Шпора по философии, кандидатский минимум
|считал, что окружающий человека мир |во внимание его активность. |
|представлен ему в качестве содержания |Постнеклассический тип рациональности — это|
|психических форм, за пределы кот-х он выйти|выход на уровень осознания того факта, что |
|не может (в последствии эту мысль развил |знания об объекте соотносятся не только с |
|И.Кант). Однако он впадает в крайности, |особенностями его взаимодействия со |
|снимая по сути дела вопрос об источнике |средствами (а значит, соотносятся и с |
|наших ощущений и восприятий, а в более |субъектом, использующим эти средства), но и|
|широком контексте – об источнике знаний |с ценностно-целевыми структурами |
|вообще. Очевидно, что отрицание |деятельности субъекта. Другими словами, |
|объективного мира, лежащего за пределами |признается, что субъект влияет на |
|форм созерцания, ведет к игнорированию его |содержание знаний об объекте не только в |
|законов, абсолютизации мира субъективного |силу применения особых исследовательских |
|со всеми вытекающими отсюда последствиями. |средств и процедур, но и в силу своих |
|Поэтому система философии Беркли имеет не |ценностно-целевых установок, которые |
|столь много сторонников, как объективный |напрямую связаны с вненаучными, социальными|
|идеализм. |ценностями и целями. В постклассике |
| |социальная жизнь, ее ценности и цели |
| |признаны компонентами (явными или неявными)|
| |научного знания об объекте, что с |
| |неизбежностью перестраивает весь |
| |категориальны > > аппарат философии науки и|
| |гносеологии. |
| |Смена типов рациональности есть процесс |
| |углублена рефлексивной работы мышления, |
| |сопровождающей познавательную деятельность.|
| | |
| | |
| |33. Заблуждение в научном познание и пути |
| |их преодоления. |
| |Заблуждение — это содержание сознания, не |
| |соответствующее реальности, но принимаемое |
| |за истинное. История познавательной |
| |деятельности человечества показывает, что и|
| |заблуждения отражают — правда, односторонне|
| |— объективную действительность, имеют |
| |реальный источник, «земное» основание. Нет |
| |и в принципе быть не может заблуждения, |
| |решительно ничего не отражающего — пусть и |
| |очень опосредованно или даже предельно |
| |извращенно. Истинны ли, к примеру, образы |
| |волшебных сказок? Ответим: да, истинны, но |
| |лишь отдаленно — они взяты из жизни и |
| |преобразованы силой фантазии их творцов. В |
| |любом вымысле содержатся нити реальности, |
| |сотканные силой воображение в причудливые |
| |узоры. В целом же такие образцы не есть |
| |нечто истинное. Бытует мнение, будто |
| |заблуждения — досадные случайности, Однако |
| |они неотступно сопровождают историю |
| |познания как плата^ человечества за |
| |дерзновенные попытки узнать больше, чем |
| |позволяют уровень наличной практики и |
| |возможности теоретической мысли |
| |Человеческий разум, устремленный к истине, |
| |неизбежно впадает в разного рода |
| |заблуждения, обусловленные как его |
| |исторической ограниченностью, так и |
| |претензиями, превосходящими его реальные |
| |возможности. Заблуждения обусловлены и |
| |относительной свободой выбора путей |
| |познания, сложностью решаемых проблем, |
| |стремлением к реализации замыслов в |
| |ситуации неполной информации. Тут уместно |
| |напомнить слова И.В. Гете: «Кто ищет, |
| |вынужден блуждать». В научном познании |
| |заблуждения выступают как ложные теории, |
| |ложность которых выявляется ходом |
| |дальнейшего развития науки. Так было, |
| |например, с геоцентрической теорией |
| |Птолемея или с ньютоновской трактовкой |
| |пространства и времени. |
| |Итак, заблуждения имеют и гносеологические,|
| |и психологические, и социальные основания. |
| |Но их следует отличать от лжи как |
| |нравственно-психологического феномена. |
| |Чтобы глубже оценить истину и судить о ней,|
| |необходимо знать и о заблуждении, и о лжи. |
| |Итак, заблуждения имеют и гносеологические,|
| |и психологические, и социальные основания. |
| |Но их следует отличать от лжи как |
| |нравственно-психологического феномена. |
| |Чтобы глубже оценить истину и судить о ней,|
| |необходимо знать и о заблуждении, и о лжи. |
