Шпаргалки для экзамена по Философии(НТУУКПИ, Украина)
механизм традиций.
2)формация не совпадает с цивилизацией, т.к. цивилизация реализует
собственную приемственность во времени и с др цивилизациями в пространстве.
Существуют различные критерии определения цивилизаций: по
технико–экономическим параметрам, исходя из критериев духа и стиля,
ментальности, этноса, массового коллективного сознания, мировоззрения,
культурного географического ареала и т.д.
Цивилизация – это собственно-социальная организация общественной жизни и
культуры,
характеризующаяся всеобщей связью индивидов или первичных, т.е. базисных
общностей в целях воспроизводства общественных богатств.
Британский философ Тойнби в 12-томном труде «Исследование истории»
рассматривает цивилизацию в форме культурно-исторической монадологии, т.е.
на основе представления о самозамкнутых дискретных единицах, на которые
распадается человечество и
До 69 питання
которые он называет цивилизациями. Это представление Тойнби сложилось под
влиянием немецкого философа Шпенглера. Различие в теориях Тойнби и
Шпенглера в том, что Тойнби наряду с естественной необходимостью признает
за человеком способность к самоопределению. А динамику цивилизации
определяет законом вызова и ответа, согласно которому каждый шаг вперед
связан с адекватным ответом на вызов истории. Адекватный ответ – заслуга
творческого меньшинства, которое властвует сначала в силу своего
авторитета, а затем превращается в господствующее меньшинство.
Возникнове6ние цивилизации, ее рост, надлом, упадок, разложение связаны со
способностью или неспособностью творческого меньшинства найти адекватный
ответ на вызов истории.
(из практики)Цивилизационный подход. Сторонники цивилизационного подхода в
основу развития ставят не экономику и технику, а социокультурные
особенности. Родоначальником этого подхода считается Маркс. Вебер – автор
работы “Протестантская этика и дух капитализма”. В исламе, как в особой
цивилизации, более ясно и чётко отношение к деньгам не одобряется. Наиболее
известная классификация принадлежит Арнольду Тойнби. Он различает 5 культур
– Западно-христианская культура, православно-христианская, исламская,
индуистская и дальневосточная (конфуцианская). Цивилизационный подход также
очень многое объясняет в человеческой истории. Примеры современности:
боснийский конфликт. Различий между сербами и хорватами в языке меньше, чем
различия в русском и украинском. А боснийские мусульмане по национальности
являются сербами. До сих пор ведутся споры о месте России: принадлежим ли
мы к православной культуре или мы особая цивилизация.
Есть градация на две цивилизации: Запад и Восток. По Чаадаеву: мы первая
азиатская цивилизация, которая столкнулась с Западом и начала
преобразовываться. Славянофилы полагают, что мы уникальная культура,
совмещающая в себе достоинства, как Запада, так и востока.
70. Поняття суспільно-єкономічної формації і його значення для наукової
періодизації історичного процессу.
71.Базис і надбудова, їх діалектичний вза’ємозв’язок.
72.Соціальна структура суспільства.
Общество как развивающаяся система.
1. Понятие соц. структуры общества. Соц. стратификация.
2. Соц. мобильность – это перемещение вверх и вниз.
3. Проблема соц. конфликтов.
Соц. структура общества – это совокупность взаимодействующих и
взаимосвязанных соц. институтов, групп и слоев. Основным элементом соц.
культуры являются классы.
Классы – большие группы людей различающихся
- по их месту в исторически определенной системе общественного
производства,
- по их отношению к средствам производства,
- по их роли в общественной организации труда,
- по размерам доли общественного богатства, которой они располагают,
- классы – это группы людей, одна из которых может присваивать труд другой
благодаря их различию в системе общественного уклада.
Это основные класообразующие признаки.
К вспомогательным относятся: уровень образования, характер и содержание
труда, образ жизни…
В западной социологии с основным классообразующим признаком, т.е. отношение
к средствам производства, не согласна теория социальной стратификации. На
этой основе она предлагает свои критерии:
1. В качестве ведущего критерия теория социальной стратификации предлагает
соц. престиж.
2. Главными считаются самооценки людей и их социальные позиции.
3. При рассмотрении общества учитываются некоторые объективные критерии:
профессия, доход, образование.
