осуждения и прямого опровержения положений,

противоречащих им. Характерная черта Д.— слепая вера в авторитеты, защита

устаревших (а иногда и с самого начала ошибочных) или недоказанных

положений. Д. характерен для всякой религии. В философии он выступает как

выражение недиалектического (метафизического) мышления. Д. препятствует

развитию научной мысли, связывая ум и руки ученого, сковывая его

творчество. Догматический подход встречается и в обыденной жизни, и з

политике, когда конкретные задачи пытаются решить по неизменным, раз и

навсегда данным рецептам. В таких случаях Д. приносит и политический и

экономический вред. Д. внутри революционного рабочего движения — это отказ

от сути марксизма-ленинизма и настаивание на его букве. Он всегда играет на

руку правому ревизионизму, хотя внешне и противоположен ему. Догматики не

способны (или не желают) творчески развивать марксизм-ленинизм

применительно к новой исторической обстановке. Они изолируют марксистско-

ленинское учение от

практики, от развития естествознания и общественных наук. В политике это

ведет к сектантству, к авантюристическим действиям. Поэтому борьба против

Д. есть борьба за творческую философию, науку и за реалистическую политику,

не отрывающуюся от жизни, а учитывающую все то новое, что появляется в ней.

АГНОСТИЦИЗМ (греч. а — отрицание, gnosis — знание) — философская

установка, согласно которой невозможно однозначно доказать соответствие

познания действительности, а следовательно, выстроить истинную

всеобъемлющую систему знания. Вырастает из античного скептицизма и

средневекового номинализма. Термин введен в середине 19 в. английским

естествоиспытателем Т.Гексли для обозначения непознаваемости того, что не

может быть обнаружено непосредственно как сенсибельное (предмет

чувственного восприятия), и на этом основании ложности всего

интеллигибельного. (Следует отличать А. от античного скептицизма. В

философии скептицизма отрицается истинное как предмет мысли, т.е.

релятивизируется всякое бытие, неважно, сенсибельное или интеллигибельное.

На этом основании скептики, придерживаясь гераклитовской позиции "все

течет", предлагают употреблять вместо "существует" слово "кажется". Для А.

же характерно понимание истинного как всецело сенсибельного бытия, так что

сомневаться следует только в бытии интеллигибельном.) Традиция А. берет

начало в философии Беркли, полагающего, что человеку невозможно выйти из

своего опыта, чтобы решить вопрос об отношении этого опыта к фактам

действительности. Вслед за ним Юм выступает с последовательным отрицанием

истинного познания, начиная с критики основополагающего закона познания —

причинности, который, с его точки зрения, лишь представление,

характеризующее восприятие мира человеком. Человеческое познание, с этой

точки зрения, — цепь субъективных опытов и примысливаемых к ним

предположений, причем ставится цель свести последние к минимуму (идеал —

математическое естествознание). Юм насчитывал три "ряда опыта":

"впечатление", "вера в существование предмета", "идея". Впечатления

возникают из чувственного опыта. Повторяемость одного впечатления ведет к

вере в существование данного предмета. Идеи представляют собой наиболее

яркие впечатления. Все интеллигибельное, т.е. чисто мировоззренческие

вопросы, оказываются лишенными смысла. Например, вопрос об объективной

реальности сенсибельных предметов выходит за пределы чувственного опыта,

поэтому "спрашивать, существуют ли тела или нет, бесполезно". Немецкая

трансцендентально-критическая философия преодолевает позицию Юма, говоря не

об одном, а о двух источниках познания. Так, по утверждению Канта,

познающий субъект не может выйти не только за границы чувственного опыта,

но также и за пределы мира интеллигибельных объектов (нельзя помыслить

немыслимое). Поэтому имманентное знание необходимо дополнять знанием

трансцендентным. По сути, работа Канта по описанию познания как

выстраивания мира (феноменов) и избеганию вопрошания о мире вообще (вещь-в-

себе) лежит в русле, задаваемом Юмом. Существенный вклад в эволюцию А.

