рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалки для экзамена по Философии(НТУУКПИ, Украина)

механизм традиций.

2)формация не совпадает с цивилизацией, т.к. цивилизация реализует

собственную приемственность во времени и с др цивилизациями в пространстве.

Существуют различные критерии определения цивилизаций: по

технико–экономическим параметрам, исходя из критериев духа и стиля,

ментальности, этноса, массового коллективного сознания, мировоззрения,

культурного географического ареала и т.д.

Цивилизация – это собственно-социальная организация общественной жизни и

культуры,

характеризующаяся всеобщей связью индивидов или первичных, т.е. базисных

общностей в целях воспроизводства общественных богатств.

Британский философ Тойнби в 12-томном труде «Исследование истории»

рассматривает цивилизацию в форме культурно-исторической монадологии, т.е.

на основе представления о самозамкнутых дискретных единицах, на которые

распадается человечество и

До 69 питання

которые он называет цивилизациями. Это представление Тойнби сложилось под

влиянием немецкого философа Шпенглера. Различие в теориях Тойнби и

Шпенглера в том, что Тойнби наряду с естественной необходимостью признает

за человеком способность к самоопределению. А динамику цивилизации

определяет законом вызова и ответа, согласно которому каждый шаг вперед

связан с адекватным ответом на вызов истории. Адекватный ответ – заслуга

творческого меньшинства, которое властвует сначала в силу своего

авторитета, а затем превращается в господствующее меньшинство.

Возникнове6ние цивилизации, ее рост, надлом, упадок, разложение связаны со

способностью или неспособностью творческого меньшинства найти адекватный

ответ на вызов истории.

(из практики)Цивилизационный подход. Сторонники цивилизационного подхода в

основу развития ставят не экономику и технику, а социокультурные

особенности. Родоначальником этого подхода считается Маркс. Вебер – автор

работы “Протестантская этика и дух капитализма”. В исламе, как в особой

цивилизации, более ясно и чётко отношение к деньгам не одобряется. Наиболее

известная классификация принадлежит Арнольду Тойнби. Он различает 5 культур

– Западно-христианская культура, православно-христианская, исламская,

индуистская и дальневосточная (конфуцианская). Цивилизационный подход также

очень многое объясняет в человеческой истории. Примеры современности:

боснийский конфликт. Различий между сербами и хорватами в языке меньше, чем

различия в русском и украинском. А боснийские мусульмане по национальности

являются сербами. До сих пор ведутся споры о месте России: принадлежим ли

мы к православной культуре или мы особая цивилизация.

Есть градация на две цивилизации: Запад и Восток. По Чаадаеву: мы первая

азиатская цивилизация, которая столкнулась с Западом и начала

преобразовываться. Славянофилы полагают, что мы уникальная культура,

совмещающая в себе достоинства, как Запада, так и востока.

70. Поняття суспільно-єкономічної формації і його значення для наукової

періодизації історичного процессу.

71.Базис і надбудова, їх діалектичний вза’ємозв’язок.

72.Соціальна структура суспільства.

Общество как развивающаяся система.

1. Понятие соц. структуры общества. Соц. стратификация.

2. Соц. мобильность – это перемещение вверх и вниз.

3. Проблема соц. конфликтов.

Соц. структура общества – это совокупность взаимодействующих и

взаимосвязанных соц. институтов, групп и слоев. Основным элементом соц.

культуры являются классы.

Классы – большие группы людей различающихся

- по их месту в исторически определенной системе общественного

производства,

- по их отношению к средствам производства,

- по их роли в общественной организации труда,

- по размерам доли общественного богатства, которой они располагают,

- классы – это группы людей, одна из которых может присваивать труд другой

благодаря их различию в системе общественного уклада.

Это основные класообразующие признаки.

К вспомогательным относятся: уровень образования, характер и содержание

труда, образ жизни…

В западной социологии с основным классообразующим признаком, т.е. отношение

к средствам производства, не согласна теория социальной стратификации. На

этой основе она предлагает свои критерии:

1. В качестве ведущего критерия теория социальной стратификации предлагает

соц. престиж.

2. Главными считаются самооценки людей и их социальные позиции.

3. При рассмотрении общества учитываются некоторые объективные критерии:

профессия, доход, образование.

