рефераты скачать

МЕНЮ


Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

механики Ньютона. Многие считают, что в механике Ньютона время вводится как

независимая переменная. В действительности же здесь изучаются относительно

простые явления, такие, для которых время "везде одно и то же". Но отсюда

не следует, что время существует вообще независимо от материальных

процессов. Это обстоятельство получает в более сложных, чем ньютоновская

механика, теориях довольно всестороннее обоснование.

Согласно специальной теории относительности, одновременность не

является чем-то абсолютным, она относительна. События, которые в одной

системе отсчета одновременны, в другой могут быть неодновременными. Если

скорость перемещения объектов увеличивается, то их время замедляется. С

этим связан парадокс близнецов, из которых тот моложе, который в отличие от

своего брата участвовал в космическом путешествии на быстрых ракетах.

Согласно общей теории относительности, время замедляется при увеличении

гравитационных потенциалов. Согласно же квантовой механике, время органично

связано с энергией. Приведенные и другие данные позволяют считать, что

время применительно к физическим явлениям есть форма проявления физических

взаимодействий (реляционная концепция времени). Но так обстоит дело с

физическими процессами, а какова ситуация в области биологических и

социальных явлений?

Выше было рассмотрено символическое значение физического пространства.

Аналогичное рассмотрение может быть осуществлено и относительно физического

времени, которое также обладает символическим значением. Сплошь и рядом мы

пытаемся характеризовать нашу деятельность в единицах физического времени,

т.е. в часах и минутах. Рабочее время, продолжительность учебных занятий,

время отдыха — за всем этим мы часто видим социальные реалии, т.е.

фактически физическое время воспринимается символически. Но если выше мы

имели основания не признавать реальность биологического и социального

пространства, то в случае с биологическим и социальным временем ситуация

выглядит несколько по-иному.

Время выражает изменчивость явлений. Поскольку биологические и

социальные явления изменяются, то вполне логично ожидать, что они временны,

т.е. обладают адекватными их сути временными характеристиками. Этими

временными характеристиками не могут быть физические параметры. На самом

деле, за 45 минут учебных занятий можно добиться и малого, и большого

эффекта. Но это означает, что 45 минут — а это физическая характеристика —

не являются адекватной характеристикой существа учебных занятий. Возьмем

другой пример. Люди одного календарного возраста обычно находятся в

различных биологических состояниях. И здесь физическое время не является

адекватной характеристикой теперь уже биологических процессов.

В поиске характеристики, адекватной природе биологических явлений,

биологи выдвинули концепцию биологического возраста. Для организма человека

этот возраст задается вероятностью смерти. Чем она больше, тем выше

биологический возраст. В случае развития зародыша его биологический возраст

задается числом клеточных делений. Биологический возраст гороха 'определяют

по числу почкований. Биологическое время есть адекватная природе

биологических процессов количественная характеристика. Биологический

возраст указывает степень удаления организма от момента рождения.

Биологическое время есть системно-символическое образование, оно существует

над физическим.

В области социальных явлений время также имеет системно-символический

характер. И здесь целесообразно вводить особые параметры социального

времени. В общественных науках о социальном возрасте говорят редко, но он

есть. Дление, бренность социальных организмов количественно можно задать не

иначе как посредством параметра социального возраста. Приведем два

относительно простых примера. Студент изучает философию месяц, два месяца,

полгода. Длится физическое время, растут знания студента. Чтобы выразить

рост знания, изобретен институт оценок. Оценки "неудовлетворительно",

"удовлетворительно", "хорошо", "отлично" соответствуют достижениям

студента, характеризуют его, в нашем случае, философский возраст.

Применительно к экономическим явлениям для измерения времени изобретен

механизм товарно-денежных отношений. Тот товар дороже, цена которого

больше. Деньги измеряют экономическое время.

Как видим, следует различать: физическое время как выражение физических

взаимодействий, символическое значение физического времени, биологическое и

социальное время как особые системно-символические образования. В общем

случае время есть количественная мера движения, характеристика

продолжительности бытия данного объекта.