внесло "открытие" сфер, участие сознания в которых ограничено (в частности

— воля или бессознательное, интуиция). А. развивается в позитивизме,

неопозитивизме и постпозитивизме как конвенциализм — признание, что

невозможно "проверить" понятие на практике, оно — функция от соглашения

сообщества познающих, а не от факта действительности. Традиция позитивизма,

порывая с метафизикой, продолжает линию юмовского А. Идеалом истинного

знания позитивизм провозглашает опытное познание естественных наук, отрицая

гносеологическую ценность интеллигибельных объектов. Прагматическая

философия и критический реализм рассматривают истину как произведение

нерефлексивной веры. Крайней степени А. достигает в современной философии,

призывающей отказаться вообще от понятия реальности и рассматривать только

различные модификации человеческого сознания и языка в их относительности.

СКЕПТИЦИЗМ — (1) — античный — древнегреческое учение, впервые

обоснованное Пирроном из Элиды в конце 4 в. до н.э. Пиррон впервые придал

систематически законченную форму издавна распространенным в Древней Греции

сомнениям в познавательной ценности чувственности (Гераклит: "глаза и уши —

фальшивые свидетели"; Демокрит: "результаты ощущений темны", "это просто

мнение, а не истинно существующее"; софисты с их субъективизмом и т.п.). К

скепсису подобного рода Пиррон добавил моральный и логический С., заявляя,

что никогда не может быть рационального основания для того, чтобы

предпочесть один порядок действия другому. Став философским учением, С.

превратился из простого сомнения в сомнение догматическое. Дело Пиррона

продолжил его ученик Тимон, после смерти которого в Афинах в 235 до н.э.

его доктрина была подхвачена и развита Академией, продолжившей свою работу

и после кончины ее основателя — Платона (Аркесилай, Карнеад, Клитомах — все

эти философы-скептики находились во главе Академии, которая только в 69 до

н.э. перестала быть скептической). Большой вклад в дело последующего

возрождения С. в качестве самостоятельного философского направления в 1 в.

до н.э. внес уроженец Крита Энесидем, оказавший влияние на известного поэта

Лукиана (2 в.) и Секста Эмпирика — единственного философа-скептика

древности, труды которого дошли до наших дней. Согласно Диогену Лаэртскому,

С. отрицал возможность достоверного знания и не верил в возможность

рационального обоснования нравственных норм. Не сомневаясь в существовании

явлений, скептики считали, что только они и обладают достоверностью, однако

при этом отвергали возможность выведения с достаточной долей обоснованности

причин этих явлений. Для позднего С. была характерна резкая направленность

против концепции истины, единственным критерием которой он считал

видимость: "все лишь кажется", — говорит скептик, противопоставляя друг

другу ощущаемое (видимое) и мыслимое. Своего рода аргументами против

возможности достоверного знания стали знаменитые тропы (или обороты)

