рефераты скачать

МЕНЮ


Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

отсутствующими людьми воспринималось так же, как встреча с живыми, что

закрепилось в особых ритуалах и обрядах.

В то же время боязнь явления умерших душ порождает целую систему

предохранительных обрядов, цель которых - не позволить им являться в виде

призраков. Это можно наблюдать в обряде похорон (особый порядок выноса тела

из дома, положение тела при захоронении, сам факт обязательного

захоронения, поминальные обряды и т.д.).

Привидения являются живым людям в виде призраков, то есть бесплотных

теней. Особенно часто и непрошенно являются призраки тех душ, тела которых

не были погребены согласно обычаю, а также души самоубийц или насильно

убитых. Признаки анимизма в той или иной форме присутствуют во всех

религиях.

Тотемизм - система первобытных представлений, основанная на вере в

сверхъестественное родство между группой людей (родом) и тотемами, которыми

могут выступать виды животных и растений, реже - явления природы и

неодушевленные предметы. Кроме общеродового тотема у первобытных людей, и

прежде всего у вождей и колдунов, были тотемы индивидуальные.

Тотемистические представления лежат в основе всех мифов, волшебных сказок и

входят в качестве особых ритуальных предметов в развитые религии.

Фетишизм - вера в сверхъестественные свойства особых предметов

(фетишей), в качестве которых могло выступать что угодно - от камня

необычной формы, куска дерева или части животного до изображения в виде

статуэтки (идолы). С.Л.Токарев отмечает, что фетишизм, по-видимому,

возникает как форма "индивидуализации религии" и связан с распадом старых

родовых связей. "Отдельная личность, чувствуя себя недостаточно защищенной

родовым коллективом и его покровителями, ищет для себя опоры в мире

таинственных сил'".

Фетиши развиваются в систему талисманов, в качестве которых выступают

статуэтки богов, которые помещались в жилище, или амулетов -предметов для

ношения на теле с различными заклинаниями, которые также выполняли защитные

функции.

Наделение талисмана волшебными излечивающими функциями связано с

первобытными представлениями о том, что в ряде предметов может воплощаться

дух болезни. Люди носят талисманы, веря в их таинственную силу. Постепенно

это приобретает характер традиции, когда изначальное значение талисмана

забывается и он превращается в предмет украшения.

Магия - первобытные представления о возможности сверхъестественного

воздействия злых или добрых сил на других людей, домашний скот, жилище и

т.д. В основе веры в магические силы и средства лежит способность

человеческого сознания к ассоциациям, которая позволяет соединять в

мышлении веши, несоединимые в реальности. В результате создается система

связей, вымышленных закономерностей, благодаря которым можно воздействовать

на мир. Субъективные переживания и базирующаяся на них вера в существование

злых и добрых духов были для человека столь же реальны, как и его

окружающий мир. И так же как человек строил свои взаимоотношения с реальным

миром, он пытался их построить и с миром духов.

Магическое знание носит неявный, тайный характер. Результат магических

действий не мог носить общезначимого характера, он был всегда индивидуален

и выполняли магическое действие лишь посвященные в это люди. Поэтому

эффективность магических действий и заклинаний определялась лишь по

результату, то есть, задним числом, а в случае негативного результата

всегда можно было сослаться на невыполнение каких-то магических действий

или просто более сильное противодействие других духов.

Магия как средство практического воздействия на мир связана с

конкретными формами жизнедеятельности людей. Можно выделить хозяйственную,

лечебную (белая), вредоносную (черная) магию. По Дж. Фрезеру магия может

быть подражательной, в этом случае воздействие на реальный объект

осуществляется манипулированием над его образом.

В своей рафинированной, наукообразной форме магия представляет собой

особый раздел оккультизма, выступая как средство связывания мира духовного

и реального через обращение к астральным силам. Несмотря на то что целый

ряд религий не одобряет магию и колдовство, в снятом виде элементы

магических действий и обрядов присутствуют во всех религиях. Огромное

разнообразие религиозных систем не позволяет подробно их изложить в данном

пособии, поэтому мы выборочно расскажем о наиболее крупных из них.

К национально-государственным религиям современного мира относится

множество религиозных систем, которые выросли на национальной почве,

связаны с национальными традициями и древними верованиями, языком.

Объединение людей в рамках таких религий осуществлялось по этническому и

национальному признакам. Поэтому они, как правило, были локализованы в

соответствующих странах.

