Учебное пособие: Государство и право, их типология, формы и значение
Неправовые
(организационные) формы охватывают большой объем
организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций
государства. Такая деятельность является необходимой для реализации функций
государства. Вместе с тем, она не связана с юридически значимыми действиями,
влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа
по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении
юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т.п.
Функции государства
реализуются посредством определенных методов, т.е. приемов и способов.
Методы осуществления
государственных функций – это приемы, с помощью которых
реализуются функции государства.
Под методами реализации
государственных функций следует понимать совокупность приемов и способов, при
помощи которых осуществляются соответствующие виды деятельности.
Методы осуществления
функций государства достаточно многообразны. Так, выполняя охранительную
функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации
экономической функции необходим целый набор экономических методов –
экономическое прогнозирование, экономическое планирование, льготное
кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и
др.
Вместе с тем,
представляется возможным объединить все имеющиеся методы в две группы:
императивных и диспозитивных.
Методы императивного
характера предполагают издание и обеспечение при помощи средств принуждения
государственно-властных предписаний устанавливающих максимально конкретные
правила поведения. При этом выполнение этих правил должно осуществляться в
четком соответствии с содержащимися в них установками. Субъекты, на которых
оказывается воздействие при помощи императивных методов, участвуют в реализации
функций государства, руководствуясь принципом: «разрешено делать, то, что
разрешено законом». К примеру, лица участвующие в реализации правоохранительной
функции обязаны осуществлять свои полномочия в четком соответствии с законом, в
рамках установленных законом процедур и с соблюдением определенных законом сроков.
В свою очередь методы
диспозитивного характера связаны с определением общих границ «очерчивающих»
область дозволенного поведения и определяющих сферу, в рамках которой субъекты
самостоятельно (используя договорную форму) вырабатывают правила взаимного общения
в процессе реализации той или иной функции государства. Основным принципом
применительно к диспозитивным методам управления является: «разрешено делать
все, что не запрещено законом». Наиболее широкое применение диспозитивные
методы получили в ходе осуществления экономической функции, когда государство,
закрепив на законодательном уровне наиболее значимые правила, с которыми
связывается обеспечение законности экономической деятельности хозяйствующих
субъектов, вместе с тем не препятствует их инициативной деятельности.
Терминологический
словарь:
Функция
– (лат. functio – исполнение,
совершение) внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе
отношений.
Функции
государства – это основные направления его
деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи
государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему
методами.
Внутренние
функции – это главные направления внутренней политики
государства, деятельность, направленная на выполнение внутренних задач
государства. Внутренние функции государства характеризуют его деятельность в
пределах собственной территории.
Внешние
функции государства – это основные направления его
деятельности во внешней политике, в отношениях с другими государствами. Внешние
функции государства позволяют говорить о нем как о субъекте международных
отношений.
Форма
осуществления функций государства
– сходная деятельность государственных органов по выполнению функций
государства.
Методы
осуществления государственных функций – это приемы,
с помощью которых реализуются функции государства.
Тема 6. Механизм государства
Учебные вопросы:
1.
Понятие
и структура механизма государства. Соотношение понятий механизм государства и
аппарат государства
2.
Понятие,
назначение и признаки аппарата государства
3.
Понятие,
признаки и виды органов государства
4.
Принципы
организации и деятельности государственных органов
1. Понятие
и структура механизма государства. Соотношение понятий механизм государства и
аппарат государства
Рассматривая государство как специфическую
социально-политическую организацию, возникающую на определенном этапе
общественного развития в целях защиты членов сообщества, обеспечения условий,
способствующих стабильному, поступательному развитию цивилизации, необходимо
обратить внимание на то, что государственная деятельность носит не стихийный, а
целенаправленный характер.
При этом различные направления государственной
деятельности (функции государства) реализуются многочисленными государственными
и негосударственными органами, в совокупности образующими государственный
механизм.
Механизм государства олицетворяет государство в целом,
представляет собой его реальное материализованное воплощение, его «плоть и
кровь». Вне и без государственного механизма нет и не может быть государства.
Механизм государства есть та реальная организационная
материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть.
Механизм является структурным и предметным олицетворением государства,
представляет собой материальное «вещество», из которого оно состоит. Можно
сказать, что механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение
государства.
