рефераты скачать

МЕНЮ


Философия

структуру и научных знаний, и науч учреждений. Она стала важнейшим фактором

формирования дух жизни общ, культуры и практики общения.

Наука отпочковалась от обыденного знания и вместе с тем она превзошла его

по всем статьям. Казалось бы, что наука может обойтись теперь и без него. В

то же время наука не имеет единовластного мандата на познание. ОНа имеет

взаимодополняющие связи с повседневным познанием, с философией,

этикой,искусством и др. Наука уподобляется верхним этажам здания, но их нет

без нижних. Наука находит в повседневном познании материал для дальнейшей

обработки, без которого она не может обойтись. Примером этому может служить

естественный язык. Хоть наука и выраб свой язык, в тоже врем я не может

обойтись и без повседневного. Наука имеет своей противоположностью

неверное, неправильное знание, а не то знание, которое, будучи правильным,

добывается за пределами науки, в повседневной жизни, практической

деятельности, искусстве.

Современную науку можно определить как сферу исследовательскойдеятельности,

направленную на производство новых знаний о природе,обществе и мышлении,

включающую в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их

знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и

кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и

лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы;

понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также

всю сумму наличных знаний,

выступающих в качестве предпосылки, или средства, или результата научных

исследований. Эти результаты могут выступать как одна из форм общественного

сознания. Наука не ограничивается естествознанием или точными науками, как

сч позитивисты. Она рассматривается как целостная система, включающая

исторически подвижное соотношение частей, природоведение и обществоведение,

философия и естествознание, метод и теорию, теоретические и прикладные

исследования.

Наука есть необходимое следствие общ разделения труда, она возникает за

отделением умственного труда от физического, с превращением познавательной

деятельности в особый род занятий --- сперва очень малочисленной--- группы

людей. С появлением крупного машинного производства создаются условия для

превращения науки в активный фактор самого производства. В качестве

основной выдвигается новая задача --- познание с целью переделки и

преобразования природы. В связи с этой технической ориентацией лидирующим

становится комплекс физико-химических дисциплин и соответствующие

прикладные исследования. В условиях НТР происходит новая коренная

перестройка науки как системы. Чтобы наука могла удовлетворять потребностям

совр производства, он превращается в соц институт, для того, чтобы научн

знания стали достоянием большой армии специалистов, организаторов,

инженеров и рабочих. в самом процессе труда от рабочего требуется широкий

научно-технический кругозор, овладение основами научных знаний. Наука

превращается в непосредственную производительную силу, а практическая

реализация результатов науки происходит через ее личностное воплощение.

Наука призвана все в большей степени ориентироваться уже не на технику, а

на самого чел, на развитие его интеллекта, его творческих способностей и

культуры мышления, на создание предпосылок для его творческого развития. В

связи с этим совр наука уже не слепо следует за развитием техники, а

обгоняет ее , становится ведущей силой прогресса материального

производства. Она формируется как целостный интегральный организм. Весь

фронт научн исследования (в естеств и общ науках) оказывает стимулир

воздействие на общ производство. Если прежде наука развивалась как

отдельная часть часть социального целого, то теперь она начинает

пронизывать все сферы жизни. Научные знания и научный поход необходимы в

материальном производстве, в политике и общ деятельности, в управлении, в

системе образования, здравоохранения, в судебной и др практике. Поэтому

наука разв более быстрыми темпами, чем другие отрасли.

Наука влияет даже на искусство и ее формы, о результатах научн исследований

теперь быстро узнает каждый житель Земли и интересуется ими, Наука вошла в

культуру как ее неотъемлемая часть. Кроме того, наука служит формированию

новой этики и эстетики. Во всем мире признана ценность именно

доказательного рассуждения. Подтверждение некоторых рассуждений рез-тами

науки считается обязательным. Занятие наукой вырабатывает определенное

ценностное отношение к миру. Подлинный ученый, как правило, высоко ценит

логическую дисциплину ума, способность обосновывать сделанные выводы,

стремление к истине, достоинства теории и эксперимента. Рано или поздно

приходится решать вопрос о правильном применении достижений науки.Оно не

является нейтральным ни в политическом, ни в социальном, ни в

экологическом, ни в моральном плане. НЕдаром теперь рядом с каждым значимым

научным открытием разгораются общ дискуссии --- применять или запретить?

Ответственность за применение несут в первую очередь сами творцы науки,

ученые, так как никто лучше них не может представить последствия, слабые и

сильные стороны изобретения. Хотя в полной мере не могут это сделать и они.

