рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалки для экзамена по Философии(НТУУКПИ, Украина)

первой политической системой. Важней- шие институты жизни, такие как

собственность, семья, сословия и корпорации, церковь приобретали статус

элементов государственной жизни. Фактически общество было слито с

государством. Но по мере общественного прогресса политическая система все

более усложняет- ся, приобретая многогранность, хотя государство и

продолжает оста- ваться ядром политической системы. Сегодня мы можем

говорить о новой технологии власти, опираю- щейся на достижения НТР,

которая заключается в использовании бю- рократического, военно-полицейского

аппарата, системы коммуникаций и средств массовой информации. Все это дает

возможность по-новому связывать власть и общество, влиять на сознание в

политических це- лях, привлекать более широкие слои населения к участию в

полити- ческой жизни. Как не велика роль государства (его сущность и!фуА

ления экономической и политической власти используются и другие

организации, такие, например, как партии. Политические партии возникли в

конце XVII- начале XVIII ве- ков, отражая борьбу сторонников различных

направлений в новой на- рождающейся буржуазной государственности. Это были

формы борьбы с монархами за ограничение их власти, за расширение состава

полити- ческой элиты. А к середине XIX века формируются массовые полити-

ческие партии (христианско-демократические, социалистические и др.). Партии

прошли длительный эволюционный путь развития. Их ха- рактер зависит от

многих факторов: социального и экономического развития страны, традиций,

демографической ситуации и т.д. Следо- вательно, и роль партии в

политической системе будет особая для каждой страны. Сегодня партии играют

существенную роль в политической жизни, отражая интересы классов и

социальных групп, их положение в об- ществе, отношения с другими

социальными институтами и государс- твом. Они имеют свой аппарат, бюджет,

устав, регламентирующий от- ношения членов партии. Разрабатывают

идеологическую программу сво- ей деятельности, обосновывая место, роль и

перспективы класса, группы, чьи интересы они выражают. Партия - это тот

политический механизм, который позволяет приводить к государственной власти

своих представителей. Профсоюзы, как другой важный элемент политической

системы, появились на основе общественного разделения труда. Как правило

они представляют собой группы людей одной и той же профессии, объ-

единенных общими интересами. Задача профсоюзов - защищать интересы трудовых

коллективов, быть в определенной степени в оппозиции к администрации,

являться ей противовесом. Конечно, количество организаций, принадлежащих к

политической системе, больше, чем рассмотрено нами. Развивается

общественная жизнь, появляются новые и исчезают старые политические

институты. Но особая роль в политической системе по-прежнему остается за го-

сударством.

75. Держава її походження і сутність.

Рушійною силою розвитку суспільства є також політична система, найбільш

яскраво виражена у формі держави. Політична система – це система політичних

партій, організацій. інститутів, рухів та відносин між ними. Політична

система органічно входить до надбудови суспільства та обслуговує

економічний базис. Важливим компонентом надбудови є держава. Це основна

форма управління суспільством політичними засобами. Вона виникла після

появи класів і необхідності встановлення злагоди між ними. Існує два

погляди на сутність держави: марксистський, який вважає, що держава має

класовий характер і є органом насильства, та загальнолюдський, за яким

держава — це орган управління і досягнення злагоди в суспільстві. Тип

держави завжди відповідає типові суспільства – рабовласницька, феодальна,

капіталіс-тична, соціалістична, постсоціалістична. Предметом особых

дискуссий является вопрос о происхождении государства. Античная философия в

лице Платона и Аристотеля рассматривала возникновение государства как

проявление естественных потребностей, присущих человеку. Формирование

сословий философов, воинов и работников и было проявлением этих

потребностей. У Аристотеля государство отождествлялось с обществом, поэтому

политическая сфера охватывала все: семью, религию, культуру, искусство.

