рефераты скачать

МЕНЮ


Философия

выражением этой позиции явилась соз-данная В.И.Вернадским концепция

ноосферы. Соз-дание потенциального (а в нек-рых пунктах и актуаль-ного)

превосходства общества над П. постепенно, хотя и не безболезненно, рождает

новый подход, основанный на идее единого, сбалансированного и ответств.

управ-ления социальными и природными процессами и условиями. Во 2-й пол. 20

в. этот подход начинает получать распространение и выступать в качестве

основы регулирования деятельности и всей системы практич. отношений

общества и П., в т. ч. мероприятий по охране природы и защите окружающей

среды.

В практич. плане, однако, реализация такого подхода затруднена, т. к. она

предполагает весьма основат. из-менеинс установок обществ, сознания, отказ

от укоренив-михея стереотипов потребительского отношения к П.и кардинальную

перестройку мн. совр. пром. и с.-х. техно-логии. Кризисные ситуации во

взаимодспстпии оощества и П. носят не только локальный и региональный, но и

глобальный, общепланетарный характер. На этом фоне во мн. странах мира

значит, политпч. силой становятся массовые движения, к-рые ведут борьбу за

сохранение П. Их действия и программы оказывают серьёзное влияние на

обществ. сознание, а также на развитие пром-сти, техники и технологии. В

целом сохранение природной среды превращается в одну из важных сфер

деятельности общества, охватывающую экономич., политич., правовые,

воспитат. задачи.

Для решения глобальных проблем требуется конструктивное междунар.

сотрудничество. Новое политич. мышление утверждает приоритет общечеловеч.

ценностей, включающих и охрану естеств. условий существования самого

человечества. См. также статьи Экология социальная, Глобальныепроблемы.

1.6 Эволюция понятия материи в класичкской западноевропейской философии.

Современные естественно научные представления о материи.

Материя - фундаментальная исходная категория фил., от того или иного ее

понимания зависит решение практ всех других ф проблем. От лат materia -

вещество Это веществ значение удерживалось до 20в., когда произошла револ в

физике.

Первой ступенью в осознании материальности мира был стих материализм.

Началом форм понятия материи явился переход от качеств разнообразия сущ

вещей к понятию единой, объемлющей это кач разнообразие основы мира -

первоматерии. Это абстрагирование сложно. Поэтому сначала все кач разнообр

миравыводилось из какого-либо одного тоже качеств определенного, эмпир

воспринимаемого эл-та. (огонь, вода...) Но уже Демокрит заметил, что с пом.

одного кач определ. в-ва невозможно объяснить происхожд другого, так как он

не содержит принципа своего превращения. Дальнейшее развитие мысли привело

к атомистике.

Атомы тоже истолковывались как вещество, как кирпичи всего существующего.

Так зародилась дискретная картина мира. Она была очень плодотворной для фил

и науки в целом. С этой теорией связаны многие открытия в физике (тяжесть,

теор теплоты, сохранение в-ва...). Механика Ньютона позволяла объяснять

большую часть явл и событий мира на основе взаимодействия атомов. Казалось

еще чуть-чуть и физ. картина мира получит полную завершенность. Г Лиргоф:

“Разве осталось еще что-нибудь открывать?”

Однако был открыт электрон, ядерный распад и превращеие атомов. Атом

оказался вовсе не мельчайшей частицей в-ва. Открытие электромагн полей и

ядерных сил тоже внесли свою лепту. Поле - принципиально отличное от в-ва

состояние материи.

Первоначально поле понималось как окруж какой-нибудь предмет пространство,

для каждой точки кот можно определить величину и направл силы

взаимодействия между данным объектом и другим. (поле - атрибут в-ва) Но

затем было доказано, что поле не только атрибут объекта, но и самостоят

реальность, т.е. нов вид материи, основным свойством кот. является

непрерывность.

Все это привело к фил кризису - “Материя исчезла” Этот кризис связан с

утратой представл о материи как о веществе. Изменение массы электр при

измен условий поля или скорости, ядерные реакции - превращение в-ва в

энергию. Ужас...

Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира заставила

обратиться к матем моделям. Некоторые предали при этом материю забвению =

идеализм. К этому привело и то, что материализм традиционно был связан с

механически-вещественным пониманием материи.

Был этот мир глубокой тьмой окутан./ Да будет свет!\ И вот явился Ньютон.\

Но сатана недолго ждал реванша.\ Пришел Эйнштейн - и стало все как раньше\

Диалектико-материалист понятие материи. Необходимо было освободить

категорию материи от ее будто бы неразрывной связи с понятием в-ва. Ленин

замечал, что исчезла не материя, а метафиз представление о ней.