| |Ложь — это искажение действительного |
| |состояния дел, имеющее целью ввести |
| |кого-либо в обман. Ложью может быть как |
| |измышление о том, чего не было, так и |
| |сознательное сокрытие того, что было. |
| |Источником лжи может также быть и логически|
| |неправильное мышление. Мудрость гласит, что|
| |все ложное болеет бессмысленностью. |
| |Научное познание по самой своей сути |
| |невозможно без столкновения различных, |
| |порой противоположных воззрений, борьбы |
| |убеждений, мнений, дискуссий, так же как |
| |невозможно и без заблуждений, ошибок. |
| |Проблема ошибок занимает далеко не |
| |последнее место в науке. В |
| |исследовательской практике ошибки нередко |
| |совершаются в ходе наблюдения, измерения, |
| |расчетов, суждений, оценок. Как утверждал |
| |Г. Галилей, избегать ошибок при наблюдении |
| |просто невозможно. |
| |Однако нет оснований для пессимистического |
| |воззрения на познание как на сплошное |
| |блуждание в потемках вымыслов. До тех пор |
| |пока человек стремится все вперед и вперед,|
| |говорил И.В. Гете, он блуждает. Заблуждения|
| |в науке постепенно преодолеваются, а истина|
| |пробивает себе дорогу к свету. |
|12. Материализм и его исторически формы. | |
|(от лат. – вещественный) – направление в | |
|фил-ии, сведение сущего к материи. Все | |
|существующее – материально, хотя и не | |
|обязательно вещественно. Материализм – одна| |
|из форм натуралистического мировоззрения и | |
|отрицает существование каких-либо | |
|внеприродных начал (Бога, абсолютного | |
|духа). | |
|Позиция материализма – первичность материи | |
|– объективной реальности, существующей вне | |
|и независимо от сознания, духа, | |
|развивающейся по своим законам. В | |
|материализме нет учения о бытие. | |
|В истории материализма были попытки | |
|создания глобальных умозрительных | |
|конструкций, так атомисты Левкипи и | |
|Демокрит считали, что в основе мира лежат | |
|невидимые частицы – атомы, отличающиеся др.| |
|от др. формами, положением, порядком. | |
|Демокрит утверждал, что душа состоит тоже | |
|из атомов. | |
|Логически доказать сущест-ие объективного | |
|источника наших восприятий невозможно, но | |
|без этого утверждения о материи теряют | |
|смысл, поэтому материализм берет на | |
|вооружение опыт и здравый смысл («наивный | |
|реализм»). Философ-е учения Беркли, Канта | |
|показывают, что опыт не доказывает того, | |
|что мир существует независимо от нашего | |
|сознания. Поэтому в поисках предельных | |
|оснований бытия материализм был вынужден | |
|смыкаться с науками. Возникают | |
|механистический материализм - | |
|абсолютизирует з-ны механики, экономический| |
|мат-м – з-ны экономики, вульгарный мат-м – | |
|сводит мышление к нейромозговым процессам. | |
|Материализм не мог ответить на многие | |
|вопросы и единственным выходом было | |
|отказаться от теории бытия и сосредоточить | |
|рефлексивные усилия на процессе познания, | |
|устраняя абсолютную идею, Бога, такой | |
|материализм назывался диалектическим – его | |
|суть – вне человеческого сознания и | |
|независимо от него существует объективная | |
|реальность – материя. | |
|Современный этап материалистической | |
|философии связан с именем К.Маркса. | |
|13. Категория общественного бытия. |36. Научное предвидение и его формы. |
|Была выработана и введена Марксом в 50-х |Логические основы научного предвидения. |
|гг. 19 в. Совокупность общественных связей |Научное предвидение – эмпирически и |
|и общественных отношений образует |теоретически обоснованное предположение о |
|общественное бытие – мир человека, в |будущем состоянии явлений природы, общества|
|котором даже предметы природы существуют в |и духовных процессов, неизвестных в |
|общественно-преобразованных формах. Маркс: |настоящий момент, но поддающиеся выявлению.|
|«общество не состоит из индивидов, а | |
|выражает сумму тех связей и отношений, в |Научное предвидение является основой |
|которой эти индивиды находятся друг к |научного знания. |
|другу». Общество – ансамбль, совокупность |Формы: 1 Предсказание – локализованное во |
|общественных отношений. Между человеком и |времени и пространстве конкретное |
|вещью существует общественное бытие, |предвидение (например, солнечное затмение).|
