рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалка по философии

утрачена.

С противопоставлением субъекта объекту связаны у Декарта поиски

достоверности знания в самом субъекте, в его самосознании. И тут мы видим

еще один пункт, отличающий Декарта от Августина. Французский мыслитель

считает самосознание (“мыслю, следовательно, существую”) той точкой,

отправляясь от которой и основываясь на которой можно воздвигнуть все

остальное знание. “Я мыслю”, таким образом, есть как бы та абсолютно

достоверная аксиома, из которой должно вырасти все здание науки. подобно

тому как из небольшого числа аксиом и постулатов выводятся все положения

евклидовой геометрии.

Аналогия с геометрией здесь вовсе не случайна. Для рационализма XVII

века, включая Декарта, Мальбрашна, Спинозу, Лейбница, математика является

образцом строгого и точного знания, которому должна подражать и философия,

если она хочет быть наукой. А что философия должна быть наукой, и притом

самой достоверной из наук, в этом у большинства философов той эпохи не было

сомнения. Что касается Декарта, то он сам был выдающимся математиком,

создателем аналитической геометрии. И не случайно именно Декарту

принадлежит идея создания единого научного метода, который у него носит

название “универсальной математики” и с помощью которого Декарт считает

возможным построить систему науки, могущей обеспечить человеку господство

над природой. А что именно господство над природой является конечной целью

научного познания, в этом Декарт вполне согласен с Бэконом.

Метод, как его понимает Декарт, должен превратить познание в

организованную деятельность, освободив его от случайности, от таких

субъективных факторов, как наблюдательность или острый ум, с одной стороны,

удача и счастливое стечение обстоятельств, с другой. Образно говоря, метод

превращает научное познание из кустарного промысла в промышленность, из

спорадического и случайного обнаружения истин - в систематическое и

планомерное их производство. Метод позволяет науке ориентироваться не на

отдельные открытия, а идти, так сказать. “сплошным фронтом”, не оставляя

лакун или пропущенных звеньев. Научное знание, как его предвидит Декарт,

это не отдельные открытия, соединяемые постепенно в некоторую общую картину

природы, а создание всеобщей понятийной сетки, в которой уже не

представляет никакого труда заполнить отдельные ячейки. то есть обнаружить

отдельные истины. Процесс познания превращается в своего рода поточную

линию, а в последней, как известно, главное - непрерывность. Вот почему

непрерывность - один из важнейших принципов метода Декарта.

Согласно Декарту, математика должна стать главным средством познания

природы, ибо само понятие природы Декарт существенно преобразовал, оставив

в нем только те свойства, которые составляют предмет математики: протяжение

(величину), фигуру и движение. Чтобы понять, каким образом Декарт дал новую

трактовку природы- рассмотрим особенности картезианской метафизики.

Центральным понятием рационалистической метафизики является понятие

субстанции, корни которого лежат в античной онтологии.

Декарт определяет субстанцию как вещь (под “вещью” в этот период

понимали не эмпирически данный предмет, не физическую вещь, а всякое сущее

вообще) , которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме

самой себя. Если строго исходить из этого определения, то субстанцией, но

Декарту, является только Бог, а к сотворенному миру это понятие можно

применить лишь условно, с целью отличить среди сотворенных вещей те,

которые для своего существования нуждаются “лишь в обычном содействии

Бога”, от тех, которые для этого нуждаются в содействии других творений, а

потому носят название качеств и атрибутов, а не субстанций.

Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций - духовные и

материальные. Главное определение духовной субстанции - ее неделимость,

важнейший признак материальной - делимость до бесконечности. Здесь Декарт,

как нетрудно увидеть, воспроизводит античное понимание духовного и

материального начал, понимание, которое в основном унаследовало и

средневековье. Таким образом, основные атрибуты субстанций - это мышление и

протяжение, остальные их атрибуты производны от этих первых: воображение,

чувство, желание - модусы мышления: фигура, положение, движение - модусы

протяжения.

Нематериальная субстанция имеет в себе, согласно Декарту, идеи,

которые присущи ей изначально, а не приобретены в опыте, а потому в XVII

веке их называли врожденными. В учении о врожденных идеях по-новому было

развито платоновское положение об истинном знании как припоминании того,

что запечатлелось в душе, когда она пребывала в мире идей. К врожденным

Декарт относил идею Бога как существа всесовершенного, затем - идеи чисел и

фигур, а также некоторые общие понятия, как, например, известную аксиому:

“если к равным величинам прибавить равные, то получаемые при этом итоги

будут равны между собой”, или положение “из ничего ничего не происходит”.

