Шпора по философии, кандидатский минимум
|только возникнуть и развиваться, но и |непосредственного воздействия на сознание и|
|просуществовать ни одного дня и даже часа. |поведение людей с целью заставить их |
|В силу того что общество есть |предотвратить предпологаемое будущее. |
|субъективно-объективная реальность, общ. | |
|бытие и общ. сознание как бы «нагружены» | |
|друг другом: без энергии сознание общ. | |
|бытие статично и даже мертво. И сам процесс| |
|материального производства (основа общ. | |
|бытия), который в одном из моментов | |
|существует независимо от сознания, | |
|детерминируя последнее, обладает лишь | |
|относительной свободой от власти сознания. | |
|Сущность сознания в том и состоит, что оно | |
|может осмыслить общ. бытие только при | |
|условии одновременного активно-творческого | |
|преобразования его. Человека всегда | |
|подвергает в смущение несоответствие между | |
|стремительным полетом духа в будующее и | |
|относительной медлительностью развития общ.| |
|бытия, прежде всего его основы – экономики.| |
| | |
|Подчеркивая единство общ. бытия и общ. | |
|сознания, нельзя забывать об их различии, | |
|специфической разъединенности, | |
|относительной самостоятельности. | |
|Исторически взаимосвязь общ. бытия и общ. | |
|сознания в их относительной | |
|самостоятельности реализовалась таким | |
|образом: на ранних этапах развития общества| |
|общ. сознание формировалось под | |
|непосредственным воздействием бытия, в | |
|дальнейшем это воздействие приобрело все | |
|боле опосредованный характер – через | |
|государство, политические, правовые, | |
|нравственные, религиозные отношения и др. | |
|Сама возможность такого непосредственного | |
|воздействия общ. сознания на общ. бытие | |
|заключается в способности сознания | |
|правильно отражать бытие. Итак, сознание | |
|как отражение и как активно-творческая | |
|деятельность предствляет собой единство 2 | |
|нераздельных сторон одного и того же | |
|процесса; в своем влиянии на бытие оно | |
|может как оценивать его, вскрывать его | |
|потаенный смысл, прогнозировать, так и | |
|преобразовывать его через практическую | |
|деятельность людей. | |
| |44. К вопросу о вненаучных формах познания |
| |(интуиция, магия, ясновидения) |
| |Магия и астрология – два понятия, которые |
| |мы обычно относим к области чего-то |
| |ирреального, вне научного и, зачастую, |
| |несерьезного. |
| |Действительно, если спросить у человека, |
| |что такое магия или астрология, то ответом |
| |скорее всего будет: «заманчивый обман, |
| |развлечение. Может, что-то в этом и есть, |
| |но кругом одни шарлатаны». Даже в наше |
| |время общепризнанным является факт, что |
| |Солнце и планеты оказывают влияние и на |
| |людей, и на природу. Земля неразрывно |
| |связана с космосом. Философы и астрологи |
| |Греции считали, что Вселенная и человек |
| |едины, связаны друг с другом. Корни |
| |подобного восприятия идут еще из древности,|
| |из того способа осмысления мира, который |
| |был присущ нашим предкам. |
| |Столкнувшись один на один с природой, |
| |человек увидел в ней много непонятного и |
| |загадочного, и это непонятное надо было |
| |уложить в сформировавшуюся картину мира. Те|
| |явления, которые человек не мог объяснить, |
| |он списал на магические, недоступные его |
| |разумению силы. И память об этих силах |
| |заложена в наших генах, она пронесена из |
| |поколения в поколение в обрядах, рассказах,|
| |сказках, легендах. Она находится в нашем |
| |подсознании, откуда выходит в критические |
| |моменты нашей жизни. Когда кажется, что |
| |ничто не способно помочь, память |
| |выталкивает нам воспоминания о силах и |
| |обрядах, могущих вызвать их. |
| |И магия и астрология являются формами |
| |познаний, просто эти формы отличны от |
| |научных. Тем не менее, от древности до |
| |нашего времени, из века в век, люди |
| |обращались и продолжают обращаться к силам,|
| |которые находятся вне их понимая, к силам, |
| |которые, как люди верят, могут оказать |
| |влияние на их судьбу. |
| |ИНТУИЦИЯ - способность постижения истины |
| |путем прямого ее усмотрения без обоснования|
| |с помощью доказательств; способность |
| |непосредственно, как бы “внезапно”, не |
| |прибегая к опосредствованному развернутому |
| |умозаключению, находить, открывать истин |
| | |
|14. Объяснение в научном познание. Научное|37. Предпосылки и основания научной теории.|
|познание (и знание как его результат) есть |Методы теоретического исследования. |