Теория социальной стратификации снимает ограничения и односторонний подход
при рассмотрении соц. структуры общества. Личностный подход также
используется при рассмотрении соц. структуры общества. Этот подход
включает в себя соц. отчуждение и др. характеристики. Личностный подход
основан на теории модернизации, где каждому этапу модернизации присущ свой
тип отчуждения. На этой основе выделяется 4-е модели общества.
1. Традиционное общество с сословно-иерархической соц. структурой и с
внеэкономическим личным отчуждением.
2. Модернизированное классическое общество с классово-иерархической соц.
структурой и экономической (вещной) формой отчуждения.
3. Общество с модернизацией 2-ого типа, т.е. с модернизацией вдогонку с
корпоративно - иерархической структурой и с тотальной формой отчуждения.
4. Постмодернизационное общество с развитой соц. дифференциацией и снятием
соц. напряженности и соц. отчуждения.
II.
Социально классовая структура общества показывает, что общество любого
типа неоднородно. Классы, соц. слои, группы, отдельные члены общества
выступают в качестве субъектов различного рода деятельности, поэтому в
социуме происходят перемещения из одних соц. групп и сфер в другие
Из одних соц. групп и сфер в другие. На этой основе в западной социологии
была сформулирована теория соц. мобильности.
Социальная мобильность – это переходы людей из одних соц. групп и слоев в
другие (так называемые соц. перемещения) либо восхождения к более высоким
позициям с более высоким престижем, доходом и властью, либо перемещение к
более низким иерархическим позициям.
Термин соц. мобильность был введен в социологию американским социологом
русского происхождения Питиримом Сорокиным.
Различают интергенерационную и интрагенерационную соц. мобильность
Интергенерационная - мобильность между поколениями, перемена соц.
положения от отца к сыну.
Интрагенерационная соц. мобильнось – мобильность внутри поколения,
индивидуальная карьера, связанная с соц. восхождением или нисхождением.
По направлению перемещений различают вертикальную и горизонтальную соц.
мобильность, которая так же позволяет при анализе социальной структуры
общества, дифференцируемо осуществлять подход к той или иной группе
общества. Семиклассовая вертикальная классификация используется при анализе
соц. мобильности:
1. Это высший класс профессионалов-администраторов.
2. Технические специалисты среднего уровеня
3. Коммерческий класс
4. Мелкая буржуазия
4. Техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции
5. Квалифицированные рабочие
6. Неквалифицированные рабочие.
При анализе соц. мобильности используется также методика сравнительного
анализа престижа профессии американского социолога Треймана.
Ш
Проблемы соц. конфликтов.
Классы, соц. слои, группы часто вступают в противоречие между собой,
приводящие к конфликтам. Причины конфликтов разнообразны: наличие
противоположных интересов, недостаток жизненных благ, расхождения в целях…
Теория соц. конфликтов разрабатывается многими западными социологами и
особенно немецким социологом философом Дарендорфом в работе «Класс и
классовый конфликт в индустриальном обществе».
По его мнению, конфликт – это норма соц. жизни, который неизбежен в любой
соц. системе. Дарендорф различает субъекты и объекты конфликтов, которые
носят различный характер. Это недостаток информации, средств влияния,
различные препятствия на пути достижения цели, всевозможные ситуации соц.
выбора…
Конфликт связан с наличием противоположных интересов, возникающих в
производственных отношениях с противоположностями норм и ожиданий, с
позициями соц. институтах и группах.
Наиболее сложным, по его мнению, являются массовые конфликты на уровне
общества, стран, государств. Субъекты массовых конфликтов (классы, нация,
религиозная общность), как правило, вступают в труднорегулируемые
экономические, политические и др. конфликты.
Существует специальная наука, которая занимается разработкой
конкретных предложений и исследований по выходу из кризиса, конфликтов
–эмпирическая социология.
Понятие социальной структуры общества. Теория социальной стратификации.
Соц. структура общества – это совокупность взаимодействующих и
взаимосвязанных соц. институтов, групп и слоев. Основным элементом соц.
культуры являются классы.
Классы – большие группы людей различающихся
До 72 Питання
- по их месту в исторически определенной системе общественного
производства,
- по их отношению к средствам производства,
- по их роли в общественной организации труда,
- по размерам доли общественного богатства, которой они располагают,
- классы – это группы людей, одна из которых может присваивать труд другой
благодаря их различию в системе общественного уклада.
Это основные класообразующие признаки.
