рефераты скачать

МЕНЮ


Шпора по философии, кандидатский минимум

|только возникнуть и развиваться, но и |непосредственного воздействия на сознание и|

|просуществовать ни одного дня и даже часа. |поведение людей с целью заставить их |

|В силу того что общество есть |предотвратить предпологаемое будущее. |

|субъективно-объективная реальность, общ. | |

|бытие и общ. сознание как бы «нагружены» | |

|друг другом: без энергии сознание общ. | |

|бытие статично и даже мертво. И сам процесс| |

|материального производства (основа общ. | |

|бытия), который в одном из моментов | |

|существует независимо от сознания, | |

|детерминируя последнее, обладает лишь | |

|относительной свободой от власти сознания. | |

|Сущность сознания в том и состоит, что оно | |

|может осмыслить общ. бытие только при | |

|условии одновременного активно-творческого | |

|преобразования его. Человека всегда | |

|подвергает в смущение несоответствие между | |

|стремительным полетом духа в будующее и | |

|относительной медлительностью развития общ.| |

|бытия, прежде всего его основы – экономики.| |

| | |

|Подчеркивая единство общ. бытия и общ. | |

|сознания, нельзя забывать об их различии, | |

|специфической разъединенности, | |

|относительной самостоятельности. | |

|Исторически взаимосвязь общ. бытия и общ. | |

|сознания в их относительной | |

|самостоятельности реализовалась таким | |

|образом: на ранних этапах развития общества| |

|общ. сознание формировалось под | |

|непосредственным воздействием бытия, в | |

|дальнейшем это воздействие приобрело все | |

|боле опосредованный характер – через | |

|государство, политические, правовые, | |

|нравственные, религиозные отношения и др. | |

|Сама возможность такого непосредственного | |

|воздействия общ. сознания на общ. бытие | |

|заключается в способности сознания | |

|правильно отражать бытие. Итак, сознание | |

|как отражение и как активно-творческая | |

|деятельность предствляет собой единство 2 | |

|нераздельных сторон одного и того же | |

|процесса; в своем влиянии на бытие оно | |

|может как оценивать его, вскрывать его | |

|потаенный смысл, прогнозировать, так и | |

|преобразовывать его через практическую | |

|деятельность людей. | |

| |44. К вопросу о вненаучных формах познания |

| |(интуиция, магия, ясновидения) |

| |Магия и астрология – два понятия, которые |

| |мы обычно относим к области чего-то |

| |ирреального, вне научного и, зачастую, |

| |несерьезного. |

| |Действительно, если спросить у человека, |

| |что такое магия или астрология, то ответом |

| |скорее всего будет: «заманчивый обман, |

| |развлечение. Может, что-то в этом и есть, |

| |но кругом одни шарлатаны». Даже в наше |

| |время общепризнанным является факт, что |

| |Солнце и планеты оказывают влияние и на |

| |людей, и на природу. Земля неразрывно |

| |связана с космосом. Философы и астрологи |

| |Греции считали, что Вселенная и человек |

| |едины, связаны друг с другом. Корни |

| |подобного восприятия идут еще из древности,|

| |из того способа осмысления мира, который |

| |был присущ нашим предкам. |

| |Столкнувшись один на один с природой, |

| |человек увидел в ней много непонятного и |

| |загадочного, и это непонятное надо было |

| |уложить в сформировавшуюся картину мира. Те|

| |явления, которые человек не мог объяснить, |

| |он списал на магические, недоступные его |

| |разумению силы. И память об этих силах |

| |заложена в наших генах, она пронесена из |

| |поколения в поколение в обрядах, рассказах,|

| |сказках, легендах. Она находится в нашем |

| |подсознании, откуда выходит в критические |

| |моменты нашей жизни. Когда кажется, что |

| |ничто не способно помочь, память |

| |выталкивает нам воспоминания о силах и |

| |обрядах, могущих вызвать их. |

| |И магия и астрология являются формами |

| |познаний, просто эти формы отличны от |

| |научных. Тем не менее, от древности до |

| |нашего времени, из века в век, люди |

| |обращались и продолжают обращаться к силам,|

| |которые находятся вне их понимая, к силам, |

| |которые, как люди верят, могут оказать |

| |влияние на их судьбу. |

| |ИНТУИЦИЯ - способность постижения истины |

| |путем прямого ее усмотрения без обоснования|

| |с помощью доказательств; способность |

| |непосредственно, как бы “внезапно”, не |

| |прибегая к опосредствованному развернутому |

| |умозаключению, находить, открывать истин |

| | |

|14. Объяснение в научном познание. Научное|37. Предпосылки и основания научной теории.|