Теория социальной стратификации снимает ограничения и односторонний подход

при рассмотрении соц. структуры общества. Личностный подход также

используется при рассмотрении соц. структуры общества. Этот подход

включает в себя соц. отчуждение и др. характеристики. Личностный подход

основан на теории модернизации, где каждому этапу модернизации присущ свой

тип отчуждения. На этой основе выделяется 4-е модели общества.

1. Традиционное общество с сословно-иерархической соц. структурой и с

внеэкономическим личным отчуждением.

2. Модернизированное классическое общество с классово-иерархической соц.

структурой и экономической (вещной) формой отчуждения.

3. Общество с модернизацией 2-ого типа, т.е. с модернизацией вдогонку с

корпоративно - иерархической структурой и с тотальной формой отчуждения.

4. Постмодернизационное общество с развитой соц. дифференциацией и снятием

соц. напряженности и соц. отчуждения.

II.

Социально классовая структура общества показывает, что общество любого

типа неоднородно. Классы, соц. слои, группы, отдельные члены общества

выступают в качестве субъектов различного рода деятельности, поэтому в

социуме происходят перемещения из одних соц. групп и сфер в другие

Из одних соц. групп и сфер в другие. На этой основе в западной социологии

была сформулирована теория соц. мобильности.

Социальная мобильность – это переходы людей из одних соц. групп и слоев в

другие (так называемые соц. перемещения) либо восхождения к более высоким

позициям с более высоким престижем, доходом и властью, либо перемещение к

более низким иерархическим позициям.

Термин соц. мобильность был введен в социологию американским социологом

русского происхождения Питиримом Сорокиным.

Различают интергенерационную и интрагенерационную соц. мобильность

Интергенерационная - мобильность между поколениями, перемена соц.

положения от отца к сыну.

Интрагенерационная соц. мобильнось – мобильность внутри поколения,

индивидуальная карьера, связанная с соц. восхождением или нисхождением.

По направлению перемещений различают вертикальную и горизонтальную соц.

мобильность, которая так же позволяет при анализе социальной структуры

общества, дифференцируемо осуществлять подход к той или иной группе

общества. Семиклассовая вертикальная классификация используется при анализе

соц. мобильности:

1. Это высший класс профессионалов-администраторов.

2. Технические специалисты среднего уровеня

3. Коммерческий класс

4. Мелкая буржуазия

4. Техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции

5. Квалифицированные рабочие

6. Неквалифицированные рабочие.

При анализе соц. мобильности используется также методика сравнительного

анализа престижа профессии американского социолога Треймана.

Ш

Проблемы соц. конфликтов.

Классы, соц. слои, группы часто вступают в противоречие между собой,

приводящие к конфликтам. Причины конфликтов разнообразны: наличие

противоположных интересов, недостаток жизненных благ, расхождения в целях…

Теория соц. конфликтов разрабатывается многими западными социологами и

особенно немецким социологом философом Дарендорфом в работе «Класс и

классовый конфликт в индустриальном обществе».

По его мнению, конфликт – это норма соц. жизни, который неизбежен в любой

соц. системе. Дарендорф различает субъекты и объекты конфликтов, которые

носят различный характер. Это недостаток информации, средств влияния,

различные препятствия на пути достижения цели, всевозможные ситуации соц.

выбора…

Конфликт связан с наличием противоположных интересов, возникающих в

производственных отношениях с противоположностями норм и ожиданий, с

позициями соц. институтах и группах.

Наиболее сложным, по его мнению, являются массовые конфликты на уровне

общества, стран, государств. Субъекты массовых конфликтов (классы, нация,

религиозная общность), как правило, вступают в труднорегулируемые

экономические, политические и др. конфликты.

Существует специальная наука, которая занимается разработкой

конкретных предложений и исследований по выходу из кризиса, конфликтов

–эмпирическая социология.

Понятие социальной структуры общества. Теория социальной стратификации.

Соц. структура общества – это совокупность взаимодействующих и

взаимосвязанных соц. институтов, групп и слоев. Основным элементом соц.

культуры являются классы.

Классы – большие группы людей различающихся

До 72 Питання

- по их месту в исторически определенной системе общественного

производства,

- по их отношению к средствам производства,

- по их роли в общественной организации труда,

- по размерам доли общественного богатства, которой они располагают,

- классы – это группы людей, одна из которых может присваивать труд другой

благодаря их различию в системе общественного уклада.

Это основные класообразующие признаки.

