рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалка по философии

степень зрелости. Количество и качество находятся в тесном единстве друг с

другом. Они не просто различны, они противоположны по своим свойствам. Эта

противоположность выражается в том, что качественные изменения затрагивают

свою систему - выход за рамки своего бытия. Количественные изменения

происходят в рамках этого материального объекта. Качественные изменения

происходят резко, количественные - постепенно. Качество более постоянно.

Количество - то же самое качество, но с точки зрения формы его проявления.

Количество это момент качества. Качественные изменения в одном отношении

буду выступать как качественные, в другом - как количественные. Взаимные

переходы количества и качества проявляются в деньгах, где лучшее качество

денег - их количество. Количество вещи так же объективно, как и качество.

Взаимосвязь количества и качества проявляется в понятии МЕРЫ. Постоянно

происходят количественные изменения, и в определенном интервале они не

влекут возможных качественных преобразований. Понятие меры отражает

границы, амплитуду количественных изменений, где качество сохраняется.

Рамки, выход за которые вызывает качественные изменения называется

границами меры. Если количественные изменения переходят в качественные

начально, а потом делается наоборот, то кто зафиксирует это "потом"? В

диалектике все это происходит одновременно. ПЕРЕХОД - взаимодействие

количества и качества. Где есть взаимодействие бессмысленно говорить о

первичности чего-то, что во что в начале переходит. У Гегеля переход был

количество в качество, а качество в меру. Переходили сами понятия и понятия

рождали мир. А Маркс показал, что это законы не мирового духа, а законы

объективной реальности + человеческого познания. Качество изменяется

скачками, при всем разнообразии скачков их можно подразделить на 2 типа:

когда качество изменяется резко взрывом, а второй когда качество меняется

постепенно. СКАЧЕК - перерыв постепенности в развитии, единство бытия и не

бытия, ситуация, когда система уже не та, но еще и не эта. Итак данный

закон позволяет раскрыть механизм развития. Однако существует определенная

направленность и источники развития. На вопрос, что является источником

развития отвечает закон ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ. Он

утверждает, что источником развития является разрешение противоречий.

Источники развития, таким образом, находятся в самих материальных системах,

и эти системы называют саморазвивающимися. Эти противоречия носят

объективный характер, они существуют не зависимо от человека. Противоречие

действует во всех предмета постоянно - всеобщность закона. Есть

противоречия между притяжением и отталкиванием, + и -, ассимиляцией и

диссимиляцией, наследственностью и приспособлением, производительными

силами и производственными отношениями. Этот закон характеризуется такими

категориями: тождество, различие, противоположность, противоречие, единство

и борьба. ТОЖДЕСТВО - категория характеризующая равенство одинаковость

предмета с самим собой или между предметами. РАЗЛИЧИЕ - одна из форм

проявления противоречий. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ - противостоящие друг другу

силы, стороны, тенденции развития (примеры: север - юг, "+" - "-").

ПРОТИВОРЕЧИЕ - отношение между двумя противоположностями. Для

взаимодействия этого закона характерно 2 основных момента: единство и

борьба. Противоположности, в отличии от различных вещей, всегда

одновременно взаимно предполагают и взаимно отрицают. Им характерно

одновременное предположение и отрицание. Противоречие - способ

существования действительности. БОРЬБА - форма связи противоположностей в

противоречии. Борьба - активный процесс взаимодействие в рамках единства.

Единство противоположностей означает обоюдную их принадлежность к одной и

той же сущности. Это их взаимное полагание. их взаимная не разделенность.

Развитие по этому закону проходит ряд этапов: тождество, различия, они дают

противоположность и противоречие которое проявляется в форме

несоответствия, потом в форме несовместимости. Если вещи присуща

противоположность, то эта вещь находится в противоречии с самой собой, и то

же самое о вещи в мысли. В процессе существования и развития любого явления

происходит раздвоение его на противоположные части. Этот подход Маркс

применил к капиталистическому способу накопления как прибавочная стоимость.

Он взял за основу товар и применив диалектику, показал, что товар содержит

в себе противоречие, т.к. он содержит потребительную и меновую стоимость.

