рефераты скачать

МЕНЮ


Философия

начало всякого множества, всякого бытия и ума, предшествующее им и

превосходящее. Существование и сущность: В истории философии П.

существования употреблялось обычно для обозначения внешнего бытия вещи,

которое в отличии от сущности постигается не мышлением, а опытом. П.

Сущность в настоящее время понятие существования обычно отождествляют с

бытием, а П. сущности служит для обозначения первоосновы, основной черты и

источника существования той или иной вещи и в этом смысле сродни категории

субстанции. На основе категории бытия в Ф дается самая общая хар-ка

мироздания: все существующее – это и есть мир, к которому мы принадлежим.

Эта характеристика не содержит никаких мировоззренческих оценок.

Противоречия м/д Ф школами – что служит объединяющим началом мироздания.

Пространство и время как философские категории.

Пространство – обычно протяженность, время – длительность. П и в обладают

своими свойствами. П обладает трехмерностью, оно симетрично, т е нет не

обратимых процессов, пространство однородно (каждая точка пространства м б

взята за начало координат), пространство изотропно, т е нет

привелигированных направлений (в верх, в низ, в лево, в право). Время –

длительность, оно асимметрично, т е не обратимо. Время может пониматься по

разному: циклическое время (календари); время может толковаться как

некоторая симметрия, т к ряд процессов не является не обратимыми

(соединение Н и О2дает Н2О и обратно, возможно распадение); время может

пониматься как стрела, т е время не обратимо, нельзя вернуться в прошлое.

Время отличается от вечности, вечность не меняется и не имеет времени,

вечность это всегда настоящее. Пространство и время долго в истории

рассматривались раздельно. Демокрит полагал что есть пустота – время и

вместилище – пространство. Эти взгляды поддерживал Ньютон. Лейбниц по др

подошел к пониманию времени и пространства, как к свойствам движения.

Есть две теории относительности:

Специальная. В ней были объединены понятия движение, пространство и время.

Они как свойства материальных объектов меняются от скорости их движения,

как и масса , которая возникает со скоростью движения. Появляются понятия

масса покоя и масса движения. П и в меняются в завис-и от скорости

движения; ритм времени сокращаетя и линейные размеры тела сокращаются.

Следовательно не существует единой системы координат и было введено понятие

– пространственно-временной интервал – это величина которая не меняется при

переходе от одной системы отсчета к другой. Этот интервал позволяет

изменяться пространству и времени в разных напрвлениях, что позволяет ему

оставаться постоянным.

Общая теория относительности связала в едино понятия тяготеющей массы,

пространства и времени. Ритм времени замедляется . Пространство

искривляется под действием поля тяготения. Наблюдения во время солнечных

затмений показали что пространство искривляется. Из этого были сделаны

следствия на основе геометрии Лобачевского (отрицательная кривизна) и

Римана (положительная кривизна), что при положительном искривлении

пространства вселенная замкнута, а при отрицательном вселенная бесконечна.

Решая уравнение Энштейна, Фридман сделал вывод, что наша вселенная м б

стационарной, она или сужается или расширяется. При спектральном анализе

света было установлено, что полосы света смещаются в сторону красного –

значит объекты удаляются, если же к фиолетовому, то объекты приближаются.

Наша же вселенная расширяется. Т о 15-20 млрд лет назад наша вселенная была

сконцентрирована в замкнутой форме пространства. У вселенной есть горизонт,

и за пределы какой-то сферы у человека нет возможности выйти. Открыл

расширяющуюся систему Хаббл. Становление вселенной связывают с черными

дырами сверхплотного состояния, которые отличаются тем что в поле их

тяготения все исчезает, даже луч света. Черные дыры это элементарные

частицы сжатые пространством и временем. В результате взрыва из черной дыры

выделяются элементарные частицы, что приводит к становлению химических

соединений и становлению вселенной.

Философское понимание движения и развития.

В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в

вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной

природе. Поскольку движ есть сущностный атрибут материи, то оно, также как

и сама материя, несотворимо и неуничтожимо. Движение - это способ сущ

материи. Движ заключено в самой природе материи. Одни формы движ превращ в

другие и ни один вид не берется ниокуда.

Движение материи - не только механическое перемещение тел в пространстве,

но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые

вызываются этими взаимодействиями. Движение - это и взаимное превращение

элементарных частиц, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деят-тью

между людьми в процессе их социальной жизни.

Основные типы движения: 1.- это движение, когда сохраняется качество

предмета; 2.-тип движения, связанный с переходом от одного качества к

другому, с изменением качественного состояния предмета.Это может быть

разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, кот. представляют

особые кач-ва, возникающие в рез-те преобразования исходного предмета.

