Источник: РГИА Ф.796. Оп.64. Ед.хр.580. Л. 66; РГИА
Ф.796. Оп.54. Ед.хр.140. Л. 21об.; ГАПО Ф.39. Оп.1. Ед.хр.1083. Л. 113об-163;
ПГОИАХМЗ. Древлехранилище. Ф.ПДК. Ед.хр.325/49 Л. 1-60.
В 70-е – начале 80-х гг. XVIII в.
наблюдается увеличение численности псковского духовенства. Вероятнее всего это
связано с учреждением наместничества с центром в Пскове. Увеличилось число
дворян, находящихся в гражданской службе, оживилась экономическая жизнь
населения. Служители церкви получили возможность за плату проводить
богослужения в церквях, не имевших штатного клира.[205]
Частично, как отмечалось выше, пополнение состава духовенства Пскова
осуществлялось за счет выходцев из уездов. После 1786 г. начался обратный
процесс.
Вполне вероятно, что подобная мера была предпринята не
только в целях упрочения материального положения городского духовенства, но
ради восполнения возникшего дефицита духовенства в уездах. В 1784 г. в штате
313 церквей епархии состояло 1197 служителей церкви вместо 1455 положенных по
штатам. Недоставало 29 священников, 68 диаконов и 131 причетника.[206]
Таким образом, благодаря рассылке псковского духовенства проблема некомплекта в
некоторой степени разрешилась. Можно утверждать, что Иннокентий (Нечаев) в этом
случае действовал сообразно замыслам светской власти. Правительство Екатерины II
предлагало Синоду перераспределить приходы внутри епархий.[207]
Возникает вопрос, почему, несмотря на жесткие штаты, на крайне
незначительный рост числа новых вакансий не возник переизбыток претендентов на
них? Подобная ситуация могла сложиться только благодаря постоянному оттоку
представителей духовенства в другие сословия и закрытости сословия на входе.
Выход из сословия мог осуществляться двумя путями.
Насильственный путь подразумевал перевод в податные сословия представителей
низшего духовенства в ходе "разборов", а также перевод их на
гражданскую и военную службу. Ненасильственный основывался на добровольности
перехода в иные сословия в поисках лучшей доли.[208]
Особенностью подхода светской власти к вопросу о проведении разборов
является его заинтересованность не столько в улучшении положения духовного
сословия, сколько решением более актуальных для нее задач. Государство
стремилось использовать излишек в духовном сословии для своих "военных и
податных целей".[209] Разбор
1769 г. проводился, прежде всего, с целью пополнить армию. Предписывалось взять
на военную службу половину всех не служащих церковнослужителей, церковных
сторожей и их детей, а также четверть всех детей действительно служащего
духовенства в возрасте от 15 до 40 лет.[210] Разбор
произошел сразу после завершения процесса ревизионной переписи духовенства в
1763-1768 гг. Новые штаты по результатам переписи еще не были определены, а
разбор уже начался.[211]
После принятия штатов 1778 г. и проведения переписи
населения 1782-1783 гг. выяснилось, что 9548 священно - и церковнослужительских
мест вакантны. Государство, которое в 1775 г. провело губернскую реформу,
нуждалось в образованных людях для заполнения мест в созданных им присутственных
местах. Где-либо, кроме духовного сословия этих людей взять было нельзя.
Согласно совместному указу Сената и Синода, последовавшего в 1784 г., эти места
замещались священно- и церковнослужителями, которые с 1778 г. числились
заштатными, и сыновьями штатного духовенства.[212]
В первую очередь администрация губерний и наместничеств нуждалась в семинаристах.
Их переход по разрешению епархиальных архиереев начался еще в 70-е гг. Архиереи
не желали отдавать семинаристов из высших классов, а государственные чиновники
готовы были взять всех желающих. Из Киевской Академии наместник готов был взять
на службу даже неспособных к учению. Требовались также учителя в народные
школы. Постоянно обращались в Синод с требованием прислать семинаристов из
высших классов медицинские школы и Московский университет.[213]
По разбору семинаристы попадали на службу в наместническое правление, казенную
палату, уездные казначейства, городские правления, суды различных уровней, причем,
по месту своего происхождения.[214] Еще до
указа 1784 г. Псковский архиерей отослал в распоряжение Псковского
наместничества 48 семинаристов, а в июне 1784 г. потребовалось отослать еще 7.[215]
Потери для семинарии выглядят весьма внушительно, если учесть, что численность
ее семинаристов не превышала двух сотен.
Разбор 1784 г., помимо семинаристов, касался и других
категорий духовенства: излишних и находящихся в подозрении церковников,
праздноживущих священно - и церковнослужительских сыновей старше 15 лет, положенных
в подушный оклад священников и их детей. Всего по разбору 1784 г. в Псковской
епархии выбыл из духовного сословия 261 человек. Еще 9 человек, подлежащих
разбору, выбыло до выхода указа. Всего по Российской империи выбыло из
духовного звания 32543 человека. Из 261 исключенного по разбору: 52 (20%)
излишние и находящиеся под подозрением церковнослужители, 37 (14%) дети
духовенства старше 15 лет, 112 (43%) детей выбывших по достижению ими на момент
разбора 15 летнего возраста или вместе с отцами, церковников, положенных в
подушный оклад и не имеющих положенного увольнения и их детей 54(21%) и 6
семинаристов (2%).[216] По
своему выбору они могли определяться в купечество, в цехи, в крестьянство или
на военную службу. Учащиеся, за исключением направленных на гражданскую службу
семинаристов, не подлежали разбору.[217]
В 1788 г., во время войн с Турцией и Швецией,
государству понадобились люди для армии. Светской администрации в губерниях
было предписано вновь переписать заштатных церковников в возрасте от 15 до 50
лет и определить их в военную службу.[218] Влияние
разбора 1784 г. и призыва на военную службу 1788 г. на социальный состав
духовенства можно по материалам ревизских сказок 5-й ревизии.