|целостная развивающаяся система, имеющая |Теоретическое познание выделяет сущностные |
|довольно сложную структуру. Последняя |связи в чистом виде. Сущность объекта |
|выражает собой единство устойчивых |представляет собой взаимодействие ряда |
|взаимосвязей между элементами данной |законов, которым подчиняется данный объект.|
|системы. |Задача теории воссоздать все эти отношения |
|Научное познание есть процесс, т. е, |между законами и т.о. раскрыть сущность |
|развивающаяся система знания, основным |объекта. Теоретический закон – это всегда |
|элементом которой является теория — высшая |знание достоверное. Получение такого знания|
|форма организации знания. Взятое в целом, |особых исследовательских процедур. В |
|научное познание включает в себя два |теоретическом исследование отсутствует |
|основных уровня: эмпирический и |непосредственное практическое |
|теоретический. Объяснение - функция |взаимодействие с объектами. Объект может |
|научного познания, раскрытие сущности |изучаться только опосредованно, в мысленном|
|изучаемого объекта; осуществляется |эксперименте, но не в реальном. |
|посредством постижения закона, которому |В качестве основного средства |
|подчиняется данный объект, либо путем |теоретического исследования выступают |
|установления тех связей и отношений, |теоретически идеальные объекты. Их также |
|которые определяют его существ. Черты. По |называют абстрактными объектами или |
|существу О. представляет собой включение |теоретическими конструкциями. Это особые |
|знаний об объекте (подлежащем объяснению) в|абстракции, в которых заключен смысл |
|более широкий контекст знания. О. |теоретических терминов. Н-р: материальная|
|предполагает в качестве предварительного |точка, абсолютно твердое тело, идеальный |
|этапа - описание этого объекта и анализ |товар и т.д. |
|последнего в системе его связей отношений и|В теоретическом исследовании применяются |
|зависимостей. В структуре О. как |следующие методы: |
|познавательной процедуры различают |1. идеализация (м-д построения |
|следующие элементы: исходное знание об |идеализированного объекта). |
|объекте; знание, используемое в качестве |2. мысленный эксперимент с идеализированным|
|условия и средства О.(основания О.); |объектом |
|познавательные действия, связанные с |3. методы построения теории (восхождение от|
|применением знания, оснований О., к |абстрактного к конкретному, аксиоматический|
|объясняемому объекту. Наиболее развитая |и гипотетико-дедуктивный методы). |
|форма научной О.- объяснение на основе |4. методы логического и исторического |
|теоретических законов, связанное с |исследования |
|осмыслением объясняемого объекта в системе |При аксиоматическом построении |
|теоретического знания. В науке широко |теоретического знания сначала задается |
|используется форма О., заключающаяся в |набор исходных положений, не требующих |
|установлении причинных, генетических, |доказательства. Эти положения называются |
|функциональных и др. связей между |аксиомами. Затем из них строится система |
|объясняемым объектом и соответствующими |выводных предложений. Совокупность исходных|
|условиями, факторами и т.п. Основанием в |аксиом и выведенных на их основе |
|таких О. выступают общие категориальные |предложений образует аксиоматически |
|схемы, отражающие различные связи и |построенную теорию. Аксиомы – это |
|зависимости, а сами О. нередко служат |утверждение, доказательства истинности |
|исходным пунктом развития представлений об |которых не требуется. |
|объекте. Раскрывая сущность объекта, О. |Гипотетико-дедуктивное развертывание теории|
|также способствует уточнению и развитию |состоит в том, что сначала создается |
|знаний, которые используются в качестве |гипотетическая конструкция, которая |
|основания объяснения. Процессы О. в науке |дедуктивно развертывается, образуя целую |
|не сводятся к простому подведению объекта |систему гипотез, а затем эта система |
|под ту или иную концептуальную схему, а |подвергается опытной проверке в которой она|
|предполагают введение промежуточных |уточняется и конкретизируется. Этот метод |
|компонентов знания и уточнение условий и |является специфическим приемом |
|предпосылок О. |теоретических знаний в эмперических науках.|
| | |
| |Метод восхождения от абстрактного к |
| |конкретному применяя его исследователь |
| |сначала находит главную связь (отношение) |
| |изучаемого объекта, а затем шаг за шагом |
| |прослеживая, как она видоизменяется в |
