рефераты скачать

МЕНЮ


Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

навыки. В этом случае социальную значимость орудию труда придавали

использованные при его создании знания и умения, выработанные

человечеством, а также "участие" самого орудия труда в производстве

социально значимого продукта.

Со времени превращения науки в непосредственную производительную силу

человечество поставило производство орудий труда на поток, создало систему

искусственных органов деятельности общества. В этой системе опредмечиваются

уже коллективные трудовые навыки, коллективные знания и опыт в познании и

использовании природных сил. Машинное производство орудий труда позволило

говорить о формировании системы техники, которая не отвергает, наоборот,

включает в себя человека. Включает потому, что техника может существовать и

действовать только по логике человека и благодаря его потребностям.

Систему Человек-техника" традиционно относили к производительным силам

общества. Однако с развитием производства два названных компонента дополнил

третий, не менее важный - природа. позже - вся окружающая среда. Случилось

так потому, что человек создает технику по законам природы, для

производства продуктов труда использует природный материал, и, в конечном

счете, продукты человеческой деятельности сами становятся элементами

окружающей среды. В наше время последняя формируется целенаправленно по

логике потребностей человека. Таким образом, в современном понимании

технику можно определить как элемент системы, несущей на себе отпечаток ее

многочисленных закономерностей.

Теперь обратимся к рассмотрению техники с точки зрения ее активных и

пассивных проявлений. ПАССИВНАЯ ТЕХНИКА включает в себя производственные

помещения, сооружения, средства связи (дороги, каналы, мосты и др.),

средства распространения информации (телерадиосвязь, компьютерная связь и

т.д.). АКТИВНУЮ ТЕХНИКУ составляют орудия труда (как ручного, так и

умственного), обеспечивающие жизнедеятельность человека (например,

протезы), аппараты управления производственными и социально-экономическими

процессами.

В истории техники можно выделить ряд этапов. В современной философской и

социологической литературе переход от одного этапа к другому принято

связывать с передачей от человека к техническим орудиям определенных

функций, с новыми способами соединения человека и технических средств.

Развитию техники способствует также трансформация природных процессов в

технологические. В этой ситуации, как метко заметил М. Хайдеггер, раньше

Рейн кормил людей и выступал одновременно объектом эстетического чувства,

сегодня же знаменитая река видится лишь производственным объектом,

поскольку ее главными задачами стали судоходство и поставка электроэнергии.

УСПЕХИ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНИКИ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ЗАВИСЯТ ОТ РАЗВИТИЯ НАУКИ.

Технические новшества базируются на научно-технических знаниях. Но не

следует забывать, что и техника ставит перед наукой все новые и новые

задачи. Не случайно уровень развития современного общества определяют

достижения науки и техники.

С функционально-производственной точки зрения для нынешнего этапа научно-

технического прогресса характерны следующие черты:

наука превращается в ведущую сферу развития общественного производства,

качественно преобразуются все элементы производительных сил -

производитель, орудие и предмет труда,

интенсифицируется производство благодаря использованию новых, более

эффективных видов сырья и способов его обработки;

снижается трудоемкость за счет автоматизации и компьютеризации, повышения

роли информации и др.

С социальной точки зрения современное научно-техническое развитие

вызывает потребность в людях с высоким уровнем общего и специального

образования, в координации усилий ученых на международном уровне. Сегодня

затраты на научные исследования столь велики, что очень немногие могут

позволить себе роскошь вести их в одиночку. К тому же такие исследования

часто оказываются бессмысленными, потому что их результаты очень быстро

массово тиражируются и не служат для авторов долгосрочным источником

сверхприбылей. Но как бы там ни было, автоматизация и кибернетизация

высвобождают и время работников, и саму рабочую силу. Появляется новый вид

производства - индустрия досуга.

С общественно-функциональной точки зрения современный этап научно-

технического прогресса означает создание новой базы производства (новых

технологий), хотя систему производительных сип по-прежнему составляют

"человек-техника-окружающая среда".

Таковы некоторые основные характерные черты развития современной

техники. А в чем же состоит специфика всей производственно-социальной

системы на рубеже XX-XXI вв.?

