рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалка по философии

которые его организуют. Вне этих форм материя не существует. Но сами

пространство и время также не существуют в отрыве от материи. Только в

абстракции мы можем отделить их от материального мира. В истории философии

существовали различные концепции пространства и времени. Их можно разбить

на два больших класса концепции субстанциальные и реляционные.

Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые

сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных

объектов. Они как бы арена, на которой находятся объекты и в которой

развертываются процессы. Подобно тому как арена может существовать и без

того, что на ней размещены определенные предметы, движутся актеры,

разыгрывается какое-то представление, так и пространство и время могут

существовать независимо от материальных объектов и процессов.

В противовес субстанциальному подходу в истории философии развивалась

реляционная концепция пространства и времени. Одним из наиболее ярких

представителей ее был Г. В. Лейбниц, полемизировавший с Ньютоном по

вопросам о сущности пространства и времени. Лейбниц настаивал на том, что

пространство и время-это особые отношения между объектами и процессами и

вне их не существуют. Реляционная концепция тоже может быть как

материалистической, так и идеалистической. Лейбниц эту концепцию развивал с

позиции идеализма. С позиций материалистической реляционной концепции

подходит к рассмотрению пространства и времени диалектический материализм.

Он считает их объективными, независящими от человека и человечества формами

бытия материи, но при этом подчеркивает их неразрывную связь с самой

материей и ее движением.

Взаимосвязь пространства-времени и движущейся материи

Достижения современной науки свидетельствуют о предпочтительности

реляционного материалистического подхода к пониманию пространства и

времени. В этом плане в первую очередь надо выделить достижения физики ХХ

века. Создание теории относительности было тем значительным шагом в

понимании природы пространства и времени, который позволяет углубить,

уточнить, конкретизировать философские представления о пространстве и

времени.

В чем же состоят основные выводы теории относительности по данному

вопросу? Специальная теория относительности, построение которой было

завершено А. Эйнштейном в 1905 году, доказала, что в реальном физическом

мире пространственные и временные интервалы меняются при переходе от одной

системы отсчета к другой. Система отсчета в физике- это образ реальной

физической лаборатории, снабженной часами и линейками, то есть

инструментарием, с помощью которого можно измерять пространственные и

временные характеристики тел. Старая физика считала, что если системы

отсчета движутся равномерно и прямолинейно относительно друг друга (такое

движение называется инерциальным), то пространственные интервалы

(расстояние между двумя близлежащими точками), и временные интервалы (

длительность между двумя событиями) не меняются.

Теория относительности эти представления опровергла, вернее, показала

их ограниченную применимость. Оказалось, что только тогда, когда скорости

движения малы по отношению к скорости света, можно приблизительно считать,

что размеры тел и ход времени остаются одними и теми же, но когда речь идет

о движениях со скоростями, близкими к скорости света, то изменение

пространственных и временных интервалов становится заметным. При увеличении

относительной скорости движения системы отсчета пространственные интервалы

сокращаются, а временные растягиваются.

Это совершенно неожиданный для здравого смысла вывод. Получается, что

ракета, которая имела на старте некоторую фиксированную длину, при движении

со скоростью, близкой к скорости света, должна стать короче. Вместе с тем в

этой же ракете замедлились бы и ход часов, и пульс космонавта, и его

мозговые ритмы, обмен веществ в клетках его тела, то есть время в такой

ракете течет медленнее, чем время у наблюдателя, оставшегося на месте

старта. Это, конечно, противоречит нашим обыденным представлениям, которые

формировались в опыте относительно малых скоростей и поэтому недостаточны

для понимания процессов, которые развертываются с около световыми

скоростями.

