Шпора по философии, кандидатский минимум
|(Субстанция - единое неделимое вещество, | |
|из которого состоят все вещи, | |
|внутренняя сущность вещей активно | |
|самопорoждающее и саморазвивающееся | |
|начало). | |
|Начиная с 17 в. понятие О. как и | |
|соотносительное с ним - С. , стало | |
|употребляться прежде всего в | |
|гносеологическом смысле. Под С. ныне | |
|понимается активно действующий и | |
|познающий, обладающий сознанием и волей | |
|индивид или социальная группа; О. - | |
|то, на что направлена познавательная и | |
|иная деятельность С. | |
|Связанная с осн. вопросом философии, | |
|проблема отношения С. и о. по-разному | |
|решалась материализмом и идеализмом. | |
|Идеалисты выводили взаимодействие С. и | |
|О. и само существование С. из | |
|деятельности С., понимаемого как бог, идея| |
|и т. п., пытаясь на этой основе объяснить | |
|активную роль С. в познания. Для | |
|субъективного идеализма при этом | |
|характерно понимание С. как единства | |
|психической деятельности индивида и | |
|попытки отрицать существование О., т.е. | |
|последний понимается только как | |
|совокупность состояний С. Материализм | |
|рассматривал О. как существующий | |
|независимо от С. и понимал его как | |
|объективный мир, а в узком смысле - как| |
|предмет познания. Диалектический | |
|материализм исходит из признания | |
|существования О. независимо от С., но в то| |
|же время рассматривает их в единстве. О.| |
|не является абстрактной | |
|противоположностью С., т. к. последний | |
|активно преобразует, очеловечивает О., и | |
|основу их взаимодействия составляет | |
|общественно-историческая практика. Именно | |
|в ней стороны и свойства действительности| |
|превращаются в О., преобразование к-рого| |
|в практической и теоретической | |
|деятельности С. позволяет воспроизвести в| |
|сознании содержание объективной | |
|реальности. | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
|23. Понятие истины. Основные концепции |47. Основные концепции бессознательного. |
|истины |Фрейд создал концепции бессознательного |
|Обычно истину определяют как соотв знания |(конец XIX в до 1920 г. ), когда на основе |
|объекту. Истина - это адекватная информ о |своих экспериментальных данных, он сделал |
|объекте, получаемая посредством его |вывод о существовании в психике каждого |
|чувственного или интелектуального |человека достаточно четко выраженных |
|постижения либо сообщения о нем и |структурных образований, которые он |
|характеризуемая с точки зрения ее |называет — сознание, предсознание и |
|достоверности. Т.о. истина сущ как |бессознательное. В противовес |
|субъективная реальность в ее информ и |рационалистической европейской философской |
|ценностном аспектах. Ценность знания |традиции З. Фрейд уделяет особое внимание |
|определ мерой его истинности. Истина есть |именно бессознательному, определяя его как |
|свойство знания, а не объекта познания. |ту часть психики, в которую вытеснены |
|Знание есть отражение и сущ в виде |неосознанные желания человека, имеющиe |
|чувственного или понятийного образа. Образ |иррациональный и вневременной характер. |
|может быть не только отраж наличного бытия,|В отличие от фрейдистской концепции |
|но также и прошлого. Т.о. истину определяют|культуры, концепция Г Юнга значительно |
|как адекватное отражение объекта познающим |глубже анализирует бессознательное, |
|субъектом, воспроизводящей реальность |рассматривая его как определенную |
|такой, какая она есть сама по себе, вне и |совокупность некоторых фундаментальных |
|независимо от сознания. Истина есть |образов — символов, действительно важных |
|адекватное отражение реальности в динамике |для любой цивилизации (как, например, |
|ее развития. Это придает ей особ ценность, |символ Дерева Жизни). Этот и подобные ему |
|связанную с прогностическим измерением. |символы не могут быть описаны в сфере |
|Истинные знания дают людям возможность |инстинктов и коррелируют с определенными |
