рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: История жизни и деятельности духовенства Псковской епархии во второй половине XVIII в.

Вероятно, основную сложность для многих неуспевающих учеников представляла латынь, изучаемая в течение нескольких лет и требующая от семинариста не только способности к языкам, но усердных ежедневных занятий. В соответствие с указом императрицы в Псковской семинарии в 80-е гг. вводится преподавание греческого языка для студентов классов философии и богословия. Начиная с класса риторики, семинаристы имели возможность изучать немецкий язык. Но если знание греческого языка давало возможность читать на нем книги религиозного содержания, то немецкий язык для священника являлся роскошью, не связанной с его профессиональной деятельностью. Поэтому, несмотря на рост числа учащихся семинарии, количество обучающихся немецкому языку студентов в 1797 г. сократилось почти в два раза по сравнению с 1790 г. и составило всего 16 человек. Впрочем, и число изучающих греческий язык семинаристов не превышало двух десятков.[296]

В целом по России, согласно данным из доклада Синода о последнем разборе духовенства, количество обучающихся в духовных школах детей в 33 епархиях составило 24167 человек. В то же время 11329 детей до 15 лет, обученных грамоте, находились при отцах, 49460 детей не обучалось нигде.[297] Желающих поступить на учебу было больше, чем мест в духовных учебных заведениях. Епархиальное начальство некоторых епархий было вынужденно набирать учеников в семинарию исходя из финансового положения их родителей. Так, в Воронежской епархии обязательным считалось обучение только детей священников и городских причетников, а в Костромской зачисляли в семинаристы только детей священников из приходов не менее чем со 100 дворами.[298] История образования также знает примеры отказа епархиального начальства обучать церковнослужительских детей, но эти отказы связаны с просьбами взять семинариста на казенный кошт. Так, резолюцией архиепископа было отказано дьячку Перновской церкви. Отцу было предписано обучать своего сына дома чтению и нотному пению, а потом просить его определения в церковнослужители.[299]

С другой стороны, епархиальные власти не могли не заботиться об обязательном обучении той категории детей, которые с большой долей вероятности, должны были занять места своих отцов - диаконов и священников. Если те пытались под предлогом болезни уклониться от учебы, то факт наличия серьезного заболевания проверялся в Консистории.[300] Имущая часть духовенства, особенно в отдаленных от Пскова уездах, полагая и так обеспечить своим детям приход, была, по меньшей мере, не активна в вопросах получения ими духовного образования. В 1795г. великолукское духовное правление даже вынуждено было рапортовать в консисторию о неявке в гимназию после "рождественских вакаций" 11 учеников (около половины всех учащихся гимназии).[301]

На примере Псковской епархии можно видеть, что политика государства и церковных иерархов в отношении духовного образования была, в целом, прогрессивной и начала приносить некоторые положительные результаты. Но усилия светских и духовных властей в этом отношении оказались недостаточными. Во многом это связано с материальной необеспеченностью служителей церкви.[302] Значительная часть приходского духовенства, имела стимул давать своим детям семинарское образование, чтобы обеспечить их будущее, но не имело к этому средств. Не в меньшей степени это объясняется и желанием государства проводить реформу духовного образования без больших финансовых затрат со стороны казны. К концу века для православной церкви не назрела еще жизненная потребность “образовываться”, так как сам низкий уровень образования паствы позволял церкви обходиться небольшим числом ученого духовенства, воспроизводство которого система духовного образования без труда обеспечивала.

 
Глава 4. Доходы духовенства

4.1 Источники доходов приходского духовенства Псковской епархии

Исследователи вопроса о положении духовенства во второй половине XVIII - начала XIX вв. неоднократно отмечали его скудное материальное обеспечение. По данным за 1808 г. из 26417 церквей годовой доход причта свыше 1000 руб. имели только 185. Большинство причтов получало в год 50-150 руб., а некоторые даже 5-10 руб.[303] По подсчетам Карасева А.В., среднегодовой доход священника во второй половине XVIII в. составлял 60 руб.[304] По сведениям Б. Семевского, полученным в результате анализа дневниковых записей ярославского сельского священника, чей приход состоял из 400 душ, на долю всего причта приходилось в 70-х гг. около 130 руб., а на долю священника – 75.[305] На бедность приходского духовенства указывает работа Н.И. Григоровича.[306]

