рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалка по философии

отношения пространственного сосуществования и временной последовательности.

Из того, что два явления следуют друг за другом, нельзя еще вывести

заключение, что первое явление может быть причиной второго, а второе

следствием первого. (“Ро51 1юс” не означает еще “ргор1ег Ьос”. “После” еще

не означает “потому”.)

Если Беркли, как мы уже видели, причинно-следственные отношения

интерпретирует в теологическом духе, то Юм в полном соответствии с

принципами своего агностицизма причинность как таковую в целом отрицает.

Исходя из своих суждений, он приходит к скептическим воззрениям на

возможности и способности человеческого разума вообще: “Результатом все и

философии, с которым мы встречаемся на каждом шагу несмотря на все наши

усилия избежать его,

о “реальных вещах”, он не признает существования предметов вне нашего

опыта; он лишь хочет этим подчеркнуть, что предметам, с которыми мы

встречаемся в опыте, мы приписываем внешнее существование. “Реальные вещи”

образуются из наших впечатлений и вне опыта не существуют, однако мы

убеждены в их существовании как в чем-то реальном, независимом от сознания.

Юм, в отличие от Беркли не отрицает, скорее утверждает вероятность

того, что вне нашего сознания существует реальность, которую мы однако не

знаем. При исследовании отношений между “идеями” мы приходим к

утверждениям, которые получаем либо при помощи интуиции, либо посредством

доказательства. Теорема квадрат гипотенузы равен квадратам катетов”

выражает отношения между сторонами. Теорема “трижды пять равно половине

тридцати” выражает отношения между этими числами. К заключениям такого рода

мы приходим при помощи лишь одного мышления независимо от существующих

вещей. Истины, доказанные Евклидом, были бы справедливы и тогда, когда в

природе не существовало бы ни круга, ни треугольника”. По существу речь

идет о таких утверждениях, которые в терминах современной логики можно

определить как аналитически или логически истинные.

Существует и другой уровень познания, связанный “реальными вещами”:

“Реальные вещи другой предмет человеческого разума познаются иначе; наша

уверенность в их истине велика, но не столь, как в первом случае. Всегда

возможна противоположность этой реальной вещи, она же сама не может

содержать противоречие, и можно легко и зримо представить ее так, как бы

она соответствовала действительности. Тезис, что солнце завтра не взойдет,

представляется не менее понятным и содержит не более противоречия, чем

утверждение, что оно взойдет. Напрасно бы мы пытались доказывать его

неистинность. Эта идея охватывает определенную часть объективного познания.

Юм осознает ограниченность суждений, полученных при помощи эмпирической

опирающейся на чувственные данные неполной индукции. Однако этот факт он

интерпретирует агностически.

Несмотря на свои скептические и агностические взгляды, Юм не отвергал

реальность определенного человеческого прогрессивного познания. Поэтому в

делах “текущей жизни” (но не в области философии, где речь идет о познании

наиболее глубоких принципов) он склонялся к определенному преодолению

противоречия между принципами своей философии и здравым смыслом. Коли мы

ожидаем, что предмет, лишенный опоры будет падать на землю, мы не действуем

в соответствии с глубоким и последовательным философским познанием, но наше

ожидание основано на том, что мы с этим фактом уже не раз встречались, т е.

по привычке. Если мы будем подходить к делу с позиции философии, то “разум

не сможет даже при помощи самого тщательного поиска и исследования найти

следствие мнимой причины” . Как “естественно” то, что камень, поднятый и

оставленный без опоры, падает вниз, точно так же было бы “естественным” и

то, что он двигался бы по направлению вверх.

Отрицание Юмом существования отношений причинности, как и его

интерпретация понятия опыта, из которого он исключает внешний мир, имеет

выразительный идеалистический характер. Это отрицание, однако, представляет

собой определенную реакцию на тенденцию тогдашнего механистического

естествознания редуцировать все привычные отношения к причинности типа

механической. В этом отношения учение Юма является определенным объективно

необходимым этапом развития человеческого мышления.

Против понятия субстанции Д. Юм выдвигает те же аргументы, что и Д.

