рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалки для экзамена по Философии(НТУУКПИ, Украина)

Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий,

взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в

которых отражается природа, материальная жизнь об- щества и вся система

общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается

вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно

только как продукт социальных от- ношений. Но и общество может быть названо

обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и

общественное сознание. Общество есть материально-идеальная реальность.

Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов,

традиций, т.е. всего того, что составляет содержание общественного

сознания, образует духовную реальность,выступает составной частью обществен-

ного бытия. Но хотя материализм и утверждает определенную роль об-

щественного бытия по отношению к общественному сознанию, однако нельзя

упрощенно говорить о первичности первого и вторичности дру- гого.

Общественное сознание возникло не спустя какое-то время пос- ле

возникновения общественного бытия, а одновременно и в единстве с ним. Без

общественного сознания общество просто не могло бы воз- никнуть и

развиваться, потому что оно существует как бы в двух проявлениях:

отражательной и активно-творческой. Сущность сознания как раз в том и

состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии

одновременного активно-творческого преобразо- вания его. Но, подчеркивая

единство общественного бытия и общественного сознания, нельзя забывать и об

их различии, специфической разъеди- ненности, относительной

самостоятельности. Особенностью общественного сознания является то, что оно

в своем влиянии на бытие может как бы оценивать его, вскрывать его

потаенный смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей

преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только

отражать бытие, но и активно способствовать его преобразованию. В этом

заключается та исторически сложившаяся функция общественного

сознания,которая делает его необходимым и реально существующим элементом

любого общественного устройства. Никакие реформы, если они не подкрепляются

общественным осознанием их смысла и необходимости, не дадут ожидаемых

результатов, а толь- ко повиснут в воздухе. Связь между общественным бытием

и общественным сознанием мно- гогранна и разнообразна. Так, вещи,созданные

человеком, представляют собой опредмечи- вание соответствующих идей,

органически содержат, таким образом, в себе элементы общественного

сознания. Отражая общественное бытие, общественное сознание способно

активно влиять на него через преоб- разовательную деятельность людей.

Относительная самостоятельность общественного сознания прояв- ляется в том,

что оно обладает преемственностью. Новые идеи возни- кают не на пустом

месте, а как закономерный результат духовного производства, на основе

духовной культуры прошлых поколений. Будучи относительно самостоятельным,

общественное сознание может опережать общественное бытие или отставать от

него. Напри- мер, идеи использования фотоэффекта возникли за 125 лет до

того, как было изобретено Дагерром фотографирование. Идеи практического

использования радиоволн осуществлялись почти через 35 лет после их открытия

и т.д. Общественное сознание представляет собой особый социальный феномен,

отличающийся собственными, свойственными лишь ему харак- теристиками,

специфическими закономерностями функционирования и развития. Общественное

сознание, отражая всю сложность и противоречи- вость общественного бытия,

является тоже противоречивым, имеет сложную структуру. С появлением

классовых обществ оно приобрело классовую структуру. Различия в социально-

экономических условиях жизни людей, естественно, находят свое выражение в

общественном сознании. В государствах многонациональных существует

национальное соз- нание различных народов. Взаимоотношения между различными

нациями отражаются в сознании людей. В тех обществах, где национальное

сознание превалирует над общечеловеческим, верх берет национализм и

шовинизм. По уровню, глубине и степени отражения общественного бытия в

общественном сознании различают сознание обыденное и теоретичес- кое. С

точки зрения материальных его носителей следует говорить об общественном,

групповом и индивидуальном сознании, а в истори- ко-генетическом плане

рассматривают общественное сознание в целом или его особенности в различных

общественно-экономических формаци- ях.

81. Суспільна та індивідуальна свідомість і її взаємозв”язок.

Суспільна свідомість сучасної людина – це велике розмаїття свідомості, її

формоутворень і рівнів. Суспільна свідомість обіймає правові, політичні,

моральні, естетичні. філософські, релігійні погляди, наукові знання,

національні особливості, психологічні риси і т.ін. У ній – загальнолюдські

духовні цінності минулого і сучасного, в ній постає прогностичне майбутнє.

Суспільна свідомість – багата, всеосяжна, вона є базою знань, теорій, ідей

і т.ін.

Важлива складова свідомості – ставлення до цінностей – чи то у вигляді

естетичної орієн-тації, чи як соціальне почуття або теоретична ідея.

Цінності відбивають у людині різнозначні об’єкти, без урахування ціннісних

пріоритетів неможливе розуміння специфіки і змісту свідо-мості.