В научной литературе много внимания было уделено изучению законодательной базы связанной с материальным обеспечением духовенства. Нормативно-правовые акты второй половины XVIII в. весьма подробно регламентируют порядок предоставления представителям духовного сословия штатного жалования, обеспечения церквей и монастырей пахотной землей, взимания платы за требы с прихожан и так далее. Однако, реальную величину доходов представителей духовенства возможно представить лишь обратившись к сведениям, содержащимся в архивных источниках. Поскольку епархиальное начальство не требовало у приходского духовенства отчитываться обо всех своих доходах, любые их подсчеты могут носить лишь приблизительный характер.

Самым трудным для изучения является вопрос о плате за требы. Официальная такса за требы, установленная в 1765 г., как уже отмечалось выше, была сильно занижена и не применялась на практике. Если взять данные о количестве совершенных за год треб в Псковском уезде, то получается следующая картина. На 1783 г. в уезде числилась 46501 душа мужского пола. За год в уезде родилось 2818 младенцев. По официальной таксе с каждого из них полагалось взять 2 коп. за родильную молитву и 3 копейки за крещение, что составило 56 руб. 36 коп. и 84 руб. 54 коп. соответственно. За каждый из 670 браков полагалось брать по 10 коп. То есть за этот вид треб все причты уезда могли получить 67 руб. Умерло в том же году 1376 человек в возрасте старше 10 лет, за погребение которых причту следовало получить по 10 коп., а также 116 детей младше 10 лет, за погребение которых нужно было уплатить по 3 коп. Всего за погребение белое духовенство уезда должно было получить плату в размере 141 руб. 8 коп. За причастие и исповедь плату брать не полагалось, следовательно, общая сумма, которую должны были гарантированно получить служители церкви за год по уезду, составила 292 руб. 62 коп., то есть 5 руб. 41/2 коп. на каждую из 58 приходских церквей. На одну душу мужского пола и вовсе приходилось менее чем по копейке в год.[307] По подсчетам О.Е. Наумовой сделанным на материале Иркутской епархии самое большее годовое количество треб на 100 прихожан составляло: 10 рождений, 2 брака, 8 погребений взрослых и 7 погребений младенцев. Таким образом, со среднего прихода в 1200 человек, причт мог получить в год очень небольшую, по мнению исследователя, сумму 20 руб. 52 коп. На свой страх и риск иркутский архиерей увеличил плату за требы. За крещение дозволено было брать 10 коп., за венчание 20, за погребение взрослых 30, за погребение младенцев 10.[308] Увеличенная вдвое такса за требы в 1801 г., учитывая заведомую неисполнимость таксы 1765 г. и рост цен на протяжении второй половины века, была столь же неисполнима.[309]

Реальную величину платы за выполнение треб установить сложно, так как она зависела, прежде всего, от платежеспособности прихожан и конкретных отношений между паствой и причтом. В Москве в 1774 г. приходские священники брали за крестины 25-30 коп., за погребение 50-80 коп., превышая официальную таксу в 5-8 раз.[310] В Ярославской епархии в 70-е гг. причт получал за крестины 5-10 (в среднем 8) коп., за погребение детей 5-10 коп., взрослых - 10-30 коп. За свадьбу прихожане платили 10-50 коп. (обычно 20-25).[311] В 1786 г. в Москве причт получал за крестины 50 коп. - 1 руб., за погребение - 1-2 руб.[312] Здесь важно отметить, что плата за требы принятая в Иркутской и Ярославской епархиях в равной мере превышают официально установленную таксу в 2-3 раза, что дает нам некоторые основания предположить существование неофициальной таксы на требы, которая являлась минимальной для большей части прихожан.

