Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)
Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)
08.00.10
«Финансы, денежное обращение и кредит»
КАНДИДАТСКИЙ
ПО
ФИЛОСОФИИ
Вопросы к кандидатскому экзамену по философии на 2004 год:
1. Динамика научного знания: сущность, альтернативные модели развития
знания. Научные революции и смены типов рациональности. Свобода
научного поиска и социальная ответственность учёного.
2. Активность сознания и особенности его проявления.
3. Аналитическая философия (Г. Фриге, Б. Рассел, Л. Витгенштейн).
4. Антропологический материализм Л. Фейербаха и проблемы гуманизма.
5. Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм как специфические черты
философского мировоззрения эпохи Возрождения.
6. Бытие, субстанция, материя, природа.
7. Возникновение науки. Практика и познание. Основные функции социальной
практики и социальной теории в процессе научного познания мира.
8. Детерминация и индетермизм. Детерминизм и закономерность. Формы
детерминизма.
9. Диалектика: сущность и основные принципы. Всеобщие законы и категории
диалектики.
10. Духовная сфера общества. Понятие духовного производства.
11. Зарождение философской теоретической мысли, её социально-
культурные и природные предпосылки. Формирование восточного и
западного стилей мышления
12. Информационное общество и проблема манипулирования общественным и
массовым сознанием, сознанием человека.
13. Истоки и духовные начала философии: мифология, религия, духовный опыт,
зарождающиеся научные знания.
14. Исторический процесс: проблемы развития цивилизации.
15. Классификация наук, проблемы и критерии периодизации истории науки.
Специфика социального познания.
16. Классическая философия Средневековья. (Ф. Аквинский).
17. Конец индустриальной эпохи. Переход западной цивилизации в
индустриальную, информационно-технологическую стадию развития.
18. Космопланетарные факторы социального развития. Проблема
существования и поиска внеземных цивилизаций.
19. Космоцентричность, всесторонность и универсальность античной философии,
её место в историко-культурном развитии человечества.
20. Культура как детерминанта развития общества. Искусство - важнейший вид
духовной деятельности.
21. Материалистическая концепция истории общества К. Маркса.
22. Метафизика как форма мышления и знания. Диалектика и метафизика - два
подхода к развитию
23. Методы научного познания и их классификация.
24. Наука как социокультурный феномен. Социальные функции науки.
25. Наука как сфера духовно-теоретического освоения действительности по
производству достоверного (истинного) знания.
26. Научное знание как система, его особенности и структура. Идеалы и нормы
научного знания.
27. О многообразии форм знания. Научное и вненаучное (эзотеризм) знание.
28. Общество как единая и саморазвивающаяся система.
29. Объективный идеализм Г.В.Ф. Гегеля, учение о "разумной
действительности".
30. Объективный характер законов функционирования и развития общества.
31. Основные виды бытия. Проблемы бытия в современной философии и науке.
32. Основные источники, этапы развития, реалистическое и идеально-
утопическое в социально-философской доктрине К. Маркса и Ф. Энгельса.
Историческая судьба марксизма в России.
33. Основные этапы средневековой философии: апологетика, патристика,
схоластика.
34. Основополагающие принципы древнеиндийской философии. Её основные школы
и направления: ортодоксальные (веданта, йога, ньяя, вайшешика, миманса
и др.) и неортодоксальные (буддизм, джайнизм).
35. Основы трансцендентальной философии И. Канта: от теоретического к
практическому разуму, всеобщность и необходимость научного знания,
36. Особая роль научного познания в развитии современной цивилизации.
37. Особенности и периодизация русской философии.
38. Понятие "свобода" и его эволюция. Свобода и необходимость; свобода и
ответственность; свобода выбора.
39. Понятие цивилизации. Цивилизационный подход. Формация и цивилизация.
40. Правовая сфера общества: правообразующие принципы - равенство, свобода,
справедливость. Концепции правового государства и гражданского
общества.
41. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке.
42. Проблема жизни, её конечности и бесконечности, уникальности и
множественности во Вселенной.
43. Проблема сознания в философии и науке. Сознание, подсознательное,
бессознательное. Интуиция и воображение.
44. Проблема типологизации исторического процесса (О. Шпеглер, К Маркс, А.
Тойнби, М. Вебер).
45. Проблема философского осознания исторического пути России (русская
идея, западники и славянофилы, почвенники, евразийцы).