К вспомогательным относятся: уровень образования, характер и содержание
труда, образ жизни…
В западной социологии с основным классообразующим признаком, т.е. отношение
к средствам производства, не согласна теория социальной стратификации. На
этой основе она предлагает свои критерии:
1. В качестве ведущего критерия теория социальной стратификации
предлагает соц. престиж.
2. Главными считаются самооценки людей и их социальные позиции.
3. При рассмотрении общества учитываются некоторые объективные
критерии: профессия, доход, образование.
Теория социальной стратификации снимает ограничения и односторонний подход
при рассмотрении соц. структуры общества. Личностный подход также
используется при рассмотрении соц. структуры общества. Этот подход
включает в себя соц. отчуждение и др. характеристики. Личностный подход
основан на теории модернизации, где каждому этапу модернизации присущ свой
тип отчуждения. На этой основе выделяется 4-е модели общества.
1. Традиционное общество с сословно-иерархической соц. структурой и с
внеэкономическим личным отчуждением.
2. Модернизированное классическое общество с классово-иерархической соц.
структурой и экономической (вещной) формой отчуждения.
3. Общество с модернизацией 2-ого типа, т.е. с модернизацией вдогонку с
корпоративно - иерархической структурой и с тотальной формой
отчуждения.
4. Постмодернизационное общество с развитой соц. дифференциацией и
снятием соц. напряженности и соц. отчуждения.
73. Історичні форми спільності людей: рід, плем’я, народність, нація.
74. Поняття політичної системи суспільства. Місце і роль держави,
політичних партій і громадських організацій в розвитку суспільства.
Важнейшей частью надстройки являются политические идеи, тео- рии,
политические отношения и организации, составляющие политичес- кую систему
общества, которая возникает на определенной ступени общественного развития.
Любое общество не может функционировать без управления, но его формы и
содержание в различные периоды истории весьма сущест- венно отличаются.
Так, родовая община не знала политических от- ношений и политического
регулирования, управление в ней осущест- влялось как самоуправление,
общественная жизнь регламентировалась традициями, обычаями и авторитетом
старейшин. Распад родового строя и разделение общества на классы разру-
шили прежнюю социальную организацию. Общий интерес вытесняется ин- тересом
экономически господствующего класса, появляются новые от- ношения и,
следовательно, новые механизмы регулирования обществен- ной жизни,
связанные с властью. Складывается политическая система общества, ядром
которой стало государство. Изучение политической системы представляет
особый интерес прежде всего потому, что государство, партии и другие ее
элементы играют большую роль в жизни современного общества, выполняя раз-
личные функции. Примечательным явлением нашего времени стала поли- тизация
общества, увеличение веса политики как фактора, влияющего на все стороны
материальной и духовной жизни. Поэтому важно иссле- довать природу
политики, сущность политической системы, экономи- ческие и социальные
факторы, на основе которых она формируется и развивается. Что же такое
политика, если она стала неизбежным элементом человеческого существования?
Тремин"политика" многозначен и его содержание раскрывалось по мере изучения
государства, других политических институтов и всех рычагов власти. В
переводе с греческого политика означает искусство управле- ния
государством, определенный способ осуществления целей госу- дарства внутри
и за пределами его территории. Все философы, начи- ная с Аристотеля,
подчеркивали самое характерное для политики как общественного явления - ее
прямую или опосредованную связь с властью. Так понимали ее Ш.Фурье,
М.Вебер, К.Маркс, В.И.Ленин. Та- ким образом, политика представляет собой
особую сферу жизнедея- тельности общества, связанную с отношениями между
классами и соци- альными группами по поводу власти. Понятие "власть"
соотносится, как правило, с политической властью, хотя в действительности
существуют разновидности общест- венной власти, возникшие задолго до
появления государства. В общем плане власть - это способность и возможность
осуществлять свою во- лю классом, группой,партией или личностью, оказывать
воздействие на поведение людей, опираясь на силу, авторитет, право или ка-
кие-либо другие средства принуждения и убеждения. Так, в первобыт- но-
общинном строе власть носила общественный характер, осуществля- лась всеми
членами рода, которые избирали авторитетного старейшину. Выделяют несколько
видов власти - экономическую, политичес- кую, классовую, власть группы или
отдельной личности. В истории существовали и семейные виды власти, такие
как матриархат и патри- архат. Власть выполняет ряд функций: господства,
руководства, уп- равления и организации, контроля, которые присущи любому
ее виду. Понятие "власть" часто используют в качестве метафоры, говоря о
"власти идей", "власти человека над природой" и т.д. Но наиболее адекватное
свое выражение понятие власти находит в политической сфере. Политическая
власть представляет собой способность личности, класса или социальной
группы проводить в жизнь политическую линию в соответствии со своими
экономическими, идеологическими и полити- ческими интересами. Следует
сказать, что политическая власть пре- допределяется экономическим
господством, которое и обеспечивает классу, индивиду право на политическое
руководство. Экономическая власть как базисная первична, именно она
обусловливает содержание политической власти, ее структуру, характер
выполняемых функций. В этом появляется тесная связь политики с экономикой.
