рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалки для экзамена по Философии(НТУУКПИ, Украина)

записані в протокол, зведені в таблицю чи подані графічно тощо.

Теоретичне пізнання – це пояснення підстав відтворення. Теоретичне знання

має загальний і необхідний характер і містить відомості про внутрішні

закономірності спостережуваних явищ. На цьому рівні ми одержуємо знання не

тільки за допомогою досвіду, а й абстрактного мислення. Теоретичне знання

включає систему понять, суджень, абстракцій, часткові й загальні теорії.

Перевага теоретичного знання полягає в тому, що воно дає розуміння суті

загального закону і може передбачити майбутнє.

Метафізичний підхід до розуміння емпіричного і теоретичного рівнів

пізнання виявляється в запереченні єдності між ними або абсолютизації

одного з них. Емпіричне пізнання може випереджати теоретичне, а теоретичне

– емпіричне. Суперечності між емпіричним і теоретичним знанням вирішуються

практикою, яка є основою пізнання і критерієм істини.

63.Філософська методологія та її значення для розвитку науки.

Методология—совокупность приёмов исследования,применяемых в какой-либо

науке,учение о методах

научного познания и преобразования мира.Теоретическое обоснование методов

научного познания вызвано потребностями развивающейся науки и получило

наибольшее развитие в Новой философии,начиная с Ф.Бэкона и Декарта.

Материалистическая философия обосновала методы познания законами

объективного мира.Идеалистические системы объясняли их законами духа,

идеи,или рассматривали как совокупность правил,произвольно создаваемых

человеческим умом.При этом нередко общий метод познания связывался с

законами одной из конкретных областей знания(механика, математика,биология

и т.д.),сводился к методу одной науки.

Существенный вклад в методологию внёс Гегель.Он впервые подчеркнул

специфический характер философского метода,его отличие от методов конкретнх

наук и несводимость к ним;подчеркнул,что метод есть движение самого

содержания и поэтому не может рассматриваться вне содержания.

Материалистическая диалектика как методология выступает и в качестве

всеобщего метода познания,и как научная теория применяемых в познании

методов;исходит из того,что в основе методов познания лежат объективные

законы природы и общества.Метод познания может быть научным лишь отражая

объективные законы самой действительности,поэтому принципы научного

метода,его категории и понятия не сумма произвольных правил,созданных

человеческим умом,а выражение закономерностей природы и человека.

Значение методологии научного познания возрастает ,что связано с бурным

развитием науки и метатеоретических исследований,которые тесно связаны с

конкретными проблемами методологии.

64.Соціальна філософія, її предмет і функції. Специфіка соціального

пізнання.

Функции социальной философии как науки.

Двумя основными специфическими функциями социальной философии, как и

философии в целом, являются мировоззренческая и методологическая.

Специфическими они называются потому, что в развитом и концентрированном

виде присущи только философии.

Мировоззрение есть совокупность наиболее общих взглядов и представлений о

сущности окружающего нас мира и месте человека в нем. Для правильного

понимания мировоззренческой функции философии необходимо учесть, по крайней

мере, два момента.

1. Способы формирования мировоззрения у человека. Мировоззрение индивида

может сформироваться либо в результате получения научных знаний в процессе

образования (в том числе и самообразования), либо в стихийном процессе

становления личности под воздействием социального окружения. При этом

возможны и смешанные, гибридные варианты, когда одни элементы мировоззрения

индивида оказываются научно выверенными, а другие остаются на уровне

расхожего обыденного мнения с его предрассудками и заблуждениями. Не

погрешим против истины, если скажем, что никакая философская система, даже

самая современная и совершенная, не гарантирует абсолютного отсутствия во

взглядах индивида подобных предрассудков и заблуждений, хотя бы потому, что

сама она не полностью свободна от них. И в то же время только

систематическое философское образование способно свести «мифологическую»

составляющую нашего собственного мировоззрения к минимуму.

2. Философия представляет собой все же не все мировоззрение, а «лишь» его

ядро, поскольку в формировании мировоззрения участвуют все отрасли знания,

все те учебные дисциплины, которые изучаются студентами в вузе (всеобщая

история, психология, физика, языкознание и т.д.). Каждая из них в скрытом,

а зачастую и в открытом, виде содержит в себе мировоззренческие выводы и,

соответственно, вносит свой вклад в мировоззренческую подготовку будущего

специалиста.

