рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: История жизни и деятельности духовенства Псковской епархии во второй половине XVIII в.


Таблица 8 Численность духовенства г. Пскова в 70-90-х гг. XVIII в.

Годы Церквей В них
Священников Дьяконов Причетников Всего служителей церкви
1772 г. 63 - - - 173
1782 г. 63 66 8 151 225
1797 г. 20 33 13 54 100
1800 г. 20 34 13 53 100

Источник: РГИА Ф.796. Оп.64. Ед.хр.580. Л. 66; РГИА Ф.796. Оп.54. Ед.хр.140. Л. 21об.; ГАПО Ф.39. Оп.1. Ед.хр.1083. Л. 113об-163; ПГОИАХМЗ. Древлехранилище. Ф.ПДК. Ед.хр.325/49 Л. 1-60.

В 70-е – начале 80-х гг. XVIII в. наблюдается увеличение численности псковского духовенства. Вероятнее всего это связано с учреждением наместничества с центром в Пскове. Увеличилось число дворян, находящихся в гражданской службе, оживилась экономическая жизнь населения. Служители церкви получили возможность за плату проводить богослужения в церквях, не имевших штатного клира.[205] Частично, как отмечалось выше, пополнение состава духовенства Пскова осуществлялось за счет выходцев из уездов. После 1786 г. начался обратный процесс.

Вполне вероятно, что подобная мера была предпринята не только в целях упрочения материального положения городского духовенства, но ради восполнения возникшего дефицита духовенства в уездах. В 1784 г. в штате 313 церквей епархии состояло 1197 служителей церкви вместо 1455 положенных по штатам. Недоставало 29 священников, 68 диаконов и 131 причетника.[206] Таким образом, благодаря рассылке псковского духовенства проблема некомплекта в некоторой степени разрешилась. Можно утверждать, что Иннокентий (Нечаев) в этом случае действовал сообразно замыслам светской власти. Правительство Екатерины II предлагало Синоду перераспределить приходы внутри епархий.[207]

Возникает вопрос, почему, несмотря на жесткие штаты, на крайне незначительный рост числа новых вакансий не возник переизбыток претендентов на них? Подобная ситуация могла сложиться только благодаря постоянному оттоку представителей духовенства в другие сословия и закрытости сословия на входе.

Выход из сословия мог осуществляться двумя путями. Насильственный путь подразумевал перевод в податные сословия представителей низшего духовенства в ходе "разборов", а также перевод их на гражданскую и военную службу. Ненасильственный основывался на добровольности перехода в иные сословия в поисках лучшей доли.[208] Особенностью подхода светской власти к вопросу о проведении разборов является его заинтересованность не столько в улучшении положения духовного сословия, сколько решением более актуальных для нее задач. Государство стремилось использовать излишек в духовном сословии для своих "военных и податных целей".[209] Разбор 1769 г. проводился, прежде всего, с целью пополнить армию. Предписывалось взять на военную службу половину всех не служащих церковнослужителей, церковных сторожей и их детей, а также четверть всех детей действительно служащего духовенства в возрасте от 15 до 40 лет.[210] Разбор произошел сразу после завершения процесса ревизионной переписи духовенства в 1763-1768 гг. Новые штаты по результатам переписи еще не были определены, а разбор уже начался.[211]

После принятия штатов 1778 г. и проведения переписи населения 1782-1783 гг. выяснилось, что 9548 священно - и церковнослужительских мест вакантны. Государство, которое в 1775 г. провело губернскую реформу, нуждалось в образованных людях для заполнения мест в созданных им присутственных местах. Где-либо, кроме духовного сословия этих людей взять было нельзя. Согласно совместному указу Сената и Синода, последовавшего в 1784 г., эти места замещались священно- и церковнослужителями, которые с 1778 г. числились заштатными, и сыновьями штатного духовенства.[212] В первую очередь администрация губерний и наместничеств нуждалась в семинаристах. Их переход по разрешению епархиальных архиереев начался еще в 70-е гг. Архиереи не желали отдавать семинаристов из высших классов, а государственные чиновники готовы были взять всех желающих. Из Киевской Академии наместник готов был взять на службу даже неспособных к учению. Требовались также учителя в народные школы. Постоянно обращались в Синод с требованием прислать семинаристов из высших классов медицинские школы и Московский университет.[213] По разбору семинаристы попадали на службу в наместническое правление, казенную палату, уездные казначейства, городские правления, суды различных уровней, причем, по месту своего происхождения.[214] Еще до указа 1784 г. Псковский архиерей отослал в распоряжение Псковского наместничества 48 семинаристов, а в июне 1784 г. потребовалось отослать еще 7.[215] Потери для семинарии выглядят весьма внушительно, если учесть, что численность ее семинаристов не превышала двух сотен.

Разбор 1784 г., помимо семинаристов, касался и других категорий духовенства: излишних и находящихся в подозрении церковников, праздноживущих священно - и церковнослужительских сыновей старше 15 лет, положенных в подушный оклад священников и их детей. Всего по разбору 1784 г. в Псковской епархии выбыл из духовного сословия 261 человек. Еще 9 человек, подлежащих разбору, выбыло до выхода указа. Всего по Российской империи выбыло из духовного звания 32543 человека. Из 261 исключенного по разбору: 52 (20%) излишние и находящиеся под подозрением церковнослужители, 37 (14%) дети духовенства старше 15 лет, 112 (43%) детей выбывших по достижению ими на момент разбора 15 летнего возраста или вместе с отцами, церковников, положенных в подушный оклад и не имеющих положенного увольнения и их детей 54(21%) и 6 семинаристов (2%).[216] По своему выбору они могли определяться в купечество, в цехи, в крестьянство или на военную службу. Учащиеся, за исключением направленных на гражданскую службу семинаристов, не подлежали разбору.[217]

В 1788 г., во время войн с Турцией и Швецией, государству понадобились люди для армии. Светской администрации в губерниях было предписано вновь переписать заштатных церковников в возрасте от 15 до 50 лет и определить их в военную службу.[218] Влияние разбора 1784 г. и призыва на военную службу 1788 г. на социальный состав духовенства можно по материалам ревизских сказок 5-й ревизии.

