рефераты скачать

МЕНЮ


Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

живое и техническое, дадут какой-то новый сплав.

Такое упоение техническими перспективами, на наш взгляд, опасно и

антигуманно. Разумеется, включение в человеческую телесность искусственных

органов (различных протезов, кардиостимуляторов и т.д.) - вещь разумная и

необходимая. Но надо помнить о том рубеже, за которым конкретный индивид

перестает быть самим собой. Без тела нет человека. Его организация не может

быть радикально вытеснена никакими техническими приспособлениями.

Технический и технологический фетишизм в наши дни отнюдь не редкость. Им

сильно заражена техническая интеллигенция, он проникает в сферу

хозяйственной и политической элиты. Техницизм, связанный с абсолютизацией

техники, утверждает ее автономность и самодостаточность. Он полагает, что

можно решить любые социальные коллизии, минуя человека как активного

субъекта истории, пренебрегая характером наличных общественных отношений.

Нам должна быть чужда технологическая мифология, стремление все и вся

"машинизировать". Человек и человечество — это не машина, не техническая

система. Не человечество технично, а техника человечна. Она воплощает в

себе то, что извлечено человечеством из природы, то, что утверждает в мире

его собственные мощь и разум.

Конечно, утверждение на планете техносферы, возникновение

"окультуренной" природы, несущей на себе печать ума и воли людей, не могут

не порождать новых острых проблем. Стремительное развитие техносферы

опережает эволюционно сложившиеся приспособительные, адаптивные

возможности человека. Затруднения в состыковании психофизиологических

потенций человека с требованиями современной техники и технологии

зафиксированы повсеместно и теоретически и практически. Забывать этого

нельзя.

Развитие техники, как отмечалось в мировой философии (Ж. Эллюль),

подчас порождает ситуацию абсурда. Так, например, стремительное

распространение коммуникационных технических сетей (телефон, радиотелефон,

компьютерные сети) опережает возможность их значимого и ответственного

наполнения. Могучие технические средства распространяют банальности,

забиваются мелочной, пустой, бессодержательной информацией. Многие

технические инновации (изобретения, конструкторские разработки) подчас

опережают свое время, оказываются экономически невыгодными. Массовое

количество технических приспособлений, их внедрение в производство и быт

опережают интеллектуальный (и особенно нравственный) уровень массового

сознания. Возникает необходимость включения в технические системы

ограничителей, обеспечивающих то, что англичане называют "фул пруф" (защита

от дурака). Забитость техникой всего потока жизни умножает катастрофы,

аварии, трагические происшествия.

И все же технический прогресс при всей его жесткости неостановим. И

если можно говорить о видимом, действительном прогрессе (восхождение от

простого к сложному, от низшего к высшему), в чем-либо, то это прежде всего

в области развития техники.

18. Космопланетарные факторы социального развития. Проблема

существования и поиска внеземных цивилизаций.

19. Космоцентричность, всесторонность и универсальность античной философии,

её место в историко-культурном развитии человечества.

20. Культура как детерминанта развития общества. Искусство - важнейший вид

духовной деятельности.

Предметной стороной философского размышления является культура.

Центральное место в ней занимает менталитет, сознание, мотивированность

действий и ценностные ориентации личности. социальные философы изучают

культуру как социальный процесс. В данном случае учитываются все изменения,

которые происходят под влиянием человека в природном объекте. Сюда же

включается оценочный момент и соотношение его с понятием цивилизация.

Тойнби и Сорокин рассматривают цивилизацию как ступень в развитии

культуры отдельных народов.

Энгельс и Морган, как конкретный этап общественного развития. Ясперс,

как ценность всех культур. Шпенглер, как конечный момент в развитии

культуры того, или иного народа.

Бердяев, булгаков рассматриваю цивилизацию как высокий уровень

деятельности человека. Представление о цивилизации как о высшем проявлении

духовной сущности человека существует в наши дни.

