рефераты скачать

МЕНЮ


Шпора по философии, кандидатский минимум

|вопрос о месте психического в природе; в |действительность, чувственность берется |

|узком — проблема соотношения психических и |только в форме объекта, или в форме |

|физиологических (нервных) процессов. Во |созерцания, а не как человеческая |

|втором случае П. п. правильнее называть |чувственная деятельность, практика, не |

|психофизиологической Особую остроту П. п. |субъективно. Отсюда и произошло, что |

|приобрела в XVII в., когда сложилась |деятельная сторона, в противоположность |

|механистическая картина мира, исходя из |материализму, развивалась идеализмом, но |

|к-рой Р. Декарт предпринял попытку |только абстрактно, так как идеализм, |

|объяснить поведение живых существ по |конечно, не знает действительной, |

|образцу механического взаимодействия. |чувственной деятельности как таковой. |

|Необъяснимые, исходя из этой трактовки |Фейербах хочет иметь дело с чувственными |

|природы, акты сознания были отнесены к |объектами, действительно отличными от |

|бестелесной непространственной субстанции. |мысленных объектов, но саму человеческую |

|Вопрос об отношении этой субстанции к |деятельность он берет не как предметную |

|работе “машины тела” привел Декарта к |деятельность. Поэтому в «Сущности |

|концепции психофизического взаимодействия: |христианства» он рассматривает, как истинно|

|хотя тело только движется, а душа только |человеческую, только теоретическую |

|мыслит, они могут влиять друг на друга, |деятельность, тогда как практика берется и |

|соприкасаясь в определенной части мозга. |фиксируется только в грязно-торгашеской |

|Выступившие против взгляда на психику как |форме ее проявления. Он не понимает, |

|на особую субстанцию Т. Гоббс и Б. Спиноза |поэтому значения «революционной», |

|утверждали, что она полностью выводима из |практически-критической деятельности. |

|взаимодействия природных тел, но позитивно |2. Вопрос о том, обладает ли человеческое |

|решить П. п. они не смогли. Гоббс предложил|мышление предметной истинностью, — вовсе не|

|рассматривать ощущение как побочный предмет|вопрос теории, а практический вопрос. В |

|материальных процессов (см. |практике должен доказать человек |

|Эпифеноменализм}. Спиноза, полагая, что |истинность, т. е. действительность и мощь, |

|порядок идей тот же, что и порядок вещей, |посюсторонность своего мышления. Спор о |

|трактовал мышление и протяженность как |действительности или недействительности |

|нераздельные и вместе с тем не связанные |мышления, изолирующегося от практики, есть |

|между собой причинными отношениями атрибуты|чисто схоластический вопрос. |

|бесконечной субстанции — природы. Г. В. |3. Материалистическое учение о том, что |

|Лейбниц, совмещая механистическую картину |люди суть продукты обстоятельств и |

|мира с представлением о психике как |воспитания, что, следовательно, |

|уникальной сущности, выдвинул идею |изменившиеся люди суть продукты иных |

|психофизического параллелизма, согласно |обстоятельств и измененного воспитания, — |

|к-рой душа и тело совершают свои операции |это учение забывает, что обстоятельства |

|независимо I Друг .от друга, но с |изменяются именно людьми и что воспитатель |

|величайшей точностью, создающей впечатление|сам должен быть воспитан. Оно неизбежно, |

|их согласованности между собой. Они подобны|поэтому приходит к тому, что делит общество|

|паре часов, к-рые всегда показывают одно и |на две части, одна из которых возвышается |

|то же время, хотя и движутся независимо. |над обществом (например, у Роберта Оуэна). |

|Материалистическую интерпретацию |Совпадение изменения обстоятельств и |

|психофизический параллелизм получил у Д. |человеческой деятельности может |

|Гартли и других натуралистов. |рассматриваться и быть рационально понято |

|Психофизический параллелизм приобрел |только как революционная практика. |

|большую популярность в середине XIX в., |4. Фейербах исходит из факта религиозного |

|когда с открытием закона сохранения энергии|самоотчуждения, из удвоения мира на |

