рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалки для экзамена по Философии(НТУУКПИ, Украина)

человеческого общества. Это подтверждается как историческим, так и

индивидуальным развитием человека. Сознание обусловлено обществом, является

его продуктом и помимо общества развиваться не может Человек с раннего дет-

ства усваивает привычки, правила поведения, нравственные принципы той

общественной среды, в которой он живет. Он ов-ладевает языком, логикой

мышления, культурой. Его сознание формируется в процессе трудовой

деятельности, под влиянием существующих в данном обществе социальных

отношений, политических и правовых идей, нравственных принципов, искус-

ства, науки, религиозных или атеистических воззрений. Сознание формируется

вместе с языком. Любая мысль выражается и закрепляется в словах и

предложениях.Формируются идеи и теории,становящиеся всеобщим достоянием,эле-

ми общ-го соз-нания.

Психика человека (субъективная реальность) не сводится к сознанию.

Она состоит из сознания и бессознательного. Выде-ляют три подсистемы, или

сферы: познавательную, эмоциональную и мотивационно-волевую.

Познавательная сфера состоит из чувственного, или сенситивного,

познания, которое основано на внешних чувствах и выражается в способности к

ощущениям, восприятиям и представлениям, и рационального познания,

представляющего со-бой абстрактно-мыслительную деятельность, оперирующую

понятиями. На основе чувственного и рационального познания формируются

идеальные образы объектов познания. К познавательным способностям относятся

внимание, память и вообра-жение, а также интуиция, корни которой находятся

в бессознательном. Внимание характеризуется избирательностью позна-

вательной деятельности, ее направленностью на определенный объект. Внимание

организует познание, делает его активным, целенаправленным процессом.

Память как способность хранить и воспроизводить информацию об .объекте

позволяет объе-динить имеющиеся и приобретаемые знания и на этой основе

пополнять и углублять их. С воображением связана способ-ность строить

фантазии, выдвигать предположения, делать открытия. Познавательная

деятельность невозможна без языка, в формах которого выражаются и

закрепляются результаты познания.

Эмоциональная сфера включает внутренние чувства человека, которые

следует отличать от внешних. Это чувства радо-сти, горя, любви,

сострадания, ненависти и др. К эмоциональной сфере относятся аффекты (гнев,

ужас, ярость), эмоциональ-ное состояние (настроение); оно может быть

подавленным или радостным, веселым или грустным; элементарные эмоции

(жажда, голод и т.п.). Эмоциональное состояние субъекта влияет на

познавательный процесс, на его отношение к объекту и, следовательно,

отражается на результатах познания.

Мотивационно-волевая сфера - это мотивы, интересы, потребности

субъекта, ориентирующие его в познавательной дея-тельности, а также воля,

представляющая собой способность к выбору цели и внутренним усилиям,

необходимым для ее дос-тижения. Воля связывает познавательную и

эмоциональные сферы, определяет активный характер познания, направляет его

на приобретение новых знаний:

К психической деятельности относится бессознательное - совокупность

психических явлений, не осознаваемых человеком (сновидения, гипнотические

состояния, инстинкты) Для теории познания особый интерес представляет

интуиция-способность непосредственного постижения истины путем прямого его

усмотрения без рационального обоснования.

В истории философии интуиция понималась по-разному. В некоторых

сенсуалистических теориях - как способность непо-средственного постижения

истины с помощью органов чувств. Это чувственная интуиция. Философы-

рационалисты - Де-карт, Локк, Лейбниц, Спиноза выдвинули учение об

интеллектуальной интуиции как непосредственном, усмотрении умом некоторых

положений, не требующих доказательств. К ним относятся аксиомы, постулаты и

т.п. Интуитивным считается также знание, к которому приходят внезапно,

когда какая-либо идея возникает без осознания мыслительного процесса, кото-

рый к ней привел.

Сознание является свойством особым образом организованной материи -

человеческого мозга, продуктом общественно-го развития, высшей формой

отражения действительности.

1. Сознание возникло на определенном этапе развития материи, на ее

основе, по своему происхождению вторично.

2. Сознание- свойство материального органа - мозга. Являясь

идеальным, оно функционирует на основе происходящих в мозгу физиологических

процессов и, значит, психическое определяется физическим, зависит от него,

вторично.

3. Возникающий в сознании образ предмета обусловлен в конечном счете

реально существующим материальным предметом. Отражение обусловлено

отражаемым, зависит от него, и, следовательно, вторично.

45. матеріальне та ідеальне. Свідомасть і мова.

