рефераты скачать

МЕНЮ


Философия

4. закон прогрессивной смены общ-эконом формаций

5. закон социальной революции

6.закон возрастающей роли нар масс в истории

7. закон относительной самостоятельности общ сознания.

8. закон возвышения потребностей.

Сущ большое кол-во соц законов частного порядка, кот действуют в опред

сферах общества. Но в люб случае независмо от масштаба действия соц законы

отражают наличие соц необходимости и объект хода общ жизни.

Действия соц законов конкретизируются фил категориями: соц материя, соц

время, соц пространство, соц противоречие, соц отрицание, соц революция,

общ бытие и общ сознание. Свобода и необходимость, базис и надстройка, общ

формация, способ производства...

Критеий объективности соц жизни заключается в наличии соц преемственности,

так как каждое поколение начинает с той реальной основы, кот ему досталась.

“Люди е меют своб в выборе своих производительных сиол, кот образуют основу

всей их истории, так как всякая производ сила есть приобретенная сила,

продукт предшеств деятельности.

Тогда имеет ли место свобда в обществе? В чем же она выражается, если сущ

соц законы, выражающие объективный, необходимый ход истории? В природе

необходимости противостоит случайность. В обществе с ей соотносится

свобода. Свободе враждебны не законы, а беззаконие, хаос. И необходимость и

свобода в равной степени объективны, хотя их функц нагрузка и различна.

Необходимость отражает нечто устойчивое, сохраняющееся, что выраж в законах

сохранения. Свобода же отражает развитие, появление нового, новых

возможностей, но на базе необходимости. Необход выражает наличное, а

свобода схватывает будущее, каким мир должен или может быть.

Мир история - это процесс возрастания степени свободы, но в каждый истор

период она имеет свои границы. Свобода многолика, но сущность едина -

наличие разнообразных возможностей.

2.2 Общество как система. Сфера общественной жизни.

1. Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг

с другом, которая образует определенную целостность, единство.

Основные системные принципы:

Целостность

Несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и

невыводимость из последних свойств целого.

Зависимость любого элемента, свойства и отклонения системы от его места,

функций и т.д. внутри целого.

Структурность:

Возможность описания системы через установление ее структуры, т.е. сети

связей и отношений.

Обусловленность поведения системы не столько поведением отдельных

элементов, сколько свойствами ее структуры.

Взаимозависимость системы и среды (Система формирует и проявляет свои

свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом идущим

активным компонентом взаимодействия).

Иерархичность (Любой компонент системы в свою очередь может рассматриваться

как система, которая будет представлять собой один из компонентов более

широкой системы.

Множественность описания системы (в силу принципиальной сложности,

адекватное познание системы требует построения множества различных моделей)

2. Общество есть сложное структурное целое. Условно его можно разбить на 4

большие сферы:

Экономическая (материально-производственная) единство производства,

потребления, обмена, распределения материальных благ, материальных условий

жизни людей:

Компоненты:

I. Труд как комплексное социальное явление (социальная реальность, в

которой и через которую действуют, функционируют законы материально-

производственной сферы)

II. Способ производства материальных благ (раскрывают сущность материально-

производственной деятельности человека)

III. Механизм функционирования материально-производственной сферы в целом

(проблема хозяйственного механизма, ориентиров, общих целей материального

производства)

Социальная – этническая общность людей (род, племя, национальность, нация

…), различные классы (рабочие, буржуазия, крестьяне).

Т.е. эту сферу образуют различные социальные общности. Социальная философия

изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые,

большие группы людей, относящиеся между этими группами, их связи и их роль

в обществе.

Эти законы и составляют содержание особой области общественной жизни его

социальной сферы.

Политическая

на какой бы стадии не оказалось общество, его жизнь, развитие никогда не

осуществляется без определенного сознательно управляющего начала, ему

присуще всегда и везде определенные формы управления.

Сами эти формы в различные периоды общественной истории имеют разную

степень развитости.

На определенных этапах они образуют целую специфическую систему

общественных институтов управления, включающие в себя самые различные

органы.

Совокупность этих институтов отражается в категории политической сферы

общества.

Социальная философия изучает общие законы, складывание форм, видов, типов и

т.д. политического и др. управления обществом, связи этих форм с друг

другом, образование целостной системы политического управления, законы ее

развития, функционирования, место политического управления в обществе, его

связь с ним.

