Шпора по философии, кандидатский минимум
|сходны между собой. Микроорганизмы | |
|отличаются только тем, что все их тело | |
|состоит всего-навсего из одной-единственной| |
|клетки. Это принципиальное сходство всех | |
|организмов подтверждает общепринятую теперь| |
|в науке мысль, что все живущее на Земле | |
|связано, так сказать, кровным родством. | |
|Более сложные организмы произошли из более | |
|простых, постепенно изменяясь и | |
|совершенствуясь. Таким образом, стоит | |
|только разъяснить себе образование | |
|какого-нибудь простейшего организма - и | |
|происхождение всех животных и растений | |
|становится понятным. Звездный нуклкосинтез.| |
|В процессе гравитационного коллапса звезд | |
|гравитационная энергия превращается в тепло| |
|и энергию световых квантов, инициируя | |
|реакцию слияния протонов в (-частицы. | |
|Дальнейшее сжатие и сопровождающий его | |
|разогрев звезды создают условия для синтеза| |
|из (-частиц ядер углерода. В этих процессах| |
|высвобождается громадное количество энергии| |
|– намного больше чем при изменении | |
|гравитационной энергии. Это происходит за | |
|счет превращения вещества в энергию в | |
|реакциях нуклеосинтеза. | |
| |43. Понятие живого и неживого. Жизнь как |
| |предмет комплексных исследований. |
| |Различие м/у живым и неживым явл значимым |
| |для нашего восприятия внешнего мира, для |
| |ориентации в нем, а также для |
| |взаимодействия с ним. |
| |Для первобытных и чел-к, и зверь, и дерево |
| |и камень считались живыми, имевшими душу. |
| |Живое – то чем чел-к может питаться, т.е. |
| |объекты охоты, рыбной ловли, собирательства|
| |и то, что нужно для изготовления одежды. |
| |Когда чел-к впервые сталкивается с |
| |неизвестным объектом перед ним встает |
| |вопрос – явл ли этот объект живым или |
| |неживым. Разграничение живого и неживого |
| |или определение жизни представляет проблему|
| |кот нельзя решить раз и навсегда, это |
| |зависит от уровня развития практики и |
| |познания. К этой проблеме люди возвращаются|
| |снова и снова. Сам факт наличия этой |
| |проблемы говорит о необходимости наряду со |
| |всеми др формами отношения к живому, также |
| |и такого отношения, как познавательное, то |
| |есть о необходимости изучать жизнь во всех |
| |ее многообраз-х проявлениях. |
| |В наше время основную массу знаний о живом |
| |люди получают из биологии. Биология видит |
| |живое как бы извне и дает объективные |
| |знания о живом. Философию интересуют |
| |отношения м/у ч-ком и живым. |
| |В разграничении живого и неживого ч-к |
| |сталкив-ся с вопросом о происхождении |
| |жизни. Возникновение живой жизни явилось |
| |закономерным рез-том предшествующей |
| |эволюции планеты. Первые признаки жизни |
| |появились примерно 4 млрд. лет назад, |
| |прмр.2 млрд. лет назад появились клетки |
| |способные к фотосинтезу, распростр. жизни |
| |по всей поверхности планеты – биосферы. |
| |Жизнь предстает как непрерывный во времени |
| |и пространстве поток, в кот. постоянно |
| |преобразуются вещ-во, энергия и информация.|
| |Каждый организм хар-ся наличием процессов |
| |обмена веществ, управлением роста, развития|
| |и размножения. |
|8. Эволюционизм и его ограниченность. |31. Гносеологические и социальные границы |
|Эволюционная теория и генетика. |научного познания. |
|Эволюционизм – учение о развитии живой |Гносеология - изучение проблем природы |
|природы, разработанное гл.обр. Ч.Дарвином; |познания и его возможностей, отношения |
|гл.факторами эволюции живых существ явл. |знания к реальности, исследование |
|изменчивость, наследственность и отбор(иск |предпосылок познания, условий его |
|и ест). Эв. теория явл основой биологии. |достоверности и истинности. Знание - |
|Эв. теория доказывает, что жизнь произошла |проверенный общественно-исторической |