Таким образом, механизм государства – это система
объединенных структурными и функциональными связями институтов, деятельность
которых направлена на достижение целей и решение задач определяемых системой
функций государства.
Понятие «механизм государства» тесно связано с
категорией «аппарат государства» (государственный аппарат, аппарат
государственной власти).
В учебной и научной литературе нередко содержится
анализ соотношения понятий «аппарат государства» и «механизм государства».
В теории государства и права понятие механизма
государства рассматривается как в широком, так и в узком смысле.
Узкий подход содержит в себе представление о структуре
государственного аппарата как совокупности органов государственной власти и
управления, в основу деятельности которых положен механизм государственного
принуждения. Таким образом, понятия «аппарат государства» и «механизм
государства» отождествляются (Матузов Н.И., Малько А.В.).
Таким образом, с точки зрения данного подхода, под механизмом
государства следует понимать систему государственных органов, взаимосвязанных и
взаимодействующих, осуществляющих задачи и функции государства.
Однако в процессе реализации функций государства
принимают участие различные государственные организации, в том числе и такие,
которые не обладают собственно властными полномочиями.
Сторонники широкого понимания механизма государства включают
в него органы государственной власти, а также государственные органы и
учреждения, не обладающие самостоятельными властными полномочиями, однако
жизненно необходимые государству для эффективной реализации властных
предписаний. Такие органы (учреждения), получили в науке название «материальных
придатков государственного аппарата». Как правило, к материальным придаткам
государства относят институты, при помощи которых реализуется государственное
принуждение: вооруженные силы, полицию (милицию), органы безопасности,
исправительные учреждения и т.д. Так, по мнению М.Н. Марченко, «государственный
механизм рассматривается как совокупность различных государственных органов,
организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а
государственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов».
Сходную точку зрения высказывают В.С. Афанасьев и В.В. Лазарев, которые
считают, что «в государственный механизм входят законодательные органы,
судебные и иные органы, а также силовые структуры, осуществляющие в случае
необходимости меры принуждения (армия, внутренние войска, тюрьмы т.п.)».
А.И. Королев относит к материальным придаткам органы,
создаваемые при чрезвычайных обстоятельствах (война, стихийные бедствия) и
имеющие временный характер (например, Государственный комитет обороны в период
Великой Отечественной войны).
Можно согласиться с мнением этих авторов о том, что
так называемые
материальные придатки играют немаловажную роль в осуществлении задач, стоящих
перед государством.
Однако термин «материальные придатки»
можно было бы использовать в принципиально ином смысле: например, к ним можно
отнести предприятия, учреждения, организации, осуществляющие материальное,
техническое, финансовое и иное обеспечение деятельности государственных
органов.
В этом смысле вполне приемлемым является
определение механизма государства, сформулированное М.К. Исаковой: «Механизм
государства – законодательно закрепленная система, располагающая необходимыми
материальными придатками государственных органов, посредством которых
осуществляются задачи и функции государства».
Таким образом,
представители более широкого понимания механизма государства включают в него
организации, предприятия, учреждения и т.д. Понятие государственного аппарата,
в связи с этим, представляется более узким, поскольку в него включаются только
специально создаваемые для управленческой деятельности государственные органы,
которые не в состоянии решить весь комплекс проблемных вопросов, стоящих перед
современным государством.
При этом зачастую
именно к государственным организациям применяется категория «материальные
придатки», и они определяются как «подразделения механизма государства, которые
призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства».
Государственные учреждения понимаются как «подразделения механизма государства,
которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а
осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций
государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной
сферах»; а государственные предприятия – как «подразделения государственного
механизма, которые тоже властными полномочиями не обладают (за исключением их
администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность,
производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы
и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества,
извлечения прибыли».
Следовательно, с точки
зрения широкого подхода к пониманию «механизма государства»: механизм
государства – это система государственных органов, организаций, учреждений,
предприятий, взятая в их взаимодействии и практическом функционировании.
В современной
юридической литературе вполне обоснованно высказывается и иная точка зрения на
соотношение понятий «государственный аппарат» и «государственный механизм»,
авторы которой обращают внимание, прежде всего, на этимологию данных категорий.
