рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалка по философии

процессы преобразованы, произведены людьми и бытие этих вещей как бы стоит

на грани бытия первой природы и человеческого мира.

Вместе с тем вторая природа - относительное самостоятельное бытие,

особая реальность.

Бытие человека- бытие уникальное, однако есть стороны существования

общие для человека и природы. Человек существует как конкретный индивид;

предпосылкой его существования является жизнь его тела. Тело человека- тело

его природы. Наличие тела делает его конечным, смертным. В чел. Бытие

первична предпосылка существования тела> его подвластность законам

наследственности и природы.,3

Что касается объективного бытия(общества), то его идеалы, нормы, языки

способны сохраняться, совершенствоваться, свободно перемещаться в

социальном пространстве и историческом времени. Выделяя главные сферы

бытия: природу, общество, сознание, возникает вопрос можно ли говорить о

единстве многообразного мира.

20.1 Французский материализм 18 века. Учение о природе, теория

познания (Дидро, Гольбах)

Во второй половине 18 века своих вершин достигает материалистические

тенденции в развитии предреволюционной буржуазной философии вообще. Их

философский материализм тесно связан с радикальными социально-политическими

воззрениями.

Существуют два направления французского материализма: одно ведет

происхождение от Декарта, другое от Локка. Первый механистический

материализм, вливается во французское естествознание в собственном смысле

слова. Последние направление - французский образовательный элемент и ведет

прямо к социализму.

Философские воззрения Дидро перекликаются с воззрениями

механистических материалистов своего времени. Он считает мир объективным и

материальным. Материя и движение, согласно ему, являются единственной

существующей реальностью. Присутствует идея о материальном единстве и

бесконечности мира. Важнейший элемент - концепция постоянного развития. Как

и другие материалисты он отвергает любые вмешательства “извне” в развитие

материального мира. В единый процесс развития мира он помещает и человека.

Дидро четко различает чувственное восприятие и мышление. Мышление

согласно его взглядам, не является свойством всей материи. Впервые вся

материя наделена лишь общим свойством “чувствовать” способностью к

ощущениям.

Дидро занимался и методологическими вопросами и проблематикой

систематизации наук. И хотя он исходным источником познания считает

чувства, но признает значение работы ума, т.е. мышления, и подчеркивает их

взаимосвязь. Мышление, которое отрывается от фактов, легко впадает в пустые

спекуляции, также как и накопление фактов без их рациональной обработки

ведет скорее к хаосу, чем к углублению познания. Дидро выступает с критикой

теологии и фатализма. Впервые выдвинул идею материального трансформизма.

Как философ он достигает глубины в то время как Гольбах систематичности.

Д’Аламбер подчеркивает главную роль чувственного познания. Как

непосредственные знания, так и знания, приобретенные размышлением,

информируют нас о двух вещах: о существовании нас самих и о существовании

вещей внешнего объективного мира.

Ламетри исходит из сенсуализма Локка и однозначно признает объективную

основу наших ощущений- внешний мир. Одновременно он подчеркивает что,

материя находится в постоянном движении, движение от нее неотделимо.

Источник движения находится в самой материи. Высказывал идеи о

невозможности познания сущности движения и материи. Впервые теория

происхождения жизни на земле (идея материального транформизма).

Диалектический характер происхождения человека. Создание философии

воспитания. Человек самовоспроизводящаяся машина.

С понятием универсальности движения связано и Гольбахово понимание

детерминизма. В отличие от Юма Гольбах доказывает, что необходимыми могут

быть лишь причины и следствия. Посредством их можно объяснить любой процесс

и человеческое поведение. Различие между отдельными явлениями закономерно,

и всякое движение, которое возникает, подчиняется и управляется также

константными законами. Движение протекает закономерно и является

универсальным, природа или мир как целое подчинены универсальным

закономерностям, которые проявляются через причинные отклонения с

однозначной необходимостью.

2 Техника и техническая деятельность, как одна из форм практики.

Техника в первом смысле - это совокупность различных устройств,

созданных человеком предназначенных для создания различных веществ, энергии

и информации, их преобразования, хранения и использования, хранения и

использования и удовлетворения различных непроизводственных потребностей.

