рефераты скачать

МЕНЮ


Финансы и кредит

НДС, таможенная пошлина. Из гос. бюджета производятся и основные расходы -

на военные цели, вмешательство в экономику, содержание гос. аппарата,

социальные расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам. Гос. бюджет

оказывает воздействие на все другие звенья финансовой системы, предоставляя

субсидии и кредиты местным органам власти, специальным правительственным

фондам, государственным предприятиям. Гос. бюджеты ведущих кап. Стран

характеризуются крупными хроническими дефицитами, покрываются они гос.

займами. Выпуск гос. займов влечет за собой увеличение гос. долга,

представляющего собой всю сумму ранее выпущенных и до настоящего момента не

погашенных гос. займов вместе с процентами. Второе звено ф.с. - местные

(региональные) финансы. Они включают местные бюджеты, финансы предприятий,

принадлежащих муниципалитетам и автономные местные фонды. Основное значение

имеет местный бюджет. За местными бюджетами закреплены второстепенные

налоги (в основном поимущественные). В местных бюджетах по сравнению с гос.

бюджетами более высокая доля средств направляется на социальные цели.

Местные бюджеты хронически дефицитны и получают необходимые им средства

путем субсидий и кредитов из гос. бюджета и выпуска местных займов,

гарантируемых правительством. Третье звено ф.с. внебюджетные спец. фонды. В

развитых странах наиболее крупными внебюджетными фондами являются фонды

национального страхования, образуемые за счет страховых взносов работников

предприятий, предпринимателей и дотаций из гос. бюджетов. Следует заметить,

что США - это единственная страна где фонд национального страхования

объединен с федеральным бюджетом. Средства этих фондов используются на

выплату пенсий, пособий и т.д.

Финансовая система России

Она включает следующие звенья финансовых отношений:

1.Государственную бюджетную систему

2.Внебюджетные специальные фонды

3.Государственный кредит.

4.Фонды имущественного и личного страхования.

5.Финансы предприятий всех форм собственности.

Первые четыре блока финансовых отношений относятся к централизованным

финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений

на уровне народного хозяйства. Финансовые отношения предприятий относятся к

децентрализованным финансам и используются для регулирования и

стимулирования экономики и социальных отношений на микро уровне. В 1991г.

Бюджетная система РФ претерпела коренные изменения. До этого года гос.

бюджет РСФСР, как и других союзных республик, включался в гос. бюджет СССР.

В нем отражались все бюджеты на территории страны, включая сельские и

поселковые. Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов 15-ти

союзных республик и бюджета государственного социального страхования. В

союзном бюджете в 1970-1990 годах концентрировалось 50-52% общего объема

ресурсов государственных бюджетов. На бюджеты союзных республик приходилось

48-50%, из которых 35% находились в распоряжении республиканских бюджетов

республик и 15% - в местных бюджетах. В соответствии с законом РСФСР об

основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР от 10.10.91г. и

рядом других законов и постановлений правительства РФ гос.бюджетная система

была перестроена и в настоящее время она включает три звена:

1. Республиканский бюджет Р.Ф.

2. Бюджеты национально-государственных и административно-территориальных

образований. К ним относятся: республиканские бюджеты республик в составе

Р.Ф., краевые, областные бюджеты, бюджеты автономных областей, автономных

округов и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга.

3.Местные бюджеты.

Все эти бюджеты действуют автономно. Т.о. структура бюджетной системы Р.Ф.

приближена к структуре бюджетных систем западных стран.

Второе звено ф.с. - внебюджетные спец. фонды: Уже в 1993 г. Их

насчитывалось более 20, в т.ч. 4 социальных, остальные произвольного

назначения. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение для

расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых

отраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительных ресурсов для

приоритетных отраслей экономики. Важнейший среди социальных фондов -

пенсионный фонд. Его средства формируются за счет страховых взносов

работодателей и работающих, дотаций из федерального бюджета, ресурсов

получаемых от собственных инвестиций, фондов.

