рефераты скачать

МЕНЮ


Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

определенным действиям, их стремления и даже инстинкты, а также ценностные

ориентации, цели и др. В конечном счете, осознавая те или иные

экономические явления и процессы, человек принимает или не принимает их, а

то и приспосабливается к ним.

Психологическим факторам экономической жизни общества многие мыслители

придавали большое значение. Так, немецкий экономист Густав фон Шмоллер

(1838-1917) указывал на большую роль инстинкта конкуренции в развитии

экономики, а американский экономист Торстейн Веблен (1857-1929) подчеркивал

значение в этом инстинктов мастерства и стяжательства. Немецкий философ и

экономист Вернер Зомбарт (1863-1941) развивал учение о "хозяйственном

духе". Его соотечественник уже знакомый нам Макс Вебер показал влияние

религиозного сознания, в том числе религиозной психологии сторонников

протестантизма, на развитие капиталистической экономики. О психологических

основах экономических отношений писал французский философ и психолог

Габриель Тард (1843-1904). На психологические факторы экономической жизни

обращали внимание многие русские мыслители, в т.ч. Евгений Валентинович

Роберти (1843-1915), Николай Иванович Кареев (1850-1931), Николай

Михайлович Коркунов (1853-1904), Петр Бернгардович Струве (1870-1944),

Михаил Иванович Туган-Барановский (1865-1919), уроженец Ливен Сергей

Николаевич Булгаков (1871-1944) и др.

Многие современные авторы в своих работах указывают на такие

характеристики экономической жизни общества, как психологические мотивы

деятельности людей, их психологическая готовность к экономическому риску.

Разрабатываются проблемы психологии принятия решений, предпринимательской

деятельности, экономического накопления и потребления и т.д. Издаются книги

"Психология и экономическая жизнь", "Психология в бизнесе" и т.п. Все это

свидетельствует о том, что экономическая психология людей выступает как

важное проявление их экономического сознания.

Такова структура экономического сознания людей, которая воспроизводит

содержание и структуру их экономической деятельности и экономических

отношений. Все указанные выше элементы экономического сознания

взаимодействуют между собой, образуя некое целостное явление. Значение его

постоянно возрастает, ибо существует необходимость сознательного

воздействия людей на различные экономические явления и процессы.

Сознательное воздействие на экономические процессы есть проявление

РАЦИОНАЛЬНОСТИ, интеллектуального начала в экономической жизни общества. В

наше время растет роль НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ, то есть разумного

воздействия на экономические процессы. Разумеется, это не означает

игнорирования психологических факторов.

В рациональном воздействии на экономические процессы большую роль может

играть государство, возможности которого определяются наличием

соответствующих рычагов власти. Речь идет не о детальной регламентации

экономической жизни общества с его стороны, а прежде всего о создании

необходимых условий для успешного развития общественного производства. К

этим условиям следует отнести: внедрение в производство результатов

современного научно-технического прогресса; создание необходимых пропорций

между отраслями экономики, в т.ч. путем ее структурной перестройки;

выделение приоритетных направлений экономического развития; осуществление

эффективной налоговой политики; совершенствование финансовых механизмов

функционирования экономики и т.д.

Созданию этих условий может способствовать, в частности, государственная

научно-техническая, инвестиционная и финансовая политика. Такой опыт есть.

В целом ряде капиталистических стран, в т.ч. в США, с успехом применялось

учение Джона Кейнса о государственном регулировании экономики. Его

сторонников немало в других государствах. На этом поприще может проявить

себя и Россия.

Эволюция экономической жизни общества не исключает возможности

структурной перестройки экономики, коренных изменений в области отношений

собственности на средства производства, денежной и финансовой системы и др.

реформ в той или иной стране. При этом реформаторам важно осознавать то,

что в развитии экономики работает на перспективу, понимать текущие и

долговременные интересы различных социальных групп общества, а также

ближайшие и отдаленные последствия предпринимаемых действий. В этом деле

одинаково вредны как консерватизм, т.е. стремление сохранить устаревшие

формы экономических отношений, так и бездумный радикализм - стремление

уничтожить все старое ради построения нового.

Необходим учет всех объективных и субъективных условий развития

общества, их глубокий анализ с тем, чтобы в ходе реформирования устранить

действительно устаревшее и по-новому организовать производство, всю

экономическую жизнь в интересах большинства людей и общества в целом.

77. Формирование и основные периоды развития русской философской мысли.

Особенности и периодизация русской философии.