Действительно, слово «аппарат» применительно к юридической науке означает
«учреждение или ряд учреждений, обслуживающих какую-либо отрасль управления или
хозяйства». Слово же «механизм» определяется как система, в которой движение
одного вызывает движение другого. Подобным образом
определяются значения этих слов и в толковом словаре русского языка С.И.
Ожегова. Так, слово «аппарат» в нем толкуется как «совокупность учреждений,
обслуживающих какую-нибудь отрасль правления государства», а слово «механизм»
(в переносном значении) как «система, устройство, определяющее порядок
какого-нибудь вида деятельности».
На основании этого
утверждается, что понятия «государственный аппарат» и «механизм государства»
лежат в разных плоскостях и соотносятся между собой как вещь, находящаяся в
покое, в статике (государственный аппарат), и эта же вещь, находящаяся в
движении, в динамике (механизм государства), т.е. под
аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под
механизмом государства – те же органы, но в динамике. Следовательно, изучая
аппарат государства, говорят, прежде всего, о назначении, порядке образования,
компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм
государства — непосредственно о деятельности государственных органов, об их
взаимодействии между собой.
Однако общим
недостатком вышеперечисленных подходов, по мнению Р.А. Ромашова, является
смешивание структурных и функциональных аспектов государственной организации
общества и, как следствие, отождествление двух типов понимания государства:
политического, в рамках которого государство рассматривается в качестве
аппарата публичной политической власти и социологического, в рамках которого
государство представляется как форма социальной организации общества.
Изменения, произошедшие
в последние годы в политико-правовой системе России, обусловили усиление
влияния негосударственных институтов (органы местного самоуправления,
политические партии, вошедшие в парламент, СМИ и т.д.), которым государство
передает часть своих функциональных полномочий, и которые в различных сферах
общественной жизнедеятельности достаточно активно влияют на процессы реализации
функций государства. В сложившейся ситуации представляется уместным
разграничение структурных и функциональных составляющих государства и, как
следствие различение феноменов «механизм государства» и «государственный
механизм».
Структуру механизма
государства, образуют государственные органы и учреждения, создаваемые по воле
государства и действующие преимущественно в общегосударственных интересах.
Таким образом, понятие «механизм государства» тождественно понятию «аппарат
государства» в его широком смысле.
Категория государственный
механизм включает в себя помимо механизма (аппарата) государства систему
негосударственных органов, которым государство делегировало право реализации
отдельных государственных функций, и наделило их соответствующими
государственными полномочиями (прежде всего полномочиями, связанными с
правоприменительной деятельностью).
Отношения между государственными
и негосударственными институтами в государственном механизме могут быть условно
названы «отношениями социального симбиоза» (взаимной полезности). Государство
определяет и закрепляет при помощи правовых норм общезначимые правила
поведения, реализует монополию на правосудие и государственное принуждение.
Вместе с тем негосударственные институты оказывают влияние на правотворческие и
правоприменительные процессы, конкурируют с государством в экономической сфере,
ограничивают (при помощи общественных правозащитных организаций) возможности
применения государственного принуждения.
2. Понятие,
назначение и признаки аппарата государства
Важнейшей составляющей
механизма государства, сточки зрения широкого подхода, является государственный
аппарат – совокупность органов государственной власти и должностных лиц –
представителей государственной власти, которые от имени государства и в его
интересах участвуют в реализации государственных функций.
Государственный аппарат
представляет собой систему органов и должностных лиц, с помощью которых
осуществляются управленческие функции государства. В силу того, что
государственный аппарат как раз и создается для выполнения функций государства,
последним в этой связи принадлежит определяющая роль.
Аппарат государства
– это система всех, наделенных властными полномочиями органов государства,
созданных для решения стоящих перед ним задач и осуществления его функций (т.
е. для управления обществом).
Деятельность
государственного аппарата направлена на
·
разработку
и принятие общеобязательных правил поведения (юридических норм);
·
установление
системы юридических гарантий обеспечивающих эффективную реализацию правовых
предписаний;
·
осуществление
надзора и контроля за соблюдением законности и поддержанием правопорядка;
·
осуществление
правосудия.
Рассмотрение
государственного аппарата в качестве обособленной части механизма государства,
предполагает наличие у него специфических качеств – признаков.
