рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: История жизни и деятельности духовенства Псковской епархии во второй половине XVIII в.

Одним из важнейших вопросов, без изучения которых исследователю нельзя представить суть процессов, происходивших внутри духовного сословия, является порядок наследования мест в причте. В стремлении представителей духовенства закрепить за своей семьей приход А.В. Карташев видит стихийное побуждение сословия к замкнутости, замешанное на страхе перехода в податное, “рабье” положение, утраты приобретенных свобод и привилегий, а также гарантированных доходов.[172] Подобные страхи на протяжении всей второй половины века подогревались, с одной стороны, ростом численности сословия, не компенсированным открытием новых вакансий, а с другой стороны ожиданием новых разборов духовенства. Происходившие в сфере управления епархиями процессы бюрократизации способствовали закреплению приходов за отдельными семействами. Обычай выбора прихожанами клира на протяжении XVIII в. постепенно сходит на нет и в 1797 г. запрещается Синодом, как противоречащий императорскому указу о запрете подачи коллективных челобитных. Архиереи назначали на священнические места детей умершего иерея, отдавая первенство старшему сыну, уже занимавшему, как правило, какое-либо место в причте. Место наследовалось и по женской линии, передаваясь мужьям дочерей умершего.[173] Семья, претендовавшая на открывшуюся вакансию, понималась очень широко, в нее входили и обладали правами наследования, не только вдова и дети, но также внуки, племянники, двоюродные родственники, родня по линии вдовы. Интересно отметить, что именно в случае наследования места дочерью священника не состоящей в браке, сочетались два подхода к получению прихода. Во-первых, наследственный, так как невеста - наследница выбирала жениха, во-вторых, учитывался образовательный ценз, ибо архиерей, утверждавший кандидатуру будущего священника, учитывал уровень его духовного образования. В Киевской епархии существовал даже обычай, называемый “оглядины”. Если к невесте, по каким-либо причинам не посватался образованный кандидат, митрополит в дверях класса бурсы, демонстрировал невесту “философам” и “богословам”.[174] Киевский митрополит Арсений (Могилянский), даже издал указ по своей епархии, принуждавший выдавать невест-наследниц только за выпускников семинарии. Если приход насчитывал 80-100 дворов, жених должен был быть “богословом”, если 60-80 “философом”, менее - выпускником класса риторики.[175] Епархиальное начальство вынуждено были мириться с подобными правилами наследования прихода, но всегда имело возможность вмешаться в спор о наследовании и подчеркивало свое формальное право назначать священников, руководствуясь только их семинарской подготовкой. Так, вдове священника из погоста Слаботки Торопецкого уезда, было объявлено: “...чтоб она жила спокойно и не почитала б онаго священнического места как наследственного для ея дочерей, которых она имеет еще несколько, а знала б, что не по наследству определяются к церквам священнослужители, а токмо по достоинству и Его Преосвященства избранию.”[176] Предпочтения архиерея и в самом деле имели решающее значение при наличии нескольких кандидатов на место в причте. Когда на место пономаря в Колпинском погосте претендовали 9-ти летний сын причетника данного погоста Иван Харитонов и 16-ти летний пономарь из погоста Мелетово Василий Иродионов, архиерей отдал предпочтение именно последнему. Василий Мелетовский пел в санкт-петербургском хоре Его Преосвященства с 1788 по 1790 гг. (и это в отмечено особо), был старше и опытнее в причетнической должности, происходил из семьи священника. Повторялась обычная для Псковской епархии схема: старший сын священника получает место причетника в приходе, где местный священник не имеет собственных сыновей, при этом оттесняет от места сына местного церковнослужителя, одновременно освобождая место в своем родном приходе для младшего брата.[177]

В двуприходных церквях должности в клире делятся между 2-3 семействами. Например, на начало 90-х гг. в Куховском погосте должность первого священника занимал Трофим Егоров. По общепринятым законам наследования, его место должен был занять старший сын Сергий, обучавшийся в семинарии. Место 2-го священника занимал Гавриил Власьев, также имевший сыновей, а его младший брат Василий был при той же церкви пономарем. Священнические сыновья братья Трофим и Максим Мартыновы занимали места дьякона и пономаря, причем у Трофима подрастали наследники. В случае смерти одного из представителей семей освободившееся место занималось следующим по старшинству родственником. После полагающихся испытаний и получения согласия архиерея место умершего священника Гавриила занимает его брат Василий. На освободившееся место пономаря определяется сын покойного Михаил, которому, чтобы не потерять место, пришлось оставить семинарию. Все остальные близкие умершего должны были содержаться за счет нового пономаря.[178]

Насколько распространенной была практика наследования мест сыновьями клириков видно из табл.1, составленной на материале клировых ведомостей поданных причтами Холмского и Великолукского уездов в 1789 г. В отличие от ведомостей по приходам, находящимся в других уездах, эти документы содержат данные о месте службы отца каждого из членов причта.


