Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)
философии. Это вызвано тем, что культ разума был оппозицией не только
существовавших до этого времени позиций, но и неразумному феодальному
обществу. В этот период было дано толкование обществу и человеку.
Рационализм, господствующий до середины 19 века, придал философии
целесообразность как духовному явлению. Философия 20 века зафиксировала в
человеческом духе сознательные и бессознательные процессы (инстинкты,
интуиция, воля, эмоции). Безусловно классическая философия тоже обращалась
к интуиции, но превыше всего ценилось то, что было подконтрольно разуму и,
что было способно принимать рациональную, т.е. сознательную форму.
Философия 20 века больше внимания стала уделять ценности и спонтанности
человеческого духовного опыта, специфике и значению его нерациональных
элементов. В связи с этим был изменен акцент в определении рационального
или иррационального, как в духовном опыте так и в психике человека. Хотя
еще Кант впервые отдал предпочтение практическому разуму, когда исследовал
проблемы нравственности и права человека, он разделил его сущность.
Практический разум у Канта стоял выше перед теоретическим, который
занимался проблемами гносеологии. Усиление внимания философов к
иррационализму связано и с поворотом науки к проблемам определения путей
развития цивилизации и в связи с этим человеческим проблемам.
Прогресс науки и техники породил философствование и их антигуманизм.
Неприязненное отношение к науке связано с тем, что научно-техническая
философия породила ряд злободневных социальных проблем.
Попытка более целостных, чем в классической философии, понимания
человека, его сознания и духа, привела к возникновению “философии жизни”,
отвергшее механистическое объяснение явлений и процессов. Начало новому
типу философствования “философия жизни” преодолевал точки зрения разума,
положил Шопенгауэр в труде “Мир как воля и представление”.
Иногда его философию жизни называют философией воли. Все, что
существует Шопенгауэр понимает как волю, волю к жизни. Воля имеет
универсально космический образ, а каждая сила в природе объединяется как
воля. Отсюда всякая телесность - это объективность воли.
Инстинкты и порывы животных - это тоже действие воли. Человек, как
таковой, суть, проявление воли, поэтому его природа иррациональна, ибо
разум по отношению к воле вторичен, воля безусловна, именно в ней лежат
истоки всего остального.
Вывод: Мир - это воля, его проявление - это ее манифестация, все
приковано к ней и тем самым воля субстанция, абсолют. Вследствие чего
идеалистический рационализм с его различными представлениями о разуме
уступил место воле, которая по сути своей является иррациональной.
В отличии от Шопенгауэра Ницше в своих работах “Происхождение трагедии
из духа музыки” так говорил Заратустра, Бергсон “Введение в метафизику”,
“Творческая эволюция” разработали теоретические основы философии жизни.
Ницше противопоставляет жизненное искусство символизированное образом
Диониса интеллектуальному искусству Аполлона, ведущему к разложению и
деградации жизни в теории.
Искусство Шопенгауэр и Ницше повторяет как проявление воли. Но в
отличии от Шопенгауэра Ницше волю толкует как “волю к власти” - это
центральная идея и центральное понятие философии Ницше. Жизнь по Ницше
представляет собой специфическую волю, аккумулирующие силы, она стремиться
к max чувства власти, и это в равной степени относится как к живому, так и
к неживому миру. Т.о. Ницше антологизировал, т.е. внедрил в само бытие
иррациональную человеческую способность, т.е. волю. Такое внедрение Ницше
потребовалось:
для борьбы с бездуховностью и аморализмом современной ему жизни
для философского обоснования сверх человека как субъекта новой морали,
основанной на врожденном благородстве, аристократичности и врожденном
здоровье.
Человек должен быть ближе к природе и поэтому необходимо воспитать
сильных личностей, способных повести за собой людей. И смыслом каждого
человека должно быть - “Живи опасно”. Понятие жизнь у Ницше заменено
понятие бытие. Ибо в первом был вложен смысл движения и становления, во
втором статическое состояние. Ницше писал: “Нет бытия есть только
становление”. Он выступал против того, чтобы положить в основу понятия
становления первооснову, которая могла бы быть устойчивой. Жизнь у Ницше
это: с одной стороны - человеческая жизнь и основы бытия, с другой стороны
определенные отношения человека к основе бытия. Он утверждал, что каждый
человек чувствует, осознает и познает ее на основе переживания,
сопереживания, интуиции, веры и любви. В отличии от Шопенгауэра Ницше
придал понятию воля, социально-нравственный оттенок. И выбранная им
категория центр его концепции “воля к власти. Наиболее значимый критерий
любого типа поведения и любого общественного явления. По Ницше хорошо все
то, что укрепляет сознание власти, плохо, что вытекает из слабости.