Опыт преподавания в средних и высших учебных заведениях показывает, что

учащимися и студентами высоко ценится именно этот, мировоззренческий,

аспект наших выступлений перед ними. Оно и понятно: этот аспект

представляет собой наиболее основательный, наименее тленный слой знания, а

факты, которые нанизываются на эту координату, на эту логическую канву,

приобретают обоснованность, с которой их уже невозможно забыть. К тому же

факты, хотя и «упрямая вещь», но по мере продвижения науки вперед постоянно

обновляются и уточняются. И это происходит не по причине конъюнктурных

соображений, разделяемых исследователем. Такова логика развития науки.

Вспомним хотя бы, как был отброшен физикой двадцатого века «факт»

существования эфира. Однако при этом следует отметить, что само отношение к

интерпретации и к судьбе факта в немалой степени зависит от

мировоззренческих позиций исследователя.

Как уже отмечалось выше, наряду с мировоззренческой функцией и в

неразрывной связи с ней социальная философия выполняет методологическую

функцию.

Философский метод есть система наиболее общих принципов теоретического

исследования действительности. Принципы эти могут быть совершенно различны.

Можно, например, подойти к одному и тому же изучаемому явлению как

развивающемуся, а можно подойти к нему как неизменному, раз навсегда

данному. В зависимости от этого и результаты теоретического исследования и

практические выводы из него будут существенно различаться.

В истории философии прослеживаются два основных философских метода —

диалектика и метафизика. Принципиальные различия между ними как двумя

противоположными концепциями взаимосвязи и развития можно представить

следующим образом.

1. Диалектика исходит из всеобщей, универсальной взаимосвязи явлений и

процессов в окружающем нас мире; метафизика признает только связи

случайные, возводя в абсолют автономность, самостоятельность вещи.

2. Диалектика исходит из принципа развития, качественных изменений явлений

и процессов; метафизика сводит все изменения в мире только к количественным

изменениям.

3. Диалектика исходит из внутренней противоречивости, закономерно присущей

любому явлению или процессу; метафизика же считает, что противоречия

свойственны только нашему мышлению, но отнюдь не объективной

действительности.

4. Диалектика исходит из того, что именно борьба внутренне присущих

явлениям и процессам противоположностей представляет собой главный источник

их развития; метафизика же переносит этот источник вне исследуемого

предмета.

Философский метод выступает как отражение определенного уровня научного

познания мира. Это становится очевидным, как только кто-то пытается

ответить на вопрос: в чем причина, почему в истории философии диалектика и

метафизика сменяли друг друга в качестве господствующих философских

методов? Смена эта происходила закономерно, в связи с качественными

изменениями в характере самой науки, и, прежде всего, естествознания. Так,

античная диалектика, превосходившая метафизику в объяснении мира в целом

вынуждена была уступить свое первенство, как только конкретные науки

занялись детальным, скрупулезным исследованием каждого явления в

отдельности и в его статике. На этом этапе (а он длился сотни лет)

метафизика как нельзя лучше отвечала духу тогдашней науки. Но затем

наступил новый этап, когда научное знание из описывающего, собирающего

начало превращаться в сравнивающее, классифицирующее, систематизирующее

(вспомнимте, что сделали Карл Линней в виде системы растительного и

животного мира, Дарвин своей эволюционной теорией, Менделеев —

периодической системой элементов и т.д.). Духу такого научного знания может

соответствовать только диалектический метод.

Подытоживая, можно выделить следующие линии взаимодействия философии и

частных наук:

а) на каждом историческом этапе развития науки философский метод

синтезируется из достижений частных, конкретных наук, отражая дух науки

своего времени, ее качественную специфику;

б) в свою очередь каждая из конкретных наук использует

философский метод в качестве системы общих принципов подхода к изучению

интересующих ее явлений и процессов.

Возникает вполне закономерный вопрос: если принципы философского метода

действительно всеобщи и универсальны, то насколько вправе говорить о

методологической функции социальной философии? Оказывается, вправе, ибо

общефилософский метод преломляется в социально-философском срезе весьма

специфически. Так, в ряде естественных наук к середине XIX в. уже

утверждались основные принципы диалектического метода, между тем как в

социальной философии еще господствовала метафизика. А ведь методологическая

функция философии реализовывалась в отраслях обществоведческо-гуманитарного

цикла, как

До 64 питання

правило, не непосредственно, а прежде всего через социальную философию. Еще

один пример. В философии вообще идея объективной закономерности развития

окружающего нас мира прослеживается с античных времен, однако, когда речь

заходит об обществе, то и сегодня есть ряд течений (например, позитивизм),

отрицающих объективный характер законов общественного развития. Вполне

естественно, что социальная философия позитивизма оказывает существенное

методологическое воздействие на представителей конкретных обществоведческих

наук, о чем у нас еще будет повод поговорить подробнее.

