рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: История жизни и деятельности духовенства Псковской епархии во второй половине XVIII в.

Очень многие проблемы жизни приходского духовенства во второй половине XVIII в. затрагивает работа Б. Семевского. Работа основана на неизданной "Записной книге священника Иоанна Матусевича", которую тот вел с 1774 по 1780 гг. Автор также приводит ряд интересных сведений из жизни Вологодской и Ярославской епархий. Самая сильная часть работы Б. Семевского это детальный анализ структуры доходов и расходов сельского священника, сделанный на материале имеющегося в распоряжении автора источника. Заслуживает внимания также сделанный им вывод об отсутствии различий в материальном и нравственном отношениях между сельским пастырем и его прихожанами.[31] Н.И. Барсов проанализировал записки протоиерея одного из санкт-петербургских храмов Сергия Алексеева, которые тот вел с 1780 по 1816 гг. В своих записях Сергий Алексеев обстоятельно изложил около 900 указов Синода и Санкт-Петербургской духовной консистории, а также описал случаи своей "частной и личной жизни", деятельность в качестве настоятеля храма и благочинного.[32]

Специальное исследование вопросу происхождения фамилий в среде духовенства посвятил В.В. Шереметевский. Именно во второй половине XVIII в. присвоение фамилии стало обязательным при поступлении в духовную школу.[33]

На протяжении XVIII – начала XIX вв. исследователями были подготовлены и опубликованы многочисленные работы по истории отдельных монастырей и храмов. В Псковской епархии начало такому виду исследований положил псковский архиепископ Евгений (Болховитинов). В начале 20-х гг. XIX в. он создал описания всех существовавших при нем в епархии монастырей. Особо ценны те работы, авторы которых изучили документы, хранившиеся в архивах описываемых ими монастырей и храмов. Среди них Е. Лебедев, игумен Иоанн, А. Березский, Н. Быстров, А. Канавин и другие.[34]

Материалы по истории Православной церкви на польских и лифляндских землях, вошедших в состав Псковской епархии, нашли отражение в очерках И. Беляева и Б. Добрышева, в "Историко-статистическом описании церквей и приходов Рижской епархии" и других работах.[35]

Подводя итоги дореволюционного периода истории изучения положения духовного сословия второй половины XVIII в., нужно отметить, что в XIX – начале XX вв. в научный оборот было введено значительное количество источников из архивов многих церковных учреждений, детально изучено законодательство, касающееся духовного сословия, выделены характерные явления жизни духовного сословия и предприняты попытки их интерпретации. Наиболее актуальными для исследователей были вопросы о материальном обеспечении духовенства, его профессиональном образовании и месте среди других сословий Российской империи. Это связано с тем, что указанные вопросы не были еще до конца разрешены и в современной исследователям России. Вопрос о мотивах государственной политики и о характере складывающихся между государством и церковной организацией отношений, за редким исключением, либо вовсе замалчивался, либо сводился к объяснению всех действий светской власти в этом направлении монаршей заботой о нуждах бедного духовенства. Особенностью дореволюционного периода, также является преобладание среди авторов работ по истории духовного сословия лиц духовного звания и наличие потребности в их исследованиях церковной организации. Эти характерные особенности дореволюционного периода отечественной историографии дали повод В.Н. Асочаковой охарактеризовать ее как "ведомственную церковную" или "клерикальную".[36]