Единственное свойство материи - “быть объективной реальностью, существовать

вне нашего сознания.” Короче “материя есть фил категория для обозначения

объективной реальности, кот дана чел-ку в ощущениях ег, кот копируется,

фотографируется, отображается нашими ощущениями (как непосредственно так и

опосредовано), существуя независимо от них” - Гольбах.

Строение материи - физич вопрос. А вопр об отнош нашего познания к миру -

это фил проблема. Поэтому нельзя дать определения центр категории теории

познания как тоько через ее соотнесение с др, столь же шир категорией -

сознанием и определением того, что из них берется за первичное. Причем

противопол мат и созн имеет абсол значение только в пределах очень огранич

области: исключительно в пределах основного гносеолог вопроса о том, что

признать превичным. За этими пределами относительность данного

противоположения несомненна”.

1.7 Концепция «Человек-Природа» в свете идеи глобального эволюционизма.

Аксиологический аспект современной эволюционной пародигмы.

Возникновение общества. История чело общества в опред смысле являет

картину его изменяющегося взаимод с природой. Однако общество не сущ

изначально. История его возникнов не отделима от истории становления самого

человека. Являясь частью прир человек постепенно, в поцессе труда и общения

формир как социальное существо. Этот проц имеет своим началом выделение чел

из животного мира, формир у него социальных побудит мотивов вповедении. В

силу вступает наряду с естеств и социальный отбор. (применительно к

сообществам) Выживали те сообщества кот подчинялись опред социально

значимым требованиям: сплоченности взаимопомощи... Это социально значимое

закреплялось естеств отбором и передачей опыта. В преобразов первобытного

стада в челов общество все большую роль играли соц закономерности на фоне

действия биологич. Это осущ в первую очередь в проц труда.

Для труда характерен коллективно организованный, целенаправленный общ

способ деятельности.

Труд есть процесс, совершающийся между чел и природой, процесс, в кот

человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и

контролирует обмен в-еств между собой и природой. Т.о. труд - та главная

мат сила , кот вела к возникнов и формированию собственно человеческой

жизни - общества. Однако ее действие было бы невозможным без формирования

языка., кот является важнейшим средством осущ трудового процесса.

Прир Среда - естественное условие жизни общества. История Земли и история

человечества - это две главы одного романа”-Герцен. Общество явл частью

более обширного целого- природы. Чел живет на земле в пределах тонкой ее

оболочки - географ Среды. Она есть зона обитания чел и сфера прилож его

сил. Географ седа - это та часть пр, котрая составл еобходимое условие

жизни общества, будучи вовлеченной в процесс общ производства. Вне ее наша

жизнь евозможна.

С самого возникнов челов общество изменяло окруж природу и само менялось

под ее воздействием. Воздействие общ на прир обуславливается развитием мат

производства, науки и техники, общ потребностей. При этом происходит

расширение рамок геогр Среды, накопление новых свойств, все более

отдаляющих ее от девственного состояния. Если лишить соврем геогр среду ее

свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить совр общество в исх

природные условия, то оно не сможет существовать.

В свою очередь и геогр среда влияет на развитие общества. Сравним развитие

народов севера и юга, тропиков. Геогр Среда оказывает влияние на

хозяйственную специализацию стран ирайонов. Так, если в усл тундры насел

занимается оленеводством, а в субтропиках - разведением цитрусовых. Влияние

геогр Среды на общество - явление историческое: чем глубже в глубь веков,

чем слабее силы общества, тем больше его зав0ть от геогр Среды.

Ограничивается ли Среда жизни обществалишь географ средой? Нет.

качественно иной естеств средой его жизни явл сфера всего живого -

биосфера. В р-те длит эволюции биосф сложилась как динамическая, внутренне

дифференцированная равновесная система. Она развивается вместе с эволюцией

Вселенной и всего живого.

Помимо всего живого биосфера включает в себя и человека. Причем его

влияние сильно меняет биосферу. С развитием человечества осуществляется

переход к новому качественному состоянию - ноосфере, представляющую собой

сферу живого и разумного. Ноосфера т.о. новая особая реальность, связанная

с более глубокими и всесторонними формами преобраз воздействия общества на

природу.

Экология. - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с

внешними условиями его обитания с целью поддежания динам равновесия системы

“общество-природа”.

Развитие человечества, его производ сил столкнули челов с пробл

ограниченности прир ресурсов, возможного наруш динам равновесия системы общ-

прир. “Не стоит обольщаться победами над природой. За каждую такую победу

она мстит. Каждая из этих побед меет правда в первую очередь те

последствия, на кот мы расчитывали, но во втор и в третью очередь совсем

другие, непредвиденые последствия, кот очень часто уничтожают значение

первых.” Мы все воюем с природой, а надо мирно существовать в ней.