К вспомогательным относятся: уровень образования, характер и содержание

труда, образ жизни…

В западной социологии с основным классообразующим признаком, т.е. отношение

к средствам производства, не согласна теория социальной стратификации. На

этой основе она предлагает свои критерии:

1. В качестве ведущего критерия теория социальной стратификации

предлагает соц. престиж.

2. Главными считаются самооценки людей и их социальные позиции.

3. При рассмотрении общества учитываются некоторые объективные

критерии: профессия, доход, образование.

Теория социальной стратификации снимает ограничения и односторонний подход

при рассмотрении соц. структуры общества. Личностный подход также

используется при рассмотрении соц. структуры общества. Этот подход

включает в себя соц. отчуждение и др. характеристики. Личностный подход

основан на теории модернизации, где каждому этапу модернизации присущ свой

тип отчуждения. На этой основе выделяется 4-е модели общества.

1. Традиционное общество с сословно-иерархической соц. структурой и с

внеэкономическим личным отчуждением.

2. Модернизированное классическое общество с классово-иерархической соц.

структурой и экономической (вещной) формой отчуждения.

3. Общество с модернизацией 2-ого типа, т.е. с модернизацией вдогонку с

корпоративно - иерархической структурой и с тотальной формой

отчуждения.

4. Постмодернизационное общество с развитой соц. дифференциацией и

снятием соц. напряженности и соц. отчуждения.

73. Історичні форми спільності людей: рід, плем’я, народність, нація.

74. Поняття політичної системи суспільства. Місце і роль держави,

політичних партій і громадських організацій в розвитку суспільства.

Важнейшей частью надстройки являются политические идеи, тео- рии,

политические отношения и организации, составляющие политичес- кую систему

общества, которая возникает на определенной ступени общественного развития.

Любое общество не может функционировать без управления, но его формы и

содержание в различные периоды истории весьма сущест- венно отличаются.

Так, родовая община не знала политических от- ношений и политического

регулирования, управление в ней осущест- влялось как самоуправление,

общественная жизнь регламентировалась традициями, обычаями и авторитетом

старейшин. Распад родового строя и разделение общества на классы разру-

шили прежнюю социальную организацию. Общий интерес вытесняется ин- тересом

экономически господствующего класса, появляются новые от- ношения и,

следовательно, новые механизмы регулирования обществен- ной жизни,

связанные с властью. Складывается политическая система общества, ядром

которой стало государство. Изучение политической системы представляет

особый интерес прежде всего потому, что государство, партии и другие ее

элементы играют большую роль в жизни современного общества, выполняя раз-

личные функции. Примечательным явлением нашего времени стала поли- тизация

общества, увеличение веса политики как фактора, влияющего на все стороны

материальной и духовной жизни. Поэтому важно иссле- довать природу

политики, сущность политической системы, экономи- ческие и социальные

факторы, на основе которых она формируется и развивается. Что же такое

политика, если она стала неизбежным элементом человеческого существования?

Тремин"политика" многозначен и его содержание раскрывалось по мере изучения

государства, других политических институтов и всех рычагов власти. В

переводе с греческого политика означает искусство управле- ния

государством, определенный способ осуществления целей госу- дарства внутри

и за пределами его территории. Все философы, начи- ная с Аристотеля,

подчеркивали самое характерное для политики как общественного явления - ее

прямую или опосредованную связь с властью. Так понимали ее Ш.Фурье,

М.Вебер, К.Маркс, В.И.Ленин. Та- ким образом, политика представляет собой

особую сферу жизнедея- тельности общества, связанную с отношениями между

классами и соци- альными группами по поводу власти. Понятие "власть"

соотносится, как правило, с политической властью, хотя в действительности

существуют разновидности общест- венной власти, возникшие задолго до

появления государства. В общем плане власть - это способность и возможность

осуществлять свою во- лю классом, группой,партией или личностью, оказывать

воздействие на поведение людей, опираясь на силу, авторитет, право или ка-

кие-либо другие средства принуждения и убеждения. Так, в первобыт- но-

общинном строе власть носила общественный характер, осуществля- лась всеми

членами рода, которые избирали авторитетного старейшину. Выделяют несколько

видов власти - экономическую, политичес- кую, классовую, власть группы или

отдельной личности. В истории существовали и семейные виды власти, такие

как матриархат и патри- архат. Власть выполняет ряд функций: господства,

руководства, уп- равления и организации, контроля, которые присущи любому

ее виду. Понятие "власть" часто используют в качестве метафоры, говоря о

"власти идей", "власти человека над природой" и т.д. Но наиболее адекватное

свое выражение понятие власти находит в политической сфере. Политическая

власть представляет собой способность личности, класса или социальной

группы проводить в жизнь политическую линию в соответствии со своими

экономическими, идеологическими и полити- ческими интересами. Следует

сказать, что политическая власть пре- допределяется экономическим

господством, которое и обеспечивает классу, индивиду право на политическое

руководство. Экономическая власть как базисная первична, именно она

обусловливает содержание политической власти, ее структуру, характер

выполняемых функций. В этом появляется тесная связь политики с экономикой.