|познание (и знание как его результат) есть |Методы теоретического исследования. |

|целостная развивающаяся система, имеющая |Теоретическое познание выделяет сущностные |

|довольно сложную структуру. Последняя |связи в чистом виде. Сущность объекта |

|выражает собой единство устойчивых |представляет собой взаимодействие ряда |

|взаимосвязей между элементами данной |законов, которым подчиняется данный объект.|

|системы. |Задача теории воссоздать все эти отношения |

|Научное познание есть процесс, т. е, |между законами и т.о. раскрыть сущность |

|развивающаяся система знания, основным |объекта. Теоретический закон – это всегда |

|элементом которой является теория — высшая |знание достоверное. Получение такого знания|

|форма организации знания. Взятое в целом, |особых исследовательских процедур. В |

|научное познание включает в себя два |теоретическом исследование отсутствует |

|основных уровня: эмпирический и |непосредственное практическое |

|теоретический. Объяснение - функция |взаимодействие с объектами. Объект может |

|научного познания, раскрытие сущности |изучаться только опосредованно, в мысленном|

|изучаемого объекта; осуществляется |эксперименте, но не в реальном. |

|посредством постижения закона, которому |В качестве основного средства |

|подчиняется данный объект, либо путем |теоретического исследования выступают |

|установления тех связей и отношений, |теоретически идеальные объекты. Их также |

|которые определяют его существ. Черты. По |называют абстрактными объектами или |

|существу О. представляет собой включение |теоретическими конструкциями. Это особые |

|знаний об объекте (подлежащем объяснению) в|абстракции, в которых заключен смысл |

|более широкий контекст знания. О. |теоретических терминов. Н-р: материальная|

|предполагает в качестве предварительного |точка, абсолютно твердое тело, идеальный |

|этапа - описание этого объекта и анализ |товар и т.д. |

|последнего в системе его связей отношений и|В теоретическом исследовании применяются |

|зависимостей. В структуре О. как |следующие методы: |

|познавательной процедуры различают |1. идеализация (м-д построения |

|следующие элементы: исходное знание об |идеализированного объекта). |

|объекте; знание, используемое в качестве |2. мысленный эксперимент с идеализированным|

|условия и средства О.(основания О.); |объектом |

|познавательные действия, связанные с |3. методы построения теории (восхождение от|

|применением знания, оснований О., к |абстрактного к конкретному, аксиоматический|

|объясняемому объекту. Наиболее развитая |и гипотетико-дедуктивный методы). |

|форма научной О.- объяснение на основе |4. методы логического и исторического |

|теоретических законов, связанное с |исследования |

|осмыслением объясняемого объекта в системе |При аксиоматическом построении |

|теоретического знания. В науке широко |теоретического знания сначала задается |

|используется форма О., заключающаяся в |набор исходных положений, не требующих |

|установлении причинных, генетических, |доказательства. Эти положения называются |

|функциональных и др. связей между |аксиомами. Затем из них строится система |

|объясняемым объектом и соответствующими |выводных предложений. Совокупность исходных|

|условиями, факторами и т.п. Основанием в |аксиом и выведенных на их основе |

|таких О. выступают общие категориальные |предложений образует аксиоматически |

|схемы, отражающие различные связи и |построенную теорию. Аксиомы – это |

|зависимости, а сами О. нередко служат |утверждение, доказательства истинности |

|исходным пунктом развития представлений об |которых не требуется. |

|объекте. Раскрывая сущность объекта, О. |Гипотетико-дедуктивное развертывание теории|

|также способствует уточнению и развитию |состоит в том, что сначала создается |

|знаний, которые используются в качестве |гипотетическая конструкция, которая |

|основания объяснения. Процессы О. в науке |дедуктивно развертывается, образуя целую |

|не сводятся к простому подведению объекта |систему гипотез, а затем эта система |

|под ту или иную концептуальную схему, а |подвергается опытной проверке в которой она|

|предполагают введение промежуточных |уточняется и конкретизируется. Этот метод |

