рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалка по философии

Философия же включает в единый мир человека со всеми его чувствами и

разумом.

6.3. Действующие силы истории. Личность как субъект исторического

процесса.

Смотри билет 5.3.

Тот факт, что историю творят люди достаточно очевиден. Но как

разобраться в этом бесчисленном множестве целей, интересов, устремлений,

воль, которые инициируют и сопровождают действия индивидов? Это возможно

только при условии перехода от индивидуальных действий к массовым,

своеобразного "сведения" индивидуального к социальному. Метод такого

"сведения" основан на том, что имеются общие, существенные, типические

черты в бесконечном многообразии человеческих поступков, стремлений, целей.

Эти общие черты обнаруживаются благодаря выявлению материальных

общественных отношений, на основе которых формируется социальная структура

общества, а действия индивидов связываются с действиями составляющих эту

структуру больших социальных групп. При таком подходе ни в какой мере не

ущемляется ни уникальность человеческой личности, ни ее роль в обществе.

Напротив, на научную почву ставится объяснение возможностей ее воздействия

на ход истории. Но предпосылкой и обязательным условием этого объяснения

является, сведение индивидуального к социальному, т.е. выделение больших

социальных групп, состоящих конечно же из индивидов, но вместе с тем не

тождественных их простой сумме, обладающих своими особыми, индивидуальными

чертами и признаками. Все это открывает также путь для теоретического

исследования движущих сил и субъектов исторического процесса.

Движущей силой исторического процесса является деятельность всех его

"участников": это и социальные общности, и их организации, и индивиды, и

выдающиеся личности. Через и на основе их совокупной деятельности

осуществляется и развертывается история. Понятие "субъект исторического

процесса" не тождественно предыдущему. До уровня субъекта поднимаются

только те (индивиды и общества) и только тогда, кто и когда осознает свое

место в обществе, руководствуется общественно-значимыми целями и участвует

в борьбе за их осуществление. Формирование такого субъекта есть результат

истории. В прямом, непосредственном смысле слова субъектом является

личность, действующая сознательно и ответственная за свои действия. Группа

может быть субъектом (социальным субъектом), если у нее имеются общие

интересы, цели действия, т.е. если она представляет некую целостность.

Основными социальными субъектами исторического процесса в

послепервобытной истории человечества являются общественные классы. Процесс

социального расслоения общества привел к тому, что на место внутренне слабо

дифференцированной общности - рода или общины - пришли классы с различными

или прямо противоположными интересами, а борьба классов стала основным

средством решения социальных проблем, движущей силой общественного развития

на определенной его стадии. "Классами, - писал В.И. Ленин, - называются

большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественного

производства, по их отношению...к средствам производства, по их роли в

общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и

размерам той доли общественного богатства, которой они располагают". Роль

социального объекта могут играть и такие общности, как народности и нации,

когда они сплачиваются во имя определенной цели. Но нации всегда

возглавляются классами, которые и в этом случае остаются основными

движущими силами и субъектами исторического процесса. Ни один класс не

может осуществить глубоких преобразований, не объединяя и не организуя

вокруг себя готовые его поддерживать другие классы и общественные слои. И

чем глубже преобразование, тем шире объем массы, участвующей в нем. В

социально-философском смысле народ как творец истории - это широкая

общность, соединяющая все те слои и классы, которые по своему объективному

положению заинтересованы в поступательном движении общества. В современном,

во многом взаимозависимом мире проблема субъекта исторического творчества

приобретает новые смысловые грани. В наше время правомерно ставить вопрос о

превращении всего человечества, всего мирового сообщества в субъекта

исторического процесса. Растущее осознание общей судьбы и общей угрозы,

понимание того, что все люди находятся в "одной лодке" , повышает роль

человечества как единого и высшего субъекта исторического действия.

Хотя каждый, именно каждый член общества участвует в историческом

процессе, все же не все, а только отдельные личности остаются надолго, а то

и навсегда в памяти современников их потомков. Роль таких личностей,

которых принято считать выдающимися или историческими, столь велика и

очевидна, что долгое время философы лишь в них усматривали творческую силу

и двигатель истории. Создавая материалистическое понимание истории,

основоположники марксизма сосредоточивали главное внимание на том, что

деятельность исторической личности зависит от объективных условий, Правда

они всегда при этом отмечали и ее огромную роль в обществе. Личность не

может изменить историю в масштабе всемирно-историческом, нарушить ее общую

объективную логику, но в реальной истории стран и народов личность может

сделать чрезвычайно много.