Таблица 1 Происхождение холмских и великолукских священников (по данным клировых ведомостей за 1789 год).

Чин Происхождение Уезд

г. Великие

Луки
Холмский Великолукский
Священник

из этого же

прихода

28 (45,2%) 19 (37,3%) 2 (11,1%)

из другого

прихода

17 (27,4%) 17 (33,3%) 11 (61,1%)
Дьякон

из этого же

прихода

0 (0,0%) 1 (2,0%) 0 (0,0%)

из другого

прихода

2 (3,2%) 0 (0,0%) 0 (0,0%)
Причетник

из этого же

прихода

6 (9,7%) 5 (9,8%) 5 (9,8%)

из другого

прихода

9 (14,5%) 9 (17,6%) 9 (17,6%)
Всего 62 (100%) 51 (100%) 18 (100%)

Источник: ГАПО Ф.39. Оп.1. Ед.хр.418. Л.2-114, 121-238.

Данные, приведенные в таблице по двум уездам, имеют минимальное расхождение, что говорит о наличии общих для всех сельских приходских церквей закономерностей. Примерно 3/4 священников происходили из священнических семей. Только часть этих священников наследовало приход своего отца. Наряду с ними существовала значительная группа выходцев из других приходов, обычно того же уезда. В городе же священник, вступивший на место своего отца, вообще редкость. Скорее всего, в подобных случаях приход наследовался родственниками. Священнических дочерей очень редко выдавали за новопоставленных священников, вступающих в должность одновременно с женитьбой. В большинстве случаев их выдавали за диаконов и причетников. По данным ревизских сказок поданных в Новоржевском уезде из 39 выданных замуж священнических дочерей за священников было выдано 3, за дьяконов -7, за причетников 20. Родниться священники предпочитали между собой и поэтому очень редко сыновья священников брали себе жен из других социальных страт. В 1795 г.из 35 жен священников в Новоржевском уезде, чье происхождение можно установить, 26 (74,5%) происходили из семей священников и только 7 (20%) из семей причетников.[179]

Подобные браки, заключаемые между представителями одной страты, укрепляли социальную позицию как семьи священника, удачно женившего сыновей, давая возможность если не его детям, то, по крайней мере, внукам получить место в другом приходе, так и позицию семьи священника, удачно выдавшего дочь, так как в случае отсутствия у него сыновей, зять имел больше шансов наследовать его приход и обеспечить достойное содержание родственников со стороны жены.

В городах обычай наследования приходов к концу века постепенно сходит на нет, сообразуясь с высокой горизонтальной мобильностью городского духовенства, очень часто меняющего как приходы, так и места проживания. В результате достигшие необходимого возраста сыновья иереев становились священниками не того прихода, где служил их отец, а того где служили они сами или где открылась вакансия.

Таблица 2 Замещение священнических вакансий в городских и сельских приходах Псковской епархии в конце 80-х – начале 90-х гг. XVIII в.

Территория Из семинаристов Из числа причетников Из числа дьяконов Иное Итого
того же прихода другого прихода другого прихода того же прихода
Города

9

(15%)

3

(5%)

14

(23,3%)

18

(30%)

12

(20%)

4

(6,7%)

60
Уезды:
Великолукский

1

(2%)

21

(41,2%)

13

(25,5%)

5

(9,8%)

9

(17,6%)

2

(3,9%)

51
Торопецкий

3

(7,1%)

17

(40,5%)

11

(26,2%)

2

(4,8%)

8

(19%)

1

(2,4%)

42
Опочецкий -

4

(16,7%)

12

(50%)

5

(20,8%)

3

(12,5%)

- 24
Печерский

3

(10,7%)

4

(14,3%)

9

(32,1%)

6

(21,4%)

5

(17,9%)

1

(3,6%)

28
Псковский

2

(5,4%)

7

(18,9%)

11

(29,7%)

10

(27%)

6

(16,2%)

1

(2,7%)

37
Порховский

7

(14%)

13

(26%)

17

(34%)

4(8%) 9(18%) - 50
Холмский -

17

(27,4%)

21

(33,9%)

5

(8,1%)

14

(22,6%)

5

(8,1%)

62
Островский

1

(2,9%)

5

(14,7%)

5

(14,7%)

10

(29,4%)

12

(35,3%)

1

(2,9%)

34

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.