В советский период развития отечественной историографии по известным политико-идеологическим причинам произошел резкий спад интереса к истории церкви. В период с 1931 и до 1967 гг. единственной монографической работой, касающейся истории церкви в XVIII в., оставалась иллюстрированная "История русской церкви" профессора Н.М. Никольского, чье становление как ученого состоялось в дореволюционный период в Московском Университете. Научно-популярная публикация Н. М. Никольского написана с марксистских позиций, на богатом фактическом материале, чем выгодно отличалась от современных ей работ Г. Рыбкина, Е.Ф. Грекулова и других авторов.[37] Н.М. Никольский подчеркивал прежде всего политическую функцию духовенства и защищал тезис об огосударствлении Православной церкви в Российской империи в XVIII в. "Государственная церковь, - писал он: должна была прежде всего и главным образом исполнять те обязанности, которые на нее возлагало государство.[38] Вместе с тем Н.М. Никольский анализировал вопросы духовного образования, разборов духовенства. К рядовому духовенству автор относится с некоторой долей сочувствия, подчеркивая бесправие основной массы белого духовенства и зависимость его благополучия от помещика.[39] В последующих работах исследователи прибегали к еще более резким оценкам роли духовенства в истории России, акцентируя внимание читателя на антинародной сущности православной церкви, "которая проявилась с наибольшей силой в 1773-1775 гг.".[40]

Обращаясь к вопросам, связанным с деятельностью духовенства во второй половине XVIII в., исследователи повторяли выводы сделанные Н.М. Никольским. Так, А.И. Клибановым и Н.И. Павленко было отмечено, что правящий класс требовал от церкви "более активного воздействия на массы", а главной задачей церкви стало удерживание бунтующих крестьян от волнений.[41] Рост интереса к истории православной церкви, наметившийся в советском обществе к концу 80-х гг. XX в. не привел к переосмыслению роли духовного сословия в жизни страны. Так, в 1987 г. В.С. Щульгин главнейшей функцией церкви, по-прежнему, считает политическую. Поддерживая тезис о "бюрократизации клира", он отмечает несоответствие между поставленными перед "чиновниками в рясах" задачами и их относительно низким социальным статусом, а также тяжелым материальным положением клириков.[42] Полную зависимость церкви от государства подчеркивали составители «Очерков истории СССР». В этой работе был также сделан вывод о превращении системы церковного управления к концу XVIII в. в «неотъемлемую часть государственного аппарата».[43] М.Т. Белявский, отмечая зависимость духовенства от власти "помещиков, городничих, капитан-исправников", также обращает внимание на "некоторое повышение образовательного уровня духовенства".[44] Указывая на «нищету и забитость» части церковников, авторы работы «Крестьянская война в России в 1773-1775 гг. Восстание Пугачева» признают важную роль церкви в усмирении восставших, подробно останавливаются на описании успешных действий отдельных представителей духовного сословия.[45]

Одной из первых в советской историографии обобщающих работ по истории православной церкви в XVIII в., основанной на использовании дореволюционных исследований П.В. Знаменского, И. Знаменского, А. Добросклонского и других, а также на анализе законодательных актов и архивных источников, стала глава, написанная П.Г. Рындзюнским для коллективной монографии "Русское православие: вехи истории", вышедшей в 1989 г. П.Г. Рындзюнский еще использует для характеристики роли духовенства в жизни общества идеологические штампы, как например "прямые союзники эксплуататоров", но тут же отмечается "нищета и забитость сельского священника", которые иногда "приводили его в ряды участников восстания".[46] Весьма широк круг вопросов, охваченных вниманием автора. Относительно порядка наследования священнослужительских мест П.Г. Рындзюнский высказывается в пользу точки зрения о существовании подобного обычая.[47] Характеризуя уровень материальной обеспеченности приходского духовенства, исследователь высказал мысль о его неравномерности и неустойчивости.[48]

В советской историографии так же имеется несколько работ, посвященных отдельным вопросам церковной истории в разных частях Российской империи. Это, прежде всего, основанные на архивных документах работы Н. Д. Зольниковой, в которых автор рассматривает проблемы взаимоотношений приходского духовенства с местными властями и прихожанами, анализирует деятельность органов епархиального управления и различные способы получения духовного образования детьми служителей церкви.[49]

Непосредственно Псковской епархии касается работа патриарха Алексия (написана в 1984 г.), построенная на анализе научной литературы дореволюционного периода, посвященной истории православия в Прибалтике.[50]