7.1. Основные черты философии Аристотеля.

Творчество Аристотеля является вершиной не только античной философии,

но и всего древнего мышления, наиболее обширной и в логическом смысле

наиболее разработанной системой познания. Ряд современных специальных наук

(этика, эстетика, логика и т.д.) имеет свое начало в его произведениях.

Аристотель смог не только упорядочить, но и систематически обобщить

достижения познания своего времени. Он дал начало в том или ином смысле

большинству последующих философских систем. Содержательность и

разработанность философской системы Аристотеля были универсальны.

Основой всякого бытия Аристотель считал так называемую первую материю.

Эта первичная материя, однако, не определена (принципиально неопределима)

ни одной из категорий, которыми мы определяем реальные (конкретные)

состояния сущего. Она образует, собственно, "потенциальную" предпосылку

существования. И хотя она является основой всякого бытия, ее нельзя

отождествлять с бытием и даже нельзя считать простой составной частью

конкретного бытия. Наипростейшей определенностью этой первой категории

являются, по Аристотелю, четыре элемента - огонь, воздух, вода и земля. Они

представляют определенную промежуточную ступень между первой материей,

которая чувственно непостижима, и реально существующим миром, который

чувственно воспринимаем. Конкретные, существующие (чувственно

воспринимаемые) вещи являются результатом взаимодействия всевозможных

комбинаций этих элементов. В отличии от первой материи они (как конкретное

бытие) постижимы и определимы посредством основных категорий. Они суть

соединения материи и образа, формы. Форма, по Аристотелю, образует из

потенциального бытия (первой материи, четырех основных элементов)

действительное, реальное бытие. Действительное бытие, таким образом,

представляет собой единство материи и формы. При изучении конкретных вещей

как реального бытия Аристотель говорит о первых и вторых сущностях. Первую

сущность он отождествляет с индивидуальным бытием, с субстратом, с

конкретной вещью как таковой. Первичная сущность, согласно Аристотелю,

выступает индивидуальным, неделимым и чувственно познаваемым бытием. Вторые

(вторичные) сущности определенным образом производны от первичных. Они не

постигают конкретное индивидуальное бытие, а являются в большей или меньшей

степени родовым либо видовым определением. Категории сущности Аристотель

считал основным средством познаваемости мира. Все другие категории служат

для их определения.

Об онтологических воззрениях Аристотеля многое говорит и его понимание

движения. (выделяет 6 видов: "возникновение, гибель, увеличение,

уменьшение, перемену и изменение места"). Подчеркивается, что "движения

помимо вещей не существует", движение "всегда было и во всякое время

будет". Аристотель полагает, что, с одной стороны, движение присуще самим

вещам и является самодвижением, а, с другой стороны, возможно объяснение

источника движения при помощи неподвижного первого двигателя (бога).

Движение Аристотель весьма тесно связывал с изменением. Он приводит четыре

главных вида изменений: относящиеся к сущности, количеству, качеству и

месту. Существование движения он связывает с наличием противоположностей.

Наиболее общую характеристику движению Аристотель дает следующим образом:

реализация, осуществление сущего. Это значит, что движение выступает,

собственно, переходом возможности в действительность. Тем самым движение

становится практически универсальным свойством сущего. Процесс

осуществления, т.е. переход возможности в действительность, тесно связан со

взаимоотношением материи и формы. Движение является определенной тенденцией

материи (как возможности) к осуществлению, реализации формы (как

реальности).

Хотя в онтологических воззрениях Аристотеля проявляются определенные

элементы идеализма и метафизичности, его убеждение в реальности внешнего

мира, подчеркивание значения первых сущностей и производности вторичных,

как и его рассуждения о движении в связи с существованием в нем

противоречий, несут в себе зародыши материалистического и диалектического

понимания действительности.

Познание представлялось Аристотелю как развивающийся процесс. Оно

развивается от простейших (элементарных чувственных) ступеней к предельно

абстрактным. Его градация такова: ощущение, представление, опыт, усиленный

памятью, искусство, наука, которая представляет вершину. Уже одним тем, что

он отводил важную роль чувственному познанию реального мира в процессе

образования общих понятий, Аристотель полемизирует с Платоном, который в

этом вопросе занимал противоположную позицию.