Философия нового времени выдвигает договорную теорию происхождения

государства, представителями которой были Т.Гоббс, Ж.Руссо, А.Радищев. Они

полагали, что государство возникло в результате общественного договора,

сознательно заключенного людьми. Это – сила, служащая всему обществу: и

богатыми и бедными, оно формируется для обеспечения мира и безопасности

граждан. Теория насилия, представленная Е.Дюрингом и Л.Гумпловичем,

объясняла появление государства в результате войн и политического насилия,

которые углубляют социальное неравенство, приводят к образованию классов и

эксплуатации. Существует также психологическая теория (представитель,

напр., Шопенгауэр), которая рассматривает возникновение государства как

результат того, что у одних людей существует потребность подчинять, а у

других подчиняться. Согласно К.Марксу и Ф.Энгельсу государство возникает в

результате раскола общества на антагонистические классы. Развивая именно

эту, классовую особенность государственного господства, В.И.Ленин пришел к

выводу о том, что государство – это машина для подавления одних классов

другими, аппарат насилия, который возникает в силу того, что классовые

противоречия объективно не могут быть примирены. Оно появляется, возникает

не в силу внешних причин (войны и политическое насилие), хотя и они тоже

играют свою роль, но под воздействием внутренних экономических причин. В

настоящее время постепенно преодолевается свойственный марксизму

узкоклассовый подход к сути государства, как только органа одного,

господствующего класса, противостоящего другим, как аппарата насилия,

давления на общество. Но при этом подчеркивается и всеобщность ряда функций

государства как органа, управляющего делами всего общества, а также

выражающего в той или иной степени интересы и защищающего всех и каждого

конкретного человека. Можно дать следующее его определение: государство

есть социальный институт, осуществляющий всю полноту политической власти и

управления на определенной территории.

Основные исторические типы государства:

1) рабовладельческое – характеризуется наличием класса рабов, не имеющих

никаких политических и юридических прав, являющихся объектами частной

собственности.

2) феодальное - характеризуется тем, что главное средство производства -

земля находится в монопольной собственности господствующего класса

феодалов, а хозяйство ведется силами и техн. средствами крестьян. На

ранней стадии характерна государственная раздробленность (множество

почти независимых княжеств, герцогств и т.п.), позднее в силу

требований экономики переходящая в монархию.

3) буржуазное (капиталистическое) - характеризуется централизацией

власти, принципом выборности на руководящие государственные посты,

предоставлением угнетенным классам юридических прав и свобод.

4) социалистическое - теоретически характеризуется отсутствием классов,

прекращением эксплуатации одними людьми других. Выступает в форме

диктатуры пролетариата, то есть власть используется для подавления

эксплуатации, а также творческих преобразований во всех сферах

социальной жизни.

Основные признаки государства:

1) наличие политической власти, опирающейся на армию, суд, полицию,

разведку и т.д.;

Власть - это способность ее субъекта управлять чьим-либо поведением с

помощью каких-либо средств. Делится на законодательную, исполнительную и

судебную.

2) суверенитет;

3) наличие своей территория;

4) взимание налогов, необходимых для содержания государственного аппарата

и обеспечивающих финансовую основу государственной деятельности.

Функции государства делят на внутренние и внешние. Внутренние:

конституционная, правоохранительная, экономического регулирования,

социальной защиты населения и т.д. направлены прежде всего на управление

общественными отношениями в рамках данного государства. Внешние:

внешнеэкономическая, военно-оборонная, дипломатическая и политико-

идеологическая, направлены на отстаивание интересов в межгосударственных

отношениях.

76. Історичні типи держави, форми правління і державного устрою.

Согласно К.Марксу и Ф.Энгельсу государство возникает в результате раскола

общества на антагонистические классы. Развивая именно эту, классовую

особенность государственного господства, В.И.Ленин пришел к выводу о том,

что государство – это машина для подавления одних классов другими, аппарат

насилия, который возникает в силу того, что классовые противоречия

объективно не могут быть примирены. Оно появляется, возникает не в силу

внешних причин (войны и политическое насилие), хотя и они тоже играют свою

роль, но под воздействием внутренних экономических причин. В настоящее

время постепенно преодолевается свойственный марксизму узкоклассовый подход

к сути государства, как только органа одного, господствующего класса,

противостоящего другим, как аппарата насилия, давления на общество. Но при

этом подчеркивается и всеобщность ряда функций государства как органа,

управляющего делами всего общества, а также выражающего в той или иной

степени интересы и защищающего всех и каждого конкретного человека. Можно

дать следующее его определение: государство есть социальный институт,

осуществляющий всю полноту политической власти и управления на определенной

территории.

