рефераты скачать

МЕНЮ


Шпора по философии, кандидатский минимум

| |полное сохранение, сохраняется вещество, |

| |энергия, значит частицы нашего «я» после |

| |смерти войдут в вечный круговорот бытия |

| |(закон сохранения). Жизнь, смерть, |

| |бессмертие в духовном опыте вечности. |

| |Человек – единственное существо, которое |

| |осознаёт свою смертность и может делать её |

| |предметом размышления. Первой реакцией, |

| |следующей за осознанием своей смертности, |

| |может быть чувство безнадёжности и |

| |растерянности, даже панической. Преодолевая|

| |это чувство, человек, однако всю оставшуюся|

| |жизнь существует, отягощённый знанием о |

| |грядущей собственной смерти; более точно, |

| |это знание, хотя в большинстве жизненных |

| |ситуаций оно таится в скрытых глубинах |

| |сознания, становится тем не менее |

| |основопологающим в последующем духовном |

| |развитии человека. Жизнь каждого человека |

| |не бесконечна, а обрывается смертью, |

| |небытием… история мировой культуры |

| |раскрывает извечную связь поисков смысла |

| |человеческой жизни с попытками разгадать |

| |таинство небытия, а также со стремлением |

| |жить вечно и если не материально, то хотя |

| |бы духовно, нравственно победить смерть. |

| |Понимание смысла и ценности человеческой |

| |жизни опирается, следовательно, на учении о|

| |социальной сущности человека. Мысль о |

| |неизбежности биологической смерти человека,|

| |проходящие красной нитью через творчество |

| |Толстого, неразрывно связана у него с |

| |утверждением нравственного, духовного |

| |бессмертия человека. Смерть страшна для тех|

| |кто не видит как бессмысленна и погибельна |

| |его одинокая личная жизнь, и кто думает что|

| |он не умирает… |

|18. Формы логического мышления и роль языка|46. Мировоззрение, его структура, роль в |

|в их образовании. Понятие языка науки. |жизни человека. Мировоззрение и философия. |

|Логика – это наука о бытии. Абстрактное |Мировоззрение - это обобщенная система |

|мышление представляет собой результат |взглядов человека (и общества) на мир в |

|языковой коммуникации. Первично язык и |целом, на свое собственное место в нем, |

|мышление представляли единое целое. Язык |понимание и оценка человеком смысла совей |

|способствует образу отрываться от предмета,|жизни и деятельности, судеб человечества; |

|которое отражается в этом образе, и |совокупность обобщенных научных, |

|сохраняться в психике в виде значения этого|философских, социально-политических, |

|слова. Слово может иметь не одно, а |правовых, нравственных, религиозных, |

|несколько значений. |эстетических ценностных ориентаций, |

|Функции языка – назывная и побудительная, |верований, убеждений и идеалов людей. |

|или запретительная. С появлением языка |Мировоззрение отражает ценностное отношение|

|появились человеческие отношения. Сущность |субъекта к окружающему миру или самому |

|языка выявляется в его двуединой функции: |себе. |

|служить средством общения и орудием |Таким образом, мировоззрение есть |

|мышления. Формы мышления – это понятие, |определенная форма духовного освоения |

|суждение, умозаключение, способ связи |действительности под углом зрения отношения|

|составных частей мысленного содержания, в |субъекта к ней. Мировоззрение, в конечном |

|результате этой операции мы теряем образное|счете, направлено на осознание, |

|содержание, но появляется возможность |осмысливание места, роли человека в |

|заключения выводного знания. Понятие – |окружающем мире, чтобы конкретизировать |

|мысль о предмете. Суждения – различны по |понятие мировоззрения стоит рассмотреть его|

|содержанию, а общее по строению у них то, |структуру. Возможны различные срезы в |

|что они имеют одни и те же элементы и |структуре мировоззрения в зависимости от |

|способ связи. С появлением логических форм |того, с каких позиций анализируется подход:|

|человек стал отделять себя от предметов, | |

|они становятся предметом мысли. У человека |Учитывая различия субъектов мировоззрения, |

|две структуры: |можно говорить о мировоззрении |

|А) бессознательная – это совокупность |индивидуально - личностном и мировоззрении |

|бессознательных импульсов, обеспечивающих |общества на определенной ступени его |

|самосохранение, а основным является либидо;|развития (культура). |

| |Можно различать элементы мировоззрения, |

|Б) сознательная – находится в антагонизме с|исходя из особенностей того вида отношений |

