Шпора по философии, кандидатский минимум
|что внутренне противоречивая гипотеза | |
|практически бесполезна, так как из нее, как| |
|было доказано еще в Средние века Д. | |
|Скоттом, можно вывести все, что угодно. | |
|Важнейшим требованием к научной гипотезе | |
|является ее проверяемость. Если гипотеза не| |
|допускает принципиальной проверки, то она | |
|становится недоказуемой и неопровержимой, | |
|превращается в религиозную догму. Важным | |
|требованием к научной гипотезе является ее | |
|принципиальная опровержимость. Если | |
|гипотеза в принципе не может быть | |
|опровергнута, не допускается даже | |
|возможность существования фактов, | |
|противоречащих гипотез не является научной.| |
|Четвертое требование к гипотезе есть | |
|проявление, так называемого, принципа | |
|соответствия в науке. | |
|16. Антропогенез и его проблемы. |39. Этика науки и нравственная |
|Современные концепции антропогенеза. |ответственность ученого. |
|Человек — сложная целостная система, |Сила науки, ее эффективность определяются |
|которая в свою очередь является компонентом|достижением высот знания. Но богатство |
|более сложных систем — биологической и |человеческой жизни не исчерпывается |
|социальной. Это обусловлено тем, что он — |институтом знания. Бескорыстное служение |
|существо как биологическое, так и |идеалам научной истины деформируется, |
|социальное. Одной стороной своего |причем весьма существенным образом, под |
|существования человек принадлежит природе, |влиянием вненаучных и ненаучных факторов. |
|другой — социальному миру. Первый вопрос, |Ученый, максимально информированный в |
|на который следует ответить, заключается в |области своих изысканий, за их пределами |
|гом, как биологический организм, |часто является некомпетентным человеком. |
|принадлежащий к типу хордовых, подтипу |Раскрытие физиками тайн атомного ядра |
|позвоночных, классу млекопитающих, отряду |позволило создать сначала атомную, а затем |
|приматов, семейству гоминид превращается в |водородную бомбу — чудовищные средства |
|человека — существо не только |уничтожения жизни на Земле. Создавать или |
|биологическое, но и социальное, в носителя |не создавать атомную бомбу — это уже вопрос|
|культуры. В этом и состоит суть проблемы |не физической теории, а скорее психологии, |
|антропогенеза. Причем термин «проблема» |социологии, других гуманитарных наук. Между|
|здесь как нельзя более кстати, ибо перед |тем он решался не учеными, а политиками, |
|наукой стоит действительно актуальная |которые сумели привлечь к исполнению своих |
|задача, требующая решения. |замыслов ряд выдающихся физиков и техников.|
|20 в. своей культурно-исторической рев-цией| |
|вызвал к жизни мн-во течений, отраж. |Рано или поздно необходимо разрешить |
|духовные поиски западного мира в условиях |проблему правильного использования |
|глубоких соц-эк. потрясений. Напряженность |достижений науки. В таком случае мгновенно |
|ф. исканий обуславливалась тж. нарастанием |возникает вопрос об этике ученого, его |
|глобальн. кризисов как в самих основах чел.|нравственности. Увы, но достижение истины |
|сущ-я, так и во взаимоотношениях ч-ка и |не всегда ведет к добру. Прав французский |
|природы. Трагические реальности 20 в. |философ М. Монтенъ, отмечавший: "Тому, кто |
|заставили со всей остротой поставить вопрос|не постиг науки добра, всякая наука |
|о самой природе человека. Впервые в истории|приносит лишь вред". |
|сам ч-к стал проблемой. |Любой, кто серьезно относится к науке,— |
|Все это стимулировало появление ф. |либо сам занимаясь научными изысканиями, |
|антропологии, задачи к-рой создать |либо используя достижения науки,— попадает |
|целостный "образ человека" в свете |в ситуации своеобразного выбора, который |
|трагического опыта, пережитого |приходится делать. Занятия наукой |
|человечеством в новейшую историю. |вырабатывают определенное ценностное |
|Антропология – наука о происхождении и |отношение к миру. Подлинный ученый, как |
|эволюции физической организации человека и |правило, высоко ценит логическую дисциплину|
|его рас. Основные разделы антропологии – |ума, способность обосновывать делаемые |
