рефераты скачать

МЕНЮ


Философия

предмете и самого предмета, идеального и вещественного, знаний и

художественных образов. В мифе все это слитно и не расчленено содержание

мифа – предмет веры. Оно критике не подвластно и в логических обоснованиях

не нуждается.

Язык: миф имеет свой собственный язык, который обладает двумя свойствами:

живоописующий (явление описываются в конкретных деталях описываемого)

отсутствие конкретной достаточно высокой степени точности (это мысль в мире

выражает общее через отдельное, особенное).

функциональность: миф выполняет определенные функции:

познавательное – миф описывает, рассказывает интересующее человека.

Коммуникативное – через усвоение мифа индивид приобщается к той или иной

общности

Аксиологическое – миф передает, закрепляет, воспроизводит определенную

систему ценностей, принятую в той или иной общности

Регулятивная – миф через различные образы передает, закрепляет общественные

нормы поведения, действий. Миф – это практическое руководство к действию.

Первобытный человек осваивает свое бытие семантически – эмоционально.

Следовательно, мифическое сознание не производит знания в объективно

достоверной форме и не стремится к этому.

Однако, современная исследовательская мысль упорна в своем стремлении

приписать мифу определенную логику.

Леви-Стросс:

начальные и конечные стадии рассуждения противоположны и однозначны, а

промежуточные – посредник между ними.

В мифическом мышлении работает та же логика, что и в нормальном

Прогресс не в мышлении, а в том мире, в котором жило человечество.

Мифологическое сознание сейчас

Мифологическое мировоззрение – такое мировоззрение, которое основано не на

теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном

переживании лица, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным

восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных

процессов и своей роли в них.

идеи о расовом и национальном превосходстве

идеи о непогрешимости некоторых политических партий и бесконечной мудрости

вождей.

2.7 Человек – предмет философского анализа

Антропоориентированность философского знания:

не есть очередная проблема,

идея человека – стержень философского контекста в целом.

Она проникла в различные философские области знаний.

Первичность антропологии в генезисе философии. Чтобы начать познавать

окружающий мир (гносеология), строить его онтологическую картину

(онтологию), оценивать (аксеология), человек прежде всего должен был

обосновать свою собственную отдельность от окружающей действительности,

заглянуть в себя и затем уже с позиций самосознания проецировать

собственную сущность на реальный мир.

Философия должна ответь на вопрос: «Что есть человек?» – именно она.

Специфика ответа на этот вопрос:

указать сущность человека

философию интересуют отличия человека от других сущностей, а сколько он

есть сам по себе

Философское значение всегда трансцендентно, следовательно человек в природе

должен предстать как абстрактная идея человека. Рефлексия (наблюдение) над

человеком – саморефлексия.

Философское понимание стирает резкую грань между миром и человеком,

создавая картину мира в человеке и человека в мире.

Человек в его отношении к миру:

объективистская концепция:

мир объективен, не зависит в своем существовании и качествах от желаний

субъектов и человеческих способов видения.

Гегель, Маркс

Учения этого типа очень высоко ценят роль познания в жизни людей, так как

считают, что рациональное знание непосредственно связывает нас с истиной и

показывает мир таким, как он есть.

субъективизм:

мир, общий для всех живущих, заменяется на множество «миров».

Я сам себе вселенная

Вся иная действительность преломляется через мое уникальное «Я».

Следовательно, трудно сказать, есть ли что либо объективное.

огромное пространство между двумя крайними полюсами и составляет поле

философского поиска:

что в мире от нас и что от самого мира?

Что есть от субъективности и что от объективности?

Что зависит от человека и что нет?

философы, желая понять мир, одновременно стараются разобраться в том,

возможно ли вообще его постижение и как именно возможно? Т.е. можем ли мы

получать объективные знания о мире или все они субъективные?

Два подхода:

никаких общих точек зрения на мир и судьбы человека вообще быть не может.

Возможно взаимопонимание между людьми, следовательно, можно формулировать

единые общезначимые представления.

Мир – сплав субъективного и объективного.

Различные определения модели человека:

единого как абсолютно верного нет и, вероятно, не будет. (Многие философы

пытаются ответить.)

Чаще всего ссылаются на отличающую характеристику на его разум

Конец 19-го – начало 20-го веков – философия жизни. Человек –

абсолютизирование иррационального начала.

В то же время, философская антропология:

Отец-Шиллер: человек в отличие от всего остального наделен духовной жизнью,

что дает ему «внутри себя бытие»

Плеснер:

его собственное бытие скрыто от него

может создавать собственные рефлексивные формы сознания – наука, искусство,

философия, религия …

формулирует свой внутренний мир.

