рефераты скачать

МЕНЮ


Философия

возможность построения гипотез , не дает достоверного знания, наводит на

мысль. При этом сущ и отдельные строгие формы инд как математическая. Дед

выводит их общих теорем спец выводы. Дает достоверное знание, если верна

посылка. Аналогия --- выдвижение гипотез о свойстве объекта на основании

его сходства с уже изученным. Требует дальнейшего обоснования.

Моделирование. Один объект заменяется другим со схожими свойствами, но не

полностью схожими. Позволяет получать выводы об оригинале на основании

изучения модели. При этом возможно предметное, физическое, математическое,

знаковое, компьютерное моделирование в зависимости от вида

модели.Наблюдение эксперимент, измерение в ходе их.

1.12 Классичкеское и не класическое истолкование научной рациональности.

Классич.и неклассич.философия - термины, появившиеся из естествознания.

Геометрия Евклида, Ньютонова физика считаются классич. В конце 19,

нач.20вв.наблюдался отход от классики- создание неклассич.физик, геометрий.

Классические теории обладают рядом особенностей, в частности, они оперируют

в основном с непрерывными объектами, кроме того, все предельные переходы

считаются в силу этого очевидными. В классических теориях есть ряд четко

зафиксированных аксиом, из которых вытекаю все положения. Все

детерминировано. Если физический процесс протекает в одном направлении, то

можем повернуть его вспять. Наличие одной механики, одной геометрии, не

ведется учет погрешностей.

Стиль неклассической науки другой. Во-первых, в связи с применением науки в

производстве возросла роль различных моментов, как исследование разрывных

объектов, так как резкие скачки, прерывность процессов имеют важное

значение. В связи с потребностями науки ведется изучение погрешностей,

разработана теория погрешностей, задача вообще не считается решенной, если

не исследовано, насколько она устойчива к возмущениям и малым изменениям ее

параметров. При этом все оценки должны быть приведены.

Весь стиль науки перешел к точному логическому обоснованию своих

результатов, что, по всей видимости связано с тем, что ошибки в современной

науке могут дорого стоить. Поэтому во всех науках применяется

математический метод, метод моделирования и точных количественных оценок.

Если это невозможно, то применяется мягкое математическое моделирование.

Теория является более ценной, если в ней применены математические методы.

Это предъявляет новые требования к ученым.

Кроме того, всеми осознана относительность истины, и вместе с тем ее

абсолютность. Если у формальной системы возможно проверит правильность ее

доказательств, то теперь оказывается, что подобных систем существует

множество, каждая из которых имеет свою ценность и применимость. Так, одна

геометрия Евклида сменилась множеством различных геометрий, логика

Аристотеля сменилась многообразием логик, построенных на различных

принципах. Это говорит и о том, что утверждение, неверное или недоказуемое

в одной системе, может быть

истиной в другой. Появились соображения о различных возможных способах

существовании истины.

Главное же отличие состоит в системном подходе. Оно начало развиваться я с

о второй половины ХХ века. Это методологическое направление, основная

задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования

сложно организованных объектов --- систем разных классов и типов. СП

представляет собой определенный этап в развитии методов познания, методов

исследовательской и конструкторской деятельности, способов объяснения и

описания природы анализируемых ил искусственно создаваемых объектов.

Исторически он приходит на смену механицизму и по своим задачам

противостоит этим концепциям. Наибольшее применение СП находит при

исследовании сложных развивающихся объектов --- многоуровневых,

иерархических, как правило, самоорганизующихся, биологических,

социологических, психологических, больших технических систем, экономических

и др. к числу задач СР относятся:

1) разработка средств представления исследуемых и конструируемыхобъектов

как систем;

2) построение обобщенных моделей системы, моделей разных классов

испецифических систем;

3) исследование структуры теории систем и различных системныхконцепций и

разработок.

В системном исследовании объект рассматривается как определенное множество

элементов, взаимосвязь которых определяет целостный характер этого

множества. Акцент делается на выявление всего многообразия связей и

отношений, которые имеют место как внутри объекта, так и в его

взаимоотношениях с внешним миром и средой. Свойства объекта или системы

определяются не как простое суммирование свойств его отдельных элементов,

сколько свойствами его структуры, особенностями системообразующих,

интегративных связей рассматриваемого объекта. Для понимания поведения

системы, преждевсего целенаправленного, и возможностей управлять ею,

необходимо выявить реализуемые данной системой процессы управление ---

формы передачи информации от одних подсистем к другим, координацию низших

уровней с высшими, влияние на остальные элементы системы.