Развитие мировой философии представляет собой единый процесс,

закономерности которого определяются ходом истории и связаны с выявлением

все новых и новых проблем, требующих философского осмысления. История

философии в этом смысле также обладает существенной неоднородностью. Отсюда

- необходимость определения специфических черт той или иной национальной

философской школы. Особое значение эта проблема имеет для России, потому

что ее историческое и культурное развитие всегда отличалось существенной

непредсказуемостью, не укладывалось в традиционные схемы и образцы: очень

часто долгие периоды упадка и застоя в ее истории сменялись периодами

экономического, политического и культурного расцвета. Это, безусловно,

отражалось и на развитии философии.

Однако с чего начать определение этих особенностей? Начать, очевидно,

следует с ответа на вопрос о том, как русская философия соотносится с

западной и восточной традициями внутри мировой философии. Общий ответ в

данном случае очевиден: русская философия, безусловно, вписывается в

западную философскую традицию, и все ее развитие связано с активным

усвоением и переработкой западной философии (что, конечно не исключает

взаимовлияния, взаимообогащения). Восточная философия гораздо меньше, чем

западная, непосредственно воздействовала на русскую мысль. Ее влияние в

основном сводилось к эпизодическому заимствованию отдельных идей. Наиболее

охотно русские философы воспринимали предельный мистицизм некоторых

восточных систем, но для них совершенно неприемлемым было отрицание

значимости личного начала в человеке, его индивидуальности. Только в начале

XX в. увлечение восточной культурой сопровождалось формированием

философских концепций, всецело ориентированных на восточные мистические

системы (Е. Блаватская, Н. Рерих).

Этот общий ответ нас не может удовлетворить. Чтобы понять самое главное,

мы должны сделать второй шаг: установить серьезные, глубокие различия между

традициями западного и русского философствования. Он-то и позволит нам в

общем виде сформулировать основные характерные признаки нашей национальной

философии:

1. Первой и главной особенностью русской философии является

ПРЕИМУЩЕСТВЕННО РЕЛИГИОЗНЫЙ, А ПОДЧАС РЕЛИГИОЗНО-МИСТИЧЕСКИЙ, РЕЛИГИОЗНО-

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ЕЕ ХАРАКТЕР, т.е. ДЛИТЕЛЬНОЕ ГОСПОДСТВО В НЕЙ РЕЛИГИОЗНЫХ

ФОРМ СОЗНАНИЯ, ПОСТОЯННЫЙ ПОИСК СМЫСЛА И ЗНАЧЕНИЯ ХРИСТИАНСКИХ ИДЕЙ ДЛЯ

ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И КУЛЬТУРЫ. Этому способствовал ряд причин:

Во-первых, ориентация на западную культуру решительно определилась

только с принятием Русью христианства. Поэтому русская философия, в отличие

от западноевропейской, не имела дохристианского периода и, следовательно,

не могла опереться на культурное наследие античности. Не успев сложиться в

языческих формах, она сразу же оказалась в плену богословия.

Во-вторых, христианство на Русь пришло из Византии в его восточном

варианте, в форме православия. В этом акте проявилось стремление сохранить

определенную дистанцию в отношении культурной и религиозной традиций,

характерных для западной Европы. Не следует забывать и о том, что в течение

нескольких столетий Россию от западноевропейских стран отгораживала

религиозная нетерпимость между западной и восточной церквами. Углублению

разносторонних связей с Западом мешали также почти 300-летнее татаро-

монгольское иго, его негативные последствия.

В результате русская мысль вплоть до XVII в. развивалась замкнуто, если

не считать архаического влияния афонских ( от Афона - "Святой горы" на с.-

в. Греции, центра православного монашества) монахов. Даже богословская

схоластика в российские духовные учебные заведения проникла только в XVII

в., когда Запад уже располагал полнокровными философскими системами. В

России, в отличие от передовых европейских стран, возникновение светской

культуры, естествознания и философии, свободной от религии, запоздало на

200-300 лет. Однако религиозные формы сознания давали о себе знать и в

последующее за XI-XVII вв. время, во всяком случае на протяжении всего

XVIII в.

В-третьих, достаточно позднее внедрение православия на Руси и необычный

способ его принятия ("сверху") препятствовали однозначному господству

христианских идей. В процессе усвоения они причудливо соединились с глубоко

укоренившимися и самобытными языческими верованиями древних славян, те есть

существенно модифицировались (это особенно характерно было для

неподконтрольных церкви сфер культуры, православие исключало существование

других воззрений).