Самая очевидная специфика – приспособленность человека к жизни с помощью

создания им второй природы.

Однако, перечисление отличительных черт не решает проблемы определения, ибо

всегда будет оставаться вопрос: не поискать ли еще какую характеристику?

Чтобы снять эти вопросы, надо с самого начала задать основание, критерии,

по которым все характеристики будут назначаться. В качестве такого

основания предполагается считать то обстоятельство, что человека нельзя

подвести под более широкое родовое понятие (под род живущего).

Субъективность выводит человека из природы.

Модель философского объяснения человека.

Экзистенциализм. В центре его внимания практически одна большая проблема –

проблема отдельного человека. Человек рассматривается вне связи с внешним,

социальным миром.

Марксизм. Человек – уникальный феномен. Он одновременно и природное и

общественное существо. Способ бытия человека – его предметная деятельность.

Исходные качества человека, как субъекта, открываются в практике.

2.8 Бытие человека: сущность и специфика

Основной вопрос философии – вопрос об отношении мышления к бытию. Его

решение зависит от расшифровки понятия бытия, рассмотрения его форм.

Основные формы бытия:

Бытие вещей

Бытие человека.

В мире вещей

Специфически человеческое бытие

Бытие духовное

Бытие социальное

Бытие человека в мире вещей

Бытие отдельного человека и человека в целом специфично и уникально. Однако

в этом бытие есть стороны существования, общие и для человека и для любой

переходящей вещи природы. Следовательно, оправдан подход материализма и

естественных наук: «человек как вещь среди вещей и тело среди тел», но

только если сущность человека не сводится к жизни и проявлениям его тела.

Тело человека – тело природы, и это делает человека конечным, переходящим

(смертным) существом. К бытию человеческого тела относится все то, что

относится к диалектике бытия: возникновение – становление - гибель

переходящих тел природы. Относится к телу человека и то, что оно погибнув,

не исчезает из бесконечной и непереходящей природы, а переходит в другое

состояние 1-ой природы. Следовательно, проблема человеческого бытия

включена в вопрос об эвалюции природы и генезисе, возникновении самого

человека.

Человек существует как тело в мире вещей, следовательно первичная

предпосылка – существование тела (существование в соответствии с законами

жизни, циклами развития и гибели организмов, с циклами природы…)

удовлетворение его человеческих потребностей (пища, защита от холода) без

этого вообще невозможно человеческое существование.

Материализм придавал большое внимание данному факту:

Подтверждается идея первичности материального по отношению к духовному

Отсюда вытекают важные следствия относительно прав каждого отдельного

человеческого существа (вылечивание, сохранения жизни, право иметь пищу,

одежду, жилище)

Подвластность человека всем законам жизни, и пержде всего наследственности

Философия оправданно искала и ищет связь между телом человека и его

психикой

Следовательно, бытие отдельного человека – диалектическое единство тела и

духа:

Функционирование тела тесно связана с работой мозга и нервной системы,

следовательно с психикой, с духовной жизнью индивида

Работа духа зависит от здоровья тела человека

Человек для самого себя не только 1-ая но и 2-ая природа. Мысли и эмоции –

важнейшая сторона целостного бытия человека

Существование человека как вещи в мире природы (мыслящей и чуствующей) –

одна из первых предпосылок, побудивших людей к производству и общению

(характерно для марксистской философии)

Специфика человеческого бытия

Особенность человеческого существования состоит в возникновении

специфической, уникальной для живой природы «нежесткой» и неуниверсальной

детерминации бытия человека со стороны его тела.

Нежесткость

Способность человека регулировать, контролировать свои фундаментальные

потребности, удовлетворяя их не в простом соответствии с повелениями

природы, а в пределах и формах, определенных обществом, историей,

собственной волей и самосознанием индивида.

Неуниверсальность

Многие действия человека очень часто регулируются не эгоизмом телесных

потребностей, а духовными, социальными мотивами.

Специфика существования человека: в соединении пересечении взаимодействия 3-

х относительно разных бытийственных измерений. Человек это:

Данная мыслящая и чувствующая «вещь» (тело)

Индивидуальная особь, эвалюцианировавшая к виду homo sapiens и взятая на

данном витке его развития, существующего мира

Социально – историческое существо

Все 3 измерения, взятые в единстве – исходные характеристики бытия

человека.

Жизнь человека связанна с жизнью рода, следовательно для каждого из

индивида есть место на едином “генеалогическом” древе человечества; каждое

переходящее существование включено в необратимую историческую цепь

человеческого бытия и цель бытия природы в эвалюции социального мира и

образует одно из звеньев социально – исторического бытия.