Для удобства изложения автору реферата пришлось последовать примеру С.Э.

Крапивенского и четко и резко разграничить две функции социальной философии

— мировоззренческую и методологическую. В действительности же они

взаимопереходят, взаимопроникают. С одной стороны метод включен в

мировоззрение, ибо наше знание об окружающем социальном мире в самых

существенных моментах будет неполным, если отвлечься от универсальной

взаимосвязи и развития в нем. С другой стороны, мировоззренческие принципы

(и прежде всего принципы объективности законов общественного развития,

принцип первичности общественного бытия) входят в состав философского

метода.

Кроме рассмотренных выше основных функций, которые выполняет только

философия, необходимо учитывать ее огромное значение и в реализации

чрезвычайно важных общенаучных функций — гуманистической и общекультурной.

Разумеется, и эти функции философия выполняет специфическим, только ей

присущим способом — способом философской рефлексии. Подчеркнем также, что

неспецифичность гуманистической и общекультурной функций отнюдь не означают

их меньшей внутри-философской, междисциплинарной и общественной значимости

по сравнению со специфическими.

Гуманистическая функция философии направлена на воспитание личности в духе

гуманизма, гуманизма реального, научно обосновывающего пути освобождения

человека, его дальнейшего совершенствования.

Собственно философия и началась с обдумывания смысла человеческой жизни и

заявила об этом знаменитым античным афоризмом о Человеке как мере всех

вещей. Сократ и Платон, философы эпохи Возрождения, Ф.Бэкон и Гоббс,

Спиноза, французские материалисты XVIII в., представители классической

немецкой философии, Маркс и Энгельс, русские философы «серебряного века»,

экзистенциалисты — все они в фокус своего мировоззрения ставят человека как

чувствующего, мыслящего и творящего субъекта. Каждый из классиков

философии, развивая учение о человеке, по-новому высвечивал и проявлял

какую-то важную для нас грань: то ли отношение человека к природе, то ли

биологическую первоприроду человека, то ли зависимость человека от

социальной среды и т.д.

В сумме своей это классическое наследие предстает перед нами как попытка

всесторонне решить проблему «Человек и окружающий мир», ответить на три

исчерпывающих эту проблему вопроса, которые Кант в «Критике чистого разума»

сформулировал так: 1. Что я могу знать? 2 Что я должен делать? 3. На что я

могу надеяться?

И Кант был абсолютно прав, утверждая, что в этих трех вопросах объединяются

«все интересы моего разума (и спекулятивные и практические).

Общекультурную функцию философия тоже выполняла с момента своего

зарождения, и если сужался предмет философии, то с общекультурной функцией

философии происходило скорей всего обратное: ее роль в жизни общества

непрерывно возрастала. Уже Цицерон с полным правом заявлял, что «культура

духа есть философия».

Тем более это справедливо для нашего времени. Без преувеличения можно

сказать, что философия является сегодня важнейшим элементом духовной

культуры человечества. «Мне представляется, — писал видный физик ФРГ,

лауреат Нобелевской премии, Макс Лауэ, — что все науки должны

группироваться вокруг философии как их общего центра и что служение ей

является их собственной целью. Так и только так можно сохранить единство

научной культуры против неудержимо прогрессирующей специализации наук. Без

этого единства вся культура была бы обречена на гибель».

«Итак, если ставим перед собой вопрос «Что мне дает философия? Что мне дает

ее изучение?», нельзя сбрасывать сосчетов ее общекультурную функцию.

Никогда не считался культурным человек, философски необразованный и

неподготовленный. Тем более это относится ко времени, в котором мы живем. С

другой стороны, в порядке, так сказать, обратной связи, заметим, что по

отношению человека к философии можно судить и об его общей и его

профессиональной культуре. И если он, подобно фонвизинскому Митрофанушке,

вопрошает «А на что мне философия?», тогда его «культурный» уровень вполне

очевиден».[1]

Рассмотрев функции социальной философии, попытаемся вернуться к

аристотелевской характеристике философии как самой бесполезной и

одновременно самой прекрасной науки.

Да, она бесполезна в плане узко утилитарном, прагматическом, ибо философия

не может научить выпечке пирогов, плавке металла, сапожному ремеслу и т.д.

