рефераты скачать

МЕНЮ


Философия

свойства являются сущностью телесности. Сводит все качественное

разнообразие прир. явлений к :

материи, тожд. с пространством и

к ее движению. Дв. возникает в р-те толчка. первон. толчок дал бог. Бог

создал материю, движение и покой. При этом противоречие - пустоты нет, но

при этом есть относительное движение, что означает косвенное признание

пустоты.

Проблема метода. Д. ищет безусловно достоверный исходный тезис для всего

знания и метод, посредством которого можно, опираясь на этот тезис,

построить столь же достоверное здание науки. За исх пункт он принимает

сомнение в общепринятом знании ( так как такого тезиса он не нах в

схоластике). Это сомнение есть только предварит. прием. Можно сомневаться

во всем, однако само сомнение во всяком случае существует. Сомнение есть

один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если т.о сомнении

- достов. факт, то оно сущ. лишь поскольку сущ мышление, лишь поск я сам

сущ в качестве мыслящего. (Я мыслю следов. я сущ) Это положение и есть

искомая достоверная опора знания. Этот вывод не тр. логического док-ва, он

есть р-т интуиции ума.

Ясность и отчетливость мышления Д ошибочно объявляет необх и достаточными

признаками всякого достоверного знания. Критерий истинности знания т.о не в

практике, а в челов. сознании.

Идеализм Д. усугубился религиозными предпос. его системы. В силу этого для

док. реального сущ. мира необходимо док. сущ. бога. В числе прочих идей в

уме сущ идея бога. Как понятие о сущ. всесовершенном, идея бога обладает

большей реальностью чем все др. идеи. В причине должно быть по крайней мере

столько же реальности сколько ее нах. в следствии. Т.к. мы сущ и т.к. мы

суть следствия первопричины, то сущ и сама первопричина т.е. бог. Но если

всесоверш. бог сущ, то этим исключается возможность, чтобы он нас

обманывал. Этим обусловлена сама возможность познания.

Человек есть соединение бездушного, безмысленного телесного механизма с

волевой и мыслящей душой (две субстанции) посредством шишковидной железы.

Возм истины обусловлена сущ. врожденных идей или истин (предрасположения

ума к известным аксиомам и положениям) к кот. он относит прежде всего мат.

аксиомы.

В познании главную роль играет разум - рационализм. Д. полагал, что

источником достоверности знания может быть только сам разум.

В проц. познания исключ. место отвел дедукции. Исходные положения -

аксиомы. Всеобщий и необходимый характер математического знания вытекает из

самой природы человеческого ума.

В лог цепи дедукции, след. за аксиомами, каждое след звено достоверно.

Однако для ясного и отчетливого представления всей цепи нужна сила памяти.

Поэтому непоср. очевидные исходные положения, или интуиции, имеют

преимущество сравнительно с рассужд. дедукции.

Воор. интуицией и дедукцией разум может достичь достоверного знания в

случае если будет вооружен методом. Метод Д. состоит из 4 требований:

1.допускать в кач. истинных только такие положения, кот представл. уму ясно

и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений в истинности;

расчленять каждую сложную пробл. на составляющие ее частные пробл;

методически переходить от известного и доказанного к неизв. и недок.;

не допускать никаких пропусков в ог. звеньях исследования.

Бенедикт Спиноза.(материалист) - (1632 - 1677). Родился в Амстердаме в

еврейской семье. Знакомство С. с идеями Дек. привело к разрыву с иудаизмом.

С. был отлучен от общины и вынужден был поживать в среде сектантов и

добывать свой хлеб шлифовкой линз для телескопов. Умер от туберкулеза.

Представляет монизм в форме пантеизма.

Основная цель фил. - завоевание господства над внешней природой и соверш.

челов. природы. Развивая эти идеи предшественников, он дополнил их учением

о свободе.

С. учил, что сущ лишь одна субстанция - природа, кот является причиной

самой себя. Прир. является с одной стороны природой творящей, а с др. -

природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что

тоже самое - бог. Отождествляя прир и бога, С. отрицает сущ.

сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым

обосновывает материалист. понимание природы.

Обосновывает важное различие между сущностью и существованием. В

единичных, преходящих вещах сущн. не совп. с существ., но в вечной и

бесконечной субстанции из сущности с необходимостью следует ее

существование. Поэтому бытие бога (или субст) может быть доказано, т.е

существование бога м.б. выведено из понятия о сущности бога (природы).

Бытие субст. одновременно и необходимо и свободно т.к. не сущ. Никакой

причины, кот. побуждала бы субст к действию,кроме ее собств. сущности.

Единичная вещь не следует из субст как из своей ближайшей причины. Она

может следовать только из др. конечной вещи. Поэтому всякая ед. вещь не

обладает свободой.

От субст. следует отличать мир кон. вещей, или совокупность модусов. Модус

это то, что сущ. не само по себе , а в другом. Субст - едина, ее сущность

исключает всякое множество. Модусов же бесконечное множество. Они относятся

к субст как бесчисленные точки, лежащие на прямой относятся к самой прямой.

Модусы двух видов --- бесконечные и вечные (атрибуты) и конечные.

Прир. сущ. сама по себе, независимо от ума и вне ума. Бесконечный ум мог

бы постигать беск субст. во всех ее видах и аспектах. Но наш ум не

бесконечен. Поэтому он постигает сущ. субстанции как бесконечную лишь в 2

аспектах: как протяжение и как мышление. ( атрибуты субстанции). А всего

атрибутов бесконечное множество. Материя есть причина самой себе.

Субстанция лишена движения и времени, а движение есть вечный и бесконечный

модус.

С --- последовательный детерминист. Причинность двоякого рода: внутренняя

(имманентная) и внешняя (механическая). При изучении модусов признавал

значение случайности.

Чел как предмет познания, не составл никакого исключения. Чел. Есть

существо, кот. модусу протяжения - телу, соотв модус мышления - душа. В

любом случае человек - часть природы. Модус души свел к разуму и

аффектам(радость, печаль, вожделение). Поведением движет стремление к

выгоде и самосохранению. Воля зависит от мотивов, но свобода возможна как

поведение, основанное на познании необходимости. Свободен может быть не

народ, а мудрец.

Рационализм. Принизил роль опыта, возвысил интеллект. Интуиция --- высший

вид, непосредственное знание. Критерий правильности --- ясность и

отчетливость.Способствовал атеизму и свободомыслию. По его мнению,

наилучшее общественное устройство --- демократическое правление, всевластие

государства ограничено требованием гражданских

свобод.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716) Закончил Лейпцигский университет

как юрист. Работал придворным историографом и дипломатом. Старался

соединить теорию с практикой. Открыл независимо от Ньютона диффер и интегр.

исчисление, изобрел счетную машину (могла даже корни вычислять). Изобретал

и строил мельницы Насосы. Вопросы техники и технологии он ставил в связь с

принцип вопросами науки.

Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел

материальность к протяжению. Л. полагал, что из протяжения могут быть

выведены лищь геометр, но не физ св-ва тел: их движение, действие ,

сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в субст такие св-ва, из

кот могли бы быть выведены основные физ хар-ки тел.

Материя протяженна и в силу этого делима, субстанция должна быть абсолютно

простой. Монада есть неделимая душевная субстанци, создают умопостигаемый

мир, производная от которого - физический мир. Монады не находятся в

пространстве и не имеют протяженности. Вечны, неуничтожимы, не изменяются

под внешним воздействием.

Число является внешним выражением духовной сущности монады. Деятельность и

движение --- сущность монады. каждая монада есть и обоснование своих

действий, и их цель. душа --- цель тела. взаимодействие души и тела монады

есть Богом предустановленная

гармония. бог есть абсолютная монада.

Каждая мон одновременно - форма и материя, ибо любое мат тело обладает

опред формой. Форма - нематериальна и представляет целесообразно

действующую силу, а тело - это механ. сила. Поэтому прир. нельзя объяснять

только з-нами механики, необходимо ввести понятие о цели. Монада есть сразу

и основание всех своих действий и их цель.