Возникла синергетика. Это область научного знания, в которой посредством

междисциплинарных исследований выявляются общие закономерности

самоорганизации, становления устойчивых структур в открытых системах. Это

совместный целостный кооперативный эффект взаимодействия большого числа

подсистем в открытых системах. данный эффект может иметь место в различных

физических, химических, живых и др системах, способных к самоорганизации.

При этом необходимо выполнение 2 условий: система должна быть открытой, те

взаим с окр средой; число подсистем или компонентов, в результате взаим

которых возникает их коллективное упорядоченное движение, должно превышать

некий уровень. Эффект возникновения из хаоса и беспорядка устойчивых

самоорганизующихся систем был открыт в физике еще в начале ХХ века, однако

суть этих процессов удалось раскрыть значительно позже, на основе принципов

неустойчивой термодинамики Пригожина. Вскрываемые синергетикой механизмы

самоорганизации могут объяснить наконец возникновение жизни, сознания и

вообще теорию эволюции. Таким образом, одной из особенностей науки ХХ века

выступает системный анализ и исследования хаоса, динамика хаоса.

Существенное значение придается также вероятностному характеру системы.

Основные законы приобрели вероятностный характер, и это тоже связано в

первую очередь с образованием самоорганиз системы на основе вз объектов.

Пример --- броуновское движение, перемешивание, закон Бойля -Мариотта в

газодинамике. Кроме того, важной особенностью системы становится то, что не

только объект, но и сам процесс исследования выступает как сложная система,

задача которой состоит в соединение в единое целое различных моделей

объекта.

Системные объекты, наконец, как правило, не безразличны к процессу их

исследования, и во многих случаях оказывают воздействие на него. Принцип

относительности Гейзенберга. Можем измерить либо скорость,но тогда не знаем

координат, либо коорд, тогда не знаем скорость. Кроме того, осознание

предела приборов. Принципиальная невозможность исследование микро и макро

объектов с помощью экстенсивно развитых приборов, необходимость

опосредованного изучения этих систем и объектов. Причем результаты

эксперимента зависят от используемых приборов, его невозможно очистить от

влияние самого прибора.

1.13 Трансцидентальность как фундаментальная стратегия западно европейского

философского и научного познания.

Трансцендентальный- относящийся к априорным условиям познания. В отличии от

трансцендентного (наиболее общие, «Выходящий за пределы» индивидуальных

свойств в характеристике предметов, например «Сущее», «Истинное»).

Трансцендентальное противоположно эмпиризму. Трансцендентное – Иманентному.

Трансцендентальное сознание – сознание очищенное от всех элементов опыта.

Наиболее значительные представители трансцендентализма неметкие философы

Кант(1724-1804) и Шеллинг(1775-1854)

И.Кант во втором критическом периоде своего творчества (после 1770г.)

стремится выявить механизмы работы человеческого сознания, которые лежат в

основании философии («Метафизики»), науки, нравственности, эстетического

отношения к действительности.

В выявлении этих механизмов и состоит суть «Трансцендентального метода»

Канта - обнаружить за внешне данными феноменами сознания (научными

знаниями, метафизическими концепциями, поступками….) внутреннюю работу

духа, структуру деятельности, определяющую внешне данным результатом.

В результате использования т. метода познание, по Канту, должно взять под

свой контроль свои собственные неявные предпосылки и установки,

обуславливающие его деятельность.

Кант хотя и признавал, что все наше сознание начинается с опыта, но тутже

утверждал, что оно не исходит из опыта.

Всеобщность достигается лищь априорностью.

Челвеческое познание создает всеобщие необходимые истинны, но они – чистые

априорные суждения. К ним относятся все положения математики и

теоретического естествознания. Под априорными Кант понимал знания, которым

совершенно не проимешивается ничто эмпирическое.

Ф.Шеллинг. Его творчество можно разделить на 4 периода: Натурфилософия (90е

годы), трансцендентальный идеализм (1800г), философия тождества, и

философия откровения.

Второй Этап философского развития Ш. Знаменуется публикацией «Системы

трансцендентального идеализма» (1800г), в которой он пытается объяснить

преврвщения субъективного в объективное. Причем трансцендентальная

философия вовсе не исключает натур философию, а дополняет ее, имея своим

предметом субъективное явление, первичное явления, из которого выводится

объективное.

