Шпаргалки для экзамена по Философии(НТУУКПИ, Украина)
Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий,
взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в
которых отражается природа, материальная жизнь об- щества и вся система
общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается
вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно
только как продукт социальных от- ношений. Но и общество может быть названо
обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и
общественное сознание. Общество есть материально-идеальная реальность.
Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов,
традиций, т.е. всего того, что составляет содержание общественного
сознания, образует духовную реальность,выступает составной частью обществен-
ного бытия. Но хотя материализм и утверждает определенную роль об-
щественного бытия по отношению к общественному сознанию, однако нельзя
упрощенно говорить о первичности первого и вторичности дру- гого.
Общественное сознание возникло не спустя какое-то время пос- ле
возникновения общественного бытия, а одновременно и в единстве с ним. Без
общественного сознания общество просто не могло бы воз- никнуть и
развиваться, потому что оно существует как бы в двух проявлениях:
отражательной и активно-творческой. Сущность сознания как раз в том и
состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии
одновременного активно-творческого преобразо- вания его. Но, подчеркивая
единство общественного бытия и общественного сознания, нельзя забывать и об
их различии, специфической разъеди- ненности, относительной
самостоятельности. Особенностью общественного сознания является то, что оно
в своем влиянии на бытие может как бы оценивать его, вскрывать его
потаенный смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей
преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только
отражать бытие, но и активно способствовать его преобразованию. В этом
заключается та исторически сложившаяся функция общественного
сознания,которая делает его необходимым и реально существующим элементом
любого общественного устройства. Никакие реформы, если они не подкрепляются
общественным осознанием их смысла и необходимости, не дадут ожидаемых
результатов, а толь- ко повиснут в воздухе. Связь между общественным бытием
и общественным сознанием мно- гогранна и разнообразна. Так, вещи,созданные
человеком, представляют собой опредмечи- вание соответствующих идей,
органически содержат, таким образом, в себе элементы общественного
сознания. Отражая общественное бытие, общественное сознание способно
активно влиять на него через преоб- разовательную деятельность людей.
Относительная самостоятельность общественного сознания прояв- ляется в том,
что оно обладает преемственностью. Новые идеи возни- кают не на пустом
месте, а как закономерный результат духовного производства, на основе
духовной культуры прошлых поколений. Будучи относительно самостоятельным,
общественное сознание может опережать общественное бытие или отставать от
него. Напри- мер, идеи использования фотоэффекта возникли за 125 лет до
того, как было изобретено Дагерром фотографирование. Идеи практического
использования радиоволн осуществлялись почти через 35 лет после их открытия
и т.д. Общественное сознание представляет собой особый социальный феномен,
отличающийся собственными, свойственными лишь ему харак- теристиками,
специфическими закономерностями функционирования и развития. Общественное
сознание, отражая всю сложность и противоречи- вость общественного бытия,
является тоже противоречивым, имеет сложную структуру. С появлением
классовых обществ оно приобрело классовую структуру. Различия в социально-
экономических условиях жизни людей, естественно, находят свое выражение в
общественном сознании. В государствах многонациональных существует
национальное соз- нание различных народов. Взаимоотношения между различными
нациями отражаются в сознании людей. В тех обществах, где национальное
сознание превалирует над общечеловеческим, верх берет национализм и
шовинизм. По уровню, глубине и степени отражения общественного бытия в
общественном сознании различают сознание обыденное и теоретичес- кое. С
точки зрения материальных его носителей следует говорить об общественном,
групповом и индивидуальном сознании, а в истори- ко-генетическом плане
рассматривают общественное сознание в целом или его особенности в различных
общественно-экономических формаци- ях.
81. Суспільна та індивідуальна свідомість і її взаємозв”язок.
Суспільна свідомість сучасної людина – це велике розмаїття свідомості, її
формоутворень і рівнів. Суспільна свідомість обіймає правові, політичні,
моральні, естетичні. філософські, релігійні погляди, наукові знання,
національні особливості, психологічні риси і т.ін. У ній – загальнолюдські
духовні цінності минулого і сучасного, в ній постає прогностичне майбутнє.
Суспільна свідомість – багата, всеосяжна, вона є базою знань, теорій, ідей
і т.ін.
Важлива складова свідомості – ставлення до цінностей – чи то у вигляді
естетичної орієн-тації, чи як соціальне почуття або теоретична ідея.
Цінності відбивають у людині різнозначні об’єкти, без урахування ціннісних
пріоритетів неможливе розуміння специфіки і змісту свідо-мості.