|стало невозможно представлять сознание по |религиозный, воображаемый мир и |

|типу особой силы, способной произвольно |действительный мир. И он занят тем, что |

|изменять поведение организма. Вместе с тем |сводит религиозный мир к его земной основе.|

|дарвиновское учение требовало понимания |Он не замечает, что после выполнения этой |

|психики как активного фактора регуляции |работы главное-то остается еще не |

|жизненных процессов. Это привело к |сделанным. А именно, то обстоятельство, что|

|появлению новых вариантов концепции |земная основа отделяет себя от самой себя и|

|психофизического взаимодействия (У. |переносит себя в облака как некое |

|Джеймс). В конце XIX — начале XX в. |самостоятельное царство, может быть |

|получила распространение махистская |объяснено только саморазорванностью и |

|трактовка П. п., согласно к-рой душа и тело|самопротиворечивостью этой земной основы. |

|построены из одних и тех же “элементов”, а |Следовательно, последняя, во-первых, сама |

|поэтому речь должна идти не о реальной |должна быть понята в своем противоречии, а |

|взаимосвязи реальных явлений, а о |затем практически революционизирована путем|

|корреляции между “комплексами ощущений”. |устранения этого противоречия. |

|Современный логический позитивизм |Следовательно, после того как, например, в |

|рассматривает П. п. как псевдопроблему и |земной семье найдена разгадка тайны святого|

|полагает, что связанные с ней трудности |семейства, земная семья должна сама быть |

|разрешимы путем применения различных языков|подвергнута теоретической критике и |

|к описанию сознания, поведения и |практически революционно преобразована. |

|нейрофизиологических процессов. В |5. Недовольный абстрактным мышлением, |

|противоположность различным идеалистическим|Фейербах апеллирует к чувственному |

|концепциям диалектический материализм |созерцанию; но он не рассматривает |

|трактует П. п., исходя из понимания психики|чувственность как практическую, |

|как особого свойства высокоорганизованной |человечески-чувственную деятельность. |

|материи, к-рое возникает в процессе |6. Фейербах сводит религиозную сущность к |

|взаимодействия живых существ с внешним |человеческой сущности. Но сущность человека|

|миром и, отображая его, способно активно |не есть абстракт, присущий отдельному |

|влиять на характер этого взаимодействия. В |индивиду. В своей действительности она есть|

|различных разделах психофизиологии и |совокупность всех общественных отношений. |

|смежных с ней дисциплин накоплен огромный |Фейербах, который не занимается критикой |

|материал о многообразных формах зависимости|этой действительной сущности, оказывается |

|психических актов от их физиологического |поэтому вынужденным: |

|субстрата и роли этих актов (как функции |1) абстрагироваться от хода истории, |

|мозга) в организации и регуляции |рассматривать религиозное чувство [Сепии] |

|жизнедеятельности (учение о локализации |обособленно и предположить абстрактного — |

|высших психических функций, об идеомоторных|изолированного — человеческого индивида; |

|актах, данные ряда разделов нейро- и |2) поэтому у него человеческая сущность |

|патопсихологии, психофармакологии, |может рассматриваться только как «род», как|

|психогенетики и др.). |внутренняя, немая всеобщность, связующая |

|Не экспериментальные метод: 1. Наблюдение |множество индивидов только природными |

|-целенаправленное, организованное |узами. |

|восприятие и регистрация объекта. |7. Поэтому Фейербах не видит, что |

|Наблюдение наряду с самонаблюдением |«религиозное чувство» само есть |

|является старейшим психологическим методом;|общественный продукт и что абстрактный |

|2. Анкетирование; 3. Беседа; 4. |индивид, подвергаемый им анализу, в |

|Монографический метод является |действительности принадлежит к определенной|

|синтетическим методом и конкретизируется в |форме общества. |

|совокупности самых разнообразных |8. Общественная жизнь является по существу |

|неэкспериментальных (а иногда и |практической. Все мистерии, которые уводят |

|экспериментальных) методик. |теорию в мистицизм, находят свое |

|Диагностические методы. |рациональное разрешение в человеческой |

|К диагностическим исследовательским методам|практике и в понимании этой практики. |