Она может выступать как средство производства и как конечный продукт.

Техника в втором смысле - это совокупность различных навыков, устойчивых

образцов деятельности, особого рода умений.

Техническая деятельность носит сложный противоречивый характер, в

значительной степени обусловленный противоречивостью, внутренней

диалектичностью самих артефактов.

Развитие техники и технической деятельности, совершается под сильным

воздействием творческой, конструктивной и проективной деятельности

человека, а с другой стороны, служит её объективной основой. Техника и

техническая деятельность через систему общественных отношений, влияют на

весь образ жизни и мировоззрение человека, причем это влияние многообразно.

Концепция “технологического детерминизма”, считает технику и

технологию решающими факторами развития человечества.

Материалистическое понимание общества исходит из признания исторически

меняющегося, сложного противоречивого взаимодействия техники с социальными

структурами и культурой. Отчуждение человека от техники и противостояние ей

есть продукт определенных преходящих исторических условий, и это отражается

во внутренней противоречивости и неоднородности культуры.

20.3 Понятие общеисторического процесса. Основные учения о

направленности общественного развития.

История- закономерный процесс, в её фундаменте лежат отдельные законы.

Материализм кладет в основу материального производства- развитие.

Общественное сознание активно. История- результат столкновения культур

индивидов, воль, соц. Групп, классов и т. д.

Когда мы противопоставляет природу чему-либо искусственному.

Общество- вторая природа. Общество -обособившаяся часть природы. Мы

имеем право говорить об определенном типе общественно-экономической

формации.

В основе формации лежат:

. способ производства:

. базис и настройка

Формация -ступень исторического процесса-прогресса.

Прогресс общества- прогресс свободы.

Общественный прогресс- поступательное развитие чел-ва от низших форм к

высшим. Процесс связан и с развитием свободы и культуры нравственности- все

это вторично.

Что является первичным?

Отношение к идеи общ. прогресса:

. отрицание

. релятивизация, антропоморфизм

. признание объективного характера

Идея прогресса- отрицание мы её применяем к природе к природе, там нет

этого начала координат. А первичное связано с материализмом.

Высший и всеобщий критерий общественного процесса- развитие пр. Сил

общества, включая развитие самого человека.

Производственные силы определяют развитие общества

. в конечном счете

. во всемирно-историческом масштабе

. в самом общем виде

. в виде основной линии прогресса

Революция в производственных силах:

. возникновение произ. экономики

. переход от ручного труда машинному

. НТР- переход от машинного производства к автоматизированному

Ручное орудие>механизм>автомат

Сегодня идея автоматизация приобретает другое значение информационная

Типы прогресса

. неантагонистический

. антагонистический

Закономерности исторического -развития

. необратимость исторического процесса

. возрастание темпов прогресса.

Антагонизм- борьба классов, социальный и национальный гнет, насилие,

войны. Отсутствие социальных антагонизм обозначает лишь то, что

противоречия данного общества, какую бы степень остроты они не принимали,

могут быть разрешены в интересах всего общества, всех социальных групп.

Основой антагонизма является частная собственность на средства производства

в различных ее формах.

21.1 Социальная философия французских материалистов 18 века. Ламетри,

Гельвеций, Гольбах.

Ламетри, Гельвеций, Гольбах относят человека к общей системе природы.

Человек неотделим от природы. И подчинен тем же закономерностям, что и

остальная природа. Гельвеций не смог понять специфичности человека и

человеческого общества. Гельвеций основывает главные принципы своей этики.

Он отвергает религиозную мораль и подчеркивает, что основным критерием

нравственности является “польза”. Однако он трактует “пользу” не

индивидуалистически, в смысле достижения наживы индивидом , но по отношению

ко всему обществу. Основу добродетельного поведения он видит в достижении

согласия между индивидуальными и собственными интересами. Общество, по

Гельвецию ,- совокупность индивидов. Общественный интерес является у него

совокупным интересом решающего большинства членов общества.