Признаки
государственного аппарата:
1)
формируется
по воле государства с целью реализации государственных функций;
2)
от
имени государства осуществляет законотворческую и
исполнительно-распорядительную деятельность, а также деятельность по
отправлению правосудия;
3)
обладает
монополией на государственное принуждение;
4)
включает
органы государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной).
5)
в
основу формирования и функционирования государственного аппарата положен
профессиональный принцип (сотрудники государственного аппарата осуществляют
свои полномочия на профессиональной основе и не должны заниматься иными видам
возмездной деятельности).
3. Понятие,
признаки и виды органов государства
Структуру
государственного аппарата образуют государственные органы – создаваемые по воле
государства обособленные функциональные институты (подразделения) наделенные
определенным объемом властной компетенции и осуществляющие от имени государства
правотворческую, управленческую, правоисполнительную и правоприменительную
деятельность.
Орган государства
является первичным и важнейшим структурным элементом аппарата государства.
Государственный орган –
это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено
государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления
определенного вида государственной деятельности, наделенное для этого
соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих
полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.
Раскрытие понятия и
признаков государственного органа позволяет глубже познать механизм государства
в целом.
В качестве
отличительных признаков государственных органов можно выделить следующие
качественные характеристики:
1)
формирование
по воле государства и осуществление своих полномочий от имени государства.
Государственные органы нередко называют органами государственной власти,
подразумевая, что при их помощи реализуется государственный суверенитет в
области установления и реализации требований института власти;
2)
выполнение
каждым государственным органом строго определенных, установленных в
законодательном порядке видов и форм деятельности (законодательной,
исполнительной, охранительной и т.д.);
3)
наличие
у каждого государственного органа юридически закрепленной организационной
структуры, территориального масштаба деятельности, установленного положения в
системе властной иерархии, определяющего характер и объем принадлежащих
государственному органу полномочий, а также порядок его взаимоотношения с
другими государственными (негосударственными) органами и организациями;
4) Важнейшим признаком
органа государства является наличие у него компетенции – властных полномочий
(правомочий) (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и
объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т.е. конкретными задачами и
функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно
юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве).
Признаки государственного органа:
- создается по воле государства и осуществляет свою деятельность от
имени государства;
- наделяется властными полномочиями;
- занимает строго определенное место в системе властной иерархии;
- имеет организационную структуру, территориальный масштаб
деятельности;
- принимает от имени государства предписания
властно-распорядительного характера, обеспечивает реализацию этих предписаний,
в том числе при помощи механизма государственного принуждения.
Особое место в
государственном аппарате занимают должностные лица – представители
государственной власти – государственные чиновники, управомоченные
самостоятельно выступать от имени государства, принимать волевые решения,
обеспечивать реализацию этих решений при помощи государственных гарантий и санкций,
в том числе при помощи механизма государственного принуждения.
Должностные лица –
представители государственной власти осуществляют государственную власть в
форме судебного, административного усмотрения. Предполагается, что выработка и
принятие властного решения по делу является результатом сознательного волевого
поведения (усмотрения) должностного лица. Вместе с тем должностное лицо
принимает решение на основании и в рамках, предусмотренных действующим
законодательством. При этом, превышение должностным лицом своих полномочий
рассматривается как произвол.
Должностные лица
осуществляют государственную власть на профессиональной (возмездной) основе и
не имеют права заниматься другими видами оплачиваемой деятельности (за
исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности).
Выступая в качестве полномочных представителей государства, чиновники не должны
использовать властные полномочия в эгоистических интересах личного или
корпоративного характера.
Наряду с
представителями государственной власти – профессиональными чиновниками,
существует особая категория должностных лиц, которые, находясь на
государственной службе, вместе с тем являются представителями государственной
власти только в период реализации конкретных профессиональных функций (часовой
на посту, пограничник, охраняющий государственную границу, сотрудник ГИБДД
осуществляющий контроль за безопасностью дорожного движения и т.д.).
Особенностью в данном случае является выведение указанных лиц на время
реализации ими государственно-властных полномочий за пределы служебной
субординации. Выполняя эти функции, лицо является полномочным представителем
государства и обязано подчиняться требованиям закона, даже в тех случаях когда
эти требования идут вразрез с приказами их непосредственных начальников
(командиров).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43
|