Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)
отсутствующими людьми воспринималось так же, как встреча с живыми, что
закрепилось в особых ритуалах и обрядах.
В то же время боязнь явления умерших душ порождает целую систему
предохранительных обрядов, цель которых - не позволить им являться в виде
призраков. Это можно наблюдать в обряде похорон (особый порядок выноса тела
из дома, положение тела при захоронении, сам факт обязательного
захоронения, поминальные обряды и т.д.).
Привидения являются живым людям в виде призраков, то есть бесплотных
теней. Особенно часто и непрошенно являются призраки тех душ, тела которых
не были погребены согласно обычаю, а также души самоубийц или насильно
убитых. Признаки анимизма в той или иной форме присутствуют во всех
религиях.
Тотемизм - система первобытных представлений, основанная на вере в
сверхъестественное родство между группой людей (родом) и тотемами, которыми
могут выступать виды животных и растений, реже - явления природы и
неодушевленные предметы. Кроме общеродового тотема у первобытных людей, и
прежде всего у вождей и колдунов, были тотемы индивидуальные.
Тотемистические представления лежат в основе всех мифов, волшебных сказок и
входят в качестве особых ритуальных предметов в развитые религии.
Фетишизм - вера в сверхъестественные свойства особых предметов
(фетишей), в качестве которых могло выступать что угодно - от камня
необычной формы, куска дерева или части животного до изображения в виде
статуэтки (идолы). С.Л.Токарев отмечает, что фетишизм, по-видимому,
возникает как форма "индивидуализации религии" и связан с распадом старых
родовых связей. "Отдельная личность, чувствуя себя недостаточно защищенной
родовым коллективом и его покровителями, ищет для себя опоры в мире
таинственных сил'".
Фетиши развиваются в систему талисманов, в качестве которых выступают
статуэтки богов, которые помещались в жилище, или амулетов -предметов для
ношения на теле с различными заклинаниями, которые также выполняли защитные
функции.
Наделение талисмана волшебными излечивающими функциями связано с
первобытными представлениями о том, что в ряде предметов может воплощаться
дух болезни. Люди носят талисманы, веря в их таинственную силу. Постепенно
это приобретает характер традиции, когда изначальное значение талисмана
забывается и он превращается в предмет украшения.
Магия - первобытные представления о возможности сверхъестественного
воздействия злых или добрых сил на других людей, домашний скот, жилище и
т.д. В основе веры в магические силы и средства лежит способность
человеческого сознания к ассоциациям, которая позволяет соединять в
мышлении веши, несоединимые в реальности. В результате создается система
связей, вымышленных закономерностей, благодаря которым можно воздействовать
на мир. Субъективные переживания и базирующаяся на них вера в существование
злых и добрых духов были для человека столь же реальны, как и его
окружающий мир. И так же как человек строил свои взаимоотношения с реальным
миром, он пытался их построить и с миром духов.
Магическое знание носит неявный, тайный характер. Результат магических
действий не мог носить общезначимого характера, он был всегда индивидуален
и выполняли магическое действие лишь посвященные в это люди. Поэтому
эффективность магических действий и заклинаний определялась лишь по
результату, то есть, задним числом, а в случае негативного результата
всегда можно было сослаться на невыполнение каких-то магических действий
или просто более сильное противодействие других духов.
Магия как средство практического воздействия на мир связана с
конкретными формами жизнедеятельности людей. Можно выделить хозяйственную,
лечебную (белая), вредоносную (черная) магию. По Дж. Фрезеру магия может
быть подражательной, в этом случае воздействие на реальный объект
осуществляется манипулированием над его образом.
В своей рафинированной, наукообразной форме магия представляет собой
особый раздел оккультизма, выступая как средство связывания мира духовного
и реального через обращение к астральным силам. Несмотря на то что целый
ряд религий не одобряет магию и колдовство, в снятом виде элементы
магических действий и обрядов присутствуют во всех религиях. Огромное
разнообразие религиозных систем не позволяет подробно их изложить в данном
пособии, поэтому мы выборочно расскажем о наиболее крупных из них.
К национально-государственным религиям современного мира относится
множество религиозных систем, которые выросли на национальной почве,
связаны с национальными традициями и древними верованиями, языком.
Объединение людей в рамках таких религий осуществлялось по этническому и
национальному признакам. Поэтому они, как правило, были локализованы в
соответствующих странах.