|компонентов знания и уточнение условий и |является специфическим приемом |

|предпосылок О. |теоретических знаний в эмперических науках.|

| | |

| |Метод восхождения от абстрактного к |

| |конкретному применяя его исследователь |

| |сначала находит главную связь (отношение) |

| |изучаемого объекта, а затем шаг за шагом |

| |прослеживая, как она видоизменяется в |

| |различных условиях, открывает новые связи, |

| |устанавливает их взаимодействия и таким |

| |путем отображает во всей полноте сущность |

| |изучаемого объекта. Данный метод |

| |применяется при построении различных |

| |научных теорий и может использоваться как в|

| |общественных, так и в естественных науках. |

|15. Гипотеза, как форма развития научного |38. Сознание и бессознательное. Понятие |

|познания. |измененного состояния сознания. |

|Гипотеза. Исследование проблемы начинается |Помимо формального содержания и |

|с выдвижения гипотезы, представляющей собой|чувственно-конкретной оброзности |

|обоснованное предположение, выдвигаемое с |составляющей сознание явление |

|целью выяснения закономерностей, и причин |бессознательное – совокупности психических |

|исследуемых явлений. |явлений, состояний и действий, не |

| Как форма научного познания гипотеза |представленных в сознании человека и не |

|характеризуется прежде всего тем, что она |поддающиеся контролю. |

|является обоснованным предположением и это |Бессознательное не просто то, что не |

|отличает ее от разного рода догадок и |осознаётся (например, физиологические |

|необоснованных предположений. Гипотеза |процессы в организме), а только те |

|опирается на факты, согласуется с законами |несознаваемые явления, которые влияют на |

|теории, на основе которой она выдвинута. |образ мыслей, эмоции, действия индивида. |

|Ученые начали обсуждать возможность |Моментальные решения – вид психической |

|возникновения жизни на Земле из химических |деятельности, осуществляемый бессознательно|

|соединений немногим более столетия назад. |(инженер вслепую определяет поломку). |

|Под микроскопами того времени живая клетка |Бессознательная сфера – это фундамент |

|казалась всего лишь пузырьком, заполненным |мышления, не поддающийся словесному |

|различными веществами. Поэтому Дарвину и |выражению. Человек сознательно |

|его современникам легко было представить |перерабатывает 102 бит информации/сек., а |

|себе, что простейшие формы жизни могли |бессознательно 107 бит информации в |

|возникнуть из случайной комбинации |секунду. |

|органических веществ в первичном |В психологии бессознательное |

|“бульоне”.Но с тех пор как ученые глубже |рассматривается как форма психической |

|проникли в тайны живой клетки, |активности, выпадающая из сознательной |

|предположение о том, что жизнь возникла из |действительности. |

|химических веществ,уже не кажется таким |Симонов выделяет две группы |

|логичным. Однако, несмотря на это, |бессознательного: |

|большинство современных ученых по-прежнему |подсознание – содержит то, что может быть |

|свято верит в догму химической эволюции. |осознано в определённых условиях. |

|После проверки и отбора фактов и выдвижения|Подсознание защищает сознание от лишней |

|научной идеи начинается следующий этап |работы. |

|решения проблемы - выработка научной |Сверхсознание – психические процессы, |

|гипотезы. Гипотеза - научное допущение или |которые не осознаются ни при каких |

|предположение истинного, значение которого |условиях, работа сверхсознания направлена |

|не определено. Гипотеза - это предположение|на удовлетворение потребности, которая на |

|о существовании какой-то вещи, явления, |данный момент доминирует в |

|свойства, связи, отношения и т.д. Однако не|оценочно-мотивационной сфере сознания |

|всякое предположение в науке является |личности. |

|гипотезой. Научная гипотеза должна отвечать|Язык выступает связующим звеном между |

|ряду требований, главные из которых: 1) |сознанием и бессознательным. |

|соответствие фактам, которые эта гипотеза |Изменённое состояние сознания – сновидения,|

|собирается объяснить; 2) внутренняя |гипнотическое состояние, трансперсональное |

|непротиворечивость; 3) проверяемость; 4) |состояние – оно не ведёт к полному |

|соответствие ранее накопленному, объективно|отключению от окружающих |

|истинному теоретическому знанию; 5) | |

|простота. Различают гипотезы - как метод | |

|развития научного знания, включающий в себя| |

|выдвижение и последующую экспериментальную | |

|проверку предположений и как структурный | |

|элемент научной теории. Каждая гипотеза | |

|выдвигается для объяснения, предсказания | |

|каких-то фактов. Соответствие фактам - | |

|главное условие состоятельности научной | |

|гипотезы. Другое требование - внутренней | |

|непротиворечивости - это требование | |

|последовательности, логической | |

|безупречности гипотезы вытекает из того, | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.