Шпора по философии, кандидатский минимум
|важные процессы жизнедеятельности | |
|организмов. При этом особую роль играют | |
|макромолекулы дезоксирибонуклеиновой | |
|кислоты (ДНК) и рибонуклеиновой кислоты. | |
|Доказательством эволюции служит и сходство | |
|органов животных, выражающееся в их | |
|положении, соотношении в общем плане | |
|строения и в развитии из сходного зачатка | |
|зародыша. Сходные органы называются | |
|гомологичными органами. Эволюционная теория| |
|объясняет сходство органов общностью | |
|происхождения сравниваемых форм, тогда как | |
|сторонники креационистских концепций | |
|истолковывали это сходство как волю творца,| |
|создававшего группы животных по | |
|определенному плану. Подтверждением идеи | |
|эволюции является отражение истории | |
|развития организмов на их строении и на | |
|процессах зародышевого развития, а также | |
|географическое распространение организмов. | |
|Особое место в разработке и углублении | |
|эволюционных представлений занимает | |
|генетика. Представления о неизменности | |
|генов начинают преодолеваться в 20—30-е | |
|годы XX в. в связи с возникновением | |
|популяционной, эволюционной генетики. | |
|Выяснение структуры популяций позволило | |
|по-новому посмотреть на эволюционные | |
|процессы, разыгрывающиеся на популяционном | |
|уровне. Генетика дала возможность | |
|проследить основные этапы эволюционного | |
|процесса от появления нового признака в | |
|популяции до возникновения нового вида. Она| |
|принесла в исследование внутривидового, | |
|микроэволюционного уровня точные | |
|экспериментальные методы. | |
| |35. Эмпирическое познание и его методы. |
| |Эмпирическое познание предполагает |
| |формирование на основе данных наблюдения |
| |особого типа знания - научного факта. |
| |Научный факт возникает как результат очень |
| |сложной рациональной обработки данных |
| |наблюдений: их осмысления, понимания, |
| |интерпретации. Эмпирическое исследование в |
| |основе своей ориентировано на изучение |
| |явлений и зависимостей между ними. Оно |
| |базируется на непосредственном практическом|
| |взаимодействии исследователя с изучаемым |
| |объектом. Оно предполагает осуществление |
| |наблюдений и экспериментальную деятельность|
| |- в этом заключается особая роль эмпирии в |
| |науке. Эмпирический уровень познания имеет |
| |сложную организацию. Можно выделить два |
| |подуровня: во-первых, наблюдений, |
| |во-вторых, эмпирических фактов. Переход от |
| |данных наблюдения к эмпирическому факту |
| |предполагает следующие познавательные |
| |операции: во-первых, рациональную обработку|
| |данных наблюдения и поиск в них устойчивого|
| |инвариантного содержания. Во-вторых, для |
| |установления факта необходимо истолкование |
| |выявленного в наблюдениях инвариантного |
| |содержания (широко используются ранее |
| |полученные теоретические знания) Методы |
| |эмпирического познания: наблюдение - |
| |целенаправленное восприятие явлений |
| |объективной действительности, в ходе |
| |которого мы получаем знание о внешних |
| |сторонах, свойствах изучаемых объектов; |
| |описание - закрепляет и передает результаты|
| |наблюдения с помощью определённых знаковых |
| |средств. Описание подразделяется на два |
| |основных вида качественное и |
| |количественное. Количественное описание |
| |осуществляется с применением языка |
| |математики (фиксация данных измерения); В |
| |основе операции измерения лежит сравнение |
| |объектов по каким-либо сходным свойствам |
| |или сторонам. |
| |10. Конкретно-ситуативный характер |
| |биологической психики, ее целесообразные |
| |функции. |
| |Психика-специфич форма отражения, кот |
| |нач-ся с чувств-ти – непосредств-х |
| |пепереживаний, связанных с присоб-ем к |
| |среде. |
| |Основой мех-ма чувтс-ти явл. нервные имп-сы|
| |– биоэлектр сигналы, кот не изменяют |
| |физиолог. процессы, а явл средством связи с|
| |биол-ки значимыми параметрами. |
| |В ответ на изменение внеш среды ж-ое не |
| |перестраивает свои физиол. фкц, а изм-ет |
| |свое поведение и место пребывания. Так |
| |шорох сам по себе нейтрален, но он заст-ет |
| |ж-ое применить меры предосторожности. Он |
| |ориентирует поведение ж-го, инфор-ет его щ |
| |сущ-нии биол-ки знач-го объекта. |
| |Жив-ая психика отражая пространств-врем |
| |парам-ры отражает и биол-ки нейтраль. |
| |св-ва, но этот момент не носит самост-го |
| |хар-ра, а подчинен целям адаптации и |
| |самосохр-я. |
| |Для ж-го предмет псих-го отраж-я сводится |
| |только к тому субъек-му переживанию, кот он|
| |выз-ет у орг-ма вданной ситуации. Психика |
| |ж-го воспр-ит предмет, как абс-но |
| |тождест-ый с самим отражающим субъектом. |
