рефераты скачать

МЕНЮ


Философия

заканчивается, поэтому всеобщее знание он дать не может. Всякое всеобщее

знание есть априорное, внеопытное по своему принципу.

Опирается на теорию суждения. Знание всегда выраж в форме суждения, в кот

мыслится связь между двумя понятиями - субъектами и предикатами суждения.

Сущ 2 вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает нового знания о

предм сравнительно с тем знанием, кот уже мыслится в субъекте. Это

аналитические суждения. Пример: все тела имеют протяжения (предикат - имеют

прот)

Если предикат не выводится из субъекта, а соединяется с суб., то это

синтетические суждения. Пр: некоторые тела тяжелы. Есть 2 класса синт

суждений. 1. связь предиката с с. мыслится потому, что обнаруживается в

опыте (нек лебеди черны) - апостериорные 2.эта связь не может основ на

опыте.Она мыслится как связь, предшеств опыту и независящ от него -

априорные суждения.( все, что случается имеет причину). Апр. суждениям К.

придает б. значение. Вопрос о априорн. синт суждениях он ставит в след

форме: 1. как возм такие суждения в матем 2.как возм они в теорет

естествознании 3.возможны ли они в метафизике. Решение этих вопр. Он

связывает с исследов. 3 основных способностей познания: чувственности,

рассудка, разума.

Чувственное познание. Вопрос о возм апр. синт суждений в матем К рассм в

учении о формах чувственного познания.. По К эл-ты матем знания - не

понятия, а наглядные представления. В сужд. матем синтез субъекта с предик

основывается либо на чувств созерцании пространства, либо времени.

Пространство - априорная форма внешнего чувств созерцания (время

-внутреннего), что и придает созерц. простр. их безусловную всеобщность и

необходимость.

Т.о. у К простр и время перестают быть формами сущ вещей. Они становятся

априорными формами нашей чувственности.

Априорные формы рассудка. Рассудок есть возможность знания. Условием возм

апр. синт сужд в теорет естествознании явл категории. Это независимые от

поставляемого опытом содержания понятия рассудка, под кот рассудок подводит

всякое содерж, получаемое из опыта. Т.е. категории не формы бытия, а

понятия рассудка. Это только формы, под кот рассудок подводит доставляемый

чувственностью материал. Категории априорны. По К ни ощущ ни понятия сами

не дают знания.

Ощущ без понятий- слепы, а понятия без ощущ - пусты. Знание есть синтез

ощущ с понятиями. Возникает вопрос: каким обр разнообразие чувств

созерцаний превр посредством априорных форм в единство? Условием такого

единства состоит в единстве самосознания. категории

количество: единство, множество, совокупность;

качество: реальность, отрицание, ограничение;

отношения: присущность, самостоятельность, существование;

4) модальность: возможность-невозможность, необходимость -случайность,

существование-несуществование.

Рассудок, наряду с категориями, мыслит предметы и явления на основе

законов. На этих основах разработал ответ на вопрос о возможности теорет

естествознания. В основе всех сужд естеств наук лежат общие и необходимые

законы. Научным знанием предм и явления наук могут быть при условии, если

рассудок мыслит предметы и явл как подчиненные 3 законам:

1 сохранения субстанции

2.причинности и

3.взаимодействия субстанций.

Эти зак. принадлежат не самой природе а только нашему разуму. Наше сознание

само строит предмет не в том смысле, что оно порождает его или дает ему

бытие, а в том, что оно придает познаваемому предм ту форму, под кот он

только и может познаваться - форму всеобщего и необход знания. Т.е. не

формы нашего ума сообразуются с вещ прир, а напротив, вещи прир - с формами

ума.

Отсюда вывод , что вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы чувственности,

ни категории рассудка, ни эти 3 закона не составл определения самих вещей в

себе. Природа как предмет всеобщего и необх знания строится самим

сознанием.

Сознание само создает предмет науки. Естествознание соединяет живое

созерцание с рассудочной деятельностью. Природа реальна только в

эмпирическом смысле --- ка мир явлений, феноменов.Ноумен - это не объект

чувственного созерцания, а умопостигаемый объект.

Учение о разуме и антиномиях. разум направлен на рассудок и с опытом совсем

не связан. В разуме заложено стремление к высшему знанию, истекающее из

высших этических законов. Под давлением этого чел рассудок стремится к

решению вопроса о границах или беспредельности мира в пространстве, о

существовании неделимых элементов, о необходимости и случайности, о

существовании бога как необходимого существа. предмет метафизики есть

предмет разума. Однако при попытке дать научное содержание сущности этих

вопросов, разум впадает в противоречия. выход - в ограничении знания в

пользу веры, в разделении сущностей и вещей в себе. Антиномии

1) Мир имеет начало во времени и ограничения в пространстве; (или

бесконечен)

2) всякая структура составлена из простых элементов (в мире вообще не

существует ничего простого, все сложно);

3) причинность по законам природы не есть единственная причинность, из

которой выводятся все явления мира. Необходимо добавить свободную

причинность (все детерминированно, свободы нет).