Теория относительности обнаружила еще одну существенную сторону

пространственно-временных отношений материального мира. Она выявила

глубокую связь между пространством и временем, показав, что в природе

существует единое пространство-время, а отдельно пространство и отдельно

время выступают как его своеобразные проекции, на которые оно по-разному

расщепляется в зависимости от характера движения тел. Абстрагирующая

способность человеческого мышления разделяет пространство и время, полагая

их отдельно друг от друга. Но для описания и понимания мира необходима их

совместность, что легко установить, анализируя даже ситуации повседневной

жизни. В самом деле, чтобы описать какое-либо событие, недостаточно

определить только место, где оно происходило, важно еще указать время,

когда оно происходило. До создания теории относительности считалось, что

объективность пространственно-временного описания гарантируется только

тогда, когда при переходе от одной. системы отсчета к другой сохраняются

отдельно пространственные и отдельно временные интервалы. Теория

относительности обобщила это положение. В зависимости от характера движения

систем отсчета друг относительно друга происходят различные расщепления

единого пространства-времени на отдельно пространственный и отдельно

временной интервалы, но происходят таким образом, что изменение одного как

бы компенсирует изменение другого.

18.3Культура и цивилизация

На ранних ступенях общественного развития человек был слит с той

общностью (родом, общиной), частичкой которой являлся. Развитие этой

общности было одновременно и развитием самого человека ‘. В таких условиях

социальные и культурные аспекты общества практически не разделялись:

социальная жизнь был одновременно и жизнью данной культуры, а достижения

общества были достижениями его культуры. Так же как сознание первобытного

общества было вплетено в материальную деятельность людей, так и культурный

аспект общества был слит с социальным, не отчленен от него. Другой

особенностью первобытной социальности был ее “естественный” характер.

Родоплеменные, а также внутри- и меж общинные отношения “естественно”

возникали в процессе совместной жизни и деятельности людей, в суровой

борьбе за поддержание своего существования. Разложение и распад этих

отношений в процессе перехода к классовому обществу был одновременно

глубинным переворотом в механизмах функционирования и развития общества,

означавшим становление цивилизации. Анализируя переход от первобытности к

цивилизации, можно выделить ее основные характеристики: общественное

разделение труда и в особенности отделение города от деревни, умственного

труда от физического, возникновение товарно-денежных отношений и товарного

производства, раскол общества на эксплуататоров и эксплуатируемых и как

следствие этого—появление государства, права наследования имущества,

глубокий переворот в формах семьи, создание письменности и развитие

различных форм духовного производства. и. Понятие цивилизации настораживает

своей неопределенностью и многозначностью’, в него часто вкладывается самое

различное содержание. Действительно, это понятие употребляют и как синоним

культуры (человек культурный и цивилизованный— характеристики

однопорядковые), и как нечто ей противостоящее, например как бездушное,

вещное “тело” общества в противоположность культуре как началу духовному.

Получила распространение интерпретация этого понятия в негативном смысле

как общественного состояния, враждебного гуманным, человеческим аспектам

социальной жизни. По О. Шпенглеру, цивилизация— это этап упадка культуры,

ее старения.

В то же время достаточно часто в общественных науках и социальной

философии (в том числе у А. Тойнби) понятие цивилизации используется для

характеристики конкретного общества как социокультурного образования,

локализованного в пространстве и во времени (цивилизация Древнего Египта

или Вавилона, арабская цивилизация и т. д.), или как фиксация определенного

уровня технологического развития.

Конечно, все эти характеристики цивилизации не случайны, они отражают

некоторые реальные стороны и особенности исторического процесса, но, как

правило, их оценивают и интерпретируют односторонне, что дает основание для

критического отношения к предлагаемым многочисленным толкованиям и

концепциям цивилизации. Вместе с тем сама жизнь показала необходимость

использования понятия цивилизации, выявления его реального научно-

философского содержания. Некоторые итоги можно было бы кратко выразить

следующим образом. Цивилизация включает в себя преобразованную человеком,

окультуренную, историческую природу (в девственной природе существование

цивилизации невозможно) и средства этого преобразования, человека,

усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде

своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм

социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и

продолжение. Формационное членение общества придает цивилизации социальную

определенность, историческую конкретность. Но цивилизация—понятие более

глобальное, чем общественная формация. Формационные различия в обществе,

вышедшем из первобытного состояния,-- это различия внутри цивилизации.