Вопрос об ответственности. Прогресс --- не самоцель человечества, а

средство развития человека, улучшения его материальных условий, и никто не

отменял ценность таких понятий, как свобода, справедливость, счастье.

1.10 Проблема обоснования знания. Методологическая строгость и

методологический плюрализм.

Специфика научного знания заключается в том, что оно в конечном итоге

представляет собой совокупность некоторых познавательных процедур и

способов организации полученного знания, которые, несомненно, носят

интегрирующий характер.Эта интеграция, реализ в науке, проявляется в том,

что бесконечное многообразие реальных явлений, существующих в

действительности, индивидуальных и неповторимых, вполне успешно описывается

довольно жестким и конечным языком науки. Сведение сложного к простому

соответствует сущности научного знания:

--- даже самое простейшее и элементарное образование науки - научный факт --

- представляет собой целый класс явлений, объединенных на основе некоторого

уровня абстракции;

--- в эмпирической закономерности мы видим еще большее обощение

действительности. В ней в единое целое увязываются целые системы фактов;

--- в теориях мы видим систематизацию огромного многообразия

закономерностей. Здесь они получают единое истолкование на основе

небольшого числа исходных принципов.

Во всех формах организации научного знания осуществляется обобщенное

описание действительности, на основе которого более глубоко раскрывается

сущность явления и тем самым осуществляется поэтапная редукция в

направление от наименее обобщенных ко все более обобщенным формам описания

действительности.

Несмотря на то, что в научном познании происходит постоянное движение ко

все большей обобщенности, вместе с тем мы имеем огромное многообразие

различных областей наук и ни в одной области науки это движение не привело

к исчезновению и устранению многообразия научных теорий и их редукции к

единой теоретической схеме. Сегодня наука представляет собой колоссальное

многообразие различных методов познания и значительного количества

методологических исследовательских программ. например, различные подходы

применяются к исследованию одного и того же явления, в одних случаях

рассматриваются одни аспекты, в других --- другие. При этом может быть, что

рассматриваются одни аспекты, но характеризуются разными величинами или

используются разные методы.

Таким образом, дифференциация науки происходит на основе возникновения

новых теорий, что связано с более глубоким проникновением в сущность

исследуемого объекта. ТО, что ранее было одной наукой, с течением времени

распочковывается на теории, которые развиваются до отдельной науки. Пример

математики и физики, где одни специалисты уже вообще не ориентиру ются в

области, где работают другие. Кроме разделения в результате конкретизации

классических наук, есть и разделение в методе изучения. в аспекте изучения.

Кроме того, по мере развития общ возникают новый явления, в первую очередь

в общ жизни, что приводит к появлению еще большего числа наук, истоки

которых уже не приходится искать в прошлом. Примером может служить

различная соционика, теория систем. Далее, новые науки возникают на стыке

традиционных, например, биофизика, биохимия, структурный анализ,

математическая лингвистика. Взаимопроникновение наук приводит к их

дифференциации, при этом реализуется новый взгляд на явление или предмет

изучения, что позволяет более эффективно использовать данные науки.

Интеграция в науке связана прежде всего с унификацией разнообразных методов

научного исследования. Разработка методологии науки привела к единому

научному стандарту, конечно, эти методы есть уровень абстракции и в каждой

конкретной области они имеют собственную объектификацию. Кроме того, есть

общенаучные методы типа применения математических методов исследования

объектов во всех науках без исключения. Интеграция идет и в плане

объединения теория и видения их внутренней взаимосвязи на основе открытия

основополагающих принципов бытия. это не означает отмены этих наук, а это

лишь более глубокий уровень проникновения в сущность исследуемых явлений ---

создание общих теорий, метатеорий и общих методов доказательства.

Происходит объединение наук на принципе нового уровня абстракции, примером

чему может опять служить теория систем.

1.11 Структура научного знания: эмпирический и теоретический уровни.

Научное знание есть сложная система с разветвленной иерархией структурных

уровней. Вычленяют три основных уровня: локальное знание, которое в любой

научной области соотносится с теорией; знание, составляющее целую научную

область; знания, представляющие всю науку. о структуре лок чуть позже. 2

уровень. в науке всегда осуществляется интегративная фукц, то есть любая

научн дисц интегрирует охватываемые ею знания. Она состоит из таких научн

областей, специфика которых отображается относительно замкнутыми системами

понятий, представляющих собой теории. Именно они объединяют вокруг себя

соответствующий данной предметной области эмпирический материал. 3уровень.