| |Психика ж-го обесп-ет ему сущ-ие сообразно |
| |принципам индив-ой жизнедеят-ти и носит |
| |конкретно-ситуативный хар-р. Это озн-ет, |
| |что она привязана к конкр. ситуации и |
| |помимо нее не имеет какого-либо сод-ия.Ж-ое|
| |как бы живет в наст., для ж-го нет ни прош,|
| |ни буд-го, только наст-ее. Прошлое уходит |
| |из сферы псих-го и сохр0ся на уровне |
| |условно-рефл-го физиол. процесса. Ж-ое |
| |след-но не м. предав-ся воспоминаниям, тем |
| |более осмыслить свое прошлое. |
|11.Философский идеализм. Идеализм – |32. Понятие науки. Типы научной |
|развитие мира определяется духовным |рациональности в истории науки. |
|началом. |Наука – это учение о сущем. Наука сама по |
|Гераклий (в 6 в. до н.э.) считал, что |себе есть система объективных истин, она |
|космос разумен и чел-к в процессе дыхания |необходима как ср-во достиженияцели |
|становиться причастным к нему. Мысль о |(дух,матер. порядка). Венцом науч познания |
|причастности разумного нач |выст-т теория.. Наука есть вид дух деят-ти,|
|ала к тайнам мироздания – развернутое |напр-ый на выработку, проверку и |
|выражение впервые получило у Платона. Его |систематизацию знаний. На их основе созд-ся|
|учение основывалось на противопоставлении |ср-ва, расшир-щие дух и прак-ие возм-ти |
|двух миров6 мира «видимого» и мира |чел. Создаваемый ч-ком искус-й мир – это |
|умопостигаемого (мира идей). |продолжение и усиление его ест-ых |
|Объективный идеализм – фил-ия Платона, в |способностей. Сейчас насчит-ся 3 тыс наук, |
|кот. идея выступает как основа мироздания и|увелич-ся число компл-ых наук(биохимия) |
|объекта познания. Ее достижения были |поэтому клас-ция наук задача слож и |
|закреплены в неоплатонизме, сделавшем |трудоемкая. По объекту отражения науки |
|основной категорией Единое (Одно). |клас-ся на: 1. Естеств-е – науки о природе.|
|Родоначальник неоплатонизма Плотин |Отличается четким и устойчивым предметным |
|рассматривает Единое как неизъяснимую и |содержанием. 2. Гуманитар. – об обществе и |
|неизменную, невыразимую с помощью обычного |чел-ке, изучают события, познание |
|языка первосущность. Оно совершенно и |котсводится к описанию единичных, специф-х |
|вечно, присутствует во всем и вместе с тем |явлений. 3. Технические – обеспечивают |
|отлично от каждой отдельно входящей в |практич-ю реализацию знаний. Гл. объект – |
|какое-либо множество вещи. "Всякое |технич. устр-во, машина. Матем. науки в |
|множество вторично в сравнении с единым", -|качестве аппарата исследований проникают во|
|говорит в своем трактате "Первоосновы |все три группы. |
|теологии" другой классик неоплатонизма - |Науч. познание предст. собой единство |
|Прокл. Доказательства его просты и |логич. формы мысли и опыта, |
|убедительны: если множество не содержит |чувтст-конкретного содержания. От того что |
|единства (не причастно ему), то оно не |из них преобладает в реальном |
|является и множеством, так как распадается |познавательном процессе, выдел-ся два |
|на отдельные части, и каждая часть, не |уровня – эмпирич. и теоретич-е. |
|причастная какому-либо единству, повторяет |На эмпирическом уровне преобладает живое |
|судьбу "несостоявшегося" множества. Через |созерцание (чувственное познание), |
|промежуточные образования множества вещей, |рациональный момент и его формы (суждения, |
|причастные единому, восходят к высшему |понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют|
|единству - Абсолюту. Это единое, именуемое |подчиненное значение. Поэтому исследуемый |
|у Плотина и его последовали Божеством, |объект отражается преимущественно со |
|будучи переполненным собственным |стороны своих внешних связей и проявлений, |
|совершенством, порождает все |доступных живому созерцанию и выражающих |
|многообразие мира в результате |внутренние отношения. Сбор фактов, их |
|эманации (от лат. - истечение), |первичное обобщение, описание наблюдаемых и|
|осуществляющейся в три этапа. Каждая |экспериментальных данных, их |
|последующая ступень эманации в творческом |систематизация, классификация и иная |
|отношении слабее предыдущей. Эманация |фактофиксирующая деятельность – характерные|
|завершается переходом в материю, которая по|признаки эмпирического познания. |
|отношению к Божеству (Единому, Благу) есть |Теоретический уровень познания |
|абсолютная лишенность, абсолютная бедность.|характеризуется преобладанием рационального|
|Лишенная добра, материя выступает как |момента – понятий, теорий, законов и других|
|«первичное здо» Поэтому высшая цель души - |форм мышления и «мыслительных операций». |
|возвращение к Единому. Философские учения, |Живое созерцание, чувственное познание |
|развивающиеся в русле платонизма, |здесь не устраняется, а становится |
