рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалка по философии

неразрывной связи между собой. Обеспечение этой цели Кант видит в

заключении договора о вечном мире между государствами.

Завершающее звено в цепи положений социально-исторической философии

Канта - это утверждение примата морали над политикой. В этом утверждении он

выражает точку зрения на практический разум как существенно этический,

состоящий в способности априори определять нравственность. Осуждая

прагматичного политика ,”для которого мораль есть только теория”, Кант

заявляет: Мораль уже сама по себе практика в объективном смысле как

совокупность безусловно повелевающих законов, в соответствии с которыми мы

должны вести себя”. Критерий оценки политических действий с точки зрения

нравственности - это “принцип публичности”. По его мнению “несправедливы

все относящиеся к праву других людей поступки, максимы которых несовместимы

с публичностью”.

23.2 Возникновение и развитие человеческого сознания, его социальная

природа. Сознание и язык.

Традиционно сознание определяют как высшую, свойственную только

человеку функцию головного мозга, сущность которой заключается в

целенаправленном отражении объективных свойств предметов внешнего мира, в

предварительном осмысленном построении действий и предвидении их

результатов, в предварительном регулировании и саморегулировании

взаимоотношений человека с общественной и природной действительностью.

Схематически эволюция материи к формированию сознания предполагает

существование достаточно развитой и многообразной биосферы, которая на

определенном этапе эволюции начинает обладать психикой, иметь нервную

систему. Человекообразные обезьяны, появившиеся в конце плиоцена(около 5

млн. лет назад ) начинают обрабатывать камни, создавать орудия труда,

поэтому совместная деятельность, а вместе с ней и членораздельная речь

явились самыми главными стимулами. под влиянием которых мозг обезьяны в

течении многих сотен тысяч лет постоянно превращается в человеческий мозг.

Отличие мыслительной деятельности человека и животного заключается в

том, что человек обладает выработанной в процессе мышления речью,

сформировавшей у него наряду с образным абстрактное мышление, Языковое

мышление является одной из форм действительного мышления человека, причем

такой его формой, которая резко отличается от других. Оно предполагает

идеальное отражение действительности и ее осмысление не в виде впечатлений

и образов, а как “идеализированных предметов”, т.е., через значение слов,

знаков и символов, Абстрактное мышление внесло качественные изменения в

развитие человека и всего человечества,

Той системой, внутри которой возникает и развивается сознание

выступает специфически человеческий способ бытия в мире, взаимодействия с

миром. Таким способом человек является практика. Осуществляя практическо-

преобразовательную деятельность, человек создает свое “неорганическое

тело”, “вторую природу”, орудия и средства производств, специфически-

человеческую среду обитания, строит формы общения и социальной организации,

короче говоря, созидает культуру .Опыт этого созидания и составляет

содержание тех характерных для общественно развитого человека и

отличающихся от психики животного форм отражения, которые образуют

человеческое сознание.

Возникновение сознания связано, таким образом , прежде всего с

формированием культуры на основе практически-преобразовательной

общественной деятельностью людей, с необходимостью закрепления, фиксации

навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения.

В этой включенности индивидуальных действий в совместную коллективную

деятельность по формированию и воспроизводству всех форм культуры и

заключается принципиальные основания общественной природы человеческого

сознания.

Сознание является достоянием человечества. Однако, носителем сознания

является конкретный индивид, личность, который при рождении обладает лишь

психикой и врожденными задатками к мышлению. С момента рождения ребенок

включен в социальную среду и подчинен традициям и нормам. На основе общения

со взрослыми ребенок осваивает и присваивает, делает своим внутренним

достоянием орудийные и знаковые системы деятельности, получает определенную

направленность своей жизнедеятельности и развивает свои способности к

рефлексии, самоконтролю и самообучению.

Вместе с тем было бы неправильно считать, что индивидуальное сознание

формируется только под влиянием общества. Человек всегда является субъектом

и носителем свободной воли, он ответственен за выбор направленности своей

жизнедеятельности и системы ценностной ориентации. Обстоятельства делают

человека, но и человек обстоятельства.