Духовное

она включает философию, религию, художественные, правовые политические,

этические и другие воззрения людей, а также их настроение, эмоции,

представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т.д.

все эти элементы находятся во взаимной связи и взаимодействии.

Элементы духовной сферы характеризуются тремя отличительными признаками.

основываются на формах общественного сознания.

Включают определенные типы духовной деятельности.

Есть институтолизированные подсистемы общества.

3. Эти сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимообуславливают друг

друга

они постоянно меняются, совершенствуются, развиваются

разные сферы выполняют разные функции

сферы влияют друг на друга, следовательно и на все историческое развитие

4. Сферы общественной жизни представляют собой основные элементы общества,

а их взаимосвязи образуют его основную структуру.

между тем общественые организации дифференцируются не только на основные

сферы

в его составе имеются и более мелкие первичные звенья, своего рода

элементарные частицы

рассмотрение этих частиц позволит углубить и конкретизировать представление

об обществе, о его структуре.

Признаки элементарных частиц:

относительная простота и неделимость

имеют исключительно широкий ареал общественного существования (т.е.

пронизывают многие сферы)

они представляют собой «кирпичики», из которых определенным образом

«строятся», воспроизводятся более сложные общественные органы

Наиболее часто выдвигаются такие элементарные частицы:

общественные субъекты

его виды деятельности

общественные отношения

5. Цель системного анализа заключается в создании теоретической модели

общества, отражающие его сущностные черты через раскрытие взаимосвязи и

взаимообусловленности его основных элементов, роли любых из них в его

функционировании и развитии.

2.3 Общество в историческом измерении

Жизнь человеческого общества это не только сохранение и воспроизведение

общественных структур, она развернута во времени и социальном пространстве

и представляет собой исторический процесс. Этот процесс не имеет никаких

антрактов, охватывает всю историю человечества, начиная от первых шагов

обезьяноподобных предков и кончая сложными зигзагами XX-го века.

Естественно возникает вопрос: что собой представляет собой история

человечества?

Направленность и смысл человеческой истории

По каким законам происходит развитие

Кто делает историю?

О направленности и смысле истории, прогрессивен ли прогресс?

деградация с развитием цивилизации берет начало с древности, христианство:

трактовка всемирного потопа как наказание за грехи.

Цикличность – от Гераклита. Различные общества многократно проходят

замкнутые циклы зарождения, подъема, упадка и гибели.

Восходящее поступательное развитие истории: Кант, Гегель, Маркс.

Во имя чего совершается исторический процесс, т.е. смысл исторического

процесса и цель.

Цель ставит человек и в соответствии с ней он определяет смысл.

Сейчас цель:

установление нового мирового порядка, основанного на праве

свобода человека и осознание индивидом его свободы; как обеспечивать

наибольшую возможность свободы для всех

необъектированные формы существования людей, а в субъективном мире человека

– индивидуального счастья

Формационный и цивилизацонный подходы к пониманию исторического процесса:

Формационный: Маркс, Энгельс.

История – объективный, естественный исторический процесс смены формаций.

Функционирование и время существование формаций зависит от развития

материального производства. Маркс не утверждал глобальности такого

характера, это сделали его последователи. Неудовлетворенность формальным

пониманием исторического процесса, из-за того, что в формации экономические

отношения определяют все другие (понимание в духе экономического

материализма).

Цивилизационный.

Не только экономические моменты, но и социально-культурные измерения

общества, духовное отношение. Нерерывность эволюционность развития.

Если в 1) – есть предопределенность, направленность, то в 2) –

многоваринтности истории

В случае формационного человек оказывается не у дел, перестает быть

действительным субъектом истории, он накрепко привязывается к некоей

объективности как к совокупности явлений и процессов, законов их развития,

существующих «независимо от воли и сознания людей». Свобода человека

ограничивается рамками экономической необходимости.

История – продукт деятельности людей, каждый из которых преследует свои

цели и интересы.

История – единство субъективного и объективного,

независима от воли и желания людей,

их история (Дальше у Ольги)

Кто делает историю? (Много кто задумывается над этим).

народ

роль личности: каждая личность, создающая материальные блага или духовные

ценности, играет определенную роль

выдающиеся личности. (Это политики и государственные деятели, полководцы,

великие ученые, деятели литературы и искусства).

2.4 Религия как социальный феномен: сущность специфика функции

Взаимоотнош между религией и фил исторически изменчивы и разнообразны.