Время необратимо в той же степени, что и сами происходящие процессы.

Время одномерно, т.е. для его математического задания достаточно одной

переменной. Вполне возможно, что в скором будущем удастся доказать

многомерность времени, пока на этот счет существуют лишь гипотезы.

Хорошо известно, что человек ограничен в своих возможностях, которые

он, однако, способен оценить, иногда, впрочем, лишь на уровне экспертных

оценок, посредством задания, например, календарного, биологического,

социального возраста. Желание достичь большего эффекта вынуждает личность

наполнить каждую единицу календарного времени действиями, которые бы

замедляли рост биологического возраста ("а жить-то хочется") и наращивали

характеристики социального времени. В основе своей деятельности, своего

бытия человек соотносит, проецирует друг на друга все свои временные шкалы

и в соответствии со своими целями стремится достигнуть желаемого, например

экономии своего рабочего времени. Что касается хода общественного развития,

то его ускорение означает, что единице календарного времени соответствуют,

по мере развития общества, все большие "куски" социального времени.

7. Возникновение науки. Практика и познание. Основные функции социальной

практики и социальной теории в процессе научного познания мира.

8. Детерминация и индетермизм. Детерминизм и закономерность. Формы

детерминизма.

Детерминизм (от лат. determino - определяю), философское учение об

объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений

материального и духовного мира. Центральным ядром Д. служит положение о

существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно

явление (причина) при вполне определённых условиях с необходимостью

порождает, производит другое явление (следствие).

Современный Д. предполагает наличие разнообразных объективно

существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде

соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т. е. прямо

не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. Сюда

входят пространственные и временные корреляции, те или иные ассоциации,

функциональные зависимости, отношения симметрии и т.п. Особенно важными в

современной науке оказываются вероятностные соотношения, формулируемые на

языке статистических распределений и статистических законов (см.

Вероятностей теория). Однако все формы реальных взаимосвязей явлений в

конечном счёте складываются на основе всеобще действующей причинности, вне

которой не существует ни одно явление действительности, в том числеи такие

события (называемые случайными), в совокупности которых выявляются

статистические законы. Применительно к различным областям знания общие

принципы Д. специфицируются (нередко говорят о физическом Д., органическом

Д., социальном Д. и т.п.).

Принципиальным недостатком прежнего, домарксистского, Д. было то, что

он ограничивался одной непосредственно действующей причинностью, к тому же

трактуемой чисто механистически; в нём отрицалась объективная природа

случайности, вероятность выводилась за пределы Д., статистические связи

принципиально противопоставлялись материальной детерминации явлений.

Связанный с метафизическим материализмом прежний Д. не мог быть

последовательно реализован в ряде важных отраслей науки о природе, в

особенности биологии, и оказывался бессильным в объяснении социальной жизни

и явлений сознания. Эффективное проведение идей Д. здесь стало возможным

только благодаря диалектическому и историческому материализму. Ядром

марксистской концепции социального Д. является признание закономерного

характера общественной жизни. Это, однако, не означает, что ход истории

предопределён заранее и осуществляется с фатальной необходимостью. Законы

общества, определяя основную линию исторического развития, вместе с тем не

предопределяют многообразия деятельности каждого отдельного индивида. В

общественной жизни постоянно складываются различные возможности,

осуществление которых во многом зависит от сознательной деятельности людей.

Д., т. о., не только не отрицает свободы, но, напротив, предполагает

способность человека к выбору мотивов и целей деятельности.

Д. противостоит индетерминизм, отказывающийся от признания причинности

вообще или по крайней мере её всеобщности. Другой формой отрицания Д.

является идеалистическая телеология, провозглашающая, будто течение всех

процессов предопределяется действием нематериального "целеполагающего

начала". Стимулом для оживления индетерминистических воззрений в 1-й

четверти 20 в. послужил факт возрастания в физике роли статистических

закономерностей, наличие которых было объявлено опровергающим причинность.