Как субстанции монады независимы друг от друга. Между ними нет физ

взаимодействия. Однако, будучи независимы, мон. не изолированы: в каждой

монаде отражается весь мировой строй, вся совок. монад. Поэтому Л. Назыв м.

"живым зеркалом" вселенной.

Т.к. действия м. - это акты, то они подчиняются природе тела и требуют

мех. объяснения, т.е. объясн. через "действующие причины". А т.к. действия

эти есть действия развивающейся монады, то они подчиняются природе души,

требуют объясн. При помощи целесообразности, т.е "конечные"(целевые)

причины.

Понятие развития у Л. очень широко. В природе все нах. в развитии.

Развитие есть лишь изменение первонач. форм путем бесконечно малых

изменений (нет ни происхождения ни уничтожения). Отрицает возм скачков или

разрывов непрерывности в развитии.

Движ сила развития. В мон. происх непрер. изменение, вытекающее из ее

внутр. принципа. Бескон разнообразие моментов, раскрывающихся в развитии

монады, таится в ней не материально, а лишь идеально, т.е. как

представление.

Т.о. сила, леж. в основе развития всех монад есть сила представления -

перцепции. Представление не отождествляется с сознанием. Сознание присуще

лишь существу, наделенному спос. самосознания - апперцепции - человеку.

Т.к. способность представл. присуща всем мон, Л. делает вывод о том, что

прир. одушевлена. Мон.Л. не только подобие атома, но и подобие

микроорганизма - это "сжатая вселенная".

В теор развития Л дает схему перехода неорг. мира в органический. Мон

представляют разл. ступени развития, определяемые разл. в способности

представления. На низшей ступени стоят мон, обладающие темным

представлением (не отличает представляемого ни от себя, ни от всего

остального)--- монады жизни(неорганическая природа). Затем мон с смутным

представлением (отличают от всего остального , но не от себя)---монады

души(животные). Высш. ступень - отчетливое представление---монада духа

(человек).

Центр понятие теории Л. - понятие о "малых перцепциях", т.е о бескон малых

разностях между ступенями развив сознания. Отсюда Л. выводит, что всякое

настоящее сост мон. всегда: 1. чревато будущим и 2. обременено всем ее

прошлым. Буд. мон. заключено только в ней самой, и развитие может состоять

только в последов. развертывании ее нач. состояния.

Создавал формально--логическую систему наподобие аристотелевской. Пытался

ввести язык, на котором все сформулированные предложения есть правильные

теоремы. Источником знаний может быть сам разум (развитие учения о

врожденных идеях)

3.7 Сенсуализм Джорджа Беркли и скептицизм Давида Юма

Англия, конец 17 нач 18 в. Идет процесс становления бурж общества в зап

Европе. Распространяются идеи просвящения. В центре вопр. фил. просвящения

стоял вопр. об отнош. знания к вере, об отнош. нового естественнонаучного

мировоззрения к сверхестеств. событиям, о кот говорило свящ писание. Исория

английского просвящения оказалась в знач. мере историейразвития

религиозного своюодомыслия, а идейной формой этого свободомысл. стал деизм.

Деизмом назыв взгляд на религию как на веру, кот ограничивается лишь

признанием бога в качестве первопричины, первотолчка, отказываясь отвсех

ост положеений религии, КОТ. РАССМАТРИВАЮТСЯ КАК ПРОТИВОРЕЧАЩИЕ РАЗУМУ.

Вфил.отношении деисты колебались между непоследов. материализмом и

идеализмом.

Джон Толанд. Отвергает неподвижность Спинозовской субстанции. Мир как

целое вечен, но постоянно изменяется. Жизнь и движение характеризуют не

только отдельные вещи, но и субстанцию. “движение есть существенное св-во

материи.., столь же неотделимое от ее природы , сколь неотделимы от нее

непроницаемость и протяжение.” Материя лежит в основе мышления.

