рефераты скачать

МЕНЮ


Шпора по философии, кандидатский минимум

|Первоначально душа и тело, духовное и |частным случаемразвития в целом. |

|материальное являлись единым целым. С |1. Принцип всесторонности. – чтобы познать |

|развитием практики и познания душа стала |предмет, надо охватить все его стороны, |

|пониматься как нечто неуловимое, как |связи и опосредования. Этот принцип |

|принципиально отличное от телесного, не |вытекает из абстрактного представления о |

|исчезающее со смертью тела, а способное |всеобщих связях предмета познания, и на |

|отделяться от него и вести самостоятельное |первый взгляд представляетя естесств-ым и |

|существование. |очевидным. Значение этого принципа ярко |

|Материя – есть философская категория для |проявл. в эксперимент-х исслед-ях. |

|обозначения объективной реальности, кот-я |2. Принцип историзма – брать предмет в его |

|копируется, отображается в наших органах |развитии, изменении, т.е. рассматривать |

|чувств, существуя независимо от них. Т.е. |предмет в его изменении, «самодвижении», |

|материя есть то, что существует вне |т.е. Существовании во времени. Он также как|

|сознания (Ленин). Отношения м/у двумя |и принц. всесторонности предст-т собой |

|реальностями яв-ся внешним вопросом |синтез содержания мыслительных форм, но он |

|философии. Дух – понятие тождественно |касается одного и того же предмета иысли, |

|идеальному, невещественному началу. Душа |рассматрив-го во временной послед-ти своих |

|рассматривалась как источник жизненных |состояний, т.е. в изм-нии и развитии. |

|стремлений, с нею связывались волевые |3. Связь с практикой – прежде всего с |

|усилия человека и их результаты. Духовную |преобразовательной деят-тью общ-ва, но не |

|сферу общественной жизни отличают ярко |всякая деят-ть, измен-щая внеш. среду м.б. |

|выраженные многоплановость и разнообразие. |названа практикой. В ходе практики |

|Человечество смогло выработать немало |выраб-ся, накап-ся совокупный общественный |

|способов духовного постижения и освоения |опыт, кот явл основанием историч прогресса.|

|мира: научный, эстетический, нравственный, |Запечатлеваясь в рез-х труда, практич |

|религиозный и т.д. Каждый из них схватывает|деят-ть изменяет предметный мир ч-ка и |

|лишь какую-то часть реальности точнее — |спос-ет изменению сложившейся формы общ-х |

|дает определенный ракурс видения мира, |отношений. Практика явл-ся наиболее акт. |

|позволяющий отыскать в последнем некий |компонентом рефлек-го познания. Все |

|смысл и установить причастность человека к |принципы диалектики неразрывно связаны и |

|этому смыслу. А все вместе они образуют |допол-ют др др. |

|своеобразное; системное единство, в котором|Нельзя говорить сколько принципов диал. и |

|явно просматриваются как существенные |явл-ся ли названное число окончательным. |

|различия способов духовного освоения мира, |Диалектика – рефлек-я деят-ть выведенная на|

|так взаимодополнительносгь, внутренняя |уровень мысли. |

|взаимосвязь. Под духовной жизнью общества |Основные правила формальной логики, |

|обычно понимают ту область бытия, в которой|освобожденные от тех условий, кот делают их|

|объективная, надиндивидуальная реальность |формальными: |

|дана не в форме противостоящей нам |1. З-н тождества – в ходе рассуждений |

|предметной действительности, а реальности, |предмет мысли должен оставаться |

|присутствующей в нас самих, являющейся |неизмененным (а=а) 2.З-н непротиворечия – |

|неотъемлемой частью личности человека. |два исключающих др др суждения о предмете |

| |рассматриваемом в одно и то же время и в |

| |одном и том же отношении не могут быть |

| |одновременно истинными. 3.З-н исключенного |

| |третьего – из 2-х противоречащих суждений –|

| |одно истинно, а др. ложно, и наоборот. 4. |

| |З-н достаточного основания – каждое |

| |суждение претендующее на истину д.б. |

| |доказано. |

|4. Основной вопрос философии. |27. Свобода человека и проблема |

|Есть вопрос об отношении мышления к бытию, |человеческого отчуждения. |

|что является первичным: дух или природа. |Личность – человеческий индивид в аспекте |

|Позиция, согласно кот. мир объединяется |его социальных качеств, формирующихся в |

|исходя из духа, сознания, получила название|процессе исторически конкретных видов |

|идеализма (часто пересекается с религией). |деятельности. Личность формир в процессе |

|Материализм – в основе миропонимания |деятельности, общения. Иначе говоря, формир|

|природа, материя, объективная реальность. |ее в сущности есть процесс социализации |

|Все философские течения зачислены либо «по |индивида. Этот проц требует от чел |

|ведомству» материализма, либо идеализма, |продуктивной активности, выраж. в |

|либо представляют собой соединение того и |постоянной корректировке своих действий, |