Поэтому, понятие “Буржуазная цивилизация” означает цивилизацию,

развивающуюся в буржуазных формах социальной организации, заключающую в

себе и противоречия буржуазного общества и его достижения, его вклад в

развитие цивилизации, то есть черты, обретающие общецивилизационное

измерение и общечеловеческое значение. Противоречия антагонистического

общества с его кризисами, конфликтами, борьбой классов а также противоречия

двух социальных систем имеют свой предел—они не должны разрушать

цивилизацию, механизмов ее жизнедеятельности. Такой подход позволяет более

определенно уяснить и природу многих глобальных проблем как противоречий

современной цивилизации в целом. 3агрязнение окружающей среды отходами

производства и потребления, хищническое отношение к природным ресурсам,

нерациональное природопользование породили глубокую противоречивую

экологическую ситуацию, ставшую одной из острейших глобальных проблем

цивилизации, для решения (или хотя бы смягчения) которой требуется

объединение усилий всех членов мирового сообщества. Далеко выходят за рамки

отдельных социальных систем и приобретают глобальный общецивилизационный

характер демографические и энергетические проблемы, задачи обеспечения

продовольствием растущего населения Земли. Перед всем человечеством стоит

общая цель—сохранить цивилизацию, обеспечить собственное выживание. Отсюда

также следует, что принципиальные различия двух мировых социальных систем

не меняют понятий человеческой цивилизации, современной цивилизации, земной

цивилизации, которую необходимо общими усилиями всех народов уберечь от

ядерного уничтожения. Таким образом, цивилизация представляет собой

социокультурное образование. Если понятие “культура” характеризует

человека, определяет меру его развития, способы самовыражения в

деятельности, творчестве, то понятие (“цивилизация” характеризует

социальное бытие самой культуры.

19.1 Проблема человека и общества в философии Просвещения

XVIII век в истории мысли не случайно называют эпохой Просвещения:

научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь

распространяется вширь, выходя за пределы университетов в светские салоны,

становясь предметом обсуждения. Уверенность в мощи человеческого разума, в

его безграничных возможностях, в прогрессе наук, создающем условия для

экономического и социального благоденствия - вот пафос эпохи Просвещения.

На знамени просветителей написаны два лозунга - наука и прогресс. При

этом просветители апеллируют не просто к разуму, а к разуму научному,

который опирается на опыт и свободен от религиозных предрассудков.

Оптимизм просвещения был исторически обусловлен тем, что оно выражало

умонастроение поднимающейся и крепнущей буржуазии. Не случайно родиной

Просвещения стала Англия - раньше других вставшая на путь

капиталистического развития. В Англии философия просвещения нашла свое

выражение в творчестве Дж. Локка, Дж. Толанда, А. Коллинза.

В своих работах Локк разработал принципы естественного права,

предложил тот естественно-правовой идеал, в котором выразились потребности

набирающего силу буржуазного класса.

К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат три

основных права: на жизнь, свободу и собственность. Право на собственность у

Локка тесно связано с высокой оценкой человеческого труда. Локк как и

представители классической буржуазной политэкономии, убежден в том, что

собственность каждого человека есть результат его труда. Правовое равенство

индивидов является необходимым следствием принятия неотчуждаемых прав, а

правопорядок должен обеспечить возможность получения выгоды каждым, с тем

чтобы при этом соблюдались также свобода и частный интерес всех остальных.

Из Англии идеи Локка были перенесены во Францию, где встретили

восторженный прием, благодаря прежде всего Вольтеру: человек в философии

XVIII века предстает как изолированный индивид, действующий в соответствии

со своими интересами, но с другой стороны философы, отменяя прежние,

добуржуазные формы общности предлагают новую - юридическую всеобщность,

перед которой все индивиды равны. Во имя этой новой всеобщности

просветители требуют освобождения от национальных и сословных границ.

В творчестве просветителей появился новый герой - “гражданин мира” :

ему чужда слепая приверженность своему узкому мирку, он находит “хороших

людей” в любом народе, сословии, вероисповедании. Главный вопрос, который

пытается разрешить философия XVIII века, состоит в несовместимости

“частного человека”, то есть индивида, который руководствуется только

собственными интересами, и “человека вообще” - носителя разума и

справедливости.