Иудаизм возникает как религия древних евреев, которые в начале 2-го

тысячелетия поселились в Палестине. Это одна из немногих религий мира,

которая дошла да нас в почти неизменном виде. Иногда ее называют религией

Моисея, по имени вождя еврейских племен.

Данная религия знаменует собой переход от многобожия к единобожию.

Богом выступает Яхве как управитель -всего мира. Основным источником

является наиболее древняя часть Библии - Ветхий Завет, в котором

рассказывается о сотворении мира и грехопадении человека, о всемирном

потопе, о патриархах еврейского народа, об исходе евреев в Палестину и т.д.

После грехопадения /4дама Бог заключает союз с еврейским народом, который в

силу этого становится "богоизбранным". В Ветхом Завете излагаются

нравственные нормы взаимоотношений между людьми. Одним из центральных

моментов иудаизма была идея спасения как результата следования божьей воле

и мысль о приходе Спасителя человечества - мессии, который должен построить

на земле царство божье.

Индуизм - одна из наиболее распространенных форм религии" которая

возникает в- 1-м тысячелетии н.э. как результат соперничества между

брахманизмом и молодыми религиями: буддизмом и джайнизмом. ЛкаЛиизм

представляет собой религии", которая возникла в этот же период и в основе

ценностей которой лежит идея о мире как воплощении зла. Поэтому человек

должен вести аскетический образ жизни, чтобы освободиться от бренности

земного существования. Локализуется в пределах Индии.

В брахманизме центральной идеей является идее* перевоплощения и

переселения души человека в другое тело. Главными богами признаются Вишну и

Шива. Этическая идея данной религии заключалась в том, что поступки,

совершаемые людьми в настоящей жизни, повлияют и на дальнейшие

перевоплощения человека в других жизнях. Брахманизм постепенно

перерождается в религию индуизма. Боги индуизма имеют земное воплощение, а

наиболее известным среди них является Кришна. Это одна из самых

распространенных религий Индии, а последователи Кришны, кришнаиты, имеются

во всех уголках современного мира.

В Древнем Китае наиболее распространенными религиями были даосизм и

конфуцианство. Конфуцианство по многим признакам может считаться религией,

хотя по этому поводу существуют споры" Некоторые исследователи считают

Конфуция только философом. Однако сам факт того, что он исполнял

религиозные обряды, был обожествлен и в честь него император Китая совершал

обряды, позволяет считать конфуцианство формой национальной религии.

Особенность данной религии заключалась в отсутствии касты жрецов и

исполнении религиозных обрядов правительственными чиновниками. Причем

государственная система поддерживала это таким образом, что будущий

чиновник, для того чтобы сдать государственный экзамен на занятие

государственной должности <а это было единственным средством ее получения),

должен был в совершенстве знать классические труды конфуцианства. Важнейшим

культом в этой религии был культ предков, легший в основу системы

ценностей, в центре которой - сыновья почтительность, характеризующая

китайскую культуру и до наших дней.

Даосизм представляет собой более традиционную форму религии, со своими

храмами и книгами, с иерархической прослойкой жрецов. Это была магическая

форма религии, в том смыслит что магические действия и заклинания

составляли ее основу. Ннрошию религии представляют собой более высокий этап

в развитии религиозного сознания, когда религия приобретает наднациональный

характер и в ее рамках могут быть смешаны представители разных народов,

разных культур и языков, находящиеся географически и культурно очень далеко

друг от друга. То есть в качестве основного связующего звена в них

выступает вера и единоверцы представляют собой единое целое, в котором нет

"ни эллина, ни иудея".

Древнейшей мировой религией является буддизм, возникший в V в. до н.э.

Число исповедующих данную религию сегодн" составляет несколько сот

миллионов. По древнейшим преданиям основателем данной религии является

индийский принц Сиддхартха Гаутама, живший в V в. до н.э. и получивший имя

Будда (просвещенный, просветленный). Основой буддизма является нравственное

учение" с помощью которого человек становится совершенным. Первоначально

моральные заповеди буддизма строятся в негативной форме (что характерно для

ранних религий) и носят запрещающий характер: не убивать, не брать чужой

собственности и т.д. Для стремящихся к совершенству эти заповеди

приобретают абсолютный характер. Так, запрещение убийства распространяется

вообще на все живое, запрет на брачные измены доходит до требования полного

целомудрия и т.д.". Следуя учению Будды, человек, пройдя все этапы

совершенствования (медитация, йога), погружается в нирвану - небытие.