Слід звернути уваїу на те, що є два рівні суспільної свідомості: буденна і
теоретична.
Буденна виникає на грунті щоденної практичної діяльності людини, вона
узагальнює емпірично дане. В цьому її обмежений характер. Слід визначити,
що буденна свідомість не збігається з індивідуадьнои, оскільки за своїм
призначенням вона "працює" на життєві потреби – забезпечує рецептами для
розв'язання конкретних життєвих ситуацій.
Індивідуальна свідомість – рухома, яскрава, вона – творча лабораторія
особистості.
Теоретичний рівень суспільної свідомості являє собою найдосконалішу форму
узагальнення дійсності. Це найбільш розвішена форма організації знання – у
вигляді теорії. Суспільна свідомість – складова духовної культури
суспільства.
До духовної культури належать результати людської діяльності: наука,
філософія, мистецтво, мораль, право і відповідні установи: Інститути,
театри, школи, музеї.
Людина – творепь культури, її споживач і продукт. Створюючи культуру, вона
створює себе. Духоваа культура несе на собі відбиток рис суолільно-
економічної формації та класів, нації, що її створюють.
Світогляд відбиває дійсність у її цілісності – як природничо-суспільний
світ життя і діяль-ності людини – в її значущості для людини – крізь призму
суспільних відносин, життєвих Інтересів.
Чільне місце в структурі суспільної свідомості посідають її форми. За
допомогою форм суспільної свідомості остання стає реальним компонентом
суспільного буття. Основними формами суспільної свідомості є: політична і
правова свідомість, мораль, мистецтво, релігія, філософія, наука. Кожну з
цих форм вивчають окремі науки: юриспруденція, політологія, етика, естетика
і т.ін.
82. Політична свідомість та її роль у житті суспільства.
!!!У ЖЕНИ!!!
83. Людина як мета і вища цінність історичного розвитку.
84.Цінності в житті людини і суспільства. Соціальні норми і життєва позиція
особистості.
85.Історична необхідність і свобода особистості.
86.Культура як міра розвитку людства. Культура і цивілізація.
Понятие культуры является сложным и неоднозначным. Культура в различных ее
проявлениях является объектом и предметом изучения множества конкретных
наук. Это археология, этнография, история и социология. Каждая из этих наук
создает свое определенное предс- тавление о культуре. Археология по
остаткам, дошедших до нашего времени, изучает культуру исторических
предков, ныне живущих или исчезнувших народов. Этнография занимается
культурой представите- лей различных национальностей во всем ее
многообразии и целостнос- ти. Своя точка зрения на культуру как на объект
исследования име- ется у историков и социологов. Отсюда и огромное
количество опре- делений данного понятия. Ведь каждая из этих наук дает ей
свое оп- ределение. Не случайно поэтому специалисты насчитывают от 150 до
250 определений культуры в различных научных областях, а всего в мировой
литературе их около 500. Для философии в отличие от этих наук свойственно,
во-первых, рассмотрение культуры в ее общих чер- тах, т.е. с
мировоззренческих позиций; во-вторых, под углом зрения выяснения ее места в
обществе и историческом процессе в целом. Сам термин культура имеет
происхождение от латинского слова "culture" - что в переводе означает
"возделывание земли, уход". Этот термин как нельзя более точно выражает
сущность понятия куль- туры, под которым философы понимают все виды
преобразовательной деятельности общества и человека вместе с ее
результатами. В нас- тоящее время слово "культура" часто употребляется как
мера уровня образованности и просвещенности и воспитанности человека. Хотя
спор по поводу точности и полноты этого определения продолжается и вряд ли
когда-нибудь будет закончен, так как многообразие деятель- ности человека
порождает и многообразие проявлений культуры, одним из наиболее
исчерпывающих и лаконичных определений культуры явля- ется определение
известного культуролога Э.С.Маркаряна. Оно гла- сит: "Культура есть способ
внебиологической адаптации человеком окружающей действительности". В этом
понятии наиболее отчетливо зафиксировано общее отличие человеческой
жизнедеятельности от би- ологических форм жизни, качественное своеобразие
исторически-конк- ретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах
обществен- ного развития. На протяжении всей истории развития философской
мысли культу- ра в том или ином аспекте являлась предметом изучения
различными мыслителями, литераторами, историками. Первоначальное понятие
культуры, существовавшее в древних цивилизациях Китая (понятие "жень") и
Индии (понятие "дхарма") означало прежде всего целенап- равленное
воздействие человека на окружающую его природу. Включало оно также и
воспитание и обучение самого человека. Философы древ- ней Греции видели в
"пайдейе", т.е. "воспитанности", которую они считали синонимом культуры,
главное свое отличие от "некультурных" варваров. Эпоха Рима, особенно в
поздний ее период, органично впи- тав философские взгляды древнегреческих
мыслителей, породила свое представление о культуре, которое более близко к
понятию цивилиза- ции. Культура стала ассоциироваться с признаками личного