|разумно организовывать свои практ действия |нейродинамичными структурами мозга, что |
|в настоящем и предвидеть будущее. Но |доказала экспериментальная психология. |
|человечество редко достигает истины иначе, |Юнг считал, что особенностью его подхода к |
|как через крайности и заблуждения. |изучению коллективного бессознательного |
|Заблуждение - это содержание сознания, |является сочетание строгой научности и |
|соответствующее реальности, но принимаемое |метода свободных ассоциаций, позволяющих |
|за истинное. Научное познание по своей |выходить на более высокий уровень научного |
|сути невозможно без столкнов различных |обобщения. . Анализируя бессознательное, Г.|
|мнений, убеждений, также как невозможно и |Юнг считает неправомерным все психические |
|без ошибок. Ошибки нередко совершаются в |импульсы Оно сводить к сексуaльнocти, |
|ходе наблюдения, измерения, расчетов, |трактовать либидо лишь как энергию |
|суждений, оценок. До тех пор пока чел |влечений, а тем более выводить всю |
|стремится вперед он блуждает,” - говорил |европейскую культуру из сублимаций |
|Гете. Истина исторична. Понятие конечной |индивида. В своей программной работе |
|или неизменной истины - всего лишь призрак.|"Метаморфозы и символы либидо". Юнг |
|Любой объект познания - неисчерпаем, он |называет либидо все проявления жизненной |
|меняется, облад множеством свойств и связан|энергии, воспринимаемые человеком в |
|бескон числом связей с окруж миром. Каждая |качестве бессознательного стремления или |
|ступень познания ограничена уровнем |желания. Он показывает, что либидо человека|
|развития общества, науки... Научные знания |на протяжении жизни претерпевает ряд |
|поэтому носят относительный характер. |сложных превращений, зачастую весьма |
|Относит знаний закл в их неполноте и |далеких от сексуальности, более того, |
|вероятностном характере. Истина поэтому |либидо может трансформироваться и |
|относительна, ибо она отраж объект не |возвращаться вспять в виду каких-то |
|полностью, не исчерпывающим образом. |жизненных обстоятельств, что приводит к |
|Относительная истина есть ограничено-верное|репродукции в сознании человека целого ряда|
|знание о чем-либо. К абсолютным истинам |архаических образов и переживаний, |
|относятся достоверно установленные факты, |связанных с первичными формами |
|даты событий, рождения , смерти итд. Абс |жизнедеятельности людей в еще до письменные|
|истина - это такое содержание знания, кот |эпохи. На этой основе создается знаменитая |
|не опровергается последующим развитием |культурологическая концепция Г. Юнга, |
|науки, а обогащается и постоянно |связанная с пониманием бессознательного как|
|подтверждается жизнью. Конкретность - это |коллективного и безличного, в первую |
|свойство истины, основаное на знании |очередь, а уж затем субъективного и |
|реальных связей, взаимодействия всех сторон|индивидуализированного. Коллективное |
|объекта, главных, сущ свойств, тендеций его|бессознательное находится в основе |
|развития. Так истиность или ложность тех |архетипов культуры, которые нельзя описать,|
|или иных суждений не м.б. установлеа если |осмыслить и адекватно отразить в языковых |
|не известны условия места, времеи..., в кот|формах. |
|они сфрмулированы. Суждение, верно отраж | |
|объект в даных условиях, становится ложным | |
|по отнош к тому же объекту в иных | |
|обстоятельствах.(кипение воды при100 град).| |
|Что дает людям гарантию истиности знания? | |
|Декарт, Спиноза, Лейбниц - крит истины | |
|ясность и отчетливость мышления. Пример: | |
|квадрат имеет 4 стороны. Однако ясность и | |
|очевидность - субъект состояния сознания и | |
|они нуждаются в опоре на что-то более | |
|прочное. Выдвигался и такой крит истины, | |
|как общезнанчимость: истино то, что соотв | |
|мнению большинства. Однако вспомним | |
|Коперника. Он один был прав, а остальные - | |
|нет. Сущ и прагматический критерий истины:| |
|истинные идеи - это те кот хорошо | |
