рефераты скачать

МЕНЮ


Философия

мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных соц норм.

Личностные кач чел в таком случае есть производное от его соц образа жизни

и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый

человек.

Личность формир в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формир ее

в сущности есть процесс социализации индивида. Этот проц требует от чел

продуктивной активности, выраж. в постоянной корректировке своих действий,

поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности

самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка

в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг кот

складывается неповторимая специфика личности. При этом только в

деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он

остается вещью в себе. Чел может строить любые иллюзии на свой счет, но то,

чем он является в действительности, может быть обнаружено только в деле. И

именно по нему другие люди могут оценить его личность.Соц-деятельная

сущность лежит в основе социализации инд, в процессе которого и формируется

личность.

Социализация есть процесс усвоения социального опыта, через включенность в

жизнь общ. Соц осущ в филогенезе (формирование родовых св-в и качеств

человечества) и онтогенезе (форм конкретной личности). Лич --- всегда в

процессе формирования, застывшая лч есть деградация.

Личность есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических

задатков, воздействия соц факторов и ее психосоциального ядра - "Я". Это Я

определяет характер психики чел, сферу мотивации, способ соотнесения своих

интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования

убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же явл основой формир

соц чувств человека: собств достоинства, долга, ответственности, совести,

справедливости... Субъективно, для индивида, личность выступает как образ

его Я - он то и служит основой внутр самооценки и представляет собой то,

каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть.

Человек как личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы.

Главным результирующим свойством личности явл мировоззрение. Человек

вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то

или иное мировоззр, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность

осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность.

Одновременно с формир личности складывается и характер личности - психолог

стержень человека. "Только в характере индивидуум приобретает свою

постоянную определенность" - Гегель.

Слово характер как правило означает меру личностной силы, т.е. силу воли.

Люди с сильной волей обладают сильным характером. Признается, что великим

характером обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей,

соответствуя требованиям объективных, разумно обоснованных и социально

значимых идеалов. Если же характер чел разменивается на пустые и мелкие

цели, то он переходит в упрямство.

Индивидуальность не только обладает разл. способностями, но еще и

представляет их целостность. Если понятие индивидуальности подводит

деятельность ч-ка под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и

гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности

поддерж. в ней сознательно-волевое начало.

Ч-к как индивиду альность выраж.себя в продуктивных действиях, и поступки

его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное

предметное воплощение. О личности

можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки.

Без воли невозможны ни нравственность, ни гражданственность, невозможно

вообще общественное самоутверждение человеческого индивида как личности.

Особым компонентом личности явл ее нравственность Соц обстоятельства

нередко приводят к тому, что чел, поставленный перед выбором, не всегда

следует самому себе, этическому императиву своей личности. И только

высоконравств личности испытывают глубокое чувство трагизма от сознания

своей "не-личности", т.е неспособности совершать то, что диктует

сокровенный смысл "Я".Личностные качества обусловлены не только внешним, но

и внутренним, духовным содержанием.Личность есть категория религ-духовная,

индивид натуралистически-биологическая.

Т.о., личность - мера цельности человека, без внутренней цельности нет

личности.

Лишение индивида общения и возможности выбора отриц сказ на развитии

личности. Изоляция --- страшное наказание. Еще страшнее есть навязывание

чужой воли.Человек, полностью подчиненный другому уже не есть личность.

Аналогично не личность, лишенный рассудка или разума. Они не могут нести

ответственность за свои действия. свобода и ответственность есть

неотъемлемые атрибуты личности.

Люди обладают знач свободой в определении целей своей деятельности,

средств для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и

претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и

плана действий.

Своб воли есть необход условие любой целенаправл деятельности, субъекту кот

неотъемлемо присуще чувство ответственности. Ответств предполагает с 1

стороны осознание должного, а с др - возм своб выбора путей его реализации.

Свобода есть специфически человеческий способ бытия: "Мера свободы входит в

понятие человека". Мера своб как творческого самовоплощения чел определ

уровнем развития производ сил и общ отношений, а также степ познания и

овладения природными и соц законами. И если объем чел свободы явл мерой общ

прогресса, то сам прогресс зависит от степ свободы, кот люди располаг в

своей деятельности. Личность, как таковая, облад реальностью своей своб,

выражающейся в свободе выбора из совокупности возм, предоставляемых ей

обществом. Но свобода для одного есть несвобода для другого (диктатура).