Иудаизм возникает как религия древних евреев, которые в начале 2-го
тысячелетия поселились в Палестине. Это одна из немногих религий мира,
которая дошла да нас в почти неизменном виде. Иногда ее называют религией
Моисея, по имени вождя еврейских племен.
Данная религия знаменует собой переход от многобожия к единобожию.
Богом выступает Яхве как управитель -всего мира. Основным источником
является наиболее древняя часть Библии - Ветхий Завет, в котором
рассказывается о сотворении мира и грехопадении человека, о всемирном
потопе, о патриархах еврейского народа, об исходе евреев в Палестину и т.д.
После грехопадения /4дама Бог заключает союз с еврейским народом, который в
силу этого становится "богоизбранным". В Ветхом Завете излагаются
нравственные нормы взаимоотношений между людьми. Одним из центральных
моментов иудаизма была идея спасения как результата следования божьей воле
и мысль о приходе Спасителя человечества - мессии, который должен построить
на земле царство божье.
Индуизм - одна из наиболее распространенных форм религии" которая
возникает в- 1-м тысячелетии н.э. как результат соперничества между
брахманизмом и молодыми религиями: буддизмом и джайнизмом. ЛкаЛиизм
представляет собой религии", которая возникла в этот же период и в основе
ценностей которой лежит идея о мире как воплощении зла. Поэтому человек
должен вести аскетический образ жизни, чтобы освободиться от бренности
земного существования. Локализуется в пределах Индии.
В брахманизме центральной идеей является идее* перевоплощения и
переселения души человека в другое тело. Главными богами признаются Вишну и
Шива. Этическая идея данной религии заключалась в том, что поступки,
совершаемые людьми в настоящей жизни, повлияют и на дальнейшие
перевоплощения человека в других жизнях. Брахманизм постепенно
перерождается в религию индуизма. Боги индуизма имеют земное воплощение, а
наиболее известным среди них является Кришна. Это одна из самых
распространенных религий Индии, а последователи Кришны, кришнаиты, имеются
во всех уголках современного мира.
В Древнем Китае наиболее распространенными религиями были даосизм и
конфуцианство. Конфуцианство по многим признакам может считаться религией,
хотя по этому поводу существуют споры" Некоторые исследователи считают
Конфуция только философом. Однако сам факт того, что он исполнял
религиозные обряды, был обожествлен и в честь него император Китая совершал
обряды, позволяет считать конфуцианство формой национальной религии.
Особенность данной религии заключалась в отсутствии касты жрецов и
исполнении религиозных обрядов правительственными чиновниками. Причем
государственная система поддерживала это таким образом, что будущий
чиновник, для того чтобы сдать государственный экзамен на занятие
государственной должности <а это было единственным средством ее получения),
должен был в совершенстве знать классические труды конфуцианства. Важнейшим
культом в этой религии был культ предков, легший в основу системы
ценностей, в центре которой - сыновья почтительность, характеризующая
китайскую культуру и до наших дней.
Даосизм представляет собой более традиционную форму религии, со своими
храмами и книгами, с иерархической прослойкой жрецов. Это была магическая
форма религии, в том смыслит что магические действия и заклинания
составляли ее основу. Ннрошию религии представляют собой более высокий этап
в развитии религиозного сознания, когда религия приобретает наднациональный
характер и в ее рамках могут быть смешаны представители разных народов,
разных культур и языков, находящиеся географически и культурно очень далеко
друг от друга. То есть в качестве основного связующего звена в них
выступает вера и единоверцы представляют собой единое целое, в котором нет
"ни эллина, ни иудея".
Древнейшей мировой религией является буддизм, возникший в V в. до н.э.
Число исповедующих данную религию сегодн" составляет несколько сот
миллионов. По древнейшим преданиям основателем данной религии является
индийский принц Сиддхартха Гаутама, живший в V в. до н.э. и получивший имя
Будда (просвещенный, просветленный). Основой буддизма является нравственное
учение" с помощью которого человек становится совершенным. Первоначально
моральные заповеди буддизма строятся в негативной форме (что характерно для
ранних религий) и носят запрещающий характер: не убивать, не брать чужой
собственности и т.д. Для стремящихся к совершенству эти заповеди
приобретают абсолютный характер. Так, запрещение убийства распространяется
вообще на все живое, запрет на брачные измены доходит до требования полного
целомудрия и т.д.". Следуя учению Будды, человек, пройдя все этапы
совершенствования (медитация, йога), погружается в нирвану - небытие.
