Учебное пособие: Государство и право, их типология, формы и значение
акты органов управления
(приказ об увольнении конкретного лица);
акты судебных органов
(приговор суда);
акты
контрольно-надзорных органов (постановление санитарной инспекции о наложении
штрафа);
акты органов местного
самоуправления (распоряжение мэра города о назначении главы районной
администрации).
3. По содержанию и
значению в механизме реализации права, акты применения права можно классифицировать
на:
Конкретизирующие
(регламентирующие) акты подтверждают наличие права у конкретного лица,
применительно к нему индивидуализируют (регламентируют) объем этого права,
форму и порядок его реализации (например, различные должностные инструкции,
распоряжения руководителя о выполнении каких-либо работ с определением
исполнителей и ответственных лиц, назначение пенсии и т.п.).
Регистрационные акты,
которыми удостоверяется законность определенных состояний личности, ее действий
и т.д. Например, внесение в списки избирателей, постановка на регистрационный
учет по месту жительства, удостоверение нотариусом подписи и т.п.
Акты о признании,
посредством которых признаются такие состояния личности, как признание
безвестно отсутствующими, умершими, недееспособными, отцовства и т.п.
Разрешающие
(разрешительные) акты, в которых выражено дозволение компетентного органа на
использование конкретным субъектом конкретного права с учетом обстоятельств
времени, места, условий, порядка реализации и т.д. К таким актам можно отнести
принятие органами внутренних дел решения о разрешении приобретения газового или
охотничьего оружия и т.п.
Следует отличать
разрешительные акты от регистрационных. Облеченные в практически одинаковую
форму, они выполняют сходные функции, однако при вынесении регистрационных
актов компетентный орган проверяет соответствие фактических условий и
обстоятельств предусмотренным законом и лишь удостоверяет этот факт.
Компетентный орган не вправе отказать в регистрации, если формальные условия
соблюдены. Акты же разрешительные помимо учета формального соответствия
фактических условий и требований закона, оценивают соответствующую ситуацию и с
учетом целесообразности такой реализации, специально дозволяя совершение
определенных действий. Это проявляется в тех случаях, когда вопрос о разрешении
не связан с исчерпывающим перечнем условий либо, когда сами условия
сформулированы через оценочные понятия, а также в случаях возможности
предоставления какого-либо права «в виде исключения».
Учреждающие (учредительные)
акты, содержание которых сводится к учреждению факта, в результате чего он
приобретает юридическое значение. Например, акты о назначении на должность, об
образовании комиссии, об учреждении (утверждении устава) предприятия и т.п.
Запрещающие (запретительные)
акты, содержание которых связано с запретом реализации права, носящим сугубо
индивидуальный характер (применительно к данному праву, субъекту его
реализации, условиям места и времени, порядку реализации и т.д.). Примером
могут служить отказ окружной избирательной комиссии в регистрации лица в
качестве кандидата в депутаты, отказ в выдаче заграничного паспорта и т.п.
Правовосстановительные
акты (решение о восстановлении незаконно уволенного на работе).
Акты-санкции,
определяющие меры ответственности за правонарушение.
4.
По
форме:
отдельный документ
(приговор суда);
резолюция на материалах
дела (утверждение прокурором обвинительного заключения);
устная форма (наложение
штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте);
акты-действия (задержание
преступника, конвоирование в зал суда);
акты-сигналы (сигнал
регулировщика, сигнал инспектора ГАИ).
Таким образам, акты применения
права являются важнейшим средством реализации предписаний правовых норм.
3. Пробелы
в праве. Аналогия закона и аналогия права
Постоянное развитие
общественных отношений предполагает оперативное реагирование правотворческих
органов, которые призваны регламентировать эти отношения. Однако отставание
законодательного закрепления возникающих общественных отношений от их развития –
явление вполне нормальное.