Вывод Ницше: рациональная деятельность не способствует повышению воли к
власти, ибо преобладание интеллекта парализует волю к власти, подменяя
деятельность рассуждениями. Именно это легло в основу отрицания Ницше
христианской морали, которая проповедуя любовь к ближнему подрывает волю к
власти. Воля к власти рассматривается им как основа права сильного. Это
превыше всех моральных, религиозных и их нормативных установок. Таким
правом должен воспользоваться человек во всех сферах своей жизни.
Аналогичным образом Ницше оценивает демократию, где масса составляет
оппозицию власти. Из права сильного воля к власти выведены все основания
морали Ницше. Он считал, что понятия добра и зла, которые существуют в
иудео-христианской морали, которая препятствует полному самовыражению
человека и он предлагал произвести переоценку ценностей и упразднить
результаты “восстания рабов” в морали и возродить мораль господ.
Субъект морали господ сверх человек, “белокурая бестия”. Наряду с
генетической характеристикой человека, как сверх человека и именно арийской
расы с определенным нордическим типом, Ницше проповедовал двойную мораль.
По отношению к ближнему забота и внимание; по отношению к дальнему, чужим -
необузданность зверя, в основе должен лежать инстинкт. Познание по Ницше
работает как орудие власти, поэтому истина:
- не должна простираться далее того, что нужно для осуществления воли;
- она должна быть направлена не на познание мира, а на овладение им;
- и цель познания может быть понята, как полезное заблуждение.
Ницше отрицал различие жизни и познания, теории и практики. В основе не
различности по его мнению лежат инстинкты “чистых теоретиков” и не более
того. Познание в таком случае слепая игра инстинктов и субъективных
желаний, и осуществление не воли к истине, а воли к власти.
Истину он призывал доказывать чувством повышенной власти и выгодой.
Если все предыдущие умозаключения Ницше можно оспаривать, то сводить истину
к чувству не правомерно. Ницше был против господства массового сознания
мелкой буржуазии, его сверх человек совершенен, с высокими
интеллектуальными качествами.
Заратустра - это своеобразный мост между “навозом” и сверх человеком.
Сверх людей он отождествляет с богами, они заняли в философии Ницше
место бога.
Бергсон - французский иррационалист, основную цель в философии видел в
“преодолении точки познания разума”.Он отвергал рациональные пути познания
жизни и стремился обосновать иной, интуитивный способ ее постижения.
Пре6дпосылка его философии как и всей “философии жизни” отождествление ее с
переживаниями. Наиболее достоверным и неоспоримым фактом он считал наше
существование, которое проявляется в непрерывной смене ощущений, эмоций,
желаний, т.е. в изменении нашей психики.
Его философия жизни - это жизнь переживаний. Этот поток переживаний
образуют по нему подлинную реальность и поэтому составляет предмет
философии. В отличии от традиционного иррационализма, который превращает
сознание в самостоятельную сущность и выделяет в нем рациональное,
познавательные моменты, иррационализм Бергсона строится на той стороне
познания, которая никоем образом не связана с познавательной деятельностью.
Сознание в таком случае не соединяет человека с миром, а оставляет его в
кругу представлений субъективного содержания, имеющего лишь психологическое
значение. Это состояние индивидуального сознания Бергсон считает
сущностным содержанием бытия. Постоянно изменяющееся оно выносится за
пределы индивидуального сознания, проецируется во вне, в результате чего
приобретает вселенское значение. Изменчивость не свойство сознания, ни
черта бытия и действительности, а сама действительность как таковая.
Бергсон делает вывод: изменчивость субстанция вещей, это поток
сознания, но именно он является первоосновой действительности. Две
способности сознания соответствующие двум возможным отношения к внешнему
миру (созерцательному - пассивному, активному - действенному). Интуитивное
т.о. он связывает с созерцательной стороной, а интеллект с действенной
стороной. Две способности сознания обеспечивают две стороны изменчивости:
1). Материальную - где существует механическое передвижение твердых
тел, они образуют материю, где господствует механический детерминизм и где
невозможно быть новому.
2). Духовная - это духовная жизнь, где идет непрерывный процесс
возникновения нового в сознании.
Т.о. материальное есть предмет позиции интеллекта, понятия - тени тел,
знаки, символы, но не образцы.