Свобода есть относительное понятие.

Новая этич проблема соотношения свободы и ответственности личности. В

техногенной цивилизации человек может сделать больше, чем он имеет прав.

Лозунг свободы "Не мешайте действовать!" восходит к эпохе бурж рев. Это

критика разных феод регламентаций. Развитие капитализма сопровождается

требованиями разл свобод. Св стала основной ценностью. Экзист, Сартр: мы

приговорены к свободе, человек всегда имеет возможность выбора и пытается

переложить ответственность на других.

1979 г Ионас указание на относительный характер свободы как ценности. Два

типа ответственности. Классическая, ответственность за последствия. Должен

предусмотреть резты, а это возможно, если он действ свободно и самостоят.

Отвечать приходится перед судом, людьми,

богом, что ставит личность в положение обвиняемого. Этика конструктивности,

он как бы конструирует свои действия.

Неклассическая. Невозможность предусмотреть последствия. Ответственен не

изначально за неудачи действий в рамках оргструктуры, а за порученное дело,

за успех последнего. Ответственность теперь связана не с абс свободой, но с

нормами и функциями демократического общ. Это понятие идет параллельно

развитию свободного общ.Она насыщена проблемами, в частности, групповая

ответственность и степень отв каждого.

2.12 Смысл человеческого существования

Этим вопросы задаются имногие

особенно остро из-за того что рано или поздно вжизни каждого человека

наступает момент, когда он осознает, чтол жизнь конечна.

Чтобы жить и активно действовать, человек должен иметь представление о

смысле жизни, должен верить в смысл своих поступков и действий; должен

иметь свою более или менее ясную жизненную задачу.

Подаваляют не хотят искать,

знают уже с рождения

Ищут и не находят

Ищут и находят

Три подхода к решению этой проблемы:

Изначально присущий жизни в ее глубинных основаниях

За пределами жизни

Созидается самим субъектом - нет однажды заданного смысла

Жизнь прекрасна сама по себе. Уже сознание этого наполняет нашу жизнь

смыслом.

Радость, надежда, любовь, совесть, мужество, добро, верность в дружбе,

уважение к старшим, способность бороться с собственными недостатками и

пороками... Все эти духовные ценности наполняют нашу жизнь смыслом,

выступая в совокупности.

Отдельновзятые, они могут исказить, объеденить смысл жизни.

Гете: «Нет такой добродеятели из которой нельзя было бы сделать порок и

наоборот»

Действительно, устремленностьь лишь к радости и наслождению может

обернуться эгоизмом; Героизм, мужество могут породить жесткость... Жизнь

состоит из противоречий. Умением преодолевать - вот что наполняет ее

глубоким смыслом.

Главные духовные факторы, придающие жизни высокий смысл:

Свобода побыждает нас к борьбе, при необходимости, к отказу от всех

человеческих радостей и наслаждений. Свобода даже через страдания, риск,

потери ипоражения - делает нашу жизнь прекрасной. Только свободный человек

может делать выбор.

Творчество, созидание в условиях свободы: Счастье заключается не в самом

состоянии счастья, а вего достижении.

Деятельная, творческая жизнь всегда была свободная, всегда счастливая,

всегда полна смысла.

Каждый человек ищет в жизни что - то главное, решающее, великое, что

освещает его жизнь. Каждый человек живет ради чего-то большего, чем

собственная жизнь, в конечном счете- ради других людей.

Эйнштейн: Жизнь ради других - это минимальное и наивысшее условие

возможности достижения подлинного смысла жизни.

Жизнь обредшая смысл не страшится смерти.

2.13 Человек, индивид, индивидуальность, личность.

Индивид - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы:

Отдельное живое существо, особь, отдельный человек - в отличие

отколлектива, социальной группы, общества в целом (в этом смысле

противопоставление индивида и общества образуют исходный пункт различных

концепций индивидуализма).