Рассчитывать он должен не на богов, а только на самого себя: даже Будда
никого не спасает лично, а лишь указывает путь спасения.
Буддизм разделяется на два течения: 1. Теравада (малая колесница) -
более жесткий вариант буддизма, основанный на строжайшем соблюдении
запретов. Здесь нет понятия бога как существа. 2. Махаяна (большая
колесница) - классический вариант мировой религии, со свойственными ей
атрибутами. Если первая разновидность доступна лишь немногим, избранным, то
вторая рассчитана на обычных людей. В этой разновидности есть бог, в нем
существует также культ множества будд.
В Тибете буддизм развивается как тантризм, в котором выделяется
верховное существо Лдибудда и все будды подразделяются на три категории:
человеческие, созерцательные и бесформенные. Здесь особое значение
придается магии и заклинаниям, посредством которых можно "сократить" путь к
нирване.
Христианство - самая распространенная на сегодняшний день религия, ее
приверженцами являются более миллиарда человек, то есть примерно 20"/.
населения земного шара-* . В центре христианского вероучения -богочеловек
Иисус Христос, проповедовавший своим последователям развернутое вероучение.
Основной книгой является Библия с включением в нее Нового Завете,
излагающего жизнь и страдания Христа, его проповеди и деяния, сказания о
Деяниях святых апостолов и их послания, а также Откровение святого Иоанна
Богослова, в котором рисуется картина Страшного Суда, который ожидает
человечество.
Возникает христианство в Римской империи в период ее кризиса и гибели,
что являлось благодатной почвой для апокалипсических настроений. Из
большого числа сект и течений сложилась единая христианская церковь,
постепенно отошедшая от простоты раннего христианства и создавшая культ,
сопровождаемый сложной системой обрядов. Самые важные культовые обряды -
это крещение и причащение. Во время причащения вкушается хлеб и вино как
символы плоти и крови Христа. Крещение символизирует снятие первородного
греха с человека.
Распад Римской империи привел к распадению христианской церкви на
западную и восточную. На Западе церковь базировалась на огромном авторитете
римского папы, стремившегося к автономии от государственной власти и
фактически создавшего собственную систему государственности. На Востоке,
где имперские структур* * были устойчивее, главы церкви - патриархи, не
имели полной свободы от светской власти.
Усиление власти папы римского и попытки распространения ее на
весь мир привели к расколу, который был оформлен в 1054 г. В основе лежали
следующие доктринальные расхождения : - догмат об' исхождении святого духа.
В римско-католиче-ской церкви признается исхождение духа от бога-отца и
бога-сына; в греко-православной - только от бога-отца; - отказ восточной
церкви от практики • индульгенций - платного освобождения человека от
совершенных им грехов; - католическое учение о чистилище, в который
попадают умершие христиане, могущие затем попасть в рай, в том числе
благодаря молитвам, возносимым за них на земле; -учение о непорочном
зачатии девы Марии в католичестве и обеты безбрачия для священников; -
догмат о непогрешимости папы в делах веры.
Кроме того существовали обрядовые отличия в процедуре крещения,
употребление латинского языка в службе и т.д. В XVI в. в результате мощного
движения Реформации (Лютер, Кальвин) происходит раскол католицизма, и
возникает такая разновидность христианства, как протестантизм. Эта религия
придает меньшее значение обрядам, акцентирует внимание на внутриличност-ных
аспектах духовного общения с Богом, предоставляя верующим большую свободу в
трактовке Библии.
Ислам , как третья мировая религия, возник в VII в., и его основателем
является Мухаммед. Исповедуют эту религию арабоязычные народы, а также
жители Северной Африки и большей части /1зии.| Основной книгой ислама
является Коран, который представляет собой собранные записи изречений и
поучений Мухаммеда. Система догм ислама строится на абсолютной вере в
Аллаха как единственного бога, пророком которого и был Мухаммед.
Признается, что бог посылал людям и других пророков, но Мухаммед выше их.
Обряды связаны с пятикратной ежедневной молитвой, омовением перед ней,
уплатой налога для бедных, ежегодным постом, совершением хотя бы один раз в
жизни паломничества в Мекку.
Таким образом, религия представляет собой один из основных вариантов
существования системы нравственных норм. В ней формулируются абсолютно
истинные нравственные заповеди, которым человек должен следовать в жизни. С
одной стороны, это вроде бы ущемление свободы человека, признание его
"тварью божьей", абсолютно зависимой от высшего существа. С другой стороны,
религия есть консолидирующий фактор общественной жизни, регулирующий
взаимоотношения между людьми, что особо важно для обществ, в которых
человек воспринимает свою свободу как вседозволенность.
