рефераты скачать

МЕНЮ


Философия

частные науки и выступил против ф. как метафизики, но за ф. как особую

науку. Под метаф. они понималм умозрительную ф. бытия

(онтологию,гносеологию)

П - фил позитивного знания, отвергающая теорет спекуляции и умозрения как

средства получ знания.

Они говорили, что только совокупность наук дает право говорить о мире в

целом. Т.о. если ф. научна то она должна распрощать ся с попыткой судить о

мире в целом.

3 этапа в эволюции позитивизма:

1.Собственно позитивизм (30-70гг 19в) - Огюст Конт, Дж.Ст.Миль, Спенсер

2. Эмпириокритицизм (конец 19в) - Мах, Авенариус.

3. Неопозитивизм (с сер 20х гг20) - Шлик, Карнап ,Нейроз , Витгенштейн,

Б.Рассел.

Основатель поз О.Конт (1798-1857). его работа: “Курс позитивной филос”

Основные идеи этой работы:

1.Попытка классиф наук. Иеархия наук должна быть выстроена от простого к

сложному, при кот логическое производит историческое. Низшая ступень -

наука наиболее абстрактная и обладающая наибольшей всеобщностью

(математика, далее: астрономия, механика, физика, химия, физиология,

социальная физика - социология)

2.Пытался определить науку по ее предмету. Однако он исходил при этом из

кантовского идеализма, предполагая, что науки имеют дело с метафизика с

вещью. Так как вещи нельзя познать, то метаф должна быть отвергнута.

3 Пытается выявить закон 3 стадий развития познания и соответств типы

мировоззрения. а)Телеологическая когда поведение чел определяется буйством

фантазии, верой в богов... б)Метафизическая - бог становится

субъстанцией... в) Позитивная стадия - это стадия становления научного

взгляад на вещи. Начинается с соединения опыта с абстр мышлением.

4.Позитивные науки - попытка создания научной религии. Высшее понятие этой

рел - человечество как целое. Прошлое, настоящее и будущее человечества

объединены мистической связью. По существу единое чел-во результат, но не

предпосылка истор процесса.

Джон Стюарт Милль (1806-1883) Основатель позитивной логики и методологии

науки. Работа: “Сиситема логики силлогистической и индуктивной”. Идеи Милля

имеют социальную устремленность. Он пытается разработать такую теор знания,

чтобы знания были бы научными (как в естеств науках). Существует контраст

между состоянием естествозн и обществознания. Первое в цветущем состоянии,

во втором - топтание на месте, одни сист сменяются др. Поэтому необходимо

организовать помощь социологии со стор естествознания. Надо методы естеств

применить в социологии. Какие же это методы? Основной метод - физика. Физ.-

это теорет знание, кот позволяет контролировать процессы, Особенность физ.

- соединение опыта и теории, индукции и дедукции. Развитая физ предполаг 2

уровня знания: 1.Эмпирические обобщения 2.Объясняющая теория. Между этими

уровнями сущ строгая лог связь - Эмпир обобщение есть лог вывод из объясн

теории. Необходимо ихвзаимоподкрепление.

Метод соц науки должен стать точной копией методов физ.

Герберт Спенсер (1820-1903) Он подобно Конту поставил зад создать

синтетическую фил без самой фил. По Сп это всяфил , но без метафизики.

(т.к. метаф - это попэтка судитьо мире вещей, кот непознаваемы). Стержнем

единства знаний людей явл идея эволюции. Процесс эвол означает возрастание

определенности вида. Сп выводил эволюцию из закона сохранения и превращения

энергии, а последний из зак сознания., т.е. псих привычки человека.

Чел имеет дело со сплошным потоком впечатлений - этот поток - основа

закона сохранения.

Он пытается применить идею эволюции при рассмотр теор познания: Он

полагает, что наша иллюзия врожденных идей есть р-т накопленной

наследственности. То, что для вида апостериорно для индивида априорно. Т.е

в истор развитии опыт приводит к возникнов нов зн., а затем это новое

усиливается и передается как априорное.