Основные исторические типы государства:

рабовладельческое – характеризуется наличием класса рабов, не имеющих

никаких политических и юридических прав, являющихся объектами частной

собственности.

феодальное - характеризуется тем, что главное средство производства - земля

находится в монопольной собственности господствующего класса феодалов, а

хозяйство ведется силами и техн. средствами крестьян. На ранней стадии

характерна государственная раздробленность (множество почти независимых

княжеств, герцогств и т.п.), позднее в силу требований экономики

переходящая в монархию.

буржуазное (капиталистическое) - характеризуется централизацией власти,

принципом выборности на руководящие государственные посты, предоставлением

угнетенным классам юридических прав и свобод.

социалистическое - теоретически характеризуется отсутствием классов,

прекращением эксплуатации одними людьми других. Выступает в форме диктатуры

пролетариата, то есть власть используется для подавления эксплуатации, а

также творческих преобразований во всех сферах социальной жизни.

Основные признаки государства:

наличие политической власти, опирающейся на армию, суд, полицию, разведку и

т.д.;

Власть - это способность ее субъекта управлять чьим-либо поведением с

помощью каких-либо средств. Делится на законодательную, исполнительную и

судебную.

суверенитет;

наличие своей территория;

взимание налогов, необходимых для содержания государственного аппарата и

обеспечивающих финансовую основу государственной деятельности.

Функции государства делят на внутренние и внешние. Внутренние:

конституционная, правоохранительная, экономического регулирования,

социальной защиты населения и т.д. направлены прежде всего на управление

общественными отношениями в рамках данного государства. Внешние:

внешнеэкономическая, военно-оборонная, дипломатическая и политико-

идеологическая, направлены на отстаивание интересов в межгосударственных

отношениях. Государства различаются по форме, которая включает в себя:

1) тип государственного устройства:,

a) унитарное государство - единое государственное образование, состоящее

из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной

государственностью. В таких государствах существует единая

конституция, гражданство и правовые нормы (законы).

b) федеративное государство - объединение нескольких крупных,

относительно самостоятельных, территориальных образований на основе

договора, конституции (Австралия, Австрия, США, ФРГ, Канада). Вместе с

тем федерация - это единое государство с общей территорией, границей,

законодательством, системой власти, армией, экономической и финансово-

денежной системой. Субъекты федерации могут иметь свои особенности в

системе законодательства и структуры власти, обусловленные спецификой

данного государственного образования, особенностями этнического,

историко-культурного, религиозного характера. Федерацию различают

простую и сложную, мягкую и жесткую, моно и многонациональную.

c) конфедерация - временное объединение самостоятельных государств. Это

форма непрочная и обычно либо распадается, либо преобразовывается в

федерацию

2) форму политического правления:

a) монархия - государство, главой которого является один человек. Может

быть

i) неограниченной (абсолютной), где власть правителя не ограничена

ничем (Саудовская Аравия);

ii) ограниченной (конституционной), власть в ней ограничена рамками

парламента или конституции (Марокко, Кувейт))

b) республика - власть в ней осуществляется выборными органами

i) парламентская - правительство формируется на парламентской основе и

ответственно перед ним;

ii) президентской - президент - глава государства и правительства,

существует жесткое разделение законодательной и исполнительной

власти. Президент обладает как исполнительной, так частично

законодательной и судебной властью (президенты Франции, США,

России). Это позволяет уравновешивать различные ветви власти,

снимать возникшие противоречия, обеспечивать целостность власти,

выступать гарантом государственности, хотя таит в себе и опасность

авторитаризма, особенно при неразвитости демократических традиций.

3) политический режим: совокупность способов осуществления власти.

a) демократический - все граждане имеют доступ к участию в

государственных делах, власть разделена на исполнительную,

законодательную и судебную

b) тоталитарный - ряд социальных режимов ХХ века, в которых структура

власти базировалась на однопартийной системе и всеобъемлющем

проникновении государственной идеологии в экономику, культуру,

общественную и личную жизнь.

c) Автократический

77. Джерела, рушійні сили та суб”єкти суспільного розвитку.

Суб'єктами творення і розвитку суспільства виступають також маси і

особи. Справжнім творцем історії є народ, народні маси. Вони породжують

історичних осіб, які мають вирішальний вплив (як позитивний, так і

негативний) на хід історії. Існують два хибні підходи до природи

історичного процесу – фаталізм та волюнтаризм.