Третье звено ф.с. - это государственный кредит. Он представляет собой форму

кредитных отношений между государством и юридическими и физическими лицами,

при которых государство выступает главным образом в качестве заемщика

средств. В настоящее время внутренний гос. долг России состоит из гос.

ценных бумаг, выпущенных министерством финансов РФ от имени правительства

России, а также в виде кредитных отношений с Ц.Б.Р. Все виды заимствования

являются срочными и по ним выплачиваются проценты. Следующее звено - фонды

имущественного и личного страхования. Система образования фондов

имущественного и личного страхования также претерпела изменения. В

советский период развития нашей страны существовала гос.монополия на

страховое дело. Страхование осуществлялось на всей территории страны

госстрахом СССР. Страховые органы союзных республик находились в двойном

подчинении. Они подчинялись правлению госстраха СССР и министерству

финансов союзной республики. Деятельность страховой системы была подчинена

интересам гос. бюджета. Государство безвозмездно изымало из страховых

фондов крупные средства для покрытия бюджетного дефицита. В 1990 году с

государственной монополией в страховом деле было покончено. Наряду с

государственными страховыми организациями страхование осуществляют

акционерные страховые компании, получившие лицензию на проведение страховых

операций. Нужно заметить, что четкая специализация среди российских

страховщиков по направлениям страховой деятельности на сегодняшний день

отсутствует. Большинство страховых компаний производят операции по

страхованию жизни, имущества, физических и юридических лиц, страхование от

несчастных случаев и болезней, страхованию рисков ответственности в

банковской деятельности. Ведущую роль на страховом рынке занимает гос.

страховая компания Росгосстрах. Следующие звено - финансы предприятий

различных форм собственности. Они составляют основу финансов. Здесь

формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов

предприятий во многом зависит общее финансовое положение страны. В условиях

рыночных отношений предприятия осуществляют деятельность на началах

коммерческого расчета, при котором расходы должны покрываться за счет

собственных доходов. Поэтому главным источником производственного и

социального развития трудовых коллективов становится прибыль.

Гос.Бюджет РФ.

Бюджетное устройство РФ - это организация бюджетной системы, принципы ее

построения. Бюджетная система страны представляет собой основанную на

экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского

бюджета РФ, республиканских бюджетов республик в составе РФ, бюджетов

национально-государственных и административно-территориальных образований.

Государственная бюджетная система РФ включает республиканский (федеральный

бюджет), 21 республиканский бюджет в составе РФ, 55 краевых и областных

бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов

автономных округов, бюджет еврейской автономной области и около 29 тысяч

местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских). Бюджеты

нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в

бюджеты вышестоящих уровней. Бюджетное устройство РФ основывается на

принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех

бюджетов, входящих в государственную бюджетную систему. Единство бюджетной

системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых

бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, обеспечивается

согласованными принципами бюджетного процесса, единой социально-

экономической и налоговой политикой. Принцип полноты означает, что в каждом

звене бюджетной системы доходы и расходы должны отражаться в их полном

объеме. Реальность по существу отражает правдивость бюджетных показателей.

Принцип гласности требует публикации утвержденных бюджетов, а также отчетов

об их исполнении, сводного отчета, консолидированного бюджета РФ,

консолидированных бюджетов территорий, а также бюджетного послания

президента РФ. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием

собственных источников доходов и правом определить направление их

использования. К собственным источникам доходов относятся закрепленные

законом доходные источники для каждого уровня бюджета, отчисления по

регулирующим доходам, дополнительные источники, устанавливаемые

самостоятельно представительными органами власти в составе РФ, местными

органами управления. Консолидированный бюджет РФ представляет собой свод

республиканского бюджета РФ и бюджета национально-государтвенных и

административно-территориальных образований. Этот бюджет используется для

свода статистических показателей и анализа показателей бюджетной системы. В

частности при установлении нормативов отчислений от федеральных налогов в

бюджеты национально-государтвенных и административно-территориальных

образований. Консолидированный бюджет РФ не утверждается законодательным

органом власти. Советы министров республик в составе РФ, исполнительные

органы субъектов федерации также составляют консолидированные бюджеты,

представляющие собой свод бюджетов соответствующих территорий.