совер- шенства. В эпоху средневековья засилье теологии и схоластики в Ев-
ропе не позволяло ставить проблему изучения культуры,как важнейше- го
качественного и органичного признака человеческого бытия. Сам процесс
создания культурных ценностей и всей деятельности человека целиком
отдавался в удел бога. Процесс творческого подъема иногда отождествлялся то
с проявлением божьей милости, то с кознями дь- явола. Подлинное возрождение
интереса к изучению и познанию куль- туры возобновилось лишь в эпоху
Просвещения. Именно в этот период под совершенством культуры стали понимать
соответствие гуманисти- ческому идеалу человека, а в дальнейшем - идеалу
просветителей. Для зарождавшейся буржуазной философии характерно понимание
под культурой различных форм духовного и политического саморазви- тия
общества и человека, проявляющихся в движении науки, искусс- тва, морали,
религии и государственном правлении. Французские просветители XVIII века
(Вольтер, Тюрго, Кондорсе) понимали содер- жание культурно-исторического
процесса как развитие человеческого разума. Цель этого процесса, по их
мнению, сделать всех людей счастливыми, живущими в согласии с запросами и
потребностями своей "естественной" природы. Однако уже в то время
зародилось философс- кое направление "критики культуры". Последователи
этого направле- ния (Руссо) осуждали не только культурную эволюцию, но и
саму че- ловеческую цивилизацию. В своих работах они противопоставляли чис-
тоту и простоту нравов народов, находившихся на патриархальной ступени
развития, испорченности и развращенности "культурных" на- ций. Восприняв
эту критику культуры,как проблему общетеоретическо- го осмысления
противоречий буржуазной цивилизации, представители немецкой классической
философии стали искать выход в осознании культуры как сферы "духа". Кант
рассматривал культуру прежде все- го с позиций морального сознания (его
знаменитый категорический императив). Шиллер как совокупность эстетических
форм сознания, а Гегель усматривал в развитии культуры эволюцию
философского созна- ния человека. С этой точки зрения, культура предстает
как область духовной свободы человека. Таким образом представители немецкой
классической философии рассматривали сущность культуры как единую цепь
множества ее типов и форм, располагающихся в определенной ис- торической
последовательности и образующих единую линию духовной эволюции
человечества. Многочисленные философские школы ХХ века очень интенсивно за-
нимались и занимаются изучением феномена культуры. Собственно го- воря,
именно в это время возникла философия культуры как самостоя- тельная
философская дисциплина.Последователи неокантианства (Рик- керт и М.Вебер)
рассматривали культуру прежде всего как специфи- ческую систему ценностей и
идей, различающихся по их роли в жизни и организации общества того или
иного типа. Интересна концепция немецкого философа-идеалиста О.Шпенглера.
Сущность ее заключается в рассмотрении культуры как организма, который
обладает единством и обособлен от других ему подобных организмов. Каждому
культурному организму, по Шпенглеру, заранее отмерен предел, после которого
культура, умирая, перерождается в цивилизацию. Таким образом, ци- вилизация
рассматривается как противоположность культуре. Это оз- начает, что единой
общечеловеческой культуры нет и быть не может. С этой точки зрения на
культуру очень тесно соприкасается теория "локальных" цивилизаций
английского историка А.Тойнби. Диалектико-материалистическая философия
рассматривает культу- ру как специфическую характеристику общества, которая
выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, включаю-
щий в себя определенное отношение человека к природе и обществу,
развитие творческих сил и способностей личности.
Важнейшей детер- минирующей характеристикой культуры является ее
качественная сто- рона. Любое
До 86 питання
выражение культуры есть проявление качественных свойств и признаков,степени
развития человека. Реальная, живая культура неотъемлема от человека как от
субъекта культуры. Собст- венно сам процесс формирования человека протекает
как культурно-ис- торический процесс. Его человеческие качества есть
результат усво- ения им языка, приобщения к существующим в обществе
ценностям, традициям,овладения присущими данной культуре приемами и
навыками деятельности. можно сказать, что культура - это мир человека, и, в
известном смысле, способ его бытия, созданный и постоянно воссоз- даваемый
им самим. Культура - это очеловеченный слой жизни,"вто- рая" искусственно
созданная человеком природа. Там,где есть чело- век, его деятельность, ее
продукты, взаимоотношения между людьми - там и есть культура. Иными
словами, культура представляет собой меру человеческого в человеке. Само
становление личности есть не что иное, как результата культурной эволюции
индивида. Только усваивая и соединяя в себе определенную долю общественной
культуры, человек становится лич- ностью и персонифицирует обретенный
культурный потенциал как свой собственный мир, как богатство своего "Я".