Деизм и религиозное свободомыслие представляли серьезную опастность для

идеологии феод. общества. Именно в это время начинает работать идейный

борец против просвящения Дж. Беркли

Джорж Беркли (1684 - 1753)- субъективный идеилизм. Родился в Ирландии,

дворянин. Окончил Дублинский университет. С 1734 по 1752 г Б. был

епископом.

Б. отбрасывает материалист. исходный пункт ф. Локка и объявляет ощущения

единственной воспринимаемой чел. реальностью. Локк стремился выяснить

метод, посредством которого мы приходим к идеям о материи и пространстве.

Этот метод есть по Л. - абстракция. Б. пытается всеми доступными средствами

доказать , что ум чел. не способен к образованию опис. Л абстракции. Общая

абстр идея протяжения, или пространства невозможна. Она абсурдна и

внутренне противоречива. То же самое и с абстр. материи. Док-ву этого Б

посвятил “Трактат о началах челов знания” , “Три разговора между Гиласом и

Филонусом”, где он не скрывает, что его главная цель- борьба против

материализма и всех его проявлений в науке.

По Б., в основе понятия о мат.(и о пространстве) лежит допущение, будто мы

можем отвлекаясь от частных св-в вещей, воспринимаемых посредством

ощущений, образовывать отвлеченную идею об общем для них вещ. субстрате. Но

это невозможно. У нас нет чувст. восприятия материи как таковой. Мы

восприн. лишь отдельные вещи и каждое из этих восприятий есть сумма

отдельных ощущений или “идей”. “мы видим отдельные цвета, а не окрашеную

материю”...

Не может быть и общей отвлеченой идеи о материи и пространстве. Слово

становится общим не потому, что оно есть знак отвл. общей идеи, а потому,

что оно способно быть знаком многих частных идей. Ум чел. может

образовывать общую идею о вещи, но не общую отвлеч. идею. Отвл. идея мат не

может прибавить к св-вам вещей ни одного свойства сверх тех, кот.

открываются в них в ощущении.

Учение это- субъект. идеализм. Признается сущ. лишь челов. сознания, в

кот. Б. различает идеи и души. Идеи - это воспринимаемые нами субъект

качества. Души - воспринимающие, деятельные нематериальные субъекты дух.

деятельности.

Идеи- пассивны; это лишь состояния. Души же активны. Б. пытается доказать,

что вещи возникают благодаря восприятию и исчезают, когда прекращ.

восприятие.

Б. путается избежать солипсизма, т.е. вывода о том, что сущ. лишь один

воспринимающий субъект. Он утверждает, что субъект сущ. в мире не один.

Вещь , кот. перестал воспринимать один субъект может быть воспринята

другими. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи не превратились бы в

ничто. Они продолжили бы сущ. как сумма идей в уме Бога. Бог не может

исчезнуть. Поэтому не мож исчезнуть и весь сотвор. им мир.Бог вкладывает в

сознание отдельных субъектов содержание ощущений. - Это уже шаг по напр. к

объект идеализму.

Давид Юм. (1711 - 1776) Сын небогатого Шотландского помещика. Юм -

скептик, агностик. Окончил Эдинбургский университет. После поездки во Фр.

издал “Трактат о чел. природе”, “Опыты нравственные и политические”. В 1963

Юм снова во Фр.. Он был знаком с Фр. просветителями (Деламбер, Гельвеций,

Дидро...)

Задача знания быть руководством для практ ориентации. При этом единств.

предметом достов знания считает объекты математики. Все др. объекты

исследов. касаются только фактов, кот не могут быть доказаны логически, а

выводятся исключ. из опыта.

Опыт однако понимается идеалистически. Действительность - поток

впечатлений. Причины, поражд. эти впечатления - непознаваемы. Мы не можем

даже знать сущ. ли вешний мир. Сущ впечатления наших чувств (ощущ) и

впечатл. внутренних деятельностей души (рефлексии) От этих 2 видов первон.

ощущ зависят идеи памяти и воображ. Ни одна идея не может быть образована

без предшеств. ей впечатления.