Как надстроеч- ное явление, политика вторична по отношению к экономическому
бази- су, зависит от него и определяется им. Положение о том, что "поли-
тика" есть концентрированное выражение экономики", считается одним из
важнейших для понимания ее сущности. Это значит, что самые глу- бокие корни
внешней и внутренней политики государства определяются экономическими
интересами класса или социальной группы, стоящей у власти. Необходимо
подчеркнуть и обратное влияние политики на эконо- мику, которое выражается
в том, что именно политикой определяются и решаются коренные экономические
реформы в государстве. Активная роль политики в отношении экономики
проявляется на всех этапах развития общества, но особенно в периоды
революционных преобразо- ваний общественных отношений, когда решается
главный вопрос эконо- мической власти - владение собственностью.
Политическая власть реализуется в процессе политической дея- тельности в
виде господства и управления, через политические отно- шения в обществе.
Они складываются с возникновением классов и го- сударства, являясь
существенной частью всей сложной системы об- щественных отношений и имеют
свою специфику. Она заключается в том, что политические отношения
представляют собой отношения по поводу государственной власти. Понятие
политики тесно связано с понятием права. Политика и политические отношения
возникают на определенном этапе развития общества, когда оно уже не может
регулировать свои отношения, опи- раясь только на силу обычаев, традиций и
общественное мнение.В это время появляется потребность в новой системе
норм, законов, скла- дывается правовая основа общества и государства. Право
- это сис- тема общеобязательных социальных норм и отношений, закрепляемых
в обществе с их помощью и охраняемых государством. Для реализации права
существует государство, которое следит за его соблюдением. Государство и
право неотделимы друг от друга, они возникли и существуют одновременно. В
отличие от моральных норм и традиций, обычаев, которые складывались
стихийно, без осо- бой государственной формы выражения, право
устанавливается госу- дарством и выражается в виде законов. Политические
идеи, теории, взгляды и политические отношения находят свое выражение в
различных политических организациях и институтах. К ним относятся:
государство, партии, профсоюзы и дру- гие общественные организации,
средства массовой информации. Не все общественные организации являются
политическими, но в то же время в обществе нет ни одной организации,
стоящей вне политики. Это значит, что они реализуют свои цели, либо
обращаясь непосредствен- но к государственной власти, либо через
общественное мнение регу- лируют государственную политику. Иными словами в
определенной сте- пени несут не себе политическую нагрузку, не выполняя
До 74 питання
непосредс- твенно политических задач. Сегодня, в условиях политизации
общест- ва, любые самодеятельно-общественные организации приобретают поли-
тический характер (например, развитие различных национальных дви- жений и
объединений, которые первоначально ставили задачи столько культурного и
языкового совершенствования, а сейчас говорят о сво- ем стремлении к
политической власти). Поскольку в обществе нет организаций, стоящих вне
политики, следовательно, не может быть и граждан, исключенных полностью из
политической жизни, все члены общества так или иначе, активно или пассивно
принимают в ней участие. Таким образом, политическая система представляет
собой слож- ное, многоуровневое динамическое образование. В ней выделяют
три составных части: 1) подсистема политических идей, теорий, взгля- дов,
эмоций, чувств, составляющих политическое сознание; 2) под- система
политических отношений между обществом и государством, различными классами
и социальными группами, государствами и т.д., по поводу власти; 3)
подсистема политических институтов, образую- щих политическую организацию
общества: государство, партии, проф- союзы и другие общественные
организации. Все элементы политической системы взаимосвязаны и обусловли-
вают друг друга. Так, политические взгляды, теории и отношения ре-
ализуются в деятельности политических институтов и наоборот - го-
сударство, партии формируют определенное политическое сознание.
Политическая система носит исторический характер, т.е. меняется с переходом
от одной формации к другой, от одной исторической эпохи к другой. Например,
для рабовладельческого и феодального общества государство было собственно
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|