Эти идеи и истины рассматриваются Декартом как воплощение естественного

света разума.

С XVII века начинается длительная полемика вокруг вопроса о способе

существования, о характере и источниках этих самых врожденных идей.

Врожденные идеи рассматривались рационалистами XVII века в качестве условия

возможности всеобщего и необходимого знания, то есть науки и научной

философии.

Что же касается материальной субстанции, главным атрибутом которой

является протяжение, то ее Декарт отождествляет с природой, а потому с

полным основанием заявляет, что все в природе подчиняется чисто

механическим законам, которые могут быть открыты с помощью математической

науки - механики. Из природы Декарт, так же как и Галилей, полностью

изгоняет понятие цели, на котором основывалась аристотелевская физика, а

также космология и соответственно понятия души и жизни. центральные в

натурфилософии эпохи Возрождения. Именно в XVII веке формируется та

механистическая картина мира. которая составляла основу естествознания и

философии вплоть до начала XIX века.

Дуализм субстанций позволяет, таким образом. Декарту создать

материалистическую физику как учение о протяженной субстанции и

нереалистическую психологию как учение о субстанции мыслящей. Связующим

звеном между ними оказывается у Декарта Бог, который вносит в природу

движение и обеспечивает инвариантность всех ее законов.

Декарт оказался одним из творцов классической механики. Отождествив

природу с протяжением, он создал теоретический фундамент для тех

идеализаций, которыми пользовался Галилей, не сумевший еще объяснить, на

каком основании мы можем применять математику для изучения природных

явлений. До Декарта никто не отважился отождествить природу с протяжением,

то есть с чистым количеством. Не случайно именно Декартом в наиболее чистом

виде было создано представление о природе как о гигантской механической

системе, приводимой в движение божественным “толчком”. Таким образом, метод

Декарта оказался органически связанным с его метафизикой.

15.2 Качество, количество, мера, скачок. Диалектика количественных и

качественных изменений в процессе развития.

В законе взаимоперехода количества и качества выражен закон отрицания.

Для любого предмета единство всех типов определяется как качество

(внутренняя характеристика) и количество (внешняя). Качество совокупность

таких свойств, отказ от которых приведет к концу существования вещи (эти

свойства являются необходимостью существования вещи). Качество связано с

целостностью вещи. Существует не качество, а вещь, обладающая качеством

(Гегель). Вещь обладает многими качествами (Энгельс). Количество - степень

развитости данного качества. Характеризует темпы, скорость протекания

процессов. Любую количественную определенность можно выразить числом. Нет

вещи, которая бы имела качественную определенность и не имела

количественной и наоборот. Мера взаимосвязь качества и количества. Вода

сохраняет качественную определенность (жидкость) от 0 до 100. Выход за

границы меры (определенные ограничения, в пределах которой существует

данная определенность вещи) приводит к концу существования вещи. Как

происходят количественные изменения ? Они непрерывны, эволюционны и все

происходят в пределах данного качества. Качество нарушается выходом за

пределы меры. Это приводит к понятию скачка.

Скачок -процесс разжижения противоречий или форма перехода из одного

качественного состояния в другое.

Качественные изменения могут происходить только посредством скачка

(который может происходить достаточно длительное время) Гегель :

качественные изменения имеют 2 вида

1) предмета не было и он появился;

2) предмет был и он исчезает;

Типы скачков :

1) Граница меры четко определена и переход происходит достаточно

быстро взрывы.

2) Границы размазаны, но тем не менее это скачок. Для описания

процессов в природе достаточно понятия эволюционных скачков.

Революция - термин, введенный для объяснения изменений в обществе.

Эволюция ряд скачков в пределах старого качества

Об эволюции говорится в 2 смыслах: Эволюция вещества во всем - процесс

развития. Медленные, количественные изменения.