|бессознательным. |человека к миру, результатом которых эти |

| |компоненты структуры и являются: |

| |2.1. Познавательная компонента |

| |мировоззрения, в которую входят |

| |разнообразные знания о мире, предметные |

| |(вера, чувственно- эмоциональные знания). |

| |2.2 Ценностная компонента, т.е. цели, |

| |идеалы, оценки и их критерии ценностные |

| |ориентации и установки. Этот элемент |

| |мировоззрения является ядром мировоззрения.|

| | |

| |2.3.Нормативно-регулятивная компонента |

| |включает различные нормы, правила |

| |деятельности и поведения человека, которые |

| |регламентируют деятельное поведение |

| |человека и опираются на предшествующие |

| |компоненты (знания, ценностные компоненты).|

| | |

| |2.4.Эмоционально-волевая, которая возникает|

| |как синтез предшествующих компонент с |

| |волевым настроем, готовности действовать в |

| |соответствии с определенными ценностями. |

| |Наиболее яркий элемент убеждения. Убеждение|

| |самый активный элемент мировоззрения. |

| |3. Анализ мировоззрения. Можно выделить |

| |различные его уровни: |

| |3.1.Обыденное мировоззрение, ? формируется |

| |во многом стихийно. Именно поэтому в |

| |обыденном мировоззрении могут |

| |присутствовать и присутствуют такие |

| |взаимоисключающие моменты, ? не вполне |

| |соответствуют действительным потребностям |

| |субъекта, его истинным интересам. |

| |3.2.Теоретическое мировоззрение формируется|

| |у человека избирательно, с учетом |

| |осознанных человеком действительных |

| |собственных возможностей, задатков, |

| |способностей. Оно предполагает |

| |самосознание. Наиболее существенным |

| |фактором является усвоение культуры в |

| |процессе образования, профессиональной |

| |деятельности. Теоретическое мировоззрение |

| |является системно-рационализаторскими - оно|

| |формируется как результат сознательного |

| |критического отношения к миру. |

| |Эти уровни различаются по тому, посредством|

| |каких методов способов они формируется, |

| |насколько полно представляют и формируют |

| |его интересы. Обыденное и теоретическое |

| |мировоззрение тесно связаны между собой, но|

| |обыденное более мобильно. Исторически |

| |существуют различные типы М: |

| |мифологическое, религиозное, философское, |

| |научное. |

| |М играет активную роль в ЖД человека: |

| |выражает смысл жизни, степень осознания им |

| |себя и своей жизни, определяет идеалы, |

| |выбор тех или иных норм, методов, средств |

| |поведения человека. |

| |Философия есть теоретическая рефлексия над |

| |мировоззрением и культурой определенного |

| |исторического типа. |

| |Соотношение философии и мировоззрения можно|

| |охарактеризовать так: понятие |

| |“мировоззрение” шире понятия “философия”. |

| |Философия - это такая форма общественного и|

| |индивидуального сознания, которая постоянно|

| |теоретически обосновывается, обладает |

| |большей степенью научности, чем просто |

| |мировоззрение. Мировоззрение же отражает |

| |ценностное отношение субъекта к окружающему|

| |миру или самому себе. |

| |Мировоззрение существует в виде системы |

| |ценностных ориентаций, идеалов, верований и|

| |убеждений, а также образа жизни человека и |

| |общества (как форма реализации духовной |

| |сущности мировоззрения). |

| |Философия выступает как размышление над |

| |мировоззрением и культурой, которые |

| |стремятся объяснить, понять, определить тип|

| |культуры и мировоззрения как стремление |

| |обосновать их. Философия стремиться |

| |показать каково значение для человека вот |

| |такого осознания, понимания, обоснования, |

| |каким образом это влияет на самосознание |

| |личности. |

| |Поскольку предметом философии выступает |

| |мировоззрение и культура, постольку |

| |проблемы, с которыми имеет дело философия, |

| |являются смысложизненными. Таких проблем |

| |много и все они выступают как стороны |

| |аспекты, проблемы человека. Проблема |

| |человека – центральная проблема философии. |

| |В качестве отдельных сторон человека |

| |проблема сознания и самосознания человека |

| |проблема познавательных возможностей и |

| |методов познания, проблема отношения |

| |человека и Бога, любви и счастья, свободы и|

| |неволи. |

| | |

| | |

|19. Категории “субъект” и “объект” (допол.)| |

| | |

|Теория познания или гносеология - | |

|раздел философии, изучающий | |

|взаимоотношения субъекта и объекта в | |

|процессе познавательной деятельности, | |

|отношение знания к действительности, | |

|возможности познавания мира человеком, | |

|критерии истинности и достоверности знания.| |

|Современная т.п. строится на теории | |

|отражения. | |

|В философии сущ. 3 основных точки зрения | |

|на познаваемость мира: оптимизм, | |

|агностицизм и скептицизм. Оптимисты | |

|утверждают принципиальную познаваемость | |

|мира, агностики, напротив, ее отрицают. | |

|Скептики не отрицают познаваемость мира, | |

|но выражают сомнения в познаваемости мира. | |

|Мир существует для нас лишь в аспекте его | |

|данности познающему субъекту. Подлинный | |

|субъект познания никогда не бывает | |

|подлинно гносеологическим: это живая | |

|личность с ее страстями, интересами, | |

|желаниями, чертами характера, | |

|темперамента и т.д. Фрагмент бытия | |

|оказавшийся в фокусе ищущей мысли, | |

|составляет объект познания. В современной | |

|гносеологии принято различать объект и | |

|предмет познания. Под объектом познания | |

|имеют в виду реальные фрагменты бытия, | |

|подвергающиеся исследованию. Предмет же - | |

|это конкретные аспекты, на которое | |

|направлено острие ищущей мысли. | |

|Движущей силой познания является практика. | |

|Практика - это материальная, | |

|предметно-чувственная деятельность людей, | |

|имеющая своим содержанием освоение и | |

|преобразование природных и социальных | |

|объектов и составляющая всеобщую основу и | |

|движущую силу развития человеческого | |

|общества и познания. По отношению к | |

|практике она играет троякую роль. | |

|Во-первых является источником, основой| |

|познания, его движущей силой, дает ему | |

|необходимый фактический материал. | |

|Во-вторых, практика является способом | |

|приложения знаний, и в этом смысле она- | |

|цель познания. В-третьих она служит | |

|мерилом, критерием истинности результатов. | |

|Понятие С. первоначально (напр., у | |

|Аристотеля) обозначало носителя свойств. | |

|состояний и действий. и в этом отношении | |

|было тождественно понятию субстанции. | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.