Если мат линия фил противопоставляет себя религ мировоззрению, то различные

направл идеалист фил неоднократно вступали в союз с теологией, что

выражается в формировании утонченных, рафинированных форм религии. Наиболее

тесным этот союз оказался в традициях восточной культуры, в кот не всегда

даже призается различие между фил и рел как отдельными формами общ

сознания. Так, буддизм нередко трактуется как религиозная философия.

Однако и в Европ культуре взаимоотнош между рел и фил неоднозначны. В

античности рел представления входили в состав фил в качестве ее необход

компонента, в средние века, напротив, ситуация была такова, что уже религия

включала в себя фил.

Действит расчленение фил и рел на обособленные формы произошло лишь на

рубеже средневековья и нового времени. Фил, как и зародившаяся в то же

время новоевроп наука, е сразу вступила в идеолог конкуренцию с рел, между

ними как бы были разделены сферы влияния. при сохранении обнако верховного

авторитета религии. Была официально принята концепция 2 истин. Одна от

бога, а др от человека. Так возник деизм - учение о том, что бог, сотворив

материю и установив нравственные абсолюты, в дальнейшем е вмешивается в

события мира, и поэтому чел может и должен познавать прир и философски

размышлять о конкретных воплощениях абсолюта в истор реальность вне зав-ти

от бога.

Впоследствии фил постепенно приобрела мощный потенциал и стала реально

претендовать на замещение центрального места религиии. Согласно максизму,

религия есть остаточная форма общ сознания, кот будет сохраняться до тех

пор, пока вследствии развития соц-эконом структур общества состороны др

форм общ сознания и прежде всего со стор самой фил не будет предложеа

система ценостей, необходимая для удовлетворения объективных потребностей

духа, лежащих в основании устойчивых религ представлений.

Значит часть идеалист течений фил стремится к синтезу рел и фил. Можно

выделить 2 причины такого стремления: гносеологическую и аксиологическую.

Гносеолог причины вязаны с трудностями истолкования фундамент достижений

естеств наук конца 20в. Недаром многие физики 20 в склонялись к идеализму а

папа римский неоднократно проповедывал, что достиж современой физики

прямопоказывают сущ бога. Соврем теологи подвергают текст библии все новым

толкованиям, чтобы связать ее с научными представлениями.

Однако основной является аксиологическая причина. Кризисы нашего века с

его 2 мировыми войнами, опастность ядерной войны, и истощения ресурсов,

непредсказуемые проявления массовой психологии, потерявшей твердую систему

дух ценностей - все это не могло не сказаться на фил исканиях. Не

подкрепленный новыми ценностями тказ от религии дорого обошелся

человечеству. Человек почувствовал себя одиноким в мироздании, потерял

нравств основу, ощутил себя психологически обделенным в мировоззреии.

Идеалист фил 20в стремится восполнить эту эмоционально-душевную пустоту,

восстановить свойственную религии устойчивое психолог равновесие. Таковы

фил жизни (А.Бергсон), экзистенциализм (М.Хайдегер, К.Ясперс...), учение

П.Тейара де Шардена - фр ученого фил и теолога, стремившегося осмыслить чел

как цель эвол развития природы. Показателен тот факт, что имено в 20 в.

начала бурно развиваться аксиология - учение о ценностях. (М.Шелер,

М.Вебер), т.е. фил направление, специально посвящ обоснованию в составе фил

знания духовных абсолютов и норм.

2.5 Общество и природа. Современная экологическая ситуация

Термин «Природа» служит для обозначения объективной реальности, всего того,

что существует. Высшее ее порождение и часть – человек. Природа делится на

2 части: Связанную с деятельностью человека и не связанную с ней.

Общество – представляет собой совокупность исторически изменяющихся форм

совместной деятельности людей, определенным образом связанных между собой и

образующих некоторую целостность на основе необходимости материального

производства в интересах ее (этой целостности) самосохранения, само

производства и саморазвития.

Природа как целое – вечна и бесконечна. Человеческое общество исторически

ограниченно как в пространстве так и во времени.

Человеческое общество не может возникнуть, существовать и развиваться вне и

независимо от природы.

Природа как условие жизни и развитие общества не является постоянной и

неизменной величиной.

Формы восприятия природы.

Античность: Природа понималась как подвижное , изменяющееся целое; человек

мыслился как одна из ее частей.