4) к миру принадлежит (или часть мира).

Антиномии сыграли важную роль для развития диалектики.

Этика. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел поступает

необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо, так как чел

есть явление среди др явл прир и в этом отнош подчинен необходимости. Но

чел также и нравственное сущ, субъект нравственного сознания. Как нравств

сущ чел принадлежит к миру умопостигаемых ввс. И в этом качестве он

свободен. Нравств. закон К понимает как безусловное предписание или

"категорический императив."

З-н этот требует, чтобы каждый поступал так, чтобы правило его личного

поведения могло стать прав для всех. Поступок м.б. моральным только если он

соверш из уважения к нравст з-ну.

Разделял максимы (субъективные принципы воли одного данного лица) и

законы(выражение общезначимости, принцип волеизъявления, имеющий силу для

каждой личности). Это императив. Бывают гипотетические, которые выполняются

при определенных условиях, и категорические, выполняемые при любых

условиях. Совокупность добродетелей

забота о сохранении жизни и здоровья;

правдивость, честность, искренность, добросовестность т.д. Важнейшее

значение имеет совесть как нравственное судилище. Главные обязанности -

любовь и уважение.

Этическое учение --- гуманистично, говорит о ценности личности и нельзя

приносить ее в жертву даже ради блага общества.

К стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не

нравственность основана на религии, а наоборот. Опыт показ, что между мор

или амор поведением чел и его счастьем не сущ необходимого соответствия.

Противоречие между мор повед чел и результатом этого поведения в эмпир

жизни не мирится с нашим нравственным сознанием, кот требует справедливого

соответствия. Не находя его в мире явлений, нр сознание вынуждено верить,

будто соотв осущ в мире "умопостигаемом". Сущ понятий как свобода,

бессмертие и бог объясн по К. верой в "умопостиг" мир. Их бытие не есть

истина, доказуемая теоретически, но есть необх постулат или требование

"практического разума". Практический разум --- человек если не приучается

быть морально добрым, то становится по крайней мере хорошим гражданином.

Рассмотрено первенство морали по отношению к политике, то есть нельзя быть

аморальным политиком. Средство борьбы против этого --- гласность. Ход

исторического процесса --- антагонизм.

3.9 Философия Гегеля

Выдающимся представителем нем кл фил является Георг Вильгельм Фридрих

Гегель. Родился в Штутгарте в 1770г в семье крупного чиновника. Изучал фил

и телеологию в Тюбингенском ун. После его окончания некот время работал дом

учителем. В 1801 г защитил докторскую и стал проф Иенского ун. Первым

выдающимся трудом Г явл его "феноменология духа" (1806) В 1818 г Г был

приглашен в Берлинский ун, где он работал проф и даже ректором.

Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля.

На объективно идеалист основе он развил учение о зак и категориях

диалектики, впервые в систематизированном виде разработал осн принципы

диалект логики и подверг критике метаф способ мышления, господствовавший

как в идеалист так и мат течениях фил. Кантовской вещи "самой по себе" он

противопоставил диал принцип : сущность проявляется, явление существенно.

Гегель утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в

основе кот лежит мировой разум, абс идея или мир дух. Это - деятельное

начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абс

идеи заключается в мышлении. Цель - в самопознании. В проц самопознания

разум мира проходит 3 этапа : пребывание самопознающей абс идеи в ее

собственном лоне, в стихии чистого мышления ( логика, в кот идея раскрывает

свое содержание в системе категорий и законов диалектики); развитие идеи в

форме инобытия в виде явлений природы (развив не сама природа, а лишь

категории); развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история

духа). На этом последнем этапе абс идея возвращается к самой себе и

постигает себя в форме челов сознания и самосознания.

ЛОГИКА. Предшествует истории и природе, творит их. Делится на три части:

учение о бытие, о сущности и о понятии. Бытие и сущность --- ступеньки, по

которым взбирается понятие, затем предстает в всеобщности и полноте. в

логике развитие абсолютной идеи происходит в форме абстрактных логических

категорий. Отправная точка - чистая абстрактная мысль о бытие. стремится

получить свое содержание через нечто, что есть уже не чистое бытие, а

определенное бытие. начинается процесс становления абсолютной идеи.

Определенное бытие на след ступеньке выступает как нечто определенно сущее

или качество. Категория качества развивается в единстве с категорией

количества - мера. Переход количества в качество, скачкообразность процесса

развития, прерывная постепенность.

