Шпора по философии, кандидатский минимум
| |полное сохранение, сохраняется вещество, |
| |энергия, значит частицы нашего «я» после |
| |смерти войдут в вечный круговорот бытия |
| |(закон сохранения). Жизнь, смерть, |
| |бессмертие в духовном опыте вечности. |
| |Человек – единственное существо, которое |
| |осознаёт свою смертность и может делать её |
| |предметом размышления. Первой реакцией, |
| |следующей за осознанием своей смертности, |
| |может быть чувство безнадёжности и |
| |растерянности, даже панической. Преодолевая|
| |это чувство, человек, однако всю оставшуюся|
| |жизнь существует, отягощённый знанием о |
| |грядущей собственной смерти; более точно, |
| |это знание, хотя в большинстве жизненных |
| |ситуаций оно таится в скрытых глубинах |
| |сознания, становится тем не менее |
| |основопологающим в последующем духовном |
| |развитии человека. Жизнь каждого человека |
| |не бесконечна, а обрывается смертью, |
| |небытием… история мировой культуры |
| |раскрывает извечную связь поисков смысла |
| |человеческой жизни с попытками разгадать |
| |таинство небытия, а также со стремлением |
| |жить вечно и если не материально, то хотя |
| |бы духовно, нравственно победить смерть. |
| |Понимание смысла и ценности человеческой |
| |жизни опирается, следовательно, на учении о|
| |социальной сущности человека. Мысль о |
| |неизбежности биологической смерти человека,|
| |проходящие красной нитью через творчество |
| |Толстого, неразрывно связана у него с |
| |утверждением нравственного, духовного |
| |бессмертия человека. Смерть страшна для тех|
| |кто не видит как бессмысленна и погибельна |
| |его одинокая личная жизнь, и кто думает что|
| |он не умирает… |
|18. Формы логического мышления и роль языка|46. Мировоззрение, его структура, роль в |
|в их образовании. Понятие языка науки. |жизни человека. Мировоззрение и философия. |
|Логика – это наука о бытии. Абстрактное |Мировоззрение - это обобщенная система |
|мышление представляет собой результат |взглядов человека (и общества) на мир в |
|языковой коммуникации. Первично язык и |целом, на свое собственное место в нем, |
|мышление представляли единое целое. Язык |понимание и оценка человеком смысла совей |
|способствует образу отрываться от предмета,|жизни и деятельности, судеб человечества; |
|которое отражается в этом образе, и |совокупность обобщенных научных, |
|сохраняться в психике в виде значения этого|философских, социально-политических, |
|слова. Слово может иметь не одно, а |правовых, нравственных, религиозных, |
|несколько значений. |эстетических ценностных ориентаций, |
|Функции языка – назывная и побудительная, |верований, убеждений и идеалов людей. |
|или запретительная. С появлением языка |Мировоззрение отражает ценностное отношение|
|появились человеческие отношения. Сущность |субъекта к окружающему миру или самому |
|языка выявляется в его двуединой функции: |себе. |
|служить средством общения и орудием |Таким образом, мировоззрение есть |
|мышления. Формы мышления – это понятие, |определенная форма духовного освоения |
|суждение, умозаключение, способ связи |действительности под углом зрения отношения|
|составных частей мысленного содержания, в |субъекта к ней. Мировоззрение, в конечном |
|результате этой операции мы теряем образное|счете, направлено на осознание, |
|содержание, но появляется возможность |осмысливание места, роли человека в |
|заключения выводного знания. Понятие – |окружающем мире, чтобы конкретизировать |
|мысль о предмете. Суждения – различны по |понятие мировоззрения стоит рассмотреть его|
|содержанию, а общее по строению у них то, |структуру. Возможны различные срезы в |
|что они имеют одни и те же элементы и |структуре мировоззрения в зависимости от |
|способ связи. С появлением логических форм |того, с каких позиций анализируется подход:|
|человек стал отделять себя от предметов, | |
|они становятся предметом мысли. У человека |Учитывая различия субъектов мировоззрения, |
|две структуры: |можно говорить о мировоззрении |
|А) бессознательная – это совокупность |индивидуально - личностном и мировоззрении |
|бессознательных импульсов, обеспечивающих |общества на определенной ступени его |
|самосохранение, а основным является либидо;|развития (культура). |
| |Можно различать элементы мировоззрения, |
|Б) сознательная – находится в антагонизме с|исходя из особенностей того вида отношений |
|бессознательным. |человека к миру, результатом которых эти |
| |компоненты структуры и являются: |
| |2.1. Познавательная компонента |
| |мировоззрения, в которую входят |
| |разнообразные знания о мире, предметные |
| |(вера, чувственно- эмоциональные знания). |
| |2.2 Ценностная компонента, т.е. цели, |
| |идеалы, оценки и их критерии ценностные |
| |ориентации и установки. Этот элемент |
| |мировоззрения является ядром мировоззрения.|
| | |
| |2.3.Нормативно-регулятивная компонента |
| |включает различные нормы, правила |
| |деятельности и поведения человека, которые |
| |регламентируют деятельное поведение |
| |человека и опираются на предшествующие |
| |компоненты (знания, ценностные компоненты).|
| | |
| |2.4.Эмоционально-волевая, которая возникает|
| |как синтез предшествующих компонент с |
| |волевым настроем, готовности действовать в |
| |соответствии с определенными ценностями. |
| |Наиболее яркий элемент убеждения. Убеждение|
| |самый активный элемент мировоззрения. |
| |3. Анализ мировоззрения. Можно выделить |