2 Практика как основа всех форм общественной жизнедеятельности человека.

Виды практики.

Тривиальные утверждения - вечные истины (фактуальные знания).

Истина связана с субъектом, субъективна по форме, но объективна по

содержанию. Истина всегда сопровождается заблуждением. Проблема критерия

истины актуальна в теории познания. Критерии истины находятся вне самой

истины- в практике. Только в практике заблуждение исчезает и остается

истина.

П. Валери: “Человек безумен, потому что ищет истину и мудр, потому что

находит ее”.

Практика- исходный пункт и основа процесса познания. Практика- это

активная деятельность людей по преобразованию природы и общества. Основу её

составляет труд, материальное производство. Кроме того, к практике

относится политическая, классовая борьба.

Практика является исходным пунктом и основой познания, т.к. само

познание возникло на основе практики и главным образом под влиянием

материального производства.

Практика ставит перед познанием определенные задачи, способствует

решению этих задач. Тем самым она двигает познание вперед.

Практика вооружает научное познание приборами, инструментами,

оборудованием и тем самым содействует успехам познания.

Практика не только основа, но и цель познания. Человек для того и

познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать

результаты познания в своей практической деятельности.

Чувственное познание

Познание всегда начинается со знакомства с предметом внешнего мира при

помощи органов чувств. Основной формой чувственного познания является

ощущение.

Логическое мышление- качественно новый, высший этап в развитии

познания. Его роль состоит в том, чтобы вскрыть главные свойства и признаки

предмета.

Практика как специфически человеческий способ бытия в мире

представляет собой деятельность, которая обладает сложной системной

организацией.

реальное преобразование внешней среды

общение людей в процессе этого преобразования

совокупность норм и ценностей обеспечивающих целенаправленный характер

практической деятельности.

19.3 Онтология: учение о бытие. Бог, сущее, бытие, небытие.

Философская категория бытия включает в себя комплекс различных

проблем.

Для философии жизни (Ницше, Бергсон) и философия Экзистенциализма,

бытие есть наше собственное существование, непрерывная смена наших

ощущений, желаний, эмоций.

Хайдеггер: “ Понятие бытия- неопределимо”. Один вид бытия- наше

собственное существование. Бытие- самосознающее бытие человека.

Гуссерель: “ Категория бытия- то, о чем говорим и пишем”. Он заменяет

понятие бытия понятием жизненного мира, на основе которого складывается

наука.

Жизненное миропонимание есть нечто объективное, а коррелиат сознания-

продукт творческой деятельности.

Понятие бытия превращается в психику, идеальное переживание.

Развитие науки и техники породило материальную концепцию бытия.

Материалистическая философия выделяет следующие формы бытия.

1. Природное- бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как

целое бытие вещей и процессов, производимых человеком.

2. Бытие человека-бытие человека в мире вещей; специфическое человеческое

бытие.

3. Бытие социальное- индивидуальное бытие; бытие общества.

Природное- бытие является реальностью особого типа. Она- объективная и

первичная реальность в том смысле, что человек и его дух рождаются

благодаря непреходящей форме. Важны различия между природой в целом и

отдельными сущностями.

Природа в целом бесконечна в пространстве и времени, но эта

особенность не присуща отдельным вещам, процессам, состояниям природы. Они

где-то существуют, возникают; бытие сменяется небытием.

Непреходящее бытие природы представляет собой диалектику приходящего,

непреходящего, отдельных вещей.

Вторая природа - совокупность предметно-вещественных ценностей,

производимых людьми.

Материал предметов второй природы - материал первой (независим от

человека). С другой стороны- в предметах второй природы воплощены знания и

труд человека. Бытие предметов и процессов второй природы представляет

собой нерастворимое единство природного материала и человеческой

деятельности.

Будучи созданными в качестве особой реальности, они являются

результатом творчества.

Другая специфика бытия второй природы- новая реальность- социально-

историческое цивилизованное бытие.

Первая природа дана каждому человеку поколением реальных людей, вещи и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.