46. Пространство и время: эволюция философских и научных представлений.
47. Реальная опасность ухода Российской цивилизации с мировой арены в
историческое небытие и пути её преодоления.
48. Религия как мировоззрение и как явление культуры. Атеизм в прошлом и
настоящем, его формы.
49. Роль социальной и культурной среды в формировании личности.
50. Смысл жизни. Человеческая судьба. Концепции преодоления и судьбы
человека в философии прошлого и настоящего времени.
51. Социально - философские воззрения Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо:
проблемы естественного права и общественного договора.
52. Социальное развитие: понятие, типы. Социальная мобильность и
общественный прогресс. Проблемы исторического сознания. Идеи Н.Н.
Моисеева и коэволюции природы и общества: поиски новой парадигмы
развития общества.
53. Социально-культурные предпосылки античной философии: этапы,
направления, основные проблемы. Постановка и решение проблемы о
первооснове мира.
54. Социально-философские воззрения и экзистенциальная диалектика Н.А.
Бердяева.
55. Социальные общности. Проблемы этносов и этнической дифференциации,,
национального самосознания и межнациональных отношений в конце XX и
начале XXI века.
56. Специфика философского знания, его роль и значение в системе познания.
Осознанность человеческого бытия.
57. Сущность марксовой теории формации. Её судьба в европейской мысли XX
века и в советском марксизме.
58. Сциентизм и антисциентизм: сравнительный анализ парадигм.
59. Теория познания в философии Нового времени.
60. Теоцентризм -системоразвивающий принцип философии Средневековья.
61. Учение о бытии, мире и человеке в античной философии. Значение
творчества Сократа для понимания сущности человека и Блага.
62. Философия "всеединства": истоки, цельность, знания, софиология, пути
богочеловечества (Вл. Соловьев, Л.П. Карсавин, С.Н. Булгаков, С.Л.
Франк).
63. Философия "общего дела" Н.Фёдорова - представителя русского космизма.
64. Философия жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон).
65. Философия и наука Нового времени: эмпиризм, рационализм, методология
знания.
66. Философия и наука: единство и отличие познавательных и практических
функций.
67. Философия истории о динамизме общественного развития ( Н. Бердяев, Н
Данилевский) и социальном прогрессе (Дж. Вико, Ж. А. Кондросе, Ж.-Ж.
Руссо).
68. Философия истории. Направленность и смысл истории
69. Философия как методология. Конкретно-научные, общенаучные и философские
методы познания мира. Проблемы противоречий и гармонии.
70. Философия неопозитивизма и постпозитивизма.
71. Философия Платона: мир идей и мир теней; учение о душе и теле,
диалектика Платона.
72. Философия политики и её категории: политика, власть, государство.
Гражданское общество и государство.
73. Философия прагматизма (У. Джеймс, Д. Дьюи, Ч. Пирс). Взаимодействие
рационального и прагматического в философии XXI века.
74. Философия: сущность и роль в обществе. Глобальные проблемы
современности и поиски нового образца философии.
75. Философская антропология, её комплексный и междисциплинарный характер.
76. Философские проблемы экономической сферы общества: объективные
экономические законы, экономические отношения, экономические интересы.
Отношения собственности: экономический и правовой аспекты.
77. Формирование и основные периоды развития русской философской мысли.
78. Формы научного познания: научный факт, проблема, гипотеза, теория,
научное предвидение.
79. Характерные черты философии Древнего Китая, особенности их проявления в
философских учениях (даосизм, конфуцианство, легизм и др.).
80. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей.
Моральные и нравственные ценности, их теоретическое обоснование в
рамках этики.
81. Человек как ядро философии. Философия в эпоху кризисов.
82. Человек, индивид, личность. Личность и массы.
83. Энциклопедизм философской системы Аристотеля.
84. Язык и мышление. Знак и значение, информация и сигнал. Проблема
искусственного интеллекта.
1. Динамика научного знания: сущность, альтернативные модели развития
знания. Научные революции и смены типов рациональности. Свобода научного
поиска и социальная ответственность учёного.
2. Активность сознания и особенности его проявления.
3. Аналитическая философия (Г. Фриге, Б. Рассел, Л. Витгенштейн).
Немецк. математик Готтлоб Фриге был одним из многочисл.