Существовал также ряд треб, оплата которых указом 1765 г. либо вообще не регламентировалась, либо запрещалась. Так в Ярославской епархии прихожане платили 2-3 коп. за ежегодную исповедь, хотя указ и воспрещал брать за исповедь и причастие плату. С рождением ребенка были связаны не только крестины, но и такие требы как молитва родильнице, за что священник получал 2-5 коп., совершение «сороковой» и «страшной» молитв. «Сороковая» молитва читалась, когда родительница через 40 дней после появления ребенка на свет приходила в храм и совершала обряд воцерковления. Обычная плата за совершение этого обряда составляла 2 коп.. «Страшная» молитва, читаемая, скорее всего, в случае болезни ребенка оплачивалась 2-6 коп. Плату причт получал и за совершение молебнов. За простой молебен прихожане платили 3-5 копеек, за молебен с акафистом - 10-25, за молебен при закладке избы - 5-20 коп. Большое количество обрядов, кроме погребения было связано со смертью прихожан. Обычной платой за большую панихиду были 6 коп. Заупокойные обедни, службы на третий, девятый, двадцатый и сороковой день обычно приносили причту 10 коп. дохода. Особенно дорого стоил сорокоуст (40 обеден по усопшему). За него причт получал от 1 до 3 руб. Прихожане, не имевшие достаточно средств, могли заказать половину сорокоуста. За поминовение разных лиц причт получал от 2 до 10 коп. Особенно велики были его доходы в родительские субботы, когда помимо денежного вознаграждения служителей церкви наделяли калачами. Значительные суммы давались причту за запись в синодик (25-50 коп.). Нередко заказывали литургии, стоившие обычно 10 коп. За соборование больных причт получал 20 коп. Значительные доходы приносили причту славления в Рождество и на Пасху, хождения в праздники по домам с молебнами. Всего причт в Ярославской епархии получал по подсчетам Б. Семевского в 1774-1780 гг. более 20 коп. в год с души мужского пола.[313] Нельзя утверждать, что данная сумма была одинаковой даже в пределах Ярославской епархии, поскольку Б. Семевский отмечает близость прихода в селе Иваньково от Ярославля, возможность ухода крестьян на промыслы и, следовательно, их зажиточность. Однако, не имея источников для проведения аналогичного исследования на материале Псковской епархии, остается допустить, что требы, взимаемые с прихожан, были также завышены в 2-3 раза и доход причта от выполнения треб составлял около 20 коп. с души мужского пола в год.

Причт ряда церквей получал часть доходов в виде штатного жалования, которое было установлено в 1764 г. и увеличено вдвое в конце 1797 г. Штатное жалование получали кафедральные соборы, храмы 2-го класса, владевших до введения штатов более чем 20 крестьянами и имевшие протопопа (соборы не имеющие статуса кафедральных) и 110 церквей 3-го класса, владевшие тем же числом душ, но протопопа не имевшие.[314] Значительная часть церквей 3-го класса, получавших ругу, пришлась на Псковскую епархию, многие храмы которой накануне секуляризации являлись вотчинниками. В одном только г. Пскове насчитывалось 38 церквей, имевших во владении свыше 20 душ. Они также имелись в Опочке -7, в Пустой Ржеве - 8, в Вышгороде - 7, в Изборске - 5, в Гдове - 4, в Кобылье - 3, в Воронече - 3, в Острове - 2, в Велье -3. Итого по данным В.И. Семевского на территории Псковского наместничества таких церквей насчитывалось 79. Кроме того, по данным генерального межевания этот список может быть увеличен на 28 подобных храмов-вотчинников.[315] Доклад от учрежденной о церковных имениях комиссии предусматривал назначение штатного жалования в размере 115 рублей на содержание Петропавловского собора в г. Пскове и еще 4-х храмов в Острове, Изборске, Великих Луках и Торопце. Протопопы этих храмов получали жалование в размере 30 руб., священники - 20 руб., диаконы - 15 руб., причетники - 10 руб. Ежегодно 10 руб. выделялось на церковные расходы. Еще 79 церквей, вероятно, те, которые имелись в виду В.И. Семевский под церквями-вотчинниками, получали ежегодное содержание в размере 50 руб. Священники и причетники в таких церквах получали то же жалование, что и в храмах 2-го класса.[316]