Многообразие
общественных отношений, которые требуют правового регулирования, также может
явиться причиной отсутствия их законодательного закрепления. Правотворческие
органы не в силах охватить формулировками нормативно-правового акта всех
жизненных ситуаций, требующих правового регулирования
Сходная ситуация может
явиться и следствием недостатка компетентности членов правотворческих органов.
Следовательно, в ходе
правоприменения возможна ситуация, когда имеющие юридическое значение
обстоятельства не находятся в сфере правового регулирования. В таком случае
налицо пробел в праве.
Наличие пробелов в
праве нежелательно и свидетельствует о недостатках правовой системы. Однако они
объективно возможны и неизбежны.
Пробел в праве – полное
или частичное отсутствие в действующей системе законодательства нормы права, необходимость
которой обусловлена развитием общественных отношений и потребностями
правоприменения. Это такая ситуация, когда имеется факт, по своему характеру
находящийся в сфере правового регулирования, требующий правового разрешения,
однако норма права, его предусматривающая, отсутствует.
Пробел в праве – это
отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего
в сферу правового регулирования).
Способы устранения и
восполнения пробелов.
Пробелы должны
восполняться путем правотворчества. Идеальным способом устранения пробелов в
праве является принятие полномочным органом нормативно-правового акта,
закрепляющего недостающую норму или группу норм права. В гражданском праве
пробел может быть устранен и условиями заключенного сторонами договора. Однако
быстрое устранение таким способом пробелов не всегда возможно, поскольку
связано с процессом правотворчества.
Суд не может отказать в
правосудии, правоприменитель обязан вынести решение по конкретному делу
независимо от наличия или отсутствия соответствующей нормы в законодательстве.
Тогда он сталкивается с проблемой разрешения дела при отсутствии
соответствующих норм права.
Конечно, вначале орган,
применяющий право, должен определить место рассматриваемой ситуации в системе
общественных отношений. И если данное отношение находится в сфере правового
регулирования, то дело должно быть разрешено. Для этого в праве существует
институт аналогий, означающий сходство жизненных ситуаций и правовых норм. Он
предусматривает два оперативных метода преодоления пробелов - аналогию закона и
аналогию права.
Аналогия закона
применяется в случае отсутствия нормы права, регулирующей рассматриваемые
общественные отношения, но при наличии в законодательстве другой нормы, регулирующей
сходные с ним отношения.
При аналогии закона
складывается следующая ситуация:
1)
имеется
факт (отношение), требующий правового разрешения;
2)
отсутствует
норма его предусматривающая;
3)
отсутствует
обычай делового оборота, рассчитанный на данное отношение;
4)
отношение
не урегулировано соглашением сторон;
5)
имеется
в наличии норма, предусматривающая сходные аналогичные факты (отношения).
Дело решается на основе
нормы, регулирующей сходное отношение.
Например, в УПК РСФСР
не предусмотрен отвод общественного обвинителя. Однако решение об отводе этого
участника уголовного процесса решается судьей на основе статьи того же кодекса,
предусматривающей отвод прокурора; в банковской практике до принятия в 1995
году ГК РФ к трастовому договору применялись правовые нормы, регламентировавшие
договор комиссии или поручения; при обнаружении недостатка в вещи, полученной
как выигрыш по лотерее, обнаружен недостаток, то порядок их устранения
определяется по аналогии с нормами, регулирующими порядок устранения
недостатков вещей, полученных в результате заключения договора купли-продажи.
Аналогия права применяется
при отсутствии в законодательстве как нормы права, регулирующей рассматриваемую
ситуацию, так и нормы права, регулирующей сходный случай. В таком случае дело
решается на основе общих принципов права (справедливость, гуманизм, равенство
перед законом и др.), закрепленных в Конституции и других законах. Так,
применение аналогии права в гражданском законодательстве должно основываться на
«основных началах» этой отрасли права, к которым ГК РФ относит: признание
равенства участников регулируемых гражданским законодательством отношений;
неприкосновенность собственности; свободу договоров; недопустимость
произвольного вмешательства кого-либо в частные дела; необходимость
беспрепятственного осуществления гражданских прав; обеспечение восстановления
нарушенных прав.