Длительное время вклад техники в цивилизацию не дискутировался. Технику

и научно-технический прогресс люди шаблонно оценивали как несомненные

достижения человеческого разума. Столь явно прагматическая оценка этих

социальных явлений не способствовала интенсивному философскому осмыслению

данных проблем, не порождала философских вопросов. Зато художественное

восприятие техники и научно-технического прогресса не выглядело столь

благостным. Здесь, видимо, решающую роль сыграло не рациональное

осмысление, а интуиция.

Так какие же конкретные социальные вопросы подняли ученые и философы,

когда активно взялись за рассмотрение этой темы? Что взволновало и

озаботило их?

Они установили, что реализация идеи бесконечного прогресса в развитии

цивилизации натолкнулась на реальные трудности существования человека,

связанные с исчерпанием ресурсов, влиянием побочных его продуктов на

экологию Земли и многим другим. Философы поняли, что при оценке научных

достижений люди должны руководствоваться не только их происхождением (оно

всегда кажется благостным), но и их включенностью в контекст сложнейших и

зачастую противоречивых социальных процессов. При таком подходе

традиционное понимание науки и техники как безусловного блага для

человечества нуждается в серьезной корректировке.

Именно поэтому философские вопросы сегодня затрагивают самый широкий

спектр бытия техники и концентрируются в основном на двух направлениях:

техника и практическая деятельность человека и социальные проблемы техники

и научно-технического прогресса. В этот круг проблем включаются, в

частности, исследование взаимозависимости инженерного и социального

аспектов современной техники, показ ев всеобъемлющего характера,

эвристической и прикладной функций.

Современное производство превращает природу в рабочее место человека,

природные процессы становятся управляемыми, им заранее могут быть заданы

определенные свойства, и они, таким образом, превращаются в

технологические. Здесь таится огромная опасность для человечества: создавая

новую систему "человек-техника-окружающая природа", оно скорее

руководствовалось волей, чем разумом. И как следствие: корни экологических

катастроф лежат в игнорировании или непонимании целостного характера

биологических систем. Редукционистская методология, где эффективность

сложных систем исследуется на основании анализа их отдельных частей, не

срабатывает.

Не только природа должна быть представлена как динамичная система, но и

человек, взаимодействующий с ней через технику, должен быть включен в

целостность более высокого порядка.

Существование человека в органическом единстве с окружающей средой можно

описать как саморазвитие. Человек приспосабливается к окружающей среде, но

она изменяется в результате его деятельности, и особенно быстро в наше

время. Таким образом, настоящее бытие человека заключается в том, что он

должен приспособиться к плодам своей деятельности, т.е. реализовать процесс

самоадаптации, который приобретает сегодня доминирующий характер.

Развиваются техника и технологии воздействия на окружающую среду, а также

технологии самоадаптации, т.е. формируется культура жизни в созданной

человеком среде. Природа не рассматривается как единственный источник

развития. Таким источником для человека становится еще и его

саморазвивающаяся культура.

В современной цивилизации социальные институты, культура (в ее

институционном выражении), техника и социальные технологии представляют

собой элементы единого развивающегося формообразования, которое через

человека приобретает характер целостности. Поэтому осмысливать проблемы

техники и научно-технического прогресса можно лишь с позиций методологии

историзма и целостности.

70. Философия неопозитивизма и постпозитивизма.

ПОЗИТИВИЗМ (лат positivus — положительный) — направление философии,

объявляющее единственным источником истинного, действительного знания

конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность

философского исследования Возникновение позитивизма было своеобразной

реакцией на неспособность спекулятивной философии (например, нем

классического идеализма) решить философские проблемы, выдвигавшиеся

развитом наук Впадая в др крайность, позитивизм вовсе отверг теоретическую

спекуляцию, умозрение как средство получения знаний Проблемы, понятия и

положения прежней философии (о бытии, сущностях, причинах и т.п.), которые

в силу их высокой абстрактности не могут быть ни разрешены, ни проверены

посредством опыта, позитивизм объявил ложными или лишенными смысла. Сам

позитивизм претендовал на звание принципиально новой, «неметафизической»