2. Вторая характерная черта русской философии: ПРЕДЕЛЬНЫЙ ДУАЛИЗМ,

АНТИНОМИЗМ (антиномия - противоречие между двумя взаимоисключающими

положениями, одинаково убедительно доказуемыми логическим путем) В

ПОНИМАНИИ МИРА, ЧЕЛОВЕКА И ИСТОРИИ как следствие непреодоленного до конца

противостояния языческих и христианских истоков русской культуры. Древнее

языческое восхищение природой, привязанность к текучему материальному бытию

соединились с христианским ощущением реальности иного, высшего мира, с

желанием немедленного и непосредственного единения с ним. Видимо, этим

объясняются противоположные устремления в русском духовном характере:

любование природным миром, предельно чуткое отношение к нему и одновременно

"прозрение" высшей, божественной реальности, определяющей подлинное в

человеке и его жизни.

Нечто подобное наблюдалось и в понимании человека. Русский человек, с

одной стороны, непосредственно принадлежит временному, материальному бытию,

с другой, столь же непосредственно, интимно связан с Богом, т.е. укоренен в

вечном, духовном бытии.

Эта же черта характеризует и восприятие истории в русской философии.

История в ней осознается не только в ее эмпирическом, зримом воплощении как

процесс всестороннего общественного развития, но и в ее мистическом,

божественном измерении как реализация некоего божественного замысла.

Причем, осознание противоречий, укорененных в мире, человеке и истории,

не приводит к их разрешению или хотя бы к сглаживанию, а только более остро

выявляет трагизм человеческого существования. Противоречие в русской

философии, следовательно, воспринимается как абсолютное, не способное к

гармоническому разрешению, "снятию". Такова особенность ее диалектики.

3. В качестве третьей отличительной черты русской философии необходимо

отметить СПЕЦИФИКУ САМОГО СТИЛЯ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ. в западной философии с

XVII в. господствующим стал чисто рационалистический, "научный" метод

изложения, достигший апофеоза у представителей немецкой классической

философии. В русской философии рационалистический метод никогда не был

основным, более того, для многих мыслителей он представлялся ложным, не

дающим возможности дойти до сути главных философских проблем. В ней, в

соответствии с русским духовным характером, ведущим оказался эмоционально-

образный, художественный стиль философствования, отдающий предпочтение

ярким художественным образам и аналогиям, интуитивным прозрениям, а не

строгим логическим рассуждениям. Даже у тех крупных русских философов,

которые вполне укладывались в классическую рационалистическую традицию,

логичность и рациональная последовательность всегда естественно сочеталась

с художественной образностью и апелляцией к интуиции, выходящей за пределы

возможного для рационального мышления. Это особенно характерно для В. С.

Соловьева и его философских наследников - Н.Бердяева, С.Франка, И. Ильина,

П. Флоренского и др.

4. Из третьей вытекает еще одна, четвертая, особенность русской

философии: она являлась ФИЛОСОФИЕЙ ЖИЗНИ в полном смысле этого слова.

Философия, отрешенная от жизни и замкнутая в умозрительных конструкциях, в

России не могла рассчитывать на успех. Поэтому именно в России - раньше,

чем где бы то ни было, - она сознательно подчинялась решению встававших

перед обществом насущных задач. Конечно, наклонности к умозрительным

спекуляциям, общефилософским проблемам имели место, но далеко не в таком

виде и не в таком масштабе, как это было, например, в Германии. Ей больше

присуща некая социальность: общинное сознание, соборность, софийность

("слово-мудрость-дело", что предполагает постановку вполне земных,

человеческих вопросов).

5. В XVIII-XIX вв. Россия из-за ее отсталости сохраняла феодальные

отношения и самодержавный деспотизм, тогда как многие страны Европы

установили буржуазные порядки, а некоторые из них - республиканский строй.

Затянувшееся господство крепостничества и самодержавия вызвало к жизни

ОСОБЫЕ ФОРМЫ ИДЕОЛОГИИ, либо незнакомые другим государствам, либо не

получившие в них подобного развития: идеология дворянских революционеров,

революционный крестьянский демократизм, включая народничество,

славянофильство и западничество, толстовство.

6. Сопоставление условий русской жизни с жизнью передовых европейских

стран неизбежно породило в нашей философии одну из самых острых проблем

общественной мысли - ПРОБЛЕМУ РОССИИ И ЗАПАДА. Она, начиная с конца XVIII

в., не сходила со страниц русской печати и волновала умы людей,

принадлежавших к самым различным направлениям. Наиболее полно, философски и

историко-фактологически, эту тему обосновал Н. А. Бердяев в своем

знаменитом труде "Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и

начала XX века".