Логика - это совокупность правил, которым нужно следовать при работе с
символами, изменчивость неподвластна интеллекту, жизнь постигается
интуицией, но если у Декарта интуиция была основой всего рационального, то
у Бергсона интуиция некая таинственная рациональность и одновременно
способность проникновения в иррациональную сущность жизни - это есть
врожденное знание жизни, поднявшееся до созерцания.
Не нуждающийся в понятиях интуитивного знания и есть по Бергсону -
знание философское или метафизическое, при этом интуиция должна быть
незаинтересованной, во вторых не напряжена по отношению к воле и
противиться по интеллектуальному отношению к миру. В итоге Бергсон
определяет интуицию как сущность воли созерцающей саму себя и ставил неким
комическим усилиям движущим началом жизни, это жизненное начало. Есть
сознание или сверх сознание, которое и есть бог. Это непрерывающаяся жизнь
и действие свободы. Через единый жизненный порыв, через возникновение в нем
2-х ветвей эволюции, приспособление организмов к окружающему миру, и
инстинкт у животных и интеллект у человека. Для интеллигенции философии
Бергсона стала откровением. Творческая интеллигенция представила в форме
потока сознания не только духовную жизнь, но и свое творчество как таковое.
И это поток сознания выражается хаотической сменой переживаний.
65. Философия и наука Нового времени: эмпиризм, рационализм, методология
знания.
Новое время охватывает 17 век. Параллельно с разложением буржуазного
общества и началом буржуазных революций капиталистические отношения
утверждаются в протестантских странах. В эпоху Возрождения буржуазные
общества характеризовались переходом от ремесленничества к мануфактуре, что
обусловливало:
1. Рационализацию производства и повышение интереса к экспериментально-
математическому естествознанию.
2. Определению методики научного познания как опытного и эмпирического
знания, приносящего пользу производству.
Поэтому 18 век характеризуется противостоянием рационализма и
эмпиризма в науке, которое и определило философию Нового времени.
С другой стороны сама философия обращается к науке как социальному
феномену, выдвигая проблемы метода и гносеологии.
Сама философия пересматривает свой предмет, цели и задачи и напрямую
связывает их с секуляризацией общественной жизни, переосмыслением прав и
обязанностей человека и гражданина, сделавшего их актуальными в связи со
сдвигами, происходящими в обществе.
Видные представители: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Спиноза, Лейбниц.
Бэкон считается родоначальником английской философии, настаивавшей на
изучении природы с помощью индуктивного метода. Значение науки –
настраивать на ум, чтобы он не оставался в покое и не застывал в своих
недостатках. Выделил два типа наук: - которые опираются на веру
(астрология, магия) – неблагородные, и науки, которые происходят из трех
способностей души, сосредотачивающих в себе знания, память (на ней
основывается история), воображение (поэзия), рассудок (философия).
Философия имеет дело не с индивидуальными и чувствительными
впечатлениями, а абстрактными понятиями, выведенными из них, соединяющими
законами природы и фактами действительности.
У философии 3 предмета: Бог, природа, человек и троякий путь
воздействия. Природа воздействует на интеллект непосредственно, Бог через
творение (преломленными лучами), человек – отраженными лучами и отсюда в
философии выделяются:
. учение о Божестве
. учение о природе
. учение о человеке
Кроме того учение о природе Бэкон разделил на:
. теоретическую философию (причины явлений и процессов)
. практическую философию (результат)
К теории философии он отнес физику и метафизику. Будучи,
ориентированным на знания, Бэкон обратил внимание на метод и выделяет:
индуктивный (от опыта к аксиомам) и дедуктивный. Наиболее ценным, в этих
методах считал опыт, который делил на плодоносный – приносимый пользу и
светоносный – позволяющий познать природу.
Наиболее ценен индуктивный метод. Он выделяет полную индукцию. По
мнению Бэкона неполная индукция фактически выявляет не только известное, но
и в качестве суждений Бэкон пытается создать истинную индукцию, которая
направлена на то, чтобы не только искать факты, подтверждающие вывод, но и
опровергающие его. Такая индукция, положенная в основу метода позволила
считать Бэкона основоположником индуктивного метода познания.
Новый взгляд на науку и философию обосновал Декарт. Никогда не принимай
за истинное ничто, что я не познал с очевидностью. Декарт не отрицал, что
философия – это путь к мудрости. Не только благоразумие в делах, но и путь
к совершенному знанию. Предпосылкой их являются первоначала, обладающие:
1.