|никакого другого бытия у человека нет. |2 Прогнозирование – специальное научное |
|Общественное бытие предстает как совокупная|последование перспектив развития какого – |
|общественная практика, как единство |либо явления (например, прогноз развития |
|языкового общения и преобразовательной |экономики на 5- летку).Предвидение – |
|деятельности. Труд пчел, муравьев |заключительное звено сложной цепи |
|представляет систему бессознательных |познавательных процедур, основными из |
|операций, в нем нет ничего человеческого, |которых является индукция, дедукция и |
|общественного, не применимо понятие |аналогия. |
|производство, однако непосредственные связи|Индукция – способ рациональной |
|сохраняются, обеспечивая совместное |интерпретации явлений, которое даёт |
|существование. Но общественное и совместное|возможность предсказать наступление событий|
|не одно и тоже. Стадные животные не |с определённой степенью вероятности. |
|являются общественными, разделение функций |Дедукция – движение мысли от знания общего |
|объясняется биологическими причинами, а не |к частному, единичному, на основе отношения|
|объективными условиями, которые |дедуктивной теории к прогнозируемым |
|складываются в развитие самой деятельности |явлениям можно выделить 3 вида предвидения:|
|данного животного сообщества. | |
|Преобразовательная деятельность невозможна |Предвидение явлений не существующих в |
|вне языкового общения, язык вне ее тем |настоящем, но возможных в будущем (расчёт |
|более невозможен, если люди перестанут |энергии для машины). |
|производить необходимые средства к жизни, |Предвидение явлений существующих, но не |
|то скоро некому будет вступать в общение. |зафиксированных в опыте (периодическая |
|Общественное бытие: экономический фактор, |система Менделеева). |
|общественные отношения, правовые, |Предвидение явлений реально существующих, |
|моральные, религиозные и т.д. |но устанавливаемых на основе эмпирических |
|дополнения. Общественное сознание – это |фактов. |
|воззрения людей в их совокупности на |Аналогия – знание о каких-то признаках |
|явления природы и социальную реальность, |предмета достигается на основании того, что|
|выраденные в созданных обществом |в других признаках он имеет сходство с |
|естественном и исскуственном языке, |другими предметами. |
|творениях духовной культуры, социальных |А имеет признак a, b, c. |
|нормах и взглядах социальных групп, народа |B имеет признак a, b. |
|и человечества в целом. Структурными |Вероятно B имеет признак C. |
|элементами общественного сознания являются |4 вида прогноза 1. Поисковые, 2. |
|различные его формы: политическое, |Нормативные, 3. Аналитические, 4. Прогнозы |
|правовое, нравственное, религиозное, |– предостережения. |
|эстетическое, научное и философское, |1.Поисковые прогнозы: составляют, чтобы |
|которые различаются между собой по предмету|выявить, каким может быть будущее, |
|и форме отражения, по социальной функции, |отправляясь от реалистических оценок |
|по характеру закономерности, а также по |существующих в данное время тенденция |
|степени своей зависимости от общественного |развития в различных сферах общественной |
|бытия. |деятельности. |
|Вопрос о сущности общественного бытия не |Нормативные прогнозы ,ориентированные на |
|так прост, как может показаться. 1-ая |достижения в будущем определённых целей, |
|сложность закл-ся в том, что применительно |содержат различные практические |
|к отношению общ. бытия и общ. сознания |рекомендации для осуществления |
|нельзя просто говорить о «первичности и |соответствующих планов и программ развития.|
|вторичности» в общефилософском плане, т.к. | |
|этого недостаточно. Общ. сознание возникло |Аналитические прогнозы:, как правило |
|спустя какое-то время после возникновения |делаются для того, чтобы в научных целях |
|общ. бытия, а одновременно и в единсте с |определить познавательную ценность |
|ним. И если мирозданию в целом |различных методов и средств исследования |
|«безразлично» существование человеческого |будущего. |
|разума, то общество не могло быбез него не |Прогнозы предостережения: составляются для |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|