|представляют, как правило, сложные и |подчиненным (но очень важным) аспектом |
|всеохватывающие теоретические построения, |познавательного процесса. Теоретическое |
|которые по внешнему виду могут заметно |познание отражает явления и процессы со |
|отличаться друг от друга. Так, в Новое |стороны их универсальных внутренних связей |
|время Лейбниц создал монадологию - учение о|и закономерностей, постигаемых с помощью |
|первичных простейших духовных образованиях,|рациональной обработки данных эмпирического|
|или монадах, заключающих в себе всю полноту|знания. Эта обработка осуществляется с |
|бытия и наделенных внутренней энергией. |помощью систем абстракций «высшего порядка»|
|Монады представляют собой автономные |- таких как понятия, умозаключения, законы,|
|"одушевленные атомы". Они образуют мир как |категории, принципы и т.д. Важнейшая задача|
|согласованное целое на основании гармонии, |теоретического знания – достижение |
|предустановленной центральной монадой - |объективной истины во всей ее конкретности |
|Богом, из которого эманируют все остальные |и полноте содержания. При этом особенно |
|монады. Аристотель выдвигает аргумент: |широко используются такие познавательные |
|если идеи как сущности вещей отделены от |приемы и средства как абстрагирование – |
|самих вещей, то они не могут быть причиной |отвлечение от ряда свойств и отношений |
|их бытия, возникновения и измнения. Нельзя |предметов, идеализация – процесс создания |
|сказать, что критика Аристотеля является |чисто мысленных предметов («точка», |
|исчерпывающей: в платонизме, как и во |«идеальный газ» и т.п.), синтез – |
|всякой идеалистической системе, многие |объединение полученных в результате анализа|
|суждения «не поддаются» ни на достаточную |элементов в систему и др. |
|аргументацию, ни на опровержение. Поэтому |Тип научной рациональности — это состояние |
|для философствования открываются самые |научной деятельности, представленной как |
|широкие возможности, даже если оно |отношение «субъект — средства исследования |
|становится на путь фантазий и домыслов. |— объект» и направленной на получение |
|Несмотря на очевидные узкие места, |объективной истины. На разных этапах |
|платонизм оказал огромное воз действие на |исторического развития науки, наступающих |
|христианство, а через него - на многие |после научных революций, доминировал свой |
|философские концепции, особенно в Европе. |тип научной рациональности. Описанным выше |
|Это исторически наиболее ранняя форма |научным революциям соответствуют, как |
|идеализма, выросшая из попыток понять |считает В. С. Степин, классический, |
|природу мыслительной деятельности, духовной|неклассический, постнеклассический типы |
|жизни. Но уже античная мысль доросла до |научной рациональности. |
|понимания того, что отношение человеческих |Классический тип рациональности в научной |
|представлений к окружающему миру - в |деятельности, понятой как отношение |
|значительной степени проблема |«субъект— средства — объект», выделяет |
|самостоятельная, не укладывающаяся в |объект в качестве главного компонента |
|платоновскую связку "вещь - идея вещи". |указанного отношения. При этом усилия |
|Факт несовпадения наших представлений о |ученого тратятся на то, чтобы как можно |
|вещах с самими вещами был впоследствии |полнее исключить из теоретического |
|использован идеализмом для усиления своей |объяснения и описания объекта все, что |
|позиции и стал той почвой, на которой |относится к субъекту, средствам и методам |
|выросла другая его разновидность - |познания. В этом усматривается необходимое |
|субъективный идеализм. Крупнейшим |условие получения объективного и истинного |
|представителем его является английский |знания об объекте. |
|философ Д.Беркли, выдвинувший в начале 18 |Неклассический тип научной рациональности, |
|в. знаменитый тезис «существовать – значит |в отличие от классического, характеризуется|
|быть воспринимаемым». Субъективный идеализм|осознанием влияния познавательных средств |
|– с его точки зрения объективный мир, |на объект. Это влияние учитывается и |
|независимый от человека, не существует, он |вводится в теоретические объяснения и |
|есть не что иное, как порождение |описания. То есть в отношении «субъект — |
|субъективных познавательных способностей |средства — объект» внимание исследователя |
|человека, его ощущений (Беркли). |акцентируется на объекте и одновременно на |
|Субъективные идеалисты считают, что выйти |средствах. А так как средства познания |
|за пределы сознания невозможно. Беркли |использует субъект, то начинает приниматься|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|