В целом же можно отметить, что вопросы, связанные с историей духовного сословия, не являлись популярной среди исследователей темой. Труды историков дореволюционного периода оказались невостребованными. Сократился круг рассматриваемых исследователями вопросов. Упор делался на поиск фактов поддержки духовенством "крепостнического режима"

В то же время изучение истории православия вообще и, в XVIII в. в частности, велось за рубежом. Речь идет, прежде всего, о работе профессора Богословского института в Париже А. В. Карташева, эмигрировавшего во Францию в 1920 г. Его "Очерки по истории русской церкви" были изданы в Париже в 1959 г. и переизданы на русском языке лишь в 1991 г. К сожалению, истории церкви во второй половине XVIII в. А.В. Карташев посвятил очень небольшой и последний фрагмент своего фундаментального труда. В своей работе автор уделяет большое внимание духовному образованию, ходу разборов, вопросу о наследственности мест и участию служителей церкви в антипомещичьих выступлениях. А.В. Карташев настойчиво доказывает тезис об имевшем место "самозамыкании в сословную касту" духовенства, пагубно отразившемся впоследствии на взаимоотношениях паствы и пастырей.[51] Одним из примеров сословной замкнутости был порядок наследования церковных мест, который постепенно вытеснялся новым порядком предоставления прихода образованным кандидатам.[52] Вместе с тем духовенство и в конце XVIII в., по мнению профессора, будучи тесно связанным с крестьянами в "сельском быту", "втягивалось невольно в те крестьянские волнения, которые перерождались и в политическую революцию".[53] Характеристики отношений, сложившихся между церковью и государством, автор, следуя дореволюционной традиции, не приводит, ограничиваясь замечаниями об отношении того или иного монарха к церкви и религии.[54]

В те же годы работал над историей русской православной церкви и немецкий профессор И. К. Смолич. По большинству вопросов И.К. Смолич пришел к тем же выводам, что и А.В. Карташев. Он полагал, что во второй половине XVIII в. духовное сословие становиться замкнутым, чему способствует принцип наследования приходов, постепенно вытесняемый принципом распределения вакансий среди образованного духовенства.[55] Меры, предпринимаемые правительством, И.К. Смолич трактует как либеральные и направленные на освобождения от "податного состояния" рядовых служителей церкви.[56]

И.К. Смолич и А.В. Карташев, активно используя научные труды дореволюционных авторов, а также опубликованные источники, не имели возможности обратиться к материалам, хранящимся в архивах на территории СССР, что сильно ограничивало их исследовательские возможности.

Весьма интересной в плане анализа дореволюционной литературы и архивных источников является работа Г. Фриза, в которой приводятся статистические сведения и свидетельства современников, характеризующие социально-экономическое положение рядового духовенства центральных епархий Российской империи.[57]

В современной историографии нет работы, ставившей перед собой цель дать всестороннюю оценку процессам, происходившим внутри духовного сословия во второй половине XVIII в., проанализировать различные направления деятельности духовенства и изучить особенности взаимоотношения церкви и государства в этот период истории. По широте поставленных задач из числа многочисленных работ выделяется труд Б.Н. Миронова «Социальная история России периода Империи (18-начало 20 вв.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства». С точки зрения Б.Н. Миронова "церковь попала в зависимость от государства и вынуждена была проявлять в отношении к нему гораздо большую лояльность, чем ей того хотелось".[58] Весь XVIII в. продолжался протяженный во времени процесс освобождения духовенства от крепостной зависимости, чему "в решающей степени способствовало то, что с начала XVIII в. правительство стало смотреть на духовных лиц как на свою социальную и идеологическую опору в обществе, призванную распространять идеи самодержавия и православия". Таким образом, интересы церкви и государства в деле превращения духовенства в привилегированное сословие совпали.[59] Вместе с тем Б.Н. Миронов вслед за А.В. Карташевым отмечает отрицательное отношение как дворянства, так и непривилегированных слоев населения к духовенству.[60]