Он может меняться на другой товар и выступает как определенный эквивалент и

возникают деньги. И товар раздваивается на товар и деньги. Это двоякое

состояние товара развивается в различие, противоположность и противоречие.

Единство и противоположность вещи это единство того, что она есть и того,

что она не есть, в каждый момент, ибо существовать можно только через

отрицание своих форм. Разрешение противоречий носит объективный характер,

можно закрыть глаза на разрешение противоречий, но устранить противоречие

нельзя. Разрешение определенного противоречия никогда не может привести к

состоянию свободы от противоположности. Противоречия есть всегда. Всякое

единство противоречий относительно, а борьба абсолютна. Т.к. этот закон

носит всеобщий характер, то он распространяется на все: объективную

реальность, природу, общество, мышление человека (субъективную реальность),

сам на себя (т.к. это закон диалектической логики). Диалектические

противоположности характеризуют так же логический принцип познания. Мыслить

противоречиями - это и есть высшая стадия развития. Разум мыслит

противоречиями, а рассудок на уровне домашнего обихода мыслит понятиями,

или образами. От источника развития (единство и борьба противоположностей)

логика человеческого познания переходит к НАПРАВЛЕННОСТИ РАЗВИТИЯ, что

характеризуется законом отрицания отрицаний. Закон отрицания отрицаний

включает в себя ряд отрицаний. И диалектическое отрицание отличается от

обыденного отрицания.

7.3 Диалектика взаимодействия и противодействия, развитие общества.

Революционаризм и реформизм как типы политического менталитета.

Последовательно пользуясь основными законами диалектического

материализма, общество неизбежно находит импульсы своего развития и

движения в себе самом, в порождаемых им противоречиях, что находит

объяснение в законе единства и борьбы противоположностей, который гласит:

развитие объективной реальности и процесс ее познания, все формы

человеческой активности осуществляются путем раздвоения единого на

различное и противоположное, а взаимодействие противоположных сил, с одной

стороны, характеризует определенную систему как единое целое, а с другой -

составляет внутренний импульс ее развития. Жизненный путь всех конкретных

систем проходит через драматическое испытание противоречиями.

Противоречие - это определенный тип взаимодействия различных и

противоположных сторон, свойств, тенденций в составе той или иной системы

или между системами, процесс столкновения противоположных стремлений и сил.

Предельным случаем противоречия является конфликт. Сами по себе

противоречия без их разрешения не приводят к развитию, они являются его

необходимым, но не достаточным условием. Противоречие как источник развития

действенно только вместе с его разрешением.

Существует два главных типа развития объектов на основе заложенных в

них противоречий, а также обусловленные ими два главных способа разрешения

последних: антагонистический и гармонический. Понятие гармонии предполагает

стремление к разумному компромиссу и полное слияние на основе некоторого

общего начала, доходящее до полного слияния. Антагонистические

противоположности, образуя единство, обладают вместе с тем относительной

самостоятельностью: они качественно и количественно неравнозначны, играют

разную роль в составе целого, при этом одна из сторон нередко задает тон в

процессе развития, будучи ведущей силой. Это отчетливо видно на примере

развития общества и формы его существования - государства.

Государство - это организация политической власти экономически

господствующего класса. Поскольку этот класс выступает от имени всего

общества, постольку его политическая организация есть и форма организации

общества в целом и постольку его деятельность включает два момента:

выполнение общих дел и специфические функции, вытекающие из

противоположности интересам народа.

Революционаризм - политическое течение, выражающее совокупность

объективных условий, отражающих экономический и политический кризис данного

общественного строя и определяющее возможность социальной революции.

Реформизм - отрицание политической борьбы, способной привести к обвалу

системы, проповедует сотрудничество классов.

Оба подхода имеют преимущества и недостатки.

Революционаризм разрешает противоречия быстро но зачастую этот путь

сопровождается большими человеческими жертвами.

Реформизм действует аккуратно и осторожно но часто слишком долго.

Нормальный способ существования государства это, очевидно, реформизм

т.е. граждане государства развиваются не антагонистически. Но если скорость

разрешения противоречий уж очень низка возможен переход к революционному

развитию.

Таким образом реформизм содержит в себе революционализм и наоборот.