Рассчитывать он должен не на богов, а только на самого себя: даже Будда

никого не спасает лично, а лишь указывает путь спасения.

Буддизм разделяется на два течения: 1. Теравада (малая колесница) -

более жесткий вариант буддизма, основанный на строжайшем соблюдении

запретов. Здесь нет понятия бога как существа. 2. Махаяна (большая

колесница) - классический вариант мировой религии, со свойственными ей

атрибутами. Если первая разновидность доступна лишь немногим, избранным, то

вторая рассчитана на обычных людей. В этой разновидности есть бог, в нем

существует также культ множества будд.

В Тибете буддизм развивается как тантризм, в котором выделяется

верховное существо Лдибудда и все будды подразделяются на три категории:

человеческие, созерцательные и бесформенные. Здесь особое значение

придается магии и заклинаниям, посредством которых можно "сократить" путь к

нирване.

Христианство - самая распространенная на сегодняшний день религия, ее

приверженцами являются более миллиарда человек, то есть примерно 20"/.

населения земного шара-* . В центре христианского вероучения -богочеловек

Иисус Христос, проповедовавший своим последователям развернутое вероучение.

Основной книгой является Библия с включением в нее Нового Завете,

излагающего жизнь и страдания Христа, его проповеди и деяния, сказания о

Деяниях святых апостолов и их послания, а также Откровение святого Иоанна

Богослова, в котором рисуется картина Страшного Суда, который ожидает

человечество.

Возникает христианство в Римской империи в период ее кризиса и гибели,

что являлось благодатной почвой для апокалипсических настроений. Из

большого числа сект и течений сложилась единая христианская церковь,

постепенно отошедшая от простоты раннего христианства и создавшая культ,

сопровождаемый сложной системой обрядов. Самые важные культовые обряды -

это крещение и причащение. Во время причащения вкушается хлеб и вино как

символы плоти и крови Христа. Крещение символизирует снятие первородного

греха с человека.

Распад Римской империи привел к распадению христианской церкви на

западную и восточную. На Западе церковь базировалась на огромном авторитете

римского папы, стремившегося к автономии от государственной власти и

фактически создавшего собственную систему государственности. На Востоке,

где имперские структур* * были устойчивее, главы церкви - патриархи, не

имели полной свободы от светской власти.

Усиление власти папы римского и попытки распространения ее на

весь мир привели к расколу, который был оформлен в 1054 г. В основе лежали

следующие доктринальные расхождения : - догмат об' исхождении святого духа.

В римско-католиче-ской церкви признается исхождение духа от бога-отца и

бога-сына; в греко-православной - только от бога-отца; - отказ восточной

церкви от практики • индульгенций - платного освобождения человека от

совершенных им грехов; - католическое учение о чистилище, в который

попадают умершие христиане, могущие затем попасть в рай, в том числе

благодаря молитвам, возносимым за них на земле; -учение о непорочном

зачатии девы Марии в католичестве и обеты безбрачия для священников; -

догмат о непогрешимости папы в делах веры.

Кроме того существовали обрядовые отличия в процедуре крещения,

употребление латинского языка в службе и т.д. В XVI в. в результате мощного

движения Реформации (Лютер, Кальвин) происходит раскол католицизма, и

возникает такая разновидность христианства, как протестантизм. Эта религия

придает меньшее значение обрядам, акцентирует внимание на внутриличност-ных

аспектах духовного общения с Богом, предоставляя верующим большую свободу в

трактовке Библии.

Ислам , как третья мировая религия, возник в VII в., и его основателем

является Мухаммед. Исповедуют эту религию арабоязычные народы, а также

жители Северной Африки и большей части /1зии.| Основной книгой ислама

является Коран, который представляет собой собранные записи изречений и

поучений Мухаммеда. Система догм ислама строится на абсолютной вере в

Аллаха как единственного бога, пророком которого и был Мухаммед.

Признается, что бог посылал людям и других пророков, но Мухаммед выше их.

Обряды связаны с пятикратной ежедневной молитвой, омовением перед ней,

уплатой налога для бедных, ежегодным постом, совершением хотя бы один раз в

жизни паломничества в Мекку.

Таким образом, религия представляет собой один из основных вариантов

существования системы нравственных норм. В ней формулируются абсолютно

истинные нравственные заповеди, которым человек должен следовать в жизни. С

одной стороны, это вроде бы ущемление свободы человека, признание его

"тварью божьей", абсолютно зависимой от высшего существа. С другой стороны,

религия есть консолидирующий фактор общественной жизни, регулирующий

взаимоотношения между людьми, что особо важно для обществ, в которых

человек воспринимает свою свободу как вседозволенность.