Эмпириокритицизм - теория критики опыта. Главное назначение этой критики -

выяснение существа дел. ЕЕ цель - очистить опыт от метафизики. Основатели

Авенариус и Мах считали осн законом познания - экономию мышления.

Пытались очистить понимание опыта от таких понятий как материя,

субстанция, необходимость причинность и др рассудочных понятий. В итоге

эмпириокр. выдвигает представление о мире как сов-ти нейтральных эл-тов и

ничьих ощущений. Мир - это опыт, а структуру опыта составл ощущения.

Сами по себе эл-ты мира нейтральны (к материи сознанию), различие их

функционально: одни и те же эл-ты мира составл физ реальность, и в этом

случае они связ цепью физ причинности. Психолог эл-ты связаны цепью

мнемонической причинности и проявл в том, что мы наз памятью.

Т.о. Э. исходит из феноменологического понимания псих и физического

понимания того, что непостредственно дано нашему сознанию, но не учитывает

генезис самого сознания.

- субъективный идеализм.

Неопозитивизм. или логический эмпиризм - Рассел, Витгенштейн, Шлик,

Карнап, Франк, Нейрат. Гл идейным источником нп. был махизм. Но если

махисты отстаивали “биолого -экономическую” теорию познания и видели в

науке метод упорядочивания ощущений(элементов), то нп выдвинули новое

понимание научного познания, как лог конструкции на основе чувственных

содержаний.(чувств данных). Изгоняли из ф. метафизику. Фил имеет право на

сущ не как мышление о мире, а как “логический анализ языка.”

Позитивисты считали основной вопр фил а также др коренные вопр фил

неразрешимыми из-за слабости чел разума, махисты - что осн вопрос ф.

снимается и разрешается учением о нейтр элементах, нп.- заявляют, что и осн

вопрос ф. и вообще пробл, считавшиеся ранее фил, - это мнимые проблемы, кот

нужно отбросить как лишенные научного смысла.

Все наше знание о мире дают только конкретные науки. Фил не может

высказать о мире ни одного нов положения, не мож создать никакой картины

мира. Ее задача - лог анализ и прояснение полож науки, в кот выражаются

знания о мире.

Сведению фил к лог анализу нп обязан Б Расселу, кот воспользовался при

этом достиж матем логики. Попытавшиь дать строгие определ матем понятий он

пришел к ыводу , что вся матем м.б сведена к логике. Далее Р придал более

шир значение методу лог анализа и объявил, что “логика - это сущность фил”.

Витгенштейн развил эту идею, указав, что фил состоит в лог анализе языка.

Отождествляя всю фил с лог анализом яз, нп исключают из сферы фил почти

вся ф. проблематику и тем самым практ ликвидируют фил.

Одной из важн задач явл отделение предлож которые имеют смысл, от тех кот

лишены его с научной точки зр, и т.о очистить науку от бессмысл

предложений. Нп различают 3 типа осмысл предложений 1.высказывания об эмпир

фактах (если говорят о фактах и ни о чем более) 2. предлож, содержащие лог

следствия этих высказываний и построенные в соотв с лог правилами (могут

быть сведены к выск о эмпир фактах) 3. предложения логики и матем ( не

содержат выск о фактах, не дают нового знания о мире, неободимы для

формального преобраз уже имеющегося знания)

Чтобы выяснить имеет ли предл смысл необходим спец метод - верификация

Суть в сравнении предлож с действительностью, указании конкретн условий,

при кот оно истинно или ложно. Метод проверки еще и устанавливает смысл

предложения “значение предложения закл в методе его проверки” Фактическая

истина состоит в соотв высказывания факту. Предложения же типа “душа чел

бесссмертна” бессмыслены т.к. не могут быть проверены.

Под фактами нп понимают ощущения, переживанияч, словом сост сознания.