Таким образом, лишь осваивая через познание и деятельность внешнее,
материализованное выражение культуры, индивид обретает человеческое
качество, становится способным сам участвовать в культуротворческой
деятельности. Культура - это процесс развития человеческих сил и
способностей, показатель меры человеческого в человеке, характеристика
развития человека как человеческого су- щества, процесс, получающий свое
внешнее выражение во всем богатс- тве и многообразии создаваемой людьми
действительности, во всей совокупности результатов человеческого труда и
мысли. По мнению большинства современных социологов и философов, за-
нимающихся проблемой культуры, в структуре данного феномена можно выделить
два класса элементов. Первый класс включает в себя идеи, ценности, которые
направляют и координируют поведение и сознание людей в их групповой и
индивидуальной жизни. Второй класс элемен- тов состоит из социальных
институтов и учреждений культуры, благо- даря которым эти идеи и ценности
сохраняются и распространяются в обществе, доходят до каждого его члена.
Если первый класс элемен- тов характеризует культуру как систему эталонов
общественного по- ведения людей, то второй - как систему, осуществляющую
социальный контроль над ценностями и идеями. К последнему классу относятся
системы просвещения и образования, средств массовой информации и
коммуникации, различные виды культурного сервиса. Культуру принято
разделять на материальную и духовную. Мате- риальную культуру образуют
продукты материального, а духовную - продукты духовного производства. Но их
различия ни в коем случае нельзя преувеличивать хотя бы потому, что
предметы духовной куль- туры всегда так или иначе овеществляются,
материализуются, а мате- риальная культура несет в себе человеческую мысль,
достижения че- ловеческого духа. Они связаны между собой так, как и две
обозна- ченные выше области производства- материального и духовного, при-
чем первое к в конечном счете играет в системе общественной жизни ведущую,
определяющую роль. Являясь выражением способов и норм социальной
организации и регулирования жизнедеятельности общества, культура обладает
рядом функций. Это социально-регулятивная функция культуры,воплощающаяся в
нормах, традициях и обычаях регулирующих жизнь общества. Вторая, не менее
важная функция культуры называется коммуникативно-репро- дуктивной. Она
заключается в трансляции опыта, знаний, опредмечен- ных результатов
человеческой деятельности от поколения к поколе- нию, чем обеспечивается
непрерывность исторического процесса и его прогрессивное развитие. Продукты
культуротворческой деятельности подвергаются своеобразной проверке,
социальному отбору: одни из них сразу входят в культурный оборот и
становятся составляющей культурного прогресса, для других требуется время,
чтобы они были осознаны и включены в социальную практику. Социальной
функцией культуры является отбор и отсеивание в ходе трансляции тех куль-
турных ценностей, которые остаются в употреблении у нового поко- ления и
тех, которые отсеиваются, отслужив свое. Эта функция куль- туры называется
ценностно-ориентационной. Нельзя сводить культуру лишь к результатам
деятельности, это и сама деятельность. именно так предстает перед нами
культура ми- ровоззренческая, политическая, технологическая,
производственная, культура человеческого общения, культура экологическая,
правовая и художественная. Культура данной эпохи поэтому включает в себя и
результаты, и способы деятельности, причем не только творческой, но и
репродуктивной. Деятельность выступает как составляющая и ис- точник
культуры тогда, когда она носит общественный характер, когда ее продукты
имеют смысл не только для данного индивида,но и для других людей. Таким
образом, культура является продуктом об- щественной деятельности,
независимо от того в какой форме - кол- лективной или индивидуальной - она
осуществлялась. Поэтому главный родовой признак культуры - это неприродный,
деятельностный, общест- венный источник ее происхождения и развития. Под
этим источником подразумевается общественный труд, который носит всеобщий
характер. Таким образом, культура - это не только производство вещей и идей
в их оторванности от человека, это производство самого чело- века во всем
богатстве и многосторонности его общественных связей и отношений, во всей
целостности его общественного бытия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|