Несколько слов о менталитете. Как следует из предыдущих рассуждений

политический менталитет это осознание массами того как надо вести жизнь в

обществе. Грубо говоря это обоснованное понимание пути развития общества.

8.1 Идеалистическая философия Платона: теория идей, теория познания и

диалектика. Учение о государстве.

Платон (428/427-348/347 до н.э.) - ученик Сократа, основатель

объективного идеализма, автор свыше 30 философских диалогов (“Софист”,

“Парменид”, “Госидарство” и т.д.). Широко использовал учения пифагорейцев,

Парменида, Гераклита и, конечно же, Сократа. Развил теорию о существовании

бестелесных форм вещей, которые называл “формами” или “идеями” и

отождествлял с бытием. “Идеям” Платон противопоставлял небытие,

отождествляемое с материей и пространством. Чувственный мир, по Платону,

как порождение бытия и небытия занимает срединное положение между ними.

“Идеи” вечны, занебесны, не возникают и не погибают, безотносительны, не

зависят от пространства и времени. Чувственные вещи преходящи,

относительны, зависят от пространства и времени. В центре космологии

Платона учение о “мировой душе” - душа заключена в темницу нашего тела, но

способна к перевоплощениям. Платон различал виды познания в зависимости от

различий познаваемых предметов. Достоверное познание возможно только об

истинно сущих “видах”. Источником такого познания служат воспоминания

бессмертной души человека о мире идей, созерцаемом ею до вселения в

смертное тело. О чувственных вещах и явлениях возможно не знание, но только

вероятное мнение. Между идеями и чувственными вещами Платон поместил

математические объекты, доступные рассудочному познанию. Метод познания-

диалектика, под которой Платон понимал двойной путь: восхождение по

ступеням обобщения понятий вплоть до высших родов и обратное нисхождение от

самых общих понятий к понятиям все меньшей общности. При этом процесс

нисхождения касается только “видов”, но не самих чувственных единичных

вещей. По своим политическим взглядам Платон был представителем афинской

аристократии. В учении об обществе изобразил идеальное аристократическое

государство, существование которого основано на рабском труде (“Законы”):

государством правят “философы”, охраняют “стражи”, ниже обоих этих групп

граждан -”ремесленники”. По словам Маркса, утопия Платона была идеализацией

кастового строя Египта, но при этом Платон гениально понял роль разделения

труда в образовании греческого “полиса”. Учение Платона играло видную роль

в эволюции идеалистической философии и сохраняет свою актуальность до наших

дней.

2 Объективная и субъективная диалектика. Единство диалектики, логики и

теории познания.

Д. - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и

мышления. Уже античная философия подчеркнула изменчивость всего

существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в

этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит).

Первоначально этим термином обозначались: 1) способность вести спор

посредством вопросов и ответов; 2) искусство классификации понятий,

разделения вещей на роды и виды. Аристотель считал изобретателем Д. Зенона

Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке

мыслить понятия движения и множества. Сам Аристотель отличает “Д. “ от

“аналитики “ как науку о вероятных мнениях от науки о доказательствах.

Платон считал противоречие необходимым условием для побуждения души к

размышлению, поскольку само бытие едино и множественно, вечно и преходяще,

покоится и движется. Развитие Д. продолжили неоплатоники (Плотин, Прокл). В

схоластике Д. стали называть формальную логику, противопоставленную

риторике. В эпоху Возрождения диалектические идеи о “совпадении

противоположностей “ выдвигают Николай Кузанский и Бруно. В новое время,

несмотря на господство метафизики, Декарт и Спиноза (первый - в своей

космогонии, второй - в учении о субстанции как о самопричине) дают образцы

диалектического мышления. В 18 в. во Франции Руссо исследует противоречия

как условие исторического развития, Дидро, кроме того, - в современном

общественном сознании. Первыми пробили брешь в метафизике Лейбниц в своем

учении о саморазвитии монад и о противоречивом единстве принципов познания

и Кант, который указал на значение противоположных сил в физическом и

космогоническом процессах, ввел - впервые после Декарта - идею развития в

познание природы. В теории познания Кант развивает диалектические идеи в

учении об “антиномиях “. Позже в теории познания ( “Наукоучение ) Фихте

развил “антитетический “ метод выведения категорий. В отличие от

абстрактных определений рассудка Д., по Гегелю, есть такой переход одного

определения в другое, при котором обнаруживается односторонность и

ограниченность этих определений, т.е. они содержат отрицание самих себя.