|работают.( полезные) Что лучше работает на | |
|нас, ведет нас, что лучше всего подходит к | |
|каждой части жизни и соединимо со всей | |
|совокупностью нашего опыта. Если представл | |
|о боге будут удовлетворять этим критериям -| |
|то они истинные. Крит истины закл в | |
|практике. Именно в практике должен чел | |
|доказать истиность, т.е. действительность | |
|своего мышления. Один из принципов н | |
|мышления гласит: некое полож явл истинным, | |
|если возможно доказать, применимо ли оно в | |
|той или иной конкретной ситуации. Этот | |
|принцип выраж в термином реализуемость. | |
|Посредством реализации идеи в практ | |
|действии знание соизмеряется, | |
|сопоставляется со своим объектом, выявляя | |
|тем самым настоящую меру объективности, | |
|истинности своего содежания. В кач | |
|критерия истины практика раб не только как | |
|предметная деятельность. Она выступает и в | |
|опосредованой форме - как логика, | |
|закалившаяся в горниле практики. Нельзя | |
|забывать, что практика не может полностью | |
|подтвердить или опровергнуть какое бы то ни| |
|было предсавление, знание. “ Атом неделим” | |
|- так считалось много веков и практика | |
|подтверждала это. Практика хранит молчание | |
|относительно того, что находится за | |
|пределами ее исторически ограниченных | |
|возможностей. Однако она постояно | |
|развивается, совершенствуется. В процессе | |
|развития истинного знания, увеличеия его | |
|объема наука и практика все больше | |
|выступают в нераздельном единстве. | |
|В философии существуют следующие концепции | |
|истины: 1) классическая теория истин. | |
|Истина - это правильное отражение предмета,| |
|процесса в индивидуальном познании.- самая | |
|древнейшая из концепций, её поддерживали | |
|Аристотель, Платон, Гегель, Фейербах. 2) | |
|когерентная концепция - рассматривает | |
|истину как соответствие одних знаний | |
|другим. 3) прагматическая концепция. | |
|Истиной считается то, что полезно для | |
|человека. 4) конвенциальная концепция. | |
|Истина - это то, что считает большинство. | |
|5) экзистенциальная концепция (Хайдеггер). | |
|Истина есть свобода, это процесс, с одной | |
|стороны, в котором мир открывается нам с | |
|одной стороны, а сдругой - человек сам | |
|волен выбирать, каким способом и чем можно | |
|познать этот мир. 6) неатомистическая | |
|концепция. Истина - это божье откровение | |
|23. Виды духовной деятельности человека, |47. Основные концепции бессознательного. |
|изменение их роли в истории общества. |Как вы думаете, сознательно ли мышление? |
|Под духовной жизнью общества обычно |Фрейд в своей работе «Я и Оно» (1923 г.) |
|понимают ту область бытия, в которой |пишет: 1) Сознание является поверхностью|
|объективная, надиндивидуальная реальность |психического аппарата. |
|дана не в форме противостоящей нам |2) Мыслительные процессы протекают |
|предметной действительности, а реальности, |где-то в глубине психического аппарата, то |
|присутствующей в нас самих, являющейся |есть в бессознательном. Это вовсе не было |
|неотъемлемой частью личности человека. |открытием Фрейда. |
|По тому какие стороны общественного бытия |Образ психики в виде айсберга, большая |
|находят в дух. деят-ти свое отражение |часть которого скрыта под водой: подобно |
|выделяют виды дух. деят-ти связанные с |айсбергу, большая часть психической |
|соответствующими видами обществ отношений. |деятельности скрыта в глубинах |
|(познавательные, социально-политич., |бессознательного. Эта идея принадлежит |
|нравственные, религиоз., эстетич. |Густаву Фехнеру (немецкий учёный, |
|отношения) им соответствует научное, |основатель психофизики, 1801 – 1887), 19 |
|политико-правовое, моральное, религ., |век. |
|эстетич. сознание. Но эти виды духовной |Надо сказать, что Фехнер не был первым, кто|
|деят-ти отличаются друг от друга не только |понял, что мыслительный процесс протекает, |
|по объектам отражения, в них концентр-ся |в основном, в бессознательном. Ещё в 11 |