Утверждение о том, что роза, аромат кот я вдыхаю, материальна, равно как

утверждение, что она лишь плод моего воображения - одинаково лишены смысла.

Буду ли я считать ее мат или идеальной это не повлияет на факт , что я

чувствую ее аромат и она не станет от этого пахнуть лучше или хуже”. Значит

в проц верификации можно сравнить предложение только с чувственными

содержаниями и данными ощущений или преживаний. Оказалось ,что ни один

научный закон, ни одно общее утверждение типа “все люди смертны” не м.б.

верифицированы, так как вер всегда относится к конкр. эмпир факту. В силу

субъекетивизма вериф истины полож науки оказались в зависимости от оценки

каждого субъекта, производ вериф. Поэтому было предложено считать предлож

верифицированным, если несколько авторитетных исследов согласны считать его

таковым. Т.е критерий истины - согласие исследователей.

Затем было предложено для выясн истинности предл. сравнивать его с друг

предложенияим. Понимание истины как соотв фактам начало уступать место

взгляду на истину как на соглоасованность предложения с системой др

предложений., что не мб основой знания

Неоидеалистические течения. (Неокантиантство, неогегельянство)

некантинское философское течение, возникшее в 60-х гг. XIX вв. в Германии,

развивающее отдельные положения кантовской философии в духе последеователей

идеализма.

Основные принципы неокантианства сводятся к:

трактовке философии исключетельно как к критике познания

ограничению познания сферой опыта и отказу от притязаний антологии на

статус научной дисциплины

признанию обуславливающих познания априорных форм.

возникновение Н. связано с двумя книгами (1865 г.): Либмана «Кант и

Эпигала», Ланге «Назад к Канту»

В программах раннего Н. (Ланге) была сформулирована задача –

противопоставить распространившемуся в то время материализму критический

идеализм Канта соответсвующим образом переработанный и дополненный

результатами физиологических исследований.

Основную заслугу Канта Л. видит в выдвижении положения о том, что не наши

представления согласуются с познаваемыми предметами, а наоборот =>

материализм не правомочен как философское учение о природе объективной

действительности, так как такие его понятия как материя, атом, сила и т.д.

являются лишь вспомогательными средствами, которые мы сами создаем с целью

понять мир. По мнению Л., физиология органов чувств показала, что то, что

Кант называл априорными органами познания, вытекает из психо-

физиологических особенностей человеческого организма. Следовательно, нет

оснований предполагать, что действительность такова какой мы ее

воспринимаем.

3.12. Феноменологическая традиция (Э.Гуссерль, М.Хайдеггер).

Хайдеггер (1879-1977) (см. Кн. Стр. 255)

Э. Гуссерль (1859-1938) - немецкий философ - основоположник феноменологии

Гуссерль указывал, что посвятил себя обоснованию человеческого знания.

Пришел к выводу, что логику и математику следует трактовать как науки,

которые совершенно независимы от опыта и потому совершенно отличны от

психологии.

развил «чистую феноменологию» - процедуру, основывающуюся исследовании

содержания собственного сознания субъекта.

определил в своих логических исслеодваниях основной объект философского

исслеодования - научное знание. Стремился построить науку о науке. -

Выяснить вопрос об объективности познания - вот главная проблема теории

познания.

Для этого необходимо использовать то, что он называет феноменологическим

методом. Он исходит из того, что философия должна быть логикой научного

познания, учением о науке. А так как наука направена на изучение знания, в

котором содержится истина, следует, вопрос, что такое истина?

Г. Понимает истину как нечто абсолютное, как нечто истинное «само по себе»

Для выяснения истины требуется феноменологический анализ, которыцй состоит

в осмыслении того, чем вообще является мышление и познание.

Г. Не сомневается в сущетсвовании окружающего мира. Это он называет

«естественной установкой», которая представляет собой непосредственную

уверенность в том, что сущетсвует объекитвный мир и мы в состоянии

описывать ход материальных процессов, т.е. иметь свой опыт.