|естествен. путем, все живые формы произошли|практикой и удостоверенный логикой |
|от более простых. |результат процесса познания |
|Возникновение земной жизни явилось |действительности, адекватное ее отражение в|
|закономерным рез-том предшеств-щей эволюции|сознании человека в виде представлений, |
|нашей планеты, не требовавшей вмешательства|понятий, суждений. Знание обладает |
|внеш. воли, и определить необх-ые и |различной степенью достоверности, отражая |
|достаточ-ые условия, а также |диалектику абсолютной и относительной |
|последовательные стадии диалектич. скачка |истины. Отношение знания к действительности|
|от неживой природы к первонач-ым формам |носит многоуровневую и сложно |
|жизни. |опосредованный характер и развивается как в|
|Представление о жизни как определенной |истории человеческой культуры, так и в |
|стадии в эволюции не только нашей планеты, |процессе индивидуального развития личности.|
|но и космоса, Вселенной в целом |Научное знание делится на эмпирическое и |
|формировалось в нач. 20в. рядом весьма |теоретическое. Житейские знания |
|своеобраз. мыслителей, которых принято |основываются на здравом смысле и обыденном |
|относить к направлению русского космизма. |сознании и являются основой поведения |
|Идеи русского космизма оказали влияние на |человека. Эта форма знания совершенствуется|
|В.И.Вернадского, в творчестве кот., |по мере развития научного знания. Научное |
|пожалуй, с наиб. глубиной реализовалось |знание характеризуется осмыслением факторов|
|представление о жизни как факторе |в системе понятий данной науки, включается |
|планетарного и космич-го порядка и об |в состав теории образующей высший уровень |
|ответственности человека наделенного |научных знаний. Научное знание - обобщение |
|разумом за сохранение жизни. |достоверных фактов, за случайным находит |
|Эв. теория – совок-ть представлений. Эв |необходимое и закономерное, за единичным и |
|теория практически не доказана. |частным - общее. На этой основе |
|Основу эволюционного подхода к проблеме |осуществляется прогнозирование. Научное |
|возникновения жизни составляет идея |знание необходимо для того, чтобы |
|развития, которая как методологический |направлять и регулировать практику. Наука |
|принцип познания живой природы начала |ориентирована на предметное и объективное |
|оформляться в период XVII— XVIII веков. |исследование действительности. Научное |
|Однако первые попытки носили характер |знание характеризуется системностью и |
|стихийных, гениальных догадок. Впервые |обоснованностью. Научное знание - продукт |
|концепция развития (в особенности |научной деятельности. |
|органического) была сформулирована | |
|древнегреческими философами. В философии | |
|Аристотеля появляется диалектический | |
|результат живого развития жизни. Эти | |
|взгляды дальнейшее воплощение получили в | |
|принципе непрерывности Г.В. Лейбница и его| |
|учении о всеобщей связи сущего. Лейбниц | |
|приходит к выводу о родстве всех живых | |
|существ и о их единстве с неорганической | |
|природой. Воззрения швейцарского философа и| |
|естествоиспытателя Ш. Бонне испытали | |
|влияние Лейбница. По мнению Бонне, | |
|органический мир в целом можно сравнить с | |
|организмом, в котором все элементы связаны | |
|между собой настолько тесно, что невозможно| |
|допустить отсутствие какого-либо из них. | |
|Концепция Бонне в своей основе не содержала| |
|идеи развития, так как основывалась на | |
|преформистских представлениях, согласно | |
|которым эволюция — это развертывание вечно | |
|существующих зародышей, исключающее | |
|новообразования. Французский материалист Ж.| |
|О. Ламеттри высказал идею о возникновении | |
|живых форм из органических зародышей под | |
|влиянием внешней среды. Единство | |
|растительного и животного царства он | |
|усматривал в сходстве составляющих их | |
|элементов. | |