Целый ряд работ так или иначе касается взаимоотношений церкви и государства. Преимущественно этому вопросу посвящена, в частности, работа З.П. Тининой. Хотя автор и ставит своей целью изучение истории церковно-государственных отношений в первой четверти XIX в., некоторое внимание в работе уделяется и политике Павла I в отношении духовенства, характеру его взаимоотношений с церковными иерархами.[61] А.М. Кузнецов, анализируя политику Павла I по отношению к православной церкви, пришел к выводу о его стремлении поднять авторитет служителей церкви, и , "не ослабляя контроля светской власти над церковью", "поднять значение духовенства в государственной жизни".[62] К выводу о сочетании двух явлений: огосударствления и либерализации в жизни духовного сословия во второй половине XVIII в. приходит Л.Ю. Зайцева. В самом понятии государственная служба духовенства она выделяет такие ее разновидности как информативная, просветительская, миссионерская, внешнеполитическая и другие.[63] Важная роль духовного сословия в процессе формирования бюрократии отмечается в работе Л.Ф. Писарьковой.[64]

Интерес научной общественности к вопросу о взаимоотношениях церкви и государства привел к появлению посвященных этому учебных пособий. Автор одного из них И.В. Левченко главным итогом реформы 1764 г. полагает "полное превращение церкви в ведомство государственного управления, а епископов – в чиновников".[65]

Изучением вопросов, связанных с подготовкой и проведением секуляризации церковных вотчин, занимался А.И. Комиссаренко.[66]

Другую группу составляют исследования, посвященные отдельным аспектам жизни духовного сословия в отдельных регионах. А. В. Карасев, на материале Тверской епархии изучив процессы наследования в среде духовенства и переход детей служителей церкви в ряды чиновников, пришел к выводу о неспособности сословия "удержать молодежь" и его ориентации на "экспорт кадров" для губернских канцелярий и других государственных учреждений.[67] Матисон А.В. приводит в своей работе интересные рассуждения о перспективах изучения генеалогии приходского духовенства, уделяя важное место частному генеалогическому исследованию.[68] Социальной структуре и динамике численности духовенства посвящена работа Н.А. Ершовой. Особое внимание она уделяет изучению переходов в другие сословия, как возможности "более точно определить место приходского духовенства в общественной структуре".[69] Порядок заполнения церковных вакансий изучил на материале Олонецкой епархии М.В. Пулькин, обозначив как специфическую местную проблему "катастрофическую" нехватку в епархии образованных кадров.[70] Им же проведена работа по изучению вопроса о материальном обеспечении храмов Олонецкой епархии со стороны прихожан, в которой он сделал вывод о высокой активности прихожан в деле обеспечения церквей всем необходимым для проведения богослужений.[71] К выводу об отсутствии серьезных противоречий между клиром и прихожанами на Севере России пришел А.В. Камкин.[72] Изучению источников существования ростовского духовенства посвящена работа А.Е. Виденеевой.[73] А.В. Рощектаев изучив влияние реформы 1764 г. на жизнь монастырей Казанской епархии, сделал вывод, что она «как бы следовала принципу естественного отбора, упразднив слабых и дав развиваться другим».[74]

Ряд исследований удачно охватывает широкий круг вопросов истории духовного сословия на материале отдельных епархий. Такова, например, работа О.Е Наумовой об Иркутской епархии, содержащая, в частности, важные сведения об источниках доходов духовенства.[75] Еще больший хронологический период охватывает коллективная монография М.В. Пулькина, О.А. Захаровой и А.Ю. Жукова. В ней нашли свое отражение такие важные для понимания места духовного сословия в социальной структуре российского общества вопросы, как порядок выбора прихожанами клира, причины конфликтов служителей церкви с прихожанами, образования духовенства и другие.[76] Большой круг проблем ставит в своем исследовании В.Н Асочакова. Их комплексное изучение привело автора к выводу о превращении духовенства в "замкнутое, полупривилегированное сословие", об отрыве духовенства от общины и развитии в нем черт "отсталости, косности".[77]