Свідомість – це найвища, притаманна тільки людям і пов'язана з мовою

функція мозку, яка полягає в узагальненому і цілеспрямованому відображенні

дійсності, в попередній уявній побудові дій і передбаченні їх результатів,

у розумному регулюванні і самоконтролі поведінки людини. Вона не тільки

відображає, а й творить світ на основі практичної діяльності.

Свідомість вивчають багато наук: філософія, соціологія, психологія,

мовознавство, педагогіка, кібернетика, інформатика. Протягом віків точаться

суперечки щодо її сутності. Богослови розглядають свідомість як іскру

божественного розуму. Ідеалісти вважають свідомість первинною щодо матерії,

вона, на їхню думку, незалежна від матерії, навпаки, остання є продуктом

першої. Матеріалістична філософія і психологія вважають свідомість функцією

мозку і відбиттям зовнішнього світу. Незважаючи на розбіжність думок, усі

філософи згодні, що свідомість – це реальність, і вона відіграє величезну

роль у житті людини та суспільства в цілому.

Головними ознаками свідомості є відображення світу, відношення,

цілепокладання, управління. Свідомість як відображення відтворює насамперед

форми людської діяльності і через них форми природного буття. Специфіка

свідомості як відношення полягає в її націленості на буття, на пізнання,

освоєння того, що лежить поза свідомістю, на розкриття його сутності.

Водночас об'єктом розгляду свідомості може бути вона сама та її носії,

тобто свідомість пов'язана з самосвідомістю. Вихідним пунктом людського

ставлення до світу є перетворення його відповідно до людських потреб, що

набирає форми цілепокладання – створення ідеальної моделі бажаного

майбутнього, визначення мети і засобів, розробки програми діяльності.

Свідомість не зводиться повністю до мислення, поняття, пізнання і знання,

вона охоплює як раціональне, так і чуттєве відображення дійсності, як

пізнавальне, так і емоційно-оціночне ставлення людини до світу. Всі ці

компоненти слід розглядати як елементи цілісного процесу предметно-

матеріального, теоретичного та духовно-практичного способів освоєння світу.

Основними елементами свідомості, які перебувають у діалектичному

взаємозв'язку, є: усвідомлення явищ, знання, самосвідомість, емоції, воля.

Розвиток свідомості – це, насамперед збагачення її новими знаннями про

навколишній світ і про саму людину. Пізнання речей має різний рівень,

глибину проникнення в об'єкт і ступінь ясності розуміння. Звідси

повсякденне, наукове, філософське, естетичне і релігійне усвідомлення

світу, а також чуттєвий і раціональний рівні свідомості.

Генетичною передумовою виникнення свідомості є загальна властивість усіх

наявних предметів і явищ як природних, так і соціальних, властивість

відображення.

46.Проблемма пізнаваності світу. Сутність агностицизму.

Практика (від грек. – діяння) – є матеріальна, чуттєво-спрямована

діяльність людини по освоєнню і перетворенню природних та та соціальних

об’єктів.Пізнання носить суспільний характер, який зумовлюється працею і

мовою. Пізнання відображає реальну дійсність не прямо, а опосередковано –

через матеріально-практичну діяльність. Практика породжує потребу в нових

матеріалах, джерелах енергії і т. п., і це стимулює розвиток пізнання.

Отже, історичний розвиток практики є рушійною силою пізнання. Та частина

філософії, яка займається пізнанням, називається гносеологією. Як відомо,

питання про можливість пізнання світу є зворотною стороною основного

питання філософії – про відношення мислення до буття, свідомості до

матерії, до природи. Наукова філософія вважає, що світ можна пізнати таким,

яким він є, що в реальній дійсності немає нічого такого, чого не міг би

рано чи пізно збагнути розум людини. Напрям у філософії, що заперечує або

піддає сумніву можливість пізнання природи, суспільства, називається

агностицизмом. Таке твердження агностиків обґрунтовується головним чином

посиланням на наявну різницю між тим, яким наш світ здається і яким він є

насправді.

Пізнання як процес являє собою діалектичну єдність суб'єктивного й

об'єктивного. Суб'єктом пізнання є не свідомість сама по собі, а

матеріальна істота, яка має свідомість – суспільна людина.

Об'єктом пізнання є фрагменти об'єктивної реальності, які потрапили в коло

практичної і пізнавальної діяльності людини. З розвитком суспільства

об'єктом пізнання стає й саме пізнання, мислення людини. Процес пізнання

має суспільно-історичний характер. Усі людські пізнавальні здібності, і

насамперед мислення, не дані людині від природи, вони сформувалися на

основі праці, суспільного виробництва. Окрема людина навчається мислити

разом із засвоєнням мови й набутих людством знань.