Наука сущ не только для того, чтобы отображать действительность, но и для

того, чтобы рез-ты этого отражения моли быть использованы людьми. На науку

оказывает влияние определенная форма культуры, в которой она формируется.

Стиль научного мышления вырабатывается на базе не только соц -научных, но и

философских представлений, обобщающих развитие как науки, так и всей челов

практики. НЕобходимо отметить, что различные области науки выполняют

различные функции.

1 уровень. Выделяют эмпирические и теоретические знания. В науке разл эмпир

и теорет уровни исследования. Это различение имеет своим основанием 1. -

методов познав активности;2. - характер достигаемых результатов. Эмпир

исследование предполагает выработку программы исследований, организ

наблюдения и экспериментов, описание и обобщение экспер данных, их

классификацию, первичное обобщение. Словом для эмпир познания характерна

фактофиксирующая активность. Теорет познание - это сущностное познание,

осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Здесь орудием

выступают понятия, категории, законы, гипотезы... Исторически эмпир

познание предшествует теорет, но только этим путем нельзя достигнуть

полного и истинного знания.

Эмпир исследование, выявляет все новые данные наблюд и эксперим, ставит

перед теорет мышлением новые задачи, стимулирует его к дальнейшему

совершенствованию. Однако и обогащающееся теорет знание ставит перед

наблюдением и эксперим все более сложные задачи. Всякое наблюдение начин не

со сбора фактов, а с попытки решения какой-то задачи, в основе кот всегда

лежит известное предположение, догадка, постановка проблемы.

Постановка проблемы и исследов программа. Люди стремятся познать то, чего

они не знают. Проблема - это вопрос, с кот мы обращаемся к самой природе, к

жизни , к практике и теории. Поставить проблему порой не менее трудно, чем

найти ее решение: правильная постановка пробл в известной мере направляет

поисковую активность мысли, ее устремленность. Когда ученый ставит проблему

и пытается решить ее , он неизбежно разрабатывает иисследов программу,

строит план своей деятельности. При этом он исходит из предполагаемого

ответа на свой вопрос. этот предполаг ответ выступает в виде гипотезы.

Наблюдение и эксперимент. Наблюдение - это преднамеренное, направленное

восприятие, имеющее целью выявление сущ свойств и отношений объекта

познания. Оно м.б. непосредств и опосредованным приборами. Наблюдение

приобретает научное значение, когда оно в соотв с исследов программой

позволяет отобразить объекты с наиб точностью и может быть многократно

повторено при варьировании условий.

Но чел не может ограничиться ролью только наблюдателя: наблюдение только

фиксирует то, что дает сама жизнь, а исследование требует эксперимента, с

помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в

определенным образом заданные условия, отвечающие целям исследования. В

ходе экспер исследователь активно вмешивается в исслед процесс.

В процессе н познания применяется и мысленный эксперимент, когда уч в уме

оперирует опред образами, мысленно ставит объект в опред условия.

Экспер двусторонен. С одной стор он способен подтвердить или опровергнуть

гипотезу, а с др - содержит возможность выявления неожиданных новых данных.

Т.о. эксперим деятельность облад сложной структурой: теорет основы экс

-научные теории, гипотезы; мат основа - приборы; непосредственное осущ

экспер; эксперим наблюдение; колич и кач анализ рез эксперим, их теорет

обобщение. Эксперимент одновременно принадлежит и к познавательной, и к

практической деятельности людей, использует теоретич знания, являясь частью

эмпирики.Виды экс : исследовательский или поисковый, проверочный или

контрольный, воспроизводящий, изолирующий, качественный или количественный,

подтверждающий, опровергающий или решающий. Мысленный --- особый вид между

теор и эмпирич.

Необход условием н исследования явл установление фактов. Факт, от factum -

сделанное, совершившееся. Факт - это явление материального или духовного

мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего сознания, зафиксированность

какого-либо предмета, явления, свойства или отношения. "Факты - это воздух

ученого", - говорил Павлов. Самое характерное для научного факта - его

достоверность. Факт должен быть осмыслен, обоснован. Факты всегда

оказываются опосредованными нашим пониманием, интерпретацией. Например свид

показания.Люди говорят об одном и том же, но как по разному. Т.о.

очевидность отнюдь не является полной гарантией реальной достоверности

факта.

Факты сами по себе не составляют науки. Факты должны быть подвергнуты

отбору, классиф, обобщению и объяснению, тогда они включатся в ткань науки.

Факт содержит немало случайного. Поэтому основой для н анализа явл не

просто един факт, а множество фактов, отражающих основную тенденцию. Только

во взаимной связи и цельности факты могут служить основанием для теорет

обобщения. Из соответственно подобр фактов можно построить любую теорию.