В социальной философии различаются узкий и широкий аспект в феномене

культура. В узком - это система коллективных, осознанных смыслов (ценности,

убеждения, знания, категории добра и зла, ценностные отношения), которые

проявляются в ценностных установках. Осознание ценностной установки

включает осознание мотивов деятельности, самооценку, которые в своей

совокупности дают определенный идеал, где есть черты, связанные с

общественной практикой и личностно доминирующие (социальные нормы, обряды,

обычаи, традиции). Это передается по наследству, изучается, осваивается. В

широком аспекте культура - это специфический, генетически ненаследуемый

феномен, который формируется в ходе взаимодействия людей со средой

существования, сохраняется и развивается для поддержания определенных

структур коллективной деятельности и общения.

Культура включает результаты материального и духовного производства и

истолковывается как "вторая природа". В ней есть природное и сотворенное

человеком, определяемое социальными отношениями и обществом в целом.

Культура - это способ и мера овладения социальным миром, как форма

детерминации и самопроизводства человека, а также средство реализации

основных человеческих ценностей.

Философские исследования в контексте культуры имеют практическую

ориентацию, т.е. постигая прошлое, настоящее, будущее, формируется новый

подход к диалогу социокультур.

Россия исторически представляет собой уникальный регион, где

социокультурные изменения поисходят наиболее бурно. Группа ученых Карсавин,

Трубецкой, Стучинский считали, что тягостная судьба России связана с

мировосприятием россиян, где:

базовым фактором является поляризация и противоречивость;

издревле повелось у россиян устремляться в пространственность,

необъятность, бесконечность;

наша культура построена не на рациональности. В ней присутствует

языческая стихия и аскетическо-монашеское православие.

Эту точку зрения поддерживают многие ученые на Западе и на Востоке.

В развитии цивилизации, т.е. социокультуры возникает две проблемы:

переход к постиндустриальному обществу или переход к технологической эре.

Эти точки зрения обосновали Бел, Бжезинский, Тофлер. Они едины в одном -

всякий технологический переворот приводит к изменениям не только в

производительных силах, но и в мышлении, во всем образе жизнедеятельности.

Ученые выделяют постиндустриальную и технологическую эру в связи с тем, что

в технологический процесс вошла информатизация. Это, в свою очередь,

предопределяет универсализацию и глобализацию человеческого взаимодействия.

Таким образом, к человечеству предъявляются высокие требования, где

ценностной установкой считается информационное обогащение и приобретение

нового знания. Отсюда вытекают новые требования к личности:

высокая квалификация;

предельная компетенция в своей профессии;

социальная ответственность за принимаемые решения;

виртуозное владение техникой;

учет общечеловеческих и нравственных ценностей.

Эти факторы рассматриваются не как индивидуальные свойства, а как

факторы выживания цивилизации. Акцент делается не на понятии будущей

социокультуры, а на содержательном смысле бытия человека в ней.

Важнейшим видом духовного производства является ИСКУССТВО.

Существует НАРОДНОЕ ИСКУССТВО - народные песни, танцы, музыка и т.д. и

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО - творения специалистов (художников, поэтов,

музыкантов) в области эстетического освоения мира.

Эстетическое не является исключительной прерогативой искусства. Оно

составляет одну из общих характеристик самого социального бытия и как бы

"разлито" во всей социальной реальности. Эстетическим, т.е. вызывающим у

человека соответствующие чувства, может быть все, что угодно: природные

ландшафты, любые предметы материальной и духовной культуры, сами люди и

всевозможные проявления их активности - трудовые, спортивные, игровые и пр.

То есть эстетическое представляет собой как бы некую грань практической

деятельности человека, которая порождает у него специфическое чувство и

мысли.

Эстетические переживания, в силу универсальности лежащих в их основе

отношений, способны возникать в любом виде человеческой деятельности.

Однако в большинстве из них (труде, науке, игре, спорте) эстетическая

сторона является подчиненной, второстепенной. И только в искусстве

эстетическое начало носит самодовлеющий характер, приобретает основное и

самостоятельное значение.

Искусство как "чистая" эстетическая деятельность есть нечто иное, как

обособившаяся сторона практической деятельности людей. Искусство

"вырастает" из практики в длительном историческом процессе освоения мира

человеком. Как специализированный вид деятельности оно появилось лишь в

античности.

В доклассовый же период истории то, что обычно называют "первобытным

искусством", искусством в собственном смысле этого слова не являлось.