Средневековая христианская культура: Окружающая человека природа

кассматривалось как нечто сотваренное богом и более низкое чем сам человек,

так как только он наделен божественным началом – душой. Более того ,

природа не редко мыслилась как источник зла, который нужно преодолеть или

подчинить, а жизнь человека выступала как божественное начала (души) с

греховным природным началом (телом). И это служило оправданием для

негативного отношения к природе. Природа начиналась как нечто

неодушевленное, противостоящее человеку и человеческому обществу.

Эпоха возрождения: отношение к природе меняется, человек открывает для себя

красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней источник

радости, наслаждения, вдохновения.

Период становления промышленного капитализма: Природа начинает пониматься

как объек интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовая из

которой человек может черпать без меры и без счета. Эти воззрения

преобладали до середины 20 века, когда начали понимать всю опасность такого

отношения к природе.

Взаимодействие человека и природы

Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания

существовала на всех этапах человеческой природы, но не оставалась

постоянной, а изменялась диалектическим противоречивым образом.

Четыре типа взаимодействия общества с природой:

Присваивающий (для первобытного общества)

Производящий (С начало аграрная экономика затем индустриальное

производство)

Подчиняющий (Капиталистический строй)

НТР (Вторая половина 50х годов 20го века)

Глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов

в мире, породила ряд серьезных проблем, одной из которых является

экологическая проблема.

Сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и

углубляющемся противоречии между производительной деятельностью

человечества и стабильностью природной среды его обитания. Как отмечал

основатель Римского Клуба А. Печчеи: «Истинная проблема человеческого вида

в том что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и

приспособится к тем изменениям, которые сам внес в этот мир». Эти изменения

являются плодом всей культурно-преобразовательной, и прежде всего,

производственной деятельности. Масса всех искусственно созданных человеком

неодушевленных предметов и живых организмов называется техномассой. Расчеты

ученых показали, что техномасса производимая человечеством за 1 год

составляет 10 в 13-14 степени, а биомасса производимая на суше 10 в 23. Из

этих расчетов следует, что человечество создало искусственную среду,

которая в 10 раз продуктивнее естественной среды. Это один из важнейших

факторов, обуславливающий постановку перед человечеством экологической

проблемы. В этой связи особую остроту приобретает распространение в окр

среде производств и продукций, и особенно загрязняющих, вызывающих

катаклизмы. Уже в обозримом будущем возможно ожидание потепления и таяния

ледников, что послужит причиной для миллионов человек превратиться в

экологических беженцев.

Ученые свидетельствуют, что всякий биологический вид способен выжить в

пределах достаточно узкой экологической ниши, т.е. совокупности различных

условий и факторов окружающей среды. Человек это биологический вид, хотя и

более универсальный, более адаптивный к изменениям в окр среде. Однако и

его ресурсы в складывающейся ситуации исчерпываются. Причем воздействуют не

только физические факторы (загрязнение), но и психологические. Римский клуб

пришел к выводу, что главной причиной экологических проблем является НТП,

ориентированный на безудержный рост потребления. В части интелегентного

населения развитых стран можно отметить, что воспитание детей направлено не

на стремление вырастить людей стрмящихся к безудержному обогащению, а

наоборот к общечеловеческим ценностям, скорее наоборот слабые и развитые

страны порождают акул империализма. Это соответствует тем предложениям

философов которые выступают за переориентацию людей с мирских ценностей на

ценности духовные.

2.6 Мифологическое сознание

Происхождение слова «миф» - (греч.) «речь», «слово», «разговор». Простейшие

формы мифа могут совпадать со словом. Однако, миф далеко выходит за рамки

словесных выражений, повествования, сюжетов.

Первая веха на пути развития мифического сознания от первобытного стада к

общине – создает общности на основе определенных социальных связей.

Укрепление их внутри общины и отделение ее от других общин. В условиях

когда отсутствовали иные механизмы удержания, хранения и передачи

коллективного опыта, единственным способом коммуникации был ритуал и слово

(миф).

Повторяясь из поколения в поколения первоначальный смысл мифов забывался,

они принимались на веру, правило соблюдения ритуала и содержания мифа

приобретали абсолютное значение. Вера – это не религиозная вера, а, доверие

через внушение, которое тождественно чувству принадлежности индивида к

коллективу общины.

Миф характеризуется следующими сущностными характеристиками:

принадлежность: миф всегда о чем-то (о мироздании, о человеке, об обществе,

о социальных отношениях, о ценностях)

синкретизм: в мифе отсутствует явное и отчетливое разграничение мысли о

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.