Шпора по философии, кандидатский минимум
| |необязательно она структурируется субъектом|
| |на чувственную и рациональную составляющие.|
| | |
|17. Соотношение биол. и социал. в чел-ке. |40. Научная деятельность как творчество. |
|Понятие личности. |Пути и способы решения научной проблемы. |
|Человек – существо биосоциальное. Строго | |
|говоря, эволюция человека происходит на | |
|всем протяжении его существования. Но она | |
|относится к социальной стороне его жизни. | |
|Что же касается биологической эволюции | |
|человека, то с тех пор как он выделился из | |
|животного мира, она перестала иметь по | |
|крайней мере решающее значение. Даже люди с| |
|ослабленным здоровьем благодаря успехам | |
|медицины могут принимать активное участие в| |
|жизни общества. Сила естественного отбора в| |
|социальном мире все более ослабевает, так | |
|как социальные институты, здравоохранение | |
|постоянно сглаживают влияние индивидуальной| |
|биологической изменчивости. Сегодня | |
|наблюдается очень медленный темп | |
|генетических изменений, производимых | |
|отбором, и вместе с тем большое | |
|генетическое сходство между различными | |
|человеческими группами. С другой стороны, | |
|имеется огромное разнообразие человеческих | |
|культур и образов жизней, очень быстрый | |
|рост социальных изменений, | |
|свидетельствующих о происходящей культурной| |
|эволюции человечества. Поэтому можно с | |
|уверенностью говорить о ведущей роли | |
|культуры в эволюции homo sapiens. | |
|Политические, экономические и социальные | |
|изменения во многих странах, связанные с | |
|улучшением жизни людей, прямо влияют на | |
|состояние их здоровья и, следовательно, на | |
|уменьшение зависимости человека от | |
|естественного отбора. У человека роль | |
|естественного отбора заключается в | |
|сохранении генофонда, в сдерживании | |
|мутаций, отрицательно влияющих на его | |
|здоровье. если судить о физическом здоровье| |
|людей, его состояние за историю существенно| |
|улучшилось. Комплексным показателем здесь | |
|может служить увеличение средней | |
|продолжительности жизни населения. Теперь | |
|обратимся к вопросу о развитии умственных | |
|способностей. Один из создателей евгеники | |
|(теории о наследственном здоровье человека | |
|и путях его улучшения) английский психолог | |
|и антрополог Фрэнсис Галътон (1822—1911) | |
|был убежден в том, что интеллект | |
|современного человека снижается. По его | |
|мнению, представители низших классов | |
|обладают более низким коэффициентом | |
|интеллектуальности —IQ. В то же самое время| |
|именно эти слои имеют и больше детей. | |
|Однако в начале 60-х гг. была показана | |
|ошибочность того, что существует прямая | |
|зависимость между социальным положением, | |
|количеством детей и IQ. Современные биологи| |
|и антропологи полагают, что процесс | |
|биологической эволюции человека как вида, | |
|т.е. процесс видообразования человека, | |
|прекратился со времени образования homo| |
|sapiens. Прежде всего об этом | |
|свидетельствует тот факт, что в течение | |
|этого периода мозг человека не изменился, | |
|морфологически. изменение его завершилось. | |
|Противоположная точка зрения не имеет | |
|достаточного основания. | |
|В современной литературе по вопросу о роли | |
|социальных и биологических факторов в | |
|индивидуальном развитии человека существуют| |
|два различных подхода к решению проблемы. | |
|Одни авторы утверждают, что развитие | |
|человека целиком обусловлено генами, | |
|абсолютизируя, таким образом, биологический| |
|фактор. Это направление называется | |
|панбиологизм. Вторая точка зрения состоит в| |
|том, что все люди рождаются с одинаковыми | |
|генетическими задатками, а главную роль в | |
|развитии их способностей играют воспитание | |
|и образование. Эта концепция получила | |
|название пансоциологизм. В индивидуальном | |
|развитии человека различаются два периода —| |
|эмбриональный и постэмбриональный. Первый | |
|охватывает период внутриутробного развития | |
|человеческого эмбриона (зародыша). Уже на | |
|самой ранней стадии развития эмбриона | |
|начинается реализация генетической | |
|программы, полученной от родителей и | |
|закрепленной в хромосомах ДНК. Каждый | |
|человек является носителем специфического | |
|индивидуального набора генов, вследствие | |
|чего он генетически уникален. На | |
|сегодняшний день господствующей точкой | |
|зрения можно считать ту, которая | |
|утверждает, что наследуются не сами | |
|способности как таковые, а лишь их задатки,| |
|которые в большей или меньшей степени могут| |
|проявляться в условиях среды. Генетический | |
|потенциал человека ограничен во времени, | |
|причем достаточно жестко. Если пропустить | |
|срок ранней социализа-ции, этот потенциал | |
|не успевает реализоваться и угасает. Ярким | |
|примером этого могут служить многочисленные| |
|случаи, когда младенцев попавших в джунгли.| |
|Это свидетельствует о том, что характерные | |
|черты человеческого поведения и | |
|деятельности приобретаются только через | |
|социальное наследование, через передачу | |