Русская философия самобытна, достаточно оригинальна, плюралистична и

актуальна. С XI по XX вв. в ней можно выделить ряд периодов, в рамках

которых она характеризовалась определенной устойчивостью, известным

единообразием:

1. Становление русской философии, постепенное накопление материала для

превращения ее в самостоятельную науку. (XI-XVII вв.). Первые опыты ее

восходят к древнейшей эпохе и связаны о христианизацией Руси, с

обоснованием необходимости включения "русской земли" в общемировой процесс

торжества божественного "света" (т.е. Христа, называемого "благодатью" и

"истиной") над "тьмой" язычества. Дальше русская философская мысль

развивалась в русле нравственно-практических наставлений и обоснования

особой роли православной Руси в становлении мировой цивилизации (учение

монаха псковского Елизарова монастыря Филофея о "Москве-третьем Риме").

2. Обособление философии от религии и утверждение ее как теоретической

науки (XVIII в.), благодаря научным достижениям М. В. Ломоносова (1711-

1765), основателя материалистической традиции в русской философии, и

своеобразному философскому дарованию Г. В. Сковороды (1722-1794). Не

случайно в 1755 году открылся Московский университет, где началось светское

преподавание философии, она отделилась от религии.

3. фундаментальная разработка проблем методологии научного и социального

преобразования России (с XIX в.). Именно в этот период со всей остротой был

поставлен вопрос о "настоящей сути народной" (Ф. М. Достоевский), о русском

национальном идеале. Своего пика попытка его решения достигла в

славянофильстве, которое "организовалось" под влиянием историософии П. Я.

Чаадаева (1794-1856) и породило сперва религиозное реформаторство, а

последнее, в свою очередь, - русское богоискательство, или "духовный

ренессанс", конца XIX - начала XX вв.

В конце XIX - начале XX" вв. критика исторического христианства, и без

того обветшавшего в служении деспотической власти, уже мало кого

удовлетворяла. Требовалось новое откровение о человеке, новое религиозное

сознание.

В. С. Соловьев - основоположник нового религиозного сознания.

Основоположником нового религиозного сознания стал крупнейший русский

философ Владимир Сергеевич СОЛОВЬЕВ. Его ставили в один ряд с Аврелием

Августином, Ф. Шеллингом, сопоставляли с А. Шопенгауэром, Ф. Ницше. Он и в

самом деле не вписывался в какое-то одно течение или направление,

синтезируя самые разнородные тенденции мировой философии.

Соловьев попытался создать целостную мировоззренческую систему, которая

на основе христианства воедино связала бы запросы религиозной и социальной

жизни человека. Причем, в отличие от некоторых своих предшественников и

последователей, под христианством он подразумевал не какую-то одну из его

конфессий, а их объединение, и его учение характеризуется

межконфессиональностью.

Центральная идея философии Соловьева - ИДЕЯ ВСЕЕДИНСТВА. Онтологической

основой его выступает божественная Троица (Отец, Сын и Дух Святой) в ее

связи со всеми божественными творениями и главное - с человеком. Основной

принцип всеединства - "Все едино в Боге". Всеединство - это прежде всего

единство творца и творения. Бог у Соловьева не уподобляется человеку, а

предстает как "космический разум", как "сверхличное существо", как "особая

организующая сила".

"Космический разум", по мнению философа, состоит из множества

элементарных сущностей, которые лежат в основе всякого явления или предмета

и называются атомами. Атомы своими движениями и колебаниями образуют

реальный мир. Сами атомы Соловьев трактует как особые истечения Божества,

"живые элементарные существа" или ИДЕИ, каждая из которых обладает

определенной силой.

Непосредственным же субъектом всех изменений у русского мыслителя

выступает МИРОВАЯ ДУША, которая обладает особой энергией, одухотворяющей

все существующее. Однако действует она не самостоятельно, ей нужен

божественный импульс. Таким импульсом, данным мировой душе от Бога,

является ИДЕЯ ВСЕЕДИНСТВА как определяющая форма всей ее деятельности.

Эта вечная божественная идея в системе Соловьева получила название СОФИИ

(греч, софия - мастерство, знание, мудрость) - МУДРОСТИ. В ней София -

ключевое понятие. Поэтому учение русского мыслителя носит также название

СОФИОЛОГИИ. В нем мировую душу-Софию он рассматривал как связующее звено

между творцом и творением, которое придает общность Богу, миру и

человечеству.

Механизм сближения Бога, мира и человечества Соловьев раскрывает через

концепцию БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВА, реальным и совершенным воплощением которого

выступает Иисус Христос, соединяющий в себе два начала - божественное и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.