Чел, превращая все большую часть природы в среду своего обитания,

расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно

обострять в нем чувство ответственности за преобоазующее воздействие на

нее. Здесь находит отражение общефил прнцип: “чем полнее свобода, тем выше

ответственность”.

В настоящее время глобальность эколог проблем требует от чел иного способа

мышлеия, новой формы самосознания - Экологического сознания. Это прежде

всего означает, что челов должно осознать себя как единое целое в своем

отношении к природе. Самое первое и главное условие сохранение равновесия и

гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг с другом.

Необходимо соединить усилия всех людей, всего человечества в решениях этих

проблем. В соврем обществе потреблеия решение эколог проблем невозможно...

1.8 Проблема взаимоотношения философии инауки. Понятие методологии и ее

роль в развитии научного знания.

Эмпирическое и теоретическое. В науке разл эмпир и теорет уровни

исследования. Это различение имеет своим основанием 1. - методов познав

активности;2. - характер достигаемых результатов. Эмпир исследование

предполагает выработку программы исследований, организ наблюдения и

экспериментов, описание и обобщение экспер данных, их классификацию,

первичное обобщение. Словом для эмпир познания характерна фактофиксирующая

активность. Теорет познание - это сущностное познание, осуществляемое на

урове абстракций высоких порядков. Здесь орудием выступают понятия,

категории, законы, гипотезы... Исторически эмпир познание предшествует

теорет, но только этим путем нельзя достигнуть полного и истиного знания.

Эмпир исследование, выявляет все новые даные наблюд и эксперим, ставит

перед теорет мышлением новые задачи, стимулирует его к дальнейшему

совершенствованию. Однако и обогащающееся теорет знание ставит перед

наблюдеием и эксперим все более сложные задачи.

Всякое наблюдение начин не со сбора фактов, а с попытки решения какой-то

задачи, в основе кот всегда лежит известное предположение, догадка,

постановка проблемы.

Постановка проблемы и иследов программа. Люди стремятся познать то, чего

они не знают. Проблема - это вопрос, с кот мы обращаемся к самой природе, к

жизни , к практике и теории. Поставить проблему порой не менее трудно, чем

найти ее решение: правильная постановка пробл в известной мере направляет

поисковую активность мысли, ее устремленность. Когда ученый ставит проблему

и пытается решить ее , он неизбежно разрабатывает и исследов программу,

стороит план своей деятельности. При этом он исходит из предполагаемого

ответа на свой вопрос. этот предполаг ответ выступает в виде гипотезы.

Наблюдеие и эксперимент. Наблюдение - это преднамеренное, направленное

восприятие, имеющее целью выявление сущ свойств и отношений объекта

познания. Оно м.б. непосредств и опосредованым приборами. Наблюдение

приобретает научное значение, когда оно в соотв с исследов прогамой

позволяет отобразить объекты с наиб точностью и может быть многократно

повторено при варьировании условий.

Но чел не может ограничиться ролью только наьлюдателя: наблюдение только

фиксирует то, что дает сама жизнь, а исследование требует эксперимента, с

помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в

определенным образом заданые условия, отвечающие целям иссследования. В

ходе экспер исследователь активно вмешивается в исслед процесс.

В процессе н познания применяется и мысленный эксперимент, когда уч в уме

оперирует опред образами, мысленно ставит объект в опред условия.

Экспер дусторонен. С одной стор он способен подтведить или опровергнуть

гипотезу, а с др - содержит возможность выявления неожиданных новых данных.

Т.о. эксперим деятельность облад сложной структурой: теорет основы экс -

научные теории, гипотезы; мат основа - приборы; непосредственное осущ

экспер; эксперим наблюдеие; колич и кач анализ рез эксперим, их теорет

обобщение.

Необход условием н исследования явл установление фактов. Факт, от factum -

сделанное, совершившееся. Факт - это явление материального или духовного

мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего сознания, зафиксированность

какого-либо предмета, явления, свойства или отношения. “Факты - это воздух

ученого”, - говорил Павлов. Самое характерное для научного факта - его

достоверность. Факт должен быть осмыслен, обоснован. Факты всегда

оказываются опосредованными нашим пониманием, интерпретацией. Например свид

показания.Люди говорят об одном и том же, но как по разному. Т.о.

очевидность отнюдь не является полной гарантией реальной достоверности

факта.

Факты сами по себе не составляют науки. Факты должны быть подвергнуты

отбору, классиф, обобщению и объяснению, тогда они включатся в ткань науки.

Факт содержит немало случайного. Поэтому основой для н анализа явл не

просто еди факт, а множество фактов, отражающих основную тенденцию. Только

во взаимной связи и цельности факты могут служить основанием для теорет

обобщеия. Из соответственно подобр фактов можно построить любую теорию.