Слід звернути уваїу на те, що є два рівні суспільної свідомості: буденна і

теоретична.

Буденна виникає на грунті щоденної практичної діяльності людини, вона

узагальнює емпірично дане. В цьому її обмежений характер. Слід визначити,

що буденна свідомість не збігається з індивідуадьнои, оскільки за своїм

призначенням вона "працює" на життєві потреби – забезпечує рецептами для

розв'язання конкретних життєвих ситуацій.

Індивідуальна свідомість – рухома, яскрава, вона – творча лабораторія

особистості.

Теоретичний рівень суспільної свідомості являє собою найдосконалішу форму

узагальнення дійсності. Це найбільш розвішена форма організації знання – у

вигляді теорії. Суспільна свідомість – складова духовної культури

суспільства.

До духовної культури належать результати людської діяльності: наука,

філософія, мистецтво, мораль, право і відповідні установи: Інститути,

театри, школи, музеї.

Людина – творепь культури, її споживач і продукт. Створюючи культуру, вона

створює себе. Духоваа культура несе на собі відбиток рис суолільно-

економічної формації та класів, нації, що її створюють.

Світогляд відбиває дійсність у її цілісності – як природничо-суспільний

світ життя і діяль-ності людини – в її значущості для людини – крізь призму

суспільних відносин, життєвих Інтересів.

Чільне місце в структурі суспільної свідомості посідають її форми. За

допомогою форм суспільної свідомості остання стає реальним компонентом

суспільного буття. Основними формами суспільної свідомості є: політична і

правова свідомість, мораль, мистецтво, релігія, філософія, наука. Кожну з

цих форм вивчають окремі науки: юриспруденція, політологія, етика, естетика

і т.ін.

82. Політична свідомість та її роль у житті суспільства.

!!!У ЖЕНИ!!!

83. Людина як мета і вища цінність історичного розвитку.

84.Цінності в житті людини і суспільства. Соціальні норми і життєва позиція

особистості.

85.Історична необхідність і свобода особистості.

86.Культура як міра розвитку людства. Культура і цивілізація.

