рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалка по философии

общем виде Д. - это изменение вообще, всякое взаимодействие материальных

объектов и смена их состояний. В мире нет материи без движения, так же как

не может быть и Д. без материи. Д. материи абсолютно, тогда как всякий

покой относителен, и представляет собой один из моментов движения.

Поскольку мир бесконечен, то всякое тело участвует в бесконечном множестве

перемещений. Д. определяет свойства, структурную организацию и характер

существования материи. Д. материи многообразно по своим проявлениям и

существует в различных формах. Любой объект существует лишь благодаря тому,

что в нем воспроизводятся определенные типы движений. Движение внутренне

присуще материи.

2 основных типа движения:

1. Д. когда сохраняется качество предмета;

2. изменение качественного состояния предмета.

Одни формы движения превращаются в другие.

Последние характеризуются как развитие. Развитие представляет собой

закономерное, целостное, необратимое структурное изменение систем, имеющее

определенную направленность. Эта направленность является равнодействующей

от сложения различных внутренних тенденций изменения, вытекающих из законов

движения системы и наличных внешних условий. Процесс развития - переход

одного качества в другое, направленное формирование новых систем, которые

рождаются из предшествующих систем.

2 разновидности процессов развития:

1. качественные превращения, не выходящие за рамки соответствующего вида

материи, определенного уровня ее организации;

2. процессы перехода от одного уровня к другому.

В основу классификации форм движения Энгельс положил следующие

принципы:

1. формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем

организации материи, т.е. каждому уровню такой организации должна

соответствовать своя форма движения;

2. между формами существует генетическая связь, т.е. форма движения

возникает на базе низших форм;

3. высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим

формам.

Энгельс выделил 5 форм движения материи: механическое, физическое,

химическое, биологическое и социальное.

3 блока движений: неживой природы, живой природы и общества.

Под движением материи следует понимать не только механическое

перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также

изменения состояний объектов, которые вызываются этими воздействиями.

Многообразие форм движения материи связано с определенным уровнем

организации материи, каждый из которых характеризуется своей системой

законности и носителем.

03.3. Содержание понятий “индивид”, “индивидуальность” и “личность” в

философии. Личность и ее социальные роли в обществе.

Индивид (individuum - неделимый): 1). Единичный, отдельный объект,

выделенный из определенного вида, рода или класса объектов. 2). Единичный

представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к

его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся

ребенок - индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность.

Индивидуальность - неповторимый, самобытный способ бытия конкретной

личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная

форма общественной жизни человека.

Индивид становится индивидуальностью по мере того, как перестает быть

только “единицей” человеческого рода и приобретает относительную

самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.

Личность социальна по своей сущности и индивидуальна по способу своего

существования. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его

особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется

социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит

индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в

самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой в

рамках социальной системы. Важная роль природных задатков, врожденных

особенностей в развитии индивидуальности опосредствована социальными

факторами. Индивидуальность - это единство уникальных и универсальных

свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе

диалектического взаимодействия его качеств - общих, типических, особенных и

единичных.

Личность - человеческий индивид в аспекте его социальных качеств,

формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и

общественных отношений. Хотя природную основу личности образуют ее

биологические особенности, все же определяющими факторами развития являются

не ее природные качества, а качества социально значимые - взгляды,

способности, потребности, интересы, мораль и т.д. Социальные качества

личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим

людям. По этим проявляющимся вовне поступкам можно в известной степени

судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах.

Это создает возможность не только объективного познания социальных качеств

личности, но и формирующего воздействия на них.

04.1. Милетская школа о “первоосновах бытия”.

Спецификой греческой философии является стремление понять сущность

природы, космоса, мира в целом. Не случайно первых греческих философов -

Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, представителей т.н. милетской школы (6

век до н.э.) называли физиками (physis - природа). Направленность их

интересов определялась в первую очередь характером греческой мифологии,

которая была религией природы и одним из важнейших вопросов в которой был

вопрос о происхождении мира. Но между мифологией и философией было

существенное различие. Миф повествовал о том, кто родил все сущее, а

философия спрашивала, из чего оно произошло.