|антропогенез, морфология человека (учение о|выводы, стремление к истине, достоинства |
|закономерностях роста и общих для всего |теории и эксперимента. В силу постоянного |
|человечества вариациях в строении человека |роста научного знания ученый как бы |
|На данный момент вопрос о возникновении |исподволь подпитывается стимулами, |
|человека остается открытым |ставящими его в критическое отношение к |
|До 17, 18 веков понятия эволюции не было. В|догмам, ко всякого рода авторитетам. Вместе|
|19 в. стали раскапывать существа чем-то |с тем никакая наука не спасает от |
|похожие на человека. Теория эволюции |догматизма и от неоправданного преклонения |
|Дарвина и Ламарка заставила по-другому |перед авторитетами, если ученый не обладает|
|взглянуть на эти находки. В 1859 г. Дарвин |необходимыми свойствами характера, |
|выпустил первую книгу, в 1870 г. вторую, в |порядочностью, честностью, мужеством. |
|которой вывел из обезьяны человека. Дарвин |Применение научных знаний не является |
|нарисовал генеологическое дерево, которое |нейтральным ни в политическом, ни в |
|вело к человеку, он не говорил, что |социальном, ни в экономическом, ни в |
|обезьяна превратилась в человека. |экологическом, ни в моральном отношениях. |
|В древе Дарвина нет промежуточного звена, |Ответственность за применение достижений |
|нет до сих пор! После книги Дарвина, |науки в первую очередь несут сами творцы |
|Уоллис тоже эволюционист, написал, что |науки, ученые. Никто не в состоянии лучше |
|естественный отбор никак не подходит к |самих ученых оценить положительные и слабые|
|человеку. Его выводы: 1) естественный |стороны применения результатов научных |
|отбор обеспечивает приспособление к среде и|исследований. Прогресс науки — не самоцель |
|ни на что больше претендовать не может; 2)|для человечества, он призван способствовать|
|у человека преимущественное развитие |всемерному развитию человека, в том числе |
|получил мозг, но говорить, что мозг дан, |улучшению материальных условий его жизни. |
|чтобы выжить нельзя; 3) в процессе |Наука не отменяет первостепенную значимость|
|естественного отбора появляются и |таких ценностей человеческой жизни, как |
|закрепляются признаки, которые способствуют|свобода, справедливость, счастье. Она |
|выживанию, а у человека наоборот – нет |должна помогать развитию человека и как |
|шерсти, нет когтей, не может быстро бегать |творческой личности. Но будет ли наука |
|и т.д. |действительно способствовать прогрессу |
|За последний миллион лет не появилось ни |общества и человека или же, наоборот, она |
|одно животное, а исчезло много. Уоллис |будет служить силам реакции — это уже |
|сделал вывод, что эволюция – сила вопреки |зависит от людей данного общества, от их |
|естественному ходу вещей и что в данном |ответственности перед будущим. |
|случае сыграло роль сверхестественное, | |
|поэтому многое не имеет объяснения. | |
|Ф.Энгельс – «Труд создал человека», считал,| |
|что появилась потребность общения – | |
|изменилась нейрогормональная функция и | |
|изменилась гортань. | |
|Никакая трудовая деятельность не может быть| |
|видообразующей. Индивидуально-приобретенные| |
|признаки по наследству не передаются | |
|. Философские версии антропогенеза: | |
|1) деятельностные теории - связывают | |
|появление человека с изменением качества | |
|жизненной активности, приведшей к | |
|формированию элементов преобразования и | |
|контроля над окружающей ситуацией. К ним | |
|относятся: а) трудовые концепции - | |
|связывают становление чел. с изготовлением | |
|орудий; б) концепции, связывающие новые | |
|преимущества чел. с изменением качества | |
|охоты, с развитием охотничьих стратегий; в)| |
|игровые -определяют игровую активность как | |
|тренажер на которым обкатывались новые | |
|непрагматистисткие, собственно человеческие| |
|модели поведения; г) общедеятельностные | |
|концепции - связывают появление чел-го | |
|образа жизни с развитием в нем элементов | |
|планирования , самоорганизации, | |
|целеполагания. | |
|2) интеллектуалистсткие теории - объясняют | |
|генезис человека становлением чел-го | |
|мышления. Одни из них делают акцент на | |
|развитие св-в предвидения - через | |