Описание, и объяснение. В ходе наблюд и эксперим осуществляется описание,

протоколирование. Основное н. требование к описанию - его достоверность,

точность воспроизведения данных наблюдений и эксперимента.

Объяснение - это мыслит операция, ориентированная на выявление причинной

зависимости объекта исследов, постижеие закономерностей его

функционирования и развития и, наконец, раскрытие его сущности. Объяснить -

значит осмыслить объект в свете уже существующих, исторически накопленных

знаний, опред принципов, законов, категорий.

Гипотеза. Ни одна н теория не родилась в готовом виде. Сначала она сущ как

гипотеза. При этом сама гип возникает не сразу, она проходит опред стадии

формирования. Сначала это предположеие, догадка, вытекающая из наблюд новых

фактов. Она может подвергаться изменениям, модификациям... В р-те формир

сама гипотеза как наиболе вероятное предположение. Гипотеза есть

предположеие, исходящее из фактов, умозаключение, пытающееся проникнуть в

сущность еще недостаточно изученной области мира.

Обоснование и доказ гипотезы проводится на основании анализа накопленного

знания, сопоставления его с уже известными фактами, с установлеными новыми

фактами и теми фактами, кот могут быть установлены в будущем. Иначе говоря,

обоснов гипотезы предполагает ее оценку с точки зрения эффективности в

объяснении имеющихся фактов и предвидеии новых.

Гип выступает как опред обобщение имеющегося знания. Но она принципиально

носит вероятностный характе. Степень цености гипотезы определяется уровнем

ее вероятности. (Фрейд. Ядро Земли из мармелада).

Теории. Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая

система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства,

закономерности, пичинно-следственные связи, определяющие характер

функционирования и развития опред области реальности.

Теория может меняться путем включения в нее новых идей и фактов. Когда в

рамках данной теории выявл противоречие, неразрешимое в ее рамках, то его

разрешение ведет к построению новой теории. Сердцевину н теории составляют

входящие в нее законы. В теории выделяют такие сущ моменты: исходную

эмпирич основу (факты, данные эксперим,); различного рода допущения,

постулаты, аксиомы; логику теории, допустимые в рамках теор правила лог

выводов и док-в; совокупность выведенных утверждеий с их доказательствами;

законы наук, а также предвидение.

Различают описательные терии, математизированные, интерпретационные и

дедуктивные теории.

Поворотными пунктами в истории науки становятся н революци. Рев в науке

выражаются в качеств изменении ее исходных принципов, понятий, категорий,

законов, теорий., т.е. в смене научной парадигмы. Под парадигмой понимают:

выработанные и принятые в данном научном сообществе нормы, образцы эмпир и

теорет мышления, приобретшие характер убеждеий; способ выбора объекта

исследования и объяснения опред системы фактов в форме достаточно

обоснованных принципов и законов, образ логически непротиворечивую теорию.

1.9 Философия науки как особая философская тема. Институализация научной

деятельности. Наука в социокультурном измерениии.

В общем виде наука --- это деятельность человека по выработке,

систематизации и проверке знаний. Разумеется чел занимается научной

деятельностью не случайно. Он постоянно имеет дело с проблемами и сложными

задачами, и для того, чтобы с ними справиться, чел необходимы исчерпыв

знания , выработка которых и есть цель всякой научной деятельности.

Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы,

осуществить предсказание на будущее и соответствующие научные рекомендации.

Наука зародилась в древности. Предпосылки появились на Др Востоке: Египет,

Вавилон, ИНдия, Китай. Здесь накапливаются и осмысливаются эмпирические

знания о природе и общ, возникают зачатки астрономии, математики, этики,

логики. Это достояние воспринято и переработано в стройную теоретическую

систему в Др Греции, где появляются мыслители, специально занимающиеся

наукой, отмежевавшись от мифологических и религиозных традиций. С тех пор

до самой инд рев главной функцией науки было объяснение, а ее основной

задачей --- познание с целью раздвинуть горизонты мира, видения природы,

частью которой явл сам чел. Но тем не менее длительное время научное знание

пребывало в эмбриональном состоянии. Становление развитой науки

требовало постоянной опоры на факты, широкой распространенности,

последовательной рационализации, доминирования соответствующего

менталитета. Всего этого не было ни в эпоху античности, ни в средневековье,

когда вообще все содержание науки было сохранено

только благодаря монастырям, хранившим рукописи античности. Ситуация

изменилась к 16-17 в, в Новое время формы мышления] и в целом менталитет

человека, бывшие ранее исключением, стали достоянием

большинства образованных людей. Наука стала важным фактором жизни. Без

этого становление индустриального общ вообще не могло состояться.

Естественно, что многие науки появились значительно позже, например,

генетика, социология, кибернетика. В наши дни наука имеет разветвленную

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.