Описание, и объяснение. В ходе наблюд и эксперим осуществляется описание,

протоколирование. Основное н. требование к описанию - его достоверность,

точность воспроизведения данных наблюдений и эксперимента.

Объяснение - это мыслит операция, ориентированная на выявление причинной

зависимости объекта исследов, постижение закономерностей его

функционирования и развития и, наконец, раскрытие его сущности. Объяснить -

значит осмыслить объект в свете уже существующих, исторически накопленных

знаний, опред принципов, законов, категорий.

Гипотеза. Ни одна н теория не родилась в готовом виде. Сначала она сущ как

гипотеза. При этом сама гип возникает не сразу, она проходит опред стадии

формирования. Сначала это предположение, догадка, вытекающая из наблюд

новых фактов. Она может подвергаться изменениям, модификациям... В р-те

формир сама гипотеза как наиболее вероятное предположение. Гипотеза есть

предположение, исходящее из фактов, умозаключение, пытающееся проникнуть в

сущность еще недостаточно изученной области мира.

Обоснование и доказ гипотезы проводится на основании анализа накопленного

знания, сопоставления его с уже известными фактами, с установленными новыми

фактами и теми фактами, кот могут быть установлены в будущем. Иначе говоря,

обоснов гипотезы предполагает ее оценку с точки зрения эффективности в

объяснении имеющихся фактов и предвидении новых.

Гип выступает как опред обобщение имеющегося знания. Но она принципиально

носит вероятностный характер. Степень ценности гипотезы определяется

уровнем ее вероятности. (Фрейд. Ядро Земли из мармелада).

Теории. Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая

система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные

свойства,закономерности, пичинно-следственные связи, определяющие характер

функционирования и развития опред области реальности.

Теория может меняться путем включения в нее новых идей и фактов. Когда в

рамках данной теории выявл противоречие, неразрешимое в ее рамках, то его

разрешение ведет к построению новой теории. Сердцевину н теории составляют

входящие в нее законы. В теории выделяют такие сущ моменты: исходную

эмпирич основу (факты, данные эксперим,); различного рода допущения,

постулаты, аксиомы; логику теории, допустимые в рамках теор правила лог

выводов и док-в; совокупность выведенных утверждений с их доказательствами;

законы наук, а также предвидение.

Различают описательные теории, математизированные, интерпретационные и

дедуктивные теории.

Все уровни локального знания взаимосвязаны: теоретическое знание опирается

на эмпирическое, эмпирическое знание оказывается несвободным от

теоретических представлений, оно обязательно погружено в некий

теоретический контекст, философские представления пронизывают оба уровня,

ученые всегда работают на основе некоторых теоретически=х предпосылок,

которые определяют общую позицию в исследовании.

Методы научного исследования имеют три аспекта: предметно-содержательный,

операциональный и аксиологический. 1--- метод содержателен, эта та же

теория, но направленная на познание и преобразование объекта. 2---

зависимость метода от субъекта, уровень научной подготовки спец, его умение

и опыт. 3--- степень эффективности, надежности, экономичности метода.

Вопрос о выборе метода. Методы специальные относятся к лок знаниям, к

соответствующим теориям (метод спектрального анализа, стат моделирования,

метод Монте-Карло и тд), общенаучные методы --- ко второму уровню знаний.Их

объективной основой становятся общеметодологические закономерности познания

(метод экспер и набл, гипотетико-дедуктивный, метод восхождени]я от

абстрактного к конкретному и тд). Универсальные методы характеризуют чел

мышление и применимы во всех обл познавательной деятельности. Их основа ---

общефил понимание и мировоззрение, это принципы мышления типа

диалектической противоречивости, принципа историзма итд. Приемы научн

мышления. анализ и синтез. Анализ есть разложение на части, рассмотрение

всех сторон и способов функционирования, синтез --- рассмотрение способа

связей и отношений частей. порождают в каждой области специальные методы.

Абстрагирование и идеализация. Общенаучный прием. Это временное мысленное

вычленение из множества свойств и аспектов явления интересующих нас.

отвлечение от других свойств и построение идеального объекта типа точки или

прямой. Сложный вопрос, дает ли этот метод и каким способом верное

представление о действительности? Как он вообще может работать? Здесь же

возникает общее понятие о классе предметов. в ходе идеализации кроме абстр

еще прием введения новых свойств в объект.

Индукция, дедукция, аналогия. ИНдукция характерна для опытных наук, дает

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.