В Новоржевском уезде на 1782 г. по данным ревизских сказок насчитывалось
879 лиц обоего пола, принадлежавших к духовному сословию. В период с 1782 по
1795 гг. их число сократилось до 815 (табл.9).
Таблица 9 Численность
духовного сословия в Новоржевском уезде в 1782-1795 гг.
Состав
1782 г.
1795 г.
Убыло
% убыли
Мужчины
372
365
7
2%
Женщины
507
450
54
11,2%
Всего
879
815
64
7,3%
Источник: ГАПО Ф.74 Оп.1. Ед.хр.493. Л. 45-117об.
За указанный выше период из числа духовенства
Новоржевского уезда выбыло 48 человек (13% от численности на 1782 г.) Из них по
разбору 1784 г. 30 человек, в военную службу 11 человек (один - добровольно), 7
детей указанных лиц и 3 человека были исключены по следственному делу. С ними
выбывали и экономически зависимые от них родственницы. Среди выбывших
практически не было действительно служивших церковников. В подушный оклад был
положен только один дьячок. Один пономарь сам ушел на военную службу и один –
был исключен по следственному делу. Выбывали из сословия в основном сироты, не
сумевшие приискать себе места. Таковых было 24 человека (50% от числа
выбывших). Сыновей служивших на момент исключения причетников было 9, диаконов
– 5 и сыновей священников – 7. Поскольку исключались из сословия в основном
молодые холостяки, то для лиц духовного звания, особенно причетников, резко
сократилась возможность выдать в замуж дочерей. В результате вынужденное
нарушение замкнутости духовного сословия на выходе. В 1782-1795 гг. было выдано
замуж 33 дочери священников, из них за лиц не духовного звания только 2 (за
дворового человека и за коллежского регистратора), а из 25 выданных замуж
дочерей причетников 9 (44%) оказались вне своего сословия. За мещан было выдано
4 девицы, за купца –1, за сержанта – 1, за крестьян – 2, за дворового человека
–1.[219] В
городах, где перспективы выгодно выдать дочь за представителя иного сословия
были выше, межсословные браки практиковались еще чаще. Из 14 выданных в
замужество девушек, принадлежащих к семьям духовенства г. Великие Луки, в
период между 4-й и 5-й ревизиями за лиц духовного звания выдано было только 4,
остальные за купцов(2), за ямщиков(2), за чиновников(2), за отставных и
служащих военных нижних чинов(3) и за мещанина(1).[220]
Духовное сословие несло ощутимые демографические потери, поскольку
лишалось своих способных к деторождению представителей, но, тем не менее,
постепенно восстанавливало свою прежнюю численность. Как показала ревизия,
среди духовенства Новоржевского уезда вновь появились безместные молодые люди в
возрасте от 15 до 23 лет: 10 сыновей причетников, 1 сын диакона и 6 сыновей
священников.[221]
В 1796 г. последовал еще один разбор, в ходе которого
в военную службу брали подозрительных и безместных церковников, тупых и дурного
поведения семинаристов и праздноживущих детей духовенства не моложе 15 лет.[222]
Всего по данным 5-й ревизии в Псковской епархии значилось 119 заштатных
церковников, в основном находящихся на пропитании родственников. Из их числа в
гражданское ведомство было отправлено 4 человека. Из числившихся по ревизским
сказкам 145 безместных священно - и церковнослужительских детей в военную
службу был отослан 101 человек, 42 успели получить место в причте, и 2 умерло.
К моменту разбора "приспело" в 15-и летний возраст 111 человек. Из
них 39 отправлено в военную службу, а 72 получили места в причте. В военную
службу отправили также 5-х церковников, "опорочивших состояние" и 17
исключенных семинаристов. Таким образом, из духовного сословия в Псковской
епархии выбыло 166 человек и 3 находились в бегах. Из 162 отправленных в
военную службу Псковское и Лифляндское губернские правление вернула 52 исключенных,
ввиду их неспособности быть солдатами по болезни.[223]
Цель данного разбора одна – заставить безместных представителей духовного
сословия служить "по примеру древних левитов, которые на защиту отечества
вооружались".[224]
Политика Екатерины II в этом вопросе может быть рассмотрена не только как
попытка удовлетворить потребности государства в военных и чиновниках, за счет духовенства,
но и как система мер, попутно направленная на улучшение положения духовенства.
Разбор 1784 г. был по форме своего проведения чрезвычайно либерален в сравнении
со всеми остальными. Чиновничья служба, на которую при Екатерине II
могли переводиться дети духовенства, была желанна для многих безместных лиц,
принадлежащих к духовному сословию. Чиновничье жалование было более высоким,
чем жалование консисторских служителей, открывалась возможность сделать
успешную карьеру, особенно после указа 1790 г., согласно которому выходцы из духовного
сословия за 4 года службы получали чин коллежского регистратора. В результате
губернское начальство не испытывало недостатка в желающих перейти из духовного
сословия в чиновники.[225] Павел
I запретив выход из духовного сословия, сделал
неизбежным появление в нем лишних людей, а, следовательно, и новые разборы.[226]
Вместе с тем Павел попытался улучшить благосостояние белого духовенства и
подтвердил действовавший порядок наследования приходов.[227]
Возможно, с помощью этих мер он пытался побудить духовное сословие заполнить
вакантные места.