47.Структура пізнавального процессу. Діалектика чуттєвого і раціонального в

процессі пізнання.

Многообразные отношения человека к миру включают познавательное отношение,

познание, представляющее собой ак-тивную деятельность людей, направленную

на -приобретение знаний. Знания - это результат познавательной

деятельности, выраженный в идеальных образах (представлениях, понятиях,

теория) и закрепленный в знаках естественных 'ли искусст-венных языков.

Существуют различные виды познания: обыденное, основанное на

повседневном опыте и здравом смысле, художествен-ное, характеризующееся

чувственно-образным отображением действительности, научное, основными

чертами которого яв-ляются системность и обоснованность, применение

специально разработанных методов исследования. Наука - это сфера ис-

следовательской деятельности, направленной на производство знаний о

природе, обществе, человеке.

Объект научного познания: Научное познание имеет дело не только с

наблюдаемыми, но и с ненаблюдаемыми объектами (элементарная частица, ген и

т.п.). Оно характеризуется последовательностью и систематичностью,

стремлением обосновать свои положения законами, специальными способами

проверки (научный эксперимент).

Его цель - открытие законов природы, общества, мышления, познание

сущности явлений, создание научных теорий. Сред-ства: Научное познание

использует научную аппаратуру, специальные методы исследования, создает и

использует искусст-венные языки, специальную научную терминологию.

В научном познании принято выделять два уровня: эмпирический и

теоретический. Они различаются по объекту, видам знания и методам познания.

На эмпирическом уровне объект исследуется со стороны, доступной

наблюдению и экспериментированию. Полученный эм-пирический материал

обобщается и систематизируется.

Теоретический объект представляет собой мысленную реконструкцию

эмпирического объекта. Это абстракция, логиче-ская модель реального

объекта, выраженная, как правило, на специальное языке науки: научными

терминами, знаками ис-кусственного языка.

Различия по видам знания заключаются в следующем. На эмпирическом

уровне содержанием знания являются научные факты и сформулированные на их

основе эмпирические законы. Содержанием теоретического уровня являются

научные по-нятия, категории, законы науки. Развитое научное знание

выражается в форме научной теории.

Эмпирический и теоретический уровни различаются также по методам,

которые делятся на эмпирические (наблюдение, описание, сравнение,

измерение, эксперимент), с помощью которых осуществляется накопление,

фиксация, обобщение и сис-тематизация опытных данных, их статистическая и

индуктивная обработка, и теоретические (аналогия и моделирование,

формализация, идеализация); с их помощью формируются законы науки, теории.

В соответствий с двумя уровнями научного познание различают

эмпирические и теоретические методы. К первым относят наблюдение,

сравнение, измерение и эксперимент, ко вторым - идеализацию, формализацию и

др.

Эмпирические методы.

Наблюдение - это целенаправленное систематическое восприятие объекта,

доставляющее первичный материал для на-учного

исследования.Целенаправленность - важнейшая характеристика наблюдения.

Концентрируя внимание на объекте, наблюдатель опирается на имеющиеся у него

некоторые знания о нем, без которых нельзя определить цель наблюдения. На-

блюдение характеризуется также систематичностью, которая выражается в

восприятии объекта многократно и в разных ус-ловиях, планомерностью,

исключающий пробелы в наблюдении, и активностью наблюдателя, его

способностью к отбору нужной информации, определяемой целью исследования.

В научном наблюдении взаимодействие между субъектом и объектом

опосредуется средствами наблюдения: приборами и инструментами, с помощью

которых ведется наблюдение.

Как метод научного познания наблюдение дает исходную информацию об

объекте, необходимую для его дальнейшего ис-следования.

Важную роль в познании играют сравнение и измерение. Сравнение

представляет собой метод сопоставления объектов с целью выявления сходства

или различия между ними. Если объекты сравниваются с объектом, выступающим

в качестве эталона, то такое сравнение называется измерением.

Наиболее сложным и эффективным методом эмпирического познания

является эксперимент, опирающийся на другие эм-пирические методы.

Эксперимет - метод исследования объекта, при котором исследователь

(экспериментатор) активно воз-действует на объект, создает искусственные

условия, необходимые для выявления определенных его свойств. Эксперимент

предполагает применение определенных средств: приборов, инструментов,

экспериментальных установок, характеризуется активным воздействием на

объект, может быть повторен столько раз, сколько требуется для получения

достоверных резуль-татов. Различают натуральный и модельный эксперимент.