Высшая нервная (психическая ) деятельность человека включает три

уровня: сознание, подсознание и сверхсознание (творческую интуицию).

Сознание в этом случае отождествляется со знанием, которое может быть

передано другим людям, и в этом смысле оно обязательно должно быть облечено

в языковую форму,

Язык служит как формой выражения мысли, так и средством общения людей,

Поэтому язык всегда есть явление социальное, он несет в четкий конкретно-

исторический отпечаток и порожден предметно-практической деятельностью

людей, их общественными отношениями, культурными традициями и обычаями,

Язык фиксирует, закрепляет и сохраняет накопленные людьми знания, нормы и

ценности общества и передает их из поколения в поколение,

С помощью языка осуществляется планирование будущих действий, т.е.,

реализуется прогностическая функция мышления, что отличает человека от

животных, Мысль человеческая всегда оформлена языком, вне языка могут быть

переданы только посредством мимики или жестов неясные побуждения, волевые

импульсы, которые хотя и важны, однако несравнимы с речью, раскрывающей

замыслы, чувства и переживания человека,

23.3 Социальная структура. Социальные слои и общности.

Социальная структура - это устойчивая связь элементов в социальной

системе. Основными элементами социальной структуры общества являются

индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие

определенные социальные функции (роли), объединение этих индивидов на

основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные,

этнические и иные общности и т. д.

Понятие социальной структуры в обществе обычно употребляют в следующих

основных смыслах. В широком смысле социальная структура - это строение

общества в целом, система связей между всеми его основными элементами. При

таком подходе социальная структура характеризует все многочисленные виды

социальных общностей и отношения между ними. В узком смысле термин

“социальная структура общества“ чаще всего применяется к социально-

классовым и социально-групповым общностям. Социальная структура в этом

смысле - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом

классов, социальных слоев и групп.

В социологии существует большое множество концепций социальной

структуры общества, исторически одной из первых является марксистское

учение. В марксистской социологии ведущее место отводится социально-

классовой структуре общества. Социально-классовая структура общества,

согласно этому направлению, представляет собой взаимодействие трех основных

элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. Ядром

социальной структуры являются классы. Марксизм делит классы на основные и

не основные. Основными классами являются такие, чье существование

непосредственно вытекает из господствующих в данной общественной формации

экономических отношений, прежде всего, отношений собственности: рабы и

рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуазия. Не основные -

это остатки прежних классов в новой общественно-экономической формации или

зарождающиеся классы, которые придут на смену основным и составят основу

классового деления в новой формации. Помимо основных и не основных классов

структурным элементом общества являются общественные слои (или прослойки).

Социальные слои - это промежуточные или переходные общественные группы, не

имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства

и, следовательно, не обладающие всеми признаками класса. Социальные слои

могут быть внутриклассовыми (часть класса) и межклассовыми. К первым можно

отнести крупную, среднюю, мелкую, городскую и сельскую монополистическую и

немонополистическую буржуазию, промышленный и сельский пролетариат, рабочую

аристократию и т. д. Историческим примером межклассовых слоев является

“третье сословие”, в период вызревания первых буржуазных революций в Европе

- городское мещанство, ремесленничество, В современном обществе -

интеллигенция.

Марксистскому учению о классах как основе социальной структуры

общества в немарксистской западной социологии противостоит теория

социальной стратификации. Представители этой теории утверждают, что понятие

класса, вероятно, годится для анализа социальной структуры прошлых

обществ, в том числе и индустриального капиталистического общества, но в

современном постиндустриальном обществе оно не работает, потому, что в этом

обществе на основе широкого акционирования, а также выключения основных

держателей акций из сферы управления производством и заменой их наемными

менеджерами, отношения собственности оказались размыты, потеряли свою

определенность.

Поэтому понятие “класс” должно быть заменено понятием “страта”-слой

(от латинского sratum - слой) или понятием социальная группа, а на смену

теории социально-классового строения общества должны прийти теории

стратификации.