В Новоржевском уезде на 1782 г. по данным ревизских сказок насчитывалось 879 лиц обоего пола, принадлежавших к духовному сословию. В период с 1782 по 1795 гг. их число сократилось до 815 (табл.9).

 

Таблица 9 Численность духовного сословия в Новоржевском уезде в 1782-1795 гг.

Состав 1782 г. 1795 г. Убыло % убыли
Мужчины 372 365 7 2%
Женщины 507 450 54 11,2%
Всего 879 815 64 7,3%

Источник: ГАПО Ф.74 Оп.1. Ед.хр.493. Л. 45-117об.

За указанный выше период из числа духовенства Новоржевского уезда выбыло 48 человек (13% от численности на 1782 г.) Из них по разбору 1784 г. 30 человек, в военную службу 11 человек (один - добровольно), 7 детей указанных лиц и 3 человека были исключены по следственному делу. С ними выбывали и экономически зависимые от них родственницы. Среди выбывших практически не было действительно служивших церковников. В подушный оклад был положен только один дьячок. Один пономарь сам ушел на военную службу и один – был исключен по следственному делу. Выбывали из сословия в основном сироты, не сумевшие приискать себе места. Таковых было 24 человека (50% от числа выбывших). Сыновей служивших на момент исключения причетников было 9, диаконов – 5 и сыновей священников – 7. Поскольку исключались из сословия в основном молодые холостяки, то для лиц духовного звания, особенно причетников, резко сократилась возможность выдать в замуж дочерей. В результате вынужденное нарушение замкнутости духовного сословия на выходе. В 1782-1795 гг. было выдано замуж 33 дочери священников, из них за лиц не духовного звания только 2 (за дворового человека и за коллежского регистратора), а из 25 выданных замуж дочерей причетников 9 (44%) оказались вне своего сословия. За мещан было выдано 4 девицы, за купца –1, за сержанта – 1, за крестьян – 2, за дворового человека –1.[219] В городах, где перспективы выгодно выдать дочь за представителя иного сословия были выше, межсословные браки практиковались еще чаще. Из 14 выданных в замужество девушек, принадлежащих к семьям духовенства г. Великие Луки, в период между 4-й и 5-й ревизиями за лиц духовного звания выдано было только 4, остальные за купцов(2), за ямщиков(2), за чиновников(2), за отставных и служащих военных нижних чинов(3) и за мещанина(1).[220] Духовное сословие несло ощутимые демографические потери, поскольку лишалось своих способных к деторождению представителей, но, тем не менее, постепенно восстанавливало свою прежнюю численность. Как показала ревизия, среди духовенства Новоржевского уезда вновь появились безместные молодые люди в возрасте от 15 до 23 лет: 10 сыновей причетников, 1 сын диакона и 6 сыновей священников.[221]

В 1796 г. последовал еще один разбор, в ходе которого в военную службу брали подозрительных и безместных церковников, тупых и дурного поведения семинаристов и праздноживущих детей духовенства не моложе 15 лет.[222] Всего по данным 5-й ревизии в Псковской епархии значилось 119 заштатных церковников, в основном находящихся на пропитании родственников. Из их числа в гражданское ведомство было отправлено 4 человека. Из числившихся по ревизским сказкам 145 безместных священно - и церковнослужительских детей в военную службу был отослан 101 человек, 42 успели получить место в причте, и 2 умерло. К моменту разбора "приспело" в 15-и летний возраст 111 человек. Из них 39 отправлено в военную службу, а 72 получили места в причте. В военную службу отправили также 5-х церковников, "опорочивших состояние" и 17 исключенных семинаристов. Таким образом, из духовного сословия в Псковской епархии выбыло 166 человек и 3 находились в бегах. Из 162 отправленных в военную службу Псковское и Лифляндское губернские правление вернула 52 исключенных, ввиду их неспособности быть солдатами по болезни.[223] Цель данного разбора одна – заставить безместных представителей духовного сословия служить "по примеру древних левитов, которые на защиту отечества вооружались".[224] Политика Екатерины II в этом вопросе может быть рассмотрена не только как попытка удовлетворить потребности государства в военных и чиновниках, за счет духовенства, но и как система мер, попутно направленная на улучшение положения духовенства. Разбор 1784 г. был по форме своего проведения чрезвычайно либерален в сравнении со всеми остальными. Чиновничья служба, на которую при Екатерине II могли переводиться дети духовенства, была желанна для многих безместных лиц, принадлежащих к духовному сословию. Чиновничье жалование было более высоким, чем жалование консисторских служителей, открывалась возможность сделать успешную карьеру, особенно после указа 1790 г., согласно которому выходцы из духовного сословия за 4 года службы получали чин коллежского регистратора. В результате губернское начальство не испытывало недостатка в желающих перейти из духовного сословия в чиновники.[225] Павел I запретив выход из духовного сословия, сделал неизбежным появление в нем лишних людей, а, следовательно, и новые разборы.[226] Вместе с тем Павел попытался улучшить благосостояние белого духовенства и подтвердил действовавший порядок наследования приходов.[227] Возможно, с помощью этих мер он пытался побудить духовное сословие заполнить вакантные места.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.