У Фалеса это - вода, у Анаксимена - воздух, у Анаксимандра - апейрон

(“беспредельное”). Само же первоначало представляло не просто вещество, как

его понимает современная физика или химия, а нечто такое, из чего возникает

живая природа и все населяющие ее одушевленные существа. Поэтому вода или

воздух - это своего рода метафоры, они имеют и прямое, и переносное,

символическое значение.

У первых “физиков” философия мыслится как наука о причинах и началах

всего сущего. На место мифологического порождения у философов становится

причина.

4.2. Философская антропология, феномен человека.

Со второй половины XIX века, когда стало общепризнанным, что человек -

продукт биологической эволюции, центральным для всей антропологической

проблематики сделался вопрос об основном отличии людей от

высокоорганизованных животных и о научном объяснении этого отличия. Всякое

животное рождается на свет, уже будучи наделенным богатым набором

инстинктов, которые заранее обеспечивают его приспособленность к известным

условиям обитания, но именно поэтому ограничивают индивидуальные вариации

поведения. Многообразные различия, которые мы видим среди представителей

рода Homo sapiens, свидетельствуют об индивидуальной вариативности

поведения, неизвестной животному миру. Не означает ли это, что к

человеческим поступкам вообще нельзя прилагать понятие "заданной

программы"? Отнюдь нет, роль своеобразной программы, определяющей поведение

людей, выполняют язык, показ и пример. Место "генетических инструкций"

занимают нормы, место наследственности в строгом смысле слова -

преемственность. Наличие культуры отличает человеческое общество от любого

объединения животных особей. Однако оно еще не объясняет ни того, как

общество возможно, ни того, как оно на деле возникло. "Людей, - писали

основоположники марксизма, - можно отличать от животных по сознанию, по

религии - вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать себя от

животных, как только начинают производить необходимые им жизненные

средства". Производство - не просто отличительный, но основополагающий

признак Homo sapiens.

Давно признано, что превращение животных в людей не могло быть неким

мгновенным, одноактным событием. С неизбежностью должен был существовать

длительный период становления человека (антропогенеза) и становления

общества (социогенеза). Как показывают современные исследования, они

представляют собой две неразрывно связанные стороны единого по своей

природе процесса - антропосоциогенеза, длившегося в течении 3-3.5 млн лет.

Важнейшая черта антропосоциогенеза - его комплексный характер. Поэтому

принципиально неверно было бы утверждать, что, скажем, "сначала" возник

труд, "потом" - общество, а "еще позднее" - язык, мышление и сознание.

Тезис об определяющем значении труда выделяет последний в качестве

центрального (и именно в этом смысле первичного) антропогенетического

фактора, в связи с которым формируются и общежитие, и членораздельная речь,

и начатки рационального мышления. Но труд и сам имеет генезис, превращаясь

в полноценную предметно-практическую деятельность лишь во взаимодействии с

такими факторами социализации, как язык, сознание, нравственность,

мифология, ритуальная практика и т. д.

С момента "неолитической революции" человек обладает уже всеми

основными характеристиками, которые фиксировал К. Маркс, говоря о "

"природе людей" как общественно-исторических существ. В какой бы район

земного шара мы не попали бы, мы встретим там человеческих существ, о

которых правомерно утверждать по крайней мере следующее:

* они умеют изготовлять орудия труда при помощи орудий и использовать

их как средство производства материальных благ;

* -они знают простейшие нравственные запреты и безусловную

противоположность добра и зла;

* они обладают потребностями, чувственными восприятиями и умственными

навыками, развившимися исторически;

* они не могут ни сформироваться, ни существовать вне общества;

* признаваемые ими индивидуальные качества и достоинства суть

общественные определения, которые отвечают тому или иному типу объективных

отношений;

* их жизнедеятельность имеет не изначально запрограммированный, а

социально-волевой характер, вследствие чего они являются существами, у

которых есть способность самопринуждения, совесть и сознание

ответственности.