Наскальные рисунки, скульптурные фигурки, ритуальные танцы имели в первую

очередь религиозно-магическое значение, а отнюдь не эстетическое. Это были

попытки практического воздействия на мир через материальные образы,

символы, репетиции совместных действий и т.д.

Лишь в классовом обществе, с появлением лиц, освобожденных от

физического труда, искусство смогло приобрести совершенно самостоятельный

характер, превратиться в род профессиональных занятий.

Искусство, как и другие виды духовного производства, создает свой,

особый, идеальный мир, который как бы дублирует объективно реальный мир

человека. Причем, первый обладает такой же целостностью, как и второй.

Стихии природы, общественные установления, душевные страсти, логика

мышления - все подвергается эстетической переработке и образует

параллельный реальному миру мир художественного вымысла, который порой

бывает убедительнее самой действительности.

В чем же заключается смысл создания мира искусства? Зачем он нужен

человечеству? Нужда в нем, надо признать, весьма многообразна:

1. Идеальный мир искусства есть своеобразный испытательный полигон для

многочисленных человеческих устремлений , желаний, страстей и т.д.

Экспериментировать с живыми людьми морально недопустимо, а вот с

художественными образами, символами - сколько душе угодно. Только

художественные средства позволяют анатомировать любую житейскую ситуацию,

поступок, мотив без ущерба для человека. Можно проигрывать любые варианты

человеческого поведения, обострять конфликты до предела, доводить до

логического конца все мыслимые побуждения человека. Искусство, таким

образом, выступает инструментом самопознания общества, в т.ч. и "на

пределе" его возможностей, в экстремальных условиях.

2. Идеальный художественный мир вырабатывает систему эстетических

ценностей, эталонов красоты, вызывающих у человека стремление к

совершенству, оптимуму в любой сфере деятельности.

3. Наиболее глубокие и удачные художественные образы вырастают до

уровня общечеловеческих символов, в которых воплощена вся гамма

человеческих характеров, темпераментов, способов поведения. Гамлеты и Дон-

Кихоты, Мастера и Маргариты, Медные всадники и Всадники без головы - все

это точнейшие иллюстрации к книге о человеческой психологии, верные

ориентиры в налаживании взаимоотношений между людьми. Искусство,

следовательно, выступает и как своего рода наглядное средство обучения,

незаменимый способ социализации человека.

4. Эстетический мир является подлинной памятью человечества. В нем

бережно и надежно в течение тысячелетий сохраняются неповторимые

особенности самых разнообразных укладов жизни.

21. Материалистическая концепция истории общества К. Маркса.

Марксистская философия о состоянии биологического и социального в

человеке. Проблемы человеческого начала

Наиболее развитую и внутренне непротиворечивую концепцию человека

развивает марксистская философия. Марксистская философия исходит из

предпосылки об уникальности человеческого бытия. Обоснованию этого

положения служит развиваемая в рамках этой философской школы концепции

антропогенеза, учение о сочетании биологической и социальной сущности

человека: теория предметно-практической деятельности как определяющей формы

взаимодействия человека с окружающей средой. Рассмотрим же основные

положения марксистской антропологии.

С точки зрения марксизма, человек — это предельно общее понятие для

обозначения субъекта исторической деятельности, познания и общения. Понятие

«человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям

качеств и способностей. Таким образом понятие «человек» выражает

целостность человеческого существа, единство самых различных его жизненных

функций и проявлений. Используя понятие «человек», марксистская философия

стремится подчеркнуть, что существует такая особая и исторически

развивающаяся общность, как человеческий род, человечество, которое

отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом

жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности человек на

всех этапах исторического развития остается тождествен самому себе,

сохраняет определенный онтологический статус.

Марксистская антропология признает природную обусловленность бытия

человека. Человек — это часть природы, живое телесное существо. С этой

точки зрения его можно охарактеризовать определенной совокупностью

родовидовых признаков. Природно-биологически обусловлено рождение,

внутриутробное развитие, продолжительность жизни, способность усваивать

определенные виды пищи, передача по наследству определенных задатков и

возможностей, пол и другие качества человека. Подобно другим биологическим

видам человечество (homo sapiens) имеет устойчивые вариации —

разновидности. Наиболее крупные из них — расы. Раса — это набор

определенного генотипа, приспособленного к конкретным условиям среды его

обитания, который выражается в специфических анатомических и

физиологических признаках.