Беркли. Однако, если Д. Беркли признает единую субстанцию “дух” (которой он

в своей последней работе “Сейрис” придает объективно идеалистический

характер в виде бога), Юм отвергает существование и этой духовной

субстанции. В сознании, как он полагает, не существует ни чего иного, кроме

содержания впечатления идей (представлений), которые не имеют никакого

объективного, т. е. даже духовного, носителя. Здесь Юм, как субъективный

идеалист, весьма последователен. Его скептицизм имеет, однако, и позитивное

значение. Он обусловлен не только развитием естественнонаучного познания в

собственном смысле слова, но и тогдашними познаниями в области человеческой

психики.. Юм значительно приближается к пониманию активности (познающего)

субъекта.

Отрицание существования духовной (объективной) субстанции создает

философскую предпосылку скептического отношения к любой религии и к

атеистическим взглядам Юм критикует доказательства существования бога,

выводимые либо из несовершенства человека, либо из целесообразного

устройства мира. Критикует он и ряд распространенных тогда религиозных

утверждений и принципов. Он говорит, что “наши доказательства истинности

христианской религии являются более... слабыми, чем доказательства

истинности наших чувств” . Критические замечания в адрес религии можно

встретить и в его “Исследовании человеческого разума”, и в “Естественной

истории религии” В этих работах он делает попытку естественным образом

объяснить возникновение и социальные функции религии.

И хотя Юм указывает на тот факт, что религия в развитии человеческого

общества очень часто была причиной споров и войн, он признает ее значение в

тогдашнем обществе, которое он видит, в частности, в утверждении и гарантии

действенности моральных норм.

Д. Юм был представителем английской буржуазии в эпоху, когда она уже

отказывалась от своих великих идеалов 40х годов. Его воззрения направлены

не защиту ее социальной позиции. Так же как Локк или французские

материалисты и просветители, Юм резко критикует феодальное сословное

общество, но вместе с тем дистанцируется от всех версий общественного

договора, которые были известны английским и континентальным философам.

Общество, согласно его взглядам, возникло не в результате акта договора, но

естественно развивалось из семейных и родовых отношений людей на основе их

врожденного чувства симпатии и осознания определенных общих интересов.

Основной движущей силой развития общества Юм считает удовлетворение

потребностей и достижение прибыли. Это развитие ведет к определенному

упорядочению общества и возникновению власти. С возникновением власти

общество, согласно его взглядам, становится государством. Социально

политические взгляды Юма были тесно связаны с его экономическими

воззрениями. В очерке о капиталистическом способе производства он правильно

постигает тенденцию к получению прибыли как одну из решающих движущих сил

английского общества того времени. Во многих отношениях Д. Юм является

непосредственным предшественником английской классической политической

экономии. Его философские и экономические взгляды заметно повлияли на

формирование идей первого и наиболее выдающегося представителя английской

политической экономии Адама Смита.

Исходя из определяющих принципов развития человеческого общества,

решает Д. Юм и вопросы этики. Ключевым моментом его интересов является

вопрос о свободе человеческого поведения. Однако решение этого вопроса у

Юма не достигает того уровня, как, например, у Спинозы. “Свободу мы можем

разуметь лишь возможностью действовать либо не действовать согласно решению

воли”, так Юм формулирует свое понимание свободы, опирающееся на

абсолютизацию индивидуальной воли человека. По своему содержанию и

обоснованию оно является типичным выражением понятия свободы человека,

соответствующего интересам стремительно развивавшегося тогда класса

буржуазии.

В философии и в социальнополитических воззрениях Юм выражает

идеологический компромисс буржуазии которая в сущности достигла своих

основных целей) и английского феодального сословия (которое с начала XVIII

в. не только заметно обуржуазилось, но и в определенной степени органически

адаптировалось к развивающимся капиталистическим отношениям в Англии).

Агностицизм Юма не отрицает силы человеческого разума. Его основой

является критика развивавшегося тогда естественнонаучного и философского

мышления, которые во многих отношениях носили механистический характер. И

хотя дальнейшее развитие философского мышления вскрыло корни скептицизма

Юма и весьма скоро привело (уже у наиболее типичных представителей немецкой

классической философии) к его преодолению, он сыграл, в частности в

английской философской мысли, значительную роль.