От бытия, понимаемого как явление, переход к глубоким внутренним

закономерностям - сущности.Здесь закон о взаимопроникновении

противоположностей, их единстве, тождестве и борьбе. Противоречие есть

соотношение противоположностей, которое нуждается в разрешении или снятии.

Результат есть снятие противоречия. Противоречия : соотношение основания и

следствия, возможности и действительности, случайности и необходимости,

причинности и взаимодействия. Противоречия есть развитие явления.

Действительность есть единство сущности и существования. Сущность же сама

основание существования. Отвергает представления о ее непознаваемости.

Та необходимость, с которой происходит развитие в области бытия и сущности,

осознается в понятии. Такая необходимость превращается в свободу, которая

есть осознанная необходимость. Критикует формальную логику и метафизику,

развивает диалектику общего, особенного и единичного. Истина есть процесс

совпадения мысли с объектом, что достигается в идее. Идея есть безусловное

единство понятия и предмета.

ИНОБЫТИЕ или природа. создательница природы --- мысль. Ступени развития

природы --- механизм, химизм, организм. высказал ценные догадки об их

взаимосвязи. Природа не есть саморазвитие, а лишь проявление саморазвития

логических категорий, составляющих ее духовную сущность.

ДУХ - третья ступень. Проходит три стадии. Субъективный дух --- душа или

дух в себе, для себя, как таковой. Объективный дух --- сфера права. Он

является свободным волеизъявлением, а система права--- царство

свободы.Находит свое выражение в нравственности и воплощается в семье,

обществе и государстве. Абсолютный дух ---вечно действительная истина.

Проходит три степени развития: искусство(непосредственная форма знания абс

истины), религия (содержит понятие бога), философия(высшая ступень

развития, полное раскрытие истины, содержащееся в иск и рел. Идея познает

саму себя, возвышается до чистого принципа, соед конец абс идеи с ее

началом).

В итоге система Гегеля есть объективный идеализм, абс идея сущ до природы,

порождая ее и общество. Тождество бытия и мышления служит обоснованием

единства законов внешнего мира и мышления (против агностицизма

Канта).Построена на единстве триады тезис-антитезис-синтез. Его система

вбирает логику и философию природы, антропологию и психологию, фил права и

этику, фил государства и гражданского общ, фил религиии и эстетику, историю

философии и фил истории и т.д.

Фил взгляды Г. проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять

явление, не уяснив всего пути, кот оно совершило в своем развитии, что

развитие происх не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к

высшим, что в этом проц совершается переход от колич изменений в

качественные, что источником развития являются противоречия: противор

движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составляет

принцип всякого самодвижения. В фил системе Г действительность представлена

как цепь диалект переходов. Каждое понятие и категория у него во внутренней

необходимой связи со всеми остальными, взаимно переходят друг в друга.

категории есть чистые мысли, и в силу тождества бытия и мышления,

диалектика категорий всеобща, существует не только для философского

познания, но и в обыденном опыте. Создал систему определений категорий.

Основные законы диалектики. Закон перехода количества в качество. Вещь есть

то, чем она является благодаря качеству. количество есть внешняя для бытия

определенность, дом есть дом, большой он или маленький. Прерывное

скачкообразное развитие. Закон Взаимопроникновения противоположностей -

идея саморазвития в единстве и борьбе противоположностей. Закон отрицания

отрицания - развитие не только абс идеи, но и каждой отдельной вещи.

Природа диалектического отрицания --- не тотальное отрицание, а сохранение

положительного. Тут теория познания, разработка абсолютной и относительной

истины. каждая ступень дает картину абсолютного, но неполную,

незаконченную.

Однако гег фил проникнута глубоким противоречием. Что же это за

противоречие? Метод, разраб Г., направлен на бесконечность познания.

Поскольку же объективной основой его явл абс дух, а целью - самопознание

этого абс духа, постольку познание конечно, ограничено. То есть система

познания, пройдя цикл познават ступеней, завершится последней ступенью -

самопознание, реализацией которого явл сама фил Гегеля. Т.о., противор

методом и системой Г. есть противоречие между конечным и бесконечным.

Данное противор у Г. отнюдь не диалектично, ибо не явл источником

дальнейшего развития. Фил Г оказалось обращенной в прошлое -- отражение

пути, пройденного человечеством, при этом настоящее есть вершина, конечная

ступень. К тому же нет диалектики материи --- нет ее развития во времени.

так как это просто результат материализации идеи или ее отчуждения.

Социальная философия. Подчеркивал роль орудий производства, экономических и

социальных отношений, географии. История носит закономерный характер, в

котором проявляется мировой разум. Люди, преследуя свои цели, осуществляют

в тоже время историческую необходимость, великие люди--- воплощение духа

своего времени. Смысл истории--- прогресс в сознании свободы.