|оценочные представления общества. Они или |веке арабский врач Альгазенна (965 – 1038),|
|входят в содержание дух. деят-ти (морал., |который изучал зрение, отметил: «Для того |
|религ., эстетич. сознание), или задают ей |чтобы правильно воспринимать форму и объём |
|определенную направленность (наука, |предмета, в зрительном восприятии должна |
|политико-правовое сознание). 1. Наука – |участвовать умственная деятельность, |
|вид дух. деят-ти, направленный на |которая обычно не осознаётся человеком». |
|выработку, проверку, систематизацию знаний.|Действительно, ведь мы не осознаём, каким |
|На основе этих знаний создаются средства, |образом в нашем мозгу строится зрительный |
|кот. расширяют дух. и практич. возможности |образ предмета. Это происходит чисто |
|человека; науки- гуманитар., математич., |автоматически. Таким образом, мы видим, что|
|естествен., технич. 2. Политич. сознание |не Фрейд первым высказал идею о важности |
|общества – совокупность представлений об |бессознательных процессов. |
|устройстве гос. власти, об отношениях между|Фрейд сказал, что мы не хозяева в своей |
|классами, нациями, соц. группами. 3. Мораль|собственной душе: человек не в состоянии |
|явл. регулятором повеления человека в |полностью контролировать собственную жизнь |
|обществе, на страже морали стоят ценностные|при помощи разума, напротив, человек – |
|установки личности, чувство долга, |игрушка в руках бессознательных сил. |
|справедливости, совесть, понимание добра и |Сам Фрейд однажды высказал мнение, что за |
|зла, а также общественное мнение. 4. |всю историю человечество испытало 3 удара |
|Эстетич. сознание – этот вид дух. деят-ти |по своему самолюбию: 1) Первый удар |
|охватывает выразительные формы |нанёс Коперник в 16 веке: он переместил |
|действительности, область искусства, точнее|человечество из центра мира на его окраину;|
|– худ. творчество.5.Религиоз. сознание – |2) Второй удар нанёс Дарвин в середине |
|выражается в чувстве зависимости от Бога |19 века: он заставил человека признать своё|
|Все стороны дух. деят-ти взаимосвязаны. |родство с животными; 3) Третий удар |
|Традиция философского анализа духовной |нанёс Фрейд в начале 20-ого века: он |
|жизни уходит в глубокую древность. Одну из |показал, что человек не является хозяином в|
|самых фундаментальных попыток отчетливо |своей собственной душе. |
|поставить и разрешить проблему духа |Таким образом, представление гуманистов о |
|предпринял древнегреческий философ Платон. |том, что человек в принципе хорош, а |
|В его философии бесплотное неопределенное |обстоятельства плохи – чистая иллюзия. |
|идеальное начало превращается в достаточно |За эту точку зрения Фрейда и любят, и |
|четко систематизированную и |ненавидят: |
|иерархизированную структуру, которая |1) любят за то, что это даёт |
|буквально «держит» мир, составляет его |возможность людям оправдать свои пороки; |
|основу. Именно идеальное начало оказывается|2) ненавидят, так как он отнял у |
|первосущим, а материальный мир — лишь его |человека возможность гордиться величием |
|несовершенным подобием. Но как ни велик |своего разума. |
|Платон и как ни уважали в античности |Фрейда часто обвиняют в отсутствии |
|философов, духовные ценности отнюдь не |гуманизма. |
|превалировали в сознании юдей той эпохи. А |А психоаналитики (Черкасов С.М.) говорят, |
|вот на следующем крупном отрезке европейкой|что «Фрейд – великий гуманист, ибо |
|истории, в Средневековье, «линия Платона» |благодушие в отношении природы человека |
|получила продолжение в развитие |вредно». |
|христианства. Сделавшись в силу ряда |Проявления бессознательного. |
|исторических причин монополистом духовной |Как вы думаете, где проявляется |
|жизни Европы чуть ли не на тысячу лет, |бессознательное? |
|христианская религия весьма существенно |1. Сновидения. |
|изменила шкалу основных жизненных |В своей работе «Толкование сновидений» |
|ценностей. Легкое пренебрежение Платона |(1900 г.) Фрейд сказал: «Сновидение – это |
