рефераты скачать

МЕНЮ


Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

то же время ИНДЕТЕРМИНИСТЫ или волюнтаристы (Шопенгауэр, Ницше,

Поппер), абсолютизируя роль слепых, бессознательных начал в

человеческой психике и связывая с ними все социальное развитие,

отрицают его направленность и закономерность.

Тем не менее, независимо от признания направленности происходящих в

обществе изменений, сам факт этих изменений признается большинством

философов, ибо трудно отрицать обогащение духовной жизни людей, развитие

науки, техники, расширение возможностей удовлетворения разнообразных

человеческих потребностей.

Важным является и вопрос об ИСТОЧНИКАХ, ФАКТОРАХ или ПРИЧИНАХ

происходящих в обществе изменений. Какие же это причины?

Одна из них связана с непрерывным процессом функционирования общества,

постоянной деятельностью людей по удовлетворению своих насущных

потребностей. В ходе этой повседневной деятельности люди совершенствуют

свои навыки и способности, изменяются с возрастом. Умирают, рождаются и

подрастают все новые и новые поколения. Уже в силу этих естественных

причин, проистекающих преимущественно из замедленных процессов, происходят

достаточно глубокие изменения в структуре и организации общества.

Но, кроме процесса повседневного функционирования общественной жизни,

обнаруживаются и более серьезные, коренные изменения, затрагивающие основы

жизни общества. Они происходят под влиянием мощных реформаторских и

революционных движений.

В социальной философии высказывались различные мнения по поводу причин

качественных изменений в обществе. Одни связывали их с изменением природных

основ социальной жизни (Ш. Монтескье, В. Вернадский, Л. Гумилев), другие

искали причины в изменениях экономики, орудий труда, методах организации

производства (К. Маркс, У. Ростоу), третьи связывали процесс социального

развития с изменениями в культурной жизни, системе духовных ценностей (Г.

Гегель, О. Конт, П. Сорокин).

Каждый из этих факторов оказывает определенное воздействие на развитие

общественной жизни, хотя их социальная роль неравноценна. Природные,

экономические и культурные факторы теснейшим образом связаны между собой.

Так, увеличение рождаемости (природно-биологический фактор) дает эффект и

способствует быстрому развитию общества только при условии одновременного

развития производства, образования, медицины.

Велика роль технических изобретений. Так, изобретение и применение

паровой машины в XVIII в. предопределили промышленную революцию, а затем

вызвали новый тип индустриального общества с развитой промышленностью,

буржуазией и пролетариатом. Развитие орудий труда, прогресс техники, науки,

как убедительно показывает исторический опыт, изменяют все области

общественной жизни, структуру различных общностей людей - малых и больших,

- их культуру и способ удовлетворения потребностей.

Велика и роль культуры, в том числе ее межнационального взаимодействия.

Так, активный экспорт в Японию в XIX-XX вв. достижений науки из Западной

Европы и США содействовал тому, что в сравнительно короткий исторический

срок Япония, несмотря на поражение во второй мировой войне, превратилась в

одну из самых высокоразвитых стран мира. Истории известны немало примеров и

противоположного характера, когда проводимая господствующими силами

политика изоляционизма, недопущения в страну ни новых идей, ни новых

товаров доводила могущественные государства до глубокого кризиса, упадка:

устаревали их институты и социальные структуры.

Поскольку культурное творчество может создавать реальную угрозу

существующим институтам, социальным структурам и власти, постольку оно

постоянно контролируется обществом. История науки и техники, литературы и

искусства знает немало примеров сопротивления новым идеям и теориям

(дарвинизм), генетике, кибернетике), техническим изобретениям (внедрению

паровых машин, компьютеров), новым культурным ценностям.

Но при всем значении СОЦИАЛЬНЫХ предпосылок общественного развития -

экономических и культурных - нельзя не учитывать того, что все люди

являются живыми организмами, входящими в биосферу планеты Земля, телами,

подверженными силам притяжения, электромагнитным полям, космическим лучам,

термодинамическим воздействиям. Для природных феноменов надо искать и

природные причины. Поэтому правомерно говорить о социальной жизни как о

явлении, движущими силами которого являются также ПРИРОДНЫЕ, биосферные

факторы, такие, например, как исследованные Л. Гумилевым ритмы этногенеза,

включающие фазы подъема, депрессии и упадка.