Религиозное мышление фокусируется на пограничных жизненных ситуациях,
когда для человека более важным может стать утешение и сострадание, а не
рациональная аргументация, доказывающая, что смерть, к примеру,
естественный и необходимый процесс.
Православие в России. Церковь и русская армия.
Начало утверждению православия в Российском государстве положило
"крещение Руси", осуществленное в 988 г. киевским князем Владимиром. В
первые века своего существования Русская Православная Церковь полностью
зависела в религиозном отношении от Византии и возглавлялась византийскими
митрополитами. Лишь ь 1448 г. она обрела автокефалию, а с 1589 г. стала
возглавляться патриархом Московским и Всея Руси.
С целью укрепления позиций церкви внутри страны и повышения ее
международного престижа Е XVII в. патриархом Никоном бы да проведена
церковная реформа, касавшаяся преимущественно об рядовой стороны
религиозной жизни. Она явилась поводом ддч раскола русской православной
церкви и возникновения направления, известного под названием
"старообрядчества", отвергнувшего церковные нововведения.
Впоследствии в связи с тем что патриаршая власть не поддерживала
реформаторскую деятельность Петра I. управление церковью было
преобразовано, а сама она превращена Е составную часть государственного
аппарата Российской империи. Место патриарха с 1721 г. занял Святейший
Правительственный Синод, возглавлявшийся государственным чиновником - обер-
прокурором. В августе 1917 г. созван первый (после замены патриарха
Синодом) Повсеместный Собор Русской Православной Церкви, который
восстановил патриаршество, избрав главой Русской Православной Церкв Тихона
(Белявина). Церковь и патриарх Тихон не приняли социальных преобразований
1017 года. Патриарх предал Советскую власть анафеме. Развернулось
противостояние Власти и Церкви.
Чтобы сохранить церковь, часть духовенства выступила с идеей
"обновления" православия, предусматривавшей признание Советского
государства, модернизацию всех сторон церковной жизни, Тихон и его
сторонники со временем также перешли на позиции лояльности к Советской
власти. Его преемник митрополит Сергий (Страгородский). Ставший
впоследствии патриархом, закрепил новую ориентацию церкви. В 1948 г.
состоялся Второй Поместный Собор Русской Православной Церкви, завершивший
процесс реорганизации Московской патриархии. Собор избрал патриархом
Московским и всея Руси Алексия (Симанского).
Весьма основательной корректировке подверглись многие положения,
имеющие догматический характер. Признано, например, возможным по-новому
формулировать как сами христианские догматы, так и выводы из них. В
частности, больше не утверждалось, что страдания являются необходимым
условием " достижения "небесного блаженства". Духовенство перестало активно
пропагандировать идею "ухода от мира".
Труд теперь не рассматривался как "наказание господне", не порицался и
социальный, научно-технический и культурный прогресс. Пересмотрено
традиционное толкование ряда положении Библии. Исподволь модернизируется
прагоелаЕныи культ весь традиционный уклад церковной жисни. Третий
Поместный '"обор, проходил в 1971 г. Он ориентировал Гусою/ю Православную
Церковь на дальнейшую модернизацию веекаспектоЕ религиозной идеологии, на
активизацию ее деятельности по укреплению своих позиций и •расширению
контактов с другими христианскими церквами и объединениями. Патриархом был
избран Пимен.
В настоящее время патриархом Московским и Всея Руси является Алексий
II. Первичную ячейку Русской Православной Церкви составляет община
Еер:,тоищ:; (приход). Бостлавляемая исполнительным органом,, состоящим из
мирян. Духовенство, нанимаемое исполнительным органом для удовлетворения
религиозных потребностей прихожан, не имеет права вмешиваться в
административно-хозяйственную деятельность, ограничиваясь совершением
богослужения. Расходы на содержание храма и обслуживающего персонала
оплачиваются за счет добровольных пожертвований верующих, продажи свечей и
других предметов культа, доходов от треб (крещений, отпеваний, венчаний и
т.п. На эти же средства содержится и весь церковный аппарат. Приходы
объединены в округа (благочиния), а последние, в свою очередь, в епархии,
территориально совпадающие с областями, краями, а иногда и республиками.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51
|