Подобно миру, который рассматривается во времени, существует горизонт,

бесконечный в обоих направелниях.

Цель Гуссереля - «Феноменологическая редукция» естественной точки зреня:

Это делается посредством «заключения в скобки» или игнорирования нашей веры

в тотальность объектов и вещей, к которым мы относимся с естественной точки

зрения, и вместо этого обращения внимания на наши переживания их.

заключать вещи «в скобки» не означает, что мы сомневаемся в их

существовании, а только то, что мы разъеденены с ними, оно есть

определенное воздержание от суждения.

это «заключение в скобки», или воздержание, Г. Называет термином «эпохе»

Осуществление феноменологического эпохе дает возможность мне быть свободным

от использования каких-либо суждений, которые касаются поространственно-

временного существования. В этом состоит первый этап редукции.

Второй этап заключается в том, чтобы описать структуры, остающиеся после

того, как процедура, «заключения в скобки» прошла.

Таким образом, посредсвом феноменологической редукции возникает

феноменологическое (чистое) сознание.

его отличительные особенности определенные сущностные структуры, которые

выступают вннутренним закономерностями сознания, его принципами,

механизмами функционарования.

рассматривая сознание как совокупность сущностей Г. Понимает его как поток,

как нерушимую целостность.

Сознание выступает в виде потока переживаний. Элементы переживаний

называются феноменологией

Понять феномен как целостность, интуицией, т.е. непосредственно войти в

поток сознания.

Важным для феноменологии является понятие интенциальности, которая

характеризует психические феномены. В нем выделяют разные аспекты:

а) предметный аспект сознания = ноэма (возникновение предмета состоит из

серии воспороизведений, которые соединяются в единство деятельности

самосознания)

б) акт сознания в той или иной форме = ноэсис - способ данности

интенциального предмета сознания.

Единство ноэмы и ноэсиса определяется синтезирующей деятельностью

сознаяния, при которой целостность предмета обеспечивается целостностью

сознания.

Последная аксиома Г. «кризис европейских наук»

Г. рассматривает вопрос о том, в чем состоит кризис современной науки.

Наука не может отвечать на самые важные жизненные запросы, так как

оставляет в стороне проблемы, имеющие большое значение в жизни - вопросы о

смысле и бессмысленности человеческого существования. Следоваетльно Г.

Ставит вопрос о связи философии и науки, следовательно понятие «жизненного

мира» - сфера известного всем непосредственного, очевидного. «Жизненный

мир» выступает своего рода горизонтом, предпосылкой действительсноти и

возможной практически. «Ж. Мир» первичнее любого опыта и научного познания.

ХАЙДЕГГЕР Мартин (1889-1976) -один из основоположников и гл. представитель

неметского экзистенциализма. Защищал диссертацию у Риккерта, был

ассистентом Гуссерля, преподавал в Марбурге, Фрейбурге. В 1933 в речи при

вступлении на пост ректора Фрей-бургского ун-та признал идеологию национал-

социализма. Осн. категорией идеалистической философии X. является

„временность", понимаемая им как внутреннее переживание человека. Первичным

X. считает „настроение", т. е. формы стихийного, неразвитого сознания.

Априорными формами человеческой личности, по X., являются забота, тревога,

страх и т. д. Эти формы составляют субъективное бытие человека, к-рое X.

называет „бытием-в-мире". Учение об априорных формах разрабатывалось X. как

учение о бытии („фундаментальная онтология"). Чтобы постичь ,,смысл бытия",

человек должен отрешиться от всех практически-целевых установок, осознать

свою „смертность", „бренность". Лишь чувствуя себя постоянно „перед лицом

смерти", человек, согласно X., в состоянии увидеть значимость и напол-

ненность каждого момента жизни и освободиться от „идолов общественного

бытия" — целей, „идеалов", „научных абстракций". Рассматривая язык как „дом

бытия", истинное средоточие культуры, X. разрабатывал идеи „спекулятивной

филологаи" с целью прояснения „истин бытия" (прежде всего в произв. поэтов-

романтиков и символистов). Философия X. сводит воедино иррационалистические

тенденции, имевшиеся у Кьеркегора, в философии жизни, феноменологии

Гуссерля. Осн. соч.: „Бытие и время" (1927), „Кант и проблема метафизики"

(1929), „Введение в метафизику" (1953).