Сознание в своем развитии проходит ряд ступеней: оно начинается с ощущения,

затем через рефлексию поднимается к акту воли, и здесь начинается

практическое явление. Прйдя еще через ряд ступеней сознание достигает

высшей ступени развития – нравственно достижение, которое имеет целью самое

себя, то есть сознание одновременно познает себя и как необходимое и как

свободное.

(Гуссель см 3.14)

1.14 Философское учение о сознании. Многомерность его истолкования.

«Онтологический разворот» темы сознания в философии ХХ века.

Самые перывые представления о сознании возникли в древности. Тогда же

возникли и представл о душе и были поставлены вопросы: что представляет

собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолж споры

о сущности созн и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости,

другие что попытки понять сознание тщетно также как попытка из окна увидеть

себя идущим по улице.

Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы друг

от друга.

Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она

носитель и причинаего возникновения. сознание - производное от материи.

Сознание вязано не со всей материей, а только с частью мозга и только в

опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а чел. при помощи мозга.

Сознние - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью

функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении

действительности.

Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках

основного вопроса, за ними - нет. За этими пределами противопоставл

относительно., ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из

свойств материи и , следовательно, неразрывно связано с материей. Абсол

противопоставление мат и созн ведет к тому, что созн выступает как некая

самост субстанция, сущ наряду с материей. Сознание есть одно из свойств

движ материи, есть особое свойство высокоорг материи. Это означает, что

между созн и материей сущ и различие, и связь, и единство.

Различие - сознание не есть сама материя, а лдно из ее свойств.

Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме

от этих объектов, как идеальные их копии.

Единство и связь - Псих явления и мозг тесно вязаны как свойство и мат

субстрат, кот это свойство принадлежит и без кот оно не сущ. С др стороны

возникающие в созн псих образы сходны по содержанию с вызывающими их матер

объектами.

Сущностью созн является его идеальность,кот выражается в том, что составл

созн образы не обладают ни свойствами отрадаемых в нем предметов, ни

свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли.

Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру,

отношения, опосредованного формами, созданными предшествующиим поколениями

- прежде всего способеностью отражать в матер формах языка, знаков, и

превращать их посредством деятельности в реальные предметы.

Идеальное не явл чем-то самостоятельным по отношению к созн в целом: оно

характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане

идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения.

Такое пониманиеимеет смысл только при изучении соотнош материи и созн,

отнош сознания к мат миру.

Идеальное и матер не разделены нероходимой гранью, Идеальное есть ни что

иное, как материальное, прерсаженное в чел голову и преобразованное в ей.

Такое преобр материального в идеальное производит мозг.

Сознание сущ не всегда. Оно возникло в ходе истор развития материи,

усложнения ее форм, как свойство высокоорганиз матер систем.

Материи присуще свойство, сходное с созн - отражение. Отражением облад все

мат образования. Оно явл моментом любого взаимодействия. Отраж - это

изменение одного явления под воздействием другого. В неживой природе

распроствранены изоморфные отражения - отпечатки , следы...

Как свойство жив организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап

развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением

чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие свойства

предметов, воздействующих на организм. Ощущ составляют нач форму психики.

Психика - это способность ж существ создавать чувственные и обобщеные

образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим

потребностям.

Под психикой чел понимается вся совокупность явлений и состояний его

внутреннего мира.Сознание является частью психики. Психика охватывает не

только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.

2. Проблемы соиальной философии

2.1 Общество как предмет философского анализа

Общество можно анализировать по-разному. Рус мыслитель А.А.Богданов(1873-

1928), например, рассматривал общество со стороны организации и управления.

“Всякая чел деятельность явл организацией или дезорганизацией. Это значит:

всякую чел деятельность - тех, обществ, художеств - можно рассматривать как

некий материал организационноо опыта и исследовать с организ точки зрения”

В основе соц фил могут лежать различные подходы, тогода соотв получаются и

различные модели. Рассмотрим некоторые из них.

В 17-18 вв. шир распространение получила натуралистическая концепция

толкования общ жизни. Эта концепция требует объясн соц явлений

исключительно действием прир закономерности: физич, географ, биологич...

Шарль Фурье (франц социалист-утопист) - пытался создать соц науки из

закона всемирного тяготения Ньютона. Соц теория - есь часть теории

всемирного единства, основанной а принципе притяж по страсти, всеобщей

закономерности, обуславл прир склонность чел к какому-либо виду

коллективного труда.