Задачей социальной философии является исследование всех природных и

социальных факторов, так или иначе инициирующих процессы развития

общественной жизни. Накапливаясь, эти факторы порождают могучие

реформистские и революционные движения, стимулирующие и ускоряющие процесс

глубоких социальных перемен.

СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ выражаются в коллективных, совместных действиях

людей, совершающихся более или менее организованно для достижения

определенных целей, изменяющих социальное положение участников движений.

Причиной социальных движений являются неудовлетворенные экономические,

культурные, политические потребности людей. Именно они вызывают состояние

психического напряжения, социального беспокойства. Это беспокойство

проявляется в усилении контактов, дискуссий, размышлений по поводу

сложившейся ситуации. Состояние беспокойства может охватывать большие или

меньшие общности - вплоть до целых классов и народов.

Состояние беспокойства, напряженности - исходный пункт социальных

движений. Характер этих движений определяется их целями, применяемыми

методами, а также количеством вовлеченных в них людей. По этим признакам

различаются реформаторские и революционные движения.

РЕФОРМАТОРСКИЕ ДВИЖЕНИЯ обычно охватывают некоторые ограниченные круги и

общности. Они действуют в рамках установленного социального порядка и

поэтому, как правило, не сталкиваются с репрессиями и насилием со стороны

властей. Реформаторы стремятся к достижению изменений, например, путем

улучшения законодательства. Таковы просветительские, профессиональные,

пацифистские и отчасти национальные движения. Несмотря на свой мирный,

легальный характер, реформаторские движения иногда приводят к глубоким

общественным изменениям.

РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ в начальных стадиях могут быть похожи на

реформаторские. Но по мере своего развития они приобретают отличия:

охватывают широкие массы, целые общественные классы, испытывающие

напряжение и беспокойство; затрагивают коренные, жизненные потребности

людей. Участники этих движений часто подвергаются преследованиям и

репрессиям со стороны властей.

Но основное отличие революционных движений - в целях и методах. Их цель

- не мирная реформа, а ниспровержение существующего социального строя путем

применения силы. Отсюда и необходимость широких масштабов, массовости,

наличия особых организаций, способных стать зачатками новой политической

власти.

В случае победы революционные движения вводят в жизнь новые порядки,

коренным образом изменяют строй общества, его классовую структуру, состав

социальных институтов, систему ценностей, обычаи, образ поведения. Наиболее

глубокие изменения в обществе вызывают революции, в которых участвуют

классы, народы. Таковы революции 1789-94 гг. во Франции, 1917 г. в России,

1949 г. в Китае. Глубокие общественные изменения произошли и в результате

национально-освободительных революций, свершившихся в XX в., особенно после

второй мировой войны в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Революции не только морально оправданны, но и необходимы, если они

направлены против отживших порядков, тиранических режимов и т.п. Но

неверно, видимо, считать, что только с революциями связано развитие

общества. Нельзя не учитывать, что революции всегда очень дорого обходятся:

сопровождаются страданиями и массовой гибелью людей.

Таким образом, социально-философский анализ включает в себя и статику

общества, и его динамику, т.е. рассмотрение составляющих его групп,

институтов, а также учет происходящих в обществе процессов изменения и

развития.

29. Объективный идеализм Г.В.Ф. Гегеля, учение о "разумной

действительности".

Гегель поставил задачу преодоления точки зрения индивидуального

сознания, для которого только и существует противоположность объекта и

субъекта. Снять эту противоположность по Гегелю можно путем поступательного

развития сознания. При котором индивидуальное сознание проходит весь тот

путь, все те этапы, которые прошло человечество на протяжении всей истории.

Таким путем Гегель сосредоточил внимание на тождестве субъекта и объекта,

мышления и бытия, на основе обоснования тождества индивидуального и

абсолютного "Я".

Индивидуальное сознание двигаясь к отождествлению с абсолютным "Я"

преодолевает противоположности субъекта и объекта и приближается к

общечеловеческому сознанию к духовному миру всего человечества.

Феноменология духа - это одновременный процесс, где есть развитие

всемирной культуры, накопление опыта человечества и освоение этого опыта

конкретным индивидом в ходе своей социализации. Он подчеркивает, что каждый

человек способен посмотреть на мир с позиции мировой истории и мирового

духа. Движение сознания - это поступательное восхождение, где все

предыдущее воспроизводится на новом более высоком уровне от абстрактного к

конкретному.