Современная историография достаточно разрабатывает вопросы, касающиеся социального статуса представителей духовенства, их места в структуре населения Российской империи. Много внимания исследователи уделяют вопросу об отношениях между служителями церкви и прихожанами. Остается дискуссионным вопрос степени бюрократизации клира. Недостаточно внимания уделяется экономическому аспекту жизни духовенства.

Источники. В данной работе были использованы следующие группы источников: материалы законодательства, делопроизводственные материалы (клировые ведомости, ведомости монастырей и духовных учебных заведений, судебно-следственные дела, журналы и указы Псковской духовной консистории, счетные списки монастырей и другие), кадастровые (ревизские сказки и офицерские описи) и нарративные (дневниковые записи священнослужителей).

Изучение законодательных актов позволяет делать выводы о степени активности правительства и Синода в решении вопросов связанных с жизнью и деятельностью духовенства, выделять основные направления политики в отношении духовного сословия. Содержание некоторых нормативных актов позволяет выявить личное отношение законодателя к предмету законодательного регулирования и выявить стадии законодательного процесса. Так, из содержания вводной части указа Синода от 22 марта 1800 г. становится известно, что Павел I, рассмотрев рапорт Тамбовского губернатора о смерти от пьянства диакона Крестовоздвиженской церкви г. Нижнего Ломова Анания Петрова. В связи с этим император “повелеть изволил предписать, кому следует, чтоб люди духовного состояния удерживались от подобных деяний, заметя притом, сколь сие противно их званию”.[78]

Для XVIII в. характерна активизация законотворческой деятельности правительства и «расширение сферы законодательного регулирования», связанная с распространением в политических верхах мнения о «возможности устраивать правовую жизнь посредством новых законов».[79] Поскольку законодательной инициативой по вопросам жизни духовного сословия обладали как духовная, так и светская власть, Н.Д. Зольникова предложила разделить все законодательные материалы и распоряжения, исходящие от центральных органов власти, на 3 группы: 1) центральной светской власти; 2) центральной духовной власти; 3) их совместные указы.[80] Указы, относящиеся к 1 и 3 группам, опубликованы в числе прочих нормативно-правовых актов в "Полном собрании законов Российской империи с 1649 г". Самые важные из них объединены в тематические блоки и опубликованы в издании "Законодательство Екатерины II".[81] Они активно использовались исследователями дореволюционного периода. На основе документов, хранящихся в архиве Синода, в 10-х гг. XX в. было подготовлено "Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного исповедания Российской империи". Издание включает в себя не только правительственные акты, но и многочисленные указы Синода. Для указов XVIII в. характерно тяготение к мелочной регламентации регулируемых вопросов, а также наличие обширной мотивировочной части. В ней авторы указа, приводя конкретные примеры из жизни, наглядно демонстрирующие необходимость принятия соответствующего указа или подтвердить уже действующий. Так в подтверждении указа 1797 г. «Об обрабатывании церковных земель прихожанами», изданном в 1799 г., был дан подробный перечень жалоб епархиальных архиереев на злоупотребления представителей местной светской власти, тормозящих ход реформы.[82] В 1868 – 1902 гг. были частично опубликованы экстракты дел, хранившихся в архиве Синода. (т. I – XII, с перерывами до XXXV). Частично охваченным изданием оказался и период правления Екатерины II.[83] Тома готовила к печати с 1865 г. комиссия под председательством академика А.Ф. Бычкова. Особенностью данного издания является “двухслойность” текста, заключавшаяся в сочетании реестра (подробные заголовки дел) и обзора (изложение содержания дел).[84]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.