Высшие формы бытия натурализм сводит к низшим. Человек сводится до уровня

исключ природного сущ-ва. При этом челов поведение жестко включается в цепь

прир причин и следствий, свободе не остается маста и концепция соц событий

принимает фаталистическую окраску. В системе Гоббса Свобода всего-лишь

модификация необходимой причины. “Каждое добровольное действие явл

вынужденным”, “все действия необходимы”.

Еще одним недостатком натур подхода явл то, что он рассм чел-ка как некий

социальный атом, а общество как механич агрегат таких атомов, замкнутых

исключ на своих интересах.

Иными словами натурализм замечает в чел только природную субстанцию. В р-

те и чел связи обретают прир характер. Общество призается, но в кач

цементирующего начала берется или польза (просветители 17-18вв), или

половая любовь (Феербах). Общество в натурал фил характеризуется как

всеобщность, связующая множество индивидов лишь прир узами. Но в этом

случае каждый волен защищать свою природу вопреки сущ моральным принципам,

ибо последние не вытекают из прир чел-ка. Теор обоснование этой исключит

эгоистической жизн позиции дал нем фил Макс Штинер в книге “Единственный и

его собственность”.

Идеализм наоборот слишком отрывает чел от природы, превращая дух сферу общ

жизни в самост субстанцию. На практике это означает следовать принципу

“мнения правят миром”. Идеал в принципе не отриц объективного фактора

истории. Однако развитие общества полностью определяется действием мирового

разума или волевая активность человека. В первом случае в соц фил вносится

фатализм, а во втором - обосновывается чисто субъективистское понимание

истор хода.

В неокот фил системах содержалось полож начало в подходе к чел и истории.

Оно закл в обосновании своб субъекта, его творческой активности.Как бы ни

понималась духовность, никто не мыслит ее без нравственности, последняя

предполагает наличие свободы. Духовно нравственным может быть тоько своб

человек.

В свете данной концепции Человек как моральное существо не нуждается ни в

каких приманках или принуждении, ибо подлинно нравтенный мотив порождается

своб волеизъявлением личности. Этот мотив заключ в том, чтобы челов

выполнил свой мор долг, не ожидая компенсации ни в этом , ни в ином мире.

Главным недостатком идеал концепций явл отрыв слова от дела, теории от

практики, идеала от интереса... А когда символ господствует над бытием

(будь это образ светлогшо будущего или всемогущей техники), цель непременно

подменяется средством, а мудрость - рассудком.

Диал материализм. Общ жизнь - высшая форма движ материи. Хоть общество и

явл живой сист оно качественно отлич от др живых систем, выступает и как

объект и как субъект мат действительности.

Диалектико - материалист понимание истории начинается с решения основного

вопроса фил в применении к обществу. “Сознание людей зависит от их бытия”.

Это утверждение вытекает из простого факта, что “люди в первую очередь

должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии

заниматься политикой, наукой, искусством, религией...” А для этого нужно

трудиться, производить мат блага.

Итак сущность мат понимания истории остоит в том, что:

производство и вслед за ним обмен его продуктов составл основу всякого общ

строя.

истор процесс, общ бытие носят объект характер

главной движ силой, преобраз жизнь общества, являются народные массы.

средства для измен сущ положения вещей нужно открывать в наличных матер

факторах производства.

Соц законы и категории. Объективная основа и границы чел свободы.

В отличии от природной социальная закономерность имеет ряд специф черт:

1.Общ отношения приним форму общ интересов, потребностей, целей. А это

значит что соц законы - зак не только мат, он и духовной деятельноси.

2.Поскольку общество одновр является и объектом и субъектом, соц зак - это

зак челов деятельности. Без чел деят, которая генетически превична, нет и

не м.б. соц закономерноси. История - это деятельность преследующего свои

цели человека. 3.Соц законы по хар своей деят - статистические. 4.

Спецификой соц законов явл их историчность. Вследствии того, что соц

эволюция протекает боле быстрыми темпами, чем эвол природы, общ отношения и

формы культуры более подвижны чем геолог периоды. Соц оргаизм очень

диамичен, и его зак позволяют уловить лишь общую тенденцию развития, а это

создает малую вероятность установлеия строгих сроков наступления событий.

Соц законы:

1. закон определяющей роли способа роизводства по отнош к др сферам

деятельности.

2. закон опред роли эконом базиса по отнош к надстройке

3.законсоотв производственных отношений уровню и характеру произв сил.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.