Однако диалектико-материалистическая трактовка соотношения случайности и

необходимости, категорий причинности и закона, развитие квантовой механики,

раскрывшей новые виды объективной причинной связи явлений в микромире,

показали несостоятельность попыток использовать наличие вероятностных

процессов в фундаменте микромира для отрицания Д.

Эволюционная теория Ч. Дарвина, давшая материалистическое объяснение

относительной целесообразности в живой природе, развитие кибернетики,

создавшей учение о саморегулирующихся и самоуправляющихся системах, нанесли

сокрушительный удар по идеалистической телеологии, фатализму, учениям о

предопределении и подтвердили правильность всех принципиальных посылок

современного диалектико-материалистического Д.

Принцип Д. служит руководящим началом во всех областях научного знания,

эффективным орудием постижения истины.

Причинность, генетическая связь между отдельными состояниями видов и

форм материи в процессах её движения и развития. Возникновение любых

объектов и систем и изменение их характеристик (свойств) во времени имеют

свои определяющие основания в предшествующих состояниях материи. Эти

основания называются причинами, а вызываемые ими изменения — следствиями

(иногда — действиями).

9. Диалектика: сущность и основные принципы. Всеобщие законы и категории

диалектики.

Исторические Формы и принципы диалектики.

Диалектика (от греч. диалектике) означает искусство вести беседу,

рассуждать. В современном понимании диалектика - это ТЕОРИЯ И МЕТОД

ПОЗНАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, УЧЕНИЕ О ЕДИНСТВЕ МИРА И ВСЕОБЩИХ ЗАКОНАХ

РАЗВИТИЯ ПРИРОДЫ, ОБЩЕСТВА И МЫШЛЕНИЯ.

Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного

развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов

древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее

исторические формы - стихийную диалектику древних, идеалистическую

диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику

современности.

СТИХИЙНАЯ ДИАЛЕКТИКА ДРЕВНИХ в наиболее ясной форме была выражена в

философии древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса.

Согласно Гераклиту, все течет и изменяется, все существует и в то же

время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и

исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их

собственную противоположность. Вот один из фрагментов его рассуждений:

"Одно и то же в нас - живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и

старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно то, изменившись, есть

это".

Ряд диалектических проблем поставил в свое время Зенон из Элеи.

Аристотель даже называл Зенона "изобретателем диалектики"

На идеалистической основе стихийная диалектика развивалась в школах

Сократа и Платона. Сократ рассматривал диалектику как искусство

обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Он

же первым и ввел термин "диалектика". Платон называл диалектикой логический

метод, с помощью которого идет познание сущего - идей, движения мысли от

низших понятий к высшим.

Элементы диалектического мышления можно найти в философских учениях

многих представителей античного материализма и идеализма, последующих за

ними философских учений и школ, но все это была стихийная диалектика.

В утверждении диалектического взгляда на мир большую роль сыграла

ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ (Кант, Шеллинг,

Гегель). Высшей ступени развития идеалистическая диалектика достигла в

философской системе Гегеля.

Под диалектикой Гегель понимал не только искусство полемики, спора,

беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него - это метод

познания действительности, который учитывает противоречивость мира, его

изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов, качественные

превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и

утверждение нового, растущего.

Однако диалектика Гегеля разрабатывалась на идеалистическом решении

основного вопроса философии и не могла быть до конца последовательной. В

диалектике идей Гегель лишь угадал диалектику вещей. По Гегелю, развитие

окружающего мира определяется саморазвитием "абсолютной идеи", мистического

"мирового разума" в процессе рассуждения о самом себе.

Высшей исторической формой диалектики явилась ее марксистская модель -

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА СОВРЕМЕННОСТИ. Исследуя и материалистически

перерабатывая идеалистическую диалектику Гегеля, Маркс освободил ее от

идеализма и элементов мистики. Он создал диалектику не только отличную от

гегелевской, но и прямо противоположную ей. Сам Маркс писал по этому поводу

так: "У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы

вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно".