исследователей, стремившихся средствами логики усовершенствовать
математику. Но в подходе Ф. была одна важнейшая особенность: согласно его
интуиции, следовало существенно развить саму логику, создать
формализованный язык, который служил бы достойной заменой естественного
языка с его многочисленными недостатками. По Ф., тогдашняя формальная
логика и естественный язык страдали одним и тем же недостатком -
допущением, что все предложения имеют субъект предикатную форму.
Изобретения Ф. преобразили логику, которая получила доступ не только к
математике и различного рода формализованным языкам, но и к естественному
языку, а значит и к философии.
Англ. логик, математик и философ Бертран Рассел был убежден, что
новая логика позволит более адекватно, чем когда-либо ранее, найти
окончательные философские истины, обнаружить природу основных элементов
реальности, которые не сводятся к фикциям идеалистов. Рассел
руководствовался 3 идеями:
– Здравая философия является логикой, т.к. она начинается с
объяснения предложений того, что может быть истинным или ложным, а это -
задача логики.
– Знание наиболее достоверным образом дано нам непосредственно,
прежде. всего в чувственных данных.
– Он использовал свой вариант приема: предметное содержание следует
сводить к изначальным сущностям, неопределимым в терминах чего-либо еще.
Для Р. философия совпадает с наукой, не имеющая ничего общего со
старой метафизикой.
Кульминацией 1-го этапа развития аналитической философии явилась
книга философа Людвига Витгенштейна. "Логико-философский трактат" В. более
настойчиво, чем Р. концентрирует свое внимание на языке. Мысль выражается в
языке, а значит именно язык есть граница мышления.
Есть только один мир – мир фактов, событий, который описывается
совокупностью всех естественных наук. Предложение – картина мира, она имеет
с последним одну и ту же логическую форму. Если бы мир был нелогичным, то
его нельзя было бы представить в форме предложений. Смысл предложений
выражают факты. Все предложения являются обобщениями элементарных
предложений, которые в качествеве моделей соотносятся непосредственно с
фактами. Итак, "то, что вообще может быть сказано, может быть сказано
ясно." Обо всем остальном, например мистическом, лучше молчать.
Для 1 этапа аналитической философии характерны логико-лингвистический
акцент, а также пересмотр статуса философии, которые подвергается суровому
логико-лингвистическому экзамену. Философия понимается либо как наука
(Рассел), либо как путь к науке, деятельность по прояснению мыслей
(Витгенштейн). В связи с тем, что семантический позитивизм решал только
проблему слов и выражений, терминов и предложений, он не мог удовлетворять
требованиям философии неопозитивизма.
ВИТГЕНШТЕИН Людвиг (1889— 1951)—философ и логик, один из создателей
аналитической философии. Родился в Вене. В “Логико-философском трактате”
(1921) выдвинул концепцию “логически совершенного”, или “идеального”,
языка, прообразом которого для него является язык математической логики,
как она была изложена в капитальном труде Рассела и Уайтхеда. Эта концепция
есть неоправданная попытка экстраполяции на всю совокупность знания о мире
свойств ограниченного логического формализма, основанного на изображении
знания как множества элементарных утверждений, связанных между собой
логическими операциями конъюнкции, дизъюнкции и т. д. Логико-
гносеологической концепции В. предпосылает онтологическое обоснование в
виде доктрины логического атомизма. Все, что не попадает в схему
“идеального” языка,— традиционная философия, этика и т. д.— объявляется В.
лишенным научного смысла; философия признается возможной лишь как
“критика языка”. Отвергая постановку вопроса об объективной реальности,
существующей независимо от “языка”, от сознания, В. приходит к солипсизму.
Идеи “Логико-философского трактата” были восприняты логическим
позитивизмом. Ряд логических идей В. (применение табличного, или
матричного, метода определения значения истинности, взгляды на вероятность
и др.) оказал влияние на развитие совр. логики. Взгляды В., подытоженные в
работе “Философские исследования* (1953), оказали воздействие на
лингвистическую философию.
4. Антропологический материализм Л. Фейербаха и проблемы гуманизма.
Фейербах принадлежит к немецкой классической философии. Его
философия являлась реакцией на идеализм. Сначала он примыкал к
младогегельцам, затем отошел от них и выпустил работу "Критики философии
Гегеля". В ней он подверг анализу и критике христианскую теологию. Здесь
обосновал принципы материалистического мировоззрения.