В дальнейшем в Псковской епархии произошло перераспределение государственной руги. Некоторые штатные церкви лишились своего причта и стали приписными, в других напротив появились новые вакансии священно- и церковнослужителей. К концу века в Пскове осталось только 17 приходских церквей. Из них 15 получали штатное жалование общей суммой 1262 руб. 88 коп. Еще две церкви получали по 5 и по 10 руб. в год на церковные расходы из сумм составлявших штатное жалование приписанных к ним церквей. Семь из девяти священников одноприходных штатных храмов стали получать штатного жалования 25-30 руб., вместо положенных 20. Практически во всех штатных церквях штатное жалование причетникам составило от 11 руб. 25 коп. до 12 руб. 50 коп. Четыре церкви стали получать двойную сумму на церковные расходы.[317] Служители церкви при женских монастырях получали такое штатное жалование, как и остальные священно- и церковнослужители, состоявшие на штатном содержании. Самое большое штатное жалование получали служители кафедральных соборов. Протопопу полагалось в год 80 руб., ключарю - 60, священнику и протодиакону - 40, диакону и иподиакону - 30, причетнику - 12, звонарю и сторожу - 10. Певчие получали от 12 до 24 руб. в год.[318] Величина жалования того или иного служителя церкви зависела от архиерея, который мог распределять штатную сумму.[319] Например, штатное жалование, положенное причту Николаевской церкви в погосте Володимерец, получал только священник, хотя количество штатных служителей церкви выросло к концу века до 7 человек.[320] В то же время прибавку к штату в 10 руб. получили практически все штатные храмы епархии, которые в 1764 г. получали 50 рублевое штатное жалование.

Штатное жалование получало также белое духовенство в Лифляндии. До указа Екатерины II в 1786 г. православное духовенство Рижского и Ревельского наместничеств получало жалование по штату 1728 г. Ежегодно 33 служителя церкви получали из местных доходов сумму в размере 1429 руб. С 1786 г. она была увеличена, в связи с необходимостью компенсировать рост цен, до 2976 руб. Рижскому и Ревельскому генерал-губернатору предписывалось также выделять по 1000 руб. в год на ремонт храмов в каждой из губерний, находящихся под его управлением. Самое большое жалование в 400 руб., которое составители штатов не сочли нужным увеличивать, получал протопоп Петропавловского собора в Риге. Священники в 1728-1786 гг. получали от 40 до 80 руб. После прибавки священники стали получать от 80 до 150 руб. (на о. Эзель). Жалование диаконам возросло с 30-50 руб. до 50-75 руб. в год. Как характерную для Лифляндии особенность назначения штатного жалования следует отметить неравенство доходов дьячков и пономарей. Пономари в 1728-1786 гг. получали 9 руб. 50 коп., а дьячки 15 руб. В новых штатах различие в сумме жалования двух категорий причетников сохранилось. С указом 1786 г. открывались 4 новые диаконские вакансии, 1 пономарская и 2 вакансии для просвирен. Духовенству Риги и Денамендской крепости, помимо казенных домов, ежегодно предоставлялось 143 сажени казенных дров и 34 воза сена с магистратских лугов. Кроме того, генерал-губернатор Рижский и Ревельский обязывался ежегодно выделять 1000 руб. на ремонт церквей в каждой губернии, находящейся под его управлением.[321]

Весьма важным, а для некоторых церквей главным доходом был доход с принадлежащей церкви земли. Вся церковная земля, после секуляризации делилась на две категории. В первую категорию входили «писцовые» земли, принадлежавшие церкви до 1764 г. Вторая категория включала в себя вновь отведенные для обеспечения причта земли. Новая отдача земли прихожанами рассматривалась как пожертвование прежних владельцев. Она записывалась не на имя священника, а на церковь и после упразднения храма должна была возвратиться к прежнему владельцу.[322] Решением вопроса о церковных землях правительство занялось еще в 1765 г., когда велело отмежевывать к не имеющим земли сельским церквям по 33 десятины. Для собственных нужд духовенству дозволялось пользоваться всеми лесами, кроме заповедных.[323]