Отношение между причиной и действием не может быть выведено ни интуитивно

ни путем док-ва. Возможно причинная связь и сущ. Возможно, что из 2

событий, след. одно за др. , предыд событие действительно причина, а

послед. - следствие. Но так это или не так - установить невозможно. Прич.

связь если и сущ - непознаваема. Однако люди склонны делать заключения от

наблюд. в прошлом действий к подобным же действиям этих объектов в буд. (за

весной следует лето) Они действуют исходя из уверенности, что та же посл

будет и будущем.

Почему люди действ подобным образом? это р-т привычки. Однако действие

привычки никогда не может превратить наше ожидание известного порядка в

достоверность истинного знания. - скептицизм.

Поток наших впечтлений все же не хаотичен. Впечатления не равноценны и

этого вполне достаточно для ориентации в мире.

В онтологии(уч о бытии) Юм отрицает сущ категории субстанции и сводит идею

субст. к идее совокупности отдельных качеств.

В ф. религии он ограничивается единственным допущением, будто причины

порядка во Вселенной имеютопределенную аналогию с чел разумом.

Отвергаетвсякое богословие. Религия не может быть основой морали.

3.8 Философия И.Канта

Иммануил Кант родился в 1724г в Кенигсберге. Здесь же учился, стал ректором

университета , писал свои труды и умер в 1804. Он был не только фил, но

также крупным ученым в обл естествознания. Преподавал.

Фил развитие К. делится на 2 периода. В перв. Докритический период (до

нач. 70-х гг)

пытался решать ф пробл - о бытии, фил природы, религии, этики, логики

исходя из убеждения, что ф. м.б. разработана и обоснована как умозрительная

наука. (без обращ к опытным данным). Рассмотрел новую, немеханическую

картину вселенной.Все тела состоят из атомов, которые обладают присущим им

силами притяжения и отталкивания. На основе этих сил строится

космогоническая теория происхождения планет и звезд. Идея постоянного

возникновения и уничтожения материи. Критического отношение к формальной

логике, отрицавшей противоречия, если реальный мир ими полон. Разработал

идею о замедлении суточного вращения Земли в результате приливов.

Диалектика. Ввел различие между основанием логическим и реальным,ввел

понятие об отрицательных величинах. Роль формально--дедуктивных методов

ограничивается в пользу опыта.

Во 2-й пер (критический) пытается строго отделить явления от вещей в себе.

Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы позн. лишь

явления или тот способ, кот. эти вещи в себе действуют на нас. Это учение -

агностицизм. Кант называл его "критикой разума". Это учение ограничивает

разум, поскольку оно отказывает ему в познании сущности вещей. Развивая эту

критику Кант пытался 1. выяснить источники различного вида знаний -

научного и философского 2. выяснить на чем основывается достоверность

знаний. 3. исследовать формы и категории научного мышления...При

исследовании вопроса о границах и формах человеческого познания заявляет,

что мир сущностей должен быть предметом веры. вещи в себе трансцендентны,

потусторонни, вне времени и пространства. Отсюда его учение ---

трансцендентальный идеализм.

Учение "Крит фил" сформировалось к началу 80-х гг. Оно изложено в тракт. "

Критика чистого разума" - 81, "Критика практического разума" - 88 и

"Критика способности суждения" - 90. (теор познания, этика и эстетика

(учение о целесообр. в природе) соответственно)

Познание начинается с того, что "вещи в себе" возд. на наши органы чувств

и вызыв ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К. - идеалист.

Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущения нашей чувственности, ни

понятия и сужд. нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам

теорет. знания о "вещах в себе" (ввс). Достоверное знание сущ - это

математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но

это не есть знание о ввс, а только о свойствах вещ. к кот. Приложимы формы

нашего сознания: ощущ, понятия. Ввс принципиально непознаваемы.

Учение о знании. Делит знание на опытное (пастериорное) и доопытное

(априорное). Первое выводится индуктивно, на основе обобщений опыта. В нем

возможны заблуждения и ошибки. " Все лебеди белые". Но опыт никогда не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.