3 Структура личности. Пути и способы формирования творческой личности

Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру

своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности,

естественности и непринужденности, то понятие личности подчеркивает в ней

сознательно-волевое начало. Индивид тем больше заслуживает нрава называться

личностью, чем яснее осознает мотивы своего поведения и чем строже его

контролирует, подчиняя единой жизненной стратегии. Слово “личность”

“persona” первоначально обозначало маску, которую надевал актер и античном

театре (сравни: русское “личина”). Затем оно стало означать самого актера и

его роль (персонаж). У римлян слово “persona”употреблялось не иначе, как с

указанием определенной социальной функции, роли, амплуа (личность отца,

личность царя, судьи, обвинителя и т. д.). Превратившись в термин, в общее

выражение, слово “личность” существенно изменило свой смысл и даже стало

выражать нечто обратное тому, что разумели под ним в древности. Личность -

это человек, который не играет выбранную им роль, не является ни в каком

смысле “лицедеем”. Социальная роль (скажем, роль революционера,

исследователя, художника, учителя, отца) принимается им абсолютно всерьез,

он возлагаете на себя как миссию, как крест -свободно, но с готовностью

нести всю полноту связанной с этой ролью ответственности. Понятие личности

имеет смысл лишь в системе общественных отношений, лишь там, где можно

говорить о социальной роли и совокупности ролей. При этом, однако, оно

предполагает не своеобразие и многообразие последних, а прежде всего

специфическое понимание индивидом своей роли, внутреннее отношение кней,

свободное и заинтересованное (или наоборот - вынужденное и формальное) ее

исполнение. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных

действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они

получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать

обратное: в ней интересны именно поступки. Сами свершения личности

(например, трудовые достижения, открытия, творческие успехи)истолковываются

нами прежде всего в качестве поступков, то есть преднамеренных,

произвольных поведенческих актов. Личность - это инициатор

последовательного ряда жизненных событий, или, как точно определил М.М.

Бахтин, “субъект поступания”. Достоинство личности определяется не столько

тем, много ли человеку удалось, состоялся он или не состоялся ,сколько тем,

что он взял под свою ответственность, что он сам себе вменяет. Вменяемость

обычно воспринимается как не слишком приятное слово. (Когда нас ждет

наказание за проступок, нам всегда хочется выглядеть “хоть немного

невменяемыми”, найти возможность сослаться на стечение обстоятельств, на

рассеянность или небрежность, на “состояние аффекта”.) Но нет слова

страшнее невменяемости. Когда врач-психиатр произносит этот приговор, он

вообще отрицает личность обследуемого и вместе с возможностью вменить в

вину отнимает и возможность заслуги, значимости и достоинства. Удел

невменяемых ужаснее всех наказаний, налагаемых но суду, и всех житейских

бедствий, которые могут выпасть на долю отвечающего за себя человека,

(вспомним мудрые слова А. С. Пушкина: Не дай мне бог сойти с ума, Нет,

легче посох и сума; Нет, легче труд и глад. Быть личностью трудно. И это

относится не только к великим, выдающимся личностям, возложившим на себя

бремя ответственности за страну, за народ, за политическое или

интеллектуальное движение, это относится ко всякой личности, к личности

вообще. Ведь даже самая скромная роль, если она выбрана всерьез,

предъявляет человеку целый комплекс обязанностей. Личностное бытие - это

непрекращающееся усилие. Его нет там, где индивид отказывается идти на риск

выбора, пытается уклониться от объективной оценки своих поступков и от

беспощадного анализа их внутренних мотивов. Но и не быть личностью нелегко,

или, если выразиться точнее, несладко. В реальной системе общественных

отношений уклонение от самостоятельного решения и ответственности

равносильно признанию своей личностной неразвитости и согласию на

подопечное существование, на мелочный начальственно-бюрократический надзор.

За дефицит сознательно-волевого начала в поведении людям приходится

расплачиваться всеми бедствиями командно-административного управления. И

это уже не говоря о том, что сам индивид, страдающий таким дефицитом,

обычно доходит до жалкого состояния: впадает в лень, ипохондрию,

мечтательность и завистливость.

16.1 Английский материализм 17 в. Материалистический сенсуализм Г.

Гоббса, Дж. Локка.

Материализм - одно из главных философских направлений; признает

объективность, первичность, несотворимость и неуничтожимость материи,

существующий вне и независимо от сознания и выступающей первоосновой

действительности. Как идейное течение материализм многогранен:

- наивный материализм (Демократ, Эпикур);

- вульгарный (Фогт, Бюхнер), антрополог (Фейербах,

Чернышевский);

- метафизические (Бэкон, Гоббс, Локк).

