Дипломная работа: История жизни и деятельности духовенства Псковской епархии во второй половине XVIII в.
Вопрос о причинах наличия вакантных мест является
одним из самых непростых. С одной стороны в епархиях имелись вакантные места.
"Хронический" недокомплект составлял по подсчетам В.Н. Асочаковой 30%
на всем протяжении последней трети XVIII в.[228]
В Псковской епархии на 1784 год оставались незамещенными 258(17,7%)
штатных мест.[229] И
это несмотря на ужесточение штатных рамок в 1778 г. На примере Олонецкой
епархии видно, что количество "праздных" мест выросло с 26 в 1774 г.
до 44 в 1779 г. К 1788 г. оно сокращается до 9.[230]
С другой стороны, в епархии, как показывают материалы разборов,
значительно число живущих при отцах взрослых сыновей.
По материалам клировых ведомостей и ревизских сказок
можно выделить среди приходов Псковской епархии несколько приходов, в которых
вакансии не замещались в течение длительного времени. Например, в селе Посадниково,
в 13 верстах от г. Новоржева, при одноприходной церкви (приход 74 двора) служил
с 1777 г. священник Андрей Ефремов. Ревизские сказки в период с 1782 по 1795
гг. не отмечают наличия при этой церкви положенного числа причетников.
Наследник прихода старший сын служил с 1780 г. дьячком в г.Риге. В клировой
ведомости за 1790 г. отмечено, что причетников при церкви не имеется, а
“отправляют в служении оной госпожи Ульяны Яковлевны Ланской дворовые люди”.[231]
Интересен также пример села Сторожня. В этом селе с 1760 по 1794 гг.
священником был Петр Корнилов, при котором диаконом служил в 1778-1794 гг. его
сын Стефан Петров. До 1789 г. при этом же приходе жил пономарь Егор Иванов с
семейством. Потом семейство пономаря перевелось в другой приход. При священнике
по штатному расписанию полагалось два причетника, что не наблюдалось с 1790 по
1794 гг. В 1794 г. умирает священник Петр и место наследуется его сыном. В свою
очередь, Стефан Петров забирает из семинарии своего старшего десятилетнего сына
Алексея, и тот становиться пономарем при отце.[232]
Примерно также закрепили за своей семьей с 1780 г. и по меньшей мере до
1793 г. Ваулинский приход священник Авраам Лукин и его сын дьячок Матфей Авраамов.[233]
Подобные примеры для 90-х гг. не характерны, но сам факт их наличия
свидетельствует о возможности образования вакантных мест в причте именно таким
искусственным способом. В небольших приходах семьи священников, используя свои
"владельческие" права на приход и, возможно, пользуясь поддержкой со
стороны прихожан, могли регулировать численность клира в рамках верхних границ
штатов, руководствуясь исключительно собственными потребностями. В этом и
заключается, может быть, не единственная, но наиболее очевидная причина
возникновения "праздных" мест при избытке безместных лиц духовного
звания в епархии.
Государственная политика по отношению к Православной
церкви во второй половине века обусловила не только юридическое оформление духовенства
в сословие, но его замкнутость. Особую роль в этом процессе сыграли четыре
реформы: 1) ограничение доступа и свободного выхода из состава сословия; 2)
стеснение права прихожан выбирать клир; 3) требование иметь духовное
образование для поступления на духовную службу; 4) узаконение практики наследования
церковных мест.[234]
На примере Псковской епархии видно, что случаи
проникновения представителей иных сословий в белое духовенство являются крайне
редкими. До секуляризационных процессов 1764 г. духовное сословие епархии активно
пополняло ряды духовенства выходцами из монастырских служителей, которыми
многочисленные обители заполняли "праздные" места в приходах,
расположенных на территории их вотчин. В 1783 г. среди служителей церкви и
певчих в епархии их насчитывался 41 человек, то есть чуть больше 3% от общего
числа белого духовенства епархии.[235] Ввиду
отобрания у монастырей их вотчин приток в духовную среду монастырских
служителей прекратился. Уникален случай с крестьянским сыном Аникитой
Яковлевым, чухонцем по этнической принадлежности. В 1761 г. псковский архиерей
Гедеон взял его на обучение в семинарию “по надобности православных чухон, не
разумевших российского языка, находящихся более в Псковоградской окружности при
Лифляндской границе”. В том приходе, куда спустя 13 лет назначили священника
Аникиту Яковлева, половина чухонцев не понимала русского языка.[236]
Имело место несколько случаев возвращения в духовное звание сыновей
церковников, ранее положенных в подушный оклад.[237]
Таким образом, с 1764 г. белое духовенство Псковской епархии становится
абсолютно закрытым для выходцев из податных сословий. В духовное сословие не
включались и приемные дети духовных особ.[238]
Единственным путем проникновения представителей
податных сословий, и то не всех в духовное сословие оставалось во второй
половине века принятие монашества. Несмотря на закрытие ряда монастырей епархии
в ее пределах сохранилось к концу века достаточно большое число обителей – 10
штатных (из них 3 девичьи) и 2 заштатных. Представители черного духовенства
числились также за Архиерейским домом. Правда, в 1800 г. из состава Псковской
епархии была изъята и причислена к приорству ордена святого Иоанна
Иерусалимского Никандрова пустынь.[239]
Штаты 1764 г. четко определили количество мест при
монастырях и архиерейских домах в зависимости от их класса. При Псковском архиерейском
доме 2-го класса должно было состоять в братии 12 человек, при мужских
монастырях 2-го класса и женских 2-го и 3-го классов полагалось быть по 17
человек. В мужских третьеклассных обителях – 12.[240]
На деле эти штатные места не замещались полностью (табл.10).
Таблица
10 Численность монашествующих и
бельцов в монастырях Псковской епархии в 1804 г.
Монастырь
|
Класс |
Число штатных мест |
Занято штатных мест |
Монашествующих |
Послушников,
бельцов и белиц |
Архиерейский дом. |
2 |
12 |
8 |
5 |
3 |
Псковопечерский
муж. |
2 |
17 |
8 |
5 |
3 |
Иоаннопредтеченский
дев. |
2 |
17 |
15 |
5 |
10 |
Старовознесенский
дев. |
2 |
17 |
8 |
4 |
4 |
Великолукский
Вознесенский дев. |
3 |
17 |
27 |
9 |
18 |
Снетогорский муж. |
3 |
12 |
8 |
3 |
5 |
Спасо-Мирожский
муж. |
3 |
12 |
11 |
4 |
7 |
Святогорский муж. |
3 |
12 |
10 |
5 |
5 |
Святовеликопустынский
муж. |
3 |
12 |
3 |
3 |
- |
Торопецкий Небин
муж. |
3 |
12 |
11 |
2 |
9 |
Великолукский
Троицкий Сергиев муж. |
3 |
12 |
9 |
7 |
2 |
Крыпецкий муж. |
- |
- |
12 |
7 |
5 |
Всего |
|
152 |
130 |
59 |
71 |
Источник: ГАПО Ф. 39. Оп. 2. Ед.хр.
501. Л. 2-79
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26
|