Воззрения Гельвеция на общественное устройство, как и взгляды других

материалистов находятся под влиянием идеологии осознающей себя политически

буржуазии. Общество возникает из “хозяйских семей”. Гражданином для него

выступает “собственник” в прямом смысле слова. Гельвеций верит в “разумного

правителя”, “философа на троне”. Однако идеальной формой государства он

считает республику. Перед государством стоит задача гарантировать в первую

очередь “основные неотделимые человеческие права”, которые являются не чем

иным, как идеализацией основных интересов буржуазии. Он не требует

ликвидации частной собственности, а лишь “равномерного разделения”.

Гельвеций В согласии с Гольбахом верит во всемогущество воспитания.

Оно имеет для общества основополагающее значение. Предпосылкой хорошего и

правильно ориентированного воспитания являются “хорошие законы”. Идея в

том, что всеобщее несчастье людей и народов вызвано несовершенством их

законов и слишком неравным разделением богатства характеризует

идеалистический подход большинства французских материалистов к решению

социальной проблематики. Законы согласно ему определяют реальное бытие.

Ламетри диалектически характеризует происхождение человека. Создает

философию воспитания. Человек - самовоспроизводящаяся система.

21.2 Проблема сознания в философии и естествознании. Сущность

сознания. Проблема идеального

Вопросы сознания относят к основной проблеме философии. Уже в

Античности выделились две линии исследования сознания. Одна из них восходит

к Сократу, другая - к Платону.

По Сократу сознание человека не тождественно материальному бытию

вещей, более того, сознание может на основе присущей ему диалектики дать

противоречивое представление об изучаемых вещах (“Я знаю, что я ничего не

знаю”).

Платон считал, что помимо мира вещей существует особый мир идей,

которым движет бестелесный разум, а в душе каждого человека ум созерцает

самого себя и этим активно воздействует на жизнь человека. Душа бессмертна

и имеет способность (по возращении на землю в человеческом теле)

воспринимать то, что она видела “там”.

Таким образом, уже Античность поставила вопрос о том, откуда взялось

сознание, - принадлежит ли оно конкретному человеку, являясь именно его

достоянием, или же сознание человека есть часть мирового разума.

На протяжении всего средневековья в Европе была распространена вторая

точка зрения, поскольку она совпадала с основными догматами христианства. С

точки зрения Августина Блаженного все знания о мире заложены в душе, а

разум - подарок дьявола, который в своей гордыне пытается противостоять

бессмертной душе, несущей дыхание самого Бога.

Эпоха Возрождения возобновила интерес к человеку и его сознанию, а

философия Нового Времени в лице Декарта, Бекона, Локка поставила ряд

фундаментальных вопросов, связанных с общими проблемами сознания и

познания.

Декарт - яркий представитель рационализма. Он подчеркивает, что

главным в сознании является внутренний анализ собственного “Я”. По мнению

Декарта душа человека только мыслит, и это составляет основу всей жизни

(“Мыслю - значит существую”).

Локк - представитель сенсуализма. Подчеркивает первостепенное значение

чувств в формировании сознания человека и его познавательных возможностей

(“В интеллекте нет ничего, чего не было бы в чувствах”).

Мистическая концепция сознания связана с верой в сверхъестественные

силы и имеет множество различий в восточной и западной философских

традициях. Их объединяет убежденность в том, что познание мира человеком

всегда есть озарение, экстаз, откровение, и оно всегда предполагает общение

человека с Богом.

Иррационалистическая концепция (оформилась к концу XIX века)

предполагает, что разум и чувства человека ограничены, в то время как его

интуиция, инстинкт и другие, логически неопределенные стороны сознания

помогают человеку понять поток жизни, хаотичный и случайный в своей основе.

В дальнейшем получила развитие в экзистенционализме.

Важным для понимания проблем сознания были работы Канта, в которых

исследовались особенности познания мира человеком, давалась критика

познавательных способностей человека, как субъекта познания. Философия

Канта дает целостное представление агностицизма - философского учения,

согласно которому невозможно решить вопрос об истинности познания мира

человеком, равно как и вопрос о тождестве мышления и бытия.

В развитие идей Канта Гегель обосновал историзм сознания, его

зависимость от исторически изменяющихся форм общественной жизни, а также

всесторонне рассмотрел диалектику индивидуального и общественного сознания.

Современное естествознание считает, что все акты сознания возникают в

результате совместных действий множества клеток головного мозга, который

является органом сознания. Мозг человека имеет три функциональных блока.