По аналогии решаются
только дела, которые рассматриваются в порядке гражданского и арбитражного
процессуального законодательства. В уголовных делах и делах об административных
правонарушениях аналогия не применяется. Согласно ст. 14 УК РФ преступлением
является лишь такое деяние, которое предусмотрено этим кодексом, а
административным правонарушением является лишь то виновное деяние, которое
предусмотрено КоАП РСФСР. Ст. 3 УК РФ запрещает применение уголовного закона по
аналогии.
Аналогия закона и
аналогия права – исключительные средства, с помощью которых возможно решение
конкретного юридического дела. Применение права по аналогии требует соблюдения
ряда условий, обеспечивающих правильное их применение.
Для использования
аналогии необходимо:
1. Установить, что
данная ситуация имеет юридический характер (порождает юридические последствия)
и требует правового решения.
2. Убедиться, что в
данной отрасли права отсутствует конкретная норма, регулирующая подобные случаи
(установить пробел в праве).
3. Установить, не
запрещено ли применять аналогию закона или аналогию права в данном случае.
Прямой запрет на применение уголовного закона по аналогии содержится в ч. 2 ст.
3 УК РФ, поскольку Конституцией РФ в ст. 54 закреплен принцип недопустимости
ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось
правонарушением. В административном праве не допускается аналогия в отношении
правонарушений. В других отраслях права аналогия не запрещается, а в
гражданском праве ее допустимость закрепляется в ст.6 ГК РФ.
4. Отыскать в
законодательстве норму, регулирующую сходный случай, и на ее основе решить дело
(аналогия закона). Причем сходство анализируемых обстоятельств и обстоятельств,
предусмотренных найденной нормой, должно быть установлено в существенных
признаках (т.е. позволяющими судить о равенстве, равнозначности обстоятельств в
правовом отношении).
5. При отсутствии
сходной нормы установить общие принципы права (или отрасли права) и на их
основе решить дело (аналогия права). “Если такие принципы не выражены в
законодательстве, они выводятся с соблюдением логических правил дедукции”.
Общие принципы права могут быть сформулированы и в научных трудах ведущих
ученых-правоведов. В этой связи с особой остротой может встать вопрос о
содержании принципов естественного права, которые являются (должны являться)
основой позитивного законодательства.
6. Дать в решении по
делу мотивированное объяснение причин и оснований применения к данному случаю
аналогии закона или аналогии права. Это обеспечивает возможность проверки
правильности решения дела вышестоящими или контрольно-надзорными органами.
Применение права по
аналогии – не произвольное разрешение дела. Принятие решения осуществляется в
соответствии с государственной волей, выраженной в отдельных нормах права,
регулирующих сходные отношения или в общих принципах права. Пробел может быть устранен
только компетентным нормотворческим органом, а преодолен – аналогией закона и
аналогией права.
4. Понятие
и необходимость толкования права
В процессе применения
права возникают ситуации, когда понимание смысла правовой нормы невозможно без
ее дополнительного анализа. Процесс интерпретации (толкования) правовых норм и
призван привести к соответствию смысла и содержания правовой нормы с одной
стороны, и ее текстовое выражение с другой. Толкование (интерпретация) права
является необходимым элементом деятельности любого субъекта по реализации
правовых предписаний.
Прежде чем применить ту
или иную норму права, надо уяснить ее подлинный смысл, а в некоторых случаях и
разъяснить.
Интерпретационная
деятельность (толкование права) – это сложный волевой процесс (деятельность различных
субъектов), направленный на установление точного смысла, содержащегося в норме
права и обнародование его для всеобщего сведения.
Толкование права – это
интеллектуально-волевая деятельность по установлению подлинного содержания
правовых актов в целях их реализации и совершенствования.