Теории социальной стратификации базируются на представлении, что

страта, социальная группа. представляет собой реальную, эмпирически

фиксируемую общность, объединяющую людей на каких-то общих позициях или

имеющих общее дело, которое приводит к конституциированию данной общности в

социальной структуре общества и противопоставлению другим социальным

общностям. В основе теорий стратификации лежат объединения людей в группы и

противопоставление их другим группам по статусным признакам: властным,

имущественным, профессиональным, образовательным и т. д. при этом

предлагаются различные критерии стратификации. Например. западногерманский

социолог Р.Дарендорф предложил в основу социальной стратификации положить

политическое понятие “авторитет”, которое, по его мнению, наиболее точно

характеризует отношения власти и борьбу между социальными группами за

власть.

1 Объективный идеализм и диалектика Гегеля.

Высшим достижением немецкой классической философии являлась

диалектика Гегеля. Гегель разрабатывал диалектику как философскую

науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие

закономерности развития объективной действительности. Подвергнув глубокой и

основательной критике метафизический метод мышления, Гегель сформулировал,

правда в идеалистической форме, законы и категории диалектики.

Первоначальное тождество, образующее субстанциальную основу мира,

есть, по Гегелю, тождество мышления и бытия. Стремясь последовательно

провести принцип тождества мышления и бытия, Гегель рассматривает мышление

(абсолютную идею) как непрерывно развивающийся процесс познания,

восходящий от одной ступени к другой, более высокой. В силу этого

абсолютная идея есть начало и развивающееся содержание всего мирового

процесса. Основной формой мышления является понятие. Поскольку Гегель

абсолютизирует мышление, он неизбежно обожествляет и понятие.

Основные части философской системы Гегеля - логика, философия

природы и философия духа. Логика, как это вытекает из исходного положения

гегелевской философии составляет важнейшую часть его системы, поскольку

тождество мышления и бытия означает, что законы мышления, которыми и

занимается логика, суть подлинные законы бытия: и природы, и

человеческой истории и познания. Гегель объявляет логику учением о

сущности всех вещей. Поэтому в гегелевской “Науке логики” кроме обычных

для логики вопросов и понятий, суждений, умозаключений рассматриваются

такие вопросы, которыми формальная логика никогда не занималась: вопросы о

закономерностях самой действительности, о превращении количественных

изменений в качественные, о соотношении философских категорий и т. д.

Понятия, по Гегелю, находятся в непрерывном движении, переходят,

“переливаются” друг в друга, изменяются. развиваются, превращаются в свою

противоположность, обнаруживая внутренне присущие им противоречия, которые

и составляют движущую силу их развития. Развитие понятий, идет от

абстрактного к конкретному, от одностороннего, бедного содержанием

понятия к понятию, все более богатому содержанием, охватывающему в единстве

различные, даже противоположные, стороны. Гегель показывает, что

количественные изменения приводят к изменениям качественным, совершаются

путем скачка, прерыва непрерывности. Логический процесс развития

завершается у Гегеля понятием “абсолютной идеи”, которая вначале

“отчуждает” свое бытие, сообщает ему движение, в результате которого

бытие становится содержательным.

Если логика, по Гегелю, есть “наука об идее в себе и для себя”, то

философия природы характеризуется им как “наука об идее в ее инобытии”.

Гегель не объясняет, как происходит переход от “чистой” логической идеи к

природе, он просто декларирует, что “абсолютная идея”, познав вое

собственное содержание, “решается из самой себя свободно отпустить себя в

качестве природы”. Значит ли это, что было время, когда еще не

существовало природы и “абсолютная идея” существовала сама по себе, так

сказать, в чистом, обнаженном виде ? На этот вопрос у Гегеля нет сколько-

нибудь убедительного ответа. “Абсолютная идея”, по Гегелю, существует вне

времени, природа также не имеет начала во времени.

Главными формами природного бытия “абсолютной идеи” являются механика,

физика, органика. Характеризуя механику, Гегель рассматривает

пространство, время, материю, движение, всемирное тяготение. В физике

Гегель рассматривает небесные тела, свет, теплоту, химию, и т.п., пытаясь

вскрыть связь между этими процессами и показать, что все они образуют

последовательный иерархический ряд обнаружений порождающей их духовную

сущность.