Понятие культуры является сложным и неоднозначным. Культура в различных ее

проявлениях является объектом и предметом изучения множества конкретных

наук. Это археология, этнография, история и социология. Каждая из этих наук

создает свое определенное предс- тавление о культуре. Археология по

остаткам, дошедших до нашего времени, изучает культуру исторических

предков, ныне живущих или исчезнувших народов. Этнография занимается

культурой представите- лей различных национальностей во всем ее

многообразии и целостнос- ти. Своя точка зрения на культуру как на объект

исследования име- ется у историков и социологов. Отсюда и огромное

количество опре- делений данного понятия. Ведь каждая из этих наук дает ей

свое оп- ределение. Не случайно поэтому специалисты насчитывают от 150 до

250 определений культуры в различных научных областях, а всего в мировой

литературе их около 500. Для философии в отличие от этих наук свойственно,

во-первых, рассмотрение культуры в ее общих чер- тах, т.е. с

мировоззренческих позиций; во-вторых, под углом зрения выяснения ее места в

обществе и историческом процессе в целом. Сам термин культура имеет

происхождение от латинского слова "culture" - что в переводе означает

"возделывание земли, уход". Этот термин как нельзя более точно выражает

сущность понятия куль- туры, под которым философы понимают все виды

преобразовательной деятельности общества и человека вместе с ее

результатами. В нас- тоящее время слово "культура" часто употребляется как

мера уровня образованности и просвещенности и воспитанности человека. Хотя

спор по поводу точности и полноты этого определения продолжается и вряд ли

когда-нибудь будет закончен, так как многообразие деятель- ности человека

порождает и многообразие проявлений культуры, одним из наиболее

исчерпывающих и лаконичных определений культуры явля- ется определение

известного культуролога Э.С.Маркаряна. Оно гла- сит: "Культура есть способ

внебиологической адаптации человеком окружающей действительности". В этом

понятии наиболее отчетливо зафиксировано общее отличие человеческой

жизнедеятельности от би- ологических форм жизни, качественное своеобразие

исторически-конк- ретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах

обществен- ного развития. На протяжении всей истории развития философской

мысли культу- ра в том или ином аспекте являлась предметом изучения

различными мыслителями, литераторами, историками. Первоначальное понятие

культуры, существовавшее в древних цивилизациях Китая (понятие "жень") и

Индии (понятие "дхарма") означало прежде всего целенап- равленное

воздействие человека на окружающую его природу. Включало оно также и

воспитание и обучение самого человека. Философы древ- ней Греции видели в

"пайдейе", т.е. "воспитанности", которую они считали синонимом культуры,

главное свое отличие от "некультурных" варваров. Эпоха Рима, особенно в

поздний ее период, органично впи- тав философские взгляды древнегреческих

мыслителей, породила свое представление о культуре, которое более близко к

понятию цивилиза- ции. Культура стала ассоциироваться с признаками личного

совер- шенства. В эпоху средневековья засилье теологии и схоластики в Ев-

ропе не позволяло ставить проблему изучения культуры,как важнейше- го

качественного и органичного признака человеческого бытия. Сам процесс

создания культурных ценностей и всей деятельности человека целиком

отдавался в удел бога. Процесс творческого подъема иногда отождествлялся то

с проявлением божьей милости, то с кознями дь- явола. Подлинное возрождение

интереса к изучению и познанию куль- туры возобновилось лишь в эпоху

Просвещения. Именно в этот период под совершенством культуры стали понимать

соответствие гуманисти- ческому идеалу человека, а в дальнейшем - идеалу

просветителей. Для зарождавшейся буржуазной философии характерно понимание

под культурой различных форм духовного и политического саморазви- тия

общества и человека, проявляющихся в движении науки, искусс- тва, морали,

религии и государственном правлении. Французские просветители XVIII века

(Вольтер, Тюрго, Кондорсе) понимали содер- жание культурно-исторического

процесса как развитие человеческого разума. Цель этого процесса, по их

мнению, сделать всех людей счастливыми, живущими в согласии с запросами и

потребностями своей "естественной" природы. Однако уже в то время

зародилось философс- кое направление "критики культуры". Последователи

этого направле- ния (Руссо) осуждали не только культурную эволюцию, но и

саму че- ловеческую цивилизацию. В своих работах они противопоставляли чис-

тоту и простоту нравов народов, находившихся на патриархальной ступени

развития, испорченности и развращенности "культурных" на- ций. Восприняв

эту критику культуры,как проблему общетеоретическо- го осмысления

противоречий буржуазной цивилизации, представители немецкой классической

философии стали искать выход в осознании культуры как сферы "духа". Кант

рассматривал культуру прежде все- го с позиций морального сознания (его

знаменитый категорический императив). Шиллер как совокупность эстетических

форм сознания, а Гегель усматривал в развитии культуры эволюцию

философского созна- ния человека. С этой точки зрения, культура предстает

как область духовной свободы человека. Таким образом представители немецкой

классической философии рассматривали сущность культуры как единую цепь

множества ее типов и форм, располагающихся в определенной ис- торической

последовательности и образующих единую линию духовной эволюции

человечества. Многочисленные философские школы ХХ века очень интенсивно за-

нимались и занимаются изучением феномена культуры. Собственно го- воря,

именно в это время возникла философия культуры как самостоя- тельная

философская дисциплина.Последователи неокантианства (Рик- керт и М.Вебер)

рассматривали культуру прежде всего как специфи- ческую систему ценностей и

идей, различающихся по их роли в жизни и организации общества того или

иного типа. Интересна концепция немецкого философа-идеалиста О.Шпенглера.

Сущность ее заключается в рассмотрении культуры как организма, который

обладает единством и обособлен от других ему подобных организмов. Каждому

культурному организму, по Шпенглеру, заранее отмерен предел, после которого

культура, умирая, перерождается в цивилизацию. Таким образом, ци- вилизация

рассматривается как противоположность культуре. Это оз- начает, что единой

общечеловеческой культуры нет и быть не может. С этой точки зрения на

культуру очень тесно соприкасается теория "локальных" цивилизаций

английского историка А.Тойнби. Диалектико-материалистическая философия

рассматривает культу- ру как специфическую характеристику общества, которая

выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, включаю-

щий в себя определенное отношение человека к природе и обществу,

развитие творческих сил и способностей личности.

Важнейшей детер- минирующей характеристикой культуры является ее

качественная сто- рона. Любое

До 86 питання

выражение культуры есть проявление качественных свойств и признаков,степени

развития человека. Реальная, живая культура неотъемлема от человека как от

субъекта культуры. Собст- венно сам процесс формирования человека протекает

как культурно-ис- торический процесс. Его человеческие качества есть

результат усво- ения им языка, приобщения к существующим в обществе

ценностям, традициям,овладения присущими данной культуре приемами и

навыками деятельности. можно сказать, что культура - это мир человека, и, в

известном смысле, способ его бытия, созданный и постоянно воссоз- даваемый

им самим. Культура - это очеловеченный слой жизни,"вто- рая" искусственно

созданная человеком природа. Там,где есть чело- век, его деятельность, ее

продукты, взаимоотношения между людьми - там и есть культура. Иными

словами, культура представляет собой меру человеческого в человеке. Само

становление личности есть не что иное, как результата культурной эволюции

индивида. Только усваивая и соединяя в себе определенную долю общественной

культуры, человек становится лич- ностью и персонифицирует обретенный

культурный потенциал как свой собственный мир, как богатство своего "Я".