(«позитивной») философии, построенной по подобию эмпирических наук и

являющейся их методологией. Одним из главных принципов этой методологии

явился феноменализм: научные теории и законы были истолкованы как лишь

обобщения эмпирических фактов, в соответствии с чем задачей науки было

объявлено чистое описание фактов, а не объяснение их. Но сам позитивизм не

избежал участи прежней философии, ибо его собственные главные положения

(отрицание умозрения, феноменализм и др.) оказались не поддающимися опытной

проверке и, следовательно, «метафизическими». Основателем позитивизма был

Конт, который ввел и термин «позитивизм». Исторически выделяют три этапа в

развитии позитивизма. Представители первого этапа — Конт, Э Литтре, П

Лаффит (Франция), Милль, Спенсер (Англия) Наряду с проблемами гносеологии

(закон трех стадий развития познания — Конт) и логики (Милль) главное место

отводилось социологии (преобразование общества на базе науки — Конт,

органическая теория общества — Спенсер) Возникновение второго этапа

позитивизма — эмпириокритицизма — относится к 70—90-м г.г. 19 в и связано с

именами Маха и Авенариуса, отказавшихся даже от формального признания

объективно-реальных предметов, которого еще придерживались представители

раннего позитивизма. (эмпириокритицизм – все есть так или иначе

организованный опыт. При этом физический мир – это коллективно и социально

организованный опыт, а психическое – опыт, организованный индивидуально.

Эмпириокритицизм отождествляет общественное бытие с общественным сознанием,

защищая идеализм в истории.) В махизме проблемы познания истолковывались с

позиций крайнего психологизма, переходящего в субъективизм Возникновение и

формирование новейшего позитивизма , или неопозитивизма, связано с

деятельностью Венского кружка (Нейрат, Карнап, Шлик, Франк, и др ) и

берлинского Об-ва эмпирической философии (Рейхенбах, Ф Крауз и др ),

объединявших в себе многие направления логический атомизм. логический

позитивизм, общую семантику (близки к этим направлениям операционализм,

прагматизм) Оси место на этом третьем этапе позитивизма занимают

философские проблемы языка, символической логики, структуры научного

исследования и др. Отвергнув психологизм, представители этого направления

позитивизма пошли по линии сближения «логики науки» с математикой, по линии

формализации гносеологических проблем

НЕОПОЗИТИВИЗМ — одно из направлений философии 20 в. Современная форма

позитивизма - неопозитивизм лишает философию ее предмета, считая, что

знание о действительности дается лишь в повседневном или конкретно-научном

мышлении, а философия возможна только как деятельность по анализу языка, в

котором выражаются результаты этих видов мышления (Аналитическая

философия). Философский анализ с точки зрения неопизитивизм не

распространяется на объективную реальность, он должен ограничиваться лишь

«данным», т. е. непосредственным, опытом или языком. Крайние формы

неопозитивизма, например, ранний неопозитивизм Венского кружка, ограничивая

«данность» индивидуальными переживаниями, непосредственно приходят к

солипсизму. Наиболее влиятельной разновидностью Н. явился логический

позитивизм. К общей платформе неопозитивизма примыкали и английские

философы-аналитики, последователи Мура (Стеббинг, Уисдом и др.).

Неопозитивистскими были и философские взгляды ряда представителей

логической львовско-варшавской школы (К. Айдукевич и др.). В 30-х гг.

происходит идейное и научно-организационное слияние различных групп и

отдельных философов, придерживавшихся неопозитивистских взглядов: австро-

нем, логических позитивистов Венского кружка (Карнап, Шлик, О. Нейрат и

др.) и берлинского «Общества эмпирической философии» (Рейхенбах, Гемпель и

др.), английских аналитиков, ряда амер. представителей «философии науки»

позитивистко-прагматистского направления (Нагель, Маргенау, Моррис,

Бриджмен и др.), упсальской школы в Швеции, мюнстер-ской логической группы

(Германия) во главе с Шольцем и др. С того времени регулярно созывается ряд

международных конгрессов и осуществляется широкая пропаганда идей

неопозитивизма в печати, Рекламируя себя в качестве «научного эмпиризма»,

неопозитивизм оказывает заметное воздействие на различные круги ученых, под

его влиянием складывается ряд идеалистических концепций в истолковании

открытий современной науки. В то же время следует отметить положительное

значение конкретных результатов исследований по формальной логике и

некоторым вопросам методологии науки, достигнутых как самими

неопозитивистами, так и учеными, которые не являлись неопозитивистами, но

участвовали в организуемых ими конгрессах, дискуссиях и т. д. С конца 30-х

г.г. основным центром неопозитивизма становятся США, где в настоящее время

эта философия представлена прежде всего логическим эмпиризмом.