Фаталізм – це філософські погляди, які стверджують, що історичний процес є

фатальним, неминучим, а народні маси та історичні особи не мають впливу на

його розвиток. Волюнтаризм – це філософське вчення, яке заперечує або

ігнорує об'єктивні закони розвитку і вважає, що управління суспільним

процесом можна досягти силою за допомогою дії історичних осіб. Така

філософія веде до тоталітаризму, фашизму та культу особи.

Рушійною силою суспільства є соціальна революція. Її роль полягає в

докорінній зміні усталених суспільних відносин і створен ні нової суспільно-

економічної формації шляхом класової боротьби. Рушійними силами революції,

як правило, є народні маси, прогресивні класи та виразники їхніх інтересів

– партії.

Важливим і постійним джерелом та рушійною силою суспільного розвитку,

економічною основою кожної соціальної революції є протиріччя між

продуктивними силами і виробничими відносинами. Це протиріччя спонукає

суспільство до дотримання загального соціологічного закону – закону

відповідності виробничих відносин характеру і рівневі розвитку продуктивних

сил, тобто до рівноваги між ними.

Рушійною силою розвитку суспільства є також політична система, найбільш

яскраво виражена у формі держави. Політична система – це система політичних

партій, організацій. інститутів, рухів та відносин між ними. Політична

система органічно входить до надбудови суспільства та обслуговує

економічний базис. Важливим компонентом надбудови є держава. Це основна

форма управління суспільством політичними засобами. Вона виникла після

появи класів і необхідності встановлення злагоди між ними. Існує два

погляди на сутність держави: марксистський, який вважає, що держава має

класовий характер і є органом насильства, та загальнолюдський, за яким

держава — це орган управління і досягнення злагоди в суспільстві. Тип

держави завжди відповідає типові суспільства – рабовласницька, феодальна,

капіталіс-тична, соціалістична, постсоціалістична.

78.Проблема суб’єкта історичного процессу. Роль народу і особистості в

історії.

Любой человек живет не сам по себе, он связан с другими людьми, поэтому как

частица класса, общественной группы он связан сдругими людьми одинаковыми

условиями существования, сходным образом жизни и общностью интересов. В

этом и поисходит сведение интересов индивида к интересам общества. Гегель:

"Интересы" двигают жизнью народов". Интерес существует объективно,

независиво от того, осознан он или нет. Без учета всех интересов общества

оно не смогло бы понять путей своего развития. Проблема субъекта

исторического процесса. Субъект-личность, действующая сознательно и

ответственная за свои действия. Группа тоже может быть субъектом, если у

нее имеются общие интересы, цели действия, то есть если она представляет

собой некоторую целостность. Т.е. в данном случае группу можно

рассматривать как социальный субъект, в качестве которого могут выступать

та или иная соц. группа, народ, человечество. Основными соц. субъектами

исторического процесса явл. общественные классы. Борьба классов была

движущей силой общественного развития на определенной его стадии.Роль соц.

субъекта могут играть также и такие исторические общности, как народности и

нации, когда они обретают самосознание и сплачиваются во имя определенной

цели, но нации всегда возглавляются классами, которые и в этом случае

остаются основными движущими силами и субъектами исторического процесса. В

современном мире проблема субъекта исторического творчества преобретает

новые смысловые грани. В наше время правомерно ставить вопрос о превращении

всего человечества, всего мирового сообщества в субъекта исторического

процесса.

Субъект может быть либо личностью либо целой структурой: 1) Этносоциальная

структура общества (чел. семья, народность); 2) Социально - политическая

структура; (личность, социальная группа, класс); Общественный процесс

определяется формами сознания (религия политика и т.д.); Исторический

процесс развивается в результате сознательной деятельности субъекта

исторического процесса; Движущие силы определяются либо субъектами (Ленин

сказал -> сделали рев-ию) либо законами (НТР возникла из потребности

общества).

79.Суспільний прогрес та його критерії.

80. Духовне життя суспільства. Суспільна свідомість та їх структура.

Суспільна псиологія та ідеологія, їх роль у розвитку суспільства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.