Процессы, связанные с преобразованием кач-ва предметов, с появлением новых

кач-ых состояний, кот. как бы развертывают потенциальные возможности,

скрытые и неразвернутые в предшествующих кач-ых состояниях, характеризуются

как развитие. Процесс развития - это всегда переход одного качества в

другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации,

кот. рождаются из предшествующих им систем. Две разновидности процессов

развития: 1) процессы качественных превращений, не выходящие за рамки

соответствующего вида материи, опред-го уровня ее организации. 2) Процессы

перехода от одного уровня к другому. В неживой природе ярким примером

первой разновидности развития может служить эволюция звезд.

Существует несколько качественно различных форм движ материи: механ,

физическая, хим, биологическая, социальная... Качественное разнообразие

одного уровня не м.б. объяснено кач разнообразием другого. Точное описание

движ частиц воздуха не может объяснить смысл чел речи. Однако необходимо

иметь в виду и общие закономерности, свойственные вскм уровням, а также их

взаимодействие. Эта связь выраж в том, что высшее включает низшее. (ДНК -

хим соединение) Однако высшие формы не включены в низшие. (нет жизни в хим

соединениях)

Развитие, необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и

идеальных объектов. Только одновременное наличие всех указанных свойств

выделяет процессы Р среди др изменений: обратимость изменений хар-ет

процессы функционирования; отсутствие закономрности характерно для

случайных процессов катастрофич типа; при отсутствии направленности

изменения не могут накапливаться , и потому процесс лишается характерной

для Р единой, внутренне взаимосвязанной линии. В результате Р. возникает

новое качественное состояние объекта, к-рое выступает как изменение его

состава или структуры (т.е. возникновение, трансформация или исчезновение

его элементов и связей). Способность к Р составляет одно из всеобщих

свойств материи и сознания.

МАТЕРИЯ

Реальность – вещественный, действительный. Объективная реальность –

объктивный мир существующий не зависимо от человеческой воли,

представлений. Субъективная реальность – наоборот. Материя – бесконечное

множество всех существующих в мире объектов и систем, всеобщая субстанция,

субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Весь окружающий

мир представляет собой движущуюся материю в ее бесконечных формах и

проявлениях.

Уже в древности философы пытались представить видимое многообразие вещей

как проявление видимого начала. Это общее, несотворимая и не уничтожимая

основа всех вещей получила название субстанции. Формирование субстанции -

это и формирование научного понимания материи. В древней Греции под

субстанцией материалисты понимали конкретное вещество. Древнегреческие

атомисты считали, что субстанция это атом. Все что состоит из атомов и

пустоты. В философии и естествознании нового времени и в работах Ньютона,

Ломоносова анатомические идеи получили развитие. С конца 16в.до начала 19в.

господствовала механистическая картина мира. Материя рассматривалась как

совокупность неделимых атомов, которые наделены геометрическими и

механическими свойствами: массой, протяженностью, формой, непроницаемостью

и способностью перемещаться. Но в это время были высказаны и другие идеи о

материи:

о самодвижении в материи 2) материя понималась как абстрактное понятие, в

котором отображены свойства многообразных веществ. 3) Материи присуща

внутренне мысль. Трактовка материи идеалистическими направлениями фил.

Субъективные идеалисты отождествляли материю с совокупностью ощущений.

Объективные идеалисты считали, что материя пассивна, инертна. Жизнь ей

придает идею. Итак и для материализма и для идеализма характерно

отождествление материи с веществом, с конкретными формами ее проявления; Не

проводится различие м/у фил. пониманием материи и естественноисторическими

взглядами на существующий мир. Маркс и Энгельс понимали под материей

субстанцию. Материя - это всеобщая носительница св-в, отношений, изменений

конкретных вещей. Но материя не существует вне конкретных вещей, а только

через них. В начале 19-20вв. в естество знании было сделано ряд открытий,

которые опровергли старую, мех. картину мира. Открытие рентгеновских лучей

подрывает идею непроницаемости материи. Явление дефекта массы, открытое

Беккерелем при изучении радиоактивного распада. Был сделан вывод, что

материя превращается в материю. Материя исчезает. Материализм ложен.

Открытие Томпсоном электрона отвергает идею о том, что атом не делим.

Прежняя картина мира рушилась. В естествознании наступил методологический

кризис. Новые открытия не вписывались в старую картину мира. Перед фил.