Как видно для метафизического материализма характерны 2 установки:

1) рассмотрение природы как непосредственного данного, всегда ровного себе,

неразвивающегося целого, вращающееся в одних и тех же вечных кругах;

2) создание всеобъемлющей системы знания, фиксирующей истину как бы в

окончательном и завершенном виде.

Сенсуализм - направление в теории познания, согласно которому

чувственность является главной формой достоверного познания. Сенсуализм

стремится вывести все содержание познания из деятельности органов чувств.

Материалистический сенсуализм усматривает в чувственной деятельности

человека связь его сознания с внешним миром, а в показаниях его органов

чувств - отражение этого мира.

Видными представителями материалистического сенсуализма в 17 в

являлись Гоббс и Локк.

Основные положения Гоббса (Гоббс систематизировал Бэконовский

материализм):

1) Гоббс конкретизировал понятие материи. Он больше оперировал с

понятием формы, чем с понятием материи. Движение - атрибут

существования материи.

2) Он первым дал критику средневековому провиденциализм (все исходит

от бога). Остальные философы не могли дать такую критику. Этот

провиденциализм есть продукт фантастического отражения тех

реальностей, которые есть в мире. Бог есть вымысел. Он есть продукт

фантастического представления времени. Природа движется и

развивается само. (Идея самоуважения).

3) Жизнь возникла в результате общественного договора. Естественно

состояние - эпоха войны со всеми, поэтому люди должны были жить на

основе договора.

Монархия - высшая форма государственности.

Учение о государстве:

а) государство необходимо человеку для реализации своих

потребностей. Нужда научила людей различным ремеслам и наукам;

б) Развитие общества осуществляется без вмешательства бога и

носит естественный характер.

4) Гоббс признает перемены, катаклизмы, вызванные неправильным

управлением обществом. Изменения возникают под влиянием

человеческих потребностей.

Локк: Локк, исходя из основных положений сенсуализма предприняв

попытку вывести из чувственного опыта все содержание человеческого

сознания, хотя и допускал, что уму присуща спонтанная сила, не зависящая от

опыта. По Локку, первичные факторы - это тело, материя и т. д., а вторичные

факторы - цвет, вкус, запах, характеристики воспринимающегося субъекта.

Свобода - неотъемлемая характеристика общества.

1) Право на жизнь;

2) право на собственность;

3) право на свободу.

Согласно Локку, не существует врожденных идей и принципов - ни

теоретических, ни практических (нравственных), включая идею Бога, а все

человеческие знания проистекает из опыта - внешнего (ощущение) и

внутреннего (рефлекса). В основе знания лежат простые идеи , направляемые

возбуждаемые в уме различными качествами тел - первичными, с которой эти

идеи сходны (фигура, плотность), или вторичными, с которыми идеи ясные и

смутные, реальные и фантастические.

Идеи Локка положили начало ассоциативной психологии - направление в

психологии, в которых понятие ассоциации ( связи, образующейся при

определенных условиях между двумя или более психическими образованиями -

ощущениями, двигающими актами, восприятиями и т. д.) выступало как главный

объяснительный принцип всей психической жизни. Локк предположил здесь, что

поскольку взаимодействие организма с физическим миром совершается по

законам механики, то и связи идеи возникают по этим же законам.

16.2 Понятие отрицания. Отрицание отрицания как характеристика

направленности и основных фаз развития.

1. Понятие отрицания - в логике отклонения, непризнания какого -

нибудь положения вещей, связи. В теоретическом отклонении отрицание

является утверждением несуществования. В отрицательном осуждении отрицание

может быть направлено или на все его содержание, или на связь субъекта

“предиката; в языке отрицание выражается через слово (не(. Мы можем какое-

нибудь положение признать правильным или неправильным, но было бы

неразумным стремиться делать это одновременно ( закон противоречия и закон

исключенного третьего). С отрицанием не связано ни одно положительное

утверждение. Высказывание “этот цветок не благоухает” имеет значение даже

тогда, когда цветок вообще не имеет запаха.

2.Отрицание отрицания (о.о.) - один из основных законов диалектики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.