Стадии толкования
права.
Данный процесс состоит
из двух стадий:
1.
Толкующий
субъект (интерпретатор) вначале уясняет содержание правовой нормы для себя,
решает, как он будет действовать;
2.
В
целях установления одинакового понимания и применения разъясняет смысл и
содержание правового предписания всем заинтересованным лицам.
Неотъемлемым элементом интерпретационной
деятельности является вынесение акта толкования права (интерпретационного акта).
Акт толкования права –
это один из видов правовых актов, имеющих свои особенности:
не содержит норм права;
не имеет самостоятельного
значения и действует в единстве с теми нормативными актами, в которых
содержатся толкуемые юридические нормы;
зависит от
нормативно-правовых актов, обслуживают их и разделяют их судьбу;
адресован
правоприменительным органам;
не может лежать в
основе решения юридического дела.
Акт толкования
необходимо рассматривать и как действие, и как результат – устное или
письменное разъяснение смысла правовой нормы.
Акт толкования как
действие представляет собой процесс последовательного уяснения и разъяснения
смысла и содержания правовой нормы.
Устный акт толкования
представляет собой разъяснение, не имеющее юридической силы, а лишь
способствующее пониманию каким-либо субъектом смысла правовой нормы.
Письменная форма акта
свойственна, прежде всего, официальной их разновидности. Такой акт толкования –
это официальный документ, имеющий вспомогательное юридическое значение,
направленный на установление действительного смысла и содержания нормы права и
рассчитанный на постоянное или единовременное использование.
Значение толкования
права заключается в обеспечении полного и точного раскрытия воли
правотворческого органа, выраженного в нормативно-правовых актах, в оптимизации
процесса применения права, в эффективности реализации интерпретированных
правовых предписаний.
5. Способы
(приемы) толкования права
Первая стадия
интерпретационной деятельности – уяснение смыслового содержания правовой нормы.
Уяснение характеризует гносеологическую (познавательную) природу толкования, направленного
на познание права. Толкование-уяснение выступает как внутренний мыслительный
процесс, происходящий в сознании субъекта, толкующего правовое предписание.
Объектом
толкования-уяснения являются любые правовые нормы, смысл которых требуется
уяснить либо в процессе применения права, либо в процессе правотворчества.
Нельзя отрицать возможность уяснения смысла правовой нормы для применения ее в
будущем и даже как самоцель.
Процесс толкования
осуществляется не произвольно, а с помощью определенных способов. Так
интерпретатор достигает наиболее точных результатов. Способы толкования
дополняют и обусловливают друг друга. Они дают положительные результаты лишь
при их использовании в совокупности.
Уясняя смысл и
социальное назначение правовой нормы, интерпретатор исследует:
1.
Саму
норму (посредством языкового и логического способов толкования-уяснения).
2.
Ее
правовые связи, то есть взаимоотношения с другими юридическими предписаниями и
правовыми принципами (систематический способ толкования).
3.
Ее
внеправовые связи с другими общественными явлениями (историко-политический,
функциональный способы толкования-уяснения).
Приемы (способы)
толкования:
Грамматический
(языковой)
Систематический
Историко-политический
Логический
Специально-юридический
(юридический)
Функциональный
Общепризнанными
являются три первых.
1. Грамматическое
(языковое) толкование начинается с осмысления соответствующего текста
нормативного акта. При уяснении смысла правовой нормы всегда используется этот
способ. Объектом в данном случае выступает текст интерпретируемой нормы,
закрепленный в нормативно-правовых актах.
Анализируя текст,
интерпретатор:
а) проводит
лексико-морфологический анализ текста, где выясняет значение отдельных слов,
взятых изолированно. Вначале выясняется общеупотребительное значение слов,
затем специальное и, наконец, юридическое. По общему правилу при различии в
содержании указанных терминов следует использовать термины в юридическом
значении. Так, юридическая трактовка термина «хулиганство» несколько уже
общеупотребительной. Среди юридических предпочтение отдается «легальным»
(закрепленным в законодательстве) терминам над научными, то есть отраженными в
различного рода справочной литературе, комментариях, монографиях и т.д.;
б) осуществляет
синтаксический анализ, рассматривая словосочетания и предложения, их типы,
значения, функции, характер и виды взаимодействия;
Языковое толкование
имеет особое значение и должно осуществляться особенно тщательно в случае, если
правовая норма складывается из нескольких статей одного акта или различных
актов (внесение изменений и дополнений в статью, последующее ее
распространение, отмена какой-либо части, помещение санкции в другой статье или
ином акте и т.д.).
1.
Систематическое
толкование способствует выяснению правовых связей интерпретируемой нормы.
Это такие связи, как:
субординация
(юридическая сила акта),
координация (отраслевая
обособленность и группировка),
связи управления (общая
норма и специальная),
связи происхождения
(первичная и производная нормы).
В результате выявляются
внешние противоречия нормы: например, норма закреплена в нескольких
нормативно-правовых актах, один из которых утратил силу. Способствует точному
уяснению смысла нормы права и сравнение ее с нормой другой отрасли права,
регулирующей сходные отношения (например, ст.152 ГК РФ и ст.130 УК РФ).
Уяснить суть конкретной
нормы можно лишь проанализировав другие нормы, близкие ей по содержанию,
развивающие, детализирующие ее, выяснив, в каком по значимости акте она
сформулирована, какое место в этом акте занимает. Это и составляет содержание
систематического толкования. Например, статья 143 УК РФ предусматривает
ответственность за нарушение правил охраны труда. Но в этой статье ничего не
говорится о том, в чем эти правила заключаются. Таких правил много, они содержатся
в законах и иных нормативных актах, и их нельзя не учитывать при толковании
статьи 143 УК.
При толковании
изучается связь конкретных норм с общей частью той же отрасли права. Такое
сопоставление помогает уточнить и раскрыть смысл толкуемой нормы, более четко
определить ее общую направленность, сферу действия.
3. При
историко-политическом толковании исследуются:
1)
состояние
общественных отношений во время издания нормативного акта. Так, в момент
принятия УК РСФСР 1968 года режим государственной и личной собственности
несколько отличался. Отсюда и различия в размере наказания – считалось, что
государственная или общественная собственность имели более высокую ценность,
нежели личная. Изменение общественных отношений способствовало установлению
равнозначимости государственной и частной (уже не личной) собственности. Исходя
из такой предпосылки, законодатель посчитал необходимым внести изменения в УК
РСФСР и объединил нормы об ответственности за преступления против собственности
в одну главу – «Преступления против чужой собственности». Здесь толкование
осуществлялось в процессе правотворческой (скорее правоподготовительной)
деятельности;
2)
цели,
которые преследовались при издании акта;
3)
практика
применения соответствующей правовой нормы. Хотя источником права в
романо-германских правовых системах юридический прецедент не является, в
процессе толкования решения судебных и административных органов используются
достаточно широко.
При толковании
посредством этого способа интерпретатор изучает:
- документы
и материалы, опубликованные в средствах массовой информации;
- литературу,
отражающую политику государства во время принятия акта;
- современное
и устаревшее официальное и неофициальное толкование;
- тексты
отмененных актов по тому же вопросу;
- материалы
обсуждения и принятия толкуемой нормы;
- материалы
применения исследуемой нормы;
Историко-политическим
толкованием выявляются нормы, формально не отмененные, но фактически утратившие
свое значение.
4. При логическом толковании
анализируются не слова и выражения, а понятия, которые они отражают. Логический
анализ суждений и их связей между собой позволяет выяснить смысл, который
вкладывал правотворческий орган в тот или иной нормативно-правовой акт.
Интерпретатор для достижения
своих целей использует следующие законы формальной логики:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43
|