2. создающие базу для чего-либо иного.
Декарт: «Я мыслю – значит я существую».
Философия имеет две части:
1. Метафизика (выяснение понятий Бога, не материальности души и др.)
2. Физика (сущность природы, земли и всех остальных тел).
Вся философия – дерево, корни которого – метафизика, ствол – физика,
ветви – все прочие науки, сводятся к трем главным: мед…, этика и …
Поиск…….Декарт связывал с научностью, которая основывается на
«универсальной математике». Цель этого метода – превратить познание в
органическую деятельность, освободив ее от случайностей.
Важнейшим средством формирования этого метода и познания в целом Декарт
считал дедуктивный метод, аргументируя это тем, что опыт обманчив.
Гоббс считал, что в основе познания лежит цель познания, причины всех
вещей. Метод исследований Гоббса общего в единичном – метод чисто
аналитический, но с одной стороны Гоббс дополняет его синтетическим и
следует выведение принципов и чувственных восприятий осуществляется
посредством аналитического, а все остальное по средствам синтетического
метода. Гоббс – материалист.
Учение Спинозы о субстанции – пантеистическое. Вслед за Декартом,
Спиноза субстанцию характеризует, как то, что существует само по себе и в
себе представляется через себя и нуждается в представлении себя другой
вещью, из которой она должна быть образована.
Ум – субстанция, составляющая сущность всего.
Составляющая субстанции, которая существует в другом и представляется
через другое – модус. Субстанция – это Бог, бесконечность и составляющая из
многих атрибутов. Атрибутом Бога выступает мышление, а как вещи –
противоположные. Причем Бог и производящая причина сама по себе и ….
Характеризуя природу, Спиноза видел: природу, творящую и сотворенную,
природа вечна и бесконечна.
Основу философии Лейбница составляет учение о множественности
субстанций – монад. Они просты, неделимы, нематериальны, не обладают
функцией протяженности. Сущностью монад является деятельность,
осуществляющаяся в форме…. Сущность монад идеальна. Деятельность монад –
непрерывная смена внутренних состояний, которые мы можем наблюдать,
созерцая жизнь собственной души. Те монады, которые обладают чувствами –
суть души, а обладающие разумом – духи. Таким образом, мир и одухотворен и
одушевлен. Монады замкнуты и самостоятельны, и любая из них содержит в себе
космос. Деятельность монад синхронна и обеспечивается Богом. Обеспечивается
гармония жизни и мира в целом.
Теория познания в философии Нового времени.
По Бекону знание питается божеством и вдохновением и чувственным
восприятием. То, что мы помним не относится ни к божественным, ни к
чувственным восприятиям. Эти знания исходят из самих источников и, таким
образом, попадают в мышление человека. Бог разрешает проблему истины и
заблуждения, стремясь к этому привлечь опытные знания и методы. Говоря об
истинных и ложных знаниях, Бекон выделяет четыре вида идолов, которые
определяют знания:
Идолы рода (находят основание в самой природе человека, утверждение,
что чувства человека есть мера вещей. Фактически все воспринимаемые чувства
и ум покоятся на аналогии человека, а не аналогии мира, поэтому отражение
человека миром искривленное и обезображенное)
Идолы пещер – суть заблуждений отдельного человека, которые свойственны
роду человеческому, искажающему свет природы. Это или результат искаженных
черт индивида или следствие плохого воспитания, а также результат чтения
книг, мнения авторитетов.
Идолы площади – идолы, исходящие из общения при помощи слов. Слова
ставятся в соответствие и рождается…
Идолы театра – идолы, вселившиеся в души людей из разных догматов
философии и превратных доказательств, которые использует философия. Также
аксиомы наук, которые воспринимаются на веру.
Бэкон первым обратил внимание на недостатки эмпиризма (сторонники –
муравьи, собирающие все, что под носом) и рационализма (сторонники – пауки,
производят ткань из самих себя). Истинные ученые – пчелы.
Таким образом, Бэкон ориентировал познание на симбиоз опыта и рассудка.
Декарт провозгласил процесс знания как соотношение субъекта и объекта.
Для познания следует учитывать: во- первых людей познающих, во –вторых то,
что необходимо познать. Причем в познании необходимо использовать разум,
воображение, чувства и память. Истинное знание обеспечивает разум. В
познании по Декарту истинные знания, это то, что припоминалось душой.
Врожденными идеями являются идеи Бога, чисел и фигур, а также общественные
понятия и аксиомы. Идеи и истина – воплощение естественного света разума.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51
|