скептиков, выдвинутые Энесидемом и применявшиеся им ко всему мыслимому и

ощущаемому с целью показать, что данная мысль (или ощущение) — не более чем

просто видимость, что она такова "не в себе", а лишь в отношении к чему-то

другому. С. добился больших результатов в искусстве обнаружения

противоречий с помощью тропов, многие из которых были направлены против

обыденной веры в непосредственную истинность вещей; что же касается более

поздних тропов, приписываемых Диогеном Лаэртским Агриппе, то для них

характерна направленность против мышления и используемых им научных

понятий. Среди ранних тропов можно упомянуть такие, как троп о различии

организации животных, из-за чего у них возникают самые различные

представления об одном и том же предмете; троп о различии между людьми,

тесно связанный с предыдущим и продолжающий его основную идею; троп о

различном устройстве органов чувств; троп о различии условий в одном и том

же человеке в зависимости от переживаемого им состояния; троп о занимаемых

нами различных положениях, расстояниях и местах, из-за чего из каждого

пункта предмет кажется иным; троп, касающийся области этического, согласно

которому нравственное одновременно и не нравственно, т.к. в одном месте оно

признается таким, а в другом нет. Среди поздних тропов можно назвать

следующие: троп о расхождении во мнениях философов: сколько философов —

столько философий, значит истинной философии нет и быть не может; троп о

впадении в бесконечный прогресс, показывающий что то, что приводится для

обоснования какого-либо утверждения, само, в свою очередь, всегда нуждается

в обосновании и так до бесконечности; троп об относительности всех

определений, согласно которому предмет нашего утверждения таков, как его

мыслит субъект, а не таков, как он сам по себе; троп о предположении,

направленном против принятия какого-либо принципа без доказательств, т.е. в

качестве аксиомы; троп о взаимности или о круге в доказательстве и др. Эти

тропы С. очень умело направлял против древних философов, называя их

догматиками, т.е. утверждавшими что-либо в качестве абсолютной истины. Они

демонстрируют наличие высочайшей диалектической культуры мысли у философов-

скептиков, которые вплоть до 3 в. оказывали влияние на интеллектуальную

мысль древнего мира. После этого С. постепенно уходит со сцены европейской

культуры (как потом окажется, не навсегда), уступая место более

соответствующим духу времени школам и направлениям, ищущим более прочных —

положительных — мировоззренческих ориентиров в обществе, постепенно

усваивающем догматические религии и идеи спасения. (2) — Ренессансно-

просветительский С. — установка на ментальное противостояние авторитету

традиции (Монтень, П.Бейль, Декарт, Вольтер, Дидро, Руссо и др.). В отличие

от античного С. фундирован пафосом рационализма. (3) — В философии Юма —

сомнение в бытии объекта (в от- t личие от онтологически артикулированной

"вещи в себе" Канта

2. Атомизм Левкиппа и Демокрита. Демокрит о человеке, мудрости, культуре.

Предпосылкой атомизма (А) была потребность дать матер. объяснение

наблюдаемых свойств вещей - их множества, движения и изменения. Зенон,

доказавший бесконечную делимость вещей, пространства и времени, привел к

неустранимым противоречиям, при попытках обосновать реальность множества,

раздельность вещей и их подвижности. Учение А. явилось ген. попыткой

разрешения этих трудностей. А. предполагали сущ. беск. мн-ва телесных

частиц, они допускали сущ. пустоты в кот. происх. движ. частиц и отрицали

за частицами возм. делиться до бесконечности, видели в них непроницаемые

атомы.

Согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не

бесконечно) кол. частиц - весьма малых, но в силу своей неделимости не

обращающихся в ничто, уже не может расматриваться как беск. большая и в то

же время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона. Таким образом был

разрешен кризис, вызванный критикой Зенона.

Основатель А. - Левкипп. Все состоит из мельчайших недел. частиц и пустоты.

Продолжатель А. - Демокрит (460 -370 гднэ). Имеются труды охватывающие

вопросы ф., логики, психологии, этики, политики, педагогики, теор.

искусств, языкознания, математики, физики, космологии. Исходное положение

А. системы - сущ. атомов и пустоты, образующих своим бескон. многообр.

соединениями все сложные тела. Следовательно, одной из гл. предпосылок его

учения: Ощущения представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник

познания.

Недостаточные и неточные свидетельства ощущения исправляются более тонким

усмотрением ума. Так атомы и пустота невидимы, но их сущ.удостоверяются

основанным на чувств. наблюдениях размышлением. Д. отличает то, что сущ. во

мнении от того, что сущ. в действительности. Однако Д. не отрицает

реальность чувств. воспринимаемого. В данном случае Д. говорит о том, что

ф. занимается изучением не того, что известно всем, а того, что лежит в

основе всего, образует его причину. Д. не согласен с тем, что чувств.

восприятия качеств совпадают с самими качествами.

Д. допускает, что атомы различ. по форме порядку и положению. Он

отрицает наличие целесообразности в природе. Д. распостраняет А. учение на

учение о жизни и душе. Жизнь и смерть орг. сводится к соед. и разложению

атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение.