Юм утверждает непознаваемость мира.

Следовательно о мире не может быть получено истинное знание.

Юм отвергает возможность теоретического знания о мире.(Пример с

Пифагором)

Хотя это утверждение противоречит здравому смыслу:

поскольку без теории нет науки.

Юм отрицает причинно-следственную связь явлений.

Юм противник механицизма и редукционизма.

Юм правильно указывает на ограниченный характер эмпирического,

чувственного восприятия мира. Хотя только за ним оставляет право на хотя бы

очень ограниченное, частичное но все-же в какой-то степени достоверное

знание о мире.

Юм утверждает что идеи в нашей голове не имеют никакого ни

материального,

ни духовного носителя.

18.2 Движение, пространство и время в философии

Существование любого материального объекта возможно только благодаря

взаимодействию образующих его элементов, атом существует лишь постольку,

поскольку осуществляется определенное взаимодействие между ядром и

электронами, образующими оболочку атома; живые организмы существуют только

благодаря определенному взаимодействию составляющих их молекул, клеток и

органов; общество существует благодаря обмену деятельностью между людьми,

взаимодействию различных подсистем социального организма.

Кроме внутреннего взаимодействия между элементами и частями обществ

происходит и взаимодействие объектов с внешним окружением. Они могут

включаться в более сложные системы, становиться их элементами. Например,

ядра и электроны, входящие в атом, могут стать составными частями молекул,

из молекул могут строиться макротела и т. д.

Итак, структурность материи, существование в ней определенного типа

материальных систем предполагает взаимодействие как внутреннее, так и

внешнее по отношению к каждому выделенному объекту. Взаимодействие приводит

к изменению его свойств, отношений, состояний. Все эти изменения,

рассмотренные в самом общем плане, представляют собой неотъемлемую

характеристику бытия материального мира. Изменение в философии обозначается

понятием движения. Под движением материи нужно понимать не только

механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а

также изменения состояний объектов, которые вызываются этими

взаимодействиями. Движение-это и взаимное превращение элементарных частиц,

расширение Метагалактики, и обмен веществ в клетках организма, и обмен

деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни.

Материя не может существовать вне движения. Любой объект существует

лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движения.

При их уничтожении объект прекращает свое существование, переходит в другие

объекты, которые, в свою очередь. характеризуются определенным набором

типов и форм движения. Иначе говоря, движение внутренне присуще материи.

Оно так же абсолютно, как абсолютна сама материя.

В обыденной жизни движение часто отождествляется с перемещением тел в

пространстве. А так как одни тела могут перемещаться относительно

поверхности 3емли, а другие покоиться, то обыденное сознание

противопоставляет эти два состояния- покой и движение, считая их как бы

равноправными. Однако всем, кто знаком хотя бы с общими принципами

механики, ясно. что говорить о покое можно только по отношению к некоторой

системе отсчета. Ваш дом покоится относительно поверхности 3емли, но он

вращается вместе с 3емлей вокруг ее оси, перемещается вместе с 3емлей в

пространстве относительна солнца. Вместе с 3емлей и Солнцем он вращается

вокруг Центра нашей галактики, совершая движение относительно ее ядра со

скоростью примерно 250 км. Наконец, вследствие расширения Вселенной вместе

с нашей галактикой он может удаляться от других галактик. Таким образом, те

предметы, которые мы называем покоящимися, на самом деле находятся в

состоянии движения.

Таким образом, понятие покоя представляет собой обозначение тех

состояний движения, которые обеспечивают стабильность предмета, сохранение

его качества. Поэтому покой относителен, а движение абсолютно, оно есть

неотъемлемое свойство, атрибут материи.

Основные типы движения

Правомерно говорить о двух основных типах движения: первый тип

движения- это движение, когда сохраняется качество предмета. Но кроме него

существует еще один тип движения, связанный с переходом от одного качества

к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть

разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, которые

представляют собой особые качества, возникающие в результате преобразования

исходного предмета. Но может быть и более сложный процесс, когда благодаря

взаимодействию объекты образуют более сложную систему, новый объект.

Процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением

новых качественных состояний, которые как развертывают потенциальные

возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих качественных

состояниях, характеризуются как развитие. Процесс развития- это всегда

переход из одного качества в другое, направленное формирование новых

систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующих им

систем.

Выделим две разновидности процессов развития. Первая разновидность-это

процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего

вида материи, определенного уровня ее организации. Вторая- процессы

перехода от одного уровня к другому.

Формы движения материи

Соответственно иерархии форм материи существуют качественно

разнообразные формы ее движения. Идея о формах движения материи и их

взаимосвязи выдвинута Ф. Энгельсом. В основу классификации форм движения он

положил следующие принципы:

1)формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем

организации материи, то есть каждому уровню такой организации должна

соответствовать своя форма движения; 2) между формами движения существует

генетическая связь, то есть форма движения возникает на базе низших форм;

3) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим

формам.

Исходя из этих принципов и опираясь на достижения науки своего

времени, Ф. Энгельс выделил пять форм движения материи и предложил их

следующую классификацию: механическое, физическое, химическое,

биологическое и социальное движения материи.

Формы движения, перечисленные в указанной классификации можно разбить

на три блока Соответственно трем важнейшим этапам развития материи и трем

возникшим в этом развитии сферам материального мира: неживой природе, живой

природе и обществу. Неживую природу характеризует взаимосвязь физических и

химической форм движения,. живую- биологическая а общество- социальная

форма движения.

Понятие пространства и времени

3ададимся вопросом, каков смысл категорий “пространство “и “время”. В

своей деятельности мы обнаруживаем такие особенности структурной

организации мира, что части и элементы, из которых построены материальные

объекты, определенным образом расположены друг относительно друга, образуют

некоторые устойчивые конфигурации, что задает границы объекта по отношению

к окружающей среде. Можно сказать, что каждый объект характеризуется

своеобразной “упаковкой” входящих в него элементов, их расположенностью

относительно друг друга, и это делает любые объекты протяженными. Кроме

того, каждый объект занимает какое-то место среди других объектов, граничит

с ними. Все эти предельно общие свойства, выражающие структурную

организацию материального мира,-- свойства объектов быть протяженными,

занимать место среди других, граничить с другими объектами- выступают как

первые, наиболее общие характеристики пространства. Если их абстрагировать

из действительности и отделить от самих материальных объектов, то мы

получим представление о пространстве как таковом. Именно так и складываются

представления о пространстве и понятие пространства. Понятие пространства

имеет смысл лишь постольку, поскольку сама материя дифференцирована,

структурирована. Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он не

расчленялся на предметы, а эти предметы в свою очередь не членились на

элементы, связанные между собой, то понятие пространства не имело бы

смысла. Попытаемся выявить таким же образом содержание понятия времени.

Материальный мир состоит не только из структурно расчлененных объектов. Эти

объекты находятся в движении и развитии, они представляют собой процессы,

которые развертываются по определенным этапам. В них можно выявить

некоторые качественные состояния, некоторые стадии, сменяющие одна другую.

Смена этих стадий может характеризоваться определенной повторяемостью. Одна

стадия по сравнению с другой стадией может наступать быстрее или позже.

Такие особенности процессов характеризуются понятием длительности.

Сравнение различных длительностей может стать основой для количественных

мер, выражающих скорость развертывания процессов, их ритм и темп. Если эти

характеристики абстрагировать от самих процессов и рассмотреть отношения

длительностей как некоторые самостоятельные признаки процессов, то мы

получаем представление о времени как таковом. Представление о времени и

понятие времени имеет смысл лишь постольку, поскольку мир находится в

состоянии движения и развития; если бы материя была вне движения, понятие

времени не имело бы смысла.

Реляционная и субстанциальная

концепции пространства и времени

Категории пространства и времени выступают как предельно общие

абстракции, в которых схватывается структурная организованность и

изменчивость бытия. Пространство и время-это формы бытия материи. Форма

является внутренней организацией содержания, и если в качестве содержания

выступает материальный субстрат, то пространство и время будут формами,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.