Как надстроеч- ное явление, политика вторична по отношению к экономическому

бази- су, зависит от него и определяется им. Положение о том, что "поли-

тика" есть концентрированное выражение экономики", считается одним из

важнейших для понимания ее сущности. Это значит, что самые глу- бокие корни

внешней и внутренней политики государства определяются экономическими

интересами класса или социальной группы, стоящей у власти. Необходимо

подчеркнуть и обратное влияние политики на эконо- мику, которое выражается

в том, что именно политикой определяются и решаются коренные экономические

реформы в государстве. Активная роль политики в отношении экономики

проявляется на всех этапах развития общества, но особенно в периоды

революционных преобразо- ваний общественных отношений, когда решается

главный вопрос эконо- мической власти - владение собственностью.

Политическая власть реализуется в процессе политической дея- тельности в

виде господства и управления, через политические отно- шения в обществе.

Они складываются с возникновением классов и го- сударства, являясь

существенной частью всей сложной системы об- щественных отношений и имеют

свою специфику. Она заключается в том, что политические отношения

представляют собой отношения по поводу государственной власти. Понятие

политики тесно связано с понятием права. Политика и политические отношения

возникают на определенном этапе развития общества, когда оно уже не может

регулировать свои отношения, опи- раясь только на силу обычаев, традиций и

общественное мнение.В это время появляется потребность в новой системе

норм, законов, скла- дывается правовая основа общества и государства. Право

- это сис- тема общеобязательных социальных норм и отношений, закрепляемых

в обществе с их помощью и охраняемых государством. Для реализации права

существует государство, которое следит за его соблюдением. Государство и

право неотделимы друг от друга, они возникли и существуют одновременно. В

отличие от моральных норм и традиций, обычаев, которые складывались

стихийно, без осо- бой государственной формы выражения, право

устанавливается госу- дарством и выражается в виде законов. Политические

идеи, теории, взгляды и политические отношения находят свое выражение в

различных политических организациях и институтах. К ним относятся:

государство, партии, профсоюзы и дру- гие общественные организации,

средства массовой информации. Не все общественные организации являются

политическими, но в то же время в обществе нет ни одной организации,

стоящей вне политики. Это значит, что они реализуют свои цели, либо

обращаясь непосредствен- но к государственной власти, либо через

общественное мнение регу- лируют государственную политику. Иными словами в

определенной сте- пени несут не себе политическую нагрузку, не выполняя

До 74 питання

непосредс- твенно политических задач. Сегодня, в условиях политизации

общест- ва, любые самодеятельно-общественные организации приобретают поли-

тический характер (например, развитие различных национальных дви- жений и

объединений, которые первоначально ставили задачи столько культурного и

языкового совершенствования, а сейчас говорят о сво- ем стремлении к

политической власти). Поскольку в обществе нет организаций, стоящих вне

политики, следовательно, не может быть и граждан, исключенных полностью из

политической жизни, все члены общества так или иначе, активно или пассивно

принимают в ней участие. Таким образом, политическая система представляет

собой слож- ное, многоуровневое динамическое образование. В ней выделяют

три составных части: 1) подсистема политических идей, теорий, взгля- дов,

эмоций, чувств, составляющих политическое сознание; 2) под- система

политических отношений между обществом и государством, различными классами

и социальными группами, государствами и т.д., по поводу власти; 3)

подсистема политических институтов, образую- щих политическую организацию

общества: государство, партии, проф- союзы и другие общественные

организации. Все элементы политической системы взаимосвязаны и обусловли-

вают друг друга. Так, политические взгляды, теории и отношения ре-

ализуются в деятельности политических институтов и наоборот - го-

сударство, партии формируют определенное политическое сознание.

Политическая система носит исторический характер, т.е. меняется с переходом

от одной формации к другой, от одной исторической эпохи к другой. Например,

для рабовладельческого и феодального общества государство было собственно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.