Душа не бессмертна. Основа познания - ощущения. Идеалом Д. явл. жизнь,

обеспеченная общим законом и порядком. Важнейшее условие - разделение

труда. Этические воззрения - разумное наслаждение жизнью состоит в светлом

и спок. состоянии души, обусловленном согласием с прир., исполнением долга,

мерой во всем. Умение доходить до такого сост. дает обучение, кот. Д. не

отделяет от воспитания без кот. не могут быть достигнуты ни искусство, ни

мудрость.

Предпосылкой атомизма (А) была потребность дать матер.

объяснение наблюдаемых свойств вещей - их множества, движения и изменения.

После Зенона, доказавшего будто гипотеза о бесконечной делимости вещей,

пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам,

всякая попытка обосновать реальность множества, раздельности вещей и их

подвижности должна была считаться с этим. Учение А. явилось ген.

попыткой разрешения этих трудностей. А. предполагали сущ. беск. мн-ва

телесных частиц, они допускали сущ. пустоты в кот. происх. движ. частиц и

отрицали за частицами возм. делиться до бесконечности, видели в них

непроницаемые атомы.

Согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма

большого (но не бесконечно) кол. частиц - весьма малых, но в силу своей

неделимости не обращающихся в ничто, уже не может рассматриваться как беск.

большая и в то же время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона.

Таким образом был разрешен кризис, вызванный критикой З.

Основатель А. - Левкипп.(рожден в Милете). Все состоит из

мельчайших недел. частиц и пустоты.все происходит в силу закона причинности

и достаточного основания. Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все

возникает в силу необходимости и на каком-то основании.

Продолжатель А. - Демокрит (460 -370 ггднэ). Родился во

фракийском городе Абдерах. Побывал в странах востока. Имеются труды Д.

охватывающие вопросы ф., логики, психологии, этики, политики, педагогики,

теор. искусств, языкознания, математики, физики, космологии. Активный

приверженец раб. демократии. Исходное положение а. системы - сущ.

атомов и пустоты, образующих своим бескон. многообр. соединениями все

сложные тела. Следовательно, одной из гл. предпосылок его учения явл.

взгляд по которому ощущ. представляют хотя и недостаточный, но необходимый

источник познания. Недостаточные и неточные свидетельства ощущ.

исправляются более тонким усмотрением ума. Так атомы и пустота невидимы, но

их существование удостоверяются основанным на чувств. наблюдениях

размышлением. Д. отличает то , что сущ. во мнении от того, что сущ. в

действительности. "лишь в общем мнении сущ сладкое, в мнении - горькое, в

мнении - теплое, в мнен. - холодное, в м. - цвет, в действительности же

сущ. только атомы и пустота." Однако Д. не отрицает реальность чувств.

воспринимаемого. В данном случае Д. говорит о том, что ф. занимается

изучением не того, что известно всем, а того , что лежит в основе всего,

образует его причину. По-видимому Д. не согласен с тем, что чувств.

восприятия качеств совпадают с самими качествами. Атомы суть всевозм.

мал. тела, не имеющие качеств, пустота же - метод, в котором все эти тела,

в течении всей вечности носясь вверх и вниз, или сплетаются между собой,

или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и снова сходятся

в такие соединения, и таким образом они производят и все прочие сложные

тела и наши тела, и их состояния и ощущения.

Для объяснения реального многообразия действительности Д.

допускает, что атомы различ. по форме порядку и положению. Эти отличия и

лежат в основе всех наблюд. отличий. Ни одно из них следов. не явл.

беспричинным. Он отрицает наличие целесообразности в природе. Зародыши

учения о первичных и вторичных качествах вещей. Свойства горько, сладко и

т.д. существуют условно, не по природе самих вещей. Не отличал причинность

и необходимость, поэтому отрицал случайность, рассматривая ее как результат

незнания.

А. учение распространяется Д. на учение о жизни и душе. Жизнь и

смерть орг. сводится к соед. и разложению атомов. Душа состоит из огненных

атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна.

Основа познания - ощущения. От вещей отделяются "видики" -

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.