Республиканский бюджет РФ.

Республиканский бюджет РФ - главное звено бюджетной системы. В нем

концентрируется основная часть бюджетных ресурсов страны. Бюджет выражает

экономические отношения опосредствующие процесс образования и использования

централизованного фонда денежных средств государства и является основным

финансовым планом страны. Он утверждается федеральным собранием РФ как

закон. Через него мобилизуются средства предприятий различных форм

собственности и частично доходов населения. Они направляются на

финансирование нар.хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление

обороноспособности страны, содержание органов государственного управления,

создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовую

поддержку бюджетов субъектов федераций, погашение и обслуживание

государственного долга. Централизация средств имеет важное экономическое и

политическое значение, поскольку дает возможность маневрировать ресурсами,

сосредоточить их на решающих участках экономического и социального

развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей

территории страны. При переходе к рыночной экономике изменяются методы

воздействия государственного бюджета на общественное производство и сферу

социальных отношений. Бюджет широко используется для межотраслевого и

территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований

наиболее рационального размещения производственных сил, подъема экономики и

культуры на всей территории РФ, включая автономные республики, области,

районы. В процессе финансового планирования через бюджет оказывается

наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной

сферы. Будучи основным финансовым планом образования и использования

государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми

предприятиями и организациями. Государственный бюджет выполняет функцию

организатора распределительных процессов в народном хозяйстве. Хотя через

бюджет распределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях

различных форм собственности сферы материального производства, он влияет на

размеры накоплений, определение оптимальной структуры доходов по финансовым

планам предприятия и отраслей хозяйства. В процессе бюджетного планирования

устанавливается наиболее целесообразное отношение между централизованными и

децентрализованными фондами денежных средств. Определяются размеры

финансовых ресурсов, концентрируемых в финансовых планах предприятий, а

также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы

и прежде всего республиканского бюджета РФ. Кроме того, в процессе

бюджетного планирования осуществляется контроль за финансово-хозяйственной

деятельностью нар. хозяйства. Основные задачи бюджетной политики при

переходе к рыночным отношениям состоят в следующем:

1.Удерживать экономику страны от спада производства.

2.Обеспечить финансовую стабилизацию. Для этого необходимо прежде всего

предпринять меры по укреплению денежного обращения. Только в условиях

устойчивого и хорошо функционирующего денежного обращения возможно

реализовать связи между всеми участниками и составными частями

хозяйственного механизма.

3.Стимулировать инвестиционную активность, добиваться увеличения доли

накопления и НД-а. 4.Сократить непроизводительные расходы бюджета на

государственные дотации отдельным отраслям сферы материального

производства.

5.Укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения

и усиления контроля за полнотой уплаты налогов.

6.Создать систему действенного финансового контроля за эффективным и

целенаправленным использованием государственных расходов.

7.Усилить контроль за величиной гос. долга.

Расходы и доходы республиканского бюджета РФ

Расходы республиканского бюджета РФ классифицируются след. образом: Во-

первых, по их роли в процессе воспроизводства на затраты, связанные с

финансированием материального производства и содержанием непроизводственной

сферы. Во-вторых, по общественному назначению на расходы по финансированию

нар.хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, содержания

аппарата управления. В-третьих, по отраслевой структуре на развитие

промышленности, с/х-ва, транспорта, торговли и т.д.