Первый поддерживает тонус коры, второй является главным аппаратом

познавательных процессов, третий осуществляет программирование поведения

человека, регуляцию и контроль за всеми действиями.

Сознание предполагает научение и память, которые связаны с реакцией

запечатления (импритинга) и одновременно формирует как внимание, так и волю

человека, оказывают воздействие на его интересы и потребности. Все

психические процессы есть продукт того, что делает мозг. Это - процессы

ощущения, движения, адаптации, научения, эмоций, мышления образами; это -

внимание, память и активное сознание, т.е. осознание нашей собственной

умственной или физической деятельности.

С точки зрения современной науки мыслят не только люди, но и животные,

однако сознательная мыслительная деятельность ( абстрактное мышление)

возможна лишь на основе языка. Именно язык является основным орудием, с

помощью которого человеческие существа структурируют свою умственную

деятельность, свой опыт. Поэтому сознание ( в другой терминологии

абстрактное мышление) непосредственно зависит от языка.

21.3 Природа и общество. Общество как природный мир.

Природа в широком смысле слова означает весь мир в многообразных его

проявлениях. Общество связано с природой своим происхождением ,

существованием и своим будущим. Однако оно существенно отличается от

неорганической и органической природы, представляет собой качественно

особую систему со специфической структурой и особыми законами

функционирования и развития и выступает по отношению к обществу не только

средой, в которой оно возникло, живет и развивается, но и объектом его

воздействия. Именно ту часть природы. в которой живет и с которой

взаимодействует общество, называют “природой” или природной средой .

Природная среда пространственно расширяется по мере развития

человечества. Сегодня объектом его прямого или косвенного воздействия на

планете Земля становится биосфера.

Биосфера (учение о ней создано Вернадским ) включает все живые

организмы , их среду обитания и продукты жизнедеятельности .

Общество а широком смысле - это все человечество, социальные организмы

последовательно сменяющие друг друга, исторически связанные и качественно

различные.

Чтобы существовать люди должны производить, Для этого они вступают в

определенные связи и отношения ,и лишь через посредство этих связей и

отношений существует их отношение к природе, имеет место производство.

Уровнем развития производительных сил определяются масштабность и сила

воздействия на природу. От характера производственных отношений зависит

цель воздействия на природу - осуществляется ли оно в интересах получателя

прибыли или в интересах народа, человека, служит удовлетворению его

различных потребностей. Характером производственных отношений

детерминируются не только технико-экономические, но и психологические

политико-правовые, этические, эстетические, философские и т.д. отношения

людей к природе.

Наконец существует и третий вид отношений . “Третье отношение, с

самого начала включающееся в ход исторического развития,- писал К .Маркс и

Энгельс - заключается в том, что люди, ежедневно заново производящие свою

собственную жизнь, начинают производить других людей, размножаться ...“

Общество развивается на основе внутренне присущих ему законов.

Важнейшими среди них являются следующие: 1)общесоциологический закон об

определяющей роли способа производства в жизни и развитии общества, о

котором Маркс писал, что способ производства материальной жизни

обусловливает социально-политический и духовный процессы жизни вообще; 2)

общесоциологический закон соответствия производственных отношений

характеру и уровню производительных сил; 3) закон классовой борьбы и

социальной революции, действующий в классово антагонистическом обществе;

4)общесоциологический закон возрастания роли масс субъективного фактора в

историческом процессе развития человечества.

Человек является продуктом природы, социальных отношений и субъектом

исторического процесса,

Взаимодействие природы и общества. Маркс и Энгельс показали, что

общество, качественно отличаясь от природы, связано с ней прошлым,

настоящим и своим будущим. Великое значение природы в существовании и

развитии человечества состоит в том что Солнечная система - наш мир, Земля

- “дом” человечества .

В процессе развития природы сформировались климатические и

биологические предпосылки возникновения человека и общества. Природа

оказывает влияние на развитие общества, что определяется природными

условиями и уровнем развития производства. На человека и общество оказывают

влияние и климатические условия.

Жизнь общества обуславливается запасами природных ресурсов, поскольку

они распределены неравномерно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.