Важное место в наследии Аристотеля занимают труды, посвященные

проблемам логики. Логику он понимал как орудие познания, точнее, научного

познания. Он, собственно, заложил теоретические основы логики как науки.

Ему принадлежит заслуга формулирования закона противоречия и закона

исключенного третьего.

Основным в его социальных взглядах была характеристика человека как

общественного существа. Жизнь в государстве является естественной сущностью

человека. Государство Аристотель понимает как развитое сообщество общин, а

общину - как развитую семью. Поэтому во многих случаях формы организации

семьи он переносит на государство. Сущность государства он видит в

политическом сообществе людей, которые соединились для достижения

определенного блага. Основными задачами государства он считает

предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста

политической власти личности и удержание рабов в подчинении. Рабовладение

он считает естественным состоянием организации общества. Идеальным он

считает такое государство, которое обеспечивает максимально возможную меру

счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев. Основу

уравновешенной и благополучной жизни он видел в умеренности.

Через всю этику Аристотеля, впрочем, как и через всю политику,

проходит принцип активной деятельности человека. Достойной свободного

гражданина он считает жизнь практическую (т.е. наполненную политической

деятельностью) либо теоретическую (наполненную познавательной деятельностью

и размышлениями). Недостаточно знать, что есть добродетель, следует

действовать и жить в соответствии с нею. Лишь это обеспечивает

удовлетворенность, благость.

Оригинальны и весьма плодотворны эстетические мысли Аристотеля. В

отличие от Платона он придает искусству большое значение. Это видно уже из

того, что искусство вместе с наукой он относит к высшим ступеням

человеческой познавательной деятельности. В своих суждениях об искусстве

Аристотель употребляет понятие "подражание", однако в совершенно ином

значении, чем Платон. Искусство не является внешним, поверхностным

уподоблением, но отражает существенные взаимосвязи в форме объяснения

(изложения) конкретного. Поэтому нередко искусство бывает более правдивым в

изображении действительности, чем, например, история.

7.2. Диалектика как наука о всеобщей связи и развитии

Диалектика является ядром Ф и выполняет методологическую роль.

Проявляется это в принципах, законах и категориях. Т.е. диалектики как

системы: принципы, законы и категории. ПРИНЦИПЫ: всеобщей связи и

взаимодействия, развития. ЗАКОНЫ: единства и борьбы противоположности,

количественно качественного перехода, отрицания отрицаний. КАТЕГОРИИ

(парные): не единичное - всеобщее, причина - следствие, форма - содержание,

необходимость - случайность, сущность - явление, возможность -

действительность. Если показать методологическую роль и значение каждого

принципа, закона и категории, тогда мы и скажем, что Ф - методология,

всеобщий метод познания. Мы проанализируем конкретные законы принципы и

категории ПРИНЦИП - мировоззренческий и методологический регулятор теории.

Принцип всегда предшествует теории из которого она развивается. ВСЕОБЩАЯ

СВЯЗЬ явлений - наиболее общая закономерность материального мира, одно из

форм бытия движущейся материи. Всеобщность связей означает, что

возникновение изменений, развитие, переход в иное качество возможен не

изолировано, а во взаимодействии. Принцип всеобщей связи и универсального

взаимодействия носит важное значение, поскольку позволяет понять

материальное единство мира и вскрыть источники движения как самодвижение и

развитие как саморазвитие. СВЯЗИ: внутренние и внешние, причинно

следственные, структурные, функциональные, непосредственные,

опосредованные, генетические, необходимые, закономерные, обратные,

возможные и действительные. Столь же многообразны и ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:

механические, физические, химические, биологические, социальные. Второй

основной принцип диалектики - принцип РАЗВИТИЯ - мир должен рассматриваться

не как законченные предметы, а как процесс, где все эти предметы и явления

находятся в постоянном изменении и развитии. Одни предметы исчезают, другие

возникают. ПРОЦЕССЫ: перемещение тела в пространстве, изменение агрегатного

состояние, обратимые процессы (круговорот), необратимые (изменение от

простого к сложному - прогресс, и регресс). Регресс тоже входит в принцип

развития. Каково соотношение понятий движения, изменения и развития? Всякое

ли движение есть развитие? Да в логико-гносиологическом подходе. В

антологическом плане не всякое движение - развитие. Глубинная сущность

движения фиксируется понятием развития. Движение как способ существования

материи - развитие. А движение как многообразие его форм - изменение

вообще. Понятие развития выражает сущность этих форм, т.к. фиксирует их

внутреннюю связь. Развитие относится к движению так же как сущность

относится к явлениям. Развитие - сущность, а движение - то, что

проявляется. Развитие - мировоззренческий всеобщий принцип бытия, единство

изменения и сохранения. Развитие на уровне действительности - процесс

восхождения от старого к новому. Развитие характеризуется: необратимость

(невозможность полного возврата к своему прежнему состоянию), обновление

(отрицание старых качеств, принятие новых), преемственность (момент связи

старого и нового, единство прошлого настоящего и будущего в развитии

материальных систем), направленность (развитие - не движение по кругу, а

поступательное движение прогрессивное или регрессивное). Развитие всегда

связано с качественными превращениями предметов и обратное не всегда

верно(из льда в воду - изменение состояния, но не развитие). ЦИКЛИЧНОСТЬ -

в процессе развития происходит не полное повторение каких-то стадий но на

новом уровне. Не всякое изменение - развитие, т.к. нельзя отождествить

сущность вещи с формой ее проявления. Изменение будет формой проявления, а

развитие - сущностью. Процесс развития носит всеобщий характер, а отрицание

всеобщности развития ведет к подрыву основ мировоззрения. В какой мере

принцип развития является регулятором человеческой деятельности? Эту

функцию он выполнят в творчестве, что является сущностью человеческой

деятельности. Логика сущности человеческой деятельности - логика развития.

Итак, методологическое значение принципа всеобщей связанности состоит в

том, что этот принцип ориентирует ,что к познанию надо подходить как к

процессу, где все явления находятся в тесной связи и взаимодействии, и все

вещи находятся во взаимозависимости. Методологическая же роль состоит в

том, что все явления материального мира могут быть правильно познаны, если

они рассматриваются исторически. Тогда процесс логического познания будет

находиться в тесной связи с историческим процессом, и познавая историю мы

познаем себя, т.к. мы развиваемся. Отсюда возникает принцип ИСТОРИЧЕСКОГО И

ЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ. ЗАКОНЫ - 3 основных. Закон ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА

КОЛИЧЕСТВЕННО КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ нацеливает исследователей на раскрытие

качественной определенности исследуемого объекта во всем богатстве его

содержания. Аналогичным образом появляется закон ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ. Он предполагает выявление внутренних противоречивостей

объекта, что особенно важно, когда мы хотим понять объект в его развитии.

Опираясь на закон ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ можно сформулировать методологические

выводы, характеризующие процесс перехода от одного состояния к другому.

Раскрыть сущность закона без категорий невозможно. КАТЕГОРИИ: качество,

свойство, количество, мера, скачек, переход. Любая материальная система

обладает комплексом материальных свойств, которые могут характеризовать

объем, размеры, внешнюю устойчивость. Одни свойства более важные, другие

нет. И вывод, что наиболее существенным свойством предмета составляют его

качества. Но не все свойства человек может рассмотреть с помощью органов

чувств. И где гарантия, что как раз наиболее существенным не буде то,

которое мы не улавливаем. Качество вещи, в отличии от свойства, не просто

наиболее существенное свойство, а это внутреннее определенность предмета.

Внутренняя определенность предмета определяет его качество. Существует ли

качество вообще и, если да то объективно или субъективно? Сами по себе

качество и количество не существуют как абстракция, отдельно от вещей. По

этому закон не называется "Закон перехода количества в качество", а ЗАКОН

КОЛИЧЕСТВЕЕНО КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ. Количество и качество существуют в

вещах и существуют объективно не зависимо от моего сознания. Качество стола

не в том, что он квадратный или деревянный, а в том, чем он служит. Свойств

у предмета много, а качество - одно. Существует не качество, а вещи

обладающие свойством. КОЛИЧЕСТВО - категория, которая фиксирует

прерывность, дискретность, целостность, качественность, степень развития,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.