|формирование способностей мысленного | |
|моделирования вариантами предполагаемого | |
|развития проблемной ситуации, тем самым | |
|формировался более эффективный образ жизни,| |
|нежели образ действия по методике проб и | |
|ошибок, присущий большинству животных. | |
|Другие полагают в качестве основного пути | |
|эволюции мышления складывания его | |
|фундаментальных структур: матрицы “Я” | |
|(эго-формы), бинарных оппозиций, установок | |
|на причинность, целесообразность и тому | |
|подобное. | |
|3) поведенческие теории - складывания основ| |
|человеческого образа жизни как | |
|интенсификации соц. аспектов | |
|коллективистского поведения. таковыми | |
|аспектами считают либо альтруизм, либо | |
|формы саморегуляции коллективной жизни | |
|(половая, властная и прочая). | |
|Предполагается, что именно соц. отбор, т.е.| |
|межгрупповой отбор, в котором эволюционные | |
|преимущества имели либо общности с большим | |
|% альтруистических особей, либо | |
|саморегулирующиеся общности с новыми | |
|формами поведения - и был главным фактором | |
|антропогенеза. | |
|4) коммуникативно-символические теории - | |
|приоритет отдается либо развитию | |
|лингвистической коммуникации, либо более | |
|универсальной символической коммуникации. | |
|Данные версии антропогенеза следует | |
|рассмат. как взаимодополняющие, так как в | |
|наст. вр. статус самоочевидной имеет | |
|теории полифакторности антропогенеза, | |
|объясняющая формирование человека | |
|взаимодействием параллельных факторов | |
|трансформаций: деятельности, поведения, | |
|мышления и общения. | |
| | |
| | |
| |41. Проблема достоверности чувственных |
| |восприятий. |
| |Восприятие – целостный образ, окружающий |
| |непосредственно воздействующие на органы |
| |чувств предметы, их св-ва и отн-ия. Это |
| |более высокая ступень познания и |
| |существенно отличается от ощущений – |
| |отражение св-в предметов объективного мира,|
| |непосредственно воздействующих на органы |
| |чувств. |
| |Восприятие – это уже мыслящее живое |
| |созерцание, мы смотрим на вещи внешним, а |
| |видим внутренним взором. Глубина этой |
| |осмысленности зависит от опыта чел-ка. |
| |Проблема закл-ся в том – можем ли мы |
| |получить знания о вещах как они сущ-ют сам |
| |по себе посредством ощущения и восприятия. |
| |Ощущение и восприятие зависимы от функц-ой |
| |специфики наших органов чувств. |
| |Процесс чувственного восприятия очень |
| |сложен, н-р мы рассм-ем стол – в дело |
| |вкл-ся не только органы зрения, но и наше |
| |видение, кот тесно связано с нашим |
| |отношением к этому предмету – красивый, |
| |некрасивый и т.д. |
| |Чувств-ое восприятие человеком конкр-ых |
| |явлений, событий, фактов зависит от |
| |содержания понятий, а также от того в какой|
| |мере и на сколько полно содержание понятий |
| |освоено данным человеком. |
| |42. Взаимосвязь чувственного и |
| |рационального познания. |
| |Психика человека выступает как сложное |
| |системное образование с многочисленными |
| |цепями взаимоопределения. В силу этого, |
| |например, содержание ощущения определяется |
| |не только внешним раздражителем, но и |
| |состоянием мышления, памяти, воображения. |
| |Чувственное и рациональное "пронизывают" |
| |друг друга. |
| |Допустим, нас интересует психический образ |
| |"этого яблока", желтого, круглого и |
| |сладкого. Налицо три понятия: понятие |
| |цвета, понятие геометрической формы и |
| |понятие вкуса. Понятие цвета охватывает |
| |собой различные цвета, среди которых в |
| |данном случае имеется лишь желтый. |
| |Соответственно понятие вкуса в данном |
| |случае представлено вкусом "сладкий". |
| |Психический образ яблока выступает как |
| |пересечение многочисленных понятий и их |
| |чувственных показателей. Только вместе, в |
| |согласовании друг с другом, понятие и |
| |восприятие яблока дают адекватный |
| |психический образ "этого яблока". |
| |Психические образования, выступающие |
| |синтезом чувственного и рационального, |
| |обладают целостностью и соответственно |
| |интегральным качеством. Так, мелодия |
| |воспринимается как целое, совсем |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|