Мировая практика показывает, что расширение функций государства приводит к

тому, что масштабы гос. расходов увеличиваются темпами, значительно

превышающими темпы роста валового национального продукта. К числу важнейших

статей гос. расходов относятся затраты, связанные с созданием наиболее

благоприятных предпосылок для функционирования производственных секторов

экономики. Все более значительное место занимают и расходы на создание

объектов социальной инфраструктуры. В первую очередь на образование и

здравоохранение. Значительный удельный вес продолжают занимать военные

расходы. Рассматривая военные расходы необходимо учитывать не только

прямые, но и косвенные затраты. К их числу относятся выплаты процентов по

военным долгам, пенсии и пособия инвалидам войн, ветеранам и т.д. Важной

составной частью общегосударственных централизованных финансов являются

местные бюджеты. Их расходные статьи имеют целью прежде всего

финансирование объектов коммунальной собственности, строительства дорог,

школ, развитие средств связи, а также жилищное строительство. Бюджеты

местных органов власти используются также на содержание местной

администрации, милиции, органов суда и прокуратуры. Значительное место в

расходах местных бюджетов занимают расходы на социально-культурные нужды,

на нужды объектов здравоохранения, на поддержание экологического

равновесия. До перехода на рыночные отношения доходы государственного

бюджета СССР базировались на денежных накоплениях государственных

предприятий. Они занимали более 90% общей суммы доходов бюджета и в

основном состояли из 2-х платежей: отчисления от прибыли и налог с

оборота. Такая система просуществовала с 1930г. По 1990г. В условиях

перехода на рыночные отношения доходы бюджетной системы претерпели коренные

изменения: Основными доходами, как и в странах капитала стали налоги. Они

занимают важнейшее место среди источников поступлений в гос.бюджет.

Наиболее важной разновидностью налогов является подоходный налог. Он

включает в себя налог на доходы физич.лиц, а также налог на прибыль

корпораций. Налог с корпораций берет свое начало с периода 1-ой мировой

войны и на сегодняшний день занимает значительное место в системе

налогообложения. Налоги взимаются с чистой прибыли акционерных компаний,

т.е. валовой прибыли за вычетом скидок, например, ускоренной амортизации,

скидок на истощение недр, платежей в благотворительные фонды и т.д.

Обложение налогами прибыли корпорации производится в большинстве стран по

пропорциональным ставкам. Следует заметить, что нормой налогообложения

является налоговая ставка, т.е. размер налога на единицу обложения.

Существуют различные виды налоговых ставок. В том случае, если

устанавливается единый процент уплаты налогов независимо от размера дохода,

мы имеем дело с пропорциональными ставками. В тех случаях, когда ставки

возрастают с увеличением доходов, налицо прогрессивные ставки. В практике

налогообложения встречаются также твердые ставки, устанавливаемые на

единицу объекта независимо от ее стоимости (налог на автомашины). История

налогообложения знает и налог на сверхприбыль, которым облагается часть

прибыли сверх определенных размеров. Такая мера носит, как правило,

чрезвычайный характер и применяется в чрезвычайных ситуациях военного

времени или серьезных экономических потрясений. К разряду подоходных

налогов относится также имущественный налог и налог на сделки с капиталом.

В 1-ом случае налог взимается со стоимости имущества и выплачивается как

физическими, так и юридическими лицами. Налог на сделки с капиталом

взимается главным образом с доходов от фондовых операций купли-продажи

цен.бумаг. Кроме подоходных налогов важную роль в огосударствлении

национального дохода играют косвенные налоги. Они и представляют собой

надбавки к цене соответствующих товаров или услуг. Плательщиком этих

налогов в конечном счете становится потребитель этих товаров. Хотя главным

инструментом мобилизации финансовых ресурсов в бюджет являются прямые

налоги, роль косвенных налогов остается значительной. Косвенные налоги

существуют в настоящее время в трех главных разновидностях:

1.Акцизы

2.Фискальные монопольные налоги

3.Таможенные пошлины.

Важнейшее место среди них занимают акцизы. Они представляют собой надбавку

к цене товаров или тарифы за услуги. В зависимости от особенностей той или

иной страны акцизами облагаются самые различные виды товаров массового

потребления, а также услуги транспорта, связи, коммунального обслуживания и

т.д. В современных условиях широкое распространение, особенно у нас,

получила разновидность акциза, названная налогом на добавленную стоимость.

При этом налогом облагается не вся выручка от реализации данного товара, а

только стоимость, добавленная на данном этапе производственной

деятельности. Лондонская школа бизнеса добавленную стоимость определяет

следующим образом: Добавленная стоимость - это разница между ценой,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.