Природно-биологические основы человека определяют многие стороны его

жизнедеятельности. Однако раскрытие сущности человека не может ограничиться

характеристикой его как природ-но-биологического существа. Этот признак

указывает на общую основу жизнедеятельности человека и всего живого, но не

выясняет качественного отличия человека от животного, не раскрывает той

специфической основы, которая обусловливает его выход из животного мира и

весь процесс его существования и развития. Марксистская философия

предлагает объяснить специфику человеческого бытия на основе концепции

общественно-практической, деятель-постной сущности человека.

С точки зрения этой концепции, человек выделяется из мира животных

благодаря активной производственной деятельности, благодаря труду.

Марксисты любят повторять слова американского просветителя Д. Франклина

«Человек — это животное, способное трудиться».

«Труд создал человека». В этих высказываниях отражена специфическая

особенность жизнедеятельность человека. Однако необходимо уточнить, в чем

состоит особенность человеческого труда, позволившая ему конституироваться

в качестве особого существа, речь идет о решении проблемы человеческого

начала.

Решение вопроса о человеческом начале означает выяснение специфики

человека как качественно новой, по сравнению с животным, сложной открытой

системы. При определении границы перехода от животного к человеку чаще

всего в марксистской антропологии ее определяют началом изготовления орудий

труда. Однако такая точка зрения нуждается в уточнении. Дело в том, что уже

у животных наблюдаются элементы инстинктивной трудовой деятельности, имеют

место начальные формы изготовления примитивных орудий труда. Однако следует

принять во внимание, что главным моментом здесь является то, что во-первых,

эти инстинктивные формы примитивной трудовой деятельности используются для

обеспечения непосредственной жизнедеятельности индивида, его детенышей, а

во-вторых, — они выступают в качестве вспомогательного средства животного

способа жизнедеятельности. В своей сущности способ жизнедеятельности

животного заключается в приспособлении и собирательстве, основанных на

системе условных и безусловных рефлексов, инстинктов. Возникновение

инстинктивных форм трудовой деятельности у животных, безусловно, является

предпосылкой для осуществления перехода от животного к человеку, но их еще

нельзя рассматривать в качестве человеческого начала.

Действительным человеческим началом следует считать такой уровень

развития живого, когда производство орудий труда и инстинктивные формы

трудовой деятельности из вспомогательного средства животного способа

жизнедеятельности постепенно перерастают в специфический способ

жизнедеятельности человека. Специфика этого способа заключается в том, что

производство орудий труда превращается в особую потребность, без

удовлетворений которой становится невозможной сама жизнь. Превращение

производства орудий труда в особую, социальную потребность взаимосвязано и

с превращением животной активности и животной деятельности в трудовую

деятельность человека, которая выступает как процесс создания самих орудий

труда, а также создания с их помощью путем воздействия на природу средств

удовлетворения жизненных потребностей человека.

Особенно важно здесь то, что производство орудий труда как средство

вспомогательного обеспечения индивидуальной жизнедеятельности животного

превращается в средство обеспечения коллективной жизнедеятельности,

жизнедеятельности первобытной общины. Иными словами, потребность в

производстве орудий труда и трудовой деятельности становится потребностью

первобытной общины как качественно новой целостной системы, в которой

жизнедеятельность индивида становится в зависимость от удовлетворения

потребностей общины. Таким образом, переход от животного к человеку

характеризуется проявлением интегратив-ных процессов, и первобытная община

явилась такой интегрированной системой, в которой жизнедеятельность

индивидов и общины выступают как две взаимосвязанные стороны единого

процесса. Поэтому нужно подчеркнуть, что переход от животного , к человеку

следует рассматривать не в цепи качественных преобразований в развитии

индивидуальных форм жизнедеятельности, а как переход к новой, более высокой

и более совершенной форме жизнедеятельности.

Человеческое начало, следовательно, необходимо усматривать в том, что

производство орудий труда становится потребностью, удовлетворение которой

обусловливает удовлетворение жизненных потребностей людей, что труд

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.