Третья часть философии природы - органика - посвящена вопросам

геологии, ботаники и зоологии. Здесь Гегель стремится показать, что переход

от неживого к живому есть завершение природного процесса: “Дух выходит

таким образом из природы”. Это значит, что природа есть лишь низшая ступень

обнаружения и самопознания “абсолютной идеи”; свое высшее адекватное

воплощение “абсолютная идея” получает лишь в человеке, в развитии

общества.

Третья часть философской системы Гегеля - философия духа - посвящена

рассмотрению “абсолютной идеи” на заключительном этапе ее развития, когда

она, покидая природу, “возвращается” к самой себе в качестве “абсолютного

духа”, т.е. “абсолютной идеи”, преодолевшей свое “отчуждение”, снявшей

свое отрицание (природу) и развивающейся как самосознание человечества на

всем протяжении всемирной истории. Философия духа состоит из учения о

субъективном духе (антропология, феноменология, психология), учения об

объективном духе (право, нравственность, государство) и учения об

абсолютном духе как высшей ступени самопознания “абсолютной идеи”

(искусство, религия, философия).

Антропология раскрывает душу как чувствующую субстанцию, феноменология

исследует превращение души в сознание по ступеням: сознание - самосознание

- разум, психология показывает теоретические и практические способности

духа,

Второй стадией развития человеческого духа является “объективный дух”.

Это понятие охватывает, по Гегелю, правовые и нравственные отношения, к

которым немецкий идеалист относит также семью, гражданское общество и

государство. Государство он характеризует как высшее развитие

объективного нравственного духа и подлинную основу экономических

отношений.

Искусство, религия и философия, по учению Гегеля. - высшие формы

самосознания “абсолютного духа”: в них завершается всемирная история и

мировой разум полностью осознает себя и самоудовлетворяется. Философию

Гегель рассматривал как наиболее глубокое выражение истины,

противопоставляя ее в этом отношении религии. Однако и религия, по мнению

Гегеля, содержит абсолютную истину, но лишь в форме чувственного, так

сказать наивного, образного представления. Поэтому, хотя философия. по

Гегелю. выше религии, содержание философии в конечном счете совпадает с

содержанием религиозного учения, поскольку и там и тут предметом

познания оказывается “абсолютная идея”, выражающая в системе Гегеля и Бога

и мир в целом.

Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания,

дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших категорий философии и

сформулировал три основных закона диалектики: закон перехода количественных

изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей и

закон отрицания отрицания. СМ Б 14_2, 15_2,16_2

24.2 Гносеология: знание и познание. Субъекты и объекты познания.

Теоретические познания или гносеология - раздел философии, изучающий

взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности,

отношение знания к действительности, возможности познания мира человека.

Теоретическое познание как философская дисциплина анализирует всеобщее

основания, дающие возможность рассматривать познавательный результат как

знание, выражающее реально, истинное положение вещей.

В античности центральной в теоретическом познании выступала проблема

отношения мнения и знания, истины и заблуждения. Знание понималось в

единстве с его предметом. Исходя из того, что знание есть своеобразная

копия предмета, античная философия преимущественно изучала процесс,

посредством которого предмет переводится в состояние знания.

Тезис о единстве знания и предмета специфически сочетался с

непониманием активности субъекта в процессе познания:

- истинный объект может быть только “дан” познающему;

- все продукты его субъективной познавательной деятельности - лишь

неистинное мнение.

Крупный шаг в развитии теоретического познания был сделан европейской

философией 17-18 в., главными для которой стали проблемы связи “Я” и

внешнего мира. В этот период проблематика теоретического познания занимала

центральное место в философии.

Ставилась задача отыскания абсолютно достоверного знания, которое было

бы исходным пунктом и вместе с тем предельным основанием всей остальной

совокупности знаний, позволяющим дать оценку этих знаний по степени их

ценности.

В немецкой классической философии проблемы теоретического познания

связывались с исследованием исторического развития форм практической и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.