Индивидуальность - неповторимая своеобразие какого либо явления, отдельного

существа, человека. В самом общем плане индивидуальность в качестве

особенного, характеризующего данную еденичность (Индивида) в ее

качественных отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему

всем элементам данного класса или значительной части их. Индивидуальность

отдельного человека в противоположность традиционным общественным связям и

установлениям становится исходной точкой новоевропейского индивидуализма. В

разных науках понятие индивидуальности получает разный смысл в зависимости

от той или иной его конкретизации. В биологии индивидуальность

характеризует специфические черты данной особи, заключающиеся в своеобразии

сочетания наследственных и приобретенных свойств. В психологии проблема

индивидуальности ставится в связи с целостной характеристикой отдельного

человека в самобытном многообразии его свойств (Темперамента, характера и

т.п.).

Личность - общежитейский и научный термин, обозначающий:

Устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как

члена того или иного общества или общности.

Индивидуального носителя этих черт как свободного и ответственного субъекта

сознательной волевой деятельности.

Понятие личности, употребляемое в этом значении, нужно отличать от понятия

индивидуальности, подразумевающего своеобразие, особенности данного лица.

Проблемы личности в философии - это прежде всего вопрос о том, какое место

занимает человек в мире, чем он фактически является и чем он может стать,

каковы граници его свободного выбора и социальной ответственности. Хотя

отдельный человек не властен над результатами совокупной общественной

деятельности, он всегда обладает свободой выбора. И именно этот выбор

конституирует его как личность.

В ходе развития философского мышления уточнялись и дифференцировались

отдельные проблемы исследования личности: ее биологические и социальные

детерминанты, степени свободы личности по отношению к природе, обществу и

самой себе.

Отправная точка в социологических исследованиях личности - неиндивидуальные

особенности человека, а та социальная система, в которую он включен, и те

социальные функции, роли, которые он в ней выполняет.

Социология личности имеет разные уровни исследования:

Изменения социального типа личности и степени ее свободы в зависимости от

характера общественного строя;

Соотношения автономных факторов социализации личности в разных социальных

системах;

Личность в организации;

Потребности, мотивы и цинностные ориентации личности.

Человек - есть живая система, представляющая собой единство физического и

духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно

приобоетенного.

Человек кристализует в себе все, что накопленно человечеством в течении

веков.

Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и

языка, эстетические вкусы и т.д. формируют поведение и разум человека,

делают из отдельного человека представителя определенного образа жизни,

культуры и психологии. Осознание человека себя как такового всегда

опосредованно его отношениями к другим людям. Каждый отдельный человек

представляет собой неповторимую индтвидуальность. И вместе с тем он несет в

себе некую родовую сущность. Он выступает как личность, когда достигаент

самосознания, понимания своих социальных функций, осмысления как субъекта

исторического процесса.

2.14. Социализация личности

а) из 2.13

а) Соцология - активное вовлечение индивида в деятельность различных

социальных коллективов и общности людей, в ходе которого индивид усваивает

социальные и моральные нормы, культурные ценности, полезные навыки

практической работы и конкретные знания, т.е. когда у него формируются

социально-значимые черты (социальная составляющая личности).

Б) социальная личность - одна из форм личности.

В) социальные типы личности.

2 фазы социализации индивида:

алаптация, приспособление к существующим условиям (с момента рождения)

интеоризация - усвоение социально-культурных и моральных норм и ценностей,

превращение их в личные убеждения (доминирует в процессе социализации

личности в юномом возрасте, когда идет активное становление собственного

воззрения на мир).

Строгих границ между этими фазами нет.

- социальная типология личности весьма разнообразна, на каждой ступени

исторического общества она обуславлавется в конечном счете общественным

разделением труда и, следовательно, тесно связанной с ним, социальной

структурой общества.

для каждого социального типа характерен определенный набор социальных

функций, конкретных видов социально значимой деятельности, которым должен

овладеть индивид, принадлежащий к данному социальному строю.

Социальные типы личности (см 2.13.)

В Социолизации участвуют практически все социальные институты и

организации.

Социолизацию индивида во всех ее тонкостях изучает конкретная наука -

социология. В социальной философии торией личности рассматривается более

широкий круг броблем, где вопросы теории социализации носят подчененный

характер и решаются с позиций становления личности как свободной и

творческой индивидуальности.

Цель социализации - доведение до сознания человека меры дозволенного.

Социализация учит умению жить в обществе, в согласии с ним.

Однако, есть обратная сторона медали. Жесткая система социализации несет в

себе реальную угрозу ее деперсонализации (становится как все)

2.15 Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека.