Религиозное мышление фокусируется на пограничных жизненных ситуациях,

когда для человека более важным может стать утешение и сострадание, а не

рациональная аргументация, доказывающая, что смерть, к примеру,

естественный и необходимый процесс.

Православие в России. Церковь и русская армия.

Начало утверждению православия в Российском государстве положило

"крещение Руси", осуществленное в 988 г. киевским князем Владимиром. В

первые века своего существования Русская Православная Церковь полностью

зависела в религиозном отношении от Византии и возглавлялась византийскими

митрополитами. Лишь ь 1448 г. она обрела автокефалию, а с 1589 г. стала

возглавляться патриархом Московским и Всея Руси.

С целью укрепления позиций церкви внутри страны и повышения ее

международного престижа Е XVII в. патриархом Никоном бы да проведена

церковная реформа, касавшаяся преимущественно об рядовой стороны

религиозной жизни. Она явилась поводом ддч раскола русской православной

церкви и возникновения направления, известного под названием

"старообрядчества", отвергнувшего церковные нововведения.

Впоследствии в связи с тем что патриаршая власть не поддерживала

реформаторскую деятельность Петра I. управление церковью было

преобразовано, а сама она превращена Е составную часть государственного

аппарата Российской империи. Место патриарха с 1721 г. занял Святейший

Правительственный Синод, возглавлявшийся государственным чиновником - обер-

прокурором. В августе 1917 г. созван первый (после замены патриарха

Синодом) Повсеместный Собор Русской Православной Церкви, который

восстановил патриаршество, избрав главой Русской Православной Церкв Тихона

(Белявина). Церковь и патриарх Тихон не приняли социальных преобразований

1017 года. Патриарх предал Советскую власть анафеме. Развернулось

противостояние Власти и Церкви.

Чтобы сохранить церковь, часть духовенства выступила с идеей

"обновления" православия, предусматривавшей признание Советского

государства, модернизацию всех сторон церковной жизни, Тихон и его

сторонники со временем также перешли на позиции лояльности к Советской

власти. Его преемник митрополит Сергий (Страгородский). Ставший

впоследствии патриархом, закрепил новую ориентацию церкви. В 1948 г.

состоялся Второй Поместный Собор Русской Православной Церкви, завершивший

процесс реорганизации Московской патриархии. Собор избрал патриархом

Московским и всея Руси Алексия (Симанского).

Весьма основательной корректировке подверглись многие положения,

имеющие догматический характер. Признано, например, возможным по-новому

формулировать как сами христианские догматы, так и выводы из них. В

частности, больше не утверждалось, что страдания являются необходимым

условием " достижения "небесного блаженства". Духовенство перестало активно

пропагандировать идею "ухода от мира".

Труд теперь не рассматривался как "наказание господне", не порицался и

социальный, научно-технический и культурный прогресс. Пересмотрено

традиционное толкование ряда положении Библии. Исподволь модернизируется

прагоелаЕныи культ весь традиционный уклад церковной жисни. Третий

Поместный '"обор, проходил в 1971 г. Он ориентировал Гусою/ю Православную

Церковь на дальнейшую модернизацию веекаспектоЕ религиозной идеологии, на

активизацию ее деятельности по укреплению своих позиций и •расширению

контактов с другими христианскими церквами и объединениями. Патриархом был

избран Пимен.

В настоящее время патриархом Московским и Всея Руси является Алексий

II. Первичную ячейку Русской Православной Церкви составляет община

Еер:,тоищ:; (приход). Бостлавляемая исполнительным органом,, состоящим из

мирян. Духовенство, нанимаемое исполнительным органом для удовлетворения

религиозных потребностей прихожан, не имеет права вмешиваться в

административно-хозяйственную деятельность, ограничиваясь совершением

богослужения. Расходы на содержание храма и обслуживающего персонала

оплачиваются за счет добровольных пожертвований верующих, продажи свечей и

других предметов культа, доходов от треб (крещений, отпеваний, венчаний и

т.п. На эти же средства содержится и весь церковный аппарат. Приходы

объединены в округа (благочиния), а последние, в свою очередь, в епархии,

территориально совпадающие с областями, краями, а иногда и республиками.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.