Таким образом, лишь осваивая через познание и деятельность внешнее,

материализованное выражение культуры, индивид обретает человеческое

качество, становится способным сам участвовать в культуротворческой

деятельности. Культура - это процесс развития человеческих сил и

способностей, показатель меры человеческого в человеке, характеристика

развития человека как человеческого су- щества, процесс, получающий свое

внешнее выражение во всем богатс- тве и многообразии создаваемой людьми

действительности, во всей совокупности результатов человеческого труда и

мысли. По мнению большинства современных социологов и философов, за-

нимающихся проблемой культуры, в структуре данного феномена можно выделить

два класса элементов. Первый класс включает в себя идеи, ценности, которые

направляют и координируют поведение и сознание людей в их групповой и

индивидуальной жизни. Второй класс элемен- тов состоит из социальных

институтов и учреждений культуры, благо- даря которым эти идеи и ценности

сохраняются и распространяются в обществе, доходят до каждого его члена.

Если первый класс элемен- тов характеризует культуру как систему эталонов

общественного по- ведения людей, то второй - как систему, осуществляющую

социальный контроль над ценностями и идеями. К последнему классу относятся

системы просвещения и образования, средств массовой информации и

коммуникации, различные виды культурного сервиса. Культуру принято

разделять на материальную и духовную. Мате- риальную культуру образуют

продукты материального, а духовную - продукты духовного производства. Но их

различия ни в коем случае нельзя преувеличивать хотя бы потому, что

предметы духовной куль- туры всегда так или иначе овеществляются,

материализуются, а мате- риальная культура несет в себе человеческую мысль,

достижения че- ловеческого духа. Они связаны между собой так, как и две

обозна- ченные выше области производства- материального и духовного, при-

чем первое к в конечном счете играет в системе общественной жизни ведущую,

определяющую роль. Являясь выражением способов и норм социальной

организации и регулирования жизнедеятельности общества, культура обладает

рядом функций. Это социально-регулятивная функция культуры,воплощающаяся в

нормах, традициях и обычаях регулирующих жизнь общества. Вторая, не менее

важная функция культуры называется коммуникативно-репро- дуктивной. Она

заключается в трансляции опыта, знаний, опредмечен- ных результатов

человеческой деятельности от поколения к поколе- нию, чем обеспечивается

непрерывность исторического процесса и его прогрессивное развитие. Продукты

культуротворческой деятельности подвергаются своеобразной проверке,

социальному отбору: одни из них сразу входят в культурный оборот и

становятся составляющей культурного прогресса, для других требуется время,

чтобы они были осознаны и включены в социальную практику. Социальной

функцией культуры является отбор и отсеивание в ходе трансляции тех куль-

турных ценностей, которые остаются в употреблении у нового поко- ления и

тех, которые отсеиваются, отслужив свое. Эта функция куль- туры называется

ценностно-ориентационной. Нельзя сводить культуру лишь к результатам

деятельности, это и сама деятельность. именно так предстает перед нами

культура ми- ровоззренческая, политическая, технологическая,

производственная, культура человеческого общения, культура экологическая,

правовая и художественная. Культура данной эпохи поэтому включает в себя и

результаты, и способы деятельности, причем не только творческой, но и

репродуктивной. Деятельность выступает как составляющая и ис- точник

культуры тогда, когда она носит общественный характер, когда ее продукты

имеют смысл не только для данного индивида,но и для других людей. Таким

образом, культура является продуктом об- щественной деятельности,

независимо от того в какой форме - кол- лективной или индивидуальной - она

осуществлялась. Поэтому главный родовой признак культуры - это неприродный,

деятельностный, общест- венный источник ее происхождения и развития. Под

этим источником подразумевается общественный труд, который носит всеобщий

характер. Таким образом, культура - это не только производство вещей и идей

в их оторванности от человека, это производство самого чело- века во всем

богатстве и многосторонности его общественных связей и отношений, во всей

целостности его общественного бытия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.