Схема Гегеля: сознание, предмет противостоит человеческому "я" и

определяется либо чувственно воспринимаемым, либо рассудком.

Самосознание - предмет и сознание тождественны, сознание практически

действующая, желающее которое настигает свою всеобщность. Усматривает в

себе абсолютную полноту реальности и выступает как разум.

Дух - сознание постигающее духовную реальность мира и себя как

выражение реальности.

В движении сознания отмечаются не только ступени и формы развития

человеческой культуры, духовной жизни, но и осваивается язык философии,

понятия. Человек выражает мысли в системе понятий и категорий логики. До

Гегеля понятия относились к субъективной категории. Начиная с Гегеля

понятия представляют собой абсолютное тождество объекта и субъекта.

Гегель назвал свою философскую систему абсолютным идеализмом, который

должен охватить весь универсум, природный и духовный мир единым понятие.

Это абсолютная идея. Он определял ее как разум, мышление, разумное мышление

- это субстанция, которая составляет сущность и первооснову всех вещей.

Разум есть субстанция, бесконечная мощь, бесконечное содержание, суть

и истина. Для себя самого он предмет.

Абсолютная идея - саморазвивающаяся, существует вечно и содержит в

скрытом, свернутом виде все возможные определения природных, общественных и

духовных явлений. В процессе саморазвития абсолютная идея проходит

несколько стадий:

* научно-теоретическое осознание абсолютной идеи в ее всеобщем

содержании в виде системы категорий. Категории находятся в состоянии

непрерывного, самопроизвольного движения. Они составляют сущность вещей.

* природа как необходимое в развитии абсолютной идеи. Через природу

абсолютная идея отчуждается от своей истинной сущности и предстает в виде

конечных, чувственных, телесных единичностей.

Бог создает природу, чтобы из нее возник человек и вместе с ним

человеческий дух, который имеет 2 стадии развития: субъективный дух

(антропология, психология); объективный дух (сфера социальной жизни, как

сверх индивидуальная, которая возвышается целостность над индивидуумами и

проявляется через их различные отношения и связи.

Объективный дух проявляется в праве, морали, нравственности,

государстве, религии, искусстве. Высшей формой самореализации абсолютной

идеи является абсолютный дух - это совокупная духовная деятельность

человечества на протяжении тысячелетий развития всемирной истории.

Абсолютный дух тождественен абсолютной идеи - это внутренняя идеальная

сущность, скрытая причина всех действий и познаний. Но у Гегеля идея это

субстанция, чистая всеобщность. Дух та же идея, но в ее реальном выражении,

от чувственных форм до абсолютных знаний. В абсолютном духе осуществляется

полное совпадение идеи, мышления и бытия. Идея познает бытие. Таким путем

Гегель согласовал субъект и объект мышления и бытия. Движение абсолютной

идеи и всего предметного мира имеет начало и конец замкнутого в

определенный круг. Высшей формой и концом развития абсолютной идеи, где она

осознает самою себя и весь пройденный путь и становится абсолютный дух.

Такова философская система Гегеля.

В противоречии с ней находится его диалектический метод: рассмотрение

всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности

развития. Гегель характеризовал диалектику с одной стороны, как движущую

душу истинного познания, с другой стороны как принцип, вносящий в

содержание науки внутреннюю связь и необходимость.

Гегель дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших философских

категорий и сформулировал 3 основных закона:

1. переход количественных изменений в качественные

2. взаимопроникновение противоположностей

3. отрицание отрицания

Гегель разработал диалектический метод в который он включил принципы

анализа действительности:

* восхождение от абстрактного к действительности

* соответствие исторического и логического

* принцип всесторонности

Диалектический метод направлен на бесконечность познания, но если

субъективной основой метода является абсолютный дух, а цель его -

самопознание, то познание как таковое ограничено. В этом суть противоречия

между системой и методом Гегеля. Есть противоречие между конечным и

бесконечным. Это противоречие не может быть источником развития.

28.Антропологический материализм Л. Фейербаха и проблемы гуманизма.

Фейербах принадлежит к немецкой классической философии. Его философия

являлась реакцией на идеализм. Сначала он примыкал к младогегельцам, затем

отошел от них и выпустил работу "Критики философии Гегеля". В ней он

подверг анализу и критике христианскую теологию. Здесь обосновал принципы

материалистического мировоззрения.

Идеализм по его мнению представляет собой рациональную религию. А

подлинная философия и религия по существу своему противоположны друг другу.