Однако с вопросом появления человека еще далеко не все ясно. Прежде

всего непонятно откуда взялась сама потребность в труде. Почему, прожив

обезьяной миллионы лет, человек вдруг ощутил потребность трудиться.

Феномен человека в том, что он единственное существо обладающее

сознанием. Человек единственное известное существо способное мыслить

абстрактно в то время как даже у высших животных предметное,

непосредственное мышление.

Используя разум человек самоорганизовался в общество и еще сильнее

выделился из природы биологической, животной.

4.3. Многомерность человеческого бытия. Диалектика как концепция

общественного процесса.

Непосредственно существуя как природное тело, человек подчиняется

законам существования и развития конечных, преходящих тел. Вместе с тем

законы развития и потребности тела не полностью, не однозначно воздействуют

на бытие человека. Можно сказать, что особенность человеческого

существования состоит в возникновении специфической, уникальной для живой

природы, "нежесткой" и неуниверсальной детерминации бытия человека со

стороны его тела. Нежесткость проявляется в таких, например, фактах, как

способность человека регулировать, контролировать свои фундаментальные

потребности, удовлетворяя их не в простом соответствии с повелениями

природы, а в пределах и формах, определяемых обществом, историей,

собственной волей индивида. Неуниверсальность же состоит в том, что многие

действия человека, которые могли бы определятся (и иногда определяются)

своего рода эгоизмом телесных потребностей, очень часто регулируются

другими мотивами - духовно-нравственными, социальными. Наиболее ярко это

проявляется в жертвенных поступках, но не только в них. Существование

человека - не внеприродное, но и не только природно-телесное. Специфика его

состоит в соединении - пересечении, взаимодействии - трех относительно

разных бытийственных измерений. Реально существует отдельный человек,

прежде всего как данная мыслящая и чувствующая "вещь" (тело). Это первое

измерение человеческого существования. Но одновременно человек существует

как индивидуальная особь, принадлежащая к виду Homo sapiens и взятая на

данном витке его развития, эволюции мира. Тут - второе измерение бытия

человека. Человек существует и как социально-историческое существо (третье

измерение его существования). Все три измерения человеческого

существования, взятые в единстве, - исходные характеристики бытия человека.