|материальной стороной жизни сменилось ее |королевский путь в бессознательное». |
|однозначным принижением и соответственно |Кстати, эту работу обычно считают началом |
|возвеличиванием духа, ибо сам Бог есть в |психоанализа, то есть психоанализ родился в|
|конечном счете духовное начало. |самом начале нашего века. Мы все видим сны.|
|Средневековая религиозная философия |Во время сна сознание отключается, таким |
|(патристика, схоластика), немало |образом сон – это чистый продукт нашего |
|потрудившись над логической стороной духа, |бессознательного.Какое оно бессознательное?|
|все же разрешение проблемы идеального особо| |
|не продвинула, поскольку ей с самого начала|1) алогичное, иррациональное ----- в |
|было ясно, что божественную суть духа надо |бессознательном нет логики; |
|принимать как данность, а не доискиваться |2) сумбурное, хаотичное ----- нет |
|до причин ее появления. Конец Средневековья|причинно-следственных связей; |
|и начало новой исторической ознаменовались,|3) часто страшное и сексуальное ----- |
|естественно, сменой философских |в бессознательном господствуют инстинкты. |
|предпочтений. На место авторитета божьего |Кроме того, Фрейд говорил, что в |
|разума был водружен не менее категоричный |бессознательном нет времени; он утверждал, |
|авторитет разума человеческого. «Разум |что всё, что человек видел хотя бы раз, |
|правит миром», — провозгласили |хранится в его бессознательном. Таким |
|революционеры духа XVIII. Реальные успехи |образом, в бессознательном всё хаотически |
|человеческого разума оказали столько велики|перемешано, всё существует без времени и |
|и очевидны (промышленность, наука, пол |без причинно-следственных связей. 2. |
|право), что каких-либо преград светоносному|Оговорки, забывание впечатлений и |
|разуму просто не замечали. Несомненная |намерений, другие ошибочные действия. |
|заслуга четкой постановки и решения вопроса|Забывание намерений: |
|о происхождении человеческого разума и |1) Почему человек забывает вернуть книгу? |
|движущих пружинах его эволюции принадлежит |Да потому, что он вообще не хочет её |
|К. Марксу. Его концепция |возвращать. |
|материалистического понимания истории, |2) Очень часто бывает так, что человек |
|смысловым стержнем которой была идея |берёт в долг. Потом у него появляются |
|зависимости общественного сознания от |деньги и он собирается вернуть долг. Но, |
|общественного бытия, позволяла просто и |почему-то происходит так, что он несколько |
|логично объяснить как само появление |раз подряд забывает дома кошелёк. |
|человеческого разума, так и многие его |Спрашивается почему? Да потому, что у него |
|последующие приключения. И как бы ни |есть сильное бессознательное желание этого |
|оценивалась ныне вся марксистская доктрина |долга не возвращать. |
|в целом с ее явно неудачными историческими |3) Фрейд приводит пример, как молодой |
|прогнозами, более простого и ясного |человек написал письмо и 3 раза подряд |
|рационалистического решения проблемы |забывал это письмо на письменном столе. |
|происхождения и развития человеческого |Наконец, он его отправил, но вскоре получил|
|разума пока еще никто не предложил. |назад, так как забыл написать адрес. После |
|Неудивительно поэтому, что |чего он был вынужден признать, что вообще |
|рационалистическая философия (к которой |не хотел отправлять это письмо. |
|относится и марксистская) не смогла долго |3. Остроумие (острота, шутка, анекдот, |
|удерживать господствующие позиции. В конце |юмор). |
|XIX в. возникает, новая линия |В своей работе «Остроумие и его отношение к|
|философствования — не классическая |бессознательному» (1905 г.) Фрейд сказал, |
|философия, сознательно кульвирующая |что: |
|иррационализм и насмехающаяся над наивной |Остроумие не ограничивается задачей вызвать|
|верой человечества в рациональное |смех. Часто содержание шуток определяется |
|устройство мира и возможность его |вытесненными агрессивными и сексуальными |