Человеческое бытие – реальность, объективная по отношению к сознанию

отдельных людей и поколений. Люди существуют до, вне и независимо от

сознания каждого отдельного человека. Каждый из нас – реальность для самого

себя: мы существуем, а вместе с нами реально существует наше сознание.

Каково же место и значение бытия человека в целостном единстве бытия?

Было немало философских идей и концепций, общий смысл которых:

Человек не более чем песчинка в необозримом мире. Даже бытие человеческого

рода – «краткий» эпизод в безграничной длительности мира

Сейчас актуализируются другие идеи: млн.лет, столетия и даже десятилетия

жизни человечества – важные «мнгновения», ибо они включены в уникальный

«человеческий эксперимент», люди не только существуют в мире, но способны и

влиять на мир и на самих себя. Но они способны познавать собственное бытие

и бытие как таковое. Поэтому человек должен осознавать свою противоречивую

роль в единой системе бытия и исполнять ее с большой ответственностью.

Особенно тревожно стоит вопрос об ответственности каждого человека за

судьбы человечества, за бытие человеческого рода и человеческой

цивилизации, за планету земля.

2.9 Биологическое и социальное в человеке

1. Человек- часть природы и он характеризуется рядом биологических

признаков

а) Анотомические особенности как биологического вида:

Прямая походка: позволяет человеку охватывать взглядом окружающую

обстановку, освобождает передние конечности

Цепкие руки позволяют выполнять сложные и тонкие функции

Взгляд, позволяющий видеть в 3-х измерениях

Большой мозг и сложная нервная система

Сложный механизм голосовых связок, строение гортани, губ, способ речи,

языка

Длительная зависимость детей от родителей

Пластичность врожденных импульсов и потребностей, возможность

приспособления потребностей к средствам их удовлетворения.

Б) Жизнь человека подчиняется биологическим законам

Биоорганизация человека есть результат развития длинного ряда его предков

(животное, обезъяна-люди, гомениды, современный человек)

Человек, в отличие от животных, имеет такие биологические структуры,

которые служат материальными предпосылками для развития чисто человеческих

особенностей: возникают органы, позволяющие человеку трудиться (рука, мозг

и прямая походка)

2. С другой стороны, человек – социальное существо. Человек обладает

качественными надбиологическими образованиями, которые формируют социальную

характеристику человека. К ним относят: труд, мышление, сознание, эмоции,

воля.

3. На проявление многих биологических параметров могут влиять и социальные

параметры, например продолжительность жизни.

4. Включенность человека сразу в 2 мира – в мир общества и в мир

органической природы – порождает немало проблем, как касающихся актуального

существования людей, так и связанных с объяснением самой природы человека.

Какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании

способностей, чувств, поведения, действий и как осуществляется взаимосвязь

биологического и социального в человеке

Какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия

между людьми и группами людей

5. В ходе дискуссии о соотношении биологического и социального в человеке

высказывается широкий спектр мнений, заключенный между 2 полюсами:

Концепциями человека, которые принято называть биологеуатарскими

(натуралистическими) сторонники которых абсолютизируют роль естественных,

биологических начал в человеке (например расизм – в главном природа

человека определяется рассовой принадлежностью, социал-дарвинизм – попытка

объяснить явления социальной жизни, опираясь на учение Дарвина)

Социологеуаторскими концепциями, в которых человек представлен как всего

лишь слепок с окружающих его социальных отношений, их пассивное порождение

(марксизм)

2.10 Человек в мире повседневности

Повседневный мир

1.

Не замечается людьми, очень привычен

Всегда игнорировался

В его рамках: и искусство, и наука, и мечта

2. Повседневность стала объектом внимания философов только в ХХ веке.

Основоположник – Эдмунд Гуссерль – «жизненный мир»

3.

Сфера понятий, теорий, чаще даже «более истинная»

Но на самом деле, «мир теорий» – лишь часть повседневности, вырастающая из

нее и становящейся ее собственной.

Аналогично «мир искусства», «мир мечты и грезы», «мир потустороннего».

Повседневность источник и вместилище любых других вариантов реальности

Следовательно, мир повседневности – единый универсум, обладающий своими

внутренними законами и характеристиками.

4. Интерсубъективность – лишь в общении, лишь в контакте с людьми

5. Обыденная действительность соткана из значений, которые мы придаем вещам

и отношениям.