Инструкция, данная межевым канцеляриям и конторам, предписывала отводить церквам такой надел земли, который соответствовал бы количеству земли у прихожан. Если прихожане владели более чем 500 четвертями земли, к церкви отмежевывалось 20 четвертей в одном поле, а всего 60 четвертей или 30 десятин земли. Если земли у прихожан было от 100 до 500 четвертей, к церкви полагалось отмежевать 15 четвертей в поле, если от 50 до 100, то 10 четвертей в поле. То есть всего по 22,5 и 15 десятин соответственно. На каждую отмежеванную к церкви четверть полагалось выделить ей сенных покосов на одну копну. Десять копен приравнивались к 1 десятине. На каждые 100 отмежеванных десятин полагалось отводить по 15 десятин под дворы и огуменники духовенства. К тем церквям, которые владели землей по писцовым книгам, отводилось столько земли, сколько составляло "полную дачу" то есть 33 десятины пашенной земли и сенных покосов.[324] Инструкция межевым канцеляриям и конторам требовала отводить церкви земли не более чем в 2-3 местах, включая и писцовые дачи. Всех владельцев земель, на которых находился приход, должны были отделить часть пропорциональную величине их земельных владений в границах прихода. Чтобы при наличии большого числа владельцев не произошло дробления церковных земель, предполагалось отмежевать положенное число десятин от одного – двух владельцев, а им компенсировать эти дачи за счет других владельцев в справедливой пропорции. Предписывалось также стараться отводить церквам те земли, которые ранее находились в церковном владении. Правительство, отрезая у собственников земли, старалось несколько смягчить их потери, рекомендуя не отводить церквям лучшие угодья, и, оставляя за владельцами право, при отведении церкви земли уничтожать прежнюю ругу.[325] Законоположение "Об отмежевании земель церквам" было обнародовано в 1767 г. и подтверждено 16 октября 1775 г., что Н.И. Григорович связывал с нежеланием помещиков подчиняться невыгодному для них постановлению.[326] В результате межевания церковь должна была получить во владение не менее 36 десятин. Из них 30 десятин составляли пашенные земли, 3 десятины сенные покосы и 3 десятины отводилось духовенству под дворовые места. В клировых ведомостях указывалось либо общее количество отведенной земли, либо, в редких случаях, давалось ее более подробная характеристика. Например, к церкви Покрова Пресвятой Богородицы в погосте Немоево Островского у. "По нынешнему генеральному межеванию отмежевано из дачи оной церкви строителя господина Корамышева [Карамышева] в пустоши Борку 20, в Заполки 13, да под строением священно и церковнослужителей домами 3. Итого 36 десятин".[327] В ходе генерального межевания не отводились земли к церквям, находящимся в штате.[328] Если отмежеванная земля была по каким-то причинам неудобной, то она отводилась в большем количестве. Так в Дегожском погосте Порховского у. к церкви "по неудобности" было отмежеванно 55 десятин пашенной земли.[329] В клировых ведомостях церкви Никиты с Поля в Пскове качество и количество отведенной земли указано более подробно: "во время генерального межевания в 1781-1783 гг. отмежевано прежними владельцами пашенной удобной и неудобной земли 47 десятин 245 саженей, сенных покосов 19 десятин 1956 саженей, лесом порослой неудобной земли 22 десятины 2349 саженей.[330] Обращает на себя внимание и тот факт, что в ходе генерального межевания земли получили и некоторые городские церкви, получавшие штатное содержание. Из числа псковских шатных цервей землю получили в ходе межевания получили Иоаннобогословская церковь 72 десятины "удобной и неудобной, лесной и болотной", Алексеевская церковь 60 десятин пашенной удобной и неудобной земли. Церкви Иоанно-Предтеченского женского монастыря, точнее к приписанной к ней Стефановской, был отведено пашенной и непашенной земли в размере 51 десятины. Вопрос о законности наделения шести псковоградских штатных церквей землей был поднят в 1797 г., когда Павел I обязал прихожан обрабатывать церковные земли.[331]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.