Поэтому Д., согласно Гегелю, есть “движущая сила всякого научного

развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который

вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость... “. Маркс с

Энгельсом построили Д. на основе материалистического понимания

исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов,

происходящих в природе, обществе и мышлении. В научной Д. органически

сочетаются законы развития как бытия, так и познания, ибо они по своему

содержанию тождественны, отличаясь только по форме. Поэтому

материалистическая Д. есть не только “онтологическое “, но и

гносеологическое учение, и логика, рассматривающие мышление и познание в

становлении и развитии. В этом смысле и теория познания рассматривается как

обобщенная история познания и каждое понятие, каждая категория, несмотря на

свой предельно общий характер, отмечены печатью историчности. Объективная

диалектика описывает связи и ютношения которые имеют место в материальном

мире. О.д. это диалектика вещей. ( Первична ) Субьективная диалектика сам

диалектический процесс мышления. С.д. это диалектика идей. ( Вторична )

Логика это способ существования человеческого мышления. Диалектика это

метод с помощью которого человек получает мнение ( знание ) по какому либо

вопросу или предмету. Теория познания это теория оюъясняющая как происходит

движение человека от незнания к знанию. ействительнос

3 Общество как саморазвивающаяся система. Понятие общественного

производства.

О. - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности

людей. В более узком смысле слова О. может рассматриваться как конкретное

О. в единстве его общих, особенных и единичных признаков. Становление

общества - сложный и длительный процесс. Решающим фактором возникновения

общества стал труд. О. - не просто совокупность людей, в одно целое их

объединяет человеческая деятельность в различных ее видах, и прежде всего

материально-производственная. На такой основе возникают общественные

отношения, в первую очередь производственные, служащие формой осуществления

этой деятельности и закрепляемые в различных социальных институтах.

Отражением всего этого служит общественное сознание, играющее активную роль

в социальных процессах. Производство-понятие, характеризующее специфически

человеческий тип обмена веществ с природой - процесс активного

преобразования с целью создания необходимых материальных условий для своего

никчемного существования. В отличие от наивных зверюшек, поедающих травку и

друг друга, человек все это сначала производит. Для этого необходимы три

элемента: предмет природы, средства труда и собственно труд. П. всегда

носит общественный характер, и потому, что людям неохота геморроиться в

одиночку, и потому, что производя необходимое для жизни, люди косвенным

образом производят и общественные отношения, и самих себя, как социальных

элементов с мизерными способностями и непомерными потребностями.

Материальное производство, имеющее, по Марксу, давлеющее, в отличие от

духовного, являющегося другой стороной единого общественного П., значение,

включает в себя два рода отношений: отношение людей к природе

(производительные силы) и отношение людей друг к другу (производственные

отношения). Взаимодействие этих двух сторон определяется законом

соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных

сил. П. всегда существует как исторически определенный способ производства.

П. и потребление это два различных полюса общественной жизни, определяющим

в этом взаимодействии является П., которое не только создает предмет

потребления и определяет способ потребления, но и служит основой появления

и развития человеческих потребностей. Производство связано с потреблением

через распределение, которое зависит от характера существующих

производственных отношений. В классово антагонистических обществах

владельцы средств производства присваивают себе прибавочный продукт, а

трудящиеся массы (вот - так лексическая находка!) довольствуются малым.

Впрочем иногда и не довольствуются, и тогда держись. Общество как способ

существования человечества принципиально несводимо к арифметической сумме

своих граждан. Т.е. общество не механическое объединение людей.

Следовательно и развитие общества несводимо к развитию как конкретного

человека так и человека вообще. Развитие общества представляет собой прежде

всего процесс развития общественного производства. Общественное

производство основа любого общества. Само общество и возникло только как

объединение людей для совместного преодоления определенных трудностей, для

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.