3.13 Философия К.Маркса и ее развитие в 20в.

Общая философия --- диалектический материализм, в рамках которого развита

теория исторического процесса--- исторический материализм. Основными

системообразующими принципами являются следующие :

--- принцип единства и целостности бытия как развивающейся универсальной

системы, включая все формы действительности от объективной (материя) до

субъективной (мышление).

--- принцип материальности мира, утверждение, что материя первична по

отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание;

--- принцип познаваемости мира, мера его познанности, определяющей степень

соответствия наших знаний объективной реальности, является практика;

---- принцип развития. Весь мир находится в непрерывном, постоянном

диалектическом развитии, источник которого --- возникновение и разрешение

противоречий;

--- принцип преобразования мира в целях достижения свободы личности на

основе преобразования жизни общества и достижения равенства и братства.

Диалектический материализм впервые распространяет мат понимание не только

на природу, но и на общество. Отсюда теория прибавочной стоимости и теория

исторического процесса.

Теория познания. Общественно-экономическая практика есть основа,цель и

критерий познания. Практика порождает теорию, теория служит практике

Практика есть единство субъективного и объективного, сознания и бытия,

опредмечивания и рапредмечивания. Для Маркса объект --- это предмет

приложения человеческих сил, то есть субъекта (чел, общ,

гос).Действительность берется не созерцательно, а в форме приложения

человеческой чувственной деятельности. Основные виды практики: обработка

природы людьми(материально-производственная деятельность) и обработка людей

людьми(социально-преобразующая деятельность). Вся общественная жизнь

является практической. Практика связала теорию исторического процесса с

гносеологией, была и в онтологии. Так как сущность сознания есть отражение

в нем материальной жизни и условий, то процесс целеполагания у человека

есть процесс отражения окружающего мира в форме образа предстоящей

практической деятельности.

Исторический материализм. Идея внести материализм в понимание общества есть

основа всех общественных наук типа социологии. Исходный пункт: основа

любого человеческого общества --- добывание средств к жизни. Отсюда базисом

являются те отношения, в которые люди вступают при производстве своей

жизни, который облекается надстройкой - политико юридической, общественной

и др. Каждая система произ отнош возникает на определенном этапе развития

производственных сил. когда есть соответствие, то производственные силы

имеют большие возможности для развития (предметы производства, знания и

опыт, человек). Когда пр отн отстают, то это почва для социальных

революций. Надстройка-совокупность духовных образований (теории, учения,

религия, искусство), отношений между людьми- идеология и учреждений и

организаций -суды, партии, церковь и т.д.Надстройка вначале служит

укреплению базиса, но в ходе развития и возникновения противоречий

возникает новые надстроечные формы, активно воздействуя на базис. Новый

базис вызревает в рамках старого, и кол перех в кач, революционный переход

о одной ощественно-экономической формации к другой.

Общественно-экономический формации - первоб, рабовлад?, феодал, капитал,

коммунизм первая стадия --- социализм. Эта теория позволяет исследовать

историческое события в рамках истолкования породивших их по, искать общие

черты разных стран на одной ступени общ развития, т.е. использовать

общенауный критерий повторяемости. К тому же человеч общество

рассматривается как единый соц организм ис вести стремления отдельных людей

к действиям больших групп, классов в рамках одной формации. Основной

движущей силой истории выступают народные массы, хотя роль личности не

отрицается. Сознание является не абсолютно самостоятельной силой, но имеет

свое обоснование в материальном жизненном процессе. Люди сами творят

историю, но не по произволу, так как находятся в некоторых экономических

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.