стала задача уточнения понятия . Это сделал Ленин в работе

. Материя - философская категория для

обозначения объективной реальности, кот. дана ч-ку в ощущениях его, которая

копируется, фотографируется, отображается, нашими ощущениями, существующая

независимо от них. В этом определении выделено 2 признака материи: 1)

Признание первичности материи по отношении к сознанию (объективность

ощущения) 2) Признание принципиальной познаваемости мира. Ленин

разграничивает философское понимание материи и естественнонаучные знания о

существующем мире. Ленин способствовал преодолению кризиса в физике,

связанного с включением принципа структурности материи и делимости атомов в

научную картину мира. В домарксисткой философии материя отождествлялась с

конкретными ее видами, напр. атомами и тд. Отождествление на к.-л. этапе

познания филос. понятия М. как объективной реальности с конкретными ест.-

научными представлениями о ее структуре и формах по существу приводит к

исключению еще неизвестных, но реально существующих объектов и систем из

структуры М., что противоречит принципу материального единства мира. Это

единство имеет множество конкретных форм проявления, последов. раскрываемых

наукой и практикой. Всеобщими формами бытия М. являются пространство и

время, которые не существуют вне М., как не может быть и материальных,

которые не обладали бы пространственно временными свойствами.

1.5 Образ природы в динамике европейской философской и общекультурной

традиции.

ПРИРОДА, 1) в широком смылсле—всё сущее, весь мир в многообразии его форм;

понятие П. в этом значении стоит в одном ряду с понятиями материй,

универсума, Вселенной. 2) В более узком смысле — объект науки, а точнее —

совокупный объект естествознания («наук о П.»). П. в целом выступает как

общее понятие об объекте, задающее принципиальную схему понимания и

объяснения того или иного конкретного предмета изучения (напр.,

представления о пространстве и времени, движении, причинности и др.). Такое

общее понятие П. разрабатывается в рамках философии и методологии науки, к-

рые выявляют его осн. характеристики, опираясь при этом на результаты

естеств. наук. Как предельная абст-ракция осн. характеристиками к-рой

являются универсальность, законосообразность и самодостаточность, понятие

П. выдвигается на первые роли в социально-культур-нояттлане-в-эпоху

Возрождения в условиях борьбы против религ. Догматизма и ср.-век.

схоластики, но закрепляется оно лишь с утверждением опытного естествознания

(16— 17 вв.). Совр. естествознание наследует традиции понимания П.,

выработанные в новое время, но одновременно существенно обогащает их. Это

выражается в представлениях о развитии П. и его специфич. закономерностях,

о различных формах двпжения материи и различных структурных уровнях

организации П., в расширении представлений о типах причинных связей и т.п.

Напр., с созданием теории относительности существенно видоизменились

взгляды на пространственно-временн’ую организацию объектов П.; развитие

совр. космологии обогащает представления о направлении естсств. процессов;

достижения физики микромира способствуют значит, расширению понятия

причинности; прогресс экологии привёл к пониманию глубоких принципов

целостности П. как единой системы. 3) Наиболее употребительно толкование

понятия П. как совокупности естеств. условии существования человеч.

общества. В этом смысле понятие П. характеризует место и роль П. в системе

исторически меняющихся отношений к ней человека и общества. Понятие П.

употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных

человеком материальных условий его существования — «второй П.». По словам

К. Маркса, постоянное осуществление обмена веществ между человеком и П.—

закон, регулирующий обществ, произ-во; без такого обмена была бы невозможна

сама человеч. жизнь (см. К..Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 23, с. 51, 514).

Реальную основу отношения человека к П. образует его деятельность, к-рая

всегда осуществляется в конечном счёте в П. и с данным ею материалом.

Поэтому и изменение отношения к П. на протяжении истории общества

определяется прежде всего изменением характера и масштабов человеч.

деятельности.

До начала совр. научно-технич. революции эксплуатация П. носила Преим.

экстенсивный характер, т. е. основывалась на увеличении объёма и

разновидностей получаемых от П. ресурсов. При этом масштабы деятельности

общества практически не были ограничены извне, со сторонй П.— человек мог

брать у неё «без счёта», столько, сколько позволяла его собств. производит,

сила. К сер. 20 в. такой способ эксплуатации начинает приближаться к

критич. точкам, причём сразу в неск. отношениях: масштабы потребления

традиц. источников энергии, сырья и

материалов становятся сравнимы с их общими запасамп в земной П.; та же

картина вырисовывается и в отношении естеств. базы для произ-ва

продовольствия в связи с быстрым ростом населения планеты; совокупная

деятельность общества оказывает всё более заметное влияние на П., ощутимо

вторгается в её естеств. механизмы саморегуляции, резко видоизменяет

условия существования живой материи. Всё это создаёт объективно-природную

основу и необходимость перехода от экстенсивного к интенсивному способу

эксплуатации П., т. е. более полному, эффективному и разностороннему

использованию её ресурсов. Со стороны самого общества эта необходимость

подкрепляется соответств. изменением характера деятельности, к-рая теперь

уже не может развиваться спонтанно под воздействием своей собств. внутр.