Религия как и ее основа представляют собой невежество человека, его

неспособность вдуматься в природу. Бог - абстрактное, отвлеченное,

нечувственное существо, он представляет собой сущность разума. Бог

объективирует себя, как божественное существо. Таким же способом действует

идеализм, который отчуждает человеческую сущность и т.о. предписывает духу,

идее, понятиям - всемогущество равное божеству.

Развивая дальше свои идеи Фейербах предлагает человеку освободиться от

предрассудков, в том числе от религиозных, осознать себя частью и творением

природы. На место любви к богу он предлагает поставить любовь к человеку.

На место веры в бога - веру в самого себя, в свою собственную силу, ибо

единственным богом для человека является человек. Этот вывод Фейербах

положил в основу новой философии, которая по его мнению превращает

человека, включая и природу как его базис единственный, универсальный и

высший предел философии. Тем самым Фейербах превратил антропологию и

физиологию в универсальную науку. Таким путем он сформулировал задачу

создания философской антропологии, основа которой выражалась словами:

природа и человек. Подчеркивая единство природы и человека Фейербах их не

отождествлял как это делали аргоницисты. Разум, любовь, сила воли - это

человеческое совершенство. И Фейербах делает вывод: человек существует для

того, чтобы познавать, любить и хотеть. Ничего подобного нет ни в природе,

ни в животном мире.

Человеческая сущность заключается в общении, в единстве и

взаимопонимании человека человеком. В единстве, опирающемся на реальность

различия между "я" и "ты".

Уединенность по нему, есть конечность и ограниченность, общение - есть

свобода и бесконечность.

Фейербах стремиться возродить в человеке чувство самоутверждения и

достоинства, и сделать это можно на основе материального мировоззрения.

Фейербах не использует в своих трудах термин материя. Это вызвано не

тем, что он склонен был отрицать материальность мира, а тем, что в тот

период к этому понятию сложилось отрицательное отношение. Заменив понятие

материя, понятием природа, он характеризует ее как вечное независимое ни от

бога, ни от философии людей.

Безусловно уделяя большое внимание природе Фейербах примыкал к

натуралистическому направлению философии, но его натурализм носит

антропологический характер. В решении конкретных проблем теории познания он

стоит на позициях сенсуализма.

Исходным в познании он считает ощущения, источник ощущений находится в

реальном мире. Мыслить - это читать показания чувств.

Фейербах выступил против разграничения мира явлений и мира вещей в

себе. Истина по его мнению достигается путем согласия большинства людей.

Отделив субъекта от религии Фейербах наделил его атеистическим

мировоззрением и он считал, что философское мировоззрение атеистично.

Он создал предпосылки для завершающего этапа немецкой классической

философии, материализма Маркса и Энгельса.

30. Объективный характер законов функционирования и развития общества.

31. Основные виды бытия. Проблемы бытия в современной философии и науке.

Обыденное мышление воспринимает термины "быть", "существовать,

"находиться в наличности" как синонимы, т.е. близкие по значению, Философия

использовала понятия "быть", "бытие" для обозначения не просто

существования, а того, что его гарантирует. Поэтому слово "бытие" имеет в

философии особый смысл, понять который можно только обратившись к анализу

философской проблематики бытия,

Впервые этот термин в философию ввел античный философ Парменид (ок.

515 до н.э. - ок. 544, год смерти неизв.) для обозначения и одновременно

решения одной реальной проблемы. Во времена Парменида люди начали терять

веру в традиционных богов Олимпа. Мир, Вселенная уже не казались им

прочными, надежными: все стало шатко и бесформенно, нестабильно; человек

потерял жизненную опору.

Необходимо было найти выход к чему-то прочному и надежному, Людям нужна

была вера в новую силу. Философия в лице Парменида осознала сложившуюся

ситуацию. Он как бы оповестил людей об открытии им новой силы, силы

Абсолютной мысли, которая обеспечила миру стабильность и надежность, а”

следовательно, человек снова обрел уверенность в том, что все с

необходимостью будет подчинено какому-то порядку.

Необходимость Парменид называл Божеством, Правдой, провидением,

судьбой, вечным и неуничтожимым. "ВСЕ ПО НЕОБХОДИМОСТИ" означало, что

заведенный в мироздании ход вещей не может внезапно, по воле случая,

измениться: день всегда придет на смену ночи, солнце внезапно не потухнет,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.