|адекватного познания. Истоки проблемы |желаниями, такими как ревность, злоба, |
|духовной жизни общества коренятся в |зависть, желание унизить или причинить |
|двойственной материально-духовной природе |боль. |
|самого человека. Духовная сторона бытия |Фрейд выделил 2 вида шуток: |
|человека возникает на основе его |1) враждебные шутки, которые выражают |
|практической деятельности как особая форма |агрессию; |
|отражения объективного мира, как |2) непристойные шутки, позволяющие |
|дополнительное средство ориентации в этом |удовлетворить сексуальный инстинкт. |
|мире, а также взаимодействия с ним. |Острота доставляет нам удовольствие. |
|Генетическая (по происхождению) связь духа |Причиной этого удовольствия является |
|с практической деятельностью человека |разрядка напряжений, которые возникли в |
|никогда не прерывается: так было во времена|результате неудовлетворённых желаний. |
|становления человечества, так происходит и |Фрейд говорит: «Кто смеётся над |
|сейчас, в период формирования |непристойной шуткой, тот смеётся как |
|(социализации) каждого отдельного человека.|очевидец сексуальной агрессии. Ибо |
|Ведь абстрактное мышление не является нашей|непристойная шутка – это как бы обнажение |
|природною способностью. Оно не наследуется |человека, на которого она направлена». |
|биологически, а формируется в процессе |3 принципа психоанализа. |
|приобщения индивида к специфически |1. Принцип детерминизма. |
|социальному образу жизни и деятельности |Мы только что обсудили, что оговорки, |
|Выдел-ся два уровня – обыденное, или |забывание впечатлений и намерений и другие |
|массовое сознание и теор. сознание. На |ошибочные действия вовсе не случайны. Фрейд|
|первом уровне обществ-го бытия осущ-ся в в |утверждает, что каждое из этих, на первый |
|иде чувств, эмоций, представлений, кот. |взгляд случайных действий, имеет свою |
|возникают бессозн-то, стихийно, в |причину. Другими словами, Фрейд стоит на |
|конкретных жизненных ситуациях. На втором |позициях психического детерминизма, который|
|этапе – в виде теор. положений и концепций,|считает, что: 1) поведение человека |
|кот стремятся объяснить суть вещей. |мотивировано и целенаправлено, 2) у |
|Массовое сознание – явление более раннее. |всякого действия есть свой мотивационный |
|Теор. сознание возникло, когда общ-во |толчок и своя цель. Почему человек забыл |
|достигло необходимой ступени зрелости и |принести книгу? Да потому, что он не хочет |
|интеллект-ый труд отделился от физич-го. |её отдавать! |
|Слухи, мода – явления кратковременные и |2. Принцип развития. Эрик Берн говорил: |
|часто явл продуктом |«Ребёнок – это отец взрослого». |
|чувственно-непосредственного опыта; теорет |Или другими словами, каждый взрослый |
|мысли служат довольно длител время. |управляется из детства. От того, насколько |
|Массовое и теор непрерывно взаимодействуют |успешно прошло развитие психики ребёнка в |
|др с др. Взгляды, идеи, составляющие |детстве, зависит, какой получится взрослый |
|содержание теор познания выраб-ся учеными, |человек: больной или здоровый, добрый или |
|теоретиками, а потом внедр-ся в массовое |злой, успешный или неуспешный. |
|сознание (общество). |3. Энергетический принцип. |
|Массовое сознание, выражающее потребности и|Психический процесс принимает такое |
|может оказывать воздействие на содержание |направление, которое уменьшает напряжения, |
|теор-их разработок. |возникающие в психике. Что вызывает |
| |напряжения в психике? Это наши желания! |
| |Человек хочет любви, внимания, хочет есть, |
| |пить или в туалет. Если какое-то время |
| |человек не может получить то, что он хочет,|
| |то у него возникает напряжение в психике, |
| |которое сопровождается чувством |
| |неудовольствия. Затем, если после |
| |некоторого ожидания человек получает то, |
| |чего он хотел, то у него происходит |
| |разрядка психического напряжения, и человек|
| |получает удовольствие. |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|