Если первый ставится непосредственно с объектом, то второй - с его

заместителем - моделью. Моделью может быть как материальный предмет

(например, модель самолета), так и мыслен-ная копия объекта. В этом случае

имеет место мысленный эксперимент - мысленное воспроизведение реального

экспери-мента - рассуждение, основанное на представлении о реальном

объекте. Процесс и результат экс-та фиксируются ср-вами естеств. и

искусств. языков, они могут быть представлены в виде схем, чертежей,

рисунков.

Теоретические методы

Идеализация. Этот метод основан на универсальном мыслительном приёме,

применяемом в любом познавательном про-цессе -абстрагировании, которое

представляет собой мысленное отвлечение от одних свойств предмета и

выделение других его свойств. Результатом абстрагирования являются

абстракции - понятия, категории, законы, содержанием которых явля-ются

существенные свойства и связи явлений.

Видом абстрагирования является идеализация, сущность которой состоит

в мысленном конструировании так называемых идеальных объектов; т.е.

объектов, которые не существуют и не могут существовать в действительности,

но изучение кото-рых позволяет значительно упростить сложные системы,

выделить свойства объектов в их "чистом" виде и благодаря этому установить

существенные связи, не заслоненные побочными обстоятельствами. Таковы,

например, плоскость,линия, точка, абсолютно твердое тело, абсолютно черное

тело, ..

Сконструировать идеальный объект - значит мысленно исключить

некоторые реальные его свойства. Так, исключая толщину реального объекта,

получают плоскость, исключая ширину, получают линию и, наконец,

До 47 питання

исключая длину, получают точку. Метод идеализации находит широкое

применение в научном познании. Он позволяет переходить от эмпирических

законов к теоретическим, формулировать их на языке науки.

В современной науке все более широкое применение находит формализация

- метод изучения некоторых областей зна-ния в формализованных системах с

помощью искусственных языков. Таковы, например, формализованные языки

химии, математики, логики. Формализованные языки позволяют кратко и четко

фиксировать знания, избегать многозначности тер-минов естественного

языка.Формализацию, основой которой являются абстрагирование и идеализация,

можно рассматривать как разновидность моделирования - знаковое

моделирование.

Формы научного познания.

В научном познании принято выделять более сложные формы, к ним

относятся проблема, гипотеза, теория.

Проблема.

В развитии научного знания неизбежно возникают ситуации, когда новые

явления, ранее неизвестные факты требуют своего объяснения. Однако уровень

существующих знаний, категориальный аппарат науки оказываются для этого

недостаточными. Такая ситуация называется проблемной. Осознание этой

ситуации, порожденной противоречиями между ограниченностью имеющегося

знания и потребностью в его дальнейшем развитии, приводит к постановке

научных проблем. Проблема - объ-ективно возникающий в ходе развития

познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет

существен-ный практический или теоретический интерес.

Научная проблема - это вопрос, поставленный ходом развития науки,

"знание о незнании". Наука развивается от постанов-ки проблем к их решению

и выдвижению новых проблем. Этот процесс нередко приводит к изменению

теоретических пред-ставлений и методов познания, к научным революциям.

Глобальными научными революциями в естествознании явились: создание Н,

Коперником гелиоцентрической системы, сменившей аристотелевско-

птолемеевскую геоцентрическую картину мира и др.

Гипотеза. Исследование проблемы начинается с выдвижения гипотезы,

представляющей собой обоснованное предположение, выдвигаемое с целью

выяснения закономерностей, и причин исследуемых явлений.

Как форма научного познания гипотеза характеризуется прежде всего

тем, что она является обоснованным предположением и это отличает ее от

разного рода догадок и необоснованных предположений. Гипотеза опирается на

факты, согласуется с законами теории, на основе которой она выдвинута.

Гипотеза проходит три этапа: построение (накопление, анализ и

обобщение фактов, выдвижение предположения для их объ-яснения), проверка

(дедуктивное выведение следствий, вытекающих из гипотезы и сопоставление

следствий с фактами), до-казательство (практическая проверка полученных

выводов).

Выдвинутая гипотеза доказывается или опровергается. Доказанная

гипотеза превращается в научную теорию. Например, гипотеза Резерфорда о

планетарной модели атома.

Теория. В научном познании теория рассматривается как форма

организованного достоверного знания о некоторой предмет-ной области,

описывающая, объясняющая и предсказывающая функционирование и развитие

относящихся к данной области объектов.

Организация знания - важная функция теории, она вытекает из

необходимости систематизации обособленных знаний о данной предметной

области. Однако основными функциями теории являются объяснение и

предсказание. Эти функции не-разрывно связаны друг с другом.

Научная теория представляет собой сложную систему знаний,

компонентами которой являются: исходная эмпирическая база (обобщенные и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.