6. Интерпритация и переинтерпритация

Проблема понимания

Сложная внутренняя структура

7. Хотя и сложная структура, но единый функционирующий организм. Некоторое

количество инвариантов, определенное актуальное отношение большинства

членов общества к природе, к потустороннему и т.д… Они создают общее

мировоззрение, исходную в основных чертах картину мира

8. Обыденный мир – мир прогматический:

Люди заботятся о собственной выгоде, о качестве жизни и т.д.

Целедостижения, связанные с межчеловеческими отношениями

З-и практических самореализации в разных сферах деятельности

9. Рецептуарность, стандартность – важнейшие черты обыденного сознания

Банальность

10. Специфика обыденного сознания

На веру «общие места», «очевидности»

«вокруг субъекта» – в противоречие с тем, что научно-теоретическое познание

хочет получить знание как об объекте

здравый смысл => оценивать меняющуюся ситуацию

Обыденное сознание не сводится только к компоненту знания. Это мир

переживания. Эмоционально-окрашенное состояние внутреннего мира

1. Экзист. проблемы рождаются в ходе повседневной жизни каждой личности.

Повседневный мир никогда не обеспечивает полной безконфликтонсти развития

сознания, т.к.

Набор установок обыденного сознания включает в себя множество

противоречивых друг другу утверждений => необходимость выбора

Жизнь порождает новые ситуации, не предусмотренные житейской мудростью

Необходимо личное прочуствование и осмысление

2. Повседневаная жизнь – не только привычное существование

Открытия, потрясения, разочарование

«высшие точки» бытия

перед лицом фундаментального выбора: «быть или не быть?»

3. Спектр экзист. проблем

жизнь, ее онтологическая внедренность в других измерениях действительности,

выход за повседневный мир

смерть

Кто Я? Смертен или нет? Как складывается мое Я?

коммуникция, межличностное общение

темы страха, стыда, любви, свободы и т.д.

Философия в повседневном мире прежде всего привлекают экзист. проблемы, ибо

они тесно связанны с переживанием человеком собственного пребывания в мире,

своего бытийствования, как жить, зачем жить? Что значит жить счастливо? И

т.п. Именно экзаит.проблемы повседневно решаемые людьми на уровне

обыденного сознания и живого переживания становятся предметом специального

изучения

Кто обращается к экзист.проблемам в истории философии.

Сократ – проблема добродетели, возлагал надежду на спасающую роль знания

Эпикур – проблема счастья

Средневековье – мир обыденности, увиденный через бога

Возрождение – человек – живой, «сын своего времени»

Новое время – Паскаль, Юм, Руссо

19.в – Фейтербах, Кьеркегор

20.в – экзистенциализм, Хайдегер, Х.Ортега, Гассет.

2.11 Человек: свобода и ответственность

Индивид --- единичный представитель человечества, безотносительно к его

реальным или антропологическим особенностям. Родившийся реб - индивид, но

не личность, так как не обладает индивидуальностью. Индивид стан личностью

по мере того, как перестает быть единицей чел рода и приобретает

относительную самостоятельность. Ин есть существо общественное и всякое

проявление его жизни яв проявлением общ жизни. Это понятие общеродового

признака. Он безличен. Начиная высказывать какие-то качества, мы начинаем

выделять группы. Чем понятие конкретнее, тем оно богаче по содержанию и

меньше по объему. В конце мы придем к единственному представителю чел рода,

персонификации. Это и есть личность.

Индивидуальность --- неповторимый, самобытный способ существования

конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности.

личность социальна по сути и индивидуальна по способу выражения.

Индивидуальность выражает собственный мир индивида, особый жизненный путь,

по происхождению и форме носит инд характер. Сущность индивидуальности

раскрывается в самобытности индивида, его способности быть собой в рамках

окр соц среды. В развитии индивидуальности важна роль врожденных качеств и

способностей, но она опосредована соц факторами.индивидуальность есть

целостная система, диалектического взаим качеств общих, типических

(общечеловеческих природных и соц признаков), особенных (конкретно-

исторических, формационных) и единичных (неповторимость телесных и

психических характеристик).Индивидуальность есть высокая ценность, так как

их многообразие, состязательность представляет собой условие прогресса.

Индивидуальность меняется в процессе жизни чел.

В настоящее время сущ 2 концепции личности: личность как функциональная

(ролевая) характеристика чел и личность как его сущностная характеристика.

Первая концепция опирается на понятие соц роли человека. Эта концепция

однако не позволяет раскрыть внутренний мир чел, фиксируя только его

внешнее поведение, кот не всегда отражает сущность чел.

Сущностная концепция явл более глубокой. Личность - индивидуальное

выражение общ отношений и функций людей, субъект познания и преобразования

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.