Идеализм по его мнению представляет собой рациональную религию. А
подлинная философия и религия по существу своему противоположны друг другу.
Религия как и ее основа представляют собой невежество человека, его
неспособность вдуматься в природу. Бог - абстрактное, отвлеченное,
нечувственное существо, он представляет собой сущность разума. Бог
объективирует себя, как божественное существо. Таким же способом действует
идеализм, который отчуждает человеческую сущность и т.о. предписывает духу,
идее, понятиям - всемогущество равное божеству.
Развивая дальше свои идеи Фейербах предлагает человеку освободиться
от предрассудков, в том числе от религиозных, осознать себя частью и
творением природы. На место любви к богу он предлагает поставить любовь к
человеку. На место веры в бога - веру в самого себя, в свою собственную
силу, ибо единственным богом для человека является человек. Этот вывод
Фейербах положил в основу новой философии, которая по его мнению
превращает человека, включая и природу как его базис единственный,
универсальный и высший предел философии. Тем самым Фейербах превратил
антропологию и физиологию в универсальную науку. Таким путем он
сформулировал задачу создания философской антропологии, основа которой
выражалась словами: природа и человек. Подчеркивая единство природы и
человека Фейербах их не отождествлял как это делали аргоницисты. Разум,
любовь, сила воли - это человеческое совершенство. И Фейербах делает
вывод: человек существует для того, чтобы познавать, любить и хотеть.
Ничего подобного нет ни в природе, ни в животном мире.
Человеческая сущность заключается в общении, в единстве и
взаимопонимании человека человеком. В единстве, опирающемся на реальность
различия между "я" и "ты".
Уединенность по нему, есть конечность и ограниченность, общение -
есть свобода и бесконечность.
Фейербах стремиться возродить в человеке чувство самоутверждения и
достоинства, и сделать это можно на основе материального мировоззрения.
Фейербах не использует в своих трудах термин материя. Это вызвано не
тем, что он склонен был отрицать материальность мира, а тем, что в тот
период к этому понятию сложилось отрицательное отношение. Заменив понятие
материя, понятием природа, он характеризует ее как вечное независимое ни от
бога, ни от философии людей.
Безусловно уделяя большое внимание природе Фейербах примыкал к
натуралистическому направлению философии, но его натурализм носит
антропологический характер. В решении конкретных проблем теории познания он
стоит на позициях сенсуализма.
Исходным в познании он считает ощущения, источник ощущений находится
в реальном мире. Мыслить - это читать показания чувств.
Фейербах выступил против разграничения мира явлений и мира вещей в
себе. Истина по его мнению достигается путем согласия большинства людей.
Отделив субъекта от религии Фейербах наделил его атеистическим
мировоззрением и он считал, что философское мировоззрение атеистично.
Он создал предпосылки для завершающего этапа немецкой классической
философии, материализма Маркса и Энгельса.
5. Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм как специфические черты философского
мировоззрения эпохи Возрождения.
Философия эпохи Возрождения характеризуется рядом специфических
черт, которые отражают особенности появления и формирования нового типа
личности, обладающего широким научным, социально- творческим потенциалом.
Здесь были гиганты мысли и титаны слова: Л. Да Винчи, Микеланджело, Данте,
Ботичели и это далеко не полный перечень имен.
Термин Возрождения понимается в двух смыслах:
Переход от эпохи средневековья к эпохе разума и творческого познания
мира.
Возрождение как формирование новой культуры с ее верой в
безграничные возможности человека
Возрождение как преодоление установившегося взгляда на мир, где было
провозглашено творчество Бога
Возрождение – самоценность и неповторимость человека
Особо следует подчеркнуть, что эпоха Возрождения не перечеркнула, а
уважительно отнеслась к наработкам ученых предшествующих поколений, т.е.
было сохранено уважительное отношение к творческому потенциалу ученых
прошлого.
С социально-экономической точки зрения осуществляется переход от
феодального общества к капиталистическому, который предполагал освобождение
личности от феодальной, сословной зависимости.
Значительный шаг вперед сделали естественные науки, что связано с
расширением границ мореплавания, переворотом машиностроения и заменой
частнопредпринимательского труда мануфактурным.
Феодальное дворянство уступало место новой буржуазии и
способствовало формированию наций, буржуазных государств и образованию
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51
|