|Важную роль в разработке идеи развития и | |
|становления эволюционного учения сыграли | |
|труды выдающегося французского | |
|естествоиспытателя XVIII'в. Ж. Л. Бюффона, | |
|автора знаменитой многотомной «Естественной| |
|истории». Он вообще стал отрицать | |
|возможность какой бы то ни было | |
|классификации, полагая, что виды — не | |
|реально существующие в природе единицы, а | |
|искусственные, надуманные категории. Одним | |
|из первых философов, сделавших попытку | |
|применить современное ему естествознание | |
|для объяснения строения и развития мира, | |
|был И. Кант. Признание эволюции живого и | |
|растительного мира явилось для Канта | |
|логическим завершением его космогонической | |
|гипотезы. Во времена Канта господствовала | |
|идея неизменяемости и постоянства видов. | |
|Возможность доказательства общности | |
|происхождения «великого множества» видов | |
|живых организмов, населяющих Землю, Кант | |
|видел в создании естественной истории как | |
|самостоятельной науки. Высказываясь в | |
|защиту исторического подхода, Кант горячо | |
|выступает против идеи множества локальных | |
|актов творения. В этот же период немецкий | |
|естествоиспытатель К. Ф. Вольф опубликовал | |
|свою диссертацию «Теория зарождения», в | |
|которой опроверг учение о преформации и | |
|научно обосновал теорию эпигенеза. | |
|В 1809 г. Ламарк опубликовал «Философию | |
|зоологии», которая содержала его основные | |
|возражения против метафизической идеи | |
|вечности и неизменности видов. Впервые в | |
|истории науки в этом труде была | |
|последовательно изложена идея о постепенном| |
|развитии всех организмов из простейших форм| |
|жизни, сделана первая попытка объяснить это| |
|развитие действием естественных сил, | |
|влияющих на организацию растений и | |
|животных. Согласно Ламарку, развитие | |
|органического мира осуществляется путем | |
|естественной «градации», как постепенный | |
|переход от простейших форм биологической | |
|организации к усложняющимся и | |
|совершенствующимся. Накопленный длительным | |
|развитием биологической науки фактический и| |
|теоретический материал требовал своего | |
|объяснения в рамках общей концепции, | |
|диалектически отражающей противоречивые | |
|процессы развития в живой природе. Такое | |
|объяснение было дано Ч. Дарвином, который | |
|вскрыл и объяснил источники и движущие силы| |
|этой эволюции. В основу теории эволюции им | |
|были положены следующие материальные | |
|факторы: наследственность, изменчивость и | |
|естественный отбор. Его учение о | |
|естественном отборе стало ключевым в | |
|решении многих проблем эволюции | |
|органического мира. В 1859 г. был выпущен | |
|главный труд всей жизни Ч. Дарвина — | |
|«Происхождение видов путем естественного | |
|отбора, или Сохранение благоприятствуемых | |
|пород в борьбе за жизнь». Дарвин вскрыл | |
|движущие силы эволюции живой природы. Он | |
|попытался понять и объяснить действительную| |
|природу внутренних противоречий | |
|органического мира. Его теория не только | |
|объясняет характер этих противоречий, но и | |
|указывает пути, по которым они разрешаются | |
|в мире животных и растений. Значительное | |
|место во всех трудах Дарвина, и в | |
|частности, в «Происхождении видов», | |
|занимают доказательства самого факта | |
|органической эволюции. Сейчас | |
|общепризнанно, что в основе всего живого | |
|лежат сходные химические соединения группы | |
|белков, среди которых особое положение | |
|имеют нуклеопротеиды. Это — соединения | |
|белковых тел и нуклеиновых кислот. | |
|Нуклеопротеиды составляют основной | |
|компонент клеточного ядра растений и | |
|животных. Исследования в области | |
|молекулярной биологии показали, что | |
|нуклеиновые кислоты ответственны за многие | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|