| |различных условиях, открывает новые связи, |
| |устанавливает их взаимодействия и таким |
| |путем отображает во всей полноте сущность |
| |изучаемого объекта. Данный метод |
| |применяется при построении различных |
| |научных теорий и может использоваться как в|
| |общественных, так и в естественных науках. |
|15. Гипотеза, как форма развития научного |38. Сознание и бессознательное. Понятие |
|познания. |измененного состояния сознания. |
|Гипотеза. Исследование проблемы начинается |Помимо формального содержания и |
|с выдвижения гипотезы, представляющей собой|чувственно-конкретной оброзности |
|обоснованное предположение, выдвигаемое с |составляющей сознание явление |
|целью выяснения закономерностей, и причин |бессознательное – совокупности психических |
|исследуемых явлений. |явлений, состояний и действий, не |
| Как форма научного познания гипотеза |представленных в сознании человека и не |
|характеризуется прежде всего тем, что она |поддающиеся контролю. |
|является обоснованным предположением и это |Бессознательное не просто то, что не |
|отличает ее от разного рода догадок и |осознаётся (например, физиологические |
|необоснованных предположений. Гипотеза |процессы в организме), а только те |
|опирается на факты, согласуется с законами |несознаваемые явления, которые влияют на |
|теории, на основе которой она выдвинута. |образ мыслей, эмоции, действия индивида. |
|Ученые начали обсуждать возможность |Моментальные решения – вид психической |
|возникновения жизни на Земле из химических |деятельности, осуществляемый бессознательно|
|соединений немногим более столетия назад. |(инженер вслепую определяет поломку). |
|Под микроскопами того времени живая клетка |Бессознательная сфера – это фундамент |
|казалась всего лишь пузырьком, заполненным |мышления, не поддающийся словесному |
|различными веществами. Поэтому Дарвину и |выражению. Человек сознательно |
|его современникам легко было представить |перерабатывает 102 бит информации/сек., а |
|себе, что простейшие формы жизни могли |бессознательно 107 бит информации в |
|возникнуть из случайной комбинации |секунду. |
|органических веществ в первичном |В психологии бессознательное |
|“бульоне”.Но с тех пор как ученые глубже |рассматривается как форма психической |
|проникли в тайны живой клетки, |активности, выпадающая из сознательной |
|предположение о том, что жизнь возникла из |действительности. |
|химических веществ,уже не кажется таким |Симонов выделяет две группы |
|логичным. Однако, несмотря на это, |бессознательного: |
|большинство современных ученых по-прежнему |подсознание – содержит то, что может быть |
|свято верит в догму химической эволюции. |осознано в определённых условиях. |
|После проверки и отбора фактов и выдвижения|Подсознание защищает сознание от лишней |
|научной идеи начинается следующий этап |работы. |
|решения проблемы - выработка научной |Сверхсознание – психические процессы, |
|гипотезы. Гипотеза - научное допущение или |которые не осознаются ни при каких |
|предположение истинного, значение которого |условиях, работа сверхсознания направлена |
|не определено. Гипотеза - это предположение|на удовлетворение потребности, которая на |
|о существовании какой-то вещи, явления, |данный момент доминирует в |
|свойства, связи, отношения и т.д. Однако не|оценочно-мотивационной сфере сознания |
|всякое предположение в науке является |личности. |
|гипотезой. Научная гипотеза должна отвечать|Язык выступает связующим звеном между |
|ряду требований, главные из которых: 1) |сознанием и бессознательным. |
|соответствие фактам, которые эта гипотеза |Изменённое состояние сознания – сновидения,|
|собирается объяснить; 2) внутренняя |гипнотическое состояние, трансперсональное |
|непротиворечивость; 3) проверяемость; 4) |состояние – оно не ведёт к полному |
|соответствие ранее накопленному, объективно|отключению от окружающих |
|истинному теоретическому знанию; 5) | |
|простота. Различают гипотезы - как метод | |
|развития научного знания, включающий в себя| |
|выдвижение и последующую экспериментальную | |
|проверку предположений и как структурный | |
|элемент научной теории. Каждая гипотеза | |
|выдвигается для объяснения, предсказания | |
|каких-то фактов. Соответствие фактам - | |
|главное условие состоятельности научной | |
|гипотезы. Другое требование - внутренней | |
|непротиворечивости - это требование | |
|последовательности, логической | |
|безупречности гипотезы вытекает из того, | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|