Более того — она не может подменить собой ни одну из конкретных наук, решая

за них их специфические проблемы. Из истории философии известно, насколько

бесплодными оказались многовековые попытки рассматривать философию в

качестве «науки наук», втискивающей все остальные науки в прокрустово ложе

общих схем и заменяющей собой эти науки. И только обретя свои специфические

функции, философия перестает быть бесполезной: она дает конкретным наукам

то, что они сами синтезировать не могут — мировоззрение и методологию,

общегуманистический смысл и культурологическую значимость.

«Что же касается «прекрасности» философии, то она слита воедино с ее

полезностью в указанном высоком смысле. Действительно, что может быть

прекраснее, чем приобщение к ценностям духовным, к пониманию смысла жизни,

своего места в мире, своих взаимоотношений с другими людьми?! И реализуется

это прекрасное прежде всего в гуманистической и общекультурной функциях

философии, всегда являющейся духовной квинтэссенцией своей эпохи».

65. Специфіка розвитку суспільства як соціальної форми руху матерії.

Відмінність законів суспільства від законів природи.

В XIX ст. впервые в истории философии понятие материи стали выражать через

наиболее общие свойства всех предметов, явлений природы и общества,

указывая на существование их независимо от сознания людей.

Продолжительное время материя рассматривалась как некая телесность,

которая составляла объективную основу конкретных вещей. И только в

настоящее время пришли к заключению, что недопустимо определять материю с

помощью своеобразных "первокирпичиков" мира, так как они заведомо должны

быть вечными и не возникать ни из каких других объектов.

Остается один способ определить материю: выделить совместный признак, что

характеризует любые ее виды независимо от того, познаны они или будут

познаны в будущем. И таким свойством есть только свойство быть объективной

реальностью, существовать независимо от нашего сознания. Такой подход имеет

особое значение. Ведь продолжительное время считалось, что атом является

пределом делимости материи. К тому же она определяется неуничтожимой, так

как атом сохраняет постоянство массы. Логика была такой: если атом неделим,

то количество материи в нем сохранится неизменной. Масса трактовалась как

мера количества материи. А если масса атомов неизменна, то неизменной

является и количественная величина материи. Основы механистической картины

мира были подорваны революцией в природоведении на рубеже XIX и XX ст.

Природоведы, преодолев старые взгляды на природу, пошли дальше в изучении

внутренней структуры атома. Были открыты электрон, атомные ядра,

"элементарные" частицы. В 1896 г. А.Беккерелем была открыта

радиоактивность. В 1902 г. Резерфорд и Ф.Содді доказали, что

радиоактивность представляет собой результат спонтанного распадения атомов

и превращения химических элементов.

Было сделано философское заключение, что все объекты природы необходимо

рассматривать как результат эволюции Эта гипотеза стала предпосылкой

открытия делимости атома, что в свою очередь требовало по-новому подходить

к определению материи.

Одной из важнейших сторон учения о формах дв-я материи является трактовка

обществ. процессов как социальн. формы дв-я материи. Эта трактовка стала

возможной благодаря открытию и разработке материалистического понимания

истории. Выделяя в обществ. жизни материальн. и духовн. процессы, диалект.

мат-м подчеркивает первичность матер. процессов, но не отрывает их от

духовн. жизни общества. Лишь в абстракции можно отделить друг от друга эти

стороны общ. жизни. В реальной же дейст-сти они взаимодействуют, благодаря

чему и сущ. общество, как особый уровень организации материи.

Отражение - всеобщие св-во материи воспроизводить в своих св-вах

особенности других обьектов, с кот. произошло взаимодействие. Осн. св-ва

о.: Неживая прир.: а) в результате отражения св-ва отражаемого объекта

передаются отражающему в виде следа, копии или отпечатка; б) воздействие

одного объекта на другой не стимулир. активности этих объектов. Живая

природа: а) отр-е активно; б) всегда целенаправленно; в) оно может носить

опережающий хар-р; г) несет функциональный хар-р. Общие св-ва о.: а)

воспроизводит свойства отражаемого объекта лишь частично; б)

упорядоченность отражаемого обьекта воспроизводится с большими или меньшими

искажениями. Эти особ-сти присущи любому отр-ю, но хар-р отр-я меняется с

возникновением жизни. Хар-я отр-е как св-во, лежащее в фундаменте самой

материи и связанное с эффектами любых материальных взаимодействий,

диалектико-материалистич. ф. формулирует исходн. предпосылки для понимания

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.