|др. О.в.ф. будет вставать, пока существует |поведений, поступков. Это вызывает |

|мир и познающий его человек. Философы не |необходимость развития способности |

|ставят вопроса – что первично, что |самооценки, что связано с развитием |

|вторично, а решают его применительно к |самосознания. Самосознание и самооценка в |

|конкретным задачам познания. Материализм и |совокупности образуют тот основной стержень|

|идеализм не обосновываются и не |личности, вокруг кот складывается |

|опровергаются логическими средствами. Они |неповторимая специфика личности. При этом |

|принимаются в качестве оснований. |только в деятельности индивид выступает и |

|Ф. Шлегель – «все, что мы знаем о фил-ии |самоутверждается как личность, иначе он |

|можно разделить на 5 основ-х видов: |остается вещью в себе. Чел может строить |

|эмпиризм, материализм, скептицизм, |любые иллюзии на свой счет, но то, чем он |

|пантеизм, идеализм.» Эмпиризм – все |является в действительности, может быть |

|выводит из опыта (чувственные впечатления);|обнаружено только в деле. И именно по нему |

|Материализм – принимает материю как |другие люди могут оценить его личность. |

|источник всех вешей; Скептицизм – |Соц-деятельная сущность лежит в основе |

|отрицает всякое знание, всякую философию; |социализации инд, в процессе которого и |

|Пантеизм – объявляет все вещи одним и тем |формируется личность. Личность есть совок |

|же (а=а); Идеализм – все выводит из духа|трех ее основных составляющих: |

|и все подчиняет духу. Особенности о.в.ф.:|биогенетических задатков, воздействия соц |

| |факторов и ее психосоциального ядра ч - |

|1. Решение о.в.ф. содержится уже в самом |"Я". Это Я определяет характер психики чел,|

|факте или процессе исследования, т.е. в той|сферу мотивации, способ соотнесения своих |

|или иной позиции автора, его концепции или |интересов с общественными, уровень |

|системе, хотя сама формулировка вопроса |притязаний, основу формирования убеждений, |

|м/явно и не фиксироваться. |ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно |

|2-я принципиальная особенность о.в.ф.: |же явл основой формир соц чувств человека: |

|собственно философская проблематика |собств достоинства, долга, ответственности,|

|содержится не в самом нем, а в способах его|совести, справедливости... Субъективно, для|

|решения, имеющих конкретно-исторический |индивида, личность выступает как образ его |

|хар-р и определяемый уровнем материального |Я - он то и служит основой внутр самооценки|

|и духовного развития общества. |и представляет собой то, каким индивид |

|3-я особенность состоит в том, что исходные|видит себя в настоящем, будущем, каким он |

|посылки 2х основных философских направлений|хотел бы быть. Человек как личность есть |

|материализма и идеализма, не обосновываются|процесс, требующий неустанной душевной |

|и не опровергаются логическими средствами. |работы. Главным результирующим свойством |

|Они принимаются в качестве оснований, |личности явл мировоззрение. Человек |

|отталкиваясь от кот-х философ более или |вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл|

|менее последовательно проводит избранную им|моей жизни? Только выработав то или иное |

|линию. |мировоззр, личность, самоопределяясь в |

|Ф. Энгельс сказал что вопрос об отношении |жизни, получает возможность осознано, |

|духа к материи, мышления к бытию есть |целенаправленно действовать, реализуя свою |

|великий, основной вопрос всей философии. |сущность.(самореализация). |

|Рассматривая о.в.ф. в историческом плане мы|Лишение индивида общения и возможности |

|отчетливо прослеживаем его важнейшие |выбора отриц сказ на развитии личности. Еще|

|особенности, отличные от тех которые |страшнее навязывание чужой воли. Человек, |

|характерны для основных вопросов конкретных|полностью подчиненный другому уже не есть |

|наук. |личность. Свобода есть неотъемлемые |

|Основной вопрос философии фиксирует |атрибуты личности. Люди обладают знач |

|онтологические и гносеологические отношения|свободой в определении целей своей |

|материи и сознания, без которого не может |деятельности, средств для достиж этой цели.|

|сущ-ть ни одна фил концепция. Другие |Свобода следовательно не абсолютна и |

|проблемы типа эстетич. или этич. потому и |претворяется в жизнь как осущ возможности |

|называются фил, что могут быть рассмотрены |путем выбора определенной цели и плана |

|через призму гносеологии и онтологии. |действий. Жизнь прекрасна сама по себе. |