| |различные его уровни: |
| |3.1.Обыденное мировоззрение, ? формируется |
| |во многом стихийно. Именно поэтому в |
| |обыденном мировоззрении могут |
| |присутствовать и присутствуют такие |
| |взаимоисключающие моменты, ? не вполне |
| |соответствуют действительным потребностям |
| |субъекта, его истинным интересам. |
| |3.2.Теоретическое мировоззрение формируется|
| |у человека избирательно, с учетом |
| |осознанных человеком действительных |
| |собственных возможностей, задатков, |
| |способностей. Оно предполагает |
| |самосознание. Наиболее существенным |
| |фактором является усвоение культуры в |
| |процессе образования, профессиональной |
| |деятельности. Теоретическое мировоззрение |
| |является системно-рационализаторскими - оно|
| |формируется как результат сознательного |
| |критического отношения к миру. |
| |Эти уровни различаются по тому, посредством|
| |каких методов способов они формируется, |
| |насколько полно представляют и формируют |
| |его интересы. Обыденное и теоретическое |
| |мировоззрение тесно связаны между собой, но|
| |обыденное более мобильно. Исторически |
| |существуют различные типы М: |
| |мифологическое, религиозное, философское, |
| |научное. |
| |М играет активную роль в ЖД человека: |
| |выражает смысл жизни, степень осознания им |
| |себя и своей жизни, определяет идеалы, |
| |выбор тех или иных норм, методов, средств |
| |поведения человека. |
| |Философия есть теоретическая рефлексия над |
| |мировоззрением и культурой определенного |
| |исторического типа. |
| |Соотношение философии и мировоззрения можно|
| |охарактеризовать так: понятие |
| |“мировоззрение” шире понятия “философия”. |
| |Философия - это такая форма общественного и|
| |индивидуального сознания, которая постоянно|
| |теоретически обосновывается, обладает |
| |большей степенью научности, чем просто |
| |мировоззрение. Мировоззрение же отражает |
| |ценностное отношение субъекта к окружающему|
| |миру или самому себе. |
| |Мировоззрение существует в виде системы |
| |ценностных ориентаций, идеалов, верований и|
| |убеждений, а также образа жизни человека и |
| |общества (как форма реализации духовной |
| |сущности мировоззрения). |
| |Философия выступает как размышление над |
| |мировоззрением и культурой, которые |
| |стремятся объяснить, понять, определить тип|
| |культуры и мировоззрения как стремление |
| |обосновать их. Философия стремиться |
| |показать каково значение для человека вот |
| |такого осознания, понимания, обоснования, |
| |каким образом это влияет на самосознание |
| |личности. |
| |Поскольку предметом философии выступает |
| |мировоззрение и культура, постольку |
| |проблемы, с которыми имеет дело философия, |
| |являются смысложизненными. Таких проблем |
| |много и все они выступают как стороны |
| |аспекты, проблемы человека. Проблема |
| |человека – центральная проблема философии. |
| |В качестве отдельных сторон человека |
| |проблема сознания и самосознания человека |
| |проблема познавательных возможностей и |
| |методов познания, проблема отношения |
| |человека и Бога, любви и счастья, свободы и|
| |неволи. |
| | |
| | |
|19. Категории “субъект” и “объект” (допол.)| |
| | |
|Теория познания или гносеология - | |
|раздел философии, изучающий | |
|взаимоотношения субъекта и объекта в | |
|процессе познавательной деятельности, | |
|отношение знания к действительности, | |
|возможности познавания мира человеком, | |
|критерии истинности и достоверности знания.| |
|Современная т.п. строится на теории | |
|отражения. | |
|В философии сущ. 3 основных точки зрения | |
|на познаваемость мира: оптимизм, | |
|агностицизм и скептицизм. Оптимисты | |
|утверждают принципиальную познаваемость | |
|мира, агностики, напротив, ее отрицают. | |
|Скептики не отрицают познаваемость мира, | |
|но выражают сомнения в познаваемости мира. | |
|Мир существует для нас лишь в аспекте его | |
|данности познающему субъекту. Подлинный | |
|субъект познания никогда не бывает | |
|подлинно гносеологическим: это живая | |
|личность с ее страстями, интересами, | |
|желаниями, чертами характера, | |
|темперамента и т.д. Фрагмент бытия | |
|оказавшийся в фокусе ищущей мысли, | |
|составляет объект познания. В современной | |
|гносеологии принято различать объект и | |
|предмет познания. Под объектом познания | |
|имеют в виду реальные фрагменты бытия, | |
|подвергающиеся исследованию. Предмет же - | |
|это конкретные аспекты, на которое | |
|направлено острие ищущей мысли. | |
|Движущей силой познания является практика. | |
|Практика - это материальная, | |
|предметно-чувственная деятельность людей, | |
|имеющая своим содержанием освоение и | |
|преобразование природных и социальных | |
|объектов и составляющая всеобщую основу и | |
|движущую силу развития человеческого | |
|общества и познания. По отношению к | |
|практике она играет троякую роль. | |
|Во-первых является источником, основой| |
|познания, его движущей силой, дает ему | |
|необходимый фактический материал. | |
|Во-вторых, практика является способом | |
|приложения знаний, и в этом смысле она- | |
|цель познания. В-третьих она служит | |
|мерилом, критерием истинности результатов. | |
|Понятие С. первоначально (напр., у | |
|Аристотеля) обозначало носителя свойств. | |
|состояний и действий. и в этом отношении | |
|было тождественно понятию субстанции. | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|