|социальной программы в процессе воспитания | |
|и обучения. Можно выделить следующие | |
|факторы, воздействующие на человека: | |
|биологические задатки, кодируемые в генах; | |
|среда (социальная и природная); | |
|деятельность индивида; ум (сознание, | |
|мышление). Взаимодействие наследственности | |
|и среды в развитии человека имеет место в | |
|течение всей его жизни. Но особую важность | |
|оно приобретает в периоды формирования | |
|организма: эмбрионального, грудного, | |
|детского, подросткового и юношеского. | |
|Именно в эти периоды наблюдается | |
|интенсивный процесс развития организма и | |
|формирования личности. Наследственность | |
|определяет то, каким может стать организм, | |
|но формируется он под одновременным | |
|влиянием обоих факторов как | |
|наследственности, так и среды. Сегодня | |
|становится все более общепризнанным, что | |
|адаптация человека осуществляется под | |
|влиянием двух программ наследования — | |
|биологической и социальной. Все признаки и | |
|свойства любого индивида являются, таким | |
|образом, результатом взаимодействия его | |
|генотипа и среды. | |
|Личность – человеческий индивид в аспекте | |
|его социальных качеств, формирующихся в | |
|процессе исторически конкретных видов | |
|деятельности. Личность формир в процессе | |
|деятельности, общения. Иначе говоря, формир| |
|ее в сущности есть процесс социализации | |
|индивида. Этот проц требует от чел | |
|продуктивной активности, выраж. в | |
|постоянной корректировке своих действий, | |
|поведений, поступков. Это вызывает | |
|необходимость развития способности | |
|самооценки, что связано с развитием | |
|самосознания. Самосознание и самооценка в | |
|совокупности образуют тот основной стержень| |
|личности, вокруг кот складывается | |
|неповторимая специфика личности. При этом | |
|только в деятельности индивид выступает и | |
|самоутверждается как личность, иначе он | |
|остается вещью в себе. Чел может строить | |
|любые иллюзии на свой счет, но то, чем он | |
|является в действительности, может быть | |
|обнаружено только в деле. И именно по нему | |
|другие люди могут оценить его личность. | |
|Соц-деятельная сущность лежит в основе | |
|социализации инд, в процессе которого и | |
|формируется личность. Личность есть совок | |
|трех ее основных составляющих: | |
|биогенетических задатков, воздействия соц | |
|факторов и ее психосоциального ядра - "Я". | |
|Это Я определяет характер психики чел, | |
|сферу мотивации, способ соотнесения своих | |
|интересов с общественными, уровень | |
|притязаний, основу формирования убеждений, | |
|ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно | |
|же явл основой формир соц чувств человека: | |
|собств достоинства, долга, ответственности,| |
|совести, справедливости... Субъективно, для| |
|индивида, личность выступает как образ его | |
|Я - он то и служит основой внутр самооценки| |
|и представляет собой то, каким индивид | |
|видит себя в настоящем, будущем, каким он | |
|хотел бы быть. Человек как личность есть | |
|процесс, требующий неустанной душевной | |
|работы. | |
| |45. Жизнь, смерть и бессмертие в духовном |
| |опыте личности. |
| |Жизнь и смерть – вечные темы духовной |
| |культуры человечества. Каждый человек рано |
| |или поздно задумывается о смысле жизни, |
| |смерти, о бессмертии. Считалось, что жизнь |
| |– это миг данный человеку чтобы |
| |подготовиться к смерти и бессмертию. К |
| |жизни (к понятию) относились по-разному, |
| |кто считал жизнь сном, кто страданием, кто |
| |безумием и т. д. Кто воспринимает жизнь |
| |как драму – какая бы удачная и долгая не |
| |была жизнь конец её неизбежен. Эпикур |
| |говорил – когда мы существуем, смерти еще |
| |нет, а когда присутствует смерть, нас нет. |
| |Человек, в отличие от животного, размышляет|
| |о смерти, но животные чувствуют приближение|
| |смерти. Одноклеточные организмы бессмертны,|
| |когда организмы становятся многоклеточные в|
| |него как бы встраивается механизм |
| |самоуничтожения на определенном этапе |
| |развития, связанный с геномом. Мудрость |
| |человека выражается в спокойном отношении к|
| |жизни и смерти, человек должен относиться к|
| |ним одинаково. |
| |Жизнь, смерть и бессмертие рассматривается |
| |в биологическом измерении, второе измерение|
| |рассматривается с уяснением специфики |
| |человеческой жизни и её отличия от жизни |
| |всего живого, третье связано с идеей |
| |бессмертия (дело, дети, внуки, предметы его|
| |деятельности, идеи, образы и т. д.). |
| |Мумификация – тоже вид бессмертия. Есть |
| |также бессмертие – растворение умершего |
| |тела и духа во Вселенной. Христианство: |
| |«День смерти лучше дня рождения» |
| |Бессмертие через восприятие Ислам: человек |
| |сотворён волей Аллаха Существует немало |
| |концепций жизни, смерти, бессмертия, |
| |основанных на без религиозном подходе к |
| |миру и человечеству – жизнь – всё, а смерть|
| |– трагедия, которая делает жизнь |
| |бессмертной. Для неверующего – невозможно |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|