Специфической разновидностью англ. Н. является лингвистическая философия. В

Англии представителями неопозитивизма также являются Айер и Поппер.

Современный неопозитивизм переживает глубокий идейный кризис, который

выражается в неспособности решить коренные философские проблемы, в уходе от

них, в перемещении центра тяжести на конкретные логико-методологические

исследования.

Рассмотрим основные идеи неопозитивизма ( или его еще называют

логическим позитивизмом).

1. Отрицание метафизики как учения о первых принципах философии.

Представители Венского кружка отрицали значимость метафизики. Так, Карнап

считал, что она преодолевается науками в результате логического анализа

языка. С одной стороны, логические позитивисты опираются на выдвинутое

Витгенштейном понимание философских предложений как бессмысленных, с другой

— они продолжают традицию позитивизма XIX в., прежде всего француза О.

Конта и австрийца Э. Маха. Позитивизм претендует на звание положительного

учения, т.е. науки. Каждая область действительности изучается определенной

наукой; для метафизики не остается поля приложения.

2. Аналитические и синтетические предложения. Разделения на

аналитические и синтетические предложения имело важное значение в

неопозитивистском понимании науки. Аналитическое предложение — это такое

предложение, истинность которого определяется его собственным содержанием,

чего нет в случае синтетического предложения. Примеры аналитических

предложений:

Неопозитивисты считали, что все предложения науки являются либо

аналитическими, либо синтетическими. Аналитические предложения априорны и

логически необходимы, а синтетические — эмпиричны и логически не

необходимы. В соответствии с этим все науки можно разделить на

экспериментальные (физика, химия, психология, история, социология) и

неэкспериментальные (логика и математика). Предложения философии не

аналитичны и не синтетичны, они бессмысленны. Допустим, я рассматриваю

философское предложение: "Материя первична, сознание вторично". Из понятия

материи нельзя вывести сознание, поэтому наше предложение не является

аналитическим. В то же время экспериментально я не могу иметь дело с

материей как тако-1 вой, а следовательно, наше предложение нельзя проверить

эмпирическим образом, т.е. оно является синтетическим. Итак,

рассматриваемое философское предложение бессмысленно.

3. Верифицируемость (проверяемость). Согласно принципу верификации,

научная достоверность синтетических предложений подтверждается в

эксперименте. Вслед за Витгенштейном неопозитивисты использовали

представление об элементарном предложении (его называли предложением

наблюдения, протокольным предложением), которое проверяется фактами

непосредственно. Сложное синтетическое предложение (часто это текст) должно

быть сведено к элементарным предложениям, а последние сопоставляются с

фактами. Допустим, мне надо удостовериться в истинности утверждения: "Все

студенты этой группы ростом выше 160 сантиметров". Предложение будет

сведено к элементарным предложениям типа "Рост студента выше 160

сантиметров".

На первый взгляд следование принципу верификации гарантирует в случае

оперирования с синтетическими предложениями достижение достоверного знания.

Но, как обнаружили сами неопозитивисты, процедура верифицируемости не

всегда достигает цели. Начнем с того, что сам принцип верифицируемости не

может быть проверен. Невозможно доказать, что любое признающееся

истинностным синтетическое предложение должно быть проверено. Принцип

верификации нельзя свести и к аналитическим предложениям, ибо в отличие от

них он соотносится с экспериментом. Выходит, что требование верификации,

представляющееся столь очевидным, является сугубо умозрительным. А ведь

именно от такого рода предложений неопозитивисты желали освободить науку. С

принципом верифицируемости неопозитивисты попали в сложную ситуацию. Наука

представляла бы собой весьма строгое мероприятие, если бы можно было все

проверить очевидным и однозначным образом. Но все положения максимально

общего характера, а таковы теоретические законы, не поддаются верификации.

Вроде бы все люди смертны, но как это проверить? Не поддаются прямой

верификации и гипотезы, т.е. предположительное знание. Выходит, что

неопозитивисты придали принципу верификации слишком большое значение.

Анализ принципа верификации показывает, что по сути он является

философским и отнюдь не бессмысленным. А это означает, что неопозитивисты в

своем критическом отношении к философии были слишком суровы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.