Человеческое бытие - реальность, объективная по отношению к сознанию

отдельных людей и поколений. Люди существуют до, вне и независимо от

сознания каждого отдельного человека. Но бытие людей отнюдь не абсолютно

независимо от сознания, от духа, ибо является комплексным и уникальным

единством природного, вещественного и духовного, индивидуального и

родового, личностного и общественного. Каждый из нас - реальность для

самого себя. Мы существуем, а вместе с нами реально существует наше

сознание. Духовное - это единство многообразного, которое охватывает

процессы сознания и бессознательного (тоже многоразличные по конкретным

формам своего существования и проявления), включает знания, воплощающиеся,

материализующиеся в формах естественных языков искусственных знаково-

символических систем. К духовным продуктам и процессам принадлежат также

нормы, принципы человеческого общения, включая нормы и критерии

нравственности, права, художественного творчества. Имея в виду именно

различия в форме бытия, духовное можно условно разделить на два больших

подвида - на духовное, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности

индивидов (индивидуализированное духовное), и на то, которое может

существовать и часто существует также и вне индивидов, или, говоря иначе,

объективируется (внеиндивидуальное, объективированное духовное). Первый вид

- индивидуализированное бытие духовного - включает прежде всего сознание

индивида. Несомненно, существование сознания неотделимо от деятельности

мозга и нервной системы индивида, от существования его тела. Но сложность и

диалектика бытия индивидуализированных форм духовного в том и состоит, что

сознание и все его проявления, неотделимые от этих природно-биологических

процессов, к ним принципиально не сводимы. Индивидуализированное духовное в

широком смысле слова включает и бессознательное. Бытие

индивидуализированного духовного - важнейшая сторона бытия индивида. Без

нее невозможно человеческое бытие, его диалектическое развитие. И что

особенно важно, индивидуализированное духовное "локализовано" в

общественном человеке и по своей сущности является особой разновидностью

духовного, обусловленного также бытием общества и развитием истории. Вот

почему индивидуализированное и внеиндуализированное духовное так тесно

переплетены, способны "переливаться" друг в друга. Результаты деятельности

сознания и вообще духовной деятельности конкретного человека могут

отделяться от него самого, как бы выходить "вовне". И тогда возникает

духовное второе типа - объективированное (внеиндивидуальное) духовное.

Специфика объективированного бытия заключается в том, что его элементы и

фрагменты (идеи, идеалы, нормы, ценности, различные естественные и

искусственные языки) способны сохраняться, совершенствоваться и свободно

перемещаться в социальном пространстве и историческом времени.

5.1.Материалистический атомизм Демокрита и Эпикура.

Знаменитый греческий философ Демокрит принимает тезис о том, что бытие

есть нечто простое, понимая под ним неделимое - атом. Он дает

материалистическую трактовку этому понятию, мысля атом как наименьшую,

далее неделимую физическую частицу. Таких атомов Демокрит допускает

бесчисленное множество, тем самым отвергая утверждение, что бытие - одно.

Атомы, по Демокриту, разделены пустотой, пустота - это небытие и, как

таковое, непознаваема: отвергая утверждение Парменида о том, что бытие не

множественно, Демокрит, однако, согласен с элеатами, что только бытие

познаваемо. Демокрит различает мир атомов - как истинный и потому

познаваемый лишь разумом - и мир чувственных вещей, представляющих собой

лишь внешнюю видимость, сущность которой составляют атомы, их свойства и

движения. Атомы нельзя видеть, их можно только мыслить. Атомы Демокрита

различаются по форме и величине; двигаясь в пустоте, они соединяются

("сцепляются") между собой в силу различия по форме: у Демокрита есть атомы

круглые, пирамидальные, кривые, заостренные, даже "с крючками". Так из них

образуются тела, доступные нашему восприятию.

Демокрит предложил продуманный вариант механического объяснения мира:

целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение

атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. В

атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это

положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее

в чувственном мире. Стремясь найти причину движения, Демокрит "раздробляет"

единое бытие Парменида на множество отдельных "бытий" - атомов, которые

трактует материалистически.

Учение Демокрита было дополнено и развито Эпикуром. Эпикур приписывает

атомам еще одно свойство - тяжесть. Он также допускает и признает

закономерным и определенное отклонение от прямолинейного движения, это дает

возможность более "диалектического" понимания проблемы движения. Согласно

Эпикуру, душа - это не нечто бестелесное, а структура атомов, тончайшая

материя, рассеянная по всему организму. Отсюда вытекает и отрицание

бессмертия души. Свою теорию Эпикур распространяет и на область этики и

общественного устройства. В этике он исходил из индивидуалистических, в

сущности сенсуалистских позиций. Человек, по Эпикуру, является чувствующим

существом, и его чувства суть основной критерий морали. Высшим благом

Эпикур признавал блаженство, наслаждение. Оно состоит в удовлетворении

естественных потребностей и в достижении определенного душевного равновесия

- спокойствия души, а тем самым и счастья. Эти моральные требования он

считал естественными, вытекающими из человеческой сущности. Принцип

наслаждения отражался и на социальных воззрениях Эпикура. Общество, считал

он является совокупностью индивидов, которые договорились между собой о

том, что не будут вредить друг другу. Эпикур в определенной мере

предвосхищает позднейшую теорию общественного договора.

5.2. Многообразие пространственно-временных свойств движущейся

материи. Биологическое и социальное пространство и время. Пространство и

время в психике человека.

Идея качественного многообразия пространственно-временных структур -

важнейший компонент диалектико-материалистической концепции пространства и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.