логики, а требует спец. регулирования, поскольку оказывается ограниченной

совокупность её материальных, природных условий. В совр. обществе такое

регулирование в значит, мере опирается на науку — гл. орудие интенсификации

произ-ва и рационализации, осмысленного переустройства материальных

отношений человека с П. На науку всё более последовательно ориентируется и

человеч. деятельность. В итоге начинает складываться новый тип отношения

общества к П.— отношение глобального управления, к-рос охватывает как

процессы в П., так и деятельность общества в целом и предполагает

разработку рациональных программ этой деятельности, учитывающих характер и

границы допустимого воздействия на П. и» необходимость её сохранения и

воспроизводства. П. во всё больших масштабах становится существенным и

разумно управляемым компонентом социального организма.

Для первобытного человека,. почти полностью растворённого в П., характерно

её одухотворение. Мифоло-гич. мышление ещё не располагает основаяиями для

чёткого противопоставления П. и человека. Собственно теоретпч. отношение к

П. впервые складывается с отделением философип от мифологии, т. е. с

появлением теоретич. мышления как такового. В ценностном плане это

отношение оказывается двойственным; та часть П., к-рая вовлечена в орбиту

доятсльности человека, толкуется с утилитарно-прагматич. точки зрения как

потребительская ценность, как источник ресурсов для человека и место его

обитания (;)т.1 ценностная цоипцпя сохраняется пплоть до сор. 20 и.); П. же

и целом долгое время выступает как неизмеримо превосходящая человека сила и

потому — как идеал гармонии, нерукотворного совершенства. Этот тип

ценностного тггиошения определяет Т1 направление теорстич. размышлении о

II. Через всю антич. философию проходит трактовка II. как совертен-ства,

как средоточия логоса. Лнтпч. мышлению свойственно обращаться к П. как к

эталону орган п.шции, мерилу мудрости, а жизнь в согласнп с II. и сё

законами расценивается здесь обычно как самая благая и желанная.

Существепно иное отношение к П. складывается с утверждением христианства, к-

рое рассматривает оё как воплощение материального начала, как «низ», где

всё преходяще и изменчиво. Земному, П. резко противопоставляется вечдое,

абс. духовное начало — бог, безусловно стоящий над П. В противоположность

античности осн. идеей здесь является не слияние с П., а возвышение над нею.

Воз-является не слияние с П., а возвышение над нею. Возрождение вновь

обращается к антич. идеалам толкования всего естественного, природного как

воплощения гармонии и совершенства. Эта позиция и позднее многократно

воспроизводится в самых разных контекстах, в частности в концепции естеств.

права (Руссо и др.), выводившей право пз данных П., «естеств.» законов

человеч. Общежития, а также в ряде школ лит-ры и философии, активно

проводивших лозунг «назад к П.» и усматривавший в нём единств. спасение от

разрушит, действия бурж. порядков

Этот же идеал отношения к П. в новое время сыграл немалую роль в

превращении П. в объект науч. изучения. Вместе с тем развитие науки и

активного освоения П. на базе развития пром-сти существевно

трансформиройали первонач. схему идеапизиров и поэтизиров. Отношения к П.

Опытное естествознание выдвигает идею «испытания» П. По отношению к

познават. Иттрактич. активйости человека П. начинает выступать как объект,

как поприще деятельности, как косная и инертная сила, требующая Покорения,

установления над нею господства рааума.

Такой тип отношения к П. сохраняется до тех пор, пока действит. господство

над нею не начинает превращаться в реальность. Когда мир, созданный

деятельностью человека, становится соизмеримым с миром П., т. е. когда

деятельность общества достигает планетар-пых масштабов, становится по

своему объёму сравнимой с масштабами процессов в П., утплитарно-прагматпч.

отяошевяе к П. постепенно перестаёт быть самодовлеющим и беагравичным, оно

дополняется осознанием растущей зависимости самой П. от человека и его

деятельности. На этой основе складывается новый тип ценностного отношения к

П., к-рый можно назвать социально-историческим и к-рый ивходит из оценки П.

как уникального и увиверс. вместилища человека и всей его культуры. Такая

оценка предполагает ответств. отношение к П., постоянное сопзмерение нужд

общества и возможностей П., учёт того, что сам человек и человечество есть

часть П.

В науч.-теоретич. плане этой ценностной переориентации соответствует

переход от идеи абс. господства ад П. к идее отношений общества и П. как

отношений партнёров, соизмеримых по своему потенциалу. Первым теоретпч.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.