Смерть - естественный конец всего живого. Жизнь - форма существования

материи, возникающая при определенных условиях в момент ее образования. От

всех других живых существ человек отличается более всего тем, что на

протяжении всей своей индивидуальной жизни он никогда не достигает "целей"

жизни родовой, исторической; в этом смысле он постоянно не реализуемое

адекватное существо. Человек не удовлетворяется ситуацией. И эта

неудовлетворенность содержит в себе причины творческой деятельности, не

заключенные в непосредственных ее мотивах. Поэтому призвание, задача

каждого человека - всесторонне развивать все свои способности и по мере

возможностей вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его

культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она

реализует через общество, но таков же и смысл жизни общества и человечества

в целом.

Буддизм: человек живет для того, чтобы прервать цепь перерождений и никогда

больше не возрождаться. Христианство - восхождением человека к богу.

Основная миссия человека характеризуется как спасительная, испытательная, и

назидательная. Ислам: человек живет для того, чтобы потом воскреснуть.

Средневековая Ф. - теоцентризм, в библии одна из главных проблем жизнь

после смерти. Жизнь человека мука. Затем эпоха рационализма - человек

механизм - смертен. Задача не умереть раньше времени, выработать

максимально свой ресурс; а затем эпоха просвещения - смертен -

руководствуйся всеми ценностями(!) - побуждает к активности. Ф.

существования главная проблема смерти и бессмертия. Практический смысл

проблемы: определяет систему ценностей и направления поведения.

В жизни каждого нормального человека рано или поздно наступит момент, когда

он задастся вопросом о конечности своего индивидуального существования. (а

если лучше об этом не думать?). Человек единственное существо которое

осознает свою смертность (так ли?). Первой реакцией, следующей за

осознанием своей смертности, может быть чувство безнадежности и

растерянности. Преодолевая это чувство человек существует отягощенный

знанием о грядущей смерти, которое становится основополагающим в

последующем духовном развитии человека. Наличием такого знания в духовном

опыте человека и объясняется острота, с которой перед ним встает вопрос о

смысле и цели жизни. В связи с этим на страницах философской литературы

часто фигурируют вопросы: имеет ли жизнь человека какой либо смысл и

ценность? Стоит ли жизнь того чтобы жить? При положительном ответе бытую

следующие точки зрения: смысл жизни – в согласии с собственной природой и

удовлетворении потребностей, в получении наслаждения и радости, в развитии

творческих способностей и труде на благо общества. И наконец можно

встретить взгляд, согласно которому смысл жизни – в самом существовании.

Это многообразие взглядов свидетельствует о том, на сколько противоречивы

оценки цели жизни.

2.16 Челове духовный. Духовность как человеческая сущность.

Человека, рассматриваемого во взаимосвязи общества, можно анализировать под

различными углами зрения.

Каждая из граней общесственного бытия может быть взята за точку отсчета при

анализе человека.

С учетом этой многозначности необходиом выделить какое-то основное качество

человека, то что в первую очередь делает его человеком

Таким основополагаюшим фактором яавляется духовность.

Духовный потенциал человека:

Основные аспекты духовности:

а) духовная жизнь многогранна, включает в себя все грани жизни человека

(рациолнадльное, эмоциональное, познавательное...). Причем все эти грани

фиксируются в духовности фиксируются не просто в своем мозаичном

многообразии, а в своем единстве, взаимосвязи.

Б) духовность человека как идеальность:

Человек живет, оперирую идеальными формами (предмет усваивается без самого

предмета). Решающую роль в становлении и развитии идеальности играет язык,

категриально-понятийный аппарат.

В) духовность как субъективный мир человека: духовность существует как

внутренняя жизнь человека. Духовность развертывается в индивидуальном

пространстве и времени. Представляет собой собственное «Я» человека,

выступает как бытие (Особенность этого «Я»).

Смысл, значение и роль духовности

Выделяются следующие пласты анализа (7 шт.):

а) духовность как форма общественного сознания, самоиндентификации.

Б) как основа конституирования человека как субъекта отношения.:

выделяет «я»,

отношение в двух основных направлениях - во вне, к обществу и внутрь к

себе.

В) духовность как форма интеоризация (перехода из вне внутрь), освоение

социального опыта.

экономичность - освоение социального опыта

большой круг освоения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.