Различает гражданское общество и политическое государство. Гр общ --- сфера

реализации частных целей. Три момента

система потребностей;

отправление правосудия;

полиция и кооперация. Для гр общ необходима не только частная

собственность, но и защита ее со стороны закона, суда и полиции. Важна

также гласность и публичность. Гр общ и государство соотносятся как

рассудок и разум. Гр общ - внешнее государство, а подлинное гос --- разумно

и есть основание гр общ Государство есть разделение властей как его членов.

Обосновывает наследственную конституционную монархию.

3.10 Традиция европейского иррационализма (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше).

Иррационализм --- философское учение, настаивающее на ограниченности

познавательных возможностей разума и мышления, признающее основным родом

познания чувство, интуицию, инстинкт и т. д. Действительность считается

хаотичной, подверженной игре случая. На рубеже 19-20вв. Это философия

жизни, пытавшаяся преодолеть ограниченность механистического материализма с

идеалистических позиций. В центре лежало понятие жизни как абсолютного,

универсального,бесконечно уникального начала жизни, которое, в отличие от

материи и сознания, активно, многообразно, вечно движется. жизнь нельзя

познать чувством или разумом, постигается только интуитивно, доступна лишь

переживанию.

Артур Шопенгауэр(1788--1860) последователь Канта, особенно его учения об

априорных формах чувственности. выделял два аспекта постигания субъекта или

Я: тот, который дан в качестве объекта восприятия, и ото, который сам по

себе, то есть проявлением воли. Мир обусловлен субъектом и ограничен сферой

видимости. Сторонник волюнтаризма, Сознательная воля у него подчинена

слепой, неразумной, бесцельно действующей мировой воле.Критика кантовской

вещи в себе трансформировалась в утверждении воли к жизни в качестве

основного движущего фактора развития и безусловного первоначала мира.Все

явления суть разные ступени объективации воли. Познание, в т.ч. научное,

имеет приспособительный характер. Воля, будучи темной и таинственной силой,

крайне эгоцентрична, что означает для людей беспокойство, конфликты

итд.Этический идеал Ш - нирвана, полный аскетизм, умерщвление воли.Другой

путь освобождения от страданий --- искусство, художник созерцает саму

сущность воли и ее адекватные вечные объективации (идеи), что позволяет

умиротворить неистовство воли.

Ницше Фридрих (1844-1900).Претерпел эволюцию от романтической эстетизации

опыта культуры через "переоценку всех ценностей" и критику европейского

нигилизма к всеобъемлющей концепции волюнтаризма. Основные положения:

1) все существующее есть воля к власти и могуществу;

2) перспективизм --- сам мир есть множество борющихся друг с другом картин

мира (перспектив), исходящих из центров власти(силы). Противник

противопоставления истинному миру мира эмпирического.В основе морали он

видит желание (зачастую, бессознательное) физиологически слабых индивидов

господствовать над сильными и здоровыми. Апелляция к разуму и правде есть

замена физического насилия, способ одной воли доминировать над другой. В

том же смысле значима и любая рациональная аргументация. В любой фил

полемике речь идет не о поиске истины, а о жизнеутверждении одной стороны

за счет противоборствующей. Аналогично наука, ценности. все это суть

субъективные интерпретации внешнего мира, за которыми стоит цель сохранять

некие формы жизни..

Увязывает критику метафизики с критикой ее языка.Подчерк несоизмеримость

категориальной схемы описания мира реальному положению дел, отсюда

неспособность языка, следовательно, и мышления представить какие-либо

знания независимо от языка или мышления. Убеждения в фальсифицирующей

природе языка и мышления приводит его к мысли о доминирующей роли действия

и воли. Все всеобщие и необходимые истины и тд. всего лишь удачные находки

в борьбе за жизнь и власть, в тоже время он не совсем произвольны, так как

определяются органическими чертами человека как вида и его ресурсами,

причем они постоянны. Всякие понятия определены полезностью в рамках

трансцендентального жизненного процесса.

Вводится понятие "родового субъекта", цели и интересы которого скрыты от

отдельного индивидуума. Для него предрассудки разума и формы жизни являются

априорными и принудительными, он не может не следовать им. Отсюда

фаталистическая идея о вечном возвращении одних и тех же заблуждений, войн,

иллюзий, Противостоит этому идея сверхчеловека, необходимость( в тч и через

воспитание, и через селекцию) преодоления

свойств человеческой природы, например, структуры чувственности.

3.11 Европейский рационализм 19-20 вв. (позитивизм, неокантианство)

Во всторой пол 19в позитивизм становится наиболее влиятельным течением зап

фил. П. объявил единственным источником истинного знания конкретные,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.