Для марксистской диалектики характерным является объективность

рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе, как она есть, в

совокупности ее многообразных отношений к другим вещам. Наиболее ярко это

проявляется в УЧЕНИИ ОБ ОБЪЕКТИВНОЙ И СУБЪЕКТИВНОЙ ДИАЛЕКТИКЕ.

ОБЪЕКТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА - это движение и развитие в самом материальном

мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания

человека, ни от сознания человечества.

СУБЪЕКТИВНАЯ же ДИАЛЕКТИКА, или ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ -это движение и

развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную

диалектику.

Субъективная диалектика, следовательно, вторична, объективная -

первична. Первая зависит от второй, вторая не зависит от первой. Поскольку

субъективная диалектика есть отражение объективной, постольку она совпадает

с ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним и тем же всеобщим

законам.

Исходными принципами диалектики являются: ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ и ПРИНЦИП

ВСЕОБЩЕЙ СВЯЗИ.

Диалектика рассматривает мир в постоянном изменении и развитии, в

движении. В этом нас убеждают и повседневный опыт, и достижения науки, и

общественная практика. Так, многочисленные тела Вселенной - результат

длительного развития различных видов материи. В процессе эволюции

материального мира возник человек.

Как же в материалистической диалектике понимается сам процесс развития?

Оно рассматривается как движение от низшего к высшему, от простого к

сложному, как качественное изменение, скачкообразный процесс,

предполагающий коренные качественные перевороты - революции. Причем, это

движение совершается не по замкнутому кругу и не по прямой линии, а по

спирали, свободно вычерченной от руки. Каждый виток этой спирали глубже,

богаче, разностороннее предыдущего, она расширяется кверху. Источник

развития диалектика видит во внутренних противоречиях, присущих предметам и

явлениям.

Важнейшим принципом диалектики является принцип всеобщей связи.

Окружающий нас мир состоит не только из развивающихся материальных

образований, но и из взаимосвязанных предметов, явлений, процессов.

Современная наука располагает многочисленными данными, подтверждающими

взаимную связь и обусловленность явлений и предметов действительности. Так,

элементарные частицы, взаимодействуя между собой, образуют атомы.

Взаимосвязь атомов, дает молекулы, молекулы образую макротела и так до

галактик и метагалактик.

Таким образом, всеобщая связь и взаимообусловленность предметов и

явлений составляет существенную особенность материального мира. Поэтому

чтобы знать предмет, необходимо изучить все его стороны и связи. А

поскольку предметы и явления материального мира многообразны, то

многообразны и их взаимосвязи и взаимодействия.

Диалектика изучает не все, а только наиболее общие, существенные связи,

те, которые имеют место во всех областях материального и духовного мира.

Отражая эти связи в своем сознании, человек открывает законы объективного

мира, вырабатывает категории познания. Знание же общих законов составляет

непременное условие практической преобразующей деятельности, творчества.

К принципам диалектики относятся еще и принцип детерминизма, т.е.

всеобщей причинной обусловленности явлений, принцип объективности

рассмотрения, конкретности истины и др.

Принципы диалектики могут быть выражены и конкретизированы только через

ее основные понятия - категории и законы.

Законы и категории материалистической диалектики.

Термин "категория" (от греч. категория - высказывание, свидетельство,

указание) означает такие понятия (формы мышления), которые отражают

наиболее общие и существенные свойства, стороны, связи и отношения реальной

действительности и познания.

ЗАКОН есть внутренняя повторяющееся, существенная связь явлений,

обусловливающая их необходимое развитие. Он выражает определенный порядок

причинной и устойчивой связи между явлениями, повторяющиеся существенные

отношения.

Законы можно классифицировать по степени их общности. Различают

всеобщие, общие и частные законы.

фундаментальными законами материалистической диалектики являются: закон

единства и борьбы противоположностей; закон взаимного перехода

количественных и качественных изменений; закон отрицания отрицания.

ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ. Этот закон - ядро

диалектики. И это не случайно, ибо он указывает причину, источник

диалектического изменения, развития. Согласно этому закону, каждому

предмету и явлению свойственны внутренние противоположности. Они находятся

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.