| |Уже сознание этого наполняет нашу жизнь |

| |смыслом. Радость, надежда, любовь, совесть,|

| |мужество, добро, верность в дружбе, |

| |уважение к старшим, способность бороться с |

| |собственными недостатками и пороками... Все|

| |эти духовные ценности наполняют нашу жизнь |

| |смыслом, выступая в совокупности. Главные |

| |духовные факторы, придающие жизни высокий |

| |смысл: Свобода побуждает нас к борьбе, при |

| |необходимости, к отказу от всех |

| |человеческих радостей и наслаждений. |

| |Свобода даже через страдания, риск, потери |

| |и поражения - делает нашу жизнь прекрасной.|

| |Только свободный человек может делать |

| |выбор. Творчество, созидание в условиях |

| |свободы: Счастье заключается не в самом |

| |состоянии счастья, а в его достижении. |

| |Деятельная, творческая жизнь всегда была |

| |свободная, всегда счастливая, всегда полна |

| |смысла. Каждый человек ищет в жизни что - |

| |то главное, решающее, великое, что освещает|

| |его жизнь. Каждый человек живет ради |

| |чего-то большего, чем собственная жизнь, в |

| |конечном счете- ради других людей. |

| |Жизнь обретшая смысл не страшится смерти. |

| |Свобода личности: |

| |В истории общественной мысли свобода |

| |традиционно рассматривалась в ее |

| |соотношении с необходимостью. Сама же |

| |необходимость воспринималась, как правило, |

| |в виде судьбы, рока, повелевающих |

| |поступками человека и отрицающих свободу |

| |его воли. Противопоставление понятий |

| |“свобода” и “необходимостью” как |

| |философских антиномий, отрицание или |

| |подмена одного из них другим были камнем |

| |преткновения для мыслителей, так и не |

| |находивших удовлетворительного решения |

| |проблемы. Философское решение проблемы |

| |свободы и необходимости, их соотношения в |

| |деятельности и поведении личности имеет |

| |огромное практическое значение. Для |

| |философов, ? считали первичной сущность, |

| |свобода была лишь конкретным воплощением |

| |необходимости со случайными отклонениями от|

| |нее. Для считавших первичным существование:|

| |свобода – первичная реальность человеческой|

| |жизни, в то время как необходимость – |

| |абстрактное понятие. |

| |. Человеческое отчуждение. В широком |

| |понимании отчуждение есть социальный |

| |процесс, в кот рез-ты деят-ти ч-ка |

| |превращ-ся в самост-ую господствующую над |

| |ним и враждебную ему силу. Это явление |

| |связано с общественным разделением труда и |

| |возник-ем частной собственности, |

| |последствия этого – гос-во как аппарат |

| |насилия одного класса над др., социал. |

| |неравенство и эксплуатация, абсолютизация |

| |духовных сил ч-ка и превращение их в |

| |сверхестест-е (религия и идеализм), такое |

| |развитие науки и техники, когда они |

| |обращаются против ч-ка. Отчуждение есть |

| |побочный продукт процесса овеществления |

| |человеком своих сил и способностей, что в |

| |усл-х разделения труда и складывающихся на |

| |этой основе соц отношений приводит к |

| |отчуждаемости отношений, что отраж-ся в |

| |сознании индивида и обществ-й психологии. |

| |Это выражается в разрыве м/уожиданиями ч-ка|

| |и нормами, кот предписываются ему соц |

| |стр-рой, восприятие этих форм как чуждых |

| |лич-ти, чувством изоляции, одиночества. Все|

| |это предполагает нарушение норм соц-го |

| |поведения. |

| |Феномен отчуждения прослеживается во всей |

| |истории чел-ва (кроме м.б. родового |

| |общ-ва): К.Маркс показал, что условия |

| |труда отчуж-ся от самого труда и |

| |противопоставляется рабочему в кач-ве |

| |капитала и поэтому рабочий занятый в проц |

| |труда одностор образом выходит из него |

| |обедненным и опустошенным. Рез-ты труда |

| |также отчуж-ся от наемного рабочего. Т.о. |

| |формы отчуждения: 1опустошение и обеднение |

| |труженика в процессе труда; 2отч условий |

| |деятельности от деятельности - |

| |противостояние условий труда (собственность|

| |на средства произ, управление, организация)|

| |– субъекту труда; 3отч результатов |

| |деятельности от субъекта; 4отч теории от |

| |практики, что дает отклонения в сознании и |

| |поведении членов общества; 5соц структур и |

| |институтов от трудящихся – бюрократическая |

| |машина. Не только р. но и все люди являются|

| |отчужденными. Отнош между людьми тоже |

| |отчужденные и различия только в видах и |

| |уровнях отч. М указывает на сущ первичных и|

| |вторичных уровней отч. |

| |Устранение отчуждения. Универсальный |

| |человек. Процесс, обратный отчуждению, - |

| |присвоение чел собственной подлинной |

| |сущности. М связывает его с общ |

| |преобразованиями, с освобождением кот в |

| |основе имеет уничтожение отчужд труда. Что |

| |будет , если чел начнет производить как |

| |человек, т.е. не подневольно. В этом случае|

| |труд станет средством саморазвития |

| |человека, в реализацию человеком своих |

| |лучших сторон. Характеристика присвоения |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.