|относятся различные тесты 1. Тест - |9. Самое большее, до чего доходит |

|стандартизированное задание, результат |созерцательный материализм, т. е. |

|выполнения которого позволяет измерить |материализм, который не постигает |

|психологические характеристики испытуемого.|чувственность как практическую |

| |деятельность, это — созерцание им отдельных|

|Экспериментальные методы: 1. Естественный |индивидов в «гражданском обществе». |

|(полевой) эксперимент Условия используемые |10. Точка зрения старого материализма есть |

|при проведении естественного эксперимента, |«гражданское» общество; точка зрения нового|

|организует не экспериментатор, а сама |материализма есть человеческое общество, |

|жизнь; 2. Моделирующий эксперимент При |пли обобществившееся человечество. |

|проведении моделирующего эксперимента |11. Философы лишь различным образом |

|испытуемый действует по инструкции |объясняли мир, но дело заключается в толь |

|экспериментатора и знает, что участвует в |чтобы измелить его. |

|эксперименте в качестве испытуемого. 3. | |

|Лабораторный эксперимент - особый тип | |

|экспериментального метода - предполагает | |

|проведение исследований в психологической | |

|лаборатории, оснащенной специальными | |

|приборами и приспособлениями. | |

|Формирующие методы. К формирующим | |

|исследовательским методам в психологии | |

|относятся различные разновидности так | |

|называемого социального эксперимента, | |

|объектом которого выступает определенная | |

|группа людей: преобразующий эксперимент, | |

|психолого-педагогический эксперимент, | |

|формирующий эксперимент, | |

|экспериментально-генетический метод, метод | |

|поэтапного формирования и т.п. | |

| | |

| | |

| | |

| | |

|7. Философские позиции в объяснение |30 Понятие философского дуализма и его |

|возникновения жизни. |социальные корни. |

|Жизнь — одна из форм бытия и одна из высших|Дуализм. Ду- два. |

|форм движения. Однако до сих пор |Дуализм(от лат. dualis) - философское |

|отсутствует определение жизни, которое |учение, исходящее из признания |

|удовлетворяло бы научным требованиям. |равноправными, не сводимыми друг другу двух|

|Современная наука во взгляде на жизнь |начал - духа и материи. Исходным мотивом |

|исходит из представлений о качественном |дуализма часто является попытка примирения |

|отличии живого от неживого, о наличии общих|материализма и идеализма Каждая дихотомная |

|свойств у растительного и животного мира, |граница делит понятие на два |

|включая человека. Естественнонаучное |противоположных. Добро - зло, друг - враг, |

|познание жизни осуществляется по многим |отечественный - иностранный, online - |

|направлениям. Практически в него вовлечены |offline, инь - янь - примеры |

|все науки. И все же основная тяжесть |взаимоисключающих категорий. Каждая |

|выпадает на биологию — науку о жизни. |дихотомная граница порождает дуализм. |

|Познание жизни — первоочередная в числе |Дуализм - это понятие, которое уходит |

|задач, к решению которых человек приступил |корнями в религию и философию. В теологии |

|с момента своего осознанного существования.|суть дуализма - в том, что есть две вечно |

|Проблема происхождения жизни на Земле и |противоборствующие силы - добро и зло. В |

|возможности ее существования в других |философии дуализм - это существование двух |

|областях Вселенной издавна привлекала |фундаментальных принципов или субстанций - |

|внимание как ученых и философов, так и |духа и сознания. Философ ХVII века Рене |

|простых людей. За последние годы интерес к |Декарт обозначил границу между наукой и |

|этой "вечной проблеме" значительно возрос. |религией, разграничив материю и сознание. |

|Множество гипотез и даже теорий о |Вследствие этого возникла пропасть между |

|возникновении жизни, объясняющих различные |наукой и религией, через которую только |

|стороны этого явления, неспособны пока что |сейчас начинают наводиться мосты. Границы |

|преодолеть существенное обстоятельство — |создают дуализм, подчеркивая, что черное и |

|экспериментально подтвердить факт появления|белое - два противоположных конца серой |

|жизни Мифологическое сознание ограничивало |ленты. Но часто эти концы оказываются двумя|

|познание: человек даже не осознавал факта |сторонами одной монеты. Чаще всего при |

|своего рождения и происхождения. Наивные |глубоком рассмотрении дуализма |

|представления о мире как данности, явленной|обнаруживается фундаментальный принцип, |

|в целостной и гармоничной жизни, затемняли |объединяющий противоположности. Чтобы |

|проблему ее возникновения. Все, мол, просто|преодолеть дуализм, надо просто отыскать |

|и естественно: возникновение, рождение |этот принцип. |

|жизни — факт сам собой разумеющийся и не |Мудрость рассмотрения мира в "серых тонах" |

|требующий объяснений. Лишь по мере |состоит в преодолении границ, изменяющих |

|становления культуры, совершенствования |наше видение мира. Например, граница между |

|средств познания, кристаллизации |электронным и обычным бизнесом размывается,|

|самосознания формируются два |поскольку Интернет становится неотъемлемой |

|основополагающих взгляда на происхождение и|частью любого бизнеса, а традиционные |

|развитие жизни. Это - креационизм и |гиганты индустрии начинают торговать через |

|эволюционизм. Креационизм —концепция, |Сеть. |

|объясняющая происхождение многообразия форм|Имеет в основе два начала материальное и |

|органического мира как акт божественного |духовное, философское учение исходящее из |

|творения. Основу эволюционного подхода к |признания двух независимых и равноправных |

|проблеме возникновения жизни составляет |начал. Представителем дуализма явл-ся |

|идея развития, которая как методологический|Декарт. Исходным мотивом дуализма часто явл|

|принцип познания живой природы начала |попытка примерения материализма и |

|оформляться в период XVII— XVIII веков. |идеализма. Дуализм противостоит монизму, |

|Большой вклад в развитие эволюционных |т.е. признанию множественности. Для |

|представлений внесли Эр. Дарвин, К. Ф. |дуализма хар-но утвер-е о противопол-ти |

|Кильмейер и Ж. Б. Ламарк Ч. Дарвином, |исходных начал, об их взаимной |

|который вскрыл и объяснил источники и |непрекращающейся борьбе, направленной на |

|движущие силы этой эволюции. В основу |уничтожение одного начала другим. признав |

|теории эволюции им были положены следующие |независимость и несводимость исходных |

|материальные факторы: наследственность, |принципов др к др., дуализм вынужден решать|

|изменчивость и естественный отбор. Его |задачу обнаружения и выяснения механизмов |

|учение о естественном отборе стало ключевым|их взаимодействия и взаимосвязи, взаимного |

|в решении многих проблем эволюции |перехода. Это трудно, потому что одно из |

|органического мира. Теория |начал так или иначе наделяется |

|самопроизвольного зарождения –Приготовление|положительными характеристиками, другое – |

|живого человека или его подобия, |отрицательными. |

|«гомункулуса», в колбе, при помощи смешения| |

|и перегонки различных химических веществ, | |

|считалось в средние века хотя и весьма | |

|трудным и беззаконным, но, без сомнения, | |

|выполнимым делом. | |

|Чем дальше развивалось естествознание, чем | |

|большее значение в деле познания природы | |

|приобретали точное наблюдение и опыт, а не | |

|одни только рассуждения и мудрствования, | |

|тем более сужалась область применения | |

|теории самопроизвольного зарождения. Таким | |

|образом, относительно живых существ, | |

|видимых простым глазом, предположение о | |

|самозарождении оказалось несостоятельным. | |

|4. Теория панспермии | |

|Тело всякого организма - растения, улитки, | |

|червя, рыбы, птицы, зверя, человека, - | |

|состоит из мельчайших пузырьков, видимых | |

|только в микроскоп. Оно составлено из этих | |

|пузырьков-клеток, как дом сложен из | |

|кирпичей. Разные органы различных животных | |

|и растений содержат клетки, отличающиеся | |

|друг от друга по своему виду. | |

|Приспосабливаясь к той работе, которая | |

|возложена